Научная статья на тему 'Статистический анализ смертности из-за дорожно-транспортных происшествий и проводимой политики в области безопасности дорожного движения в России'

Статистический анализ смертности из-за дорожно-транспортных происшествий и проводимой политики в области безопасности дорожного движения в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
702
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СМЕРТНОСТЬ / ЧИСЛЕННОСТЬ УМЕРШИХ / ПРИЧИНЫ СМЕРТИ / СМЕРТНОСТЬОТ ТРАНСПОРТНЫХ ТРАВМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ (ДТП) / ДТП ИЗ-ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД / MORTALITY / THE AMOUNT OF THE DEATHS / CAUSES OF DEATH / MORTALITY FROM TRANSPORT INJURIES / ROAD AND TRANSPORT INCIDENTS / ROAD AND TRANSPORT INCIDENTS FROM TRAFFIC VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотарева Ольга Анатольевна

Активная политика безопасности дорожного движения, проводимая сегодня в России должна быть обоснованной. Дорожнотранспортные происшествия являются наиболее распространенной причиной внешней смертности. В связи с этим полный и грамотный анализ смертности из-за ДТП в настоящее время является актуальным и значимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF DEATH RATE BECAUSE OF ROAD AND TRANSPORT INCIDENTS AND THE POLICY CARRIED OUT IN THE FIELD OF SAFETY OF TRAFFIC IN RUSSIA

The active security policy of traffic carried out today in Russia should be proved. Road and transport incidents are the most widespread reason of external death rate. Following this the full and competent analysis of death rate because of road accident is now actual and significant.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ смертности из-за дорожно-транспортных происшествий и проводимой политики в области безопасности дорожного движения в России»

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СМЕРТНОСТИ ИЗ-ЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ в ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

ЗолотареваОльгаАнатольевна,

к.э.н., доцент кафедры Социально-экономической статистики ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики», (495) 442-72-55, Zolotareva@mesi.ru

Активная политика безопасности дорожного движения, проводимая сегодня в России должна быть обоснованной. Дорожно-

транспортные происшествия являются наиболее

распространенной причиной внешней смертности. В связи с этим полный и грамотный анализ смертности из-за ДТП в настоящее время является актуальным и значимым.

Ключевые слова: смертность, численность умерших, причины смерти, смертность от транспортных травм; дорожно-транспортные происшествия (ДТП); ДТП из-за нарушения ПДД.

Zolotareva lga Anatolievna,

candidate of science, economics; senior lecturer of chair of Social and economical statistics of SEI HPE "Moscow state university of economics, statistics and informatics" (MESI), (495) 442-72-55,

Zolotareva@mesi.ru

STATISTICALANALYSISFEATH RATE BECAUSE F RA AN TRANSPRT INCI ENTSAN THE PLICY CARRIE UT IN THE FIEL F SAFETY F TRAFFIC IN RUSSIA

The active security policy of traffic carried out today in Russia should be proved. Road and transport incidents are the most widespread reason of external death rate. Following this the full and competent analysis of death rate because of road accident is now actual and significant.

Keywords: mortality, the amount of the deaths, causes of death, mortality from transport injuries, road and transport incidents; road and transport incidents from traffic violations.

В настоящее время в России активно проводится политика, направленная на защиту жизни и здоровья человека на дорогах. Однако, принимать меры в области безопасности дорожного движения необходимо основано, с учетом анализа достоверных данных. Многие страны не имеют подробной и точной информации о травматизме и смертности в дорожно-транспортных происшествиях, категориях пострадавших участников дорожного движения. Кроме того, лишь немногие страны ставят задачи по оценке эффективности реализации стратегий по повышению безопасности дорожного движения.

В Российской Федерации Министерством внутренних дел собираются данные по численности дорожно-транспортных происшествий (ДТП), о ДТП по причинам, о смертности в ДТП и прочие. Эти данные представлены как по России в целом, так и по ее регионам.

Наиболее важным в аспекте анализа ДТП приобретает оценка смертности. Важность данного анализа обосновывается как с демографической (проблема смертности в России на сегодня бесспорно актуальна с учетом депопуляции населения и его естественной убыли), так и с социально-экономической стороны (в ДТП преимущественно погибают лица трудоспособного возраста).

В нашей стране сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация характеризуется высокими показателями смертности и среди всех причин смерти одной значимой по удельному весу является смертность от внешних причин (рис.1).

