Научная статья на тему 'Статистический анализ деятельности Министерства спорта Самарской области в рамках реализации программы "Доступная среда"'

Статистический анализ деятельности Министерства спорта Самарской области в рамках реализации программы "Доступная среда" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
687
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ФОРМА № 3-АФК / ГОСПРОГРАММА / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОВЗ / MINISTRY OF SPORT / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / STATISTICS / FORM NO. 3-AFK / STATE PROGRAM / DISABLED PERSONS / PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усачёв Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич, Хорошева Татьяна Анатольевна

Анализируются статистические данные отчета (форма № 3-АФК) Министерства спорта Самарской области. Исследуются данные общей численности инвалидов и лиц с ОВОЗ и сопоставляются с количеством регулярно занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС). Проводится сводная статистика количественных показателей учреждений, осуществляющих работу с инвалидами в области АФКиС. Анализируются проблема кадрового потенциала, уровень профессионального образования в сфере АФКиС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усачёв Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич, Хорошева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical Analysis of the Activities of the Samara Region Ministry of Sport Within the Framework of the Accessible Environment Program

The relevance of the study is due to the implementation of the project Physical Culture and Sports among the Disabled in the framework of the Accessible Environment state program in Samara Region. The aim of the study is to analyze the implementation of the Accessible Environment state program in the field of physical culture and sports in Samara Region. A review of scientific studies suggests that the study of the problems and prospects of physical culture and sports should be carried out from the standpoint of a systemic approach. This is impossible without the timely receiving of objective information, which is the basis for predicting further development at various levels. The analysis of activities in the field of physical culture and sports is carried out on the basis of official statistics provided by organizations to executive authorities. The official way to monitor and control the development of physical culture and sports in the Russian Federation is forms of statistical reports. The Federal State Statistics Service annually approves "statistical tools for organizing federal statistical observation by the Ministry of Sport of Russia" for the physical culture and sports industry. To achieve the aim of the study, the following objectives were set: (1) analysis of regulatory documents of the federal and regional levels in the framework of the issues under study; (2) analysis of the activities of the Ministry of Sport of Samara Region by the reports of Form No. 3-AFK for 2011-2016 using methods of mathematical statistics; (3) development of practical recommendations for improving the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of the disabled by means of adaptive physical culture and sports in the structures of educational institutions. In accordance with the aim and objectives, three stages of the study were identified. At the first stage (September-November 2017), regulatory legal acts were investigated, the requirements governing the activities of the Ministry of Sport of Samara Region in matters of adaptive physical culture and sports were systematized. The problem situation was identified, the aim and objectives of the work were set, research methods were chosen. At the second stage (December 2017 January 2018), the annual federal reports of the Ministry of Sport of Samara Region for 2011-2016 were analyzed using methods of mathematical statistics. At the third stage (February-April 2018), practical recommendations were developed for improving the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of people with disabilities by means of adaptive physical culture and sports in the structures of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ деятельности Министерства спорта Самарской области в рамках реализации программы "Доступная среда"»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 180-185. DOI: 10.17223/15617793/438/24

УДК: 796.062

Н.А. Усачёв, Д.И. Сурнин, Т.А. Хорошева

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

Анализируются статистические данные отчета (форма № 3-АФК) Министерства спорта Самарской области. Исследуются данные общей численности инвалидов и лиц с ОВОЗ и сопоставляются с количеством регулярно занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС). Проводится сводная статистика количественных показателей учреждений, осуществляющих работу с инвалидами в области АФКиС. Анализируются проблема кадрового потенциала, уровень профессионального образования в сфере АФКиС.

Ключевые слова: Министерство спорта; адаптивная физическая культура; статистические данные; форма № 3-АФК; госпрограмма; инвалиды; лица с ОВЗ.

Согласно поручениям Президента России от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 (пп. 17 п. 1) и перечню поручений по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации (№ Пр-1067, пп. «б» п. 1) Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 297 была утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг. [1, 2].

Цель госпрограммы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Основными задачами программы являются:

1) формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;

2) совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов, а также системы медико-социальной экспертизы.

Одной из подпрограмм является «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилита-ции инвалидов», реализация которой невозможна без конгломерации министерств спорта, здравоохранения и социального развития, образования и т. д.

