воспитание и дополнительное образование
Е.И. ФАСТОВА (Волгоград)
становление социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации: модель концепции
Представлена модель гуманитарно-целостной концепции становления социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации. Раскрываются концептуальные и технологические основы опосредованного управления процессом становления социальной компетентности подростка, которое опирается на многообразный опыт использования возможностей среды в осуществлении воспитательных целей.
Ключевые слова: социальная компетентность
подростка, гуманитарное развитие подростка, культурно-образовательная среда общеобразовательной организации, потенциал культурнообразовательной среды общеобразовательной организации в осуществлении воспитательных целей.
Гуманитаризация в современном обществе проявляется в росте свободы человека, становлении его субъектности и сохранении целостности в условиях ускорения темпов социокультурной динамики, возникновения не существовавших ранее личностных и социальных проблем. Эти процессы изменяют характер социализации и инкультурации личности подростка, делают особенно актуальным в условиях кризиса системы ценностей в современном обществе интериоризацию подростком моделей культуро-со-образного (К.В. Зелинский) поведения и ценностей высшего духовного порядка извне, в том числе из культурно-образовательной среды общеобразовательной организации.
В то же самое время очевидна неспособность личности подростка к инноватике, творческой интерпретации повседневности, к решению проблем в сфере саморазвития и социального взаимодействия безопасно для мира и
человека. Это проявляется в росте асоциального, суицидального, протестного поведения среди подростков, в потере ими смыслов личностного саморазвития и социального взаимодействия.
Этот социальный приоритет обусловливает пересмотр существующих форм и способов бытия подростка в социокультурном пространстве современного общества, порождает необходимость исследования социальной компетентности подростка как способа адаптации к новым социокультурным реалиям, а также процесса ее становления в культурнообразовательной среде общеобразовательной организации.
Очевидно, что педагогическая практика нуждается в разработке концептуальных и технологических основ опосредованного (через культурно-образовательную среду общеобразовательной организации) управления процессом становления социальной компетентности подростка, которое опиралось бы на многообразный опыт использования возможностей среды в осуществлении воспитательных целей.
Теоретические основы и практические пути построения систем образования, направленного на становление социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации, связаны, на наш взгляд, с разработкой и апробацией гуманитарно-целостной концепции становления социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации.
Под педагогической концепцией, вслед за Н.М. Борытко, мы понимаем «систему идей, которая включает диагностично заданные цели и обусловленные ими принципы деятельности педагога. Концепция реализуется в практике педагогической деятельности в программах и методиках» [2, с. 84].
Построение модели (от лат. modulus -мера, образец) концепции предполагает обоснование обобщенного образа концепции, который воспроизводит в знаковой форме (схема, теория, программа и т.п.) ее сущностные свойства и характеристики. Теоретическое моделирование связано с доопытным воссозда-
© Фастова Е.И., 2013
нием изучаемого объекта в модели и репрезентацией знаний о нем (П.Г. Щедровицкий).
Для определения методологических оснований исследования нами был осуществлен анализ истории зарубежного и отечественного образования, который позволил выявить тенденции в развитии педагогической теории и практики. Данные тенденции, с одной стороны, задали ориентиры для выявления сущностных характеристик социальной компетентности и определения индивидуальноличностных и социально ценных свойств, необходимых подростку для приобретения высокого уровня готовности и способности решать проблемы в сфере саморазвития и социального взаимодействия; с другой стороны, позволили определить в качестве методологии исследования гуманитарную парадигму, гуманитарно-целостный и компетентностный подходы.
С позиции гуманитарной методологии, гуманитарно-целостного и компетентностно-го подходов, основными категориями исследования являются компетенция и компетентность; социальная компетентность подростка; становление; гуманитарное развитие подростка; гуманитарное пространство культурного самоопределения подростка; ценности высшего духовного порядка; культуро-со-образность (К.В. Зелинский); культурно-образовательная среда общеобразовательной организации; гуманитарные, компетентностные, культуро-со-образные (к.В. Зелинский) педагогические ситуации; гуманитарно-компетентностная модель образования.
Применяя методологию гуманитарноцелостного подхода и опираясь на философские онтологические концепции о «единораздельной целостности» А.Ф. Лосева, о Едином в человеческой сущности античного философа Плотина, о целостности человека в его бытии
Н.А. Бердяева, С.А. Булгакова, П.А. Флоренского, а также используя интегральные концепции личности, в которых обосновывается единство коллективного и индивидуального в истории философии (П. Бурдье, В. Виндель-банд, Г. Риккерт, Э. Фромм и др.), философии (М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлов,
В.Ф. Петренко, А.Г. Теслинов и др.), мы обоснуем гуманитарно-целостностную природу социальной компетентности подростка. Сущность социальной компетентности раскрывается через диалогическую взаимосвязь и интеграцию в структуре единого целого индивидуальноличностных и социально ценных свойств как «единства самости и социумности личности»
(С.А. Комиссарова, В.М. Симонов, В.А. Сла-стенин и др.), внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, коллективного и индивидуального и предопределяет становление подростка как субъекта культуры в нераздельной целостности процессов его саморазвития как центрации на себе и социального взаимодействия как акцентуации на внешней по отношению к подростку среде.
