Научная статья на тему 'Статистические методы в исследовании речевой деятельности (об опыте работы с лингвостатистикой)'

Статистические методы в исследовании речевой деятельности (об опыте работы с лингвостатистикой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2450
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЛИНГВИСТИКЕ / АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / CHILDREN'S SPEECH / METHODS OF THE STATISTICAL ANALYSIS IN LINGUISTICS / ASSOCIATIVE-SEMANTIC LINKS / THE ART-LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесникова Ольга Ивановна

В статье показаны способы применения статистических методов в психолингвистическом исследовании на примере изучения ряда факторов, которые влияют на процесс становления у детей художественно-языковой компетенции, детерминирующей особенности понимания поэтической речи. Предметом исследования являются ассоциативно-семантические связи художественного характера, устанавливаемые в сознании ребенка младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical methods in the speech activity research (about the experience of work with the linguistic statistics)

In article the ways of application of statistical methods in psycholinguistic research are shown on the example of studying a number of factors which influence the process of formation in children art-language competence determining the peculiarities of understanding poetic speech. The object of the research is associative-semantic links of the art character established in consciousness of the junior schoolchild.

Текст научной работы на тему «Статистические методы в исследовании речевой деятельности (об опыте работы с лингвостатистикой)»

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 81'232.161.1+81'33.161.1

О. И. Колесникова

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ С ЛИНГВОСТАТИСТИКОЙ)

В статье показаны способы применения статистических методов в психолингвистическом исследовании на примере изучения ряда факторов, которые влияют на процесс становления у детей художественно-языковой компетенции, детерминирующей особенности понимания поэтической речи. Предметом исследования являются ассоциативно-семантические связи художественного характера, устанавливаемые в сознании ребенка младшего школьного возраста.

In article the ways of application of statistical methods in psycholinguistic research are shown on the example of studying a number of factors which influence the process of formation in children art-language competence determining the peculiarities of understanding poetic speech. The object of the research is associative-semantic links of the art character established in consciousness of the junior schoolchild.

Ключевые слова: методы статистического анализа в лингвистике, ассоциативно-семантические связи, художественно-языковая компетенция, детская речь.

Keywords: methods of the statistical analysis in linguistics, associative-semantic links, the art-language competence, children's speech.

В современных лингвистических, и в частности психолингвистических, исследованиях достоверность важных выводов не всегда обеспечивается серьезным статистическим анализом. Недостаточно широко применяются приемы компьютерной обработки полученных данных, не говоря уже о корреляционных методах и такой сложной процедуре статистического анализа, как факторизация. При экспертизе и анализе диссертационных исследований обнаруживается, что авторы не всегда подкрепляют свои заявления точными выкладками, удостоверяющими правомерность теоретических положений, в том числе при подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы. В то же время одно из требований к современному научному исследованию - использование приемов статистической обработки экс-

© Колесникова О. И., 2010

периментальных данных. Без обращения к таким приемам результаты лингвистических изысканий (а лингвистика - наука точная!) часто представляются неубедительными, а нередко - сомнительными.

Более того, глубины исследования процесса речевой деятельности можно достигнуть только с помощью методов статистического анализа [1]. Как справедливо отмечает В. К. Харченко, одна из проблем использования математического аппарата при исследовании лексиконов заключается «в боязни отказа от скрупулезной точности... и в слабой проекции на семантику, стоящую за сгустками показателей» [2]. Покажем возможности некоторых из методов математической статистики на примере такой сложной и на первый взгляд не поддающейся рационализации области, как лингвокреативное сознание. Продукты работы смыслотворческих механизмов детского сознания при понимании поэтической речи исследовались в нашей докторской диссертации [3]. С помощью целого ряда приемов компьютерной обработки данных [4] было доказано наличие базового уровня художественно-языковой компетенции у носителей русского языка 9-10 лет. Точные цифровые данные обусловливали каждое положение, каждый вывод об особенностях семантического компонента языковой способности носителя языка 7-11 лет.