Госпрограммой, в частности, предусмотрены:

1) формирование доступности для инвалидов в образовательных организациях профессионального образования в рамках госпрограммы в составе региональных программ субъектов Федерации (мероприятия по обеспечению реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности и качества профессионального обучения, среднего профессионального образования и высшего образования для студентов с инвалидностью, в том числе повышение квалификации профессорско-преподавательского и педагогического состава);

2) актуализация разработки, утверждения и содержания федеральных государственных образовательных стандартов и мер, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования»;

3) разработка и внедрение методических документов и программ, направленных на сопровождение детей-инвалидов при обучении, организации профори-ентационной работы и социально-бытовой адаптации,

на оснащение образовательных организаций специализированными техническими средствами, которые позволяют дооборудовать помещения образовательных организаций и скорректировать образовательный процесс с учетом особых потребностей ребенка-инвалида и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В перечень показателей (индикаторов) госпрограммы включены целевые показатели (индикаторы), предусмотренные указами Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [3].

Принятые решения позволят продолжить реализацию госпрограммы и обеспечить доступность приоритетных объектов и услуг в важнейших сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, сформировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Основной предпосылкой для серьезных перемен в исследуемой области становится «усиление внимания государства к здоровью, умственному и физическому развитию детей и воспитанию молодежи, к вопросам строительства спортивных сооружений, к значимости спорта как инструмента для решения многих социальных и экономических проблем» [1].

Актуальность исследования обусловлена реализацией в Самарской области проекта «Физическая культура и спорт среди инвалидов» в рамках государственной программы «Доступная среда».

Цель - анализ реализации государственной программы «Доступная среда» в Самарской области в сфере физической культуры и спорта.

Обзор научных работ свидетельствует о том, что изучение проблем и перспектив АФКиС необходимо осуществлять с позиций системного подхода, что невозможно без своевременного получения объективной информации, на основе которой возможно прогнозирование дальнейшего развития на различных уровнях [2].

Анализ деятельности в области АФКиС осуществляется на основании официальной статистики, предоставляемой организациями в органы исполнительной власти (форма № 3-АФК). Официальным способом мониторин-

га и контроля развития физической культуры и спорта в Российской Федерации являются формы статистической отчетности. Федеральной государственной службой статистики (Росстат) ежегодно утверждается «статистический инструментарий для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения» для отрасли физической культуры и спорта [4, 5].

Для достижения поставленной цели сформированы задачи:

1) анализ нормативно-правовой документации федерального и регионального уровней в рамках исследуемой проблематики;

2) анализ посредством методов математической статистики деятельности Министерства спорта Самарской области по отчетам формы № 3-АФК в период 2011-2016 гг.;

3) разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта в структурах образовательных учреждений.

В соответствии с целями и задачами определено несколько этапов.

На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2017 г.) исследовались нормативно-правовые акты, систематизировались требования, регламентирующие деятельность Министерства спорта Самарской области в вопросах адаптивной физической культуры и спорта. Выявлена проблемная ситуация, поставлены цель и задачи работы, выбраны методы исследования.

На втором этапе (декабрь 2017 - январь 2018 г.) посредством методов математической статистики проводился анализ ежегодных федеральных отчетов (форма № 3-АФК) Министерства спорта Самарской области за период 2011-2016 гг.

На третьем этапе (февраль-апрель 2018 г.) разрабатывались практические рекомендации по совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта в структурах образовательных учреждений. Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на IV научно-практической конференции «Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре» в рамках Национального медицинского инновационного форума, организованного Медицинским научно-образовательным кластером «Трансляционная медицина» ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Ал-мазова» совместно с ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта», 7-9 июня 2018 г., Санкт-Петербург.

Результаты исследования и обсуждение

На региональном уровне основополагающими документами в реализации задач доступности в сфере физической культуры и спорта являются: государственная программа Самарской области «Доступная среда в Самарской области на 2014-2020 гг.», утвержденная Постановлением Правительства Самарской

области от 27.11.2013 № 671; распоряжение Правительства Самарской области от 01.09.2015 № 706-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Самарской области на 2015-2030 гг.» [6].

Во исполнение вышеуказанных нормативных документов и на основе требований федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и других нормативно-правовых актов федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы должны обеспечивать инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в которых расположены физкультурно-спортивные организации:

- условия для беспрепятственного доступа;

- условия, обеспечивающие возможность широкого введения в индивидуальные программы реабилитации занятий адаптивной физической культурой и (или) адаптивным спортом;

- возможность самостоятельного передвижения;

- сопровождение инвалидов и оказание помощи;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации и т.д.

