Научная статья на тему 'Стеклоделательные мастерские Киевского Подола'

Стеклоделательные мастерские Киевского Подола Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТЕКЛОДЕЛАТЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ПРОДУКЦИЯ / ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ СТЕКЛА / GLASSMAKING WORKSHOP / PRODUCTION / CHEMICAL COMPOSITION OF THE GLASS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журухина Елена Юрьевна, Храмченкова Резида Хавиловна

Последние археологические исследования ремесленного района Киева – Подола – дали богатый материал для изучения стеклоделия Древней Руси. В статье сделана попытка определить тип мастерских, дана их характеристика и описание производимой ими продукции. Методом количественного эмиссионного спектрального анализа изучены образцы стеклянной массы из пяти мастерских для определения химического типа стекла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLASSMAKING WORKSHOPS OF KYIV PODIL DISTRICT

The recent archaeological research of Kyiv Podil District has yielded a wealth of material for the study of glassmaking in Ancient Russia. The article contains a detailed characteristic of the glassmaking workshops and a description of glass finds. The article also includes the results of the quantitative emission spectral analysis of the glass samples from the five glassmaking workshops to determine the chemical type of the glass.

Текст научной работы на тему «Стеклоделательные мастерские Киевского Подола»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3(29)

УДК 903

СТЕКЛОДЕЛАТЕЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ КИЕВСКОГО ПОДОЛА

© Е.Ю.Журухина, Р.Х.Храмченкова

Последние археологические исследования ремесленного района Киева - Подола - дали богатый материал для изучения стеклоделия Древней Руси. В статье сделана попытка определить тип мастерских, дана их характеристика и описание производимой ими продукции. Методом количественного эмиссионного спектрального анализа изучены образцы стеклянной массы из пяти мастерских для определения химического типа стекла.

Ключевые слова: стеклоделательная мастерская, продукция, химический состав стекла.

Выяснение источника археологического артефакта является наиболее актуальной задачей исследователей. Этот вопрос в полной мере относится и к стеклянным изделиям. Поэтому особый интерес вызывают древние мастерские с производственными отходами, остатками сырья и готовых изделий. Обнаружение стеклоделательных мастерских при проведении раскопок можно считать особой удачей, так как найденный материал дает возможность провести реконструкцию производства, с одной стороны, и определить рецептуру производимого стекла - с другой. Изучение химического состава остатков стекольного производства позволяет дать как временную, так и географически точную привязку стекла. Археологические изыскания ремесленного района Киева - Подола - дали богатый материал стекольных производственных комплексов.

На территории Киевского Подола в период XII - ХШ вв. обнаружены следы производственной деятельности и большая концентрация изделий из стекла. Есть основания считать, что здесь располагались стеклоделательные мастерские в основном по производству украшений или помещения складского и торгового назначения.

Несомненным доказательством местного стекловаренного и стеклоделательного производства является обнаружение его остатков и находок технологического оборудования: стекловаренных печей, тиглей с прикипевшей стекломассой, пены-хальмозы, сырья, инструментов, производственного брака, обломков, капелек, нитей стекла. И все же довольно сложно определить производственный комплекс со всеми указанными составляющими. Стекловаренные печи имеют небольшой срок эксплуатации - всего 5-6 лет [1: 281; 2: 5-6]. Инструменты стеклодела (стержни для накручивания бус, пинцеты, ножницы, трубки, формочки для отлива украшений) также могли использоваться и в ювелирном деле, поэтому не всегда такие инструменты можно от-

нести именно к стеклоделательному производству. Материал, из которого изготовлялся инструментарий (кроме металла, этим материалом могли стать камень, глина, дерево), не был рассчитан на его длительное применение.

Согласно М.А.Безбородову, выделяются два типа мастерских: в одном осуществляются все виды работ со стеклом, от варения до производства полуфабрикатов и готовой продукции, в другом - изделия изготовляются из полуфабрикатов [3: 244]. Приведенная ниже характеристика мастерских указывает на существование в Киевском Подоле в ХИ - ХШ вв. производственных комплексов обоих типов.

В 1989 г. на ул. Нижний Вал, 43 было исследовано несколько производственных построек. В одной из них (№4) зафиксирован развал печи (овальной в разрезе, длиной 1,5 м), вблизи которой собраны куски силикатных шлаков и фрагменты опаленной глины. Поверхность этих фрагментов покрыта тонким слоем разноцветной крусты или же каплями стеклянной массы. Данные признаки дали основания считать, что это -фрагменты конструкции горновой колбы. Также было обнаружено 14 экз. слитков стеклянной массы, характер сколов которых свидетельствует об их отделении от целого куска, стекло желтое, зеленое прозрачное и черное непрозрачное. Собраны тигли: стакано- и чашевидные, со следами стеклянной массы на стенках. Одну из групп находок составляли фрагменты и целые формы производственного брака, главным образом бусы (15 экз.): круглые и ребристые зонные и цилиндрические, изготовленные из бесцветного, светлозеленого, голубого и темно-синего прозрачного стекла (рис.1). В мастерской также изготовлялись перстни (собрано 17 бракованных фрагментов из темно-синего, голубого и бесцветного стекла, уплощенных или плоско-выпуклых в сечении) и браслеты (2 экз. из прозрачного бесцветного стекла, круглые в сечении).