Для обоснования понятия художественно-языковой компетенции как совокупности качеств и свойств личности, позволяющих осваивать художественный модус языка в активной интерпретационной деятельности, и его прикладного исследования в результате разноплановых экспериментов 28 видов был собран и интерпретирован экспериментальный материал, включающий 24422 ответа детей младшего школьного возраста. Исходным теоретическим положением мы считаем утверждение, что изучение механизмов речемышления читателя поэзии доступно лишь на уровне дискурса (то есть с учетом личностных черт адресата речи), путем получения от реципиентов вербализованных продуктов смыс-лопорождения. В данной статье мы коснемся, в основном, одного из пяти основных направлений широкомасштабного исследования речемыс-лительной деятельности, выделенных нами с учетом лингвокогнитивных параметров реализации художественно-языковой компетенции [5].

Формой ментально-речевых действий субъекта понимания поэтической речи является интерпретационная деятельность по переработке языковых структур, репрезентирующих в тексте авторское сознание. Это, в сущности, перевод всего комплекса внешних знаков языка в область невербализованных значений сознания реципиента. Происходит такой перевод прежде всего через установление ассоциативных связей. При моделировании воображаемой ситуации в поэтическом дискурсе у читателя реализуются способности его языкового сознания к установлению далеких семантических связей, а также к «допущению» непривычной связи (семантической несогласованности) и признанию ее поэтической мотивированности.

Чтобы установить наличие/отсутствие таких способностей в языковом сознании «наивного» читателя, мы обследовали несколько групп детей 7-8, 8-9 и 10-11 лет, обучающихся в разных школах г. Кирова (всего 189 респондентов). В серии экспериментов по данному направлению, во-первых, выявлялись предпочтения детей в условиях индивидуального направленного ПОДБОРА [6] прилагательных и глаголов как конкрети-заторов, или ассоциатов. Стимульными, или опорными, для установления ассоциативно-семантических связей словами были первичные номинации природных реалий, наиболее характерные для детской поэзии: солнце, небо, земля, снег, дождь, облака, ветер. Данный эксперимент позволил проследить особенности речемышления детей в относительно «свободных» условиях (допускающих любой вариант конкретизации природной реалии в индивидуальном сознании). Во-вторых, устанавливался характер действия механизмов ВЫБОРА конкретизаторов (слов-признаков) к тем же опорным словам, то есть выявлялись предпочтения информантов при оценке их потенциальных связей с каждым из предложенных прилагательных и глаголов. Затем планировалось сопоставить ПОКАЗАТЕЛИ ЧАСТОТЫ ПОДБОРА И ВЫБОРА конкретизаторов и предикатного, и атрибутивного характера детьми разных возрастных групп. Таким образом, компьютерной обработки требовали данные:

1) частоты «подбора» именно тех прилагательных и глаголов, которые порождаются в речи на основе художественно значимых ассоциаций;

2) вычисленного соотношения ассоциаций этого вида с другими видами (с помощью сопоставления числовых показателей ассоциаций всех видов);

3) частоты «выбора» конкретизаторов каждого вида, в том числе содержащих эстетическую информацию, причем, как и в первом случае, в рамках двух групп с разным способом выражения признака: а) с атрибутивной семанти-

кой (с прилагательными), б) с предикатной семантикой (с глаголами);

4) вычисленного соотношения этих частот по каждому виду ассоциативно-семантических связей в рамках всех словосочетаний а) в каждой возрастной группе, б) в разных возрастных группах.

Языковой материал, полученный от 88 респондентов, участвовавших в первом эксперименте, стимулирующем ассоциирование при подборе конкретизатора, был классифицирован с помощью когнитивно-прагматического анализа [7]. Была составлена измерительная шкала, фиксирующая в словосочетаниях наличие/отсутствие художественно значимых ассоциативных связей, а также степень их нестандартности. Образованные информантами 864 сочетания с адъективными конкретизаторами (прилагательными) и 624 сочетания с конкретизаторами-глаголами были отнесены к одной из номинальных шкал со связями 1) узуального, 2) художественно-метафорического, 3) окказионально-поэтического и 4) абсурдного характера. Для сопоставления частотности ассоциирования всех типов в компьютерную программу были внесены цифровые данные, на основе которых составлены диаграммы.

