Научная статья на тему 'Ставка рефинансирования – главный инструмент денежно-кредитного регулирования'

Ставка рефинансирования – главный инструмент денежно-кредитного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / REFINANCING / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / КРЕДИТ / CREDIT / КРЕДИТНЫЕ ИСТОРИИ / CREDIT STORIES / ДЕПОЗИТЫ / DEPOSITS / КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / CREDIT OPERATIONS / MONETARY MASS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамидова Сарвиноз Хамрабоевна

В статье рассматривается роль рефинансирования и ставки рефинансирования в регулировании объема предложения и формирования денежной массы в экономике республики, а также в реализации банковской и денежно-кредитной политики Таджикистана. Обосновывается, что ставка рефинансирования является инструментом Национального банка, который воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Она также является одним из методов антиинфляционной политики. Анализируется процесс реализации задачи рефинансирования как получение финансовыми посредниками нового кредита на более выгодных условиях и получение нового кредита с целью продления срока кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFINANCING RATE AS THE PRINCIPAL INSTRUMENT OF MONETARY-CREDITING REGULATION

The article dwells on the role of refinancing and its rate in the regulation of the volume of supply and monetary mass in the economy of the republic; implementation of bank and monetary-crediting policies of Tajikistan being taken into account as well. The author substantiates that refinancing rate is an instrument of the National Bank which affects the rates of an interbank market and also those ones referring to deposits of corporate bodies, natural persons and crediting resources delivered by respective organizations. The rate is also one of the methods of antiinflation policy. The author analyzes the process of effectuation concerned with the goals of refinancing as obtaining of a new credit by financial mediators on authority of more profitable conditions aimed at a prolongation of crediting term.

Текст научной работы на тему «Ставка рефинансирования – главный инструмент денежно-кредитного регулирования»

Хамидова Сарвиноз Хамрабоевна,

соискатель ТГУПБП

СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ - ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Начиная с конца 70-х годов ХХ века, индустриально развитые страны стали постепенно переходить от использования инструментов прямого контроля к использованию косвенных инструментов денежно-кредитной политики. И здесь рефинансирование является важным направлением деятельности Национального банка, его цель - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Действительно, рефинансирование Национальным банком коммерческих банков - это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Национальный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции банка банков.

Центральным механизмом в процессе рефинансирования выступает ставка рефинансирования как рычаг управления, контроля и регулирования денежно-кредитной системы страны. Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.1 Ставка рефинансирования является инструментом Национального банка, который воздействует на ставки межбанковского рынка, на ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями, а также является одним из методов антиинфляционной политики. Для населения ставка рефинансирования важна также как главный регулятор процентной ставки по кредитам в банках. В республике ставка рефинансирования, помимо функции регулятора экономической политики, является фискальной мерой, т.е. служит для расчета налогов, штрафов и др.

1 Ставка рефинансирования http://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 05.09.2011.)

Как отмечено выше, изменение величины ставки является одним из инструментов кредитно-денежной политики государства наряду с операциями на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) и изменением величины нормы обязательного резервирования коммерческих банков в НБ. Путем снижения или увеличения базовой ставки НБ может усиливать или ослаблять заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных резервов путем заимствований у него. При снижении ставки снижается стоимость заемных денег и, как следствие, растет объем корпоративных инвестиций и расходов населения, стимулируя рост ВВП. И наоборот, повышение ставки сдерживает инвестиции и расходы, что замедляет рост экономики. Другим словами, чем выше ставка рефинансирования в стране, тем больший процент за кредит придется платить гражданам при займе у банка, и, соответственно, чем ниже ставка рефинансирования, тем меньший процент за кредит подлежит оплате при займе. Таким образом, политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение Национальным банком целей, форм, условий и сроков кредитования.

Кредитное рефинансирование также используется как инструмент стабилизации банковской системы. Это наиболее эффективный способ предоставления дополнительных резервов и, соответственно, ликвидности банкам в период кризисных потрясений. Как уже отмечено, само рефинансирование - это процесс, в течение которого заемщик выплачивает полученный ранее (уже существующий) кредит с помощью нового кредита. Целью заемщика при рефинансировании, как правило, является решение следующих задач: во-первых, получение нового кредита на более выгодных условиях, например по более низкой ставке, что позволяет заемщику снижать свои расходы. И, одновременно, это дает возможность банкам менять ставки кредитования клиентов. Во-вторых, получение нового кредита с целью продления срока кредитования. Кредиты НБ для коммерческих банков являются дополнительными ресурсами для кредитования клиентов.

Ставку рефинансирования принято рассматривать как индикатор намерений Национального банка. Изменяя ставку рефинансирования, Национальный банк объявляет о своих намерениях относительно денежно-кредитной политики. Однако необходимо подчеркнуть, что политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную систему. Можно непосредственно определить требуемое изменение заемных резервов, но неизвестно, насколько необходимо изменить ставку рефинансирования, для того чтобы банки обращались за кредитами в Национальный банк. Издержки банков по использованию ставки рефинансирования высоки, и изменение

ставки рефинансирования оказывается неэффективным инструментом в силу неоднозначности воздействия на финансовые рынки.

Необходимо подчеркнуть, что первоначально политика рефинансирования в республике использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений, наряду с первичным предназначением, рефинансирование всё чаще стало использоваться как инструмент предоставления финансовой помощи коммерческим банкам. Кредиты рефинансирования дают им возможность свести до минимума запасы своих ликвидных средств, позволяя при необходимости позаимствовать их у Национального банка. Ссуды Национального банка являются источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых резервов. Однако доступ к кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у Национального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в Национальный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платёжеспособности. Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов), формы обеспечения (учётные и ломбардные кредиты), сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца, краткосрочные - на 1 или несколько дней), а также целевого характера.

Регулируя объем выдаваемых кредитов, Национальный банк Таджикистана регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Национальный банк Таджикистана может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам своих операций и проводит процентную политику без фиксации процентной ставки. Ставки рефинансирования Национального банка Таджикистана представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Национальный банк Таджикистана использует ставки рефинансирования для воздействия на рыночные процентные ставки, т.е. на стоимость денег, в целях укрепления национальной валюты. Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Национального банка Таджи-

кистана: в законе «О Национальном банке Таджикистана» от 5.08.2009. № 548 «О порядке предоставления Национальным банком Таджикистана кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", "О порядке предоставления Национальным банком Таджикистана кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами".

Сегодня ставка рефинансирования Национального банка Таджикистана является инструментом, с помощью которого он воздействует на стимулирование кредитной активности банков, на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц. В своей процентной политике коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку рефинансирования Национального банка при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты, предлагаемые населению. Однако несмотря на неоднократное снижение ставки рефинансирования, кредитная активность коммерческих банков продолжает пока оставаться низкой, а процентные ставки для большинства конечных заемщиков - высокими, и это продолжает сдерживать восстановление экономического роста в стране (см. табл. 1). В 2010 г. установлена ставка рефинансирования Национальным банком в размере 8 %, основанием для ее определения стало постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 8 декабря 2010 года № 256 "О размере ставки рефинансирования Национального банка Таджикистана". Это постановление имело целью дополнительное стимулирование кредитной активности банковского сектора экономики. Необходимо подчеркнуть, что ставка рефинансирования Национального банка снижена до наиболее низкого уровня за все годы существования Республики Таджикистан. Но только в период мирового финансового кризиса ставка рефинансирования Национального банка Таджикистана была резко поднята и составляла 13,5 %, а теперь наблюдается ее стремительное снижение.

Есть мнение, что ставка рефинансирования - это ставка, сформированная рынком по некоторым наиболее активным операциям Национального банка, и она применяется для взаимодействия с коммерческими банками. Или сегодня ставка рефинансирования - это некий "договорной" механизм выявления средней стоимости денег и применяется, прежде всего, в фискальных целях. На самом деле, на наш взгляд, ставка рефинансирования не является инструментом, который отражает рыночный характер операций. Она нужна только для понимания стоимости денег, так как в рыночной экономике без этого не обойтись. Величина ставки рефинансирования может устанавливаться (выявляться) путем конкурсного отбора, а может и просто назначаться. Ставка рефинансирования является и неким «сопутствующим механизмом» по сдерживанию инфляционных процессов в Таджикистане. При снижении

темпов инфляции снижается и ставка рефинансирования. Исходя из всего сказанного, можно констатировать, что ставка Национального банка Таджикистана является инструментом, с помощью которого Банк Таджикистана воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому в своей процентной политике коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку Национального банка Таджикистана.

Как отмечено выше, изменение ставки рефинансирования оказывает ощутимое влияние на финансовое положение населения. В ситуации, когда понижается ставка Национального банка, с одной стороны, выигрывают заемщики, а с другой стороны - проигрывают вкладчики таджикских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений. Каждое изменение ставки рефинансирования - это вестник того, что в ближайшем будущем возможны изменения, пересмотры коммерческими банками процентных ставок по депозитам и кредитам. Анализ формирования процентных ставок по депозитам большинства ведущих коммерческих банков Таджикистана подтверждает это положение. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции, а это значит, что, помимо снижения прибылей, проценты по большинству депозитов оказываются ниже уровня инфляции и вклады постепенно еще и обесцениваются. В 2010 году уровень инфляции в Таджикистане составил 9,8%, что выше соответствующего показателя 2009 года на 4,8 процентного пункта. Тенденция роста индекса цен за этот период в основном была обусловлена внешними и сезонными факторами. В целях минимизации влияния инфляционных тенденций, Национальный банк повысил ставку рефинансирования на 0,25 процентных пунктов и сохранил жесткую денежно-кредитную политику. Продолжение влияния внешних инфляционных факторов за рассматриваемый период, особенно за счет роста цен на продовольственные товары и продукцию, имеющую сезонный характер (увеличение цен на продовольственную продукцию - 8,3%, непродовольственную продукцию - 4,2% и платные услуги - 5,3%), привело к росту индекса потребительских цен. На конец второго и третьего кварталов 2011 года рост цен на импортируемые товары, такие как нефтепродукты, энергоносители и др., послужил причиной увеличения инфляционного давления и оказал влияние на темпы роста годовой инфляции. Но, с учетом стабилизации денежно-кредитных факторов, уровень базовой инфляции за отчетный период удержан на уровне 1,8 %, а конечная цель в удержании темпов годовой инфляции - на уровне 11 %1. Денежная экспансия в конце 2010 года через рост резервных

1 Данные официального сайта Национального банка www. nbt. tj . (Дата обращения: 05.09.2011.)

денег дошла до 400 млн. сомони, но Национальный банк частично решил эту проблему. Сомони продолжает обесцениваться, несмотря на проводимые интервенции. С начала года обесценение превысило 7%. Сокращаются реальные доходы, растут цены на ключевой импорт (продовольствие и нефтепродукты).

Для достижения цели по снижению уровня бедности и содействию экономическому росту на 2010-2011 годы, Национальный банк Таджикистана направил денежно-кредитную политику на поддержание программного уровня резервных денег, изменение уровня ликвидности банковской системы. В целях устранения вероятности продолжения роста цен и сдерживания их повышения и для снижения влияния наличных денег на обращение, предусматривается увеличение объема банковских депозитов, увеличение остатков на корреспондентских счетах банковской системы и уменьшение объема наличных денег в обращении. В связи с этим среднегодовой рост резервных денег предусма-тривается на уровне 20-22%, а рост широкого показателя денежной массы - на 22-24%. Но несмотря на это, главная цель сокращения ставки рефинансирования - оживление кредитного рынка - пока достигается не в полной мере. Национальный банк отметил, что в 2011 году наметились позитивные сдвиги в кредитной активности банковского сектора, однако уровень процентных ставок по кредитам для большинства конечных заемщиков продолжает оказывать сдерживающее воздействие на экономический рост. Наиболее ощутимо ставка рефинансирования влияет на кредитную сферу, ведь ее повышение - это в первую очередь рост ставок по кредитам, и в меньшей степени - по депозитам.

Таблица 1.

Средняя ставка рефинансирования

Годовой % 2007 2008 2009 2010

12,95 14,54 9,74 8,05

Проводимая государством политика, направленная на сдерживание инфляции путем увеличения ставки рефинансирования, ведет к тому, что возможность существования на рынке компаний малого и среднего бизнеса

сводится к нулю. Обусловлено это тем, что доступность привлечения инвестиций в виде кредитов снижается до минимума. В свою очередь, государство обещает оказать поддержку, но явно не этому сегменту рынка. Поэтому такие формы бизнеса будут поглощаться или просто вытесняться теми компаниями, за которыми стоят серьезные финансовые группы в виде западных инвестиций, либо государственными и полугосударственными компаниями. Также следует отметить, что ставки по кредитам и ставка рефинансирования движутся в противоположных направлениях, то есть через ставку рефинансирования1. Национальный банк не выполняет свою традиционную функцию воздействия на ресурсы коммерческих банков. Это означает, что Национальный банк не выдает кредиты коммерческим банкам.

Изменение процентных ставок по операциям Национального банка Таджикистана оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка банковских кредитов. Тем не менее, высокие оценки рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а также необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активов в наиболее ликвидной форме, сдерживают процесс снижения процентных ставок по кредитам конечным заемщикам и увеличение объемов кредитования.

Рис 1. Процентные ставки по основным операциям Национального Банка

В 2010 году объем выдаваемых банковских кредитов стабильно увеличился. Общий объем остатков кредитов по состоянию на 30 сентября составил 5,8 млрд. сомони, увеличившись по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 2,0 %. Положительная тенденция кредитования обусловлена увеличением остатков кредитов в национальной валюте на 63,2 %. Объем остатков в иностранной валюте по сравнению с аналогичной датой

1 Рахимов Р.К. Теория и практика денежно-кредитной политики // Экономика Таджикистана: стратегия развития .-Душанбе, 2007.-№2, с. 14.

прошлого года снизился на 45,8 %. 1

Наиболее эффективным путем денежно-кредитной политики Национального банка Таджикистана может стать постепенное, заранее планируемое и объявляемое снижение ставки рефинансирования. Это позволит сформировать у хозяйствующих субъектов позитивные рациональные ожидания, стабилизировав уровень цен и рентабельность в реальном секторе. Такая политика даст возможность избежать использования жестких мер для обеспечения количественных показателей инфляции, которые угрожали бы замедлением экономического роста и ростом безработицы. Кроме того, необходимо повысить управляемость краткосрочной ставкой процента за счет развития кредитных операций Национального банка Таджикистана.

Одним из основных рычагов, способных ускорить процесс преодоления финансового кризиса в банковском секторе, является всемерное развитие такого банковского продукта, как банковское кредитование. Однако серьезным противодействием на пути решения данной задачи является существование высокой степени риска невозврата выданного кредита. Как правило, этот риск связан с недостаточностью сведений о потенциальном заемщике. Кредитор, в силу того, что не может точно оценить будущие доходы и риски, связанные с выдачей кредита, устанавливает одинаковые процентные ставки по кредитам для всех заемщиков, что порождает принцип отрицательного отбора. Кроме того, кредиторы, из-за отсутствия достаточной информации о заемщике и возможности обеспечить эффективный контроль над использованием полученного кредита, с целью уменьшения риска неуплаты устанавливают экономически неоправданные процентные ставки, а также сокращают объемы кредитования.

Таблица 2.

Просроченная задолженность по кредитам

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

Всего, сомони 528 178 412 690 1 059 902 24 982 064 27 704 649

В т.ч. в нацио- 296 439 234 089 695 511 13 041 085 25 766 874

нальной валюте,

сомони

В иностранной 231 739 178 601 364 391 11 940 980 1 937 775

валюте, долл.США

Источник: данные официального сайта Национального банка

Из приведенных данных таблицы 2. видна тенденция невозвратности кре-

1 Данные официального сайта Национального банка www.nbt. Т|. (Дата обращения: 06.09.2011.)

дитов, при этом в более невыгодном положении оказываются не ненадежные заемщики, а именно заемщики с высоким уровнем платежеспособности, так как ненадежные заемщики соглашаются на невыгодные условия, поскольку изначально знают, что вряд ли смогут вернуть полученный кредит. Поэтому к одному из факторов, отрицательно влияющих на долгосрочное размещение кредитов в реальные секторы экономики, можно отнести увеличивающиеся просроченные задолженности по выданным кредитам, хотя долей безнадежной ссуды в банковском секторе считаются 9 %1. Кредиторы в таких условиях стоят перед дилеммой - продолжать ли выдавать дальше кредиты, проводя тем самым рискованную кредитную политику, либо максимально ограничить выдачу кредитов, несмотря на наличие на рынке надежных заемщиков. Следствием этого является то, что часть потенциально надежных и прибыльных проектов не реализуется. Сложившаяся мировая практика показывает, что решить стоящую перед кредитными организациями проблему минимизации кредитных рисков можно с помощью бюро кредитных историй, целью создания которых является организация обмена информацией о заемщиках между кредиторами. Функционально бюро кредитных историй, являясь информационным посредником на рынке банковских услуг, будет заниматься сбором, обработкой, хранением и распределением сведений, относящихся к кредитной истории отдельных граждан и юридических лиц, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства. Поэтому при непосредственном участии Ассоциации банков Таджикистана, на основе анализа сложившейся мировой практики и рекомендаций международных финансовых организаций, был разработан и принят закон Республики Таджикистан «О кредитных историях» от 26 марта 2009 года № 492.

Список литературы:

1. Бабаджанов Д.П. Некоторые аспекты денежно-кредитной системы Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, -№1.2001.

2. Данные официального сайта Национального банка www.nbt. ^ .

3. Рахимов Р.К. Теория и практика денежно-кредитной политики // Экономика Таджикистана: стратегия развития.- Душанбе,№2, 2007.

4. Ставка рефинансирования http://ru.wikipedia. org/wiki/.

1 Бабаджанов Д.П. Некоторые аспекты денежно-кредитной системы Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2001. -№1, с. 80.

С.Х. Хамидова

Ставка рефинансирования - главный инструмент денежно-кредитного регулирования

Ключевые слова: рефинансирование, денежная масса, инфляция, кредит, кредитные истории, депозиты, кредитные операции

В статье рассматривается роль рефинансирования и ставки рефинансирования в регулировании объема предложения и формирования денежной массы в экономике республики, а также в реализации банковской и денежно-кредитной политики Таджикистана. Обосновывается, что ставка рефинансирования является инструментом Национального банка, который воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Она также является одним из методов антиинфляционной политики. Анализируется процесс реализации задачи рефинансирования как получение финансовыми посредниками нового кредита на более выгодных условиях и получение нового кредита с целью продления срока кредитования.

S. Kh. Hamidova

Refinancing Rate as the Principal Instrument of Monetary-Crediting Regulation

Key words: refinancing, monetary mass, inflation, credit, credit stories, deposits, credit operations

The article dwells on the role of refinancing and its rate in the regulation of the volume of supply and monetary mass in the economy of the republic; implementation of bank and monetary-crediting policies of Tajikistan being taken into account as well. The author substantiates that refinancing rate is an instrument of the National Bank which affects the rates of an interbank market and also those ones referring to deposits of corporate bodies, natural persons and crediting resources delivered by respective organizations. The rate is also one of the methods of anti- inflation policy. The author analyzes the process of effectuation concerned with the goals of refinancing as obtaining of a new credit by financial mediators on authority of more profitable conditions aimed at a prolongation of crediting term.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.