22б

О а

I-1--1

Рис.1. Бусы из мастерской по ул. Нижний Вал, 43 (раскопки 1989 г.)

На этом же раскопе исследована постройка (№3), которая функционировала как стеклоделательная мастерская. Вместе с тигельными пробами непрозрачного желтого и зеленого стекла каплевидной формы, а также сколами желтого (2 экз.), зеленого (1 экз.), светло-голубого (2 экз.), синего (9 экз.) прозрачного и желтого (3 экз.) непрозрачного стекла найдены фрагменты стакановидных тиглей, брак производства (сколы трубочек из желтого и желто-зеленого непрозрачного стекла диаметром 4-12 мм), куски глиняной обмазки с ошлакованной внутри поверхностью, что может свидетельствовать о существовании горна для тигельного подогрева стеклянной массы. Основными изделиями мастерской были бусы: бисер зонной формы (36 экз.) и ребристые зонные (4 экз.) бусины, а также кольца и перстни. Бусы изготовлены из бесцветного или синего прозрачного и желтого непрозрачного стекла способом накручивания стеклянной массы вокруг стержня.

Материал из данного производственного комплекса позволяет интерпретировать его как мастерские, в которых формовали изделия из готовой стеклянной массы в тигельной технологии (сферические выпуклости и вогнутость в центре на слитках стеклянной массы свидетельствуют о том, что стеклянная масса была расплавлена в цилиндрических и стакановидных тиглях). Комплекс датируется не позднее второй половины ХП в. [4: 1-12, 20-24].

Еще один объект раскопа - глинобитная, овальная в разрезе печь длиною 1,75 м (№11), которая представляла собой три прослойки опаленной глины, внутри которых встречались куски плинфы, силикатные шлаки, сколы стекла. Печь использовалась для переработки полуфабрикатов в готовые изделия. Об этом свидетельствуют технологические остатки производства, бракованные и готовые стеклянные бусы разнообразных форм и цветов. Зафиксировать какие-либо конструкции вокруг печи не удалось [4: 62]. Остатки производства предметов из стекла фик-

сировались на всей площади раскопа: фрагменты стакановидных тиглей, покрытых стекловидной крустой, куски силикатной шлаковидной массы [4: 80-85].

Данный производственный комплекс был расположен вблизи другого ремесленного комплекса (раскопки 1987 г. по ул. Нижний Вал, 41), где зафиксированы остатки стекловаренной мастерской. Были обнаружены два глиняных горна, вокруг которых собраны кусочки стеклянной массы (55 экз.): фиолетового (26 экз.), желтого (16 экз.), зеленого (3 экз.), ярко-синего (1 экз.) цветов, а также бесцветные (9 экз.). Эти полуфабрикаты были определены как товарная стеклянная масса, которая подлежала последующей обработке. Стеклянная масса, сваренная там, служила сырьем для стеклоделательных мастерских по ул. Нижний Вал, 43, в печах которых эту массу подогревали. Производственные объекты обоих раскопок хронологически почти синхронны [4: 108; 5: 77-81, 91-98].

В 1981 - 1982 гг. по ул. Щекавицкая, 25-27 был обнаружен ремесленный комплекс конца ХП в., связанный с ювелирным производством, а также изготовлением предметов из стекла, прежде всего браслетов (122 экз.), перстней (9 экз.), вставок для бронзовых щитковых перстней (24 экз.), и обработкой янтаря. Вокруг небольших по размерам горнов (диаметром 0,3 - 0,4 м) собрано большое количество бракованных браслетов, отходы их производства, стеклянные перстни и вставки для перстней, а также фрагменты посуды и стеклянная масса. Браслеты представлены следующими типами: гладкими круглыми, круче -ными, перевитыми круглыми и кручеными, рифлеными, плоско-выпуклыми, треугольными, сделанными из фиолетового и зелено-желтого стекла, а также голубого, зеленого и желтого, а перстни - плоско-выпуклые в сечении из зеленого стекла. Вставки для перстней изготовлены в основном из зеленого стекла (1 экз. темно-коричневого цвета). Посуда представлена донышками конусовидных кубков и сосудов с устойчивыми донышками. По мнению исследователей, мастерская имела многопрофильный характер. Об этом свидетельствуют многочисленные находки следов кузнечного и ювелирного ремесла, которые объединяет похожесть технологических процессов. Одной из специализаций ювелирного дела было стеклоделие, для которого характерны технологические операции с жидким стеклом, например литье, что было не сложно, если мастер владел навыками работы с цветным металлом [6: 80; 92-94, 100-103; 7: 36; 8: 71].