В рамках изучаемой проблемы проанализированы «Предложения по внесению изменений в текст стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.». Наиболее приоритетными направлениями выявлены:

1) увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (до 56,0%);

2) увеличение общей численности тренерско-преподавательского состава для проведения занятий по физической культуре и спорту с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

3) увеличение общей численности спортивных сооружений, приспособленных для занятий по физической культуре и спорту с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами [7].

В соответствии с поставленными задачами исследования и вышеперечисленными приоритетными направлениями посредством математической статистики проанализирована деятельность Министерства спорта Самарской области на основе федерального отчета «Форма № 3-АФК» за 2011-2016 гг.

Годовую форму федерального статистического наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» (далее - форма) запол-

няют юридические лица, осуществляющие деятельность по адаптивной физической культуре и спорту (объединения, учреждения, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; образовательные учреждения дошкольного, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования; дома, дворцы молодежи и школьников; дома и дворцы культуры; спортивные сооружения, имеющие статус юридического лица, физкультурно-спортивные клубы инвалидов; организации и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и другие организации и объединения, проводящие физкультурно-

На реализацию программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, включая проведение физкультурных и спортивных мероприятий, строительство спортивных сооружений и реализацию государственной программы Самарской области «Доступная среда в Самарской области», в 2016 г. из бюджетов всех уровней выделено 2 197 741,8 тыс. руб.

Основными формами работы по привлечению инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом являются:

- создание в муниципалитетах физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов (работает 19 клубов, охват занимающихся 1 592 чел.);

- открытие отделений и групп для инвалидов в учреждениях дополнительного образования детей.

Как видно из табл. 1, количество детей в возрасте до 18 лет составляет лишь 4% от общего числа инвалидов в Самарской области (по состоянию на 2016 г.). Исходя из статистических данных федерального отчета «Форма № 3-АФК» по Самарской области, доля занимающихся детей-инвалидов составляет 81%, в то время как для взрослого населения этот показатель не превышает 8%. Данная ситуация обусловлена внедрением методических программ, адаптацией учебной дисциплины «Физическая культура» в образовательных учреждениях дошкольного, начального, среднего и основного образования, в том числе направленных на сопровождение детей-инвалидов.

Однако положительная тенденция не сохраняется в более старшем возрасте ввиду отсутствия развитой социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры территорий, на которых расположены физкуль-

оздоровительную и спортивную работу с инвалидами).

Согласно федеральному отчету «Форма № 3-АФК» и «Доклад о развитии адаптивного спорта в Самарской области» в 2016 г. численность инвалидов составляет 244 779 человек, из них занимающихся физической культурой и спортом - 19 475 человек, или 7,96% от общей численности инвалидов Самарской области (в 2015 г. этот показатель составлял 15 847 человек, или 6,5%).

Из числа инвалидов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, молодежь в возрасте от 6 до 18 лет составляет 7 744 человека, или 39,8% от общего числа занимающихся (табл. 1).

турно-спортивные организации, современных механизмов (доступность спортивных сооружений и т.д.), регулирующих занятия АФКиС взрослого населения по месту жительства. Одной из важнейших проблем, снижающих доступность занятий ФК и С для инвалидов и лиц с ОВЗ, является недостаток высококвалифицированных кадров. Общая численность штатных работников физической культуры и спорта составляет 6 358 человек (из них 5,1% в сфере АФК), среди которых с высшим специальным образованием -4 211 человек (в их числе 3,5% в сфере АФК), со средним специальным образованием - 1 133 человека (3,7% в сфере АФК). В сельской местности работают 1 173 специалиста (из них 2,3% в сфере АФК). Так, например, на одного специалиста в сфере АФК в сельской местности приходится 168 занимающихся инвалидов.

Кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Самарской области осуществляют государственное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», государственное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет» (адаптивная физическая культура) и федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара».

С целью пропаганды и формирования мотивации к занятиям АФКиС в рамках реализации календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Самарской области на

Таблица 1

Сводная статистика количественных показателей учреждений, осуществляющих работу с инвалидами в области АФКиС за 2016 г.

Учреждения, осуществляющие работу с инвалидами Кол-во учреждений, ед. Численность штатных работников с учетом образования, кол-во чел. Численность занимающихся АФКиС, кол-во чел.

