Научная статья на тему 'Старообрядцы в купечестве Санктпетербурга XIX в'

Старообрядцы в купечестве Санктпетербурга XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
789
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старообрядцы в купечестве Санктпетербурга XIX в»

ных об использовании, а тем более производстве жженых или сырцовых кирпичей.

Не позднее начала 30-х годов XIV в. русский поселок на северо-восточной окраине Водянского городища прекратил свое существование. Его место заняли жилые постройки мусульман, а русское население было переселено на юго-восточную окраину города, в обособленный русский квартал. В настоящее время можно считать установленным, что площадь русского квартала с течением времени заметно сократилась, и всю его северную часть заняло русское кладбище. Судя по нумизматическим материалам, русский квартал окончательно опустел не позднее начала 60-х годов XIV в. Здесь не найдено ни одной монеты эпохи хана Токтамыша, которые часто встречаются при раскопках жилых и хозяйственных построек, погибших в результате разгрома города войсками Тимура в 1395 г. На территории русского квартала не зафиксировано никаких следов большого пожара, здесь не обнаружено ни вещевых, ни монетных кладов, спрятанных или брошенных в спешке вещей. Все это не оставляет сомнений в том, что русский квартал был покинут жителями в относительно спокойной обстановке. Наиболее вероятно, что постепенное сокращение территории русского квартала и его полное запустение были связаны с глубоким кризисом, разразившимся в Золотой Орде в 60 70-х годах XIV в., охватившим все сферы экономической жизни государства и оказавшим пагубное влияние на прогрессивное развитие своеобразной культуры нижневолжских золотоордынских городов.

А. И. ОСМАНОВ ( Санкт-Петербург)

СТАРООБРЯДЦЫ В КУПЕЧЕСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XIX в.

В XIX в. петербургское купечество вполне обоснованно выделяется на общероссийском фоне своим многонациональным и многопрофессиональным составом. Специфическое место, в силу целого ряда субъективных и объективных особенностей, в купеческом сословии занимали старообряд-

цы. Например, в деятельности Петербургской биржи в первой половине XIX в. участвовали лишь лица, принадлежавшие к верхам столичного купечества, прежде всего первогильдийцы. При отсутствии иных представительных учреждений предпринимателей в дореформенный период на первый план стали выдвигаться религиозные объединения, ставшие важнейшей формой развития и защиты частных деловых интересов 1. Происходивший в XVII XVIII вв. в среде старообрядцев распад традиционалистского видения мира сопровождался культивированием ценностей рационализма и утилитаризма. Исключённый из общественной жизни старообрядец, чтобы выжить и обеспечить социальные позиции в обществе, вынужден был посвящать себя хозяйственной и предпринимательской деятельности. Вместе с тем более активная миграция староверов также приводила к ломке привычных жизненных отношений и инициировала актуализацию базовых ценностей культуры предпринимательства. На практике, впрочем, это могло носить весьма своеобразный характер. Например, санкт-петербургский купец и расколоучитель Алексей Осипович Бумажников (1750 1814) приобрел известность в столице своими идеями о сохранении среди беспоповцев первоначального негодующе-скорбного настроения. Он поддерживал учение об антихристе, видимо царствующем; резко порицал браки, считая их неприличными в скорбные времена владычества антихриста.

С другой стороны, старообрядческий тип экономического человека получал своеобразную духовную подпитку из ценностей иосифлянской традиции в русском православии. Иосифляне практиковали аскетический тип спасения; для них были характерны внутренняя собранность и жизненная практичность, что не могло не сказаться на нормах духовной регламентации поведения в сфере экономики. Иначе говоря, заимствованная у иосифлян модель трудовой аскетики стимулировала

1 Расков, Д.Традиции и новации в экономической культуре русского старообрядчества / Д. Расков // Гуманитарные науки — Humanities. СПб., 1999. № 1. C. 98-106; Уэст, Д.Л. Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России / Д.Л. Уэст // Предпринимательство и городская культура в России (1861-1914). М., 2002. С. 103-117.

у старообрядца трудолюбие и предприимчивость. В этом отношении ориентация сторонников «никонианства» на мистицизм влекла за собой пренебрежение активной экономической деятельностью 1.

