Научная статья на тему 'Стереотипные и индивидуальные сравнения (по результатам ассоциативного эксперимента)'

Стереотипные и индивидуальные сравнения (по результатам ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
515
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИЯ / СРАВНЕНИЕ / СТЕРЕОТИПНОЕ / УНИКАЛЬНОЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ / СЛОВО-СТИМУЛ / СЛОВО-РЕАКЦИЯ / ASSOCIATION / COMPARISON / STEREOTYPICAL / UNIQUE / INDIVIDUAL / WORD STIMULUS / WORD-REACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эрдниева Эрвена Владимировна, Абеева Ольга Николаевна, Бадмаева Александра Павловна

Данная статья посвящена выявлению стереотипных и индивидуальных (уникальных) сравнений на основе анализа реакций, полученных в результате ответов на слова-стимулы с союзом КАК. Был проведен ассоциативный эксперимент, результаты которого послужили материалом исследования. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что к стереотипным сравнениям можно отнести устойчивые сочетания и свободные сочетания, закрепленные в языковом сознании носителей языка. Индивидуальные сравнения, чаще всего, представляют уникальные, единичные сочетания. Полученные данные могут быть использованы в дальнейшей работе по анализу и описанию ассоциативных связей, особенностей сравнений и в создании ассоциативных словарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEREOTYPICAL AND INDIVIDUAL COMPARISONS (Results of an associative experiment)

The article gives an account of reaction analysis investigating responses to word stimuli with the conjunction ‘AS’. The analysis has been carried out to define stereotypical and individual comparisons. The researchers explore the way of using these comparisons in the form of a survey. The received data helped to conclude that stereotypical comparisons can be graded as stable clusters and free clusters existing in the consciousness of native speakers. Individual comparisons can be considered as unique and unstable clusters. The findings should make an important contribution to the field of further analysis and description of associative links, peculiarities of comparisons and creation of associative dictionaries.

Текст научной работы на тему «Стереотипные и индивидуальные сравнения (по результатам ассоциативного эксперимента)»

УДК 81-33 ББК 81

Э.В. Эрдниева1, О.Н. Абеева1, А.П. Бадмаева2

1Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова 2ООО «Восток»

СТЕРЕОТИПНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ (по результатам ассоциативного эксперимента)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-04-00312

Данная статья посвящена выявлению стереотипных и индивидуальных (уникальных) сравнений на основе анализа реакций, полученных в результате ответов на слова-стимулы с союзом КАК. Был проведен ассоциативный эксперимент, результаты которого послужили материалом исследования. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что к стереотипным сравнениям можно отнести устойчивые сочетания и свободные сочетания, закрепленные в языковом сознании носителей языка. Индивидуальные сравнения, чаще всего, представляют уникальные, единичные сочетания. Полученные данные могут быть использованы в дальнейшей работе по анализу и описанию ассоциативных связей, особенностей сравнений и в создании ассоциативных словарей.

Ключевые слова: ассоциация, сравнение, стереотипное, уникальное, индивидуальное, слово-стимул, слово-реакция.

E.V. Erdnieva1, O.N. Abeeva1, A.P. Badmaeva2

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 2Private limited company "Vostok"

STEREOTYPICAL AND INDIVIDUAL COMPARISONS (Results of an associative experiment)

(The study was performed with financial support of RFBR, research project No. 16-04-00312)

The article gives an account of reaction analysis investigating responses to word stimuli with the conjunction 'AS'. The analysis has been carried out to define stereotypical and individual comparisons. The researchers explore the way of using these comparisons in the form of a survey. The received data helped to conclude that stereotypical comparisons can be graded as stable clusters and free clusters existing in the consciousness of native speakers. Individual comparisons can be considered as unique and unstable clusters. The findings should make an important contribution to the field of further analysis and description of associative links, peculiarities of comparisons and creation of associative dictionaries.

Key words: association, comparison, stereotypical, unique, individual, word stimulus, word-reaction.

Данная статья является продолжением ряда исследований в рамках реализации проекта по созданию прямого переводного ассоциативного словаря сравнений. Материалы таких словарей помогают в поиске новых путей в исследовании инструментов речевого взаимодействия и особенностей поведения носителей определенного языка, а также позволяют установить принципы, регулирующие семантические связи, связи сознания, мышления и языка.

Ассоциации являются объектом изучения различных наук: лингвистики, психолингвистики, психологии, логики, теории коммуникации и т.д. Однако, на наш взгляд, проблемы словесного ассоциирования остаются еще недостаточно изученными.

