ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Психология
УДК 159.9.072.42 И.В. Долгополова
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ*
Данная работа продолжает цикл публикаций по проблеме полисистемного подхода в исследованиях стиля деятельности. В ней рассмотрены особенности стиля деятельности и интегральной индивидуальности учителей-предметников (на примере гуманитарного, математического и естественнонаучного направлений). Особое внимание уделено степени развития четырех компонентов стиля педагогической деятельности, а также проявлению свойств интегральной индивидуальности учителей, преподающих основные предметы. Выявлены специфические связи стиля деятельности и свойств индивидуальности.
Ключевые слова: стиль деятельности, интегральная индивидуальность, личностные черты, учителя-
предметники, успешность педагогической деятельности, психодинамические свойства индивидуальности, свойства нервной системы, связь стиля деятельности и свойств интегральной индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход в образовании, превалирующий в последние годы, и формирование модели выпускника средней школы на основе ключевых компетенций - все это требует изменений в личностном и деятельностном поведении главной фигуры, их обеспечивающей, - учителя. В современных условиях система образования направлена на конкретный и измеряемый результат
- выполнение муниципального задания, которое заявляет определенный процент выпускников, успешно сдавших ГИА и ЕГЭ. В этом плане ведущее значение приобретает личность учителя-предметника и его профессиональная деятельность, обеспечивающие данные результаты.
Актуальные тенденции в развитии образования предполагают готовность педагога к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремление к профессиональному совершенствованию. Таким образом, раскрытие личностного и деятельностного потенциала становится необходимым условием становления психологической компетентности педагога в условиях новых тенденций в образовании.
Особенности профессиональной деятельности педагога - интеграция в деятельности профессионально значимых и личностных качеств, профессиональных знаний и умений. Еще в 1993 г. в работе И.Б. Жуваковой было доказано, что связь индивидуального стиля педагогической деятельности с уровнем профессионально важных качеств является показателем успешности деятельности учителя [2].
Проведенный нами литературный обзор показал, что за последние 10 лет опубликовано более сотни работ по вопросам стиля, защищено около десятка диссертаций. В них наиболее часто рассматриваются проблемы формирования стиля деятельности (далее - СД) будущих педагогов (Сорокина Г.В., 2004; Панибратенко М.В., 2005; Торхова А.В., 2006; Черепанова Н.В., 2007; Вохмянина И.В., 2007; Лапина О.А., 2010), особенности СД учителей начальных классов (Рожок Т.С., 2004; Слепичева
О.А., 2004; Дмитренко Т.А., 2007; Бурякова Т.С., 2011; Ермакова О.Е., 2012). Достаточно широко представлены также частные исследования по стилю. Так, существуют работы о развитии СД учителя в системе непрерывного образования (Евланова Л.И., 2009) и в системе дополнительного образования (Сни-гирева Е.М., 2011), о связи СД с профессиональной компетентностью учителя (Щербакова Т.Н., 2006), о развитии частных компонентов стиля в профессиональной деятельности (о коммуникативном компоненте стиля - Самохвалова А.Г., 1998; об оценочной стороне стиля - Шибанова Н.М., 2011). Но все эти исследования имеют разрозненный характер и не дают полного представления о СД учителя как о феномене.
Наиболее серьезно вопросы СД представлены в Пермской психологической школе, где они разрабатываются уже более 40 лет. Ведущая роль в развитии этого научного направления принадлежит В.С. Мерлину (1986) и М.Р. Щукину (с 1994 г. по настоящее время). Проблематика стиля педагогиче-
Статья подготовлена в рамках соглашения ПСР/НИР-20 по Проекту № 024-Ф Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
ской деятельности раскрыта в работах Ю.С. Шведчиковой (2002), И.В. Долгополовой (2004). Как справедливо отмечает в своем диссертационном исследовании Ю.С. Шведчикова (2002), вопросы формирования, развития индивидуального СД учителя рассматриваются без учета предметной специфики его деятельности [5]. В ее работе показано, что индивидуальный стиль педагогической деятельности учителей-предметников представляет собой сложную многокомпонентную систему действий и операций, которая обеспечивает выполнение профессиональной деятельности и зависит от преподаваемого предмета.
