С. А. Вдовина, И. М. Кунгурова, Е. В. Воронина
(Ишим)
Становление творческого потенциала школьников
в процессе дополнительного образования
Авторами осуществлен анализ сущности творческого потенциала личности и особенностей его развития у школьников в системе дополнительного образования; предпринята попытка обосновать и проверить модель развития творческого потенциала школьников.
В настоящее время на школу ложится задача создать условия для занятий детей в течение всего дня. Речь идёт не только о школе «полного дня», когда с ребёнком в течение дня занимается один педагог, а о более широком понятии - «школе-центре: обучения, здоровья, спорта, творчества»» [7]. Большего эффекта в данном направлении можно добиться только в единстве общего и дополнительного образования внутри одной образовательной организации.
В рамках исследования мы предприняли попытку теоретического обоснования и экспериментальной проверки авторской модели развития творческого потенциала школьников в условиях дополнительного образования.
Сущность творческого потенциала выражается в совокупности качеств человека, «определяющих возможность и границы его участия в продуктивной деятельности, направленной на получение результатов, обладающих новизной»» [6]. Как структурные компоненты творческого потенциала выделены когнитивный, креативный, коммуникативный [6], а также художественно-эстетическое, спортивное, интеллектуальное направления развития творческого потенциала школьников в условиях дополнительного образования.
Наиболее эффективный путь развития творческого потенциала школьника лежит через его приобщение к продуктивной творческой деятельности. Ученые и методисты П. О. Афанасьев, К. Б. Бархин, С. И. Абакумов, А. И. Воскресенская, Е. Е. Соловьева и др. считают, что именно учитель способен пробудить в ребенке творчески активную личность. Сегодня как никогда развитие творче-
ского потенциала школьника выступает важнейшей задачей образования, так как эта миссия пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждая его творческую инициативу, самостоятельность принимаемых им решений, готовность к свободному самовыражению в различных сферах продуктивной деятельности.
Подлинное формирование личности ребенка в образовательной организации возможно только путем совместной деятельности взрослых и детей, обучающихся друг с другом, при этом оно объединяет и основное, и дополнительное образование.
Ценность и специфичность дополнительного образования обучающихся как типа образования предполагает свободный и широкий выбор направления и вида деятельности, учет индивидуальных запросов и потребностей ребенка и его семьи, мотивирование ребенка к творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, принятие и защиту личных интересов в совместной продуктивной деятельности, учет принципов и механизмов партнерства и сотрудничества, минимизацию жесткой регламентации образовательного процесса, обеспечение индивидуального маршрута через диверсификацию и вариативность образовательных услуг, отсутствие единых стандартов содержания образования, направленность на индивидуальный опыт продуктивной творческой деятельности.
Цель дополнительного образования - создание реальных условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе творческого свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [1]. Основными задачами
Вдовина С. А., Кунгурова И. М., Воронина Е. В. Становление творческого потенциала школьников
дополнительного образования можно считать: диагностику интересов, склонностей и способностей обучающихся к различным видам продуктивной деятельности; создание среды и условий для индивидуального развития школьника в тех или иных видах и сферах деятельности; формирование компетентности в избранном обучающимся направлении деятельности; развитие личного опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей учащихся; создание условий для реализации приобретенной системы знаний, умений и навыков в тех или иных видах и сферах деятельности; развитие опыта и потребности в неформальном общении, взаимодействии, сотрудничестве взрослых и детей и друг с другом и др.
В школу приходят дети с индивидуальным уровнем развития творческих способностей, у многих учащихся они не проявляются, будучи спрятанными глубоко внутри. Важная работа по их изучению и развитию лежит на плечах педагога, ведь именно он инициирует основы творческой деятельности своих учеников, развивая их креативные способности. Чем богаче творческий потенциал педагога, тем вероятнее, что он научит творчеству своих учеников, выявит и разовьет у них творческие качества и способности. Таким образом, главная задача учителя - создать условия для успешного развития каждого ученика в доступных для него видах продуктивной деятельности.
Предлагаемая нами структурно-содержательная модель развития творческого потенциала обучающихся в процессе дополнительного образования предусматривает, что развитие творческого потенциала - это планомерный, целенаправленный процесс, включающий взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы. Данная модель представлена целевым, содержательным, процессуальным и оценочно-результативным компонентами.
Выделение целевого компонента традиционно и объясняется тем, что любая поставленная цель регламентирует выбор способов, действий, а также выступает средством управления и контроля результатов действий с предполагаемым итогом. Именно целевому компоненту подчиняются все остальные составляющие.
Содержательный компонент уточняет содержание творческого потенциала обучающихся и дает установки и механизмы реали-
зации намеченной цели. В Федеральных государственных образовательных стандартах однозначно отмечено, что для реализации в новой школе доступны следующие виды вне-учебной деятельности (в данном исследовании внеурочная деятельность выступает частью дополнительного образования]: «игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досу-гово-развлекательная деятельность (досуго-вое общение], художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность], трудовая (производственная] деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность» [3].
