Научная статья на тему 'Становление церковной организации в городах Дагестанской области во второй половине XIX - начале ХХ века'

Становление церковной организации в городах Дагестанской области во второй половине XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Данилюк М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление церковной организации в городах Дагестанской области во второй половине XIX - начале ХХ века»

© 2007 г. М.Ю. Данилюк

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОРОДАХ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В связи с окончанием Кавказской войны российское правительство было заинтересовано в скорейшем заселении местностей Кавказа. 3 октября 1863 г. было разрешено русским офицерам и лицам гражданского ведомства приобретать земли у местного населения в Дагестанской области. Целью нашей статьи является изучение истории возникновения, развития и функционирования институтов православной церкви в Дагестанской области.

Города Дагестана второй половины XIX - начала XX в. отличалась полиэтничностью, поли-конфессиональностью, активным взаимодействием и взаимовлиянием различных культурных традиций.

Дербент относится к числу самых древних городов мира. Ему 5 тыс. лет. Присоединение Дагестана к России оказало положительное влияние на развитие города, который стал одним из важнейших центров культуры и духовной жизни народа. В 1840 г. учреждается Дербентский уезд в составе Каспийской губернии, 14 декабря 1846 г. - Дербентская губерния. На 1849 г. число жителей губернского города Дербента насчитывалось 11600 чел. В черте города был расположен Грузинский линейный 16 батальон. Всего постоянно проживающих православных насчитывалось 35 человек (15 муж. и 20 жен.) [1, с. 273, 321, 326]. В городе до конца 40-х гг. XIX в. имелась одна православная церковь при линейном батальоне, помещавшаяся в бывшей мечети, которая удовлетворяла религиозные потребности исключительно военного населения города. При ней находилось 6 духовных персон (2 муж. и 4 жен.). Но к середине XIX в. начало активно расти число русского населения. Помимо русских войск здесь появилось значительное количество должностных лиц, и здание прежней церкви из-за отдаленности от центра города уже не отвечало требованиям, предъявляемым к православным храмам. Поэтому возникла мысль о необходимости постройки нового православного храма, который бы соответствовал новому значению Дербента. Заботы об изыскании средств на постройку и сооружение новой церкви взяло на себя дербентское начальство в лице князя А.И. Гагарина. Для этого

была осуществлена подписка пожертвований по всем церквям России.

Проект церкви был исполнен флигель-адъютантом князем Г.Г. Гагариным, известным художником, в древнем византийском стиле. 8 мая 1849 г. в присутствии князя и княгини Воронцовых состоялась закладка церкви. Технической частью стройки ведал полевой инженер капитан В.И. Гершельман. Фундамент церкви, рассчитанной на 500 чел., был вырыт на глубину 1 'Л сажени. При рытье обнаружено большое количество глиняных труб, которые, видимо, служили для водопровода, и даже остатки бассейна, вымощенного плитами. Судя по количеству водопроводных труб и наличию бассейна можно предположить, что обнаруженное строение -бывшая баня и что, возможно, на данной глубине находились остатки и других зданий старого города.

Во время постройки церкви 7 ноября 1851 г. князь Аргутинский писал наместнику: «Ваше сиятельство, заметив, что ни в одном из городов Закавказского края на главных строениях, как то церквах, полицейских домах, присутственных местах и пр., нет часов, столь необходимых для правильного хода дел и жизни, изволили поручить мне (от 12 августа 1847 г.) принять правило, чтобы при составлении смет на главные казенные здания, непременно были включаемы издержки на покупку и поставку башенных часов, которые выделывались в Одессе мастером Штерном ценою от 1000 до 1500 руб.» [2, с. 212]. Поэтому князь Аргутинский просил разрешения употребить на приобретение часов для церкви 2000 руб. из дербентского городского бюджета. Часы стоимостью 1684 руб. 12 коп. были выписаны и доставлены через Тифлис. В результате дербентская церковь приобрела черты административного здания.

В новосооруженном храме богослужение отправлял протоиерей линейного 16 батальона. Церковь оставалась в военном введении, хотя в нее был назначен епархиальный священник. В связи с этим губернатор 30 ноября 1851 г. вышел с представлением к наместнику: «... входя в по-