Результаты проведенного нами исследования позволяют расширить существующие представления о природе индивидуального стиля, взаимосвязанных с ним особенностях интегральной индивидуальности (далее - ИИ) учителей-предметников.
Исходя из развиваемого в школе В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина системного подхода к пониманию индивидуальности нами было выдвинуто предположение о том, что СД учителей-предметников является многокомпонентным образованием. Как было показано нами ранее на выборке учителей начальных классов [1], он состоит из четырех компонентов. Два из них - «коммуникативные действия» и «действия, активизирующие интеллект учащихся» - характеризуют умение педагогов организовать интеллектуальную деятельность детей, что особенно важно не только в первые годы обучения в школе (Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин и др.), но и при переходе из начальной школы на основную ступень. Третий и четвертый компоненты соответственно - это «организационные действия» и «самоор-ганизационные действия». Необходимость их выделения обусловлена важностью вопросов совершенствования педагогического процесса и формирования учебной деятельности.
В основу подбора участников исследования легла идея о том, что наиболее целесообразным с практической точки зрения представляется изучение СД и ИИ профессионально состоявшихся учителей, демонстрирующих высокое качество образования. Так, в диссертационном исследовании
А.В. Краснова показано, что высоким уровнем профессиональной зрелости и способностью адекватно управлять процессом своего профессионального становления характеризуются учителя со стажем работы от 5 лет [3]. Поэтому в исследовании принимали участие только опытные педагоги с существенным стажем работы, так как стиль деятельности в качестве устойчивого образования формируется не ранее чем через пять лет после начала профессиональной деятельности. Подавляющее большинство испытуемых (94,7%) имеют высшее профессиональное образование по профилю деятельности. Несколько человек на момент исследовательской работы имели среднее профессиональное образование, но при этом обучались на старших курсах педагогических вузов. Подробные характеристики участников исследования отражены в табл. 1.
Таблица 1
Возрастно-стажевые и профессиональные характеристики участников исследования
Основные характеристики Возраст, в годах (М=44,9) Образование Категория Стаж педагогической деятельности, в годах (М=22,0) Стаж работы в основной школе, в годах (М=20,9)
до 30 лет до 40 лет до 50 лет свыше 50 лет среднее профессиональное высшее профессиональное 2 1 высшая до 10 лет от 10 до 20 от 20 до 30 лет свыше 30 лет до 10 лет от 10 до 20 от 20 до 30 лет свыше 30 лет
Кол-во
педагогов, % 5,26 31,6 31,6 31,6 5,3 94,7 31,6 36,8 31,6 10,5 26,3 26,3 36,9 15,8 21,1 42,1 21,1
Примечание. Условное обозначение (здесь и далее) М - среднее значение.
Таким образом, все педагоги-участники исследования имеют сформированный стиль деятельности и выраженные особенности индивидуальности. Учителя, принявшие участие в исследовании, являются преподавателями основных предметных дисциплин по трем направлениям: гуманитарное
(русский язык, иностранный язык, литература, обществознание, история), математическое (математика, информационные технологии) и естественнонаучное (химия, биология).
Для изучения СД применялись методики, ранее разработанные и адаптированные автором [1]. Так, специальный психодиагностический инструментарий, который позволяет оценить СД учителя как показатель профессиональной успешности и деятельностного потенциала, - это опросник «Особенности стиля деятельности учителей». Он прошел процедуру стандартизации на выборке учителей начальных классов (2003-2004 гг.) и учителей среднего звена (2011-2012 гг.), отражает стиль педагогической деятельности в традиционном понимании и учитывает ее характеристику как направленной на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие учащихся.
Для исследования свойств ИИ применялись методики, традиционно используемые в Пермской психологической школе. Личностные черты изучены с помощью 16-фактороного опросника Р. Кет-телла, интеллектуальные способности - с помощью краткого ориентировочного теста Э.Ф. Вандер-линка, а коммуникативные и организаторские склонности - с помощью теста КОС Б.А. Федоришина. Для изучения нижележащих свойств ИИ применены опросник формально-динамических свойств
В.М. Русалова (темпераментальные характеристики) и опросник темперамента Я. Стреляу (проявление свойств нервной системы).
