Научная статья на тему 'Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества'

Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1535
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖЕР / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / MANAGEMENT / SPORTS MANAGEMENT / MANAGER / SOCIAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыленова Ирина Ивановна

В статье рассмотрены границы употребления терминов «менеджмент» и «управление», выявлены подходы к изучению понятия «менеджмент». Описывается становление менеджмента как социального института, определение предпосылок и этапов данного процесса. Также в данной статье выявлены особенности институциализации менеджмента с описанием его форм. Определены специфические черты спортивного менеджмента и особенности его функционирования в рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дыленова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPORTS MANAGEMENT AS A SOCIAL INSTITUTION UNDER CONDITIONS OF MODERN SOCIETY

The article deals with the scope of terms management and administration, the approaches to studying the concept management have been identified. The formation of management as a social institution, preconditions and stages of this process are described. The peculiarities of management institutionalization with description of its forms have been also revealed. The specific features of sport management and its functioning under the market conditions have been defined.

Текст научной работы на тему «Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества»

Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем сказать, что преподаватель, используя определенные пути стимулирования, аутотренинга, может формировать активные психические состояния, значительно повышая работоспособность и качество выполнения учебных задач; при этом он обязан учитывать личностные особенности студентов. Преподаватель может эффективно применять различные методы коррекции и регуляции для достижения лучшего результата, что должно привести к активизации учебной деятельности студентов, обеспечивающей более высокое достижение в период экзаменационной сессии.

Литература

1. Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. -1997. -Т.18. - №2. - С. 102-113.

2. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. -Л.: Медицина, 1990.

3. Годфруа Л.Г. Что такое психология?: в 2-х кн. / под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Психологическая мысль, 1992. - 370 с.

4. Дикая Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психологический журнал. -1984. -Т.3. - №6. - С.254-257.

5. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. -412 с.

6. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции студентов. - Казань, 1987. - 26 с.

7. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении/ А.О. Прохоров// Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - №1. - С. 4754.

8. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний личности в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 1991. - №5. - С. 56-162.

9. Прохоров А.О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. -1995. - №3. - С. 53-61.

10. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975. - 117 с.

11. Спилбергер Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте // Стресс и тревога в спорте / под ред. Ю.Л. Ханина. - М., 1983. - С. 12-24.

12. Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - №10. - С. 135-141.

Доржиева Ольга Сергеевна, аспирантка кафедры теории физической культуры Бурятского госуниверсите-та, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8-914-849-36-38.

Dorzhieva Olga Sergeevna, postgraduate student, department of theory of physical culture, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a

УДК 796.078

И.И. Дыленова СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассмотрены границы употребления терминов «менеджмент» и «управление», выявлены подходы к изучению понятия «менеджмент». Описывается становление менеджмента как социального института, определение предпосылок и этапов данного процесса. Также в данной статье выявлены особенности ин-ституциализации менеджмента с описанием его форм. Определены специфические черты спортивного менеджмента и особенности его функционирования в рыночных условиях.

Ключевые слова: менеджмент, спортивный менеджмент, менеджер, социальный институт.

I.I. Dylenova FORMATION OF SPORTS MANAGEMENT AS A SOCIAL INSTITUTION UNDER CONDITIONS OF MODERN SOCIETY

The article deals with the scope of terms “management" and “administration", the approaches to studying the concept “management" have been identified. The formation of management as a social institution, preconditions and stages of this process are described. The peculiarities of management institutionalization with description of its forms have been also revealed. The specific features of sport management and its functioning under the market conditions have been defined.

Keywords: management, sports management, manager, social institution.

Сущность новых управленческих ролей, их распределение между членами общества, а также система возникающих в процессе управления отношений и их воздействие на социальные процессы позволяют выделить в структуре общества новый социальный институт - институт менеджмента. Однако низкие темпы экономического роста, существующие диспропорции в развитии отраслей экономики, неэффективность распределения ресурсов свидетельствуют о том, что институт менеджмента еще не показал свою результативность в условиях рынка. Следует признать, что российскому менеджменту присущи такие проблемы, как невысокий уровень квалификации менеджеров, отсутствие социальной ответственности бизнеса, нестандартность условий реализации управленческих решений, быстрая и частая ротация управленческих кадров, что предопределяет необходимость изучения процессов становления института менеджмента в российском обществе.