ложение служащего при Дербентской православной церкви священника епархиального ведомства, который кроме жалования по должности законоучителя здешняго уездного училища, по 250 р. с. в год, еще не получает от казны жалования как служащий священник, между тем как доходы его от прихожан, принадлежащих к военному ведомству, весьма незначительны, а содержание в Дербенте стоит дорого», просил и получил 24 декабря 1851 г. разрешение «производить» по 75 руб. квартирных денег в год наравне с батальонным священником из штатов от местного сбора на наем квартир для гарнизона. 8 мая 1852 г. было позволено «производить» православному священнику епархиального ведомства жалованье в размере 300 руб. в год, но причта определено не было. В конце 1853 г. князь А.И. Воронцов приказал окончательно принять новый храм в военное ведомство как выстроенный вместо прежней церкви, но вместе с тем решено было дозволить служить в нем и епархиальному священнику поочередно с военным. Решение это было вызвано тем, что в городе наряду с военными чинами проживало большое количество гражданских чиновников. В 1859 г. по ходатайству губернатора в штат церкви был назначен дьяк и причетник, содержание которых ложилось на местные источники Закавказского края - дьяку по 200 руб. в год, а причетнику - по 100 руб. в год. В 1862 г. экзарх Грузии прислал епархиального священника, который начал отправлять поочередное богослужение вместе с военным священником на равных правах. Вместе с тем начались и разногласия между ними [2, с. 213]. В городе также находились и другие духовные центры: 1 армянская церковь, 17 мечетей, 5 синагог.

Основание другого города Дагестана - Порт-Петровска - относится к 1844 г., когда построили военное укрепление, названное в честь пребывания здесь в 1722 г. Петра I. Гарнизон крепости состоял из 11-го Грузинского линейного батальона, а в 1848 г. сюда дополнительно перевели 6-ю легкую артиллерийскую батарею и 20-ю артиллерийскую бригаду. Это повлекло за собой увеличение населения крепости [3, с. 111].

В 1857 г. Порт-Петровск возводится в степень города. 28 июня 1853 г. был заложен храм во имя святых Петра и Павла на площади форштадта в укреплении Петровск священником Петром Попо-вицким. Храм строился на пожертвования военных чинов 14-го линейного батальона и на частные пожертвования, в том числе от наследника престола поступило 1500 руб. В 1856 г. именно здесь новый наместник на Кавказе князь А.И. Барятинский издал свой первый, очень эффектный приказ по Кавказской армии: «Воины Кавказа! Смотря на вас и дивяся вам, я взрос и возмужал.

От вас и ради вас я осчастливлен назначением быть вождем вашим. Трудиться буду, чтобы оправдать такую милость, счастье и великую мне честь. Да поможет нам Бог во всех предприятиях на славу Государя!» Обходя почетный караул, князь добавил: «В добрый час, ребята!» [4, с. 128]. Церковь так и не была достроена и в 1869 г., по сообщению Е.И. Казубского, были видны на берегу моря лишь жалкие следы фундамента [4, с. 129].

Постоянная каменная церковь была воздвигнута только в начале XX в. В 1901 г. к военному губернатору области с ходатайством обратилось собрание уполномоченных с просьбой о постройке каменного православного храма. Место для нового храма выбирали очень тщательно. Специально приехал священник из управления Владикавказской епархии с целью осмотра места застройки. Площадь земельного участка, выделенного под строительство, составляла 1600 кв. сажень [5]. По оценке Э.М. Далгат, собор строился на высоком основании, на которое с 4 сторон вели ступени. Храм хорошо просматривался с разных точек города и был виден с моря [3, с. 120-121]. Поскольку храм был воздвигнут на Новобазарной площади, вокруг него находились торговые ряды, шла бойкая торговля. Храм был воздвигнут в честь святого Александра Невского и просуществовал до 50-х гг. XX в. В настоящее время на месте разрушенного храма расположено здание Народного собрания Республики Дагестан.

В формировании православного населения Дагестана исключительно большое значение имела Владикавказская железная дорога, в строительстве которой участвовали большей частью русские и осетины. Только на дагестанском отрезке Владикавказской железной дороги в 1903 г. число рабочих и служащих вместе с членами семей достигло 13667 чел., а в 1917 г. - 15 тыс. чел. [6, с. 36]. Для них на сортировочной станции, которая располагалась в нескольких километрах от порта, на территории нынешней Ма-хачкалы-1, был построен поселок железнодорожников Порт-Петровск-Кавказский. В нем были свои магазины, больница, школы и, конечно же, церковь. Она была построена предположительно в начале 1890-х гг. на том самом месте, где в настоящее время стоит церковь Успения Божьей матери. Первоначально она была деревянной, как и большинство христианских храмов того времени в Дагестане.

Строительство каменного храма началось в 1905 г., а руководил работами протоиерей собора Александра Невского. Поскольку церковь строилась для рабочих-железнодорожников и казаков, проживавших в Порт-Петровск-Кавказском, то 1000 руб. на ее строительство выделил атаман Всероссийского казачьего войска царь Николай

II. Остальные средства пожертвовали сами жители поселка. Все строительные работы были закончены 24 февраля 1906 г. На следующее утро церковь была освящена в честь Иберской иконы Божьей матери. Первым настоятелем церкви Иберской Божьей матери стал осетин отец Афанасий (Габо Албегов). В честь Успения Богоматери храм был освящен в 1943 г., когда после долгого перерыва в ней вновь начались богослужения.