Полученные результаты оказались, с одной стороны, весьма содержательными, а с другой стороны - несколько противоречивыми.
Анализ выраженности стилевых особенностей деятельности учителей-предметников (табл. 2) позволяет говорить о некоторой сбалансированности компонентов стиля. Во-первых, они сформированы в пределах нормативных значений. Во-вторых, находятся примерно в одном диапазоне развития
- от 72,95% до 79,95%.
Таблица 2
Сформированность различных компонентов стиля деятельности учителей-предметников
№ п/п Компонент СД М, в баллах Представленность, в % (в сравнении с максимальным значением)
1 Коммуникативные действия 83,95 79,95%
2 Действия, активизирующие интеллект учащихся 77,84 77,84%
3 Организационные действия 83,89 72,95%
4 Самоорганизационные действия 83,05 79,09%
Тем не менее данные таблицы демонстрируют наибольшее развитие двух компонентов: «коммуникативные действия» и «самоорганизационные действия». Возможно, это связано с условиями профессиональной деятельности учителей, ведущих предметы узкой направленности в большом количестве классных коллективов. Использование коммуникативных действий педагогом обеспечивает его успешность деятельности в условиях, когда дети начали обучаться не у одного педагога (как в начальной школе), а у нескольких. В результате учитель-предметник вынужден «уметь определить внутреннее состояние ученика по внешним нюансам его поведения», «избегать избирательности в контактах с учащимися», «предъявлять свои требования в жесткой форме» и использовать прочие действия коммуникативной направленности. Высокий уровень социализации современных школьников (в том числе свободный доступ к любой информации) требует от педагога выраженности самоор-ганизационных действий и действий, активизирующих интеллект учащихся. Учитель-предметник, согласно полученным в исследовании данным, «регулярно знакомится с новинками учебной и методической литературы», систематически «анализирует результаты работы с точки зрения организации урока, дисциплины, взаимодействия с учащимися». Организационные действия педагога-предметника приобретают меньшее значение, чем в отношении учащихся начальных классов, так как учебная деятельность школьников в 5-6-х классах уже практически сформирована.
Свойства интегральной индивидуальности учителей-предметников изучены нами в отношении личностных черт, характеристик интеллекта, способностей, а также свойств темперамента и нервной системы. На рисунке отражен профиль личностных черт учителей-предметников.
И.В. Долгополова
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
В целом по личностным чертам обнаружены усредненные оценки, их значения по всем 16 факторам варьируются в пределах нормы. В общем плане учителей основной школы характеризует тенденция к замкнутости и склонность к излишней строгости в оценке людей. Достаточно высокий уровень развития по фактору В (конкретность-абстрактность мышления) свидетельствует о развитом абстрактном мышлении, сообразительности и быстрой обучаемости. Учителя демонстрируют весьма высокий уровень общей культуры и эрудиции. По фактору С учителя проявили эмоциональную неустойчивость, импульсивность, раздражительность и утомляемость, что может быть следствием специфики профессиональной деятельности. Ранее доказано, что педагогическая деятельность в связи с высокой интенсивностью коммуникативных контактов входит в группу риска по эмоциональному выгоранию.
Выражен приоритет подчиненности в отношениях, что говорит о тактичности учителей и готовности брать вину на себя. Вероятно, эти черты приобретаются в процессе профессиональной деятельности как некая мера успешности в ситуациях частых коммуникативных конфликтов, когда учитель берет вину на себя с целью его купирования. При этом учителей-предметников отличает экспрессивность, ориентировка на эмоциональную значимость социальных контактов, динамичность в общении и стремление к эмоциональному лидерству в группах.
Несколько насторожили данные по фактору G - склонность к низкой нормативности поведения. Неорганизованность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния - эти характеристики, вероятно, проявились как отражение регулярных новшеств в системе образования, к сожалению, не всегда продуманно реализующихся на местах.
Учителя в значительной степени проявляют смелость и активность. При этом они готовы к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способны принимать самостоятельные, неординарные решения, склонны к авантюризму и проявлению лидерских качеств. По фактору I учителя демонстрируют жесткость, что проявляется в несентиментальности, самоуверенности, рассудочности, гибкости в суждениях и практичности. Некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим могут свидетельствовать о защитной реакции учителей на частые
сложные ситуации в общении с детьми, родителями, администрацией. Подозрительность педагогов проявляется в осторожности, эгоцентричности, настороженности по отношению к людям, раздражительности. Иногда они показывают автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.
