Научная статья на тему 'Стереотип актрисы в массовой литературе второй половины XIX века и героиня-актриса у А. Н. Островского'

Стереотип актрисы в массовой литературе второй половины XIX века и героиня-актриса у А. Н. Островского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
657
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стереотип актрисы в массовой литературе второй половины XIX века и героиня-актриса у А. Н. Островского»

Д. А. Рыбакова

Стереотип актрисы в массовой литературе второй половины XIX века и героиня-актриса у А. Н. Островского

А. Н. Островский начал писать для театра с 40-х гг., участвовал в постановках собственных пьес, был знаком со многими актерами, однако первую пьесу о жизни театра и судьбе актрисы - «Таланты и поклонники» - написал только в 1881 г. Пьеса была оценена положительно, но не очень высоко. Критики говорили о вторичности пьесы, удивлялись банальности сюжета и утверждали, что тема и интрига ее «избиты нашей беллетристикой»1.

Вопрос об отношении образа актрисы и сюжета пьесы Островского с аналогичными сюжетами в беллетристике этого времени - центральный для данного сообщения. Его цель: попытаться восстановить литературный контекст, в котором возникла первая героиня-актриса у А. Н. Островского и соотнести персонажей-актрис в беллетристике и в произведениях драматурга, что вынуждает обратиться к практически неисследованной проблеме - массовая литература второй половины XIX века представляет актрису.

1. Образ актрисы в массовой литературе: социально-культурный контекст, персонаж и сюжет

Судьба женщины-актрисы попадает в фокус литературного произведения во второй половине 1840-х гг. С тех пор этот сюжет не сходит со страниц беллетристики и оказывается неизменно связан с важнейшими проблемами времени: с вопросом о просветительской функции искусства, с бурной дискуссией на тему женской эмансипации, с вопросами о женской нравственности и женском труде.

Исходя из того, что мы имеем дело с произведениями массовой литературы, представляется возможным сделать попытку систематизации персонажей и сюжетов, то есть обнаружить сходства характеров и способов их создания, а также вычленить некоторую общую схему, лежащую в основе большинства сюжетов.

Во всех выбранных произведениях сюжет об актрисе - главный, героиня-актриса почти везде пользуется очевидной симпатией автора, она -лицо страдающее, и при этом, обыкновенно, деятельное и решительное. Речь героини, чаще всего экзальтированная, тематически ограничена

1 Клм. Кнд. Мариинский театр. Бенефис г-жи Савиной // Новости и биржевая газета. 1882. № 14, янв.

кругом личных проблем. Характер и манера поведения большинства героинь-актрис никак не меняется на протяжении фабулы.

Сюжет большинства произведений состоит из сходных мотивов с небольшими вариациями.

Несчастное детство или юность, поступление на сцену, два пути: нищенство или жизнь на содержании, претензии богатого покровителя, наличие очевидно доброжелательного к героине «советчика» - «учителя» или «друга». Сюжет может осложняться влюбленностью героини в такого персонажа, однако в большинстве случаев любовный сюжет не является основным, и влюбленность героини всегда несчастная. Ближе к концу пьесы героиня осознает актерскую карьеру как свое истинное призвание, а ситуацию, в которой находится, как абсолютно безысходную. Варианты финала: а) «лебединая песня» и гибель (погибают героини восьми произведений из двадцати), б) «выживание» и безысходность, в) перерождение героини, ее превращение из честной в «продажную», г) «хороший» финал - осуществление намерений героини (один случай).

Схематизация персонажей и сюжетов позволяет отчетливо обнаружить их очевидное сходство. Произведения массовой литературы создают некий общий тип, или стереотип актрисы, то есть, воспроизводят ее привычный образ, сложившийся на данный момент в обществе. По определению современного театрального теоретика, автора «Словаря театра», французского исследователя Патриса Пави, стереотип - «это застывшая, банальная концепция действующего лица, ситуации», стереотипный герой «начисто лишен какой бы то ни было индивидуальной свободы действий», а стереотипная ситуация - «комбинация зрелищных эпизодов без сюрпризов»1. Воспроизведение застывших и предсказуемых социальных стереотипов - онтологическое свойство беллетристики.

2. «Таланты и поклонники»: героиня и сюжет

Главная героиня пьесы молодая провинциальная актриса Александра Николаевна Негина с детства росла в театре и попала на сцену по призванию. Стесненная в средствах, Негина с презрением отвергает покровительство богатых поклонников и принимает у себя в качестве жениха вчерашнего студента Петю Мелузова. Петя для Саши - авторитет в жизненных вопросах. В окружении Негиной возникает новый поклонник -Великатов, очень богатый помещик. Он ведет себя скромно, уважительно, и Негина несколько увлекается интересным деликатным поклонником. Тем временем, неудачливые богатые претенденты на внимание Не-гиной устраивают против нее интригу, и антрепренер не продлевает с

1 Пави П. Стереотип // Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 330.

актрисой контракт. Осознав, что «не может жить без театра» Негина тайно покидает город, уезжая с Великатовым.