Всего к 1917 г. в Порт-Петровске было 3 церкви: Николаевская приходская, Николаевская при Петровском арестантском исправительном отделе и военно-местная во имя Александра Невского, которая относилась к православным причтам ведомства протопресвитера военного духовенства. А также на станции Петровск-Кавказский располагалась церковь Иберской Божьей матери. Все они находились в подчинении Владикавказской епархии.

В укреплении Темир-Хан-Шура, основанном в 1832 г. подполковником Клюки-фон-Клюгенау, находилась штаб-квартира Апшеронского полка и командующего войсками в Северном Дагестане. В 1866 г. Темир-Хан-Шура получила статус города. Здесь находилась резиденция начальника Дагестанской области. На 1896 г. численность народонаселения города составляла 2579 чел., из них православных христиан насчитывалось 1439 чел. (814 муж., 625 жен.) [7, с. 46].

На самом возвышенном месте Темир-Хан-Шуринского укрепления был заложен в 1854 г. Андреевский собор. Чертежи фасада выполнил знаменитый художник-баталист Г.Г. Гагарин. Военный собор строили солдаты 21-й дивизии. В связи с переводом в 1858 г. всего Апшеронского полка в Иш-карты дела, связанные с церковью, передали специальной комиссии из гражданских лиц. 2 апреля 1861 г. в день окончания строительства собора в нем происходило торжественное чтение манифеста Александра II об отмене крепостного права. Помещение было рассчитано на 2 тыс. чел. Путешествующий по Дагестану в 1861 г. военный писатель П. Иосселиани оставил о соборе следующую запись: «Основание этой церкви положено во время потрясений на востоке и западе, в дни тревог вокруг Кавказа, в самом Дагестане. К ужасу и изумлению враждебных горцев, посреди бури войны, здание это росло в ширину и высоту, как гора Сион, в знамение воинствующего состояния церкви Христовой на земле и торжествующего на небесах и в символе любви, общения, единения и мира, и для всего, пробуждающегося к цивилизации Дагестанского мира» [8, с. 47-48]. Несмотря на излишнюю высокопарность слов, писатель четко выразил то значение, которое придавали военные власти строительству Андре-

евского военного собора. Строительство православного храма в заключительный период Кавказской войны как нельзя лучше подчеркивало стремление царизма утвердиться в Дагестане.

Место, где возвели собор, не просто возвышенное, а находилось как бы в центре города. Собор скорее всего напоминает средневековый замок - высокие и толстые без окон стены из камня и кирпича. Он мог служить великолепным убежищем на случай осады и выдержал бы обстрел пушек самого большого калибра. Позолоченные кресты собора, перезвон колоколов, бой массивных курантов было видно и слышно в любой точке города. Почти все улицы города приводили к собору. В скверике собора находился памятник «Апшеронцам за Гуниб». 23 октября 1905 г. в этом скверике была отслужена панихида по рабочим, расстрелянным 9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге.

В городе были и другие духовные центры: католический костел (возведен в 1850 г.), находящийся в ведении военного капеллана Дагестанской области, состоящего при управлении 64 пехотной резервной бригады; армяно-григорианская церковь; 1 суннитская мечеть и 2 шиитские мечети; 2 синагоги - одна для европейских, другая -для горских евреев.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что во второй половине XIX - начале XX в. царизм продолжает реализовывать свою экспансионистскую политику на Кавказе. Русское правительство в целях окончательного «примирения» края активизирует деятельность Русской православной церкви в Дагестане. Значительно возрастает количество соборов и приходских церквей в области. Это было связано с проведением царским правительством административно-территориальных реформ, ростом численности населения, развитием промышленности в крае и строительством Владикавказской железной дороги.

Литература

1. Кавказский календарь на 1852 г. Отдел третий. Тифлис, 1851.

2. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906.

3. Далгат Э.М. Формирование внешнего облика Порт-Петровска // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 2006.

4. Дагестанский сборник. Вып. 1 / Сост. Е.И. Казуб-ский. Темир-Хан-Шура, 1904.

5. ЦГА РД, ф. 2, оп. 3, д. 205, л. 104.

6. Мансуров М.Х. Русские переселенцы в Дагестане (2 половина XIX - начало XX в.). Махачкала, 1994.

7. Кавказский календарь на 1897 г. Отдел пятый. Тифлис, 1896.

8. Иосселиани П. Путевые записки по Дагестану

в 1861 г. Тифлис, 1862.

Дагестанский научный центр РАН

8 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.