Возникшая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, чувствами и т.п.) называется ассоциацией.

Ключевые особенности ассоциативного механизма - это вероятность и непроизвольность. Этот механизм обеспечивает непроизвольность и спонтанность речевой деятельности, которые формируются на основе когнитивного и речевого опыта носителя языка.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что сама по себе ассоциация является, скорее, не механизмом, а феноменом, который сам требует объяснения и раскрытия механизмов [8].

В психологии отличительной особенностью ассоциативной связи считают ее временный, непостоянный характер [8]. Как правило, из списка ассоциативных связей исключаются логические связи, которые приводят к формированию понятий, то есть те связи, которые требуют сознательного контроля мыслительного процесса, рефлексии. Таким образом, по мнению психологов, ассоциация - это установление временной, непроизвольной связи, следовательно, она носит вероятностный характер. Такая связь актуализируется в определенных условиях с большей или меньшей вероятностью, она лишена обязательности.

Лингвисты считают, что к ассоциативным связям следует относить все связи лексических единиц, поскольку в словесных ассоциациях, зафиксированных различными ассоциативными словарями и тезаурусами, проявляются логические и категориальные связи [5; 6].

Созданные ассоциативные словари и тезаурусы включают данные массовых свободных ассоциативных экспериментов, в которых испытуемым предлагается ответить на слово-стимул первым пришедшим в голову словом-реакцией [4; 9; 10]. Следовательно, основной критерий ассоциативных связей - это скорость и непосредственность ответа. В таком случае логические и категориальные связи произвольны.

Можно предположить, что словесные ассоциации могут возникнуть как произвольно, так и непроизвольно. В работах ученых-исследователей подобные связи рассматриваются как разные типы ассоциативных связей. Если логические и категориальные связи рассматриваются ими как «верные» или «неверные», то ассоциативные связи определяются как вероятные, или частотные, возникающие у многих носителей языка, и маловероятные, то есть единичные.

В лингвистических исследованиях предметом изучения являются, прежде всего, вероятные, то есть частотные ассоциации (среди них регулярно встречаются логические и категориальные). Целью таких работ является установление непосредственной связи единиц лексикона определенного языка. Учитываются также такие факторы, как произвольность/непроизвольность и скорость реагирования, время реакции на слово-стимул. Соответственно, чем дольше испытуемый обдумывает ответ, тем больше вероятность получения осознанной, отрефлексированной ассоциативной реакции.

Ассоциации, следуя лингвистической традиции (парадигматические поля И. Трира и Л. Вайсгербера [1], синтаксические или синтагматические поля), делят на два типа -синтагматические (ночь - черная) и парадигматические (ручка - карандаш). Ряд ученых выделяет и тематические ассоциации (друг - университет). На основе разграничения характера отношений между содержаниями ассоциируемых образований можно выделить следующие типы отношений: пространственно-временную смежность; подобие, сходство; различие, противоположность.

Все виды ассоциаций также могут быть рассмотрены как частные случаи общих типов ассоциаций: ассоциаций по смежности и ассоциаций по сходству, которые определяются на основе анализа формальных, функциональных, семантических признаков.

Примерами ассоциаций на основе смежности могут быть такие пары, как преподаватель - лекция, студент - экзамен. Это и так называемые тематические ассоциации.

Разнообразнее по своей семантике ассоциации по сходству. Это такие пары слов, в которых содержание одного члена входит в содержание второго члена в качестве какого-либо признака этого содержания. Например, мама - родная, мама - любит. Это, как правило, согласованные слова разных частей речи. Наиболее частотны пары слов, имеющих в своем содержании общий существенный признак: мама - папа, студент - преподаватель, легкий - трудный, тяжелый - штанга, стол - мебель.

Целью данной статьи является выявление стереотипных и индивидуальных сравнений. В качестве основного метода исследования использовался ассоциативный эксперимент. Данный эксперимент является достаточно несложным способом получения языковых данных, помогающих раскрыть специфику представлений о предметах или явлениях окружающей действительности.

Применяемый экспериментальный метод дает возможность обнаружить лексико-семантические связи, лексические объединения, которые существуют в языковом сознании носителя языка, выявить сходства и различия в представлениях.

Традиционно ассоциативный эксперимент предполагает то, что испытуемый фиксирует первые пришедшие на ум ассоциации как ответы на предъявляемые слова-стимулы. В качестве слов-стимулов могут выступать отдельные слова, словосочетания, выражения.