Очевидно, здесь присутствуют все те же мотивы, которые составляют сюжеты произведений массовой литературы. Финал также вполне соответствует одному из вариантов, обнаруженных в беллетристике: честная актриса не погибает, а «сдается» - идет на содержание к богатому поклоннику, то есть, совершает поступок, который имел безусловную отрицательную коннотацию во всех изученных сюжетах и характеризовался как «продажа себя». Сюжет вполне укладывался бы в распространенную схему, если бы не одна деталь.

Все рецензенты заметили, что героиня «сдается очень легко», «без борьбы» и эта эволюция «от нравственности к безнравственности»1 не поддается объяснению. Однако, даже когда Негина «сворачивает на путь разврата»2, она не теряет благорасположения автора, то есть А. Н. Островского, а продолжает пользоваться его безраздельной симпатией, и поступок ее в системе пьесы, очевидно, не оценивается как «падение». Даже самый «пострадавший» в результате такого выбора и самый принципиальный теоретический противник этого решения - Петя Мелу-зов - в финале прощает Сашу и делает попытку ее понять.

То есть, с формальной точки зрения, поведение героини и составляющие сюжет события в пьесе Островского вполне соответствуют сложившимся в беллетристике. Однако Островский как будто бы выворачивает наизнанку знакомый сюжет.

3. Образ актрисы Негиной как покушение на стереотипы

а. «Если я родилась актрисой?»

В пьесе, рассказывающей о жизни театра, поведение главной героини - Саши Негиной - с самого начала воспринимается всеми как особенное, нехарактерное для актрисы. На протяжении большей части пьесы театр предстает ее делом, профессией, способом независимого существо -вания, но отнюдь не пристанищем ее души. До последней сцены ни разу она не называет себя актрисой.

В финале первой же сцены с ее участием, Негина, отвергая недвусмысленные предложения князя, заявляет: «только я желаю быть честной». Очевидно, что под «честностью» Негина понимает жизнь в соответствии с нравственным законом, попытку остаться самой собой в театральной реальности, где царствует выгода и отсутствуют моральные нормы. Стремление это может быть расценено как драматическая цель персонажа. И на протяжении трех актов героиня поступает в соответст-

1 Кугель А. Р. Хроника // Театр и искусство. 1997. № 21. С. 391.

2 Скабичевский А. Женщина в пьесах Островского // Сочинения: в 2 т. Т. 2. СПб., 1895. С. 717.

вии с обозначенной целью, а в четвертом акте совершает противоречащий ей поступок: бросает честного Петю и уезжает сбогатым Великато-вым. В финальной сцене, объясняя Пете свой отказ и прощаясь с ним, Негина впервые называет себя актрисой и именно этот факт становится аргументом, разъясняющим происходящее: «Все правда, все правда, что ты говорил, так и надо жить всем, так и надо... А если талант... если у меня впереди слава? Что ж мне отказаться, а? А потом жалеть, убиваться всю жизнь. Если я родилась актрисой?». Театр оказывается важнее и значительнее «честности». От неприятия устоявшегося образа жизни театрального мира, Александра Негина приходит к осознанию себя как актрисы. Наконец, она оценивает театр не только как профессию, но и как особый мир, к которому она причастна и без которого не способна жить, мир искусства, которое «не вздор», что благодаря Сашиной игре «начинает понимать» даже скептически настроенный Мелузов. И потому Негина принципиально иначе, чем прежние литературные актрисы оценивает свой поступок и новое положение: это не падение, происходящее от безысходности, а единственный способ продолжать жить, то есть - играть на сцене.

Ь. Герой и стереотип

Героини пьес Островского 1850-х - начала 70-х гг., Катерина Кабанова, Лариса Огудалова и другие, проявляли себя исключительно в любви и не отказывались от своих намерений, а если не могли осуществить свои цели, то сознательно погибали. В драматургии последних лет появляются героини, подобно Негиной, совершающие поступки, которых «сами от себя не ожидали», поступки абсолютно противоположные декларируемым намерениям. Такие сюжеты можно квалифицировать как сюжеты самосознания, как решение героиней проблемы самоидентификации. Конфликт возникает в результате расхождения героини с определенным литературным и жизненным (социальным) типом, к которому сама героиня относит себя (так же оценивают ее и другие персонажи). Александра Негина осознает, что не совпадает со стереотипом «честной актрисы», и ей приходится выбирать между первой и второй частью определения. Результат этого выбора оказывается неожиданным, непредсказуемым. Он и делает героиню сложным, развивающимся и увлекательным для читателя-зрителя характером. Островский вполне в духе 1880 гг. покушается на стереотип героя. Его героиня-актриса оказывается не стереотипом, то есть готовой формой личности, социальной ролью, а противоречивым характером, с этой ролью не совпадающим.

4. Негина и новая драма

а. «Ты думал, что я могу быть героиней, а я не могу»

В последних объяснительных монологах Саши перед Петей появляется и еще одна важная тема: «Ведь я актриса, а ведь, по-твоему, нужно мне быть героиней какой-то (...) Ты думал, что я могу быть героиней, а я не могу. да и не хочу!».

