Научная статья на тему 'Статистическое изучение рекламной деятельности'

Статистическое изучение рекламной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends in statistical investigation of advertising activities are considered: investments in the production and promotion of product, producers and users of advertisements. The investigation of efficiency of advertising on the basis of statistical methods is considered to be an important direction.

Текст научной работы на тему «Статистическое изучение рекламной деятельности»

организациями ликвидированы, им потребуется информация о результатах ликвидации. Следовательно, в графе «Наименование статей аналитического учета» необходимо выделить статью «Результаты (убытки) от ликвидации не полностью амортизированных основных средств».

Обороты по субсчету № 91-1 «Прочие доходы» в графах «С начала года» и «За текущий месяц» до конца отчетного года будут отражаться только по кредиту этого субсчета.

Обороты по субсчету № 91-2 «Прочие расходы» в графах «С начала года» и «За текущий месяц» в течение отчетного года будут отражаться только по дебету данного субсчета.

Обороты по субсчету № 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» и за текущий месяц и с начала года будут записываться либо по дебету, либо по кредиту данного субсчета, в зависимости от того, прибыль или убыток выявлен от операций, относящихся к прочим доходам и расходом, т. е. отраженным на субсчетах № 91-1 и № 91-2.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, субсчета № 91-1, № 91-2 и № 91-9 в конце года закрываются путем переноса сумм, накопленных за год на субсчетах № 91-1 и № 91-2 на субсчет № 91-9, а следовательно, в аналитической таблице к счету № 91 «Прочие доходы и расходы» в графу «Наименование статей аналитического учета» необходимо включить статью «Закрытие субсчетов № 91-1, № 91-2 и № 91-9 в конце отчетного года», которая будет иметь контрольное значение. Полагаем, что такой вариант аналитической таблицы является рациональным и соответствует принятым в бухгалтерском учете правилам.

Изменения в строении регистров должны коснуться почти всех журналов -ордеров. Так, в журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по счету № 50 «Касса» можно ввести аналитическую таблицу к субсчету № 50-3 «Денежные документы», потому что денежные документы рекомендуется учитывать по каждому их виду.

Значительные изменения должны быть внесены в журнал-ордер № 12. В него следует ввести таблицы для отражения кредитовых оборотов по счетам № 81 «Собственные акции (доли)», № 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и № 63 «Резервы по сомнительным долгам», а также таблицы аналитического учета по этим счетам. По другим счетам, отражаемым в журнале-ордере № 12, необходимо изменить шифры счетов и их названия: счет № 85 «Уставный капитал» поменять на счет № 80 «Уставный капитал»; счет № 86 «Резервный капитал» поменять на счет № 82 «Резервный капитал»; счет № 87 «Добавочный капитал» поменять на счет № 83, оставив такое же название; по счету № 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» изменить шифр счета на № 84; по счету № 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей» изменить шифр и название счета на счет № 96 «Резервы предстоящих расходов»; счет № 96 «Целевые финансирования и поступления» поменять на счет № 86 «Целевое финансирование». Подобные изменения следует внести и в другие журналы-ордера.

Несогласованность в применении журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей к ним будет устранена, если официально будет выработан единый подход к разработке или уточнению форм учетных регистров бухгалтерского учета применительно к новому Плану счетов.

УДК 31:659.1

Г.И. Никитина, В.Г. Маевская

Омский государственный институт сервиса

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

The main trends in statistical investigation of advertising activities are considered: investments in the production and promotion of product, producers and users of advertisements. The investigation of efficiency of advertising on the basis of statistical methods is considered to be an important direction.

Роль рекламы все более возрастает, охватывая различные стороны жизни современного общества: экономическую, социальную, политическую и др. Реклама, становясь непременным атрибутом нашего общества, оказывает влияние на образ нашей жизни и, в свою очередь, зависит от него. Толкования термина «реклама» имеют множество значений, основные из них:

- совокупность мероприятий, способствующих реализации различного вида товаров, услуг;

- совокупность материалов для информирования;

- особая функция общения между производителем и потребителем; между продавцом и покупателем;

- сообщения разного характера потребителю через средства массовой информации;

- коммерческая пропаганда;

- отрасль предпринимательской деятельности и др.

Рекламная деятельность - это специфическая деятельность, осуществляющая производство, распространение и потребление рекламной продукции, предметом которой могут быть различные товары, деятельность (услуги), физические и юридические лица и др.

Статистическое изучение рекламной деятельности определяется несколькими факторами, среди которых: роль ее в экономической, политической и культурной жизни, появление новых видов реклам (Интернет-реклама), недостаток публикаций по статистическому изучению рекламы, а также существенное отличие отечественной рекламы от зарубежной. Использование статистических методов исследования рекламной деятельности позволит снизить риск принимаемых решений, принять верное решение о том, какие фирмы и виды рекламы будут более эффективными в части воздействия на потребителя.