Мастерская по производству стеклянных изделий обнаружена по ул. Оболонская, 1 в период

XII - XIII вв. Это была постройка площадью 25 кв. м (сохранилась частично). На территории комплекса и вблизи него в синхронном культурном слое собрано большое количество переплавленного стекла, бракованных изделий и мелких расколотых фрагментов стеклянных дисков - товарного сырья, которое поставлялось в мастерскую. Также обнаружены керамические тигли (фрагментарно) и фрагменты готовых стеклянных изделий (в основном бус). Горшковидные тигли и тигли-миски свидетельствуют о том, что для изготовления продукции использовали готовую стеклянную массу. Тигли-мисочки предназначались для расплавления стеклянной массы, которая поступала в мастерскую в виде кусочков или слитков разнообразной формы.

Всего на территории комплекса найдено 335 бусин (вместе с бракованными экз.). Бусы делятся на две группы: монохромные (52,2%) и поли-хромные (глазчатые - 15,2% и с пластичным орнаментом - 32,6%) [9: 12-16]. Большинство монохромных бус изготовлено из желтого (54 экз.) и зеленого (73 экз.) полупрозрачного стекла, небольшая часть - из черного (15 экз.) и красного (10 экз.) непрозрачного стекла, голубого прозрачного (7 экз.), белого (3 экз.) и желтого (6 экз.) непрозрачного стекла (рис.2, 7). Много бракованных бус: зонные, кольцевидные, грушевидные, усеченно-биконические, многочастные про-низки из бус зонной формы, зонные и цилиндрические ребристые бусы (рис.2, 2).

Рис.2. Бусы из мастерской по ул.Оболонская, 1 (1989 г.)

Найдены бусы с пластичным орнаментом: зонные, грушевидные, неправильно-округлые, орнамент спиралевидный, петельковидный или зигзаговидный. Большинство бус изготовлено из черного непрозрачного стекла, небольшая часть экземпляров - из темно-красного, а также зеленого и желтого стекла. Орнамент сделан тонкой стеклянной нитью белого или желтого непрозрачного стекла (рис.3, 1).

Глазчатые бусы по типам и размерам идентичны монохромным, изготовлены из непрозрачного зеленого, редко - из черного непрозрачного стекла. Глазки изготовлены из желтого непрозрачного стекла, по три на каждой бусине (рис.3, 2).

Рис.3. Бусы с пластичным орнаментом и глазчатые бусы из мастерской по ул. Оболонская, 1 (1989 г.)

Материалы этого комплекса свидетельствуют

о серийности производства и невысоком качестве изготовления, что характерно для товаров массового потребления, которые поставлялись на рынок [9: 15-16]. Основная масса бус этого комплекса имеет аналогии среди других комплексов Киева ХИ - ХШ вв. Технология изготовления была традиционной для всего древнерусского производства: все бусы сделаны способом навивки стеклянной массы на стержень. Присутствие закраин и мелких сколов вокруг отверстий многих одинарных бус свидетельствует о том, что полуфабрикатом для их изготовления были многочастные пронизки, что значительно упрощало производство [10: 77-78].

В 2007 г. по ул. Набережно-Крещатицкая, 21 были исследованы остатки стеклоделательного производства в виде фрагментов производственной печи, большого количества изделий (например, бусин зонной формы). Комплекс датируется ХП - началом ХШ в. [11: 5].

В 2008 г. по ул. Набережно-Крещатицкая, 9 было зафиксировано большое количество изделий из стекла, отходы производства, а также осколки стеклянной массы, которая использовалась как сырье для производства предметов из стекла (рис. 4). Следов построек, связанных с производственным процессом, найдено не было. Находки можно разделить на несколько категорий: украшения (бусы, браслеты, перстни) - самые многочисленные; посуда; находки производственного характера (сырье, остатки производства). Цветовая гамма изделий, где это можно было определить (предметы покрыты слоем патины), представлена следующим образом:

- бусы (1183 экз.) синего, ярко-голубого, зеленого, желтого прозрачного стекла;

- браслеты (481 экз.) синего, желтого прозрачного, зеленого разных оттенков, яркого темно-фиолетового полупрозрачного, красного непрозрачного стекла;

- перстни (62 экз.) зеленого, голубого, желтого прозрачного стекла;

- посуда (85 экз.) бесцветного, светло-желтого, ярко-желтого, зелено-желтого прозрачного, красного непрозрачного стекла.

Рис.4. Остатки производства и осколки стеклянной массы из мастерской по ул.Набережно-Крещатицкая, 9 (2008 г.)

вс

о

из-за отсутствия остатков производственных печей. Комплекс датируется концом ХП - началом

XIII в. [11: 37; 41; 46].