Аналогичным образом после проведения второго эксперимента выявлялись предпочтения детей при образовании ассоциативных связей между опорным словом и характером его атрибуции/ предикации. Для определения частоты выбора конкретизаторов, репрезентирующих связи вышеназванных видов, также использовалась методика шкалирования.

Для сопоставления частот подбора и выбора прилагательных и глаголов детьми разных возрастных групп и оценки их сходства выполнялся корреляционный анализ. При анализе различий статистических показателей в группах испытуемых разного возраста по линии проведения связей с актуализацией образного компонента сознания использовался метод однофакторного дисперсионного анализа.

В завершающей части данной серии экспериментов для сопоставления результатов двух различных видов речемыслительной деятельности (индивидуального подбора и выбора) в разных возрастных группах, на основе данных значимости эстетически информативных связей в каждой из них, использовался двухфакторный дисперсионный анализ. Все операции выполнялись в программе MS Excel.

Какие результаты получены с помощью названных методов исследования языковой способности детей к ассоциированию на уровне художественного речемышления?

1. Установление показателя частоты подбор а эстетически значимых конкретизаторов. Вы-

сокий показатель такой частоты означает, что в языковом сознании ребенка доминируют семантические механизмы образования эстетически значимых фактов языка. Статистические показатели полученных диаграмм, расположенные на 4 шкалах вертикальной оси (см. результаты по глагольной предикации на рис. 1), демонстрируют, какие когнитивные стратегии при создании сочетаний слов типичны для ребенка. Естественно, что, отвечая на вопросы «солнце (небо ит.д.)... какое?..» и «<солнце (небо ит.д.)... что делает?», дети чаще «реагировали» простыми, привычными определениями и предикатами, не несущими ни эстетического, ни непосредственно эмотивного значения (см. нижнюю шкалу).

Сравнительный анализ числовых данных по возрастному параметру показал, что величина частотности сочетаний 1-й группы (с узуальными связями) у старших детей ниже, чем у младших. Частотность сочетаний 2-й группы (художественно-метафорического характера) почти одинаковая, 3-й группы (с окказионально-поэтической семантикой) у старших детей выше почти в 2 раза, 4-й группы (с абсурдным смыслом) почти не различается.

По данным второй диаграммы, которую мы здесь не приводим (см. [8]), при подборе конкре-тизаторов - адъективных предикатов - старшие дети также реже предлагали «обычные» прилагательные с буквальным значением (61,7%), чем младшие (81,1%). А показатели частотности подбора прилагательных - художественных метафор - выше у старших детей в 3 раза. Сопоставление частот помогло установить, что у детей 10-11 лет числовой показатель различий по на-

полняемости разных групп сочетаний по четырем шкалам гораздо ниже. Это говорит об эволюции языковой способности в рамках образования художественно-метафорических и окказионально-поэтических связей на уровне направленного ассоциирования в условиях свободного «подбора» конкретизаторов.

2. Установление показателя частоты выбор а эстетически значимых конкретизаторов-пре-дикатов. 101 респонденту был предложен языковой материал (всего 84 «готовых» сочетания), который нужно было последовательно оценить по одному параметру («так бывает?») и либо вычеркнуть из ряда, либо оставить. Все ряды к каждому существительному включали по 12 специально отобранных слов, которые ребенок, в сущности, шкалировал в соответствии со своей оценкой их категориальной и семантической валентности. Например: снег. яркий, хрупкий, глубокий, самый главный, кружевной, сонный; отливает серебром, щекочет, стелет шаль, хрустит, кружится, скачет.