Изучение рекламной деятельности должно осуществлять с помощью статистических показателей, расчетов и прогнозов, позволяющих выявить определенные закономерности, в связи с чем рекламную деятельность следует рассматривать как особый объект статистического исследования по основным направлениям:

- финансовые вложения в производство и распространение рекламной деятельности;

- производители и потребители рекламы;

- классификация рекламной деятельности по формам, видам, типам и отраслям рекламы;

- характеристика рекламных бюджетов производителей и торгующих организаций;

- изучение эффективности использования рекламы и др.

Финансовые вложения в рекламную деятельность представляют значительный интерес с точки зрения развития этой сферы предпринимательства, так как доходность ее весьма значительна.

В последние годы отмечены высокие темпы роста вложений в рекламную деятельность, а также прибыли, полученной от нее. Кроме того, рекламная отрасль обеспечивает занятость огромного количества людей.

Начало нового тысячелетия характеризуется заметным ростом наименований и тиражей различных публикаций по вопросам рекламной теории и практики, актуальным направлением которых является изучение международной рекламной деятельности. В результате быстрого роста объемов вложений в рекламу происходит возникновение новых направлений в развитии рекламы: маркетинговое, социологическое, историографическое и др.

Необходимо отметить, что в последние годы у отечественных производителей значительно возросла доля затрат на рекламу в себестоимости продукции (услуг). В то же время значительное место на рынке рекламных услуг занимают крупнейшие международные компании, постоянно развивающие производство своей продукции.

При проведении статистического исследования потребителей рекламы необходимо учитывать, что потребитель товаров и услуг не всегда является потребителем рекламной информации. Для такого исследования могут быть использованы данные специально организованного статистического наблюдения (переписи населения, опросы потребителей), при этом необходимо учитывать специфику, связанную с необходимостью выявления воздействия различных психологических аспектов рекламы на потребителя.

Важнейшим направлением статистического изучения рекламной деятельности является изучение форм, видов и типов рекламы. Развитие отечественной рекламы как одной из самых молодых направлений в рыночной экономике идет в настоящее время по американскому пути, в соответствии с которым лидерство принадлежит телевизионной рекламе. В большинстве европейских стран ее смещает на второе место печатная реклама. Далее следуют, как правило, наружная и прямая почтовая реклама. Задачей статистики рекламной деятельности является изучение применяемых в отечественной практике различных форм, видов и типов рекламы с целью характеристики рекламной инфраструктуры и определения рейтинга. Для построения таких рейтингов необходимо иметь классификацию всех существующих форм, видов и средств распространения рекламы. Основными формами рекламы являются: устная, печатная, почтовая, аудиовизуальная, рекламные сувениры и др. Наибольшее распространение находит реклама в средствах массовой информации, а также наружная реклама.

Классификация видов рекламы осуществляется исходя из ее форм и является разновидностями перечисленных форм.

Основными средствами распространения рекламы являются средства массовой информации, транспортные средства и средства связи, демонстрационные средства, каналы товаропроводящей сети, личные контакты с потребителями и др. К типам современной рекламы также относят рекламу торговых марок, бизнес-рекламу, торгово-розничную, институциональную, адресно-справочную и др. Задачами статистического изучения рекламной деятельности является анализ применяемых форм, видов, каналов и типов рекламы, а также возможности применения разных статистических методов его проведения.

Изучение рекламных бюджетов является важным, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса, рекламирующих свою продукцию (услуги). Проблематичным для этих предприятий является вопрос в выборе метода формирования бюджета (фиксированного процента, конкурентного паритета, максимальных расходов на рекламу, максимальных доходов, долевого участия в рынке, расчетные или иные методы). Кроме того, часть из них обладают весьма ограниченными возможностями для существенных вложений в рекламу. Для разработки рекомендаций по объему и структуре рекламного бюджета необходимо провести анализ статистической информации как по собственной продукции, так и по продукции конкурентов, сопоставить полученные данные с затратами на те или иные формы и виды рекламы, рассчитать и проанализировать их эффективность, выбрать наиболее оптимальный вариант.

При проведении статистического анализа эффективности рекламы необходим учет различных аспектов, в том числе оценка финансовых, коммерческих результатов, полученных от вложения средств в рекламную деятельность. Для этих целей используются аналитические показатели: коэффициент обращения рекламы, показатель «чистого охвата», показатели стоимости рекламного контракта и др. Кроме того, находят применение статистические методики образования пробных и контрольных рынков, различных моделей расходов на рекламу.

Статистическому изучению рекламной деятельности способствует также введение статистического учета услуг в области рекламы по форме № 1 - реклама, которая позволяет оценить ряд важнейших показателей услуг по созданию, размещению и распространению рекламы с указанием показателей численности работников, занятых рекламной деятельностью, затрат на рекламную деятельность и размера получаемой прибыли.

Совершенствование статистики рекламной деятельности должно внести значительный вклад в развитие теории и практики отечественной рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.