Научная статья на тему 'State support for updating of material base of Agrarian and industrial complex of the Republic of Belarus'

State support for updating of material base of Agrarian and industrial complex of the Republic of Belarus Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE SUPPORT / UPDATING OF MATERIAL BASE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REPUBLIC OF BELARUS / AGRICULTURAL PRODUCERS / LEVEL OF TECHNICAL SECURITY / STATE PROGRAM / LEASING OF AGRICULTURAL MACHINERY / DECREE OF THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Stavchev A.N., Miroshnikov G.A.

Level of providing agricultural producers of Republic of Belarus by modern agricultural machinery is shown in article and the state support of updating of material base of agrarian and industrial complex is in detail described. The short characteristic of the State program of a sustainable development of the village for 2011-2015 is given and the comparative analysis of conditions of the state and commercial leasing of agricultural machinery for the agricultural organizations, and also conditions of the state leasing is carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «State support for updating of material base of Agrarian and industrial complex of the Republic of Belarus»

DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-01.02

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

БАЗЫ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

STATE SUPPORT FOR UPDATING OF MATERIAL BASE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Ставцев А.Н., ведущий научный сотрудник Stavchev A.N., Leading Researcher Мирошников Г.А., научный сотрудник Miroshnikov G.A., Researcher Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского

хозяйства, Москва, Россия All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Moscow, Russia

E-mail: info@vniiesh.ru

АННОТАЦИЯ

В статье показан уровень обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Беларусь современной сельскохозяйственной техникой и подробно описана государственная поддержка обновления материально-технической базы АПК. Также дана краткая характеристика Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 годы и проведен сравнительный анализ условий государственного и коммерческого лизинга сельхозтехники для сельскохозяйственных организаций, а также условия государственного лизинга.

ABSTRACT

Level of providing agricultural producers of Republic of Belarus by modern agricultural machinery is shown in article and the state support of updating of material base of agrarian and industrial complex is in detail described. The short characteristic of the State program of a sustainable development of the village for 2011-2015 is given and the comparative analysis of conditions of the state and commercial leasing of agricultural machinery for the agricultural organizations, and also conditions of the state leasing is carried out.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государственная поддержка, обновление материально-технической базы, агропромышленный комплекс, Республика Беларусь, сельскохозяйственные товаропроизводители, уровень технической обеспеченности, государственная программа, лизинг сельскохозяйственной техники, указ Президента Республики.

KEY WORDS

State support, updating of material base, agro-industrial complex, Republic of Belarus, agricultural producers, level of technical security, state program, leasing of agricultural machinery, decree of the President of the Republic.

Ключевым партнером России в рамках ЕАЭС является Республика Беларусь, особенно это относится к экспорту сельскохозяйственной продукции и техники. Вместе с тем, в сельскохозяйственных организациях республики создан технический потенциал, обеспечивающий механизацию практически всех основных технологических процессов производства сельскохозяйственной продукции и сырья.

В сельскохозяйственных организациях республики Беларусь в 2014 году насчитывалось 42 тыс. тракторов, в том числе 5,5 тыс. с двигателем мощностью 250 л.с., 10,4 тыс. корпусных плугов, 3,5 тыс. комбинированных почвообрабатывающих и 4,6 тыс. комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов, 2,8 тыс. зерновых сеялок, 3,8 тыс. сеялок для сахарной свеклы и кукурузы, 1,6 тыс. картофелесажалок, 12,5 тыс. машин для внесения твердых минеральных и органических удобрений и другая необходимая сельскохозяйственная техника.

Таблица 1 - Наличие основных видов техники в сельскохозяйственных организациях республики Беларусь на начало года, тыс. шт. [1]

Вид техники Годы Темп роста, % Потребность [43]

2011 2012 2013 2014 2015

Тракторы 47,3 45,4 44,6 43,8 42,0 88,8 52

Грузовые автомобили 25,1 23,5 22,7 22,2 20,9 83,3

Комбайны:

зерноуборочные 11,4 12,0 11,9 11,6 11,1 97,4 14

картофелеуборочные 1,2 1,2 1,2 1,1 1,0 83,3 2

свеклоуборочные, штук 798 677 566 493 425 53,3

кормоуборочные 2,6 2,8 3,0 3,4 3,3 126,9 4,5

кукурузоуборочные, штук 34 33 44 50 45 132,4

Плуги тракторные 13,1 12,6 11,9 11,2 10,4 79,4 15

Сеялки тракторные 9,0 8,3 7,8 7,3 6,7 74,4 9,5

Культиваторы тракторные 9,3 8,8 8,4 7,8 7,2 77,4 15

Косилки тракторные 8,8 8,3 8,2 8,4 7,9 89,8 8,2

Пресс-подборщики 7,0 7,1 7,3 7,4 7,1 101,4 6

Жатки 1,0 1,0 1,0 1,0 0,9 90,0

Разбрасыватели минеральных удобрений 7,1 7,0 6,8 6,6 6,2 87,3

Доильные установки и агрегаты 13,4 13,2 13,5 13,3 12,9 96,3

Имеющийся машинно-тракторный парк позволяет предприятиям производить продукцию в количестве достаточном для обеспечения продовольственной безопасности республики и экспорта в соседние страны, в первую очередь в Россию (табл. 2).

Таблица 2 - Обеспеченность сельскохозяйственных организаций республики Беларусь

тракторами и комбайнами [1]

Вид техники Годы Темп роста, %

2011 2012 2013 2014 2015

Приходится тракторов на 1000 га пашни, штук 10 10 9 9 9 90,0

Нагрузка пашни на один трактор, га 100 104 106 109 117 117,0

Приходится комбайнов на 1000 га посевов соответствующих культур, штук:

зерноуборочных 5 5 5 5 5 100,0

картофелеуборочных 23 20 22 26 24 104,3

льноуборочных 16 12 12 13 13 81,3

свеклоуборочных 8 7 6 5 4 50,0

Приходится посевов соответствующих культур на один комбайн, га:

зерноуборочный 203 194 201 197 216 106,4

картофелеуборочный 43 49 46 38 41 95,3

льноуборочный 64 80 83 78 75 117,2

свеклоуборочный 120 146 173 203 244 203,3

Приходится на 100 тракторов, штук:

плугов 28 28 27 26 25 89,3

культиваторов 20 19 19 18 17 85,0

сеялок 19 18 18 17 16 84,2

грабель 11 11 11 12 12 109,1

косилок 19 18 18 19 19 100,0

Наличие энергетических ресурсов является важным показателем технической оснащённости производства сельскохозяйственной продукции. Энерговооруженность труда в агропромышленном комплексе является основой роста его производительности, условием перехода к инновационным технологиям. За последние несколько лет количество энергетических мощностей в сельском хозяйстве республики Беларусь сократилось на 1,5%, в том числе на 100 посевной площади более чем на 8%. Вместе с тем энерговооружённость возросла на 24,4%, что связано с сокращением количества работников, занятых в сельхозпроизводстве (табл. 3).

Таблица 3- Энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях

республики Беларусь

Показатели Годы Темп роста, %

2010 2011 2012 2013 2014

Энергетические мощности - всего, млн. л.с. 19,9 19,8 19,9 20,0 19,6 98,5

в расчете на:

100 га посевной площади, л.с. 404 387 382 390 371 91,8

одного работника, л.с. 53,2 55,8 57,6 64,1 66,2 124,4

В структуре машинно-тракторного парка республики значительный удельный вес занимает техника собственного производства. Ежегодный выпуск тракторов превышает 50 тыс. единиц. Однако отметим, что производство зерноуборочных комбайнов за последние 5 лет сокращается практически в 2 раза. Более 60% продукции белорусского машиностроения реализуется за рубежом. Причем 73% экспорта приходятся на Россию и Казахстан. Белорусские предприятия в области машиностроении широко известны за рубежом благодаря таким брендам, как «БелАЗ», тракторы «Беларус», грузовые автомобили «МАЗ». Сельскохозяйственная техника различного назначения «Гомсельмаш» также нашла свои рынки сбыта.

Таблица 4 - Производство основных видов сельскохозяйственной техники

в республике Беларусь, шт.

Вид техники Годы

2010 2011 2012 2013 2014

Тракторы для сельского и лесного хозяйства 50 949 66 803 71 030 62 591 52 164

из них тракторы с дистанционным управлением 4 084 4 300 6 730 5 642 6 313

Отвальные тракторные плуги 2 104 1 976 2 295 1 757 1 653

Бороны дисковые 837 608 787 618 1 133

Бороны зубовые 839 420 692 705 743

Сеялки 372 882 623 382 361

Картофелесажалки 112 511 726 166 226

Разбрасыватели минеральных или химических удобрений 1 099 1 486 695 689 536

Разбрасыватели органических удобрений 1 285 1 146 741 649 643

Машины сеноуборочные 786 601 326 923 338

Зерноуборочные комбайны 2 035 1 900 864 992 767

Картофелекопатели 570 1 537 1 216 983 829

Кормоуборочные самоходные комбайны 441 426 268 377 78

Автопоилки, тыс. шт. 37,0 37,8 31,3 27,5 19,8

Рисунок 1 - Производство и реализация тракторов в республике Беларусь

«Минский тракторный завод» на мировом рынке занимает в своем сегменте долю 7%, продавая продукцию в более, чем 120 стран мира. «МТЗ» производит широкую гамму тракторов от 80 до 200 л.с. Основными потребителями тракторов «Беларус» является Россия, Казахстан и Украина. Примечательно, что в период с 2010 г по 2014 г. Белоруссия ежегодно экспортирует более 87% производимых в стране тракторов.