Полученные в результате проведения ассоциативного эксперимента данные позволяют выявить стереотипные и индивидуальные ассоциативные связи слов.

Для проведения эксперимента была подготовлена специальная анкета, содержащая 100 распространенных слов-стимулов (имен прилагательных) с союзом как. Все прилагательные являются общеупотребительными и активно используются носителями русского языка. На основе подготовленной анкеты была сформирована виртуальная страница в Интернете на базе платформы Google Forms.

В эксперименте участвовало 35 студентов Калмыцкого государственного университета (возраст 17-21 год). При регистрации необходимо было указать возраст, пол, национальность.

Слова-стимулы, подобранные для анкеты, использовались со сравнительным союзом как. Выбор такого сочетания обусловлен тем, что чаще всего ассоциации возникают именно на основе сходства, сравнения.

Сравнение, являясь индивидуальным средством, устанавливает сходство двух предметов. Менталитет и духовная культура народа воплощаются в единицах языка, прежде всего, через их образное содержание. Представления об окружающем мире и протекающих в нем процессах, об обществе, о самом человеке можно выразить не только словами, но и целостными по значению словосочетаниями, воспроизводимыми в виде готовой речевой единицы, - фразеологизмами [13, с.78].

Сравнения, играя важную роль в структурировании национальной концептуальной системы, позволяют воспринимать и интерпретировать определенные явления окружающего мира, распознавать и использовать коллективный опыт, дешифровать смысловую наполненность текстов [3, с.89].

Именно сравнение - «самый универсальный, самый очевидный, но вместе с тем и самый скрытый, подлежащий выявлению элемент, определяющий форму познания... и гарантирующий богатство его содержания» [12].

Сравнивая что-то с чем-то на основании какого-либо признака, человек осваивает окружающую его действительность, делает определенную маркировку реалий, дает характеристику. Так человеку проще понять и осмыслить то, что происходит вокруг.

Сравнивать можно все: человека, человеческую деятельность, его поведение, мир животных, рыб, птиц, предметы, явления, мысли, чувства, эмоции, абстракции и т.д. [3].

В сознании человека основная часть сравнений связана с определенным, заданным кругом значений, это свидетельствует о стереотипности сравнений. Данные, полученные в ходе ассоциативного эксперимента, позволили нам выявить и описать повторяющиеся (стереотипные) и уникальные (индивидуальные) ассоциативные связи / сравнения.

Приведем некоторые результаты ассоциативного эксперимента. Так, на стимулы-прилагательные, обозначающие цвет, были получены следующие реакции:

Белый, как: снег (12), молоко (10), мел (7), кумыс (2), лилия (1), стена (1), облако (1), бумага (1).

Голубой, как: небо (27), море (3), вода (3), облако (2).

Зеленый, как: трава (20), листва (10), яблоко (3), растение (2).

Красный, как: кровь (18), флаг (10), знамя (5), огонь (1), кирпич (1).

Черный, как: ночь (8), сажа (8), уголь (7), смола (7), шоколад (3), волосы (1), Баир (1).

Статистический анализ полученных реакций указывает на стереотипность реакций: в нашем сознании ночь - черная, небо - голубое, кровь - красная, трава - зеленая. Однако единичные ответы могут свидетельствовать о гендерном различии (волосы, лилия), о национальной принадлежности респондентов (молоко, кумыс). Уникальной является реакция черный, как Баир. Скорее всего, такой ответ объясняется смуглой кожей мальчика Баира.

На слово-стимул синий, как было получено несколько ответов цвет настроения. Именно такое сочетание используется в современной популярной песне. Такая реакция, возможно, объясняется влиянием поп-культуры на сознание носителей языка.

Яркий, как: искра (17), звезда (13), макияж (4), свет в конце тоннеля (1).

Чистый, как: слеза (15), вода (14), капля (5), душа (1).

Большая часть реакций, полученных на предложенные слова-стимулы, является стереотипной и содержит устойчивые сравнения. Индивидуальным (уникальным) является ответ свет в конце тоннеля, представляющий собой фразеологизм, обычно употребляющийся в другом контексте.

Часть прилагательных для анкеты была отобрана с учетом характеристик качеств человека, причем слова-стимулы предъявлялись в виде антонимичных пар:

Бедный, как: церковная мышь (10), монастырская мышь (9), крестьянин (6), студент (5), попрошайка, речь, бродяга, пустыня, сирота (1).

Богатый, как: бизнесмен (10), Билл Гейтс (7), Марк Цукерберг (6), Павел Дуров (6), коррупционер (4), книга, питание, Милан.

