Научная статья на тему 'Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей'

Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2601
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / СТЕРЕОТИП / SOCIETY / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / УПРОЩЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / STEREOTYPE / STEREOTYPING / SIMPLIFIED INSIGHT / SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ворожко Кристина Дмитриевна

Данная работа посвящена социокультурному феномену стереотипизации как объекту исследования отечественных и западных лингвистов. Статья предназначена для студентов филологического профиля и широкой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stereotype as a socio-cultural phenomenon in Russian and foreign researches’ studies

This article is devoted to socio-cultural phenomenon of stereotyping as an object of studies of Russian and Western linguists. This study is intended for students specialized in philology and also for mainstream audience.

Текст научной работы на тему «Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Филология

УДК 8

РС! 10.21661^г-112686 К.Д. Ворожко

Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Аннотация

Данная работа посвящена социокультурному феномену стереотипизации как объекту исследования отечественных и западных лингвистов. Статья предназначена для студентов филологического профиля и широкой аудитории.

I Ключевые слова: социум, стереотип, стереотипизация, упрощенное представление, социокультурный феномен.

i

K.D. Vorozhko

Stereotype as a socio-cultural phenomenon in Russian and foreign researches' studies

Abstract

This article is devoted to socio-cultural phenomenon of stereotyping as an object of studies of Russian and Western linguists. This study is intended for students specialized in philology and also for mainstream audience.

| Keywords: : society, stereotype, stereotyping, simplified insight, socio-cultural phenomenon.

Проблема исследования природы стереотипа носит междисциплинарный характер. Стереотип как социально-культурный феномен находит широкое применение не только в сфере лингвистики. Исследованию стереотипов посвящались труды психологов (К.Г. Юнг, А.Н. Леонтьев, В.С. Агеев, П.Н. Ши-хирев, Г. Тэшфел), социологов (У Липпман, У Олбиг, Г.У Оллпорт, И.С. Кон, Г.С. Батыгин, Г.У Солдатова), лингвистов (Ю.А. Сорокин, А.К. Байбурин, Ю.Д. Апресян, В.А. Маслова, Ю.Е. Прохоров), специалистов в сфере межкультурной коммуникации (С.Г. Тер-Минасова, С.В. Иванова, Дж. Рассел, А. Хан), этнопсихолингвистов (Е. Бартминьский, В.В. Красных) и др.

Под стереотипом понимается схематизированное, упрощенное представление о каком-либо фрагменте реальности. Стереотипы - это упорядоченные, упрощенные схематичные культурно детерминированные «картинки мира» в сознании человека, позволяющие экономить временной и интеллектуальный ресурсы в процессе социализации и усвоении сложных явлений объективной действительности [1, с. 110]. Под стереотипами У. Липпман понимал некие образцы

(patterns), определяющие философию жизни индивида. Эти априорные суждения о фактах, явлениях, своем или чужом этносе формируют определенные представления еще до непосредственного соприкосновения с действительностью. Стереотипы призваны восполнить отсутствующую информацию, «...маркировать объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различия по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное - как абсолютно чужое». Столь мощное влияние клишированных образцов на сознание человека обусловливается тем, что стереотипные мнения позволяют познающему субъекту не только рационально расходовать временной, трудовой, а также интеллектуальный ресурсы, но и «служат ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. <...> Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания» [1, с. 104-109]. Стереотипы можно уподобить бастиону, стены которого надежно защищают основы мироздания и культурные традиции данной этнической общности. Стереотипы

Philology

представляют собой упорядоченные, упрощенные и культурно детерминированные «картинки мира», облегающие путь познания окружающего мира во всей его противоречивости и многогранности. Стереотипы помогают человеку сложить для себя представление об окружающем мире в целом, расширить границы социального, географического и политического окружения. Стереотипы так настойчиво транслируются в процессе социализации, что зачастую воспринимаются как некий факт, объективно существующая реальность. По У Липпману, стереотипы не следует считать однозначно ложным психосоциальным феноменом. Стереотип может быть объективным, частично объективным или ложным. «Система стереотипов, возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, <...> а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком» [1, с. 95, 114].