Важно заметить, что численность умерших от внешних причин смерти в последнее время снижается. В 2008г. численность умерших от внешних причин составила 233,7 тыс. чел., что меньше на 9,9% численности 2007г. (259,4 тыс. чел.) и на 17,4% численности 2006г. (282,8 тыс.чел.). Однако, в эволюции смертности от внешних причин за последние 30 лет можно выделить четыре периода: непрерывный рост до конца 70-х годов, затем относительная стабилизация вплоть до 1985г., резкое снижение в 1985-198бгг., и новый рост, начавшийся в 1988г. и усилившийся в 2002-2003гг. Смертность от этого класса причин в России сейчас вдвое выше, чем в 1965г., в последующие периоды показатель немного снижается.

Среди численности умерших от внешних причин, смертность от транспортных травм стоит на втором месте.

Численность умерших от транспортных травм в 2008 г. составила 35,4 тыс. человек (рис.2). При этом важно заметить, что смертность от транспортных травм колеблется. В 2006 г. она составляла 38,2 тыс. человек, затем наблюдался рост на 2,4% и в 2007г. число умерших от данной причины уже равнялось 39,1 тыс. человек. К 2008 г. произошло снижение на 9,5%.

В рассматриваемые три года в численности умерших большая доля смертей за счет ДТП на автомобильных дорогах и улицах была существенной в сравнении с другими причинами смерти на транспорте (железнодорожном, воздушном и прочее). Число смертей в ДТП в 2008г. составило 23,8 тыс. человек, что составило 67,23% всех смертей на транспорте.

Спад числа умерших в 2008 г., прежде всего, последовал благодаря проводимой политике в нашей стране, направленной на снижение ДТП.

Принятие федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", а затем и региональных и муниципальных программ значительно активизировало действия государства, направленные на снижение дорожно-транспортного травматизма. Реализация этой программы направлена на уменьшение числа погибших в ДТП к 2012 году в полтора раза по сравнению с 2004 г. ( 25,3 тыс. погибших). В ней предусмотрены организационно-плановые и инженерные меры по улучшению организации движения транспорта и пешеходов. Программа кается вопросов развития системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, а также проблем по совершенствованию нормативно-

Экономика, Статистика и Информатика 107 №4, 2009

правовых, методических и организационных основ системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Сюда же входят мероприятия по формированию правового сознания, предупреждению опасного поведения участников дорожного движения. Однако, насколько проводимые меры смогут снизить число ДТП и тяжесть последствий от них? Будет ли достигнуто предполагаемое падение численности погибших в ДТП к 2012 г. в два раза, если множество вводимых решений до сих пор не привели к тому, что бы явно выразилась тенденция к спаду смертности из-за транспортных травм (как видно на рис.3 и рис.4, в настоящее время показатели смертности из-за ДТП колеблется)?

На современном этапе создана правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, координирующая действия федеральных органов исполнительной власти в данной области. Среди задач, стоящих перед комиссией, определена и реализация основных направлений, определенных Федеральной целевой программой, оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, а также проблемы подготовки водителей в автошколах.

Начиная с 2006 г. по сегодняшний день принято только на федеральном уровне 160 нормативных актов различной юридической силы. В их числе 20 федеральных законов, 8 указов президента РФ, 50 актов правительства, более 90 ведомственных и межведомственных нормативных актов, принятых федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

По инициативе Министерства внутренних дел был внесен ряд изменений в Кодекс об административных правонарушениях, направленных на совершенствование системы контроля за соблюдением правил дорожного движения (ПДД), механизма исполнения

административных наказаний, усиление административной

ответственности за совершение наиболее грубых нарушений, устранение противоречий, пробелов и дублирования норм. В частности, внесены поправки, повышающие ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения и за отказ от прохождения медицинского

4,29.

1,62

от болезней системы кровообращения

от новообразований

от внешних причин смерти

от болезней органов дыхания

от болезней органов пищеварения

от некоторых инфекционных и паразитарных болезней

Рис. 1. Структура смертности в России в 2008гв %

35 30 25 20 15 10 5

транспортных случайных самоубийств травм (всех отравлений видов) алкоголем

убийств

2006г. 2007 г. 2008 г.

Рис. 2. Динамика числа умерших в расчете на 100 тысяч населения по основным видам внешних причин смерти в России за период с 2006 по

2008гг.

