С. Ф. Щукина
СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ «ГУМАНИТАРИЙ» (г. ПУШКИН)
SVETLANA F. SHCHUKINA LINGUISTIC PERSONALITY FORMATION OF THE STUDENTS IN THE CONTEXT OF EDUCATION IN "HUMANITARIAN" SCHOOL (ST. PETERSBURG, PUSHKIN)
Родной язык есть неистощимая сокровищница духовного бытия человеческого. Ф. И. Буслаев
Светлана Ференцевна Щукина
Учитель детского православного центра дошкольного развития «Васильки» ► svetf2004@list.ru
В статье представлен опыт работы средней общеобразовательной школы «Гуманитарий» (г. Пушкин) под научным руководством директора В. В. Семенцова. Как ученый-теоретик и практик Семенцов развивает корнесловно-смысловые подходы к обучению, обоснованные русским просветителем А. С. Шишковым. С. Ф. Щукина свидетельствует о плодотворных результатах системного применения корнесловно-смыслового метода в школе «Гуманитарий». Здесь каждый учитель на каждом уроке, — не только при изучении гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин, — стремится нравственно возвысить и пробудить к творчеству своих учеников по мере постижения ими сущностного смысла ключевого учебного слова-понятия.
Ключевые слова: корнеслов, смысл, метод, ключевые слова, творчество, личностно-значимое слово, В. В. Семенцов.
An experience of the comprehensive school "Humanitarin" (St. Petersburg, Pushkin) headed by V. V. Sementsov, is presented in an article "Linguistic personality formation of the students..." by the author. Being a theorist and practitioner, V. V. Sementsov develops word-root sense approaches to teaching substantiated by a Russian enlightener A. S. Shishkov. The author testifies the fruitful results of systematical application of the word-root sense method at the "Humanitarian" school. Every teacher at every lesson, while teaching not only humanities but natural-science subjects as well strives for moral uplifting and rousing to creativity of the students when they understand the essence of the keyword of the lesson.
Keywords: word-root, essence, method, key-word, V. V. Sementsov.
Слово «информация» все чаще вытесняет слово «знание»: мы «обучаем информационным технологиям», проверяем — в первую очередь — «степень владения информацией». Однако это более примитивная цель, чем обучить и проверить степень «овладения знанием». В русском языке слово «знать» имело первоначальный смысл «отличать», «узнавать» (Н. М. Шанский), то есть уяснять для себя «лик» и определять «узы» какого-либо явления, устанавливая взаимосвязи между понятиями.
Если в традиции европейского образования «обучающее воспитание» (И. Ф. Гербарт и др.) и «воспитывающее обучение» (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.) — понятия равноправные, то для отечественной педагогики всегда предпочтительной была установка на «воспитывающее обучение» (Н. И. Новиков, М. М. Херасков, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, С. А. Рачинский, В. А. Сухомлинский и др.). Учитель-наставник обычно видел главную задачу своей деятельности именно в нравственном влиянии на ученика.
К. Д. Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [2: 196], при этом напоминал, что особенно «сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке» имеет слово. В традициях отечественной педагогики цель работы учителя-наставника — не только умственно, но и душевно, духовно развивать ученика, образовывать, направляя его устремления к самосовершенствованию.
Родственное по смыслу суждение высказывал и философ И. А. Ильин: «Понимать „внешнюю свободу" человеческого духа как формальную и безмерную было бы глубокой и опасной ошибкой: ибо внешняя свобода дается человеку именно для внутреннего освобождения... Тело человека несвободно... Несвободна и душа человека. Прежде всего она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью... Но духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему... Дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия... Это есть извлечение себя из потока обыденной пошлости — противопоставление себя ей, усиление себя до победы над ней. Таков отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями.» [1: 67].
Через сокровенный смысл древних корней ключевых слов темы более глубоко и всесторонне может быть раскрыто содержание каждого урока. Не только по мере изучения гуманитарных дисциплин, но и точных, естественных наук, при написании реферативных работ, на уроках-семинарах и даже — на школьных праздниках возможно, обучая, воспитывать учеников, помогать в сущностном восхождении к пониманию смысла ключевых слов-понятий изучаемых тем.
Практика восемнадцатилетней работы учительского коллектива царскосельской общеобразовательной школы «Гуманитарий» убеж-
дает в том, что при условии единодушия педагогов возможно создать благоприятную почву для становления, возрастания и развития личности ученика, личности языковой. В ходе общей работы ученики обретали навык пытливого интереса к происхождению — этимологии ключевого или заинтересовавшего их слова изучаемой темы.
Корнесловное сжатие изучаемого на уроке текста (идеи) до ключевого слова
Цель работы учителя на уроке, применяющего корнесловно-смысловой метод, открытый А. С. Шишковым и воплощенный в опыте работы царскосельской школы «Гуманитарий», — познакомить ученика с толкованием ключевого слова изучаемого текста, затем — с его потаенным, сокровенным смыслом и далее — помочь школьнику по-новому осознать слово в свете открывшегося смысла.
Приведу пример работы с четвероклассниками по описанию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Известно, что живопись — самый внятный младшим школьникам вид искусства. Через зримый образ учителю легче помочь ученику освоить образ словесный. Выявим ключевые слова текста картины. Затем поможем ученикам подняться по «лестнице смыслов»: от поверхностного (внешнего) к душевному и — затем — духовному.
Для того чтобы уточнить первоначальное восприятие, предлагаем задание: «Назовите одним словом то главное, что вы видите на картине Исаака Ильича Левитана „Весна. Большая вода". Отыщите ключевое слово или словосочетание, обозначающее суть изображения». Уточняя ракурс собственного взгляда, ученики называют слово или словосочетание, например: «весенняя радость», «красота», «душа», «апрель», «праздник света», «разлив» и другие.
В дальнейшем мы продолжили работу со словами «весенняя радость», «красота», «душа». Саша предпочел словосочетание «весенняя радость». Для него наиболее существенным стало слово «радость» в значении «веселье».
В этимологическом словаре Н. М. Шанского указывается, что слово «весна» произошло от той
же основы, что и слово «веселый». Теперь наша задача — совместно с учениками уяснить различие смысла слов «веселье» и «радость», суть последнего в корне слова «радеть» — «работать», «стараться», «заботиться» (Н. М. Шанский).
Теперь Саша, уже осознанно, осмысленно «свернув» изображение картины в словосочетание «весенняя радость», записывает его как заглавие будущего сочинения. Вот его начало: «На картине И.И. Левитана изображена весенняя радость! Слово „весна" однокоренное со словом „веселье". Здесь все весело, потому что все стараются трудиться: солнце греет землю, речка пробивает себе дорогу в снегах...» От поверхностного рассуждения о картине мальчик сделал шаг к осмыслению ее содержания.
Личность ученика как текст
Итак, при описании картины И. И. Левитана мы выявили субъективно значимое ключевое для ученика слово — «радеть». Если говорить о школьнике как языковой личности, то можно обнаружить, что в его «внутреннем тексте» также можно выявить ключевые слова.
Если мы сравним это рассуждение Саши с другими, высказанными в предшествующих письменных работах, то обнаруживаем, что в его рассуждениях и сочинениях неизменно встречаются слова «радость» и «чистота». Их можно назвать ключевыми в его внутреннем тексте. Например, Саша так рассуждает об учебной иллюстрации: «Я не хотел бы быть на месте ребят, изображенных на картинке, потому что здесь много листьев и грязи. А мы с бабушкой убираем каждый день у дома, и у нас чисто — нет листьев и грязи». Во время обсуждения просмотренного в театре спектакля «Муму» он делится впечатлением: «Мне не понравилось, что на актерах была пыльная одежда».
Для второклассницы Олеси ключевым стало слово «красота», которое помогло ей открыть эстетический и душевный смысл содержания картины И. И. Левитана. В словаре Н. М. Шанского указано, что слово «краса» произошло от общеславянского «кресить» — «выбивать огонь». После беседы Олеся озаглавила свою работу «Красота
весны» и начала такими словами: «На картине И. И. Левитана „Весна. Большая вода" изображена красота весны: сияющее небо, прозрачная вода и деревья в воде, свежий воздух!» О том, что для Олеси в ее внутреннем личностном тексте слово красота является ключевым, свидетельствуют и строки другого сочинения: «Мне особенно понравилась подготовка к празднику Дня рождения школы, потому что я рисовала Жар-птиц. Красиво получилось, потому что краски были красивые. Я всегда узоры придумываю на крыльях волшебных, на хвосте».
На вторую ступень постижения содержательного, или душевного смысла слова поднимается и четвероклассник Женя. Не случайно ключевое слово всех его творческих работ — «душа»: «Я хотел бы войти в эту картину, потому что она написана не только красиво, но и с душой; после просмотра спектакля «Муму»: «Мне понравилась игра актеров, потому что они вкладывали душу в спектакль — я об этом узнал по глазам».
Приведенные выше примеры свидетельствуют о возможностях системного применения корнесловно-смыслового метода в начальной школе в течение одного учебного года. Корнесловно-смысловая работа может быть построена на каждом уроке с учетом личностно значимого ключевого слова для каждого ученика. И если она длится на протяжении нескольких лет, то может быть организована как последовательная индивидуальная работа при освоении разных предметов. Приведу пример двухлетнего труда над выпускными рефератами по литературе.
Путь становления языковой личности ученика
К старшим, выпускным классам становится явной закономерность выбора ключевого слова учеником.
Для десятиклассницы Елизаветы Садецкой приоритетным стал образ света, горения в том значении, которое вкладывал в свои строки А. С. Пушкин: «Пока свободою горим...». На уроках физики Елизавета проявила особый интерес к теме «Световые явления». В 10-м классе, начиная размышление над стихотворением Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда», она
пишет: «В стихотворении речь идет о жизни до Рождения Иисуса Христа и после. Прошлое представляется пеплом: „Светало. Рассвет, как пылинки золы, / Последние звезды сметал с небосвода..." Сгоревшему прошлому противопоставляется новое свечение, новая надежда: „Он спал весь сияющий."»
Ключевое слово помогает определить координаты нравственных ориентиров. У истинного, вечного тихого света («Он спал весь сияющий») антитеза — мрак, тьма, («пылинки золы») — это «сгоревшее прошлое». Ученица противопоставляет непреходящие и временные понятия. При этом важен мотив именно «тихого света», который имеет исток в первой творческой работе: в 10-м классе Елизавета писала о своей малой родине — Петрозаводске: «Я никогда не забуду свою Родину, воспитавшую меня: пусть блеклую и неброскую, но запечатлевшуюся в моем сердце глубоко».
В реферате «Мотив света в русской литературе Х1Х-ХХ веков» Елизавета Садецкая метафорически толкует содержательный, душевный смысл стихотворения А. А. Ахматовой «Молюсь оконному лучу.»: «...Пропуская строки этого стихотворения через сердце, читатель чувствует, как вместе с воском свечи тает и что-то в его душе. Рифма стихов, подобно свету, так многогранна! Что же есть свет? Сила ли, мудрость, жизнь, вера, природа, любовь? Свет — это наши чувства, наша связь с природой и небесами. Свет — это то, почему мы живем, почему верим, почему любим. Высший дар, источник всего земного...»
Одно из условий корнесловно-смысловой работы — сердечное восприятие ключевого слова текста. К пониманию духовного смысла восходит выпускница София Козлова. В своем выпускном реферате «„Изыде сеятель сеяти семена своя." Образ зерна, поля и сеятеля как архетип в русской литературе Х1Х-ХХ веков» она сопоставляет понятия «душа» и «зерно». Осмысляя стихотворение В. Ходасевича «Путем зерна», София пишет: «...Человек же возрождается душевно, пройдя через страдания, созревает. И неудивительно — ведь слово „зерно"явно имеет общее происхождение с английским kernel — ядро. Но в английском языке есть и другое слово с тем же значением —
core, а оно точно произошло от латинского cor — сердце. То есть существует связь между зерном и сердцем, и хотя cor — термин из области медицины и означает физическое сердце, из смысла слова следует, что зерно — душа».
Выбор выпускницей ключевого слова «зерно» для реферативной работы имеет предысторию. В начале учебного года София определила ключевые слова: «технологический прогресс». В осенней творческой работе она рассуждала о несовершенстве живой природы по сравнению с делами рук человеческих: «Мы живем в бурно развивающемся мире, мы живем, обратив ясные взгляды в будущее. Значение прогресса во всем очень велико. Наш мир каждую секунду обновляется, словно дисплей, но люди по своей природе более консервативны... Сама я развиваюсь в области компьютерных технологий и стараюсь поддерживать себя на уровне». Но, как показала дальнейшая работа, этот выбор ученицы оказался ситуативным — временным, случайным. Система учебы, организованная по корнесловно-смысло-вому методу, впоследствии помогла выявить постоянные, личностно значимые для Сони слова: «зерно», «поле», «сеятель» и ... «плевелы».
