Научная статья на тему 'Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект'

Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
943
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ / ПЕДАГОГ / GENDER STEREOTYPES / MEDIA IMAGE / TEACHER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова Елена Александровна

Исследование медийных образов позволяет проанализировать представляемые и внедряемые в сознание читателей стереотипы, модели поведения, навязываемые социальные роли. Это позволяет обществу посредством журналистики регулировать и во многом определять социальный портрет общества и человека в нем. В статье рассматриваются некоторые особенности медийного портрета учителя, основные компоненты стереотипного представления о нем на основании использования официальных статистических данных, а также социологического опроса студентов педагогического вуза и анализа местной прессы провинциального города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TYPICAL IMAGE OF A TEACHER IN THE PROVINCIAL TOWN PRESS: THE GENDER DIMENSION

The study of media images allows us to analyze submitted and introduced into the consciousness of readers' stereotypes, behaviors, imposed social roles. This allows us to regulate society through journalism and largely determine the social portrait of society and man in it. The article examines some media portrait of the teacher, the main components of the typical ideas about it based on the use of official statistics, as well as a poll among pedagogy students and analysis of the local press of a provincial town.

Текст научной работы на тему «Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект»

УДК 8142:371.124

ББК Ш105.551.5+Ч420.421 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02

Соколова Елена Александровна,

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой литературы и журналистики, Шадринский государственный педагогический институт, 641870, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3; e-mail: yasok@mail.ru

СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРЕССЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: тендерные стереотипы; медийный образ; педагог.

АННОТАЦИЯ. Исследование медийных образов позволяет проанализировать представляемые и внедряемые в сознание читателей стереотипы, модели поведения, навязываемые социальные роли. Это позволяет обществу посредством журналистики регулировать и во многом определять социальный портрет общества и человека в нем. В статье рассматриваются некоторые особенности медийного портрета учителя, основные компоненты стереотипного представления о нем на основании использования официальных статистических данных, а также социологического опроса студентов педагогического вуза и анализа местной прессы провинциального города.

Sokolova Elena Alexandrovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Department of Literature and Journalism, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk.

A TYPICAL IMAGE OF A TEACHER IN THE PROVINCIAL TOWN PRESS: THE GENDER DIMENSION

KEY WORDS: gender stereotypes; media image; teacher.

ABSTRACT. The study of media images allows us to analyze submitted and introduced into the consciousness of readers' stereotypes, behaviors, imposed social roles. This allows us to regulate society through journalism and largely determine the social portrait of society and man in it. The article examines some media portrait of the teacher, the main components of the typical ideas about it based on the use of official statistics, as well as a poll among pedagogy students and analysis of the local press of a provincial town.

Феминизация социальной сферы и другие проблемы, связанные с кризисом гендерной идентичности, в последнее время все чаще попадают в предметное поле исследований социальных и гуманитарных наук. Ученые говорят о необходимости специального и углубленного осмысления факторов, влияющих на развитие системы гендерных отношений. В настоящее время сложилось известное противоречие между стремительно меняющимися гендерными контрактами и потребностью общества в гармонизации интересов мужчин и женщин в общественных сферах, в том числе - в образовательной. Это отражается на формировании в сознании масс целого комплекса стереотипных представлений, связанных с образом педагога.

Вследствие развития социально-экономических условий современной России, совершенствования технологии передачи информации наук и человеке и обществе, образование значительно видоизменило свою роль, значение и функции в жизни общества и отдельной личности. «Образование в силу специфика решаемых в обществе задач и особо ценного объекта (живая человеческая душа) - один из консервативных соци-

альных институтов. Вместе с тем, это такая сфера человеческой деятельности, в которой непрестанно ведутся поиски нового содержания, разнообразных подходов к обучению», отмечает исследователь актуальных проблем современного образования Ю. А. Ветров [1]. Несмотря на перемены, главным субъектом образования был и остается педагог, учитель. Однако последние полвека наблюдается сильнейшая тендерная асимметрия в педагогическом составе образовательных учреждений. Она связана, прежде всего, с низкой заработной платой и повышенными нагрузками, от чего отказываются мужчины и на что соглашаются преимущественно женщины (вследствие устойчивого стереотипного представления о том, что зарплата женщины - это дополнительный заработок, и она не может зарабатывать больше мужчины).