26,5

26 25,5 25 24,5 24 23,5 23 22,5

2006 г.

2007г.

2008г.

Число погибших из-за ДТП на автомобильных дорогах и улицах

Рис. 3. Динамика числа умерших из-за ДТП на автомобильных дорогах и улицах в России за период с 2006 по 2008гг.

№4, 2009

0

108

100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

ЛЬ-

34,55

65,45

2006г.

32,74 32,77

67,26

2007г.

67,23

2008г.

Доля погибших из-за ДТП на автомобильных дорогах и улицах Доля погибших по другим причинам

Рис. 4. Изменения структуры смертности от транспортных травм в России за период с 2006 по 2008гг., %

освидетельствования. Кроме этого, установлена ответственность за нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства, за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

С каждым днем политика государства становится все более жесткой. 1 сентября 2009 г. вступил в силу Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения". Однако, все равно ежедневно в нашей стране в сентябре 2009г. в ДТП погибало от 60 до 80 человек (ежедневные сводки на официальном сайте ГИБДД http:// www.gibdd.ru). Ежедневно происходит более 20 ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии. Каждый день в сентябре в ДТП погибали от одного и более ребенка (за исключением 22 и 28 09.09 г.).

По данным Департамент ОБДД МВД России за период январь-август 2009г. (8 месяцев) число ДТП составило 126377 происшествий, в результате которых погибло 15 810 человек (1,3% всех умерших за этот период вне зависимости от причины смерти). На каждую тысячу ДТП за указанный период приходилось 125 умерших. Среди погибших 587 детей (лиц, моложе 16 лет), что составляет 3,71% всех погибших.

Безусловно, ДТП в большинстве своем происходят из-за нарушения ПДД водителями. За январь-август 2009 г. из всего числа ДТП 86,26% произошло вследствие несоблюдения ПДД. Поэтому, принимаемые меры по ужесточению требований соблюдения ПДД и к обучению водителей в автошколах, является важным и своевременным.

Среди числа умерших в ДТП из-за нарушения ПДД особое внимание необходимо уделить смертности по вине пьяных водителей. Общая численность ДТП из-за нарушения ПДД водителями ТС в состоянии алкогольного опьянения за период с января по август 2009г. составила 7619 происшествий, что равно 6,03% всех

Характеристика ДТП и их

ДТП или 6,99% ДТП, произошедших из-за нарушения ПДД. При этом по вине нетрезвых водителей погибло в ДТП 1263 человека.

При сравнении структур совершенных ДТП и погибших в ДТП (рис.5) напрашивается вывод о том, что последствия от совершаемых ДТП лицами в состоянии алкогольного опьянения более тяжелые, нежели от ДТП из-за нарушения ПДД трезвыми водителями. Мы не берем во внимание тот факт, что совершаемых ДТП больше у трезвых водителей, т.к. понятно, что их число на дорогах

Таблица 1 й по причинам происшествий в

намного превосходит число водителей в состоянии алкогольного опьянения (далеко не каждый водитель будет подвергать себя возможности лишения прав, садясь за руль в нетрезвом виде).

В исследуемый период на каждую 1000 ДТП из-за нарушения пДд трезвыми водителями приходилось 123 умерших, в то время как на 1000 ДТП из-за нарушения ПДД водителями в состоянии алкогольного опьянения -168 умерших. То есть на каждую 1000 ДТП из-за нарушения ПДД водителями в состоянии алкогольного опьянения смертей больше на 43 случая или на

России за 2009г. (январь-август)

Показатели Число ДТП, шт. Число погибших в ДТП, чел. Число погибших, приходящ ихся на 1000 ДТП,%о

Общее число ДТП 126377 15810 125,10

ДТП из-за нарушения ПДД 109016 13706 125,72

ДТП из-за нарушения ПДД пешеходами 18111 2573 142,07

ДТП из-за эксплуатации технически неисправных ТС 920 153 166,30

ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог 21633 2850 131,74

ДТП из-за нарушения ПДД водителями ТС в состоянии алкогольного опьянения 7619 1263 165,77

—— . —- ^

_

водителям и

■ Доля ДТП из-за нарушения ПДД водителям и ТС в ■ Доля погибших в ДТП из-за нарушения ПДД водителям и