Каждый факт установления респондентами потенциальной связи всех семи опорных слов с каждым отдельным членом ряда был ранжирован и занесен в программу в соответствии с характером ассоциативной связи. Затем суммированные в рамках каждой возрастной группы числовые показатели были распределены в зависимости от характера ассоциативно-семантической связи по 6 группам и также занесены в программу. После компьютерной обработки данных в диаграмме предстали показатели предпочтений детей двух возрастных групп: младшей (7-8 лет) и старшей (10-11 лет) (см. рис. 2).

Рис. 1

На вертикальной оси диаграммы обозначены группы сочетаний по мере удаления от стандарта (снизу вверх), начиная с традиционных связей, основанных на реализации буквального значения (снег глубокий, снег хрустит - шкала 1а). Группу 1б составили сочетания со стандартными ассоциативными связями, основанными на реализации «стертого» образного значения (снег яркий, снег кружится). Во второй группе были сочетания с художественно-метафорическими семантическими связями: относительно устойчивыми (снег хрупкий, снег отливает серебром -шкала 2а) и окказиональными (снег кружевной, снег стелет шаль - шкала 2б). В последней, третьей группе - сочетания, основанные на нестандартных связях: с признаками субъективно-творческой мотивации (снег самый главный, снег щекочет - 3а) и явно алогичные даже в поэтическом дискурсе (снег плавленный, снег скачет - 3б).

Из диаграммы на рис. 2 следует, что существенных различий в предпочтениях ассоциативных связей того или иного характера при в ы -б о р е конкретизаторов у младших и старших детей не обнаружилось, за исключением 3-й группы - явно нестандартных сочетаний с поэтически мотивированной связью: младшие дети ее допускали почти в 2 раза чаще. По данным трех верхних шкал, на вертикальной оси диаграммы налицо снижение частот выбора при оценке старшими детьми допустимости ассоциативно-семантических связей с отклонениями от стандарта. Таким образом, можно говорить о равной степени «закрепленности» буквальных и стереотип-

ных метафорических значений (1а, 1б и 2а) в языковом сознании половины опрошенных. Кроме того, актуализация образного компонента сознания при осмыслении результатов художественно-метафорических преобразований (2а и 2б) более характерна при выборе сочетаний с относительно устойчивыми связями (солнце золотое; дождь стучится в окна), чем с окказиональными (облака лохматые; снег стелет шаль).

Также важно отметить, что крайне незначительный показатель выбора сочетаний с алогичными связями даже у младших детей говорит о том, что при выборе конкретизатора опорного слова младшие школьники разграничивают связи, обусловленные прагматической установкой на художественную значимость, и явно бессмысленные.

3. Сопоставление частот подбора и выбора прилагательных и глаголов детьми 3 возрастных групп. Установить степень соответствия между указанными частотами помог корреляционный анализ. Полученные в предыдущих экспериментах цифровые показатели были выражены в процентах и их значения проранжированы. Затем были вычислены ранговые коэффициенты корреляции. Установлено, что при подборе и прилагательных, и глаголов соответствие между частотами практически отсутствует у детей возрастных групп 7-8 и 10-11 лет и у детей 8-9 и 1011 лет. Данный факт может говорить о явных возрастных различиях в лексиконе на уровне направленных ассоциаций. В группах же младших детей (7-8 и 8-9 лет) имеется прямая зависимость средней тесноты для адъективной предикации и слабой - для глагольной (см. табл. 1).

^ 6,4 |10,8 1 9,3 019,0

Р 20,6

|4»,и

1 47,9

|50,9

□ Данные группы младшим детей □ Данные группы старших детей

Рис. 2

Еще один важный вывод был сделан при проверке рабочей гипотезы по вопросу об отсутствии границ в сознании ребенка при преодолении своеобразного барьера - языкового новаторства (когда он допускает практически любую смысловую связь). Поскольку это наблюдалось лишь в 6,4% ответов старших и 10,8% ответов младших информантов, можно говорить, что большинству формирующийся языковой (и художественный) вкус позволил воспринимать эстетическую сторону речи, отраженную в данных словосочетаниях, и отказываться от неприемлемых фактов.

4. Сопоставление частот установления ассоциативных связей с актуализацией образного компонента в разных возрастных группах. С помощью применения однофакторного дисперсионного анализа выполнялся анализ различий в статистических показателях ответов младших и старших детей с точки зрения лингвокреативной работы языкового сознания (использовались данные образования связей только в сочетаниях трех типов: 2а, 2б и 3а). Решающим фактором здесь выступал возраст испытуемых. В компьютерную программу заносились результаты как первого, так и второго вида эксперимента (подбора и выбора конкретизаторов опорных слов) описывае-

мой серии. Статистический анализ проводился в несколько этапов. Сначала отдельно вычислялись частоты подбора адъективных предикатов и частоты подбора глагольных предикатов к каждому из семи ассоциатов и по каждому типу ассоциативной связи.

Затем вычислялись частоты выбора конкрети-затора в предложенных информантам 56 сочетаниях, также отдельно в зависимости от характера связи (адъективной и глагольной). После каждого подсчета проводился однофакторный дисперсионный анализ соотношения частот как подбора, так и выбора между показателями двух возрастных групп. Пример полученных результатов 1-го этапа по одному из них показан в табл. 2.

По данным составленных таблиц с вычисленными показателями дисперсии проводился следующий этап - однофакторный дисперсионный анализ соотношения частот. К примеру, табл. 3 показывает результат этого этапа по группе 2а. Но и для групп 2б и 3а эмпирическое значение Б было меньше критического значения Б (0{,}05, 1, 12) = 4,75.

Статистические данные позволили на уровне значимости 0,05 утверждать, что фактор «возраст» не оказывает существенного влияния на

Таблица 1

Ранговые коэффициенты корреляции частот выбора конкретизаторов детьми двух возрастных групп

По данным выбора адъективных предикатов По данным выбора глагольных предикатов

Рангх Рангу Рангх Рангу

Рангх 1 Ранг х 1

Рангу 0,890555387 1 Ранг у 0,84485549 1

Таблица 2

Частоты выбора адъективных предикатов (группа 2а)

2а, 7-8 л. 2а, 10-11 л.

79,6 78,7

27,8 38,3

31,5 42,6

70,4 51,1

90,7 83,0

9,3 21,3

27,8 34,0

ИТОГИ

Группы Счет Сумма Среднее Дисперсия

2а, 7-8 л. 7 337,04 48,15 986,51

2а, 10-11 л. 7 348,94 49,85 530,94

Таблица 3

Результаты однофакторного дисперсионного анализа соотношения частот по группе 2а

Дисперсионный анализ

Источник вариации ¿1 МБ Р-Значение Р критическое

Между группами 10,11 1 10,11 0,01 0,91 4,75

Внутри групп 9104,74 12 758,73

Итого 9114,85 13

частоту выбора предикатов, отнесенных к группам 2а, 2б и 3а. Иными словами, различия в частотах выбора у детей разных возрастных групп несущественны.

И по частоте подбора глагольных предикатов, актуализирующих в моделируемой синтагме поэтические связи, у младших и старших детей в среднем показатели существенно не различаются. Но на уровне атрибутивной семантики поэтически модифицированные связи наблюдались почти в 2 раза чаще в ответах старших детей, чем младших. Можно сказать, что, по сравнению с глагольными метафорами, «удельный вес» прилагательных, обогащающих креативную семантику потенциального сочетания, во внутреннем лексиконе развивающегося носителя языка с развитием художественно-языковой компетенции явно увеличивается. Отсутствие существенных различий по глаголам можно объяснить не совсем «деятельным» характером всех 7 природных реалий (солнце, облака, небо и т. д.) в языковой картине мира, а установленные особенности семантико-понятийной сферы говорят об отражении данного факта в индивидуальной картине мира ребенка.

5. Сопоставление данных о возможности установления потенциальной эстетической сочетаемости младшими и старшими детьми. Для сопоставления результатов двух различных видов ре-чемыслительной деятельности (индивидуального подбора в направленном ассоциативном эксперименте и свободного выбора при оценке возможности семантических связей) с точки зрения художественных предпочтений в разных возрастных группах использовался двухфакторный дисперсионный анализ. Первым фактором выступал возраст, вторым - эстетический механизм работы языкового сознания: в художественном рече-мышлении при подборе оно направлено на конструирование условий для семантических сдвигов в синтагматическом ряду, при в ы б о -р е - на реконструкцию условий для их осознания. Влияние и того и другого факторов должно выражаться в числовом показателе дисперсии для синтагм в группах 2а (сочетания с художественно-метафорическими связями) и 3а (сочетания с окказиональными нестандартными семантическими связями).

Сначала были вычислены средние частоты подбора и выбора предикатов в ходе образования художественно значимой ассоциативной связи у детей разновозрастных групп. Затем проводился двухфакторный анализ отдельно по сочетаниям с адъективной семантикой и по сочетаниям с процессуальной семантикой.

Гипотетически мыслились два варианта его результатов. 1-й вариант. Если бы мы исходили из традиционного тезиса о рецептивной деятель-

ности как репродуктивной и противопоставляли ее творческой (продуктивной), результат должен был быть следующим. С учетом креативных усилий на художественную трансформацию в сознании «производителя» речи при подборе конкре-тизаторов, данные подбора по сравнению с выбором должны быть ниже. 2-й вариант. Признавая наличие сходных механизмов восприятия и порождения речи [9], мы предполагали, что существенных различий в числовом показателе дисперсии («разброса») не будет. Подтвердилась вторая гипотеза. Вычисленное соотношение средних частот, выраженных в процентах, по обеим возрастным группам для каждого из семи предлагаемых существительных в рамках сочетаний эстетического плана не имеет показателя значимого различия. Значит, операции подбора и выбора на уровне художественно значимых ассоциаций протекают у испытуемых относительно стабильно.

В приложении же к фактору возраста данные подбора эстетически значимых конкретиза-торов действительно ниже по сравнению с данными выбора сочетаний с художественной семантикой. Значимость различий в предпочтениях художественно-языковых связей для младших и старших детей (в пользу последних) налицо.

Итак, «проверка» потенциальной сочетаемости ряда опорных слов в языковом сознании ребенка предполагала, в частности, речемыслитель-ные действия респондентов по перестройке значения опорного слова, связанной с образованием нового ядра и новых второстепенных признаков. Такие трансформации, когда значение распадается на семы и под влиянием креативного фактора (воображения) изменяется, могут быть отнесены к эстетической речевой деятельности носителя языка. Констатируемая у ребенка -младшего школьника - расположенность к подобным семантическим трансформациям может рассматриваться в качестве объективного показателя наличия эстетического компонента в языковом сознании ребенка, а также трактоваться как факт реализации его художественно-языковой компетенции.

Покажем пути применения статистических методов в исследовании речевой деятельности на примере еще двух фактов. Важный компонент поэтического дискурса - фоносемантика. Способность к установлению звукосмысловых ассоциативных связей в речемыслительном процессе у детей обследовалась на материале микротекстов, в которых звуковая сторона выступает носителем поэтической семантики. Группу старших детей попросили вслушаться в звучащие стихи и подумать, какие звуки и какую картинку в них рисуют. Выделить доминирующие звуки (1-я опытная задача) и пояснить их смысловую функцию в сти-

Таблица 4

Выявление существенных различий в интерпретационной деятельности мальчиков и девочек

№ ИП хи хи кр

I 0,766 3,8 Ответ к Ответ не к Сумма ш

II 0,0019 Мальчики п11 п12 п1

III 1,0013 Девочки п21 п22 п2

IV 1,3752 Сумма щ п1 п2

V 1,3856

VI 1,1316

VII 1,1756

1+П 3,957

хах (2-я опытная задача) смогла третья часть респондентов. Для проверки гипотезы о зависимости образования фоносемантических связей в рецепции от выделения звуковой доминанты использовался корреляционный анализ. Вычисленный коэффициент детерминации = 64,7 свидетельствует о тесной взаимосвязи результатов выполнения обеих задач. Установлено, что результат выполнения 2-й задачи определяется результатом выполнения 1-й задачи на 64,7% (остальные 35,3% несут информацию о влиянии неучтенных факторов). Это значит, что только при условии сфор-мированности фонологической системы носителя языка, позволяющей реагировать (выделять на слух) ведущие звуки, проводятся звукосмысловые связи, а значит, реципиентом «переживается» художественная ткань произведения.

