СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ (на примере Республики Саха (Якутия))
П. Р. Егоров (Якутская республиканская ассоциация инвалидов — студентов и специалистов)
Исследуются исторические этапы становления и развития специального образования в России и за рубежом. Описывается система специального образования людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия ).
Ключевые слова: специальное образование; эволюция национальных систем специального образования; люди с проблемами зрения; дефектология; тифлопедагогика; коррекционно-педагогическая под-
держка; школа для слепых и слабовидящих детей.
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды жизни связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством в сфере общего и специального образования, а также уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, социологии, психологии, философии и педагогики [6].
Наиболее значимый анализ состояния отечественной системы специального образования и направлений ее модернизации проведен учеными Института коррекционной педагогики РАО под руководством академика Н. Н. Малофеева, разработавшего новый методологический подход к сравнительному анализу системы специального образования разных стран. Подход основан на сопоставлении аналогичных по содержанию этапов в развитии систем специального образования. В качестве инструментария использовалась периодизация эволюции отношения государства и общества к инвалидам и аномальным детям, а также соотнесенная с ней периодизация развития национальных систем специального образования.
В системе социокультурных координат можно выделить несколько периодов эволюции национальных систем специального образования.
Первый период: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. К этому периоду мож-
но отнести отрезок европейской истории с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Первый факт заботы монарха об инвалидах в Западной Европе зафиксирован в XII в. (Бавария, Франция). В России аналогичные факты отмечаются не ранее XVIII в.: при Петре I была создана светская система призрения и вышли первые касающиеся ее законодательные акты.
Второй период: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Для Западной Европы он совпал с эпохами Возрождения и Просвещения и протекал шесть веков (с XII по XVIII в.), в России же начался на пятьсот лет позже и составил одно столетие.
Третий период: от осознания возможности обучения глухих и слепых детей к осознанию необходимости специального образования для отдельных категорий детей. Этот период оказался намного короче двух предшествующих. Он длился менее полутора сотен лет, но именно в это время инвалиды по слуху и зрению в большинстве европейских стран обрели гражданские права, а государство и общество признали необходимость обучения «ненормальных» детей.
Четвертый период: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Несмотря на существенные национальные раз© Егоров П. Р., 2010
личия, к началу XX в. большинство западноевропейских стран создали систему специального образования.
Пятый период: от понимания необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем, к развитию и дифференциации систем специального образования. Указанный период начался в последней четверти XX в. Масштабная реализация заявленных ценностей открытого мира придется на XXI столетие, однако все современные тенденции и противоречия в развитии систем специального образования имеют глубокие социально-культурные корни и вполне определенный исторический возраст. Система специального образования — один из институтов государства, и выбор пути ее развития всегда будет зависеть от ценностных ориентаций, политических установок, экономических возможностей государства и принятых культурных норм [3].
В России первая попытка организации школьного обучения слепых детей окончилась, как известно, полной неудачей. Инициированный Александром I перенос западной образовательной модели на отечественную почву не дал положительного результата. Отечественные историки дефектологии по укоренившейся традиции винят в этом правительство (государство), тогда как говорить, по нашему мнению, следовало бы о пассивности и незаинтересованности российского общества, о бездействии городских властей и чиновников от образования. Предложенная парижанином В. Гаюи модель специальной школы для слепых в российскую жизнь явно не вписалась. На заре XIX в. в империи не оказалось людей, которых могла бы если не увлечь, то хотя бы заинтересовать идея обучения незрячих. В результате, приняв старт одновременно с будущими странами — лидерами помощи слепым, Россия резко остановилась.
Второе и подлинное рождение в нашей стране школы для слепых случилось уже в последней четверти XIX в. В Санкт-Петербурге и Москве нашлись люди, готовые взяться за это дело и увлечь других своим примером. Всего за
два десятилетия (с 1881 по 1900-е гг.) на территории империи практика специального обучения детей с нарушениями зрения получила бурное развитие, в процессе которого в столицах и провинции открылись 24 таких учебных заведения. Россия, в начале XIX в. заметно отстававшая от стран — лидеров в обучении слепых (Франция, Англия, Пруссия), на рубеже XIX—XX столетий сумела по ряду показателей настичь их, а в чем-то даже превзойти.
Специфичность (самобытность) первого этапа развития российской системы специального обучения обусловлена именно уровнем развития гражданского права, наличием, а точнее отсутствием, гражданских свобод. Государство, с одной стороны, создало условия для проявления частной инициативы, а с другой — пыталось руководить ею, подчинять свободное волеизъявление подданных собственным представлениям о политической целесообразности. В стране складывалась уникальная ситуация: граждане желали сделать вклад (духовный и материальный) в дело попечения и обучения слепых детей, правительство приветствовало их инициативу, но предлагало направить ее на решение задач, лежащих в сфере ответственности государства. В то же время чиновники, хлопотавшие на ниве социальной опеки и образования, не оказывая реальной помощи филантропам и педагогам-энтузи-астам, жаждали регламентировать и контролировать частные инициативы. Лучшим доказательством тому служит история рождения училищ-первенцев: Санкт-Петербургского Александро-Ма-риинского училища слепых и Московского учебно-воспитательного заведения для слепых детей [5; 7].
