Научная статья на тему 'Становление творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция»'

Становление творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ебралидзе Александр Иосифович

В статье рассматриваются особенности становления творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция». Поэтому основными направлениями становления, выделенными в статье, является развитие творческих способностей учащихся: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ебралидзе Александр Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция»»

А. И. Ебралидзе

СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доктор юридических наук, профессор В. С. Олейников

В статье рассматриваются особенности становления творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция».

Поэтому основными направлениями становления, выделенными в статье, является развитие творческих способностей учащихся:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Ключевые слова: воображение, креативное мышление, обучающиеся, творчество, юриспруденция.

A. Ebralidze

DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITIES OF STUDENTS SPECIALISING

IN JURISPRUDENCE

The paper touches upon the development of creative personalities of students specialising in jurisprudence. The basic direction of development, distinguished in the paper, is cultivation of students' creative abilities:

1) development of fruitful creative imagination, which is characterised by such qualities as diversity of produced images and orientation;

2) development of thinking qualities that form creativity. These qualities include associativity, dialectics and system thinking.

Key words: imagination, creative thinking, students, creativity, jurisprudence.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении способами развития творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического

прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а тем более в юридической, то становится очевидным, что творческие способности будущего юриста следует признать самой существенной частью его

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании и обучении учащихся.

Сейчас одной из основных целей высшего образования является подготовка учащихся к будущей профессии. Творчество -это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Изучение процесса становления творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция» имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого учащегося, реализуемая им в профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.

Решение задачи становления творческой личности учащегося во многом зависит от вуза, от того, насколько организация образовательного процесса способствует развитию творческих способностей обучающихся по специальности «юриспруденция». Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Активность и новизна - это только поверхностные и вторичные характеристики творчества. Они обязательно проявятся в процессе межсубъектных отношений, если обучающийся будет способен к поиску своего места в мире через осмысление и переосмысление своего профессионального опыта, выходя за рамки общепринятых шаблонов и основываясь на доказательной реальной взаимосвязи вещей и отношений.

При всем многообразии профессиональных качеств юристов можно назвать ряд из них, которые выступают как наиболее важные. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных -

эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску и, конечно, творчество.

Особый интерес представляют такие особенности личности будущего юриста, которые способны регулировать уровень функционального состояния. Наиболее часто таким качеством выступает творчество, позволяющее будущему юристу сохранять необходимую профессиональную и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.

Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что при ясном понимании необходимости научной разработки творческого развития, осмысление сущности его в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества как процесса межсубъектных отношений. Вопросы же, связанные с развитием творческих способностей обучающихся по юридической специальности в учебном процессе как меры творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Появление новых технологий усиливает актуальность статьи: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческие способности обучающихся по специальности «юриспруденция» в учебном процессе.

Универсальные творческие способности -это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями становления творческих способностей учащихся являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Такими качествами являются ассоциативность, диалектич-ность и системность мышления.

Несмотря на то что появилось обилие методических рекомендаций и методологических разработок, предлагающих преподавателям разнообразные формы творческих заданий, направленных на развитие творческих качеств обучающихся по специальности «юриспруденция», в вузовской практике по-прежнему отмечаются преобладание репродуктивных форм деятельности, односторонность подхода к организации восприятия и понимания юридической деятельности.

Назрела необходимость в создании таких форм работы, которые стимулировали бы процесс личностного развития, тем самым активизировались бы творческие способности учащихся.

Тему становления творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция» нельзя считать законченной. В данной работе представлены только некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, они также могут исследоваться на разных уровнях. В дальше статье выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческих способностей.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - становление творческой личности обучающихся по специальности «юриспруденция», следует сделать вывод, что определенным творческим потенциалом обладает каждый, поступающий в вуз учащийся. И потенциал этот нужно уметь раскрывать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ебралидзе А. И. Система совершенствования процесса формирования творческих способностей студентов юридических вузов: Учебно-методическое пособие. СПб., 2007.

2. Капшунова И. К. Основные пути повышения эффективности нравственно-правового воспитания студентов юридического вуза: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.