По фактору М учителя демонстрируют мечтательность, а именно: богатое воображение, поглощенность своими идеями, ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность. В основном они имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. Педагогов отличает прямолинейность, откровенность и некоторая непосредственность в общении. Спокойствие, уверенность в себе и своих силах, отсутствие раскаяния и чувства вины - это характеризует педагогов по фактору О.
Консерватизм, уважение принципов и терпимость к традиционным трудностям, а также проявления нонконформизма (независимость, самостоятельность и находчивость) сочетаются с высоким самоконтролем, целенаправленностью, сильной волей, умением контролировать свои эмоции и поведение. По фактору Q4 учителя проявили тенденцию к расслабленности в сочетании с невысоким уровнем мотивации достижений.
Уровень интеллектуальных способностей педагогов оказался средним (32,58 балла), но на грани с высоким, что свидетельствует о динамичной мыслительной деятельности. При этом основную массу учителей-предметников характеризуют средние показатели темпа умственных процессов и продуктивности интеллектуальной деятельности, средняя рассудительность и сообразительность, а также средний уровень обучаемости.
В отношении коммуникативных и организаторских склонностей также обнаружены нормативные значения - 0,56 и 0,69 баллов соответственно, что характеризует их на среднем уровне. Учителя стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Особенности развития свойств ИИ нижележащих уровней представлены в табл. 3.
Таблица 3
Психодинамические свойства и свойства нервной системы педагогов
Г руппа свойств Показатель Значение, в баллах Характеристика
Психодинамические свойства Эргичность в работе 5,84 Норма
Эргичность в общении с людьми 7,58 Норма
Пластичность в работе 6,42 Норма
Пластичность в общении с людьми 4,53 Ниже нормы
Темп в работе 6,37 Норма
Темп в общении с людьми 7,47 Норма
Эмоциональность в работе 7,79 Норма
Эмоциональность в общении с людьми 7,37 Норма
Свойства нервной системы Сила процессов возбуждения 50,68 Выше нормы
Сила процессов торможения 63,16 Выше нормы
Подвижность нервных процессов 51,37 Выше нормы
Как видно, основные показатели нижележащих свойств ИИ учителей-предметников находятся в пределах нормы. Исключение составляет пластичность в общении с людьми. Этот показатель свидетельствует о склонности к монотонной работе, боязни и избеганию разнообразных форм поведения, тенденции к консервативным формам деятельности.
В общем плане испытуемых характеризует жажда деятельности, стремление к умственному и физическому труду, достаточная степень вовлеченности в трудовую деятельность. У них выражена потребность в социальных контактах, направленность на освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству. Учителя демонстрируют быстроту перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой.
Показатели темпа в работе и в общении свидетельствуют о средней скорости выполнения отдельных операций и речедвигательной деятельности. Учителя эмоционально чувствительны к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия. Они чувствительны к неудачам в работе, в общении, к оценкам окружающих людей.
При изучении свойств нервной системы обнаружено, что по всем характеристикам испытуемые демонстрируют высокие баллы. Например, высокий уровень силы процессов возбуждения типичен для людей, способных выполнять деятельность, которая требует напряжения, энергичных действий, достаточно успешно и длительное время без видимого утомления. Они склонны проявлять бурные реакции, не всегда адекватные обстоятельствам, которые их вызвали.
Высокие показатели силы нервной системы по отношению к процессам торможения характеризуют способность учителей быстро и без усилий сдерживать свои реакции и порывы, прекращать нежелательные формы поведения. Они могут достаточно легко смириться с теми или иными правилами, требованиями, запретами, связанными с проявлением активности.
Высокие значения по показателю подвижности нервных процессов свидетельствуют о готовности и желании воспринимать новые предметы и явления, испытывать новые впечатления. Однообразная деятельность, ограниченность новой информации снижает их активность, может вызвать скуку и утомление. Такие люди постоянно нуждаются в подпитке новизной. Они могут отличаться большой сообразительностью, разговорчивостью, иногда даже болтливостью. Им свойственна легкая смена настроения, зависимость его от окружающей обстановки.