*

№ I

кг

Л г

Я

№■! ^5

Ч*

№7 Ли К т

в Л* •

.\в 1.1 № 14 № ]5

*

Л ] 6 № 1.8 Лй V)

Рис.5. Бусы и перстни из мастерской по ул.Набережно-Крещатицкая, 9 (2008 г.)

Торговая стеклянная масса, остатки производства (более 1053 экз.) соответственно такого же цвета, что и перечисленные изделия.

Кроме этого, обнаружены фрагменты тиглей, керамических изделий с наплывами стекла и шлаки. Древнерусские украшения, найденные на раскопе, в большинстве своем изготовлены накручиванием стеклянной массы; это многочисленные бусы (шаровидные, зонные, кольцевидные, бочонковидные, биконические, многочастные пронизки из бус зонной и кольцевидной формы), а также плоско-выпуклые в сечении перстни (рис. 5, 1, 2). Браслеты представлены почти всеми типами, но большую часть составляют круглые гладкие и мелкокрученные, далее идут плоско-выпуклые, крученые, перевитые, трехгранные и рифленые [12: 74-76]. Приведенные материалы указывают на то, что комплекс имел ремесленное назначение, связанное с производством предметов из стекла (в первую очередь украшений) из уже готовой стеклянной массы. Определить тип мастерской довольно трудно

ЛЬ .10

Рис.6. Образцы проанализированной стеклянной массы из мастерских.

Некоторую закономерность можно наблюдать в результате сравнения элементного состава стеклянных фрагментов, обнаруженных в различных мастерских (рис. 6). Изучение образцов проводилось методом эмиссионного количественного спектрального анализа (ЭСА)1 в отделе естественно-научных и реставрационных исследований Института истории им.Ш.Марджани АН РТ. Данный вид анализа является в настоящее время наиболее информативным с точки зрения набора элементного состава исследуемого материала, об-

1 Навеска образца 25 мг сжигается из кратера угольного электрода в дуге переменного тока до полного испарения. Время экспозиции для легколетучих элементов - 30 сек при силе тока 8А, после чего часть диафрагмы перекрывается и образец дожигается при силе тока 18 А. Спектр, получаемый на дифракционном спектрографе ДФС-458, регистрируется на фотопластинки ПФС-03. Рабочая решетка спектрографа №3 с 1800 шт/мм с разрешением 0,6 нм. Полученные спектрограммы фотометрируются на спектрофотометре МФ-2. Исследуемые образцы анализируются классическим методом 3-х эталонов. В качестве стандартов для анализа были использованы государственные стандартные образцы СДПС-1, СЧТ-2, СКР-3, МЩ-3 и стандарты предприятия. Проводимый анализ соответствует количественному анализу III категории точности.

ладая в то же время высокой чувствительностью, позволяющей определять как основные элементы, содержание которых составляют проценты, так и микроэлементный состав, т.е. элементы, содержание которых не превышает 10-4% - 10-5%. В таблице 1 и 2 приведены макро- и микроэлементный составы проанализированного стекла.

Из таблицы 1 основного состава стекла можно четко выделить 4 типа стекла: натрий-кальций (сода), свинцовое (содержание свинца 50% и более), свинцово-калийное с содержанием свинца около 15% и свинцово-калийное с содержанием свинца 25 - 33%.

Таблица 1.

№ п/п шифр цвет CuO MnO PbO SnO ТіО P2O5 CaO Fe2O3 Al2O3 К20 МцО ^20 ^02

8 №2 Н.В. св. зелен. 0,016 0,52 0,089 0,014 0,12 0,47 9,94 0,21 1,68 3,03 1,43 12,67 69,64

9 №3 Н.В. синий 0,091 0,34 0,14 0,023 0,14 0,16 9,31 0,77 2,08 0,91 1,29 14,35 69,83

7 №1 Н.В. бирюз. 0,059 0,27 0,55 0,049 0,15 0,31 8,89 0,42 2,03 1,87 0,53 14,16 70,38

14 №8 Обл. т.крас. 0,63 0,02 49,95 0,41 0,14 0,038 0,32 0,16 2,37 0,38 0,043 0,03 45,32

12 №6 Обл. желт. 0,015 0,01 51,05 10,29 0,1 0,044 0,2 0,036 0,78 0,42 0,026 0,12 36,69

11 №5 Обл. зел.изум. 1,48 0,008 60,02 0,27 0,074 0,035 0,15 0,021 0,39 0,33 0,034 0,016 37,04

10 №4 Обл. желт 0,16 0,008 60,75 0,029 0,084 0,025 0,22 0,029 0,41 0,32 0,034 0,014 37,65

13 №7 Обл. син. с бир 0,5 0,78 16,33 0,062 0,15 0,063 0,86 0,24 1,74 13,27 0,1 1,04 64,72

18 №15Н.К. жел. шлак 0,005 0,036 16,51 0,023 0,17 1,52 4,17 0,24 2,65 0,69 0,62 0,25 72,96

19 №16Н.К. бир. шлак 0,32 0,26 32,86 0,0048 0,21 0,29 1,61 0,16 1,49 13,92 0,13 0,94 47,63

17 №14Н.К. св.желт. 0,003 0,007 14,76 0,0003 0,1 0,053 1,27 0,021 1,63 14,59 0,12 0,88 66,45

15 №10Н.К. бир. 0,82 0,015 16,38 0,03 0,26 0,088 2,62 0,069 2,07 15,03 0,24 0,77 61,47

16 №13Н.К. фиолет. 0,011 1,12 32,92 0,0079 0,099 0,066 0,57 0,05 1,4 13,98 0,051 0,49 49,05

23 №19 Щ. красн. 0,12 0,015 32,85 0,036 0,18 0,17 0,52 2,86 0,75 12,71 0,1 0,93 48,57

22 №19 Щ. тр.зел.шл. 0,11 0,026 32,87 0,05 0,19 0,31 1,24 3,22 1,57 11,16 0,15 0,85 48,14

21 №18 Щ. бир.шл. 1,29 0,02 25,58 0,26 0,3 0,21 0,55 0,19 0,35 12,14 0,051 1,33 57,61

20 №30 Щ. бл.зел шл. 0,001 0,015 8,14 0,0004 0,59 0,28 4,48 0,83 4,76 11,16 2,74 0,59 66,28

2

Таблица 2.

Микроэлементный состав стекла киевских мастерских_____________________

-4 -2 -4 -3 -2 -4 -4 -3 -3 -3 -3 -3 -3 -3 -3 -2 -3 -3 -4 -2 -2

АЦ А8 Аи в Ва Ве Ві Со Сг Єа Ьі № № Sb Sc Sr V У УЬ Zn Zr

№2 Н.В. 8 0,03 112 44 1,8 1 0,7 1,3 2,2 0,3 3,2 0,9 1,4 0,9 0,2 4,6 1,3 1 1,2 0,3 2,2

№3 Н.В. 0,8 0,18 2,25 190 2,6 1,8 0,8 108 2,7 0,4 3,3 1 2,5 2,4 0,2 5,1 2,1 1,5 2 0,8 2,1

№1 Н.В. 3,3 0,04 21 175 2,3 1,3 1 4 2,7 0,4 4 0,8 1,8 2,4 0,1 3,1 1,4 0,8 1,2 0,3 1,3

№8 Обл. 19,5 0,1 0 1 1,6 0,9 0,8 0,3 2,2 0,2 2,7 1,1 1,8 2,1 0,2 0,7 2,1 0,9 1 0,4 1,4

№6 Обл. 3,7 0,03 0 0,45 0,7 0,9 39 0,1 0,2 0,1 2,6 1 0,8 1,1 0,3 0,6 1,4 0,7 0,7 0,3 1,5

№5 Обл. 23,5 0,08 0 0,3 0,8 0,9 2 0,1 0,1 0,1 2,8 0,9 1,3 0,9 0,2 0,7 1,1 0,8 0,7 29 0,7

№4 Обл. 1,6 0,2 0 0,6 0,8 0,9 0,8 0,2 0,2 0,1 2,7 1 0,8 0,8 0,3 0,7 1,2 0,7 0,8 0,3 1,3

№7 Обл. 17,5 0,04 0 33,5 1,6 0,9 1,7 0,5 1,9 0,3 3,7 1,2 1,3 1 0,2 0,7 1,3 1 1,1 12 1,5

№15 Н.К. 0,58 0,3 0 31,5 3,1 0,9 0,8 0,3 2 0,3 3,1 1,3 0,9 1,5 0,2 1,8 2,9 1,3 3,5 0,8 4,1

№16 Н.К. 1,75 0,17 0 12 1,1 1 1,3 0,3 1,1 0,2 3,1 1,4 0,9 2,2 0,2 1,9 0,7 0,9 1,3 0,5 2,1

№14 Н.К. 2,65 0,19 0 13,3 1 0,9 0,6 0,2 0,2 0,2 2,7 1,1 0,9 27 0,2 0,9 0,6 1 1,1 0,5 1

№10 Н.К. 3 0,25 0 13,5 2,1 1,1 14 0,4 0,5 0,2 2,7 1,4 1,6 6,7 0,2 1,2 0,8 1,3 1,6 0,5 1

№13 Н.К. 2,65 0,28 0 20,5 0,9 1 0,7 0,2 0,8 0,2 2,8 1,1 1,2 19 0,2 0,9 1,1 1 1,3 0,5 3,4

№19 Щ. 13,5 0,11 0,8 18,5 0,8 1 1,1 0,3 1 0,2 2,9 1,1 0,9 0,8 0,1 1,2 0,8 1,3 1,1 0,5 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№19 Щ. 23 0,12 0 21,5 1,2 1 1 0,3 0,8 0,2 3 1,2 1,2 0,7 0,2 1,4 0,7 1,1 1,4 0,6 1,1