Авторы исследования Popular Culture: An Introductory Text Д. Нахбар и К. Лауз, отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут быть сформированы на основе возраста («молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («японцы неотличимы друг от друга»), религии («ислам - религия террора»), профессии («все адвокаты - жулики») и национальности («все евреи - жадные»). Существуют также стереотипы географические (к примеру, «жизнь в маленьких городах безопасней, чем в мегаполисах»), вещевые (например, «германские машины - самые качественные») и пр. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный характер. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.

Подчеркивая актуальность когнитивного аспекта стереотипа, Д. Кац и К.У Брейли трактуют стереотип как недостоверное фиксированное суждение относительно каких-либо фактов. Ученые утверждают, что этнический стереотип мыслится как устойчивое представление, которое слабо согласуется с передаваемыми реалиями. Это представление вытекает из человеческой особенности, состоящей в том, что какое-либо явление подвергается предварительной категоризации, после чего наблюдается непосредственно. Иными словами, априорная оценка данного фрагмента реальности предшествует эмпирическому опыту [7, p. 288-289].

«Природа предрассудка» Г.У Оллпорта стала не только классическим научным трудом, но и имела историческое значение. Оллпорт полагал, что, во-первых, категоризация есть фундаментальный процесс, лежащий в основе межгрупповой перцепции, а также формирования стереотипов и предрассудков. Оллпорт отмечал, что «человеческое сознание осуществляет

мыслительный процесс при помощи категорий. После своего формирования категории становятся основой нормального априорного суждения. И процесс этот неизбежен» [6, p. 20]. Во-вторых, содержание стереотипов соотносится с формами рационализации того или иного поведения в данном культурном контексте и зачастую не соответствует действительности [6, p. 196]. На этом основании, можно заключить, что необходимыми условиями реализации стереотипов и предрассудков являются категоризация и культурный контекст. Ученый исследовал стереотип в рамках разработанной им теории предрассудка. Г.У. Оллпорт исходит из постулата о том, что стереотип следует трактовать как когнитивный элемент специфической социальной установки - этнического предрассудка. Предрассудок, в свою очередь, имеет два основополагающих компонента: установку симпатии или антипатии, которые приводятся в равновесное состояние посредством системы убеждений. По мнению ученого, стереотипы необходимы для закрепления предшествующих суждений и предрассудков, а также утверждения существующего status quo в межгрупповых взаимоотношениях. Стереотип есть удобный способ организации информации о социуме. По Оллпорту, стереотип выступает в роли оправдательного механизма для одобрения или порицания какой-либо группы. Кроме того, стереотип - необходимое средство селекции информации для облегчения процессов восприятия и рефлексии [6, p. 192]. Так, например, категория «негр» может восприниматься субъектом сте-реотипизации как нейтральное понятие, обозначающее расовую принадлежность. Стереотип возникает тогда, когда данной категории приписываются определенные качества: негры музыкальны, суеверны, атлетичны. Иными словами, под стереотипами Г. Оллпорт понимал некие «картинки-образы», соотносимые с определенной категорией.

Отвечая на вопрос о том, что собой представляет стереотип, К. Мак Гарти, В.Й. Изебит и Р. Спирс выделяют три основополагающих принципа процесса стере-отипизации: 1) стереотипы необходимы для объяснения социальных явлений и процессов; 2) стереотипы представляют собой некие энергосберегающие механизмы; 3) стереотипы есть суждения, разделяемые социальными группами. Первый принцип служит адаптации пер-цептора в новой социальной ситуации. Второй принцип преследует цель экономии усилий познающего субъекта. И, наконец, третий принцип подразумевает, что стереотипы должны соответствовать общепринятым взглядам и нормам данной социальной группы, представителем которой является сам перцептор [8, p. 7].