Главным центром петербургских старообрядцев белокриницкого согласия, в котором состояли многие столичные торговцы и промышленники, стало Громов-ское кладбище. Официально оно было открыто в 1835 г. по инициативе попечителей столичного старообрядческого общества купцов Никиты Дрябина и Сергея Громова. Никита Дрябин открыл коммерческую деятельность еще в 1793 г. в виде мануфактурной лавки в Апраксином дворе. Его руководство старообрядческой поповской общиной в Петербурге во многом способствовало росту авторитета и влияния семьи в столичных деловых кругах. Во второй четверти XIX в. его сыновья, купцы Егор и Илья Никитовичи, продолжили дело, торгуя бумажными и шерстяными изделиями на Садовой улице (в трех лавках по Александровской линии) и владея шестью кладовыми в Гостином дворе. В 1871 г., после смерти И. Н. Дрябина, торговое предприятие возглавили его сыновья, купцы 1-й гильдии, потомственные почетные граждане Александр, Николай и Михаил Ильичи; в 1887 г. братья преобразовали дело в торговый дом (полное товарищество) «Бр. Дрябины» с капиталом 220 тыс. руб. В начале XX в. во главе фирмы находился Александр Ильич Дрябин, владевший двумя мануфактурными магазинами в Гостином дворе. В Петербурге он был известен и как общественный деятель почетный член Приюта крещенных в православную веру еврейских детей и почетный член совета Дома призрения и ремесленного образования бедных детей2.

Старообрядческая культура предпринимательства, формировавшаяся в Петербурге в первой половине XIX в., являла собой одну из конкретно-исторических форм культуры развивающегося российского капитализма, в которой актуализи-

1 Стефашов, А. Е. Ценностно-смысловые аспекты культуры предпринимательства старообрядческих общин России: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук / А. Е. Стефашов. Тюмень, 2004. С.12.

2 Барышников, М.Н. Деловой мир Петербурга: исторический справочник / М.Н. Барышников. СПб., 2000. С.169.

ровались такие ценностно-смысловые феномены как «дух накопительства», «дух индивидуализма», «дух конкуренции»3. Вместе с тем заметный отпечаток на эту культуру накладывали неформальные институты, существовавшие в крестьянской среде, откуда вышли многие представители столичных деловых кругов, принадлежавших к старообрядчеству. Они исповедовали такие нормы, как доверие, взаимопомощь и уважительное отношение к партнеру по бизнесу. Особую роль здесь играли крепкие семейно-родственные связи, обеспечивавшие стабильность ведения дел на протяжении нескольких поколений. Примером в этом отношении была история фамильного дела Громовых. Торговопромышленная и общественная деятельность этих купцов представляет собой один из интереснейших и по-своему драматических сюжетов истории Петербурга XIX в. В судьбе этой династии переплелись частный интерес и общественное служение, природная деловая смекалка и осознанная потребность помогать ближнему. Не случайно в памяти потомков Громовы остались не только крупными предпринимателями, но и просвещенными коллекционерами, меценатами-благотворителями 4. Стремительный деловой взлет этой купеческой семьи в начале XIX в. и не менее быстрое ее угасание, спустя пятьдесят лет, могли бы стать интереснейшим сюжетом для литературного произведения, рисующего коммерческую деятельность, быт и нравы петербургских предпринимателей в дореформенный период.

Семейное дело основали в Петербурге в 1799 г. старообрядец, купец 1-й гильдии Федул Григорьевич Громов (1763 — 1848) и его брат, купец 2-й гильдии Сергей Григорьевич Громов (1771 — 1840). Им принадлежала одна из крупнейших в городе лесопромышленных фирм. Братья содержали лесные промыслы и лесопильные заводы, склады продукции и сеть контор по продаже лесоматериалов. Среди петербургских старообрядцев Громовы по праву считались людьми влиятельными и

3 Семёнова, А. В. Национально-православные традиции в менталитете купечества в период становления российского предпринимательства /

А. В. Семёнова // Купечество в России, XV — первая половина XIX в. М., 1997. С. 96-111.

4 Канн, П.Я. Прогулки по Петербургу / П.Я. Канн. СПб., 1994. С.115.