На базе особой группы информантов (ими выступили участники городской олимпиады младших школьников «Художник слова», проведенной по разработанной нами программе) с помощью применения критерия хи-квадрат проводился статистический анализ тендерных различий способности к интерпретированию поэтического смысла и особенностей художественной концептуализации. Нами было выявлено 7 смысловых плоскостей освоения смысла 11 поэтических высказываний: первые 5 - с признаками лингвоэс-тетической интерпретации, 6-я - плоскость нехудожественных неадекватных интерпретаций, характеризуемых явным отсутствием эстетической реакции, 7-я - плоскость непосредственных эмоциональных откликов.

Сначала все интерпретации были проранжи-рованы в зависимости от вида интерпретации и составлена таблица с данными числа интерпретаций по каждой из семи плоскостей отдельно для группы мальчиков (37 чел.) и группы девочек (35 чел.). Затем к этим данным применялся критерий хи-квадрат, позволивший установить число лингвоэстетических интерпретаций в обеих группах (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что в рамках первых двух плоскостей в совокупности процент ответов у дево-

чек существенно выше. Это дает некоторое основание считать гендерный фактор значимым и сделать вывод, что половое различие детерминирует «выход» субъекта в смыслотворческое пространство поэтического дискурса и влияет на становление художественно-языковой компетенции в 10-11 лет.

Итак, математическими методами удалось доказать справедливость реализуемого в наших работах подхода к исследованию понимания поэтической речи детьми как смыслотворческого процесса. Обоснование получили наши предположения об активности лингвоэстетических механизмов понимания и естественном становлении эстетического речемышления у носителей языка в младшем школьном возрасте.

Рассмотренные статистические методы использовались в разработанной нами опытной методике изучения процесса эволюции языковой способности и речевой организации человека. Данная методика признана базой для прикладных исследований освоения детьми художественного модуса языка и лингвосемантической работы сознания реципиента в поэтическом дискурсе.

Примечания

1. Статистические методы, в том числе корреляционные, как способы получения достоверного знания при изучении речевой деятельности рассматриваются в работе: Белоусов К. И., Блазнова Н. И. Введение в экспериментальную лингвистику: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 136 с.

2. Харченко В. К. Малоизвестные приемы и методики исследования языкового материала. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 2008. 128 с.

3. Колесникова О. И. Художественный модус языка и языковая компетенция ребенка: дис. ... д-ра фи-лол. наук. Киров, 2006. 434 с.

4. Способы их применения в экспериментальной семантике показаны в работе: Психосемантика слова и лингвостатистика текста: методические рекомендации к спецкурсу / сост. А. П. Варфоломеев; Кали-нингр. ун-т. Калининград, 2000. 37 с. Дисперсионный и корреляционный анализы применяются в исследовании детской речи - см.: Овчинникова И. Г. Берес-нева Н. И., Дубровская Л. А., Пенягина Е. Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексичес-

кого компонента языковой компетенции). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. С. 92-97.

5. В русле изучения процесса освоения художественного модуса языка детьми нами исследовались: 1) языковая наблюдательность, чуткость, восприимчивость к поэтической речи; 2) образование ассоциативно-семантических связей в детском сознании; 3) восприятие формального и фоносемантического аспектов поэтической речи; 4) понимание имплицитных смыслов в поэтическом дискурсе; 5) образование художественного концепта.

6. В данном случае опыт с «подбором» предикатов, подходящих, по мнению респондентов, к опорному слову-стимулу, можно рассматривать как разновидность прямого направленного ассоциативного эксперимента.

