Научная статья на тему 'Старение и статус пожилых людей в современной культуре'

Старение и статус пожилых людей в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
626
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старение и статус пожилых людей в современной культуре»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Я.В. Евсеева

СТАРЕНИЕ И СТАТУС ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Одной из важнейших тенденций современности является старение населения. Показателем этого процесса служит то, что, во-первых, во всем мире повышается средний возраст людей, т.е. население стареет, и, во-вторых, увеличивается продолжительность жизни, т.е. большее количество людей доживает до старости, отчего пожилых людей становится все больше. Количество 75-80-летних растет быстрее, чем количество 60-65-летних, численность 90-100-летних увеличивается быстрее, чем численность 75-80-летних и т.д.

Рост продолжительности жизни начался еще в XIX в. во Франции. Постепенно эта тенденция распространилась на все страны Западной Европы, а также Северную Америку и Японию. По данным Организации Объединенных Наций1, если численность людей старше 60 лет в мире в целом составляет порядка 10%, то в наиболее развитых странах она колеблется в районе 15-20%; средний возраст в мире равняется 26 годам, а в означенной зоне достигает 37 лет (Западная Европа). Однако темпы старения населения в менее развитых странах несравнимы с теми, что до сих пор были и по-прежнему характерны для западных стран. Ожидается, что к 2050 г. в незападных странах средний возраст составит, в зависимости от региона, 31-38 лет при 18-24 годах ныне (для сравнения: в странах Западной Европы ожидается средний возраст до 47 лет). Численность же пожилого населения в этих странах будет достигать 22%.

1 Здесь и далее в настоящем разделе сведения с демографического сайта ООН. -Режим доступа: http://www.un.org/esa/socdev/ageing/agewpop.htm.

Наибольший прирост мирового населения в возрасте старше 60 лет прогнозируется между 2010 и 2050 гг., когда в пожилом возрасте будут пребывать дети послевоенного поколения.

Такое радикальное изменение, как старение населения, было вызвано двумя основными факторами. В первую очередь, это снижение рождаемости, которое наблюдалось в странах Западной Европы и Северной Америки с начала ХХ в. и было ненадолго прервано всплеском послевоенного демографического взрыва. Вторым фактором стали беспрецедентные успехи медицины, которой удалось справиться с эпидемиями, раньше уносившими тысячи (в том числе молодых) людей, и улучшить санитарно-бытовые условия жизни населения. Считается, что старение населения, в частности в странах Европы, было несколько смягчено фактором миграции, а именно притоком молодых переселенцев из незападных стран. Но, как бы то ни было, старение является необратимым процессом, который трансформирует структуру населения всех стран мира, изменяет представления людей о потенциальной продолжительности жизни, о соотношении представителей разных возрастов в обществе и в семье.

На современном этапе в общественных науках возраст понимается в нескольких аспектах. В частности, выделяют возраст хронологический, т.е. количество прожитых человеком лет, возраст биологический, или физиологический, под которым имеется в виду состояние организма на момент достижения человеком того или иного хронологического возраста, возраст психологический, а именно: на сколько лет человек чувствует себя сам. Кроме того, по отношению к окружающему его обществу человек обладает определенным социальным возрастом, иными словами, какие роли играет человек, какие функции выполняет, какие статусы имеет на разных этапах своей жизни.

В Европе возраст, отмечаемый цифрой, которая указывает на количество прожитых лет, начинает фиксироваться в Новое время, с ростом роли государства и нарастанием бюрократизации жизни1. В эпоху Средневековья люди имели достаточно приблизительное представление о своем возрасте. В подобном знании и не было особой необходимости. Но с тех пор, как таковой начал замечаться, хронологический возраст прочно вошел в наше представление об

1 Арьес Ф. Возрасты жизни // Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 26-43.

окружающей действительности и стал неотъемлемым атрибутом самоидентификации.

При этом хронологический возраст является именно европейской категорией. Неевропейские страны дают в связи с этим интересные примеры фиксации возраста. Например, в Южной Корее, одном из так называемых новых индустриальных государств, в культуре которых наряду с модерными сохраняются и традиционные факторы, жители старше своих западных сверстников на два года. В возраст человека включается там внутриутробное развитие, а кроме того, поскольку раньше большое количество детей умирало, не дожив до двух лет, один год стали прибавлять к возрасту каждого, перешагнувшего этот рубеж.

Теоретическими вопросами биологического возраста занимается геронтология - наука о старении. В определении биологического возраста особую важность имеет понятие нормы, т.е. как должен выглядеть и чувствовать себя средний человек определенного возраста. При этом на современном этапе биологический возраст вступает во все большее противоречие с возрастом хронологическим. Продолжительность жизни постоянно возрастает, старение замедляется. Происходит это во многом благодаря развитию медицинских технологий, и, вообще говоря, наблюдаемое в наши дни в западных странах массовое долгожительство является, прежде всего, порождением медицинского прогресса.

Рамки возрастов постоянно передвигаются. Знаменитая «тридцатилетняя женщина» О. де Бальзака, женщина для своего времени зрелая, сейчас может считаться еще молодой девушкой.

С другой стороны, среди наиболее влиятельных прикладных направлений медицинской отрасли выделяются косметология и пластическая хирургия. Их достижения и продукция активно рекламируются, что оказывает значительное влияние на пожилых людей, многие из которых желают выглядеть молодо как можно дольше.

Социальный возраст обусловливается существующими в данном обществе нормами поведения индивида. Социальный возраст имеет такие аспекты, как предполагаемый возраст вступления в брак, приемлемый возраст родительства и прародительства, средний возраст начала и окончания трудовой деятельности. Тем самым традиционно наиболее четко обозначаются границы, т. е. начало и конец социальной активности. Однако в настоящее время происхо-

дит стирание этих границ. Например, осуществляется эмансипация ранней и поздней сексуальности. В частности, в трудах геронтологов большое внимание уделяется сексуальности в постклимактерическом периоде. Таким образом, поскольку сексуальность связана не только и не столько с физиологическими процессами, а именно с наступлением половой зрелости и окончанием репродуктивного периода, она видится как социально обусловленная, и ее продление значительно раздвигает границы возраста, когда человек, в соответствии с общественными представлениями, может иметь сексуальные потребности и контакты. Статус прародителей уже не тождествен старости, поскольку люди в возрасте 35, 40 и даже 50 лет считаются еще вполне молодыми.

У трудящихся первой половины ХХ в. после окончания трудовой деятельности практически не было периода, аналогичного современной пенсии, - они работали вплоть до конца жизни либо до инвалидности. В отличие от них современные рабочие и служащие могут трудиться дольше (в США, Японии и других экономически развитых странах официальный пенсионный возраст постоянно повышается) или распоряжаться своим временем и ресурсами, находясь на пенсии.

Есть субъективное ощущение возраста. Человек чувствует себя старше или моложе - в зависимости от того, каков его хронологический возраст, физическое состояние, насколько он социально активен, как его оценивают окружающие.

Существуют и другие концепции возраста.

В. Янкелевич, вслед за Максом Шелером, пишет о «метафизическом» старении. По его словам, «в двадцать пять лет можно быть старше, чем в семьдесят пять», если «молодой человек... слишком много думает о конечной цели своего жизненного пути и . слишком часто обозревает свою биографию с высоты сверхсоз-нания»1. Таким образом, можно говорить о метафизическом возрасте, отражающем то, насколько человек ощущает себя далеко или, соответственно, близко от смерти. Вообще говоря, время невозможно осознать и почувствовать, пока ему не придана измеряемая форма. Поэтому фактически невозможно осознать вечность: ее нельзя измерить, охватить тем или иным способом. Так же точно и

1 Янкелевич В. Смерть. - М., 1999. - С. 199.