Реакции как церковная мышь, монастырская мышь ожидаемы, так здесь используется сравнение, выраженное устойчивым сочетанием. Действительно, чаще всего стереотипные реакции на слова-стимулы бывают представлены фразеологическими единицами. В качестве частотной реакции встречается слово студент. Можно предположить, что студенты относят себя к малообеспеченной социальной категории людей. Этот ответ, скорее всего, можно считать индивидуальным сравнением.

Слово-стимул богатый, как вызвало интересные реакции: по количеству Билл Гейтс (7), Марк Цукерберг (6), Павел Дуров (6) можно отнести к стереотипным. Возможно, частотность таких ответов обусловлена тем, что названные лица широко известны именно молодому поколению. Марк Цукерберг и Павел Дуров являются основателями социальных сетей, пользующихся популярностью у студентов. Из уникальных/индивидуальных сравнений эти реакции перешли в стереотипные, в том числе и по числу упоминаний.

Легкий, как: тетрадь (6), музыка (6), вопрос (5), задача (5), упражнения (4), воздух (4), ветерок, дважды два, сумка, металл, экзамен, бабочка, ручка.

Тяжелый, как: кирпич (14), штанга (13), задача (7), чемодан без ручки (1).

Статистический анализ свидетельствует о достаточно распространенных в русской речи сравнениях, интересными представляются ответы легкий, как дважды два и тяжелый, как чемодан без ручки. На наш взгляд, единичность данных ответов не исключает стереотипности реакции.

Мягкий, как: перина (10), плед (10), подушка (7), вата (6), постель (2).

Жесткий, как: матрас (12), стул (12), сиденье (10), взгляд (1).

Реакции на слова-стимулы мягкий, как, жесткий, как являются стереотипными. Один ответ жесткий, как взгляд свидетельствует о том, что слово-стимул воспринималось респондентом в переносном значении.

Большую группу слов-стимулов составили прилагательные, характеризующие человека.

Глупый, как: курица, осел, баран, неуч, Иван-дурак, стадо баранов, дурак.

Умный, как: профессор (8), преподаватель (7), учитель (6), Я (5), Эйнштейн (2), мудрец, мегамозг, Менделеев, доктор, брат, инженер, студент (1).

На слово-стимул глупый, как были получены стереотипные реакции, представляющие собой устойчивые сравнения. Реакции на слово-стимул умный, как разнообразны: большая часть респондентов ответила профессор, преподаватель, учитель, что может свидетельствовать об авторитете людей / профессий. Уникальными, на наш взгляд, являются реакции умный, как мегамозг, брат, студент.

Слабый, как: женщина (11), голос (9), беспомощный (7), хиляк (5), Эльвег (3).

Сильный, как: спортсмен (7), богатырь (6), батыр (5), боксер (4), атлет (4), боди-билдер (4), Нурмагомедов (2), Халк (2), Майк Тайсон (1).

Полученные ответы свидетельствуют о традиционной ассоциации женщины со слабым полом, уникальными/индивидуальными являются реакции слабый, как Эльвег. Скорее всего, данный пример свидетельствует о физическом состоянии человека, имя которого указано в ответе.

Проявление силы в языковом сознании респондентов ассоциируется, в первую очередь, со спортсменами, богатырями. Причем названия видов спорта и имена собственные, представленные в виде реакций, имеют отношение к так называемым «тяжелым» видам спорта.

На слова-стимулы близкий, как, любимый, как были получены примерно одинаковые ответы-реакции: мама, родитель, родственник, сестра, брат.

Сравнение находит различные формы выражения и закрепляется в языковом сознании говорящих в виде определенных моделей. В любом языке имеется определенный набор устойчивых сравнений, которые образно характеризуют человека, все то, что его окружает, и все то, что лежит в основе его представлений о предмете, явлении и т.д. Устойчивыми сравнениями пользуются все говорящие на данном языке, потому что эти сравнения, как правило, являются результатом многовекового употребления.

Привычным становится сравнение, в которое вовлекаются слова, называющие предметы и понятия, так или иначе связанные с повседневной деятельностью человека, его жизненным опытом. Вот почему объектами сравнения обычно становятся животные, растения, предметы быта, явления природы и т.д., характерные признаки, свойства или действия которых служат образным основанием для сравнения. Именно эти признаки и позволяют определить стереотипные сравнения. Такие ответы частотны и составляют примерно 67 процентов.