7. Под когнитивно-прагматическим анализом здесь понимается рассмотрение каждого сочетания слова-стимула с ассоциатом с учетом когнитивного опыта индивида (его информационного фонда, позволяющего «реагировать» тем или иным словом) в плоскости стандарт/отклонение от стандарта, а также с учетом эстетической значимости семантической связи ассоциата и слова-стимула.

8. Колесникова О. И. Указ. соч.

9. Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1980. 79 с.

УДК 82.09

Т. Н. Фоминых

ВЛАСТЬ СУДЬБЫ В «АНАХРОНИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ» Б. А. ГРИФЦОВА

В статье речь идет о метафизическом аспекте властных отношений. Тема власти судьбы исследуется на материале впервые вводимых в научный оборот «Анахронистических рассказов» Б. А. Грифцова. Отмечается комическое переосмысление автором популярных в начале XX в. представлений Ф. Ницше о «любви к судьбе».

The article tackles upon the metaphysical aspect of authoritative relations. The subject of power of the destiny is investigated on the basis of «Anachronistic stories» by B. A. Griftsov first being introduced in science. The author's humorous review of Nietzsche's idea of «amor fati», popular at the beginning of the 20-s, is being noted.

Ключевые слова: Грифцов, власть, Ницше, «любовь к судьбе».

Key words: Griftsov, рower, Nietzsche, "amor fati".

Метафизические аспекты власти неразрывно связаны с понятием судьбы, рока. Тема власти судьбы, роковой предопределенности событий входит в разряд вечных и так или иначе присут-

© Фоминых Т. Н., 2010

ствует в литературе на всем ее протяжении - от древности до современности. Есть, однако, художественные тексты, в которых ее решение заслуживает специального внимания, «Анахронистические рассказы» Б. А. Грифцова, на мой взгляд, относятся к их числу.

Борис Александрович Грифцов (1885-1950) [1] знаком современному читателю главным образом как переводчик (Бальзак, Мериме). Философам известна его ранняя работа «Три мыслителя. В. Розанов. Д. Мережковский. Л. Шестов» (1911). Специалисты по мировой художественной культуре знают Грифцова как автора справочника-путеводителя по Риму, выдержавшего два издания (1914, 1916), и монографии «Искусство Греции» (1923). Филологам знакомо написанное им в 1924 г. и опубликованное только в 1988 г. исследование «Психология писателя». Гриф-цов-прозаик, к сожалению, менее известен, хотя его художественные произведения появлялись в периодике 1900-1920-х гг. [2] «Анахронистические рассказы», подготовленные к публикации в начале 1927 г., не были напечатаны; их издание осуществилось лишь в 2008 г. [3]

«Анахронистические рассказы» относятся к числу неоправданно забытых книг и подтверждают мнение Б. Горнунга, младшего современника Грифцова, о нем как о человеке, который, став «властителем дум» следующего поколения, в своем так и не был признан. «Как бы то ни было парадоксально, - замечал Горнунг, - я все-таки готов утверждать, что даже Б. А. Грифцов и Б. К. Лившиц (непрерывно печатавшиеся в 10-х гг., получившие тогда известность и формально (выделено автором. - Т.Ф.) входившие тогда в разные "группы") не нашли себе место в своем поколении и остались в нем "непонятыми" одиночками» [4].

«Анахронистические рассказы» носят автобиографический характер, биографическую подоплеку мог иметь в них и авторский интерес к теме власти судьбы, однако сводить его только к жизненному опыту писателя было бы ошибочно. В посвящении Грифцов замечал, что его книга имела не только «реальный "биографический" смысл», это замечание в полной мере относится и к предпринятому им решению темы судьбы, не единственной в «Анахронистических рассказах» темы, но все же одной из главных.

Внимание писателя к теме власти судьбы было связано с его профессиональным увлечением древним греко-римским искусством. О восприятии им античности позволяет судить, в частности, принадлежащая ему рецензия на «Древнегреческую религию» Ф. Ф. Зелинского. Дав в целом высокую оценку рецензируемой работе, критик замечал: «Разве одна только часть книги нуждалась бы в точке зрения более сложной. <...>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.