Проект Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ включает как направления внеучебной деятельности спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую, научно-познавательную, военно-патриотическую, общественно полезную деятельность, проектную деятельность.
Этапность развития творческого потенциала обучающихся в условиях дополнительного образования определена в процессуальном компоненте. На организационно-распределительном этапе проходит формирование групп по интересам. На содержательно-дея-тельностном этапе предполагается деятельность различных творческих объединений, кружков, секций, НОУ и т.д. На продуктивно-прикладном этапе предполагается взаимодействие школы и системы дополнительного образования, заключающееся в презентации обучающимися своих творческих достижений перед школьным сообществом. На рефлексивно-корректирующем этапе проводятся анализ результативности и проектирование дальнейшей деятельности. Процессуальная составляющая предусматривает организацию деятельности субъектов, компоновку определенных методов, организационных форм и приемов обучения и воспитания, а также их дифференциацию в процессе дополнительного образования в зависимости от вида совместной творческой деятельности, прогнозируемых способностей и качеств личности обучающихся.
Целенаправленное изучение вопросов развития творческого потенциала обучающихся в условиях дополнительного образования позволило выявить психолого-педагогические
454-, 40% 35% 30% 25* ЯКК-154104 5% 04
□ Выс они й уровень ■ Продвинутый уровень
□ Начальный уровень
2011 г 2012г. 5015 г
Диагр. Результаты экспериментального исследования.
условия развития творческого потенциала -психологические, организационные, кадровые, программно-методические и эргономические.
Организационные условия предполагают интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся в рамках одной образовательной организации, организационное и содержательное взаимодействие основных структур школы. Психологические условия основаны на создании комфортной обстановки в школьной среде, в частности в блоке дополнительного образования. Кадровые условия предусматривают возможности профессионального роста педагогов, вовлеченных в систему дополнительного образования. Программно-методические условия -обоснованное программно-методическое обеспечение всего блока дополнительного образования детей и деятельности отдельного творческого объединения. Мы также считаем, что развитие творческого потенциала обучающихся будет более эффективным при соблюдении эргономических условий, представляющих данный процесс как эргономическую систему «педагог - обучающийся - средства развития творческого потенциала -творческая среда»: «достаточный уровень работоспособности субъектов педагогического процесса; рациональное использование ... средств новых информационных и инновационных технологий; создание эргономической ... среды» [4].
Оценочно-результативный компонент позволяет определить эффективность функционирования разработанной модели, что связано с выделением уровней развития творческого потенциала, его критериев, показате-
лей, диагностических процедур. Важным итогом развития искомого качества является высокий уровень развития творческого потенциала школьника» [6]. Схематично модель развития творческого потенциала школьников в условиях дополнительного образования представлена на рисунке 1 .
На констатирующем этапе экспериментального исследования нами были обоснованы критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала обучающихся. В первую очередь выделены внутренний и внешний критерии. В качестве первого выступила сформированность компонентов творческого потенциала. В качестве внешнего критерия выделена эффективность дополнительного образования как фактора развития творческого потенциала школьника. Внешний критерий позволяет достоверно оценить уровень развития творческого потенциала обучающихся. Более подробно диагностический инструментарий представлен в таблице, с. 90.
Уровни развития творческого потенциала (высокий, продвинутый, начальный] понимаются как различная степень реализации выделенных критериев и показателей, а также как степень эффективности реализации творческого потенциала в различных видах продуктивной деятельности. Каждый из обозначенных уровней при определенных условиях обладал перспективным свойством, то есть был способен выступать как основа для последующих уровней, согласно чему не отвергался, а наоборот, включался в дальнейший процесс, совершенствовался и развивался. Результаты опытно-экспериментальной работы представлены на диаграмме.
ьС
м
О
ю м
к о
СП
"О >
ш
о
ю >
ас к м
Целевой
ч
и I-
га *
о. и =1 о и
ш Я а а.
Цель: развитие творческого потенциала школьников в условиях дополнительного образования
Творческий потенциал - совокупность качеств личности, определяющих возможность и границы ее участия в продуктивной деятельности, направленной на получение результатов обладающих новизной_
Когнитивный
Креативный
Коммуникативный
Направления развития творческого мышления
Интеллектуальное
со й
х Ёв I £
X £ X X X I
9
Художественно-эстетическое
а х о 1
55
Спортивное
й ^ й £ 3
X л с с;
5 та и ю 5
О V X
3 <и 1
X Т $
*
Этапы развития творческого потенциала а условиях дополнительного образование
Организационно-распределительный этап - формирование групп по интересам
Содержательно-деятеяьностный зтзп - деятельность кружков, секций, НОУ и т.д.
Продуктивно-прикладной этап - сотрудничество школы и системы дополнительного образования, проявляющееся в презентации детьми своих творческих наработок перед школьным сообществом_
Рефлекс и в но-корректирующий зтап - анализ результатов, проектирование дальнейшей работы
Формы, методы и приемы обучения в системе дополнительного образования
Б. т
а а
5
г £ го
В- 0)
° -Г 5
о. ^
с ^ и
2 ш
- и Т
(Ц й! 5
л 5 г
§ § 2
^ Р Е
го £
. £ -т
I
-А
1
О
X X
Т
о го
X I-
ш м
=г ч
о >4
О.
Критерии развития творческого потенциала обучающихся
Мотиеационный критерий
I
Аналитический критерий
Прогностический критерий
Уровни развития творческого потенциала
Начальный
Продвинутый
Высокий
Результат: высокий уровень развития творческого потенциала обучающихся
Рис. 1. Модель развития творческого потенциала обучающихся в условиях дополнительного образования.
Таблица
Диагностический инструментарий
Критерии развития творческого потенциала
Показатели развития творческого потенциала
Банк диагностических методик
>8
и р
е т и
ирк
и н н
е р
т н
03
Сформированность компонентов творческого потенциала
Анкета самооценки учащимися уровня развития и значимости показателей творческого потенциала. Модифицированный опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» А. Ф. Кудряшова. Опросник «Самооценка эмоционального состояния» Е. А. Зинченко.
Модифицированный вариант методики «Оцени свои способности» Н. В Кузьминой. Тесты А. Ф. Кудряшова оценки нереализованного нравственного, социального и интеллектуального потенциалов.
'5
я Щ
и
я §-тк
о
а в
Иерархия мотивов,сила мотивации (учебно-познавательной и мотивации к саморазвитию), уровень мотивации творчества
«Диагностика мотивационной структуры личности» Е. П. Ильина. «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» Е. П. Ильина. «Шкалы оценки потребности в достижении и мотивации одобрения» Д. Крауна, Д. Марлоу. Тест-опросник измерения мотивации достижения.
я и н а в о з
а р
\о
о
« £
Й ° рн
н ^
ие
В 3
но
эё
нед
и е
с о н в и
кти
е ■©<
&
т
«
и р
е т
и &
«
и к с е ч и т и л а н
<
Уровень самооценки своих способностей (общих способностей, способности к творчеству в разных видах деятельности и способности к какому-либо виду деятельности), уровень самопонимания и самоосознания, удовлетворенности достигнутым уровнем проявления способностей; уровень знаний о творческой деятельности, ее нормах, требованиях; общее отношение к деятельности, степень интереса, интеллектуальной и творческой активности, познавательной самодеятельности личности, наличие способности к осознанию личного опыта, степень автономности-зависимости личности, локус контроля, определение факторов и причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности
Анкета для оценки педагогами-экспертами уровня развития творческого потенциала у обучающихся.
Анкета для оценки родителями уровня развития творческого потенциала у детей. Анкета для самооценки обучающимися уровня развития и значимости показателей творческого потенциала.
Модифицированный вариант методики «Оцени свои способности» Н. В.Кузьминой). Модифицированный вариант методики «Исследование креативности» С. И. Макшанова. «Интеллектуальная лабильность» А. Ф. Кудряшова.
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Методика «Изучение межличностных отношений» О. С. Михалюка, Н. Ю. Хрящева. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева.
Тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.
«
и к с е ч и т с о н г
о р
«
и р
е т и
ирк
Степень соответствия прогноза и результата сформированности уровня творческого потенциала, степень восполнимости творческого потенциала
Модифицированный вариант методики Н. Т. Селезневой - определение готовности к творческой деятельности. Тесты А. Ф. Кудряшова на оценку нереализованного нравственного, социального и интеллектуального потенциалов.
Вдовина С. А., Кунгурова И. М., Воронина Е. В. Становление творческого потенциала школьников
Сопоставляя полученные в ходе экспериментального исследования результаты, можно отметить положительную динамику уровня развития творческого потенциала обучающихся в условиях дополнительного образова-
ния, что даёт нам основание полагать, что предложенные условия являются достаточно продуктивным и конструктивным подходом к решению поставленной проблемы.
Литература
1. Баранцева О. И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребенка. - [Электронный ресурс]. - URL: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/54-2012-03-26-11-25-32/280-2012-08-04-06-42-53. - (дата обращения 19.05.2013).
2. Вдовина С. А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 6. - С. 64-67.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников : Методический конструктор : пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
4. Воронина Е. В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Тобольск, 2001. - 180 с.
5. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пос. для высш. уч. зав. / под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
6. Кунгурова И. М. Роль педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности // Концепт. -2013. - Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2. - ART 54077. - [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2013/54077.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утв. Президентом РФ 04 февраля 2010 года. - [Электронный ресурс]. - URL: old.mon.gov.ru/dok/akt/6591.
8. Тряпицына А. П. Актуальные проблемы обновления современной системы образования // Человек и образование. - 2012. -№ 3. - С. 4-10.
-^-