Приобретение необходимых подростку индивидуально-личностных свойств (деятельная активность, направленная на разрешение проблем в сфере саморазвития, критическое и творческое мышление, рефлексия, волевая саморегуляция, субъектно-авторская позиция, эмоционально-позитивное отношение к себе, способность к самоизменению и личностному выбору) и социально ценных свойств (деятельная активность, направленная на разрешение проблем в сфере социального взаимодействия, социальный интеллект, ответственность, толерантность, эмоционально-позитивное отношение к миру, диалогичность и сотрудничество с другими, стремление к позитивным изменениям в социуме) позволит подростку эффективно жить в современном социуме, достигая высокого уровня готовности и демонстрируя способность решать проблемы в сфере саморазвития и социального взаимодействия безопасно для мира и человека, руководствуясь ценностями высшего духовного порядка.
Далее, согласно логике исследования, обоснуем функции социальной компетентности в гуманитарном развитии подростка, учитывая гуманитарно-целостную природу социальной компетентности, специфику гуманитарного развития подростка, принимая во внимание его психолого-возрастные особенности и влияние микросредовых и мак-росредовых условий.
С позиции компетентностного подхода будут определены личностные и социальные компетенции, необходимые подростку для приобретения вышеназванных индивидуально-личностных и социально-ценных свойств. Структура каждой компетенции на основе теории И. Осмоловской представлена состоящей из определенных знаний, видов деятельности, опыта видов деятельности, ценностей, смыслов и отношения и предполагает, что подростком будут интериоризи-рованы отдельные элементы компетенций, которые войдут во внутренний план его личности, образуя компетентностный опыт как разновидность личностного опыта (В.В. Сериков) подростка. В результате нами будет получена
структурно-содержательная модель социальной компетентности.
основываясь на концепциях философов-экзистенциалистов Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. об обретении человеком его сущности, отличном от существования, мы представим «восхождение» подростка к целостности социальной компетентности по уровням его гуманитарного развития. Данное восхождение обусловлено кризисами подросткового возраста и кризисным (нелинейным) становлением компетентности.
Психологические работы гуманитарноантропологического направления (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.И. Слободчиков и др.), в которых раскрыты модусы человеческой субъ-ектности - индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум (В.И. Слободчиков), составляют психологическую основу обоснованных нами уровней социальной компетентности подростка; логика становления целостности, представленная в теории В.С. Ильина, -нецелое (несвязное), целое (связное), оптимальное связное (единое целое) - позволяет нам обосновать становление социальной компетентности подростка как системно-целостный процесс количественно-качественных изменений в его личности, включающий различные состояния его гуманитарного развития, различающиеся степенью целостности становящегося новообразования.
Воспитательный потенциал культурнообразовательной среды общеобразовательной организации в становлении социальной компетентности подростка, на наш взгляд, определяется:
• ее сущностными характеристиками (целостность, динамичность, культуро-со-образ-ность (К.В. Зелинский), гуманитарность, направленность на единство процессов саморазвития подростка и успешной его реализации в социуме);
• средообразующими компонентами, содержательное наполнение которых детерминируется сущностными характеристиками культурно-образовательной среды общеобразовательной организации;
• способностью спроектированных сре-довых компонентов оказывать влияние на развитие индивидуально-личностных и социально ценных свойств подростка в их единстве.
Воспитательный потенциал культурнообразовательной среды общеобразовательной организации в становлении социаль-
ной компетентности подростка раскрывается в принципах организации культурнообразовательной среды этой организации, которые выделяются с позиции гуманитарной парадигмы, гуманитарно-целостного и системно-деятельностного подходов с учетом сущности исследуемого новообразования и особенностей гуманитарного развития подростка. При этом культурно-образовательную среду общеобразовательной организации мы понимаем как совокупность микросред, главным способом организации которых являются гуманитарные, компетентностные, культуро-со-образные (К.В. Зелинский) педагогические ситуации как ведущее педагогическое средство гуманитарно-компетентностной модели образования.
опосредованное (через культурно-образовательную среду общеобразовательной организации) управление становлением социальной компетентности подростка центрировано на проблемах человеческого бытия, оно вытекает из восприятия педагогического процесса становления социальной компетентности подростка в его человековедческом измерении, что раскрывается через актуализацию духовных основ бытия всех субъектов культурнообразовательной среды общеобразовательной организации, видение в нем единичных фактов, воплощающих в себе самоценность и автономность процессов становления социальной компетентности подростка и отражающих в своем содержании специфику деятельной взаимосвязи подростка с педагогом, сверстниками, другими субъектами культурно-образовательной среды общеобразовательной организации, где их отношения строятся как единая ценностно-смысловая со-деятельность.
Мы исходим из представления о культурнообразовательной среде общеобразовательной организации как динамичном явлении, которое вызывает ситуацию кризиса в гуманитарном развитии подростка, приводит его к пониманию недостаточности компетентностно-го опыта для решения возникающих проблем в сфере саморазвития и социального взаимодействия, содержит условия для приобретения необходимого компетентностного опыта и в конечном итