6. Заварина Е.С. Основы региональной статистики: учебник / Е.С. Заварина, К.Г. Чобану; под ред. Е.С. Завариной. - М.: Финансы и статистика, 2009.
7. Заварина Е.С. Особенности определения совокупности в региональной статистике. - М., 2009г с. 20-22. Сборник «Общество и экономика в зеркале статистики». Доклад на Международной научной конференции.
8. Заварина Е.С. Система показателей муниципальной статистики и опыт ее внедрения в статистическую практику (статья) / Вопросы статистики. 2001. № 7.
9. Определение региональной системы статистических показателей (на русском и английском языках) (монография) / Под ред. Завариной Е.С., Пашинцевой Н.И. -М.: Евростат, Госкомстат России, 2001.
10. Скопин А.Ю. Использование системного подхода и системного анализа для разработки стратегии регионального развития. - Таганрог, ТРГУ, 2000.
11. Скопин А.Ю. Кластерная политика в регионах Севера и Дальнего Востока / Скопин А.Ю., Воротников А.М. Изд. Совет Федерации РФ, 2007.
12. Стратегические приоритеты регионального развития от теории к принципам формирования единого социально-экономического пространства / Под ред. В.В. Окрепилова; Институте проблем региональной экономики РАН. - СПб.: Наука, 2009.
13. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. - М.: Гелиос АРВ, 2000.
14. Barro R. Economic growth in a cross section of countries // Quarterly Journal of Economics. - 1991. - V.56(2).
15. Fukuchi T. Long-run development of a multi-regional economy // Papers in Regional Science. - 2000. - V. 79.
16. Isard W. Methods of regional analysis. - Cambridge: MIT Press, 1960.
17. Karlsson C. The role of universities in regional development Endogenous human capital and growth in a two-region model / C. Karlsson, W. Zhang // The Annals of Regional Science. - 2001. - V. 35.
18. Maillat D. The innovation process and the role of the milieu // Regions Reconsidered: Economic Networks, Innovation, and Local Development. - London: Mansell, 1991.
19. Perroux F. Economic space: theory and applications // Quarterly Journal of Economics. - 1950. - V. 64.
М.В. Карманов А.М. Карманов
СТАТИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: статистика, управление, роль статистики в управлении, особенности управления в России.
История развития человечества свидетельствует о том, что в разные времена в большей или меньшей степени в обществе преобладали те или иные ценности (земля, продукты питания, одежда, оружие, деньги и т.п.). Однако практически всегда существовала одна ценность, которая носила всеобъемлющий характер. Это информация. Поэтому давным-давно сформировалось мнение - кто владеет информацией, тот владеет миром. Подобный подход возник не случайно и предопределялся тем, что управление любым государством объективно невозможно без
© М.В. Карманов, А.М. Карманов, 2013
статистических данных о политических, социально-экономических, демографических и др. явлениях и процессах.
Любой более или менее известный правитель, оставивший свои следы на скрижалях истории, был вынужден не просто ради любопытства обращаться к цифрам, а заниматься активным и сознательным поиском информации, касающейся всех жизненно важных вопросов и проблем окружающего мира. Численность собственных воинов и войска потенциальных или фактических противников, объем запасов воды и продовольствия, наличие денежных средств и золота, количество подданных и т.д. и т.п. были всегда актуальны, так как имели важное значение при принятии управленческих решений, которые определяли политику и направления развития государства не только на ближайшую, но и на отделенную перспективу.
В настоящее время мало что изменилась. Процесс управления строится на основе получения и анализа статистических материалов самого различного толка. Без них абсолютно любая страна мира (независимо от достигнутого уровня развития) способна быстро, за сравнительно короткий период времени потерять управляемость, сбиться с правильного пути, впасть в хаос. Не является исключением и современная Россия, как никогда требующая своевременной и достоверной статистической информации о многочисленных изменениях, протекающих в обществе.
Можно бесконечно спорить об уникальности нашей страны как объекта управления, но нельзя не признать, что по целому ряду объективных и субъективных причин принятие управленческих решений в России исторически осуществляется в весьма своеобразных условиях:
• огромная и не имеющая аналогов в мире площадь территории, расположенная в различных географических, климатических, часовых и т.д. поясах;
• в среднем низкая степень заселенности территории;
• крайняя неравномерность распределения населения по территории;
• «пестрое» по этническому и религиозному составу население;
• в среднем низкая плотность транспортных, информационных и т.д. коммуникаций;
• своеобразный национальный менталитет, связанный с низкой дисциплиной и гражданской ответственностью населения;
• высокий уровень алкоголизации общества и др.
Российская Федерация в настоящее время является самой большой по территории страной земного шара. В геополитическом плане это обстоятельство, несомненно, добавляет некоторые преимущества (запасы и резервы территории, полезных ископаемых, перспективы освоения и развития и т.д. и т.п.), но с позиций управления создает многочисленные трудности. Во-первых, в мировом масштабе отсутствует опыт управления в подобных условиях, так как не других таких же государств с аналогичными размерами территории. Во-вторых, разнообразные и сильно различающиеся природно-климатические условия вынуждают заниматься решением нестандартных управленческих задач (северный завоз продовольствия и горючесмазочных материалов, обеспечение транспортной доступности, жизнеобеспечение в условиях полярной ночи и т.д.), которые каждый раз приобретают новые оттенки. В-третьих, в силу существования разных часовых поясов отсутствует возможность одномоментной достижимости населения, доведения до него той или иной информации (часть страны бодрствует, а часть страны спит).
В среднем низкая по мировым меркам заселенность территории (физическая плотность населения на земном шаре в целом сейчас составляет более 50 человек на км2, а в России - чуть более 8 человек на км2) не является благоприятным обстоятельством с точки зрения управления. В соответствие с теорией принятия оптимальных управленческих решений переизбыток одних ресурсов (территории) по сравнению с другими ресурсами (население) создает дополнительные трудности для реализации как
текущих, так и перспективных проектов социально-экономического развития (в настоящее время наша страна, располагая примерно 13% площади планеты, сосредотачивает на ней менее 2% жителей Земли). По этому поводу просто нельзя не вспомнить высказывание выдающегося российского ученого М.В. Ломоносова о том, что без сохранения и размножения населения обширная территория не имеет никакого значения.
На низкую степень заселенности в России накладывается достаточно существенная неравномерность физической плотности жителей по отдельным регионам страны (например, от почти 11 тыс. человек на км2 в г. Москва до менее 1 человека на км2 в Якутии). В подобных условиях объективно невозможно использование одинаковых механизмов и алгоритмов управления, позволяющих добиваться поставленных тактических и стратегических целей. Поэтому принятие управленческих решений на практике систематически сводится к поиску эффективных приемов организации жизнедеятельности общества с учетом местной специфики.
«Пестрое» по этническому и религиозному составу население также значительно усложняет процесс государственного управления, так как вынуждает учитывать особенности традиций, быта, менталитета, интересов и т.д. и т.п. более сотни национальностей и нескольких принципиально отличающихся вероисповеданий, которые далеко не всегда способны найти точки мирного соприкосновения. По этим причинам выбор тех или иных управленческих решений очень часто представляет компромисс, а сами управленцы - саперов, идущих по полю, заминированному исторически сложившимися межэтническими и межрелигиозными противоречиями и конфликтами.
В среднем низкая плотность транспортных, информационных и т. д. коммуникаций (достигающая более или менее высоких или приемлемых по международным стандартам уровней в городской местности) приводит к тому, что контакт власти с населением оставляет желать лучшего. В этих условиях оперативное доведение информации до граждан страны возможно не везде и не всегда. Поэтому отсутствие жесткой связи между управляющим и управляемыми, особенно в условиях удаленности федерального центра, формирует особую среду для возникновения негативных явлений, которые в небольших по размеру государствах даже представить невозможно.
Своеобразный национальный менталитет, связанный с низкой дисциплиной и гражданской ответственностью населения, порождает столько управленческих проблем, о которых цивилизованные страны не имеют ни малейшего представления. Нарушение любых норм и актов, начиная от простейших (правил поведения в обществе), и, заканчивая исполнением законов, приобрело в России тотальный характер. Наши граждане регулярно (причем с колоссальным риском для жизни) переступают через элементарные правила поведения на дорогах, в транспорте, обращения с электроприборами, оружием и т.д. и т.п., что вынуждает часто говорить об их адекватности. Соответственно управление в условиях низкой дисциплины подразумевает либо массовое неисполнение принимаемых решений, либо необходимость принятия жестких мер, драконовских законов и т.п., позволяющих хоть как-то повлиять на исправление ситуации.
И, наконец, традиционная беда российских граждан - высокий уровень алкоголизации общества, заставляет осознавать, что управление пьющим контингентом объективно не может строиться по обыкновенным канонам и требует учитывать возможность форс-мажорных обстоятельств, которые практически всегда возникают там, где люди злоупотребляют выпивкой (травмы, пожары, несчастные случаи и т.д.). С другой стороны, управленцы не могут не тратить и так драгоценное время на решение государственных проблем, связанных с повышенным потреблением алкоголя, оставляя
без внимания другие очень важные проблемы, на которые уже не хватает ни сил, ни средств.
Если принять во внимание тот факт, что процесс государственного управления невозможен без полной и всесторонней информации о разнообразных процессах, протекающих в обществе, то становится предельно ясным огромное значение статистики, как особой отрасли практической деятельности людей. В современной России без статистических данных принятие любых управленческих решений подобно поиску иголки в стогу сена. А с учетом рассмотренных выше причин в настоящее время и именно в нашей стране актуальность статистического обеспечения управления не только не вызывает сомнений, но и вообще носит аксиоматичный характер [1]. Выбор оптимальных управленческих решений в огромном по территории, «разношерстном» по составу государстве, развивающемся в условиях влияния целого ряда негативных факторов, обязательно должен опираться на результаты статистического мониторинга сложившейся обстановки. Потеря цифровой «ориентации» сказывается мгновенно и заставляет нести серьезные потери, вызванные статистической «близорукостью» в ретроспективе. Для подтверждения данного тезиса можно привести множество примеров. Так в нашей стране уже несколько лет наблюдается рост абсолютного числа родившихся детей. Недоучет изменений параметров демографической ситуации уже привел к огромным очередям в детские сады даже в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Не следует иметь семь пядей во лбу, чтобы понять - подобный ход развития событий с некоторым лагом времени приведет к повышению нагрузки на сеть учреждений школьного, среднего специального и высшего образования. Поэтому попытка оптимизации системы образования, сводящаяся исключительно к сужению образовательной сети может дать результаты прямо противоположные ожидаемым. Сюда же относится и другой весьма показательный пример. Учет в двух последних российских переписях постоянного населения смотрится весьма странно с позиций управления в стране, где наблюдаются достаточно интенсивные потоки легальной и нелегальной миграции. В итоге ориентация на постоянное население при решении целого ряда вопросов развития социальной сферы уже привела к фактическому возрастанию нагрузки на здраво-охранение, образование и т.п., услугами которых пользуется наличное население.
Отдельно стоит остановиться на том обстоятельстве, что управление в нашей стране зачастую носит резко политизированный характер и строится абсолютно не в соответствие со статистическими «вешками» бытия [2]. Решения об объемах поставки тех или иных ресурсов за границу (скажем энергоносителей) вопреки здравому смыслу определяется не рыночной конъюнктурой и последующим статистическим анализом обстановки, а установившимися отношениями, политической ситуацией и т.п. Например, попытка сохранения определенного уровня доверия среди стран СНГ уже привела к тому, что в России не один год действует достаточно мягкое миграционное законодательство. При этом фактические данные о масштабах легальной и нелегальной миграции с государствами ближнего и дальнего зарубежья, а также ее результаты подобны крику вопиющего в пустыне. По неофициальным оценкам многомиллионная армия трудовых нелегалов, бороздящих широкие российские просторы, сильно трансформирует местный рынок труда, выбрасывая с него коренных жителей. Причем наряду с ввозимыми в Россию инфекционными болезнями, наркотиками, этнической преступностью и т.д. и т.п. нелегальные мигранты не платят налогов в бюджет, вывозят заработанные средства за границу, а также отвлекают часть и без того малых бюджетных средств на борьбу с ними (деятельность ФМС, депортация и др.) В этих условиях статистические данные давно уже являются основанием для принятия определенных решений, которые сдерживаются чисто политическими предпочтениями.
На чрезмерную политизированность накладывается другая беда современной России вселенского масштаба - коррупция [3]. В нашей стране использование своего
положения абсолютно в любой сфере деятельности в корыстных целях превратилось в обязательный и составной элемент жизни. Руководители самых различных уровней (регион, отрасль, предприятие и т. п.) выстраивают систему управления так, чтобы, в первую очередь, добиться личного благополучия, обогащения, комфортного существования. При этом статистическая информация если и используется, то исключительно для повышения эффективности деятельности в указанном направлении. В расчет не принимаются никакие цифры, касающиеся потерь определенных слоев населения или общества в целом. Современные отечественные коррупционеры отлично научились «жонглировать» статистикой, убедительно доказывать, что именно выбранные ими управленческие решения (особенно касающиеся результатов торгов, аукционов, закупок и т. д.) являются самыми эффективными и приносят большую пользу.
Не менее важным обстоятельством, характеризующим уровень управления в нашей стране, следует признать низкую статистическую грамотность как лиц, отвечающих за принятие важнейших управленческих решений, так и населения в целом. Многих представителей власти и чиновников слушать просто невозможно, когда речь заходит о попытках интерпретации статистических показателей или обличения отечественной статистики. В этом отношении весьма показателен пример последних выборов в Государственную Думу, когда по центральным каналам демонстрировались результаты работы избирательных комиссий по отдельным регионам, где сумма проголосовавших за отдельные партии заметно превышала 100%. Не менее глупыми выглядят и утверждения чиновников о росте цен и тарифов в соответствие с инфляцией, которые, видимо, полагают, что никто кроме них больше не умеет заниматься простейшими расчетами. То, что относится к рядовым гражданам России, так статистическая безграмотность проявляется не в меньшей степени. Ведь за последние годы в связи с проводимыми безрассудными реформами образования уровень общей грамотности населения очень сильно упал, а «изгнание» статистики из учебных планов многих даже экономических специальностей и профилей довершило этот процесс, когда люди слушая СМИ, даже не представляют себе о каких именно статистических индикаторах идет речь и что все это означает.
Не менее примечательным обстоятельством управления в современной России являются специфика формирования бюджета, а также маниакальное стремление оптимизировать расходую часть последнего любой ценой, особенно в плане социальных обязательств государства. Зависимость отечественного бюджета от цен на нефть, газ и другие природные ресурсы общеизвестна. Наша страна давно «подсела» на эту иглу и пока не может обеспечить иное направление развитие экономики. Поэтому любые колебания на международных рынках вносят самые серьезные коррективы в реализацию принятых проектов и программ, заставляют принимать управленческие решения, не всегда соответствующие интересам широких слоев населения. При этом в условиях «складирования» свободных финансовых ресурсов впрок, в различные резервные и прочие фонды, размещаемые за рубежом под очень низкий процент, постоянно ощущается нехватка денежных средств на решение текущих проблем. Российский бюджет напоминает «тришкин кафтан», в котором попытка снять одни вопросы рождает новые вопросы и заставляет за счет народа маневрировать, оптимизировать, экономить и т. д., часто вообще не обращая никакого внимания на важнейшие статистические индикаторы.
Примеров этому бессчетное множество. Так повышение налогового пресса на малый бизнес, выполненное по принципу волюнтаристического желания наполнить бюджет, привело к массовому сворачиванию предпринимательства, росту социальной напряженности и недовольства властью. Как следствие и бюджет не наполнен и малого бизнеса нет. Не менее интересная история управления без ориентации на статистическую оценку ситуации произошла с оптимизацией здравоохранения, в результате которого объединялись и закрывались поликлиники, родильные дома и
больницы, особенно в сельской местности. На определенном этапе этого процесса стал очевиден возникший дефицит медицинских кадров, вызвавший у федеральной власти недоумение, ей же самой и организованное. Отдельно в этом ряду управления без умения стоят попытки осознанного (с точки зрения возможного сокращения дефицита пенсионного фонда) и предполагаемого повышения пенсионного возраста. Никто не считает нужным обращать внимание на цифры социально-демографический статистики. Если возраст выхода на пенсию поднять для мужчин и женщин до 65 лет, то станет ясно, что средний статистический российский мужчина опять-таки пока не доживает до возраста выхода на пенсию, а женщины в возрасте старше 55 лет, во-первых, мягко говоря, не пользуются популярностью на рынке труда и в своей значительной части могут пополнить армию безработных, а, во-вторых, при удачном трудоустройстве перестанут принимать участие в воспитании подрастающего поколения, что вынудит часть молодых женщин временно отказаться от участия в общественном производстве. Вот и получается, что даже по относительно небольшому кругу вопросов управление без статистики подобно маятнику. Сначала быстрое движение в одну сторону и принятие управленческих решений, ориентированных не на совершенствование, а на разрушение конкретного и сложившегося объекта. Затем частичный или даже полный откат назад, то есть в прямо противоположном направлении и принятие управленческих решений, но уже ориентированных на восстановление ранее разрушенного объекта.
Таким образом, управление, объективно невозможное без статистики, в современной России зачастую строится по канонам и принципам, не только лишенным здравого смысла, но и вызывающим недоумение во всем мире. Получается, что многие отечественные руководители самого высокого ранга бегут от компаса статистики как черт от ладана, так как иначе нельзя объяснить характер принимаемых ими решений, часто направленных против интересов своей страны. Тотальная статистическая неграмотность уже превратилась в визитную карточку российских чиновников, живущих по принципу после нас хоть потоп и строящих управление на основе политических пристрастий, лоббирования узких интересов олигархов и большого бизнеса, и тем самым все ближе приближающихся к коллапсу управления, который без спасательного круга статистики может наступить уже в ближайшей перспективе.
Литература
1. Карманов М.В. Статистика и власть в современной России // Вопросы статистики. 2011. № 2.
2. Карманов М.В. Статистика и политика в современной России // Вопросы статистики. 2011. № 4.
3. Карманов М.В. Статистика и коррупция в современной России // Вопросы статистики. 2013. № 2.
А.Л. Кевеш
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И ОЭСР: ПЕРСПЕКТИВЫ И РОЛЬ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКИ
Ключевые слова: статистические стандарты, национальные счета, Межведомственная координация, общероссийские классификаторы.
С начала 1990-х гг. основной задачей российской статистики становится приведение отечественной статистической методологии и практики в соответствии с международными стандартами. За истекший двадцатилетний период проделана
© А.Л. Кевеш, 2013