состоятельными. В 1835 г. на земле, пожертвованной Ф.Г. Громовым, было открыто кладбище («Громовское кладбище»), принадлежавшее до 1917 г. старообрядцам-поповцам Поморского согласия. При финансовой поддержке Громовых в 1840-х годах на кладбище была построена деревянная старообрядческая церковь Успения, рядом с которой и был похоронен позже Ф.Г.Громов (в 1912-1915 гг. была также возведена каменная церковь Покрова; в 1920-х годах обе церкви были снесены, в 1939 г. кладбище было закрыто для захоронений, территория пришла в запустение, многие надгробия уничтожены или повреждены 1).

С 1840 г. самостоятельные деловые операции продолжал наследник С.Г. Громова — Козьма Сергеевич (1805 — 1854), а после смерти в 1848 г. Ф.Г. Громова семейное дело вели его сыновья, потомственные почетные граждане Василий Фе-дулович (1800 — 1869; был похоронен на Новодевичьем кладбище), Василий Феду-лович-младший (? — 1870), Илья Федуло-вич (? — 1882) и Яков Федулович (? — 1856) Громовы2. Наследники увековечили память основателя семейного дела в духе европейских традиций: в главном зале конторы Ф.Г. Громова (здесь насчитывалось восемь залов для работы персонала фирмы и встреч с клиентами) над столом с торговой книгой и кассой был вывешен огромный, в полный рост его портрет3.

Наибольших деловых успехов добился в коммерции советник Василий Феду-лович (старший) Громов, проживавший с женой Феодосией Тарасовной (1812 — 1856) в собственном доме на набережной реки Фонтанки, 22. Ему принадлежали лесопильный завод за Невской заставой и два крупных склада лесоматериалов. Кроме того, в его собственности находились три каменных и четыре деревянных дома в Петербурге. Большую известность получила его деятельность на благотворительном поприще: крупные суммы жертвовались им на помощь бездомным детям и многодетным семьям. В 1850 — 1860-х годах В.Ф. Громов состоял попечителем

1 Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград: энцикл. справочник. М., 1992. С.170.

2 Саитов, В.И. Петербургский некрополь. Т.1 / В.И. Саитов. Спб., 1912.

3 Купеческий бытовой портрет XVIII — ХХ вв.

Л., 1925. С.36.

Дома призрения малолетних бедных и почетным членом Совета Санкт-Петербургских детских приютов. В 1868 г., за год до смерти, им была финансово поддержана идея об образовании фонда для «даровитых простолюдинов» (в доме В.Ф. Громова на Фонтанке был открыт сбор пожертвований) 4. На примере этого купца-старообрядца видно, что важной особенностью успешного предпринимателя, человека, сумевшего получить в результате своей деятельности большие деньги, является не только отсутствие страха перед деньгами и их возможностями, но и полная уверенность в себе и в том, что он достойный обладатель всех тех возможностей и благ, которые принесли с собой деньги. В. Ф. Громову было присуще обостренное чувство ответственности, чувство, о котором в том или ином варианте заявляют практически все старообрядцы, достигшие достаточно высокого уровня в предпринимательстве, чувство, которое сначала распространяется на себя, затем на ближайших людей и, наконец, на общество.

Со смертью В.Ф. Громова, не имевшего наследника, торгово-промышленную деятельность в форме торгового дома «Громов и К°» продолжил его младший брат, действительный статский советник Илья Федулович Громов, проживавший в том же доме с женой Екатериной Петровной (? — 1862). Широко признанными стала его филантропическая деятельность в должности заседателя в Приказе общественного призрения (1863 — 1866) и члена комитета Николаевского дома призрения (в последнее десятилетие его жизни), а также исполнение обязанностей попечителя домовой церкви при Николаевской царскосельской гимназии (с 1872 г.) и выборного от купеческого сословия (с 1871 г.)5. На средства И.Ф. Громова в последние годы его жизни был сооружен храм пророка Илии.

Смерть Ильи Федуловича, как и других его братьев, не имевших наследников по мужской линии, завершила историю

4 Содействие русской торговле и промышленности. 1868. 1 янв.