Всего Со специальностью «АФК »

Всего Возраст

Высшее Среднее От 0 до 3 лет От 4 до 5 лет От 6 до 18 лет От 19 до 59 лет От 60 и старше

В сфере ФКиС 79 92 49 14 5 435 264 48 1 009 3 575 607

В сфере образования 277 220 94 17 6 552 349 178 5 623 338 74

В сфере труда и социальной защиты 54 19 5 11 5 531 23 80 887 2 523 1 940

В сфере всероссийских общ. организаций 7 1 1 - 1 633 - - 124 1 229 280

2016 г., а так же Подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта на 2014-2018 гг.» государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта Самарской области» на 2014-2018 гг. в 2016 г. министерством организованы и проведены следующие физкультурные и спортивные мероприятия с лицами с ограниченными возможностями физического здоровья: формирование и командирование сборной команды Самарской области на II Всероссийскую летнюю Спартакиаду инвалидов 2015-2016 гг. (17-27 августа, г. Новочебоксарск Чувашской республики, количество участников 16 человек), областная спартакиада среди инвалидов по слуху в 2016 г. (20-30 августа, г. Самара, п. Прибрежный), XV областная спартакиада среди инвалидов в 2016 г. (8-12 сентября, г. Самара, п. Прибрежный, ООО «ОБО "Радуга"», количество участников 120 человек), областная спартакиада среди инвалидов по зрению в 2016 г. (18-20 сентября, г. Самара, п. Прибрежный, ООО «ОБО "Радуга"», количество участников 109 человек), областная спартакиада среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в 2016 г. (25-27 сентября, г. Самара, п. Прибрежный, ООО «ОБО "Радуга"», количество участников 130 человек), областная спартакиада среди детей инвалидов, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (17-19 апреля, г. Самара, п. Прибрежный, ООО «ОБО "Радуга"», количество участников 101 человек), всероссийский день ходьбы в Самарской области (3 октября, г. Самара, вторая очередь набережной р. Волги, количество участников среди лиц с ограниченными возможностями физического здоровья 43 человека).

Министерством совместно с региональными федерациями инвалидов организованы и проведены спортивные мероприятия: первенство и чемпионат Самарской области по спорту лиц с поражением ОДА в дисциплине «плавание» (29 октября, плавательный бассейн СК «Олимп» г. Тольятти), первенство и чемпионат Самарской области по спорту глухих в дисциплине «плавание» (29 октября, плавательный бассейн СК «Олимп» г. Тольятти), первенство и чемпионат Самарской области по спорту слепых в дисциплине «плавание» (29 октября, плава-

тельный бассейн СК «Олимп» г. Тольятти), чемпионат Самарской области по спорту лиц с поражением ОДА в дисциплине «пулевая стрельба» (22-27 декабря, стрелковый комплекс универсальной спортивной базы филиала федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб армии» (ЦСК ВВС г. Самара)), формирование и командирование сборных команд Самарской области на всероссийские и международные соревнования по спорту лиц с поражением ОДА в дисциплинах «плавание», «легкая атлетика», «пулевая стрельба», «спортивный туризм», «теннис на колясках», «бадминтон», «велоспорт», «академическая гребля», «пауэр-лифтинг»; по спорту глухих в дисциплинах «футбол», «велоспорт», «плавание», «дзюдо», «греко-римская борьба»; по спорту слепых в дисциплинах «плавание», «дзюдо», «шахматы», «спортивный туризм». По итогам проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе и формируются сборные команды Самарской области для участия во всероссийских соревнованиях.

В Самарской области деятельность по развитию спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляют аккредитованные министерством региональная общественная организация «Федерация физической культуры и спорта инвалидов Самарской области с поражением опорно-двигательного аппарата» (далее - федерация ПОДА), Самарское региональное отделение Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Федерация спорта слепых» (далее - федерация спорта слепых), Самарская областная общественная организация инвалидов «Спортивная федерация спорта глухих» (далее - федерация спорта глухих).

Согласно данным федераций адаптивным спортом в регионе занимаются 6 121 человек, в том числе спортом лиц с поражением опорно-двигательного аппарата 2 017 человек, спортом глухих 1 399 человек, спортом слепых 556 человек, спортом лиц с интеллектуальными нарушениями 694 человека. Наиболее популярными видами спорта являются дартс, шашки, шахматы, плавание, настольный теннис, о чем свидетельствуют данные об участниках соревнований (табл. 2).

Таблица 2

Количество участников наиболее популярных видов адаптивного спорта

Вид спорта Количество участников соревнований Динамика

2014 г. 2016 г.