с возрастом. Если ему не придана измеряемая форма - хронологические рамки (или если от этой формы абстрагироваться), возраст может не ощущаться; можно сказать, что его вовсе нет. Но в таком случае нет только хронологического возраста, вернее, он просто игнорируется. Другие возрастные компоненты - биологическое старение, социальные роли, ассоциированные с определенным хронологическим возрастом, - отрицать сложнее. Оттого и говорят о психологическом возрасте, формирующемся на пересечении различных возрастных координат. Помимо этого, человек вмещает в себе все возрастные опыты. Старея, он не избавляется от опыта детства, юности, зрелости, все это аккумулируется и продолжает существовать в нем в различных пропорциях. Так что человек может чувствовать себя одновременно и старым, и юным.

Существует также представление о культурном возрасте, т.е. возрасте в пространстве культуры. В отличие от социологического и социопсихологического подхода, в рамках которых описывается отношение различных групп общества к определенному возрасту и его представителям, здесь фиксируются более общие смыслы и значения, характерные для той или иной культуры в целом. Эти значения включают в себя, например, существующую метафорику возраста, а также то, какой возраст находится в центре данной культуры.

В своей книге «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» Ф. Арьес рассматривает привилегированные возрасты различных эпох . Вплоть до наших дней таковыми возрастами выступали различные этапы молодости (в частности, юность, детство, подростковый период). По мнению Маргарет Мид, на современном этапе отцы учатся у детей. Действительно, информационные технологии молодые осваивают быстрее.

Однако в постиндустриальную эпоху появляется интерес и к пожилым людям. Эта эпоха несет с собой децентрализацию культуры, мультикультурализм, внимание к социальным границам (возрастную границу пожилые люди, собственно говоря, и воплощают). Постколониализм напоминает о привилегированном статусе стариков в архаических обществах. Наряду с традиционными метафорами, описывающими молодость как весну, цветение, старость - как зиму, увядание, утверждаются нелинейные метафоры возраста. В них чело-

1 Арьес Ф. Возрасты жизни // Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 26-43. 46

веческое развитие предстает не как последовательное приращение либо потеря тех или иных качеств. Например, старость может описываться как расцвет, как вторая юность. В добавление к качествам молодости пожилой возраст обретает опыт и мудрость.

С середины XX в. пожилые люди выходят на первый план в структуре социовозрастных групп западных обществ. Помимо вышеупомянутых общекультурных предпосылок принципиальную роль в этом сыграли следующие факторы.

Во-первых, с конца 50-х - начала 60-х годов статистические данные об увеличении числа пожилых людей стали привлекать внимание многих правительственных и неправительственных организаций. На сегодняшний момент пожилые люди составляют до 1/5 части населения стран Западной Европы и Северной Америки.

Все более интенсивный рост количества людей в возрасте 60 лет и старше требовал формирования новой социальной политики. Были созданы специализированные комиссии, призванные заниматься вопросами старения населения и положения пожилого населения. Например, американская сенатская комиссия «Special committee on aging». Все организации в составе ООН стали уделять особое внимание проблемам пожилых людей. Именно тогда, в 1963 г., Всемирная организация здравоохранения и представила свою периодизацию пожилого возраста: собственно пожилой возраст - от 60 до 74 лет, старческий возраст - от 75 до 89 лет и, наконец, возраст долгожителей - от 90 лет и выше.

Постоянно развивалась пенсионная система, создавшая слой пенсионеров. Новый слой, свободный от трудовой занятости и более или менее материально независимый, оказался привлекательным для производителей различных товаров и услуг - от продуктов для омоложения и активного образа жизни до организации путешествий. Большое значение в повышении внимания к пожилым людям имела также реализация профессиональных интересов специалистов в области старения.

Зародившаяся на рубеже 40-50-х годов ХХ в. геронтология, определяемая как «наука, изучающая старение живых организмов, в том числе и человека», начиная с 60-х годов стала завоевывать все большее влияние. До этого пожилые рассматривались как маргинальная группа, им посвящались немногочисленные публикации, касавшиеся, прежде всего, пенсионных инициатив с целью улучше-

ния качества жизни зависимых престарелых. Геронтология же, самоутверждаясь как научная дисциплина, превратила пожилых людей в социальную проблему, требующую всестороннего внимания. Новое явление получило название «третий возраст». Значительно возросло количество публикаций на эту тему. Среди основных вопросов, которые стали разрабатываться геронтологией, - механизмы старения и физиологические особенности человеческого организма в пожилом возрасте, факторы долголетия и способы продления жизни.