Также в современном мире наблюдается устойчивая тенденция становления спорта как социального института, как сферы человеческой деятельности. Неоспоримым фактом современной цивилизации стал колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Процессы глобализации, наряду с другими факторами, были стимулированы и развитием современного спорта, который стал своего рода «уничтожителем» границ. Спорт не развивается изолированно от других областей социальной практики. Он создает вокруг себя определенную социокультурную среду: спортивные сооружения оказывают влияние на планировку городов; развилась мощная индустрия производства спортивных товаров и услуг; спортивные праздники и шоу рождают новые специфические средства выразительности; интенсивно развиваются массовые коммуникации в сфере спорта. Спорт оказывает существенное влияние на имидж современного человека, на стиль его жизни. Можно сказать, что спортивный менеджмент как социальный институт - это специфический вид общественного производства, в рамках которого воспроизводится определенный тип взаимодействий, складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы, а нередко и своего рода «идолы», то есть, несомненно, можно говорить о заметном влиянии спорта на массовое сознание.

Трактовка понятия «менеджмент» неоднозначна. Зарубежные профессионалы используют иные термины. Так, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин

«control», для государственного или общественною управления - термины «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» («business management»). Это подчеркивает принадлежность термина «менеджмент» к социально-экономической сфере. Слово «менеджмент» (management) американского происхождения и на русский язык дословно не переводится. Оксфордский фундаментальный словарь английского языка дает более широкое толкование термина:

- административные навыки и умения особого рода;

- власть и искусство управления;

- способ, манера обращения с людьми;

- орган управления и люди, его составляющие.

Среди российских специалистов все более утверждается практика использовать термин «менеджмент» как синоним русского слова «управление». Действительно, термин «менеджмент» синоним слова «управление», но не полностью. Смысл слова «управление» значительно шире, так как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин «менеджмент» употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики. В «Словаре иностранных слов» слово переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности [3]. В англоязычных странах термин «менеджмент» употребляется довольно свободно и в различных значениях, но чаше всего применительно к управлению социальноэкономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Однако в последнее время в зарубежной литературе по управлению наметилась тенденция употреблять термин «менеджмент» в более широкой трактовке - применительно и к непредпринимательским организациям, и к общественным объединениям.

Автором выделены основные подходы к изучению понятия «менеджмент». Менеджмент рассматривается как:

1) теоретическая область;

2) вид профессиональной деятельности;

3) процесс принятия управленческих решений;

4) междисциплинарная отрасль;

5) социальный институт.

Во-первых, исследование менеджмента как теоретической области проявляется в формировании научно обоснованных рекомендаций для эффективного управления организацией. Целью менеджмента как науки является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое и эффективное функционирование систем управления.

Во-вторых, менеджмент рассматривается как вид профессиональный деятельности, направленной на достижение намеченных целей организации (предприятия, корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

В-третьих, менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления организацией в виде непрерывной цепи разрешения конкретных проблем в осуществлении ее хозяйственной деятельности.

В-четвертых, менеджмент в контексте междисциплинарных связей определяется как система, которая включает совокупность принципов, методов и форм управления и сочетает в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использующих опыт управленческого искусства.

В-пятых, менеджмент исследуется как социальный институт, при этом можно отметить множественность определений социального института и выделить подходы Ч. Кули, У. Гамильтона, Т. Парсонса, Я. Щепаньского, И.И. Леймана, Н.Б. Костиной, О.В. Иншакова. Обобщая приведенные трактовки, можно остановиться на определении, согласно которому социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Возникновение института менеджмента связано с потребностью социума в новой управленческой парадигме в связи с изменением общественно-политического строя [1]. Менеджмент как социальный институт представляет собой организованную систему связей и отношений, возникающих в процессе управления. Он включает в себя совокупность социальных ролей и статусов менеджеров, законодательно установленные нормы в области управления, общепринятые

образцы поведения, объекты материальной и нематериальной сферы, используемые в процессе управленческой деятельности.

Одним из условий становления института менеджмента и спортивного менеджмента, в частности, стало формирование института собственности и распространение акционерного капитала, появлению которых способствовали прежде всего политические изменения.

Политическая динамика менеджмента тесно связана с эволюцией института власти, так как в результате смены общественного строя произошло изменение состава и структуры политических сил. Существовавшая командноадминистративная система власти и управления была заменена на управленческую структуру рыночного типа. Политические решения способствовали не только созданию объединений менеджеров, но и формированию определенной управленческой культуры, системы ценностей и убеждений [2].

Также предпосылкой институциализации менеджмента явилась дифференциация социальных групп внутри российского общества в связи с изменениями социальной структуры при переходе к экономике рыночного типа. На процесс институциализации современного менеджмента оказали влияние процессы глобализации, которые следует отметить в качестве предпосылок его становления в России. Зародившись в экономически развитых капиталистических странах, менеджмент постепенно распространился по всему миру благодаря глобализационному развитию мировых сообществ.

В становлении института спортивного менеджмента в российском обществе можно выделить следующие этапы: 1-й этап (до 1990-х гг.) -зарождение управленческой мысли, применение научных методов познания к проблемам управления; 2-й этап (начало 1990-х гг.) - формирование институциональной основы менеджмента, обусловленное появлением потребности в практическом применении новых методов управления в условиях рыночного типа хозяйствования; 3-й этап (с конца 1990-х гг.) - закрепление институциональных норм менеджмента в отношениях и взаимосвязях с другими элементами социальной структуры общества, развитие менеджмента как социального института.

В качестве путей формирования института менеджмента в России отмечены следующие: 1) использование управленческих кадров советской эпохи; 2) выдвижение выходцев из других профессиональных групп и слоев; 3) подготовка новых управленческих кадров.

Можно выделить следующие формы институциализации менеджмента: во-первых, с помощью принятия и утверждения в органах власти соответствующих законов, посланий, программ, направленных на подготовку управленческих кадров и реформирование структуры государственного управления; во-вторых, путем стихийного появления и рыночного регулирования количественного состава, профессионального уровня, горизонтальной и вертикальной ротации в бизнес-структурах; и, в-третьих, благодаря популяризации в общественном сознании с помощью формальных и неформальных информационных каналов, специализированных изданий, курсов, профессиональных объединений.

Спортивный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только «целесообразная двигательная деятельность человека», не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.

Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурноспортивных организаций - школ, клубов, команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивнооздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и организаций, в которых трудится более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурнооздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация - ключевое понятие спортивного менеджмента.

Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессио-

нальных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер

- это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурноспортивной организации и владеющий искусством научного управления. Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера, следуя общепринятым принципам, умением применять методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.

Таким образом, спортивный менеджмент -это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка. Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги. Предмет спортивного менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг

[4].

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики -формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливает соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

Рыночная экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационноправовых форм, расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг. Основным видами физкультурно-спортивных услуг являются:

- организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных

занятий, спортивных и оздоровительных секций, спортивных команд и клубов и т.п.;

- спортивные зрелища;

- разработка методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых являются:

- преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

- децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

- возросшее многообразие организационноправовых форм физкультурных и спортивных организаций;

- правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

- всевозрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

- возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное це-

нообразование на услуги физической культуры и спорта.

На сегодняшний день спортивный менеджмент имеет следующие направления: «администрирование в области спорта», «спортивный туризм», «индустрия спортивных товаров»,

«менеджер легкоатлетического спорта», «спортивная экономика» и др.

Становление рыночных отношений потребовало нового подхода к сфере управления. Переход к экономике рыночного типа в начале 90-х гг. 20-го столетия, многообразие форм собственности, конкурентные условия хозяйствования, становление предпринимательства внесли изменения не только в научные взгляды в сфере управления, но и выступили в качестве экономических предпосылок становления института спортивного менеджмента в России.

Литература

1. Кравченко А.И. История менеджмента: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2007.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2007.

3. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. - М.: Московский спорт, 2005, - 416 с.

Дыленова Ирина Ивановна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма факультета физической культуры спорта и туризма Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Dylenova Irina Ivanovna, candidate of sociological sciences, senior teacher, department of sports management and tourism, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.