В Республике Беларусь сохраняется тенденция к сокращению количества применяемой сельскохозяйственной техники. Если на начало 2014 г. насчитывалось 44775 тракторов и 11693 зерноуборочных комбайна, то к сентябрю их число их число уменьшилось соответственно до 44326 и 10872 единиц. Это происходит как благодаря повышению производительности машин, так и из-за высокой стоимости новой техники и недостатка механизаторских кадров.

По состоянию на 1.01.2014 г. уровень технической обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей еще недостаточен. Машинно-тракторный парк необходимо увеличивать до 50 % за счет современных энергонасыщенных машин (рис 2). [3]

6%

Тракторы класса 1,4

Тракторы классов 2-4

Тракторы класса 5 и выше

Зерноуборочные комбайны до 10 кг/с

Зерноуборочные комбайны 10-12 кг/с

Зерноуборочные комбайны 12 кг/с и выше

Рисунок 2 - Структура парка основных видов техники в Республике Беларусь

В связи с этим большое значение приобретает государственная поддержка обновления материально-технической базы АПК Республики Беларусь, которая оказывается за счет средств республиканского бюджета и местных (областных и районных) бюджетов. Данные субсидии распределяются в соответствии с различными государственными программами, созданными для этих целей. С учетом подходов и требований Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства субсидирование в республике оказывается в виде прямого перевода денежных средств из бюджета.

Механизм прямого перевода бюджетных средств структурирован на: - финансирование государственных мероприятий по развитию сельского хозяйства, реализация которых имеет важные социально-экономические последствия (сохранение почвенного плодородия, мелиорация, научные исследования, противоэпизоотические мероприятия, компенсация и возмещение процентов по кредитам, выданным банками, и другие направления);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственную поддержку, направляемую на реализацию целевых программ развития агропромышленного комплекса и крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения значительных ресурсов, и имеющих длительные сроки окупаемости.[3]

Основной программой в настоящее время является Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы, основными целями которой являются: повышение экономической эффективности агропромышленного комплекса, наращивание экспортного потенциала, повышение доходов сельского населения, укрепление престижности проживания в сельской местности.

В рамках указанной программы реализуются 22 республиканские и отраслевые

программы: Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства, Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан, Республиканская программа оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, Государственная программа «Торф» и другие.

Они предполагают поддержку:

-текущей деятельности сельскохозяйственных организаций (закупка минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, запасных частей и других товарно-материальных ценностей);

предоставления гарантий в погашении основного долга по кредиту, выдаваемому банками, и процентов за пользование кредитом;

- полного или частичного отказа от взимания доходов в бюджет: рассрочка организациям отсроченных обязательств по уплате налогов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты;

- отсрочка и рассрочка уплаты цены сельскохозяйственной техники юридическим лицам, получившим сельскохозяйственную технику, приобретенную на условиях долгосрочной аренды (лизинга);

- рассрочка сельскохозяйственным организациям задолженности по уплате экономических санкций, административных взысканий в виде штрафов, пеней, примененных налоговыми органами за нарушения законодательства о налогах;

- льготного предоставления товаров и услуг (снижение тарифов на тепловую энергию тепличным организациям).

С целью увеличения экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции и повышения ее конкурентоспособности внедряются современные технологии, постоянно обновляется и оптимизируется машинно-тракторный парк.

Основное внимание уделяется поставке современной высокопроизводительной и энергоэффективной техники и оборудования. Закупки энергонасыщенной техники стали возможными благодаря государственной политике по техническому перевооружению аграрной отрасли.

В соответствии с принятой Госпрограммой предусмотрены 4 основных источника ее финансирования (рис. 3).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Собственные средства организаций

Республиканский бюджет (субсидии)

местные бюджеты (субвенции)

Кредиты банков

Рисунок 3 - Структура источников финансирования согласно Республиканской программе оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих

организаций на 2011-2015 гг. [4]

Из рисунка 3 видно, что основным источником финансирования Программы являются кредиты банков (84 %) под гарантии Правительства Республики Беларусь. Собственные средства организаций составляют один процент. Техника, закупленная за эти кредиты передается организациям агропромышленного комплекса на условиях лизинга.