Параллельно с геронтологией начала развиваться вскоре ставшая самостоятельной дисциплиной социальная геронтология (иначе называемая геронтосоциологией или социологией старе-ния)1. Многие аспекты жизни человека могут зависеть от социальных факторов, отчего число объектов исследований социальной геронтологии постоянно расширяется. На данный момент социальная геронтология включает самые разнообразные аспекты - от историко-культурного анализа старости до текущей государственной политики в отношении пожилых людей и до образа пожилых в рекламе и средствах массовой коммуникации2. Тем самым, являясь междисциплинарной наукой, социальная геронтология воплощает интегративное знание о пожилом человеке в обществе.

С другой стороны, отдельные ветви исследований, посвященные пожилым, развиваются в рамках многих отраслей знания, например, в психологии. В практике социальной работы общение с пожилыми людьми - одно из основных направлений. В медицине развивается гериатрия, занимающаяся лечением и профилактикой заболеваний людей пожилого возраста.

Отдельное направление педагогических исследований и практики сейчас составляет обучение пожилых. Само по себе название «педагогика» (греч. р^, род. п. paid6s - «дитя») не является уже вполне адекватным обозначением для данного феномена. В связи с этим, когда в 50-е годы ХХ в. начала формироваться концепция обучения взрослых, она получила название «андрагогика»,

1 Предмет социологии и социальная проблема // Ленуар Р., Шампань П., Мер-лье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии. - М.; СПб., 2001. - С. 77-144.

2 См., например, материалы курса социальной геронтологии, преподаваемого в настоящее время в Trinity College, Сан-Антонио. - Режим доступа: http://www.trinity.edu/~mkeare/geron/html.

от греч. anér, род. п. andrôs - «муж», «взрослый человек»1. С 80-х годов происходит переход от андрагогики к герагогике, т.е. собственно науке об обучении пожилых людей.

Представления о старении на протяжении времени претерпели изменения. В 1928 г. французский демограф А. Сови впервые употребил фразу «старение населения» («vieillissement de la population») для обозначения увеличения количества населения старше 65 лет по отношению к количеству детей. Тем самым увеличение средней продолжительности жизни было соотнесено со старением. С тех пор данный демографический процесс описывался в работах различных авторов и как отрицательный (чаще), и как положительный (реже), однако само обозначение сохранилось, и словосочетание «старение населения» также сохранилось и бесспорно принимается всеми исследователями. Тем не менее некоторые внутренние подвижки в этих представлениях с течением времени обнаруживаются. Так, существует стремление отодвинуть границу пожилого возраста как можно дальше. Например, американские исследователи А. Пайфер и Л. Бронте придерживаются мнения, что на современном этапе старость наступает не раньше чем в 80-85 лет. Более ранний возраст относится скорее к зрелости2. Есть и другие радикальные проекты. Французский историк и демограф П. Бурдле также считает, что современные 60-65-летние уже не могут считаться старыми. Однако, с его точки зрения, если б0льшее количество людей доживает до старшего возраста и если б0льшее количество людей в течение более длительного времени сохраняет физическую и социальную активность, происходит вовсе не старение, а омоложение («rajeunissement») населения. Тем более что слово «омоложение» не несет в себе какой-либо негативной коннотации, в отличие от «старения».

Вопросы старения рассматриваются в рамках различных научных дисциплин.

Г. Крайг в книге «Психология развития» обозначила два основных подхода к пониманию старения, которые могут быть выявлены в геронтологической науке3. В соответствии с первым, получившим название «теории заведенных часов», старение генетически запрограмми-

1 Змеев С.И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. -М., 1995. - № 2. - С. 64-67.

2 LandersR.K. The elderly in an Aging America. - Wash., 1988. - P. 419.

3 Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

ровано. Согласно же второму подходу, старение происходит вследствие случайных повреждений организма. Внутренние повреждения могут происходить, например, под действием свободных радикалов.

В 50-е годы социальная геронтология как отдельное направление геронтологического знания начала разрабатывать вопросы социальной политики в отношении пожилых людей в ответ на происходившие демографические изменения, в частности сокращение количества людей трудоспособного возраста по отношению к пожилым.

Одним из первых направлений, утвердившихся в социальной геронтологии, стал функционализм. Главный теоретик функционализма Толкотт Парсонс считал, что обществу для благоденствия необходимо правильно функционировать. В 50-60-е годы в рамках функционалистской геронтологии сформировались два основных течения - теория разобщения и теория социальной активности.

Согласно теории разобщения, ведущими представителями которой были Камминг и Генри, человек, выходя на пенсию, должен постепенно уходить из общества, готовясь к финальному уходу - смерти. Тем самым исчезновение одного индивида ничего не изменит в жизни всего общества. Другая функционалистская теория, теория социальной активности (представители: Хавигхерст и Альбрехт), решала вопрос поддержания общественного баланса радикально иным способом. В соответствии с этой теорией, человек, становясь пенсионером, теряет часть своих прежних социальных ролей, но на смену им должны прийти новые связи, участие в деятельности других организаций и пр. Это создавало не негативный, как в теории разобщения, а позитивный образ старости. На основании марксистских теорий в социальной геронтологии возникло политэкономическое направление, разрабатываемое такими исследователями, как Эстес (США) и Таунсенд и Филлипсон (Великобритания). Согласно этому направлению, образ старости не может формироваться исключительно общественно-функционалистскими или медицинскими представлениями. Его, прежде всего, формирует государство, которое распределяет ресурсы и тем самым обеспечивает высокий статус либо маргинализирует. Последнее явление, согласно исследователям этого направления, наиболее характерно для политики государства по отношению к пожилым людям. Близкое к данному геронтологическое течение - это феминистская геронтология. Женщины оказываются дважды маргинализированными - как из-за своего

пола, так и из-за своего возраста, поэтому их положение требует особого рассмотрения, считают Аккер, Арбер и Гинн.

Одно из последних течений в социальной геронтологии получило наименование постмодернистской геронтологии. Два ключевых вопроса, которые рассматриваются постмодернистской геронтологией, - это, во-первых, то напряжение, которое возникает между внешним образом человека и его внутренней, субъективной идентичностью, и, во-вторых, оппозиция ролей, предписываемых человеку окружающими, и его собственных подавляемых желаний. Один из способов разрешения этого противоречия - это развитие досуго-вой идентичности, когда индивид принимает ценности, формируемые индустрией развлечений, в качестве собственных потребностей.

Наконец, «контекстуальная теория» критической геронтологии принимает во внимание изменение контекста старения. Продолжительность жизни постоянно растет, и благосостояние в целом увеличивается. В связи с этим нельзя оценивать положение пожилых людей исходя из неизменных стандартов. Каждое новое поколение пожилых живет в среднем дольше и активнее, чем предыдущее.

Таким образом, пожилые люди являются объектом исследований и практики в самых разных областях. Особое место в этом ряду принадлежит программам Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, таких как ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В современной культуре существуют различные способы представления пожилых людей. ООН и ее специализированные учреждения формируют своеобразную социокультурную программу пожилого возраста. Наиболее характерная черта этой программы - ее позитивная направленность: старение населения видится как однозначно положительное явление, сами пожилые люди представляются важной социальной группой, вносящей неоценимый вклад в человеческую культуру и жизнь общества. Данная программа носит перспективный характер, т.е. некоторые тенденции и разработанные специалистами ООН на их основе концепции считаются актуальными. В итоге эти концепции директивно утверждаются ООН в качестве магистрального направления политики в отношении процессов старения и положения пожилых людей. Все указанные моменты находят свое отражение в официальных документах ООН и ее специализированных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.