Далее с помощью корреляционного анализа методом Пирсона выявлены связи компонентов СД с особенностями ИИ учителей основной школы (табл. 4).
Таблица 4
Связь стилевых особенностей деятельности и свойств интегральной индивидуальности
учителей-предметников
Свойства интегральной индивидуальности •5 « м О ї'|1 О Н * р Действия, активизирующие интеллект учащихся Организа- ционные действия Самооргани- зационные действия
Фактор А Замкнутость/общительность 0,273* -0,413**
Фактор В Конкретность/абстрактность мышления
Фактор С Эмоциональная нестабильность/ эмоциональная стабильность а -0,381
Фактор Е Подчиненность/доминантность 0,509*** 0,491***
Фактор F Сдержанность/ экспрессивность 0,256* 0,300* 0,393**
Фактор G Низкая нормативность поведения/ высокая нормативность поведения ** 0,429 -0,642***
Фактор Н Робость/смелость 0,345* 0,313* -0,297*
Фактор I Жесткость/ чувствительность
Фактор L Доверчивость/ подозрительность -0,356*
Фактор М Практичность/ мечтательность -0,337*
Фактор N Прямолинейность/ дипломатичность 0,280*
Фактор О Спокойствие/ тревожность -0,277* -0,362* -0,525***
Фактор Q1 Консерватизм/ радикализм
Фактор Q2 Конформизм/ нонконформизм -0,264*
Фактор Q3 Низкий/высокий самоконтроль -0,707*** -0,324*
Фактор Q4 Расслабленность/ напряженность -0,374* 0,474**
Интеллектуальные способности
Коммуникативные склонности 0,309* 0,494*** 0,496***
Организаторские склонности 0,517*** 0,297* 0,307*
Эргичность в работе 0,471** 0,525*** 0,445**
Эргичность в общении с людьми 0,363* 0,270
Стиль деятельности и интегральная индивидуальность.
31
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 2
Окончание табл. 4
Свойства интегральной индивидуальности •5 « м О ї'|1 о В « р Действия, активизирующие интеллект учащихся Организационные действия Самооргани- зационные действия
Пластичность в работе 0,422** 0,257*
Пластичность в общении с людьми 0,437** 0,408**
Темп в работе 0,307* 0,426**
Темп в общении с людьми
Эмоциональность в работе -0,315* -0,401**
Эмоциональность в общении с людьми -0,467**
Сила процессов возбуждения 0,586*** 0,579*** 0,294*
Сила процессов торможения 0,464** 0,640***
Подвижность нервных процессов 0,295*
Примечания: 1) в таблице отражены только статистически значимые коэффициенты корреляции; 2) условные обозначения: - р< 0,05; - р < 0,01; - р < 0,001.
Как видно, наибольшее количество связей обнаружил такой компонент СД, как «самоорганиза-ционные действия» - он коррелирует с 19 свойствами ИИ, что подтверждает ведущее значение этого компонента в структуре СД и ИИ.
Действия, активизирующие интеллект учащихся, также максимально связаны со свойствами ИИ. Мы объясняем это тем, что современный учитель-предметник весьма серьезно ориентирован на результативность деятельности (в виде показателей ГИА, ЕГЭ), что проявляется в ориентире на развитие интеллекта учащихся. Именно от интеллекта и общей эрудиции учеников в большей степени зависит положительный результат обучения в общеобразовательной школе.
Коммуникативные действия связаны со свойствами ИИ из разных уровней ИИ - это робость/ смелость, спокойствие/тревожность, расслабленность/напряженность, организаторские и коммуникативные склонности, эргичность и пластичность в работе, а также сила процессов возбуждения и торможения.
Наименее связан со свойствами ИИ такой компонент СД, как «организационные действия» - он коррелирует лишь с шестью характеристиками индивидуальности. Возможно, это объясняется тем, что эти действия в большей степени направлены во внешнюю среду, на организацию деятельности детей, и в меньшей степени затрагивают индивидуальность педагога. Интересно, что все обнаруженные связи организационных действий с индивидуальными особенностями имеют обратный характер. То есть чем более проявляются замкнутость, игнорирование норм поведения, спокойствие и самоконтроль, тем менее склонен использовать педагог организационные действия.