В отечественной науке интерес к исследуемой проблеме активизировался в 1960-1970-х гг. в среде ученых-этнографов, социологов и психологов. В работах В.А. Ядова, И.С. Кона, Г.У. Кцоева, В.С. Агеева, В.Ф. Петренко, П.Н. Шихирева, Т.Г. Стефаненко, Н.А. Рождественской особое внимание уделяется, как и в западной научной традиции, исследованию антро-

Interactive science | 6 • 2016

83

Филология

постереотипов: тендерных, профессиональных, этнических. Для представителей отечественной школы характерен поиск положительных качеств, присущих социальным стереотипам.

Под стереотипами следует понимать «чувственно окрашенные социальные образы» [5, с. 70]. Стереотип - это предельно фиксированный образ, который воспринимается как истинный и побуждает к определенной модели поведения. Стереотипы представляют собой схематические, стандартизированные образы или представления о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Согласно В.А. Ядову, стереотип необходимо исследовать в совокупности его социального, аффективного и когнитивного аспектов. Ученый не соотносит стереотип с каким-либо конкретным его носителем, что позволяет исследовать данную проблематику на различных уровнях. Исходя из дефиниции, предложенной В.А. Ядовым, мы будем рассматривать стереотип как разновидность социальной установки, имеющей чувственную окраску. Стереотипу присущ ярко выраженный аффективный компонент. Содержательная сторона стереотипа отражает схематичное и генерализованное восприятие фрагментов социальной действительности [5, с. 626-627].

По И.С. Кону, процесс стереотипизации сводится к тому, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу, характеризующую класс подобных явлений. Стереотипы неизменно присутствуют в обыденном сознании. Ни один

человек не в состоянии самостоятельно, творчески воспринимать необъятное многообразие жизненных ситуаций. Стереотип аккумулирует некий стандартизованный коллективный опыт, внушается индивиду в процессе социализации и регулирует его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным, может вызывать как положительные, так и отрицательные эмотивные реакции. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению [2, с. 3-5].

В когнитивной лингвистике и этнолингвистике стереотип соотносится с содержательной стороной языка и культуры, т. е. представляет собой ментальный стереотип. В «Кратком словаре когнитивных терминов» Е.С. Кубряковой мы найдем следующее определение стереотипа. Под стереотипом понимается стандартное мнение о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. Итальянцы музыкальны, южане вспыльчивы, профессора рассеянны, женщины эмоциональны. Подобные высказывания описывают стереотипные представления обыденного сознания, так называемые «расхожие истины», характерные для некоторой группы как носительнице культуры [3, с. 177].

Таким образом, стереотип представляет собой упрощенное, ригидное к новой информации, культурно детерминированное и эмоционально окрашенное представление о каком-либо фрагменте социальной реальности (предмете, явлении, ситуации), живущее как в индивидуальном сознании, так и сознании целых социальных групп [4, с. 46].

Литература

1. Липпман У Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой; ред. перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

2. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И.С. Кон // Новый мир. - 1966. - №9. - С. 188-204.

3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.

4. Романов А.С. Языковые средства экспликации энических стереотипов в картине мира американских военнослужащих: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А.С. Романов. - М., 2015. - 215 с.

5. Ядов В.А. Стереотип социальный / В.А. Ядов // Философский энциклопедический словарь; гл. ред. Л.Ф. Ильичев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 840 с.

6. Allport G.W. The Nature of Prejudice / G.W. Allport. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1954. - 350 p.

7. Katz D. & Braly K.W. Racial Stereotypes in One Hundred College Students / D. Katz, K.W. Braly // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1933. - Vol. 28. - P. 288-289.

8. McGarty C., Yzerbyt V.Y., Spears R. Stereotypes as Explanations. The formation of meaningful beliefs about social groups / C. McGarty, V.Y. Yzerbyt, R. Spears. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.