Избранная Софией Козловой в середине 10-го класса тема восходит к докладу по биологии о прорастании зерна, подготовленному в 6-м классе под руководством учителя Веры Ивановны Ксенофонтовой. Затем Софию «задели за живое» размышления Василия Васильевича Семенцова на уроках литературы об умении отделять зерна от плевел (то есть истинное учение от ложного). В результате София выбирает ключевую для нее строку известного стихотворения Н. А. Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное.» как наиболее значимую для нее в курсе русской литературы за 10-й класс. София приходит к заключению: «Может быть, трудные времена и миновали, и слава Богу, если это так, но разве исчезло зло, разве исчезли ложные идеи? Может быть, в нашем государстве уже почти нет настоящих крестьян, людей, сохранивших крестьянскую культуру, тех, кто руками возделывает почву, но разве мы живем не на родной земле? И разве эта земля умерла? Нет, нет, нет. Конечно, делая выбор, решая что-
то, мы не задумываемся всякий раз об отделении зерен от плевел, но мы не можем пренебрегать мудростью предыдущих поколений, тех людей, кому приходилось пережить трудности и кто сумел остаться на верном пути, на твердой почве. Тех, кто взрастил в своем сердце семена света, тех, в чьей душе установились мир и любовь».
Итак, задача учителя — научиться самому и научить ученика «отделять зерна от плевел», отличить случайное слово от личностно значимого. Какого бы возраста ни был наш ученик, при условии его обращения к сути слова, сути явления, он способен постичь истинные смыслы употребляемых слов и совершать впоследствии жизненно важные поступки, сообразуясь с ними.
Смысл ключевого слова текста как опора в становлении языковой личности и источник творчества ученика
В средней и старшей школе сжатие, свертывание 1) изучаемого на уроке текста (идеи) до ключевого слова 2) и выявление ключевого слова текста языковой личности ученика предпочитаемого (личностно значимого слова), а затем — соотнесение их с 3) исконным, прообразующим смыслом могут стать единым ключевым словом.
Задача учителя здесь — помочь ученику осознать ключевой смысл, содержащийся в корне слова.
Постигая сокровенный смысл избранного ключевого слова текста, учитель и ученик восходят к сущностному смыслу этого слова. Развитие смысла слова может быть осуществлено в классной и внеклассной работе творческого характера — в размышлении над поэтическими и прозаическими строками художественных текстов, при освоении литературоведческих и иных учебных текстов, в сочинении, реферате, исследовательской работе.
Учитель помогает ученику обретать впечатления — образы слов, а затем — запечатлевать их в памяти. Образы подразумевают образцы, за которыми иногда непосредственно различим, а иногда неизреченно угадываем тот высший образец, к которому тайно и явно тяготеет живая душа школьника. За порогом школы — образовательного учреждения наших выпускников ждет целая жизнь, и хочется верить, что в ответственные минуты принятия жизненно важных решений они посмотрят в корень, выявят суть и совершат правильный выбор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006.
2. Ушинский К. Д. Избр. труды: В 4 кн. Кн. 1. М., 2005.
[хроника]
XI ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ
17-20 ноября 2010 года при поддержке фонда «Русский мир» в Российском университете дружбы народов состоялась XI Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному «Люблю Россию я...».
Как и всегда, цель Олимпиады — укрепление позиций русского языка, его популяризация и повышение интереса к его изучению в условиях новой геополитической ситуации; поддержка талантливой молодёжи, выявление коммуникативной компетенции иностранных граждан, говорящих на русском языке, на основе толерантности и новых международных контактов.
Победителями Олимпиады стали студент-медик из Албании Адонис Бериша и студентка из Ирана будущий филолог Мона Афшар.
Олимпиада проводилась по двум направлениям — гуманитарному и естественнонаучному и в два тура — эссе и устное общение.
Общаясь на Олимпиаде, студенты видят работу других, получают новые примеры, ориентиры в освоении русского языка, ставят перед собой новые цели и задачи. Они по-новому оценивают роль русского языка в получении образования и его значимости в будущем.
Членами жюри Олимпиады стали все преподаватели — руководители команд вузов России. Студенты порадовали членов жюри свободным общением на русском языке и хорошим знанием истории и культуры страны, в которой они учатся, становятся специалистами и учеными.
Очень приятно, что дни соревнования закончились дружеским концертом, где все стремились продемонстрировать друг другу свои таланты — пели, играли, танцевали.
Председатель жюри Е.Н. Барышникова