Армспорт 145 248 +103

Дартс 686 921 +235

Легкая атлетика 243 237 -6

Настольный теннис 306 455 +149

Плавание 361 543 +182

Шашки 477 645 +168

Шахматы 441 551 +110

Бадминтон 110 101 -9

Футбол 183 202 +19

Бочча 167 232 +65

Несмотря на положительную динамику развития адаптивной физической культуры и спорта в Самарской области, деятельность региональных федераций по развитию видов спорта слепых, глухих и лиц с по-

ражением ОДА (далее - региональные федерации) в 2016 г. можно считать удовлетворительной условно. Ни одна из региональных федераций инвалидного спорта не реализовала в полном объеме календарный план

официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Самарской области на 2016 г. Из 12 запланированных областных спортивных мероприятий по спорту глухих реализовано 3 спортивных мероприятия, из 10 запланированных областных спортивных мероприятий по спорту лиц с поражением ОДА реализовано 3, из 9 запланированных областных спортивных мероприятий по спорту слепых реализовано 3.

Региональные федерации практически не участвуют в представлении списков тренерско-препода-вательских кадров, планируемых для работы с инвалидами по развитию избранного вида спорта и для повышения уровня квалификации (согласно требованиям существующего законодательства).

В настоящее время отсутствует аккредитованная министерством спорта региональная федерация по развитию спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, и официально участие во всероссийских и международных соревнованиях в этой категории спортсменов от Самарской области принимает только один спортсмен.

Практические рекомендации

1. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) с целью увеличение числа лиц с ограничен-

ными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

2. Организация учета численности инвалидов, которым по медицинским заключениям противопоказано заниматься физической культурой и спортом, а также инвалидов по основным формам заболевания (с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с интеллектуальными нарушениями и инвалидов по общему заболеванию).

3. Создание условий, обеспечивающих возможности широкого введения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и пенсионеров (при отсутствии противопоказаний) занятий адаптивной физической культурой и (или) адаптивным спортом как наиболее эффективного средства их оздоровления, социальной и физической реабилитации и интеграции в жизнь.

4. Включение в полномочия муниципальных образований возможности обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта инвалидов, в том числе организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, также внесения физической культуры и спорта инвалидов в расходные обязательства муниципальных образований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/acts/

assignments/orders/47182 (дата обращения: 03.08.2018).

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы: Постановление

Правительства от 15 апреля 2014 года № 297. URL: https://rosmintrud.ru/docs/government/133 (дата обращения: 03.08.2018).

3. Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 27.07.2018).

4. Официальный сайт Министерства спорта России. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 27.07.2018).

5. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы. URL: http://government.ru/docs/ (дата обращения: 07.08.2018).

6. Об утверждении государственной программы Самарской области "Доступная среда в Самарской области" на 2014-2020 годы:

Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 671. URL: http://minsocdem.samregion.ru/ sites/default/files/files/ППСО%20671%20(в%20ред_%20от%2014_02_18).pdf (дата обращения: 27.07.2018).

7. Предложения по внесению изменений в текст стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до

2020 года. URL: http://minsport.gov.ru/.../Предложения-по-внесению-изменений-в-текст-Стратегии.pdf (дата обращения: 30.07.2018).

8. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственной программы «Доступная среда» за 2017 год в

Самарской области. URL: http://minsocdem.samregion.ru/sites/default/files/files/отчет%20доступная%20среда%202017%20итог.pdf (дата обращения: 30.07.2018).

Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 15 октября 2018 г.

Statistical Analysis of the Activities of the Samara Region Ministry of Sport Within the Framework of the Accessible Environment Program

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, 438, 180-185. DOI: 10.17223/15617793/438/24

Nikolay A. Usachev, Volga State University of Service (Togliatti, Russian Federation). E-mail: usachev24.12@mail.ru Dmitry 1 Surnin, Volga State University of Service (Togliatti, Russian Federation). E-mail: surnindima@gmail.com Tatiana A. Khorosheva, Togliatti State University (Togliatti, Russian Federation). E-mail: tah@list.ru

Keywords: Ministry of Sport; adaptive physical culture; statistics; Form No. 3-AFK; state program; disabled persons; persons with disabilities.