№18 Щ. 29,5 0,44 0 23 1,5 1,2 15 0,4 0,5 0,2 2,8 1 28 8,8 0,1 1,5 1,2 0,8 1,1 0,5 1

№30 Щ. 0,14 0,19 0 4,9 2,1 1,4 0,7 0,6 7,5 0,9 3,2 1,5 0,8 1,4 0,1 1,4 2,4 3,2 4,2 0,4 5,8

2 №№ 1-3 - ул. Нижний Вал, 43; № 4-8 - ул. Оболонская, 11; №№ 10, 13, 14 - ул. Набережно-Крещатицкая, 9; №№ 15-16 - ул. Набережно-Крещатицкая, 21; №№ 18-19, 30 - ул. Щекавицкая, 25-27.

Стекло образцов из мастерских с ул.Нижний Вал относится к первому типу. Ю.Л.Щапова относит стекло подобного типа к византийскому [13: 94-99]. Необходимо отметить, что только для стекла из этой мастерской характерно присутствие золота, причем имеется явная корреляция между этим элементом и калием, серебром и фосфором. Можно заметить, что в сумме натрий с калием дают примерно 15% - это можно считать зольным компонентом, и Au, Ag и P поступили в стекло именно с золой растений.

Данное предположение вполне аргументировано, так как известно, что растения аккумулируют многие микроэлементы, в том числе и золото с серебром. Биогеохимические аномалии и ореолы могут быть индикаторами нарудного или верхнерудного среза месторождений золота, серебра, меди и т.д. [14: 156]. Причем осаждение микроэлементов происходит в различных частях растений. Так, золото и серебро может накапливаться в нижних частях стеблей и кустарниковых растений [14: 35]. Кроме того, содержание микроэлементов может зависеть также от времени сбора растительного материала. В апреле концентрация золота в ветвях ольхи достигает 130250 нг/г, в то время как в августе - 6-9 нг/г [14: 44]. Можно предположить, что натриевый поташ был получен в районе, близком к золотосеребряным месторождениям.

Если теперь обратить внимание на содержание бора и стронция в этих же образцах, высокая концентрация которых значительно отличается от концентрации в стекле других мастерских, можно заметить обратную корреляцию между этими элементами и золотом и серебром, т.е. чем больше B, Sr и Na, тем меньше Au с Ag. В работе Ф.А.Закировой говорится о растении Anabasis aphylla, замечательным свойством которого является накопление бора в наземной части [15: 2631]. Таким образом, возможно, что для получения золы собиралось определенное растение, и различие по золоту с серебром и бору со стронцием обусловлено или преобладанием сбора тех или иных участков самого растения, или временем года этого сбора.

Повышенное содержание кальция в образцах стекла мастерских ул. Нижний Вал возможно объяснить присутствием этого элемента в природной соде, однако в нашем случае, скорее всего, в качестве технологической добавки использовался мел. Еще одним доказательством этого может служить также своеобразный краситель бирюзового цвета в первом образце, в качестве которого выступает, судя по составу, небольшая добавка свинца. Синий цвет второго образца получен в результате добавки кобальта. Таким об-

разом, стекло этих мастерских однообразно как по технологии изготовления, так и по сырьевому составу.

Стекло четырех образцов из мастерской по ул.Оболонской имеет в своем составе 50-60% свинца, которое можно назвать иудейским. Как известно, для получения традиционного «Plum-bum vitrum iudaicum sciliset» брались две части окиси свинца (т.е. 66%), сожженной в горшке, и одна часть песка [16: 29]. В процессе варки часть свинца испаряется и остается около 60%. Образец №6 характеризуется присутствием 10% олова, что можно связать с использованием соединений данного элемента в качестве красителя желтого цвета. В этом же образце можно заметить повышенное содержание висмута, который является в данном случае сопутствующим олову элементом. Стеклянный фрагмент №S содержит хоть и близкое к 60%, но все же иное (50%) содержание свинца, причем можно заметить, что алюминия и железа в этом образце существенно больше, чем в трех других. Таким образом, не только рецептура изготовления этого стекла другая, но и сырье, использованное при его варке, имеет иное происхождение.

Стекло образца №7 из этой же мастерской имеет свинцово-калийный, совершенно отличный от предыдущих стекол, состав. Окраска получена медью в красный цвет образца №S, зеленый изумрудный образца №5 и сине-бирюзовый №S (вместе с марганцем), в первом случае - молекулярной формой, во втором и третьем - ионной. Обращает на себя внимание факт существования корреляции в образцах этой мастерской между медью и серебром, т.е., несмотря на различную рецептуру стекла, источник красителя один и тот же.

Рассмотрим стекло из мастерских по ул. На-бережно-Крещатицкая. Судя по составу обнаруженного образца шлака (№ 15), в мастерской по ул. Набережно-Крещатицкая, 21 производилась непосредственная варка стекла, так как этот шлак еще не содержит пока поташного компонента. Как видно из таблицы 1, стекло этих раскопов свинцово-калийное двух типов. В №№10, 14 содержание свинца составляет 15-16% , в №16 и №13 - около 33%, содержание калия -около 15%. В образцах с ул.Набережная-Креща-тицкая, 9 отмечается низкое содержание фосфора и железа, что свидетельствует о высокой очистке золы. Для этих образцов также характерно повышенное значение сурьмы. Образец №7 из мастерской по ул. Оболонская, 1 в полной мере можно было бы отнести к этой группе, если бы не существенное отличие по данному элементу.

Бирюзовая окраска стекла получена медью, фиолетовая - марганцем.

Последние четыре строки в таблицах соответствуют находкам из раскопов по ул.Щекавиц-кая, 25-27. Два образца имеют в своем составе 33% свинца, один - 25% и еще один - 8%, т.е. налицо различная рецептура. Интересно, что окраска красного и травянисто-зеленого цвета получена смесью меди (коллоидной) и железа. Стекло № 18 окрашено медью и отличается повышенным содержанием олова, висмута, никеля и сурьмы, в то же время железа в нем меньше, т. е. этот образец изготовлен в другой мастерской, так же, как образец № 30. Для последнего образца характерны относительно высокие значения концентрации кальция и алюминия, а также хрома и галлия, что свидетельствует о своеобразии рецептурно-источниковой базы.

Характеристика остатков стеклоделательного производства в Киеве (в Верхнем городе) показывает, что в Х! в. украшения изготовлялись в мастерских по производству мозаики, но их процент в сравнении с основной продукцией был незначительным. Производственная деятельность таких мастерских была недолгой, и это не позволяло им устанавливать длительные и прочные связи с городским рынком [17: 65-66]. Такие немногочисленные украшения мастерских шли на удовлетворение потребностей жителей боярских, купеческих либо монастырских дворов. В XII в. ситуация меняется. Многочисленные находки бус и стеклянного сырья на фоне небольшого количества других стеклянных изделий, по мнению исследователей, свидетельствуют о том, что открытые на территории Киевского Подола производственные комплексы были узко специализированными на производстве именно украшений, среди которых преобладали бусы. Для мастерских были характерны серийность производства индивидуальным способом и недостаточно высокое качество изготовления, которые являются признаками продукции массового потребления [9: 15-16; 10: 77-78].

По морфологии продукция киевских мастерских имеет многочисленные аналогии среди изделий из стекла, распространенных на территории Древней Руси, например Вышгорода, Чернигова, Новгорода, Старой Ладоги и других [4: 810; 26-29; 6: 78; 7: 35; 10: 77-78; 18: 73-75; 19: 5052; 20: 143-144; 21: 54; 22: 7-9; 23: 44].

Не все перечисленные комплексы содержали полный набор составляющих стекловаренного или стеклоделательного производства, что говорит о различном характере мастерских. Сравнительный анализ элементного состава стеклянных объектов киевских мастерских позволяет сделать

вывод о том, что часть мастерских (ул.Н.Вал) имела в своем распоряжении (а возможно, и сама производила) совершенно определенный сорт стекла со своей технологией, рецептурой и сырьем. В то же время другие мастерские работали со стеклом не только разнообразной рецептуры, но и сырьевые компоненты имели различное происхождение. Это может служить подтверждением того факта, что киевские мастерские как непосредственно варили стекло и изготовляли разнообразную продукцию, так и использовали готовую стеклянную массу. Как говорилось выше, об этом свидетельствуют также разнообразные формы тиглей, найденных на раскопах.

Безусловно, что для более детальной идентификации как сырья, полуфабрикатов, так и готовой продукции необходимы данные о химическом составе стекла мастерских других регионов, а также возможного сырьевого материала округи Киева. Дальнейшие исследования в этой области помогут в точном определении характера производственных комплексов Киевского Подола.

1. Олейников О.М. Стеклодельные мастерские в древности (К вопросу о существовании древнерусского стеклоделия) // Новгород и новгородская земля. История и археология. Вып. 11. - М., 1997.

- С. 281-291.

2. Столярова Е.К. О признаках местного производства стекла (на примере Древней Руси) // Стекло Восточной Европы в древности, Средневековье и Новое время: изучение и реставрация: Тез. док. международ. науч. конф. - М., 2011. - С. 5-6.

3. Лихтер Ю.А., Щапова Ю.Л. Гнездовские бусы. По материалам раскопок курганов и поселения // Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города). - М., 1991. - С. 244 - 259.

4. Бобровский Т.А., Зоценко В.Н., Трухан А.П. Отчет об археологических исследованиях Почайнинско-го отряда Подольской постоянно действующей экспедиции ИА АН УССР за 1989 г. по улице Нижний Вал, 43 // ФЭ / 1990. - 111 с.