Ирина Соколова, профессор, директор Института педагогического образования РАО, отмечает, что положение учителя в современной России далеко от статуса благополучного: «В зарубежных исследованиях профессия учителя сравнивается по сложности с профессией летчика. В мусульманских странах учитель - почти всегда муж-

© Соколова Е. А., 2014

чина. В Англии в старшей школе работает 53 процента женщин, в Германии - 46, а в России - 80-90 и в начальной школе -практически 100 процентов учителей -женщины. Сфера образования у нас низведена до сферы услуг. Статус учителя фактически становится статусом работника сервисной сферы. Духовный, воспитательный компонент общения с детьми не принимается во внимание при определении профессионального статуса. Не случайно стоит вопрос об изменении статуса учителя, обсуждаются предложения по приданию учителю статуса государственного служащего. Речь может идти также о том, чтобы законодательно защитить право учителя на воспитание как процесс духовно-нравственного характера, а не процесс предоставления «воспитательных услуг»» [2].

В «Российской газете» №5138 (59) от 23 марта 2010 г. опубликовали результаты исследования «Социально-профессиональный портрет педагога», проведенного в институте педагогического образования РАО (ИПО PAOJ. Исследование показало: у половины учителей появляются заболевания, связанные с регулярными психологическими нагрузками. 91 процент опрошенных отметили, что работа у них усложнилась, но только 51 процент педагогов признались, что могут при возросшей нагрузке успешно справляться со всеми своими обязанностями. При этом приходится жертвовать отдыхом и личным временем.

Видимо, такая самоотверженность стала более заметной обществу. Пять лет назад 65 процентов россиян считали профессию педагога непрестижной. Сейчас таких на 15 процентов меньше».

Интересны следующие данные, касающиеся возрастного состава школьного коллектива, приведенные там же.

Педагогический стаж 30% учителей -меньше 10 лет

Педагогический стаж 27% - учителей от 10 до 19 лет

Педагогический стаж 24% - учителей от 20 до 29 лет

Педагогический стаж 19% - учителей больше 30 лет

Женщин-учителй в школе - 75%, мужчин - 25% [2].

Итак, в наше время профессия учителя остается одной из самых наименее престижных и малооплачиваемых, хотя по-прежнему продолжает быть к высококвалифицированным трудом. Интерес «Российской газеты» к педагогической теме понятен: в современном обществе рост значения средств массовой информации связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа

создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Городская пресса русской провинции может быть рассмотрена как канал создания, интерпретации и трансляции образов, связанных с каким-либо общественным явлением. Эти образы не только актуализируют идеологическую позицию и утверждают социальный идеал. Они воплощают общественно интересную информацию и передают характер взаимоотношений в обществе. Исследование медийных образов позволяет проанализировать представляемые и внедряемые в сознание читателей стереотипы, модели поведения, навязываемые социальные роли. Это позволяет обществу посредством журналистики регулировать и во многом определять социальный портрет общества и человека в нем.

Под стереотипами обычно понимается упрощенное представление о мире, явлениях действительности, общественных проблемах [3]. Современная пресса, с одной стороны, создает стереотипы в общественном мнении, с другой - сами журналисты пользуются стереотипами в отборе и интерпретации событий для представления в СМИ [4].

Насколько совпадает общественное представление об учителе с образом, представленным на страницах местных газет, при условии, что СМИ - зеркало реальности?

В проведенном нами в 2013-2014 учебном году опросе приняло участие 80 студентов направлений «Журналистика» и профиля «Русский язык и литература» направления «Педагогическое образование» (60%) и преподавателей факультета русской и западноевропнйской филологии Шадрин-ского государственного педагогического института (40%). Среди опрошенных (как и в профессиональной образовательной среде) преобладали респонденты женского пола (80%). Данная выборка была обусловлена факторами, удачно подмеченными: «во-первых, студенты-журналисты и филологи представляют собой уникальную группу -они одновременно являются и коммуникаторами, и аудиторией СМИ (и представителями педагогической профессии - прим. наше); во-вторых, в силу многих причин представители этой социальной группы достаточно критичны и профессионально наблюдательны» [5]. Педагоги преподают и у журналистов, и у будущих учителей-словесников.

Участникам опроса было предложено ответить на вопросы, касающиеся образа

современного учителя в России, сложившегося в сознании благодаря личному опыту общения с представителями этой профессии (во время учебы в школе, выполнения редакционных заданий, курирования группы на педагогической практике и т.п.).

Образ какого учителя превалирует в сознании наших студентов и преподавателей? Современный учитель в России - это женщина (95% респондентов) в возрасте 3545 лет (60% респондентов) или 45-55 лет (65% респондентов). Как правило, школьный педагог состоит в браке (95% респондентов) и воспитывает одного ребенка (75% респондентов), довольствуется средним (65% респондентов) или ниже среднего (35 % респондентов) уровнем жизни. 80% респондентов согласились с тем, что учитель имеет высшее образование. Материальное положение оценивается респондентами как терпимое (65% респондентов). Участники опроса согласились с тем, что современному учителю в России присущи следующие личностные и профессиональные качества: «любовь к детям и доброта» (45%), погруженность в свою специальность (60%), организаторские способности (65%). Обращает на себя внимание, что респонденты не отметили наличие у современного учителя таких профессиональные характеристик, как «осведомленность в вопросах политики» и «осведомленность в общественной жизни родного города». 2,5% респондентов Что касается внешнего облика учителя, то респонденты отметили, что учитель, как правило, опрятен (65%), у него развито чувство уместности стиля (70%). По мнению опрошенных, при приеме на работу в школу предпочтение отдадут мужчине (55%), т. к. в школьных трудовых коллективах их значительно меньше, они выбирают более «мужские» и высокооплачиваемые профессии. Что касается женщин-учителей, то «они согласны на более низкую заработную плату» и «более подготовлены к работе с детьми».

Как видим, образ учителя в сознании современников вырисовывается вполне стройный и ясный: организованная и сосредоточенная на работе опрятная женщина средних лет среднего или ниже среднего уровня жизни с не вполне благополучным материальным положением.

Что этому стереотипу противопоставляет городская газета, которую читают многие жители города? Обращает на себя внимание следующая тенденция: если представители других профессий (не обязательно престижных) тяготеют к современной обработке, то образ женщины в провинциальной прессе менее современен, даже патриархален, а в некоторых случаях анахроничен. Это продиктовано патриархатным ре-

нессансом, особенно характерным для российской провинции.

Особенности провинциальной жизни российского общества накладывают определенный отпечаток и на то, как СМИ конструируют медиаобраз современного учителя.

Каким предстает современный учитель на страницах провинциальной прессы? Нами был проведен анализ городской газеты г. Шадринска «Исеть» за 2009-2010 гг.

Общее впечатление следующее: на страницах газет появляется портрет учительницы от 40 лет, она выросла на профессиональном уровне: материалы рассказывают о ее профессиональных успехах, а не семейной жизни, она любит свою специальность и счастлива в работе и семье. Подавляющее большинство материалов посвящено учителям-ветеранам. О молодых учителях, недавно пришедших в школу и делающих первые успехи, не говорится вообще.

Образу учителя и теме школы отведено довольно малое место на страницах местной прессы (одна публикация в 1-2 месяца при периодичности выхода газет 1-2 раза в неделю).

Выявлена следующая тематика материалов:

• подготовка к новому учебному году (ежегодно, во всех газетах, в последнюю неделю августа);

• школьное питание (обязательная тема, поднимающаяся раз в год в течение нескольких последних лет);

• учителя-ветераны (перед Днем пожилого человека и Днем Победы, выступающих как информационные поводы);

• портрет директора школы (материал, появляющийся раз в год в каждой газете), представляющий собой изложение положительных качеств педагога-руководителя, как правило, женщины; мужчина-директор школы воспринимается как исключение.

В описании школьной жизни или создании портретов ветеранов и директора отсутствует аналитика, материалы носят исключительно информационный характер.

Приемы создания образа используются, как правило, устаревшие, применяются шаблонные характеристики и заголовки, например: «Дать детям хорошие знания», «Рядом с учениками». Попытки создать новый, свежий подход в изображении учителя приводят к таким заголовками названиям рубрик, как «Классный учитель!», что может вызвать интерес юного читателя, поскольку налицо использование молодежного сленга, но одного-двух экспериментов в области снижения стиля явно недостаточно, чтобы вызвать уважительное отношение аудитории к профессии учителя.

В школе растет процент учителей пенсионного возраста, поскольку из-за низкой заработной платы, т. е. школьный учитель «стареет», поэтому журналистские материалы обращены к лицам старше среднего возраста. Возможно, в силу этого возраст, семейное положение, уровень жизни героев статей и интервьюируемых не освещаются: журналисты опираются на стереотипы: современный учитель - это женщина среднего или старше среднего возраста, обязательно наличие семьи в несколько поколений и не слишком высокий уровень жизни.

В региональных СИМ отмечаются такие профессиональные характеристики, как осведомленность в своем предмете и связанных с ним жизненных явлениях, забота о детях. Вообще, характеристики учителя положительные. Как и в советскую эпоху, провинциальные газеты «воспевают» учителя.

Визуальный ряд также базируется на стереотипах, затеняющих как истинное положение учителя в школе, так и наличие проблем в профессиональной или личной сфере (понижение мотивации к учебе школьников, низкая заработная плата и т.п.). Как правило, на фотографиях изображены либо учителя во время Последнего звонка, либо улыбающееся лицо героя материала.

Несмотря на то, что материалов с экспрессивной нагрузкой, связанных с изображением учителя, мало, тем не менее, в отдельных случаях эмоции проявляются в словах педагогов, недовольных низким положением учителя в нашей стране.

Известно, что самой устойчивой структурой отличаются те стереотипы, которые сформировались в пенсионном и предпенсионном возрасте человека. Именно этот возраст характерен для целевой аудитории газеты «Исеть» и совпадает с наибольшей читательской активностью. Получается, что газета маленького города репродуцирует устаревшие образы, эти стереотипы вызывают у молодежи неприятие, поскольку не совпадают с их стереотипами, сформированными в их молодом возрасте в условиях вестернизации России как следствия глоба-лизационных процессов. «Научный интерес к таким явлениям, как образование и культура, усиливается в нашей стране, - пишет, - Образование не может больше оставаться в состоянии внутренней замкнутости» (6). Продолжая мысль Н. А. Батчаевой, можно сказать: научный интерес к образу учителя должен стать массовым, и в целях преодоления отживших стереотипов, и с целью поднятия уровня престижности этой профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветров Ю. Заметки о педагогическом образовании // Высшее образование в России. 2004. С. 111-117.

2. Ивойлова И. Тридцатый ученик в классе. Среднестатистический портрет российского учителя URL: http://www.rg.ru/2010/03/23/pedagogi.html (Дата обращения 26.10.2014).

3. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации : крат. словарь. Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2007.

4. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. Харьков, 2000. № 5. С. 261-273.

5. Олешко В. Ф. Психология журналистики : учеб. пособие. Екатеринбург : ГОРИЗОНТ, 2006.

6. Батчаева Н. А. Образование как социокультурное явление // Наука и школа. №2. 2010.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.