Первым российским городом, где начала создаваться школа нового типа, оказалась Москва. Инициатором этого стал обер-пастор евангелическо-лютеранского храма апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф. Европейски образованный каноник не хотел мириться с тем, что на его родине для детей-инвалидов делается крайне мало. И если обучение глухих начинало как-то организовывать-
ся, то для слепых по-прежнему существовала только одна перспектива — нищенская сума и посох. К намеченной цели Дикгоф шел по-немецки планомерно и последовательно. Прежде всего он отправился в ознакомительную поездку по Австрии, Германии и Швейцарии, где посетил старейшие институты слепых в Вене, Ганновере, Дрездене, Иланце и Лозанне. Среди изученных им специальных трудов были классические немецкие работы по тифлопедагогике К. Георги, И. Клейна, А. Цейне, а также швейцарца Гирцеля, издавшего Библию рельефным шрифтом, и исследования Ф. Гилля, И. Фаттера, К. Гепферта по сурдопедагогике. Во время поездки Дикгоф неожиданно встретился с путешествующей в тех же краях императрицей Марией Александровной и получил уникальную возможность не только побеседовать с ней, но и посвятить ее в свои планы. Императрица благосклонно отнеслась к прожектам лютеранского священника и одобрила его инициативу.
От момента представления Дикго-фом докладной записки императрице Марии Александровне до реального открытия московского училища прошло 11 лет. За это время на российском троне Александра II сменил Александр III, и просьбу, обращенную к одной императрице, исполнила другая. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику Санкт-Петербургу. Там школа для слепых появилась в 1881 г. стараниями К. К. Грота. Занимаясь делами попечительства, объектом заботы которого изначально были взрослые слепые, Грот задумался об участи незрячих детей, лишенных в России права быть грамотными. Не дожидаясь ничьей помощи и ориентируясь на знакомый ему европейский опыт, он на собственные средства открыл в Санкт-Петербурге маленькое частное учебное заведение. Любопытно, что в своем дневнике Грот помечал не только то, что стоит воспроизвести на родине, но и то, что не следует копировать [1].
Долгое время наиболее известным и авторитетным зарубежным источником
по проблемам тифлопедагогики для россиян оставалась книга «Воспитание и обучение слепых» немецкого тифлопедагога Ф. Цеха, опубликованная в Германии в 1913 г. и переизданная в СССР с комментариями В. А. Гандера в 1934 г. Русская версия книги стала для отечественных дефектологов учебным пособием.
Германии еще в XIX в. удалось захватить первенство и стать примером для подражания в деле образования слепых, родоначальником которого была Франция. Вслед за первым государственным специальным учебным заведением для слепых в Берлине (1806) подобные открылись в Дрездене (1809), Бреслау (1818), Фрейзине (1826), Гамбурге (1830), Галле (1833), Франкфурте-на-Майне (1833). Пальма первенства принадлежала Пруссии, где число школ для незрячих к концу столетия достигло 15, из которых 9 разместились в Берлине. Тогда же в столице открылся специализированный детский сад.
Появление особых учебных заведений закономерно вызвало к жизни дискуссию о содержании обучения слепых, в ходе которой оформились две точки зрения. Директор Берлинского института А. Цейне не уставал повторять: «Слепой в состоянии достигнуть высокого уровня образования. Нужно только внушить ему веру в свои силы». Коллеги по цеху устремления Цейне не разделяли. Так, его современник, директор открытого в 1809 г. Дрезденского института слепых К. Георги утверждал, что незрячий хотя и способен к развитию, но имеет свои пределы, вытекающие из целей общества. Георги мечтал о максимальном включении слепых в обучение, имея в виду и детей из бедных семей. Совершенствуя обучение своих подопечных, энтузиаст ни на минуту не забывал, что грамотность, академические достижения не решают всех проблем слепого человека, ему необходимо овладеть ремеслом. В дополнение к ранее культивируемому в Дрезденском институте слепых музицированию Георги ввел обучение плетению канатов, корзин, столярному и щеточному делу. Хорошо образо-
ванный педагог категорически отказывался воспринимать нищенство как способ выживания незрячего человека из простонародья, веря, что слепец может и должен жить собственным трудом. В результате творческого поиска образовалась трехмодульная структура учебного заведения, включающая дошкольное, школьное и ремесленное отделения [2].
На протяжении XIX в. в разных немецких землях число слепых детей, посещающих школу, неуклонно возрастало. Однако настоящая победа в борьбе за право незрячих на образование относится к последней четверти столетия: в 1873 г. принимается закон об обязательном обучении слепых, глухих и умственно отсталых детей [4].