Примеры стереотипных сравнений, полученных в ходе эксперимента: грязный как свинья/поросенок, глупый как баран, осел; здоровый, как бык; важный как индюк, мокрый как курица (животное, птица); бледный как поганка; крепкий как орех (растение); легкий как пушинка; чистый как слеза; белый как снег; глупый как пробка, густой как туман (явления природы).

Помимо зооморфных и флористических названий, источником стереотипных сравнений могут служить прецедентные имена. Например, грустный как Пьеро, глупый как Иван-дурак, высокий как Дядя Степа. И стереотипные, и индивидуальные сравнения часто содержат имена персонажей сказок, литературных произведений.

Особенности некоторых ответов обусловлены возрастом, полом и национальностью респондентов. Студенты часто используют имена известных политиков, персонажей фильмов, мультфильмов, актеров, спортсменов и др.

На национальную принадлежность, на наш взгляд, указывают сравнения белый, как кумыс, молоко; богатый, как человек с многочисленными родственниками; важный, как калмыцкий язык. Это индивидуальные реакции, полученные в результате ассоциативного эксперимента.

Иногда в основе индивидуальных сравнений лежит определенный образ, но респондент добавляет и свою характеристику: чистый (душа); тяжелый (чемодан без ручки); яркий (макияж).

В качестве индивидуального сравнения выступают прецедентные имена: богатый, как Билл Гейтс, Марк Цукерберг, сильный, Арнольд Шварцнеггер; великий, как Путин, Сталин, Петр Первый, Чингисхан, Гэтсби. Включенность в общественную жизнь, специализация студентов, участвовавших в эксперименте, обусловили частотность ответов с именами собственными.

Несколько индивидуальных сравнений были представлены в виде развернутых ответов: богатый, как человек с многочисленными родственниками (калмыки считают: богат тот, кто имеет много родственников); далекий, как вода из Левокумского источника (это актуальный для жителей Элисты вопрос). Использование индивидуально-авторских сравнений объясняется и возрастом респондентов (17-21 год).

Нами были проанализированы результаты ассоциативного эксперимента, это позволило выявить и описать повторяющиеся (стереотипные) и уникальные (индивидуальные) сравнения. Можно сделать вывод о том, что стереотипные сравнения -это устойчивые сочетания, закрепленные в языковом сознании носителей языка. Индивидуальные сравнения представляют собой уникальные, единичные сочетания, зависящие от возраста, пола, национальности респондентов. Полученные данные могут быть использованы в дальнейшей работе по анализу и описанию ассоциативных связей, а также при создании ассоциативных словарей. Анализ ассоциативных реакций определенного контингента респондентов может помочь структурировать ассоциативные поля, проследить семантические связи в лексической системе.

Список литературы

1. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. - М., 1993.

2. Голубева Е.В. Результаты ассоциативного эксперимента, проведенного среди студентов-китайцев, изучающих РКИ // Научный журнал «Вестник Калмыцкого университета». № 39(3), 2018. -Элиста, 2018. - С. 72-81.

3. Голубева Е.В. Устойчивые сравнения как способ когниции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - С. 88-91.

4. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. М.: Помовский и партнеры, 1994. Кн. 1: Прямой словарь: от стимула к реакции.

5. Левин Ю.А. Русская метафора: синтез, семантика, трансформации // Труды по знаковым системам. Т. 4. Тарту, 1969. - С. 567-569.

6. Мезенин С.М. Образное сравнение с точки зрения функциональной перспективы // Синтаксические исследования по английскому языку. - М., 1971. - С.75-82. Вып. 2.

7. Пюрбеев Г.Ц. Анализ компаративных конструкций в калмыцком фольклоре // Научный журнал «Вестник Калмыцкого университета». - Элиста, 2016. - С. 115-121.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.

9. Русский ассоциативный словарь (Ассоциативный тезаурус современного русского языка.). - М., 1994.

10. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. -М., 1977.

11. Словарь ассоциативных норм русского языка (САНРЯ) / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: МГУ, 1977. - 192 с.

12. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.

13. Эрдниева Э.В. Функционирование фразеологизмов-сравнений, выражающих качества человека, в разных языках // Научный журнал «Вестник Калмыцкого университета». - №3 (31), 2016. Элиста, 2016. - с. 77-83.

14. Яхина Д.И. Образные средства в современной русской разговорной речи (на материале метафор и сравнений: автореферат дисс....канд.фил.наук, Саратов, 2007. - 24 с.

15. Weatherall A. Gender, Language and Discourse. - Routledge, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.