5. Зоценко В.М., Брайчевська О.А. Ремісничий осередок ХІ-ХІІ ст. на Київському Подолі // Стародавній Київ. Археологічні дослідження 1984-1989 років: Зб. наук. праць. - Київ, 1993. -С. 43-103.

6. Ивакин Г.Ю., Степаненко Л.Я. Раскопки северозападной части Подола в 1980-1982 гг. // Археологические исследования Киева 1978-1983 гг.: Зб. наук. праць. - К., 1985. - С. 77 - 105.

7. Сагайдак М.А., Сергеева М.С., Михайлов П.С. Новые находки древнерусского ремесла в Киеве // Древности - 1996: Харьковский историко-археологический ежегодник. - Харьков, 1997. - С. 31 - 37.

8. Щапова Ю.Л. Византийское стекло. Очерки истории. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 288 с.

9. Сагайдак М.А., Сергеева М.С., Тимощук В.Н. Отчет об исследованиях северо-западной части Подола в 19S9 году // НА ІА НАНУ. - 1990. -№ 19S9/265. - 25 c.

10. Сергеева М.С. Стекольная мастерская на северозападной окраине Подола // Проблеми вивчення та охорони пам’яток археології Київщини: Тези доповідей І науково-практичної конференції. Біло Городка. Жовтень 1991 рік. - К., 1991. - С. 76 -7S.

11. Сагайдак М.А., Сергєєва М.С., Пефтіць Д.М.,

Гречко Д.В. Звіт Центру археології Києва ІА НАНУ про археологічні дослідження у Києві по вул. Набережно-Хрещатицька, 9 у 200S р. Т. 1. //

ФЭ / 2009. - 13S c.

12. Журухіна О. Скляні вироби з розкопок 200S року на Київському Подолі // Ант, 2010. Вип. 22-24. -С. 74 - 77.

13. Щапова Ю.Л. Византийское стекло. Очерки истории. - М. : Эдиториал УРСС, 199S. - 2SS с.

14. Ковалевский А. Л. Биогеохимия растений. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. - 294 с.

15. Закирова Ф. А. Прогнозная оценка бороносности куполов Северного Прикаспия на основе биогео-химических исследований (на примере купола Баскунчак) // Отечественная геология. - 2010. -№4. - С. 26 - 31.

16. Галибин В.А. Состав стекла как археологический источник. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. - 216 с.

GLASSMAKING WORKSHOPS OF KYIV PODIL DISTRICT

E.Zhurukhina, R.Khramchenkova

The recent archaeological research of Kyiv Podil District has yielded a wealth of material for the study of glassmaking in Ancient Russia. The article contains a detailed characteristic of the glassmaking workshops and a description of glass finds. The article also includes the results of the quantitative emission spectral analysis of the glass samples from the five glassmaking workshops to determine the chemical type of the glass.

Key words: Glassmaking workshop, production, chemical composition of the glass.

Журухина Елена Юрьевна - младший научный сотрудник ДП «Центр археологии Киева

Национальной АН Украины».

E-mail: lenzhurukh@mail.ru

Храмченкова Резида Хавиловна - кандидат физико-математических наук, зав. отделом естественно-научных и реставрационных исследований Музея археологии Института истории

им. Ш.Марджани АН РТ.

E-mail: RezidaHram@mail.ru

Поступила в редакцию 25.05.2012

17. Калюк А.П. Киевские мастерские восполняющего производства смальт // Актуальные проблемы историко-археологических исследований: Тез. док. VI Респуб. Конф. молодых археологов. - К., 1987. - С. 65 - 66.

18. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М.: Изд. АН СССР, 1948. - 792 с.

19. Богусевич В.А. Археологічні розкопки в Києві на Подолі (розкоп на розі вулиць Героїв Трипілля і Волоської) // Археологія. - 1954. - Т. ІХ. - С. 42 -53.

20. Богусевич В.А. До історії склоробного виробництва в Київській Русі // Нариси з історії техніки. -1957. - Вип. 4. - С. 134 - 144.

21. Гупало К.М., Івакін Г.Ю., Сагайдак М.А. Дослідження Київського Подолу (1974-1975 рр.) // Археологія Києва (дослідження і матеріали): Зб. наук. праць. - К., 1979. - С. 38 - 62.

22. Ивакин Г.Ю., Козубовский Г.А. Отчет о раскопках Подольской экспедиции ИА АН УССР в 1985 г. на ул.Зелинского (Покровская церковь) и ул.Обо-лонская. // НА ІА НАНУ. - 1986. № 1985 / 8а. -23 с.

23. Калюк А.П. Охранные исследования НПК «Археолог» в Киеве в 1989 году // Проблеми вивчення та охорони пам’яток археології Київщини: Тези доповідей І науково-практичної конференції. Біло Городка. Жовтень 1991 рік. - К., 1991. - С. 43 -45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.