5 Справочная книга о лицах, получивших в течение 1874 года и января месяца 1875 года купеческие свидетельства и билеты по 1 и 2-й гильдиям на право торговли и промысла в 1875 году. Спб., 1875.

купеческой династии Громовых. Принадлежавшее им торгово-промышленное дело перешло к дальнему родственнику, сердо-больскому (Выборгская губ.) первостепенному купцу и старообрядцу Льву Акин-фиевичу Громову, который занимался лесопромышленной деятельностью с 1848 г., с 1868 г. — в звании купца 2-й гильдии. В 80-х годах он проживал в собственном доме на Большой Дворянской ул., 16, с женой Гликерией Даниловной, дочерьми Юлией, Ольгой, Александрой, Евгенией, сыновьями Павлом и Николаем, их жёнами Еленой Яковлевной и Матреной Васильевной и внуком Сергеем. В том же доме он содержал контору фирмы «Громов и Ко» по оптовой торговле лесом и лесоматериалами. После смерти И. Ф. Громова он управлял делами совместно с действительным статским советником Владимиром Александровичем Ратьковым-Рожно-вым. В начале XX в. контора фирмы размещалась в доме Ратьковых-Рожновых на Миллионной ул., 7. Фирме принадлежал также лесопильный завод и крупный оптовый склад. На протяжении всего XIX в. в столичном бытовом обиходе слово гро-мовский (громовские старообрядцы, гро-мовское кладбище, громовская богадельня и т.п.) означало примерно то же, что и рогожский для московского купечества (лидерами Рогожской общины являлись миллионеры Рябушинские), т.е. не только принадлежность к белокриницкому согласию, но и масштабность, богатство и величие. Это имело тем большее значение, что к середине XIX в. старообрядцы составляли до 20% русского населения империи 1.

Немаловажное значение имел и тот факт, что старообрядческие ценности требовали от индивидуума соблюдения дисциплины, что способствовало формированию новой фабричной этики. Цель состояла в том, чтобы использовать религиозную мораль для создания соответствующего отношения к работе 2. Внедрение религиозных ценностей и правил поведения на предприятиях велось посредством обучения морали в заводских поселках, порой

1 Бурышкин, П.А. Москва купеческая / П.А. Бу-рышкин. М., 1991. С.328 (примеч.).

2 Менталитет и культура предпринимателей России, XVII-XIX вв.: сб. ст. /РАН, Ин-т рос. истории; редкол.: Л.Н. Пушкарев (отв. ред.) [и др.]. М., 1996.

даже в рабочее время. Основными формами этого обучения были чтение книг, посещение церкви, проповеди, направленные на искоренение смертных грехов, лени, жадности и т.п. Несомненно, это моральное увещевание имело своей целью не только сохранение души рабочего, но и экономический интерес промышленника. Среди старообрядцев действовало правило, по которому «более эффективное и умелое хозяйствование способствовало большему укреплению и возрастанию веры. Умелый, прилежный и ответственный организатор делал больше других славы Божьей ради 3. Занятие предпринимательской деятельностью позволяло старообрядцам богатеть, не совершая при этом греха, поскольку «для достижения вечного спасения человек должен использовать весь свой талант и способности, а не отказываться от собственной жизни, посвящая её церкви»4. Сторонник старообрядческого учения полагал, что спасение он может заслужить при помощи дела: «самоотверженно трудясь в организации промышленного или торгового дела, он решал две задачи: во-первых, — спасение и возрождение Церкви и Веры, а во-вторых (именно, во-вторых, то есть первое было обязательным условием второго), — осуществление подготовки личного душе-спасения» 5.

После смерти Л.А. Громова совладельцами торгового дома были (в качестве полных товарищей) Я. В. и А. В. Ратьковы-Рожновы, их сестра О. В. Серебрякова, а также вкладчик В. Я. Ратьков-Рожнов. Сопоставление родоначальников дела и его последующих владельцев наглядно показало сложность процесса перерождения предпринимателей в менеджеров. Главное отличие Громовых от Ратьковых-Рожно-вых было не во внешних проявлениях, а

3 Керов, В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции /

В.В. Керов // Экономическая история: ежегодник. М., 1998. С. 27.