Отказываясь от своего стремления к честности, Негина отрекается от представления о себе как о «героине». Здесь возникает существенный вопрос о семантике понятия «героиня» для актрисы Негиной. Можно с достаточной степенью основательности предположить, что сфера значений этого понятия для актрисы ограничивается театральными героинями, то есть персонажами романтической драмы и мелодрамы, которые составляли основу театрального репертуара этого времени. Речь идет о героях драматургии, относящейся к ренессансной (или классической) театральной системе, дожившей до конца XIX века. По словам Гете, драматический герой в классической драме «ничего с собой не сообразует, все ему противится и он либо сдвигает и сметает препятствия на своем пути, либо становится их жертвой»1. Среди героинь Островского классическими «героинями» были литературные предшественницы Негиной, незаурядные натуры Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Каждая из них отчетливо знала, чего хочет, боролась в меру своих сил и падала жертвой этой борьбы, но не сдавалась.

«Героиня» - та, которая готова жизнью платить за свои принципы. А Негина не готова. Она отказывается и называться «героиней», и совершать свойственные «героине» поступки. Но отказывается не в состоянии отчаянной безнадежности, а сознательно. И этот отказ - результат раздумий, которые происходили за сценой, и результат ее самосознания, самоидентификации в качестве актрисы - творческого человека, ответственного за свой талант.

Ь. Негина и Заречная

На протяжении пьесы Негина проходит путь от «Я (...) сама знаю, что хорошо, что дурно» и «только я желаю быть честной» до «Что ж мне быть укором для других? Вы, мол, вот какие, а я вот какая. честная! (...) Да сохрани меня господи!». Путь от декларации собственных жизненных принципов - к осознанию невозможности их воплощения. Путь от уверенности - к терпимости. От готовности к борьбе - к примирению. В системе пьесы - это путь персонажа к самому себе, а в системе всей дра-

1 Гете И. В. Годы учения Вильгельма Майстера // Собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М., 1978. С. 251.

матургии Островского, да и в истории драмы - еще и движение в сторону нового героя.

Когда Негина в финале отрекается от образа «героини», получается, что она не желает идентифицировать себя в качестве именно героини классической драматической системы. И действительно - Негина-героиня дает представление о героях будущего, о тех, что придут с появлением драм и комедий Чехова. В Негиной намечаются принципиальные черты персонажей новой драмы. Это, прежде всего: осознание неразрешимости конфликта между личностью и враждебной действительностью. Приятие неизбежности жертв и несчастий наряду с естественной возможностью и необходимостью жить. Однако, в отличие от Чехова (кроме Нины, никто из его героев на творческую жизнь не надеется), Островский, любитель хороших финалов, оставляет своей любимой героине, по его собственному заявлению, надежду и способ воплощения - театр. Негина остается жить ради театра. Никаких пафосных заявлений она не делает, но пафос ее поступка- жизнеутверждающий, «театроутверждаю-щий», «островский».

5. Статус театра

В пьесе решается вопрос о выборе театром своего статуса. Театр -это Смельская? Или театр - это Негина. В начале пьесы было ясно, что Смельская, ибо Негина от театра «открещивалась», поступала в соответствии со своими законами, а не театральными, игнорировала актерский быт, брала уроки у Мелузова и ориентировалась на его представления о мире. Осознав себя актрисой, Негина не «опускается» до уровня театра, а, наоборот, «поднимает» театр до себя. Театр Негиной и Нарокова, ее бескорыстного и восторженного поклонника, бывшего антрепренера, прожившего на театре все состояние, получает право на существование. Возвышенный театр Негиной становится реальностью. Своим поступком актриса утверждает высокий статус театра как воплощенного возвышенного мира и средства примирения с действительностью.

Итак, на протяжении четырех десятилетий в массовой литературе возник отчетливый стереотипный образ актрисы, несчастной даже в случае сценического успеха, страдающей, активно действующей, экзальтированной, сосредоточенной на собственных проблемах, и стереотипный сюжет об актрисе, состоящий из стандартного набора мотивов с неизменным безысходным финалом. Сюжет пьесы А. Н. Островского «Таланты и поклонники» и ее героиня, актриса Саша Негина, на первый взгляд, ни в чем не выходят за рамки стереотипа. Однако, при внешнем соответствии аналогичным событиям в сюжетах беллетристики, главное событие пьесы Островского - уход Негиной от Пети к Великатову -оказывается наполненным новым содержанием. Поступок Негиной свидетельствует не о ее поражении, а о достижении героиней определенно-

го уровня самосознания. Образ Негиной строится как борьба персонажа со стереотипом и победа над ним. Перед нами сюжет самоидентификации, до ХХ в. в большей степени свойственный романному жанру, вместе с тем занимающий достойное место и в драматургии, где существует, начиная с «Гамлета». Однако Негина идентифицирует себя не только в качестве творческой личности, актрисы, но и в качестве драматической героини. Она отказывается быть «героиней» в понимании классической театральной системы, той в которой ее современницы, героини-актрисы кончали с собой ради любви. В поступках Негиной - предвестие поведения чеховских героинь, которые будут оставаться жить без любви, без творчества, без надежды, предвестие драматических перемен и возникновения новой театральной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.