Обращает на себя внимание тот факт, что интеллектуальный фактор не представлен в структуре СД и индивидуальности учителей-предметников. Не обнаружили связи ни фактор интеллекта (из числа личностных черт), ни интеллектуальные способности. Их автономное положение связано, на наш взгляд, с уровнем развития интеллекта выше среднего и с высокой степенью опытности, зрелости самих учителей со стажем работы более 5 лет. В более ранних исследованиях (2003-2004г.г.) нами было выяснено, что у учителей со стажем работы до 5 лет интеллект имеет существенное количество связей с характеристиками СД и свойствами ИИ.
Среди свойств ИИ выделяются те, которые максимально связаны со стилевыми особенностями деятельности - это имеющиеся связи с тремя компонентами СД из четырех. Это свойства, представляющие все уровни ИИ: личностный (робость/смелость, спокойствие/тревожность, коммуникативные и организаторские склонности), психодинамический (эргичность в работе) и нейродинамический (сила процессов возбуждения).
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд содержательных выводов.
Во-первых, СД учителей-предметников является многокомпонентной системой действий. Среди них наиболее выражены самоорганизационные и коммуникативные действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся. В сравнении с ними менее проявляются организационные действия.
Во-вторых, получены экспериментальные доказательства обусловленности различных компонентов стиля деятельности учителей-предметников определенными свойствами индивидуальности. В перечне таких свойств присутствуют характеристики всех уровней ИИ. Это подтверждает идею о системообразующей функции СД, выдвинутой в работах В.С. Мерлина, Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина.
В-третьих, обнаружен автономный показатель индивидуальности, не связанный со стилевыми особенностями деятельности, - это интеллектуальный фактор. Это может свидетельствовать о его особой роли в структуре СД и ИИ, и требует дополнительного изучения.
Полученные данные обогащают концепцию индивидуального стиля деятельности, рассматриваемом как системное (многоуровневое и многокомпонентное) образование. Разработка прикладных аспектов проблем ИИ и ИС связана с дальнейшим поиском новых опосредующих звеньев в их структуре. При этом следует помнить, что в Пермской психологической школе ключевое значение имеет тезис о важности требований общественной практики при изучении ИИ, выдвинутый В.С. Мерлиным [4]. Сегодняшняя общественная ситуация обусловлена вступлением в силу нового закона «Об образовании», небывалым числом реформ в образовательной среде, внедрением новых ФГОСов. Именно изменившиеся общественные условия требуют рассмотрения ИИ и СД педагогов в качественно новой среде, что возможно реализовать на основе полисистемного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся: дис. ... канд. психол. наук: Пермь, 2004. 190 с.
2. Жувакова И.Б. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ташкент, 1993.
3. Краснов А.В. Структура и функции профессиональной активности в интегральной индивидуальности: на материале учителей начальных классов: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2012. 184 с.
4. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман. М.: Смысл, 2011. 636с.
5. Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2002. 207 с.
Поступила в редакцию 26.07.13
I. V. Dolgopolova
Style of activity and integrated identity of subject teachers
This work continues a cycle of publications on a problem of polysystem approach in researches of style of activity. It covers features of the style of activity and integrated identity of subject teachers (by giving the example of the humanitarian, mathematical and natural-science directions). The special attention is paid to the extent of the development of four components of style in a pedagogical activity, and also to the manifestation of properties of the integrated identity in relation to teachers of main subjects. Specific relations between the style of activity and the properties of identity are revealed.
Keywords: style of activity, integrated identity, personal lines, teacher-subject teachers, success of pedagogical activity, psychodynamic properties of identity, property of nervous system, communication of style of activity and properties of integrated identity.
Долгополова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВПО Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Березниковский филиал)
618400, Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, 4 E-mail: [email protected]
Dolgopolova I.V.,
candidate of psychology, associate professor
Perm National Research Polytechnical University (Bereznikovsky branch)
618400, Perm area, Berezniki, Telmana st., 4 E-mail: [email protected]