4 Трунов, А.В. Философия старообрядчества— фактор влияния на формирование идеологии предпринимательства в России / А.В. Трунов // Наше Отечество. Страницы истории. М., 2002. Вып. 1. С. 63.

5 Керов, В.В. Старообрядчество и протестантизм: рационализм и мистика в системе факторов предпринимательства / В.В. Керов // Россия на рубеже Х!Х—ХХ вв. М., 1999. С. 230—231.

во внутренней позиции. Громовы работали в своем семейном деле, находились «внутри» него: торгово-промышленное предприятие было неотрывно от них, и оно могло погибнуть, начиная с того самого момента, когда купцы, по причине пресечения мужского потомства, прекратили им заниматься. Ратьковы-Рожновы подхватили и продолжили дело, сумев добиться того, что бизнес стал жить самостоятельной жизнью, обеспечив основу для дальнейшего его расширения и совершенствования.

С 1874 г. фирму «Громов и Ко» возглавлял Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, впоследствии городской голова Петербурга. Ему принадлежали два лесопильных завода, склады и оптовые конторы по продаже леса и лесоматериалов. В начале XX в. отцовское дело продолжили его сыновья — Ананий Владимирович и Яков Владимирович. Действительный статский советник, камергер А. В. Рать-ков-Рожнов был Царскосельским уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей Петербургского и Царскосельского уездов. Кроме того, он занимал посты члена совета Петербургского частного коммерческого банка, члена правления общества Владикавказской железной дороги и Общества меднопрокатного и трубного завода (бывшее Розенкранца); совместно с отцом был совладельцем Ленского золотопромышленного товарищества. Я. В. Ратьков-Рожнов состоял членом совета Волжско-Камского коммерческого банка и директором пароходного общества «Самолет». Братья были крупными домовладельцами, совместно с сестрой Ольгой Владимировной имели многочисленные дома в Петербурге.

Самостоятельной предпринимательской деятельностью занимался также их родственник, действительный статский советник Александр Николаевич Ратьков-Рожнов. Он был председателем правлений акционерных обществ «Кровля» (основной капитал — 300 тыс. руб.) и «Медь» (150 тыс. руб.; секретарем этого же общества был его брат, отставной подполковник Николай Николаевич), председателем правления имения «Демидова кн. Сан-Донато наследники», а также совместно с племянником А. В. Ратьковым-Рожновым членом правления Общества меднопрокатного и трубного завода (бывшее Розенкранца) и

общества Владикавказской ж. д., членом Совета съездов горнопромышленников Урала. Его сын Н. А. Ратьков-Рожнов занимал пост члена правления Русского для внешней торговли банка 1. Совмещение в деятельности Ратьковых-Рожновых функций собственников, предпринимателей и менеджеров было далеко не одномоментным процессом: этот период занял много лет. В силу личных способностей и благоприятных внешних обстоятельств они со своими внутренними изменениями успевали за изменениями требований развивающегося бизнеса и ситуации вокруг него.

Таким образом, купцы-старообрядцы Санкт-Петербурга оставили заметный след в становлении и развитии столичного предпринимательства, демонстрируя не только дисциплину, честность, неприятие многих человеческих пороков, но и милосердие, выраженное в широкой благотворительности.

Т. В. ЕВДОКИМОВА (Волгоград)

ПРАВЯЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ВЕЙМАРСКОЙ ГЕРМАНИИ: ВИЛЬГЕЛЬМ МАРКС

В советской историографии спектр разнонаправленных сил, действовавших на политической и культурной арене Веймарской Германии (1919 1933), был представлен достаточно многообразно и широко. Однако в силу определенной методологической заданности изучался главным образом право- и леворадикальный состав партийно-политического руководства первой германской республики, с некоторым исключением для представителей демократических партий, в частности партии Центра (ПЦ). Эта партия, опиравшаяся на самые широкие слои населения, на протяжении всего Веймарского периода пыталась играть посредническую роль между противоположными политическими силами, проводить «серединный» курс. В отечественной историографии предметом изу-

1 Боханов, А. Н. Деловая элита России 1914 г. / А.Н. Боханов. М., 1994. С. 211 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.