В Республике Беларусь на рынке лизинга в настоящее время есть два типа лизингодателей: независимые коммерческие фирмы и организации РО «Белагросервис», которые, соответственно осуществляют два вида лизинга -коммерческий и государственный. Государственный лизинг финансируется за счет средств республиканского бюджета и применяется только в сфере сельского хозяйства. Сравнительный анализ условий государственного и коммерческого лизинга для сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь показан в таблице 5.

Сегодня в Республике Беларуси реализуется стратегия развития крупнотоварного сельскохозяйственного производства. Эта стратегия доказала эффективность, так как более 98 % сельскохозяйственной продукции производят крупные хозяйства. Государства, реализуя стратегию развития агропромышленного комплекса, так же пытается поддержать и фермерские хозяйства. По поручению Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2014 г. № 06/19 «О финансировании закупки техники и оборудования для крестьянских (фермерских) хозяйств» была запущена программа поддержки фермерских хозяйств. Любой фермер имеет возможность взять в лизинг технику (тракторы, навесное оборудование, погрузчики и т.д.) на очень выгодных условиях. Оператором программы стало ОАО «Промагролизинг». Финансовая аренда (лизинг) заключалась сроком на пять лет с правом выкупа, лизинговая процентная ставка - 7,5 %, первоначальный платеж -около 15 % стоимости техники.

Таблица 5 - Сравнительный анализ условий государственного и коммерческого лизинга для сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь [4]

Параметры Единицы измерения Государственный лизинг Коммерческий лизинг

Первоначальный (авансовый)платеж % 0 - 15 30 - 40

Срок лизинга лет до 8 2 - 5

Маржа лизинговой компании % 2 - 4 4 - 6

Процентная ставка по кредиту, привлекаемому лизингодателем % 0 - 10 35 - 45

В целях обеспечения организаций современной техникой и оборудованием ОАО «Промагролизинг» предлагает услугу лизинга техники и оборудования, производимых на территории Евразийского экономического союза, в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 г. № 146 «О финансировании в 2015 г. закупки современной техники и оборудования» (таблица 6).

ОАО «Промагролизинг» по согласованию с Министерством промышленности заключает в 2015 году договоры на приобретение у организаций - производителей современной техники и оборудования, производимых на территории ЕАЭС, для последующей передачи в лизинг юридическим лицам.

В свою очередь Банку развития предложено предоставлять «Промагролизингу» кредиты в белорусских рублях для приобретения современной техники и оборудования на срок до 1 июня 2023 года с их погашением, начиная с 1 января 2016 года, без уплаты процентов за пользование кредитами для передачи в лизинг современной техники и оборудования организациям АПК, и с уплатой процентов в размере 7,5 % годовых для последующей передачи в лизинг организациям, осуществляющим деятельность в других отраслях экономики.

Таблица 6 - Базовые условия лизинга в ОАО «Промагролизинг»

Лизингодатель ОАО «Промагролизинг»

Лизингополучатели юридические лица Республики Беларусь

Поставщики предприятия Евразийского экономического союза

Предмет лизинга современная сельскохозяйственная техника и оборудование

Срок лизинга до 1 июня 2023 г.

Авансовый платеж не менее 10 % от стоимости техники и оборудования для организаций агропромышленного комплекса не менее 15 % от стоимости техники и оборудования для прочих организаций

Вознаграждение лизингодателя 2 % годовых

Инвестиционные расходы лизингодателя по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами без уплаты процентов для организаций агропромышленного комплекса 7,5 % годовых для прочих организаций

Выкупная стоимость 1 %

Порядок расчетов ежемесячно

Страхование ежегодное имущественное страхование (для транспортных средств - по правилам КАСКО)

Обеспечение (при необходимости) банковская гарантия, залог, поручительство

Валюта расчетов белорусские рубли

Балансоде ржател ь лизингополучатель

Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. N 146 «О финансировании в 2015 году закупки современной техники и оборудования» предусмотрено, что субвенции на финансирование расходов по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в сумме 231,2 млрд. рублей (в том числе Брестской области - 36,7 млрд. рублей, Витебской - 42 млрд. рублей, Гомельской - 34,3 млрд. рублей, Гродненской - 36,3 млрд. рублей, Минской - 54,6 млрд. рублей и Могилевской области - 27,3 млрд. рублей) направляются в 2015 году на погашение задолженности организаций агропромышленного комплекса по лизинговым платежам (по контрактной (заводской) стоимости современной техники и оборудования на 1 января 2015 г.) за поставленную республиканским объединением «Белагросервис» (далее - РО «Белагросервис») на условиях финансовой аренды (лизинга) современную технику и оборудование в рамках реализации Республиканской программы оснащения сельскохозяйственного производства современной техникой на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 137, и Республиканской программы оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 35.[12] Суммы средств, поступающих РО «Белагросервис» за счет субвенций, указанных в части первой настоящего пункта, зачисляются на специальный счет РО «Белагросервис», открытый для этих целей в ОАО «Банк развития Республики Беларусь», и направляются на погашение кредитов, выданных в соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 137 и от 24 января 2011 г. № 35, распоряжением Президента Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 97 рп «О некоторых вопросах закупки холодильного и доильного оборудования для молочно-товарных ферм», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2012 г. № 48 «О закупке холодильного и доильного оборудования для молочно-товарных ферм в 2012 году».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс]. // Национальный статистический комитет республики Беларусь. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск 2014. - Режим доступа: http: // www.mshp.minsk.by/

2. Клочков А. Какой сельскохозяйственной техники не хватает? / Клочков Александр // Белорусское сельское хозяйство. - 2015. - № 3 (155). С. 86-89

3. Сомасюк В., Ленский А. Направления реформирования материально-технической базы сельского хозяйства / Сомасюк В., Ленский А. // Наука и инновации. Журнал АН Беларуси. - 2015. - № 10 (140). С. 11-16

4. Такун А., Ковалев И. Лизинг новой сельскохозяйственной техники в Белоруссии: состояние и проблемы / А. Такун, И. Ковалев // Агробизнес: экономика-оборудование-технологии. - 2015. - № 7. С. 51-62

5. Указ Президента Республики Беларусь 2 апреля 2015 г. N 146 «О финансировании в 2015 году закупки современной техники и оборудования».

6. Злобин Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области / Злобин Е.Ф., Полухин А.А. // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 5 (220). С. 78-84

7. Полухин А.А. Оценка состояния, использования и воспроизводства материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области / Полухин А.А., Алпатов А.В., Ставцев А.Н. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2012. Т. 38. № 5. С. 78-84

8. Полухин А.А. Повышение энергетической эффективности сельского хозяйства Орловской области / Полухин А.А. // Образование, наука и производство. 2013. № 1 (2). С. 3-6

9. Полухин, А.А. Повышение технической оснащенности производства зерновых культур в Орловской области / А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. - 2009. -№7 с. 72-77

10. Полухин, А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области / А.А. Полухин// Современная конкуренция. -2010. - №3(21) с. 97-109

11. Полухин, А.А. Техническое оснащение сельскохозяйственного производства Орловской области тракторами / А.А. Полухин // Аграрная Россия. - 2010. - №2.-с. 54-57

12. Полухин, А.А. Оценка формирования тракторного парка в АПК Орловской области / А.А. Полухин// Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №28(193) с. 54-58

13. Полухин, А.А. Экономическая оценка перспектив технической модернизации сельского хозяйства РФ в условиях ВТО/ А.А. Полухин// Аграрная Россия. - 2013. -№11. - с. 33-36

14. Полухин, А.А. Основные направления воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства России / А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. -2012. -№12 с.57-63

15. Санду И.С. Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне / Санду И.С., Полухин А.А., Бурак П.И. // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 10. С. 11-19.

16. Полухин А.А. Траектория развития рынка сельхозтехники стран - членов ЕАЭС/А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. - 2015. - №10 с. 80-85

17. Полухин А.А. Формирование экономического механизма технической модернизации сельского хозяйства/А.А. Полухин// Биотика. - 2015. - №1 с. 19-23

18. Полухин А.А. Problems of techniœl and engineering modernization of agriculture of Russia in conditions of the WTO membership and the Euroasian Economic Union / А.А. Полухин// Вестник Орел ГАУ. - 2014.- № 5(50).- с. 8-12

19. Полухин А.А. Методика оценки срока окупаемости уборочной техники/А.А. Полухин// Аграрная наука. - 2014. - № 7 с. 30

20. Полухин А.А. Основные направления воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства России/А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. - 2012. -№12 с.57-63

21. Полухин А.А. Особенности формирования тракторного парка сельскохозяйственных предприятий России в современных условиях/А.А. Полухин// Аграрная Россия. -2012.-№11 с. 30-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.