состоянии ал когол ьного опьянения ТС в состоянии алкогольного опьянения

Рис. 5. Структуры численности

35,08%. Данные еще раз подтверждают большую тяжесть последствий от ДТП, совершаемых нетрезвыми водителями, в отличие от ДТП, совершаемых трезвыми водителями. Это вполне естественно, ведь у нетрезвых водителей притупляется внимание на дороге и уменьшается скорость реакции. Поэтому наказание за вождение в состоянии алкогольного опьянения равное лишению водительского удостоверения является мерой абсолютно оправданной, а так же принятый в регламенте порядок работы с лицами, пользующимися высоким иммунитетом (имеются в виду иностранные послы, наши судьи, прокуроры и депутаты), к которым то же будут приниматься определенные меры. Однако, на наш взгляд, в данном случае различия в мерах по отношению к нетрезвым водителям быть не должно вне зависимости от их социального статуса.

Однако, нельзя не обратить внимания и на необходимость совершенствования дорожной инфраструктуры. В настоящее время российские дороги оставляют желать лучшего. Узкие трассы и улицы, отсутствие необходимых развязок приводят к ДТП на дорогах. В период с января по август 2009 г. 17,12% ДТП из общего числа произошли из-за того, что улицы и дороги в России находятся в неудовлетворительном состоянии. В России число автомобилей с каждым годом увеличивается, тогда как дроги еще остаются в состоянии советских времен и не рассчитаны на сегодняшнее количество автомашин. Поэтому, на наш взгляд, важным элементом национальной политики в области

№4, 2009

ДТП и умерших в ДТП из-за нару август 2009г.

безопасности дорожного движения должно стать совершенствование дорожной инфраструктуры,

направленное на проектирование и строение дорог, рассчитанных на возможные ошибки участников движения. Принимая соответствующие решения в данном направлении, можно достичь значимого снижения уровня дорожно-транспортного травматизма, в том числе смертности.

При оценке смертности из-за ДТП, нельзя оставлять без внимания смертность по вине пешеходов. За январь-август 2009 г. среди всех умерших в ДТП 16,27% погибло из-за нарушения ПДД пешеходами, т.е. 2573 человека. На сегодня сотрудники ГИБДД предпочитают не штрафовать пешеходов за несоблюдения ПДД. Но, на наш взгляд, это одна из необходимых мер в целях снижения числа ДТП и тяжести их последствий. Ведь пешеход, переходящий улицу в неположенном месте, в большей степени подвергнут риску получить серьезную травму или умереть в результате столкновения с машиной. В России, к большому сожалению, большинство

перебегающих дорогу в неположенном месте больше рассчитывают на «русский авось» (успею) и не рассчитывают ни скорости едущей машины, ни ее тормозного пути. И здесь больше срабатывает менталитет русского человека, в соответствии с которым, ему лень пройти лишних 10 метров до светофора, а лучше перебежать строго напротив того места, куда ему нужно попасть. И печален тот факт, что порой страдают добросовестные водители из-за таких пешеходов, ведь в конечном итоге, на

шения ППД в России за январь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

практике, весь груз ответственности переходит на водителя. Поэтому, с детских лет в дошкольных и школьных учреждениях необходимо в обязательном порядке вводить соответствующие учебные

мероприятия по изучению ПДД.

Таким образом, проанализировав данные смертности по причинам ДТП, можно сделать вывод, что проводимая активная политика в области защиты жизни и здоровья человека на дорогах необходима. Однако она должна быть правильной, обоснованной и учитывать все аспекты проблем, касающихся безопасности на дорогах. Нельзя забывать и о том, что помимо усиленного внимания за соблюдением ПДД водителями, нужно уделять внимание соблюдению ПДД пешеходами, а также создавать все условия для возможности их соблюдения и теми и другими.

Литература:

1. http://www.gibdd.ru

2. http://www.gks.ru

3. Россия в цифрах. 2009: Стат.сб./ Росстат. - М., 2009.-стр.280. Раздел: Транспорт

4. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2008: Стат.сб./Росстат. - М., 2008. - стр. 79.Раздел: Аварийность на транспорте

Bibliography

1. http://www.gibdd.ru

2. http://www.gks.ru

3.Russia in figures. 2009: The statistical collection/ The Federal State Statistics Service. - М., 2009 -p. 280. Part: Transport

4. Basic indicators of transport activity in Russia . 2008: The statistical collection/ The Federal State Statistics Service. - М., 2008. - p. 79. Part: Transport accidents

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.