The relevance of the study is due to the implementation of the project Physical Culture and Sports among the Disabled in the framework of the Accessible Environment state program in Samara Region. The aim of the study is to analyze the implementation of the Accessible Environment state program in the field of physical culture and sports in Samara Region. A review of scientific studies suggests that the study of the problems and prospects of physical culture and sports should be carried out from the standpoint of a systemic approach. This is impossible without the timely receiving of objective information, which is the basis for predicting further development at various levels. The analysis of activities in the field of physical culture and sports is carried out on the basis of official statistics provided by organizations to executive authorities. The official way to monitor and control the development of physical culture and sports in the Russian Federation is forms of statistical reports. The Federal State Statistics Service annually approves "statistical tools for organizing federal statistical observation by the Ministry of Sport of Russia" for the physical culture and sports

industry. To achieve the aim of the study, the following objectives were set: (1) analysis of regulatory documents of the federal and regional levels in the framework of the issues under study; (2) analysis of the activities of the Ministry of Sport of Samara Region by the reports of Form No. 3-AFK for 2011-2016 using methods of mathematical statistics; (3) development of practical recommendations for improving the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of the disabled by means of adaptive physical culture and sports in the structures of educational institutions. In accordance with the aim and objectives, three stages of the study were identified. At the first stage (September-November 2017), regulatory legal acts were investigated, the requirements governing the activities of the Ministry of Sport of Samara Region in matters of adaptive physical culture and sports were systematized. The problem situation was identified, the aim and objectives of the work were set, research methods were chosen. At the second stage (December 2017 - January 2018), the annual federal reports of the Ministry of Sport of Samara Region for 2011-2016 were analyzed using methods of mathematical statistics. At the third stage (February-April 2018), practical recommendations were developed for improving the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of people with disabilities by means of adaptive physical culture and sports in the structures of educational institutions.

REFERENCES

1. Kremlin.ru. (2014) Perechen'porucheniy po realizatsii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [The list of instructions on the implementa-

tion of the Presidential Address to the Federal Assembly]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/47182. (Accessed: 03.08.2018).

2. Rosmintrud.ru. (2014) Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Dostupnaya sreda" na 2011—2015 gody: Post-

anovlenie Pravitel'stva ot 15 aprelya 2014 goda № 297 [On the approval of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" for 2011-2015: Government Decree No. 297 of April 15, 2014]. [Online] Available from: https://rosmintrud.ru/docs/government/133. (Accessed: 03.08.2018).

3. The official website of the President of Russia. [Online] Available from: http://kremlin.ru/. (Accessed: 27.07.2018).

4. The official website of the Ministry of Sport of Russia. [Online] Available from: http://kremlin.ru/. (Accessed: 27.07.2018).

5. Government.ru. (2014) Gosudarstvennaya programma "Dostupnaya sreda" na 2011—2025 gody [The state program "Accessible Environment" for

2011-2025]. [Online] Available from: http://government.ru/docs/. (Accessed: 07.08.2018).

6. Minsocdem.samregion.ru. (2013) Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Samarskoy oblasti "Dostupnaya sreda v Samarskoy oblasti" na

2014—2020 gody: Postanovlenie Pravitel 'stva Samarskoy oblasti ot 27 noyabrya 2013 g. № 671 [On the approval of the state program "Accessible Environment in Samara Region" for 2014-2020: Resolution of the Government of Samara Region of November 27, 2013, No. 671]. [Online] Available from: http://minsocdem.samregion.ru/sites/default/files/files/%D0%9F%D0%9F%D0%A1 %D0%9E%20%D0%BF%D0%BE% D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%B4_%20%D0%BE%D1%82%2023_11_18.pdf. (Accessed: 27.07.2018).

7. Minsport.gov.ru. (2014) Predlozheniya po vneseniyu izmeneniy v tekst strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na

period do 2020 goda [Proposals for amending the text of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020]. [Online] Available from: http://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2014/11/%D0%9F%D1%80%D0%B5% D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%81% D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82-%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf. (Accessed: 30.07.2018).

8. Minsocdem.samregion.ru. (2017) Godovoy otchet o khode realizatsii i otsenke effektivnosti realizatsii gosudarstvennoy programmy "Dostupnaya

sreda " za 2017 god v Samarskoy oblasti [Annual report on the implementation and assessment of the effectiveness of the implementation of the state program "Accessible Environment" for 2017 in Samara Region]. [Online] Available from: http://minsocdem.samregion.ru/sites/de-fault/files/files/%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0 %B0%D1%8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%202017%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf. (Accessed: 30.07.2018).

Received: 15 October 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.