Итак, всего за столетие Германия стремительно прошла путь от открытия модельной школы до создания развернутой системы попечения о слепых [6].
Система специального образования для слепых и слабовидящих людей в настоящее время развернута и в Республике Саха (Якутия). Чтобы оказать коррекционно-педагогическую поддержку студентам с проблемами зрения в высших и средних специальных учебных заведениях республики, в 1991 г. при Якутском государственном университете была создана общественная организация инвалидов «Якутская республиканская ассоциация инвалидов — студентов и специалистов» (ЯРАИСИС) им. И. Е. Охлопкова.
Цели и задачи ЯРАИСИС — содействие государству и обществу в социальной и профессиональной реабилитации инвалидов — учащихся, студентов, аспирантов и специалистов. Основным структурным подразделением организации является Учебно-производственный вычислительный центр инвалидов «Тол-бон», созданный 13 марта 1991 г. Здесь планомерно ведется профориентационная работа среди учащихся спецшкол (например, Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей), проходят факультативные занятия с целью приобщения учащихся к профессии программиста. За этот период 29 выпуск-
ников Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей поступили в Якутский государственный университет, 15 из них успешно окончили вуз и уже трудоустроены [3].
Примечательна и сама история создания школы. В Якутской АССР в маленькой деревушке Долу Мегино-Канга-ласского района в 1938 г. открылась начальная школа для слепых и слабовидящих детей — одна из первых специальных школ в Российской Федерации. В 1957 г. она переехала в г. Якутск, где и находится по сей день. До 1998 г. школа была восьмилетней, но благодаря усилиям руководителей ЯРАИСИС в 1998 г. она получила статус полной средней. В 2008 г. ей исполнилось 70 лет.
В числе первых выпускников Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей был И. Е. Охлопков, именем которого и названа ассоциация. И. Е. Охлопков, единственный незрячий ученый Якутии (на кафедре истории КПСС Якутского государственного университета он проработал 16 лет), является поистине достойным примером для инвалидов по зрению, пионером во многих делах. Он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР (1965 г.), занесен в Книгу почета Президиума Якутского республиканского правления ВОС (1972 г.) за личный вклад в дело социально-трудовой реабилитации слепых.
Вслед за ним можно назвать ряд других талантливых выпускников школы, известных не только в Якутии, но и во всей Российской Федерации. Так, И. Н. Егоров — первый тифлопедагог Якутии, математик, философ, поэт, автор пяти сборников стихов и поэм, выпускник дефектологического факультета Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена; Г. А. Слепцов — бессменный председатель Якутского республиканского правления ВОС, проработавший на этом посту более 20 лет, член Центрального правления ВОС; Ю. В. Писарев — эсперантист, экстерном за четыре года окончивший физикоматематический факультет Якутского государственного университета, прора-
ботавший всю свою жизнь учителем математики в родной школе; П. П. Романов — выпускник исторического факультета Якутского государственного университета, известный не только в Якутии, но и в Российской Федерации кандидат в мастера спорта по русским шашкам, занимавший призовые места на республиканских и многих российских соревнованиях. Все эти люди, будучи инвалидами, своей крепкой позицией, неутомимой работой совершили жизненный подвиг, к сожалению, не отмеченный правительственными наградами.
Подчеркнем, что современный этап развития системы высшего профессионального образования людей с проблемами зрения связан с подписанием Россией 24 сентября 2009 г. Конвенции ООН о правах инвалидов, с разработкой Закона РФ о специальном образовании, с принятием новой Конституции РФ, дающей людям с проблемами здоровья право на самостоятельное самоопределение.
Таким образом, проведенный анализ исторических периодов в эволюции национальных систем специального образования людей с проблемами зрения по-
зволяет говорить о ее значительных достижениях при условии государственной поддержки в этой сфере.
список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирючков, М. В. Силуэты. Приложение к журналу «Школьный вестник» / М. В. Бирючков. — М. : Молодая гвардия, 2000. — С. 40—43.
2. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2002. — 152 с.
3. Малофеев, Н. Н. Из истории отечественной специальной школы / Н. Н. Малофеев // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 3—10.
4. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. — М. : Просвещение, 2009. — 319 с.
5. Марголин, 3. И. История обучения слепых / З. И. Марголин. — М. : Учпедгиз, 1940. — 134 с.
6. Новоторцева, Н. В. Проблема интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья в национальных системах образования стран Европы и России [Электронный ресурс] / Н. В. Новоторцева // Педагогический вестник. — Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/
novo sti_i_problemy/31 _1 /.
7. Сизова, А. И. Московская школа-интернат № 1 для слепых детей и ее выпускники. К 75-летию ВоС / А. И. Сизова. — М. : Логос, 2000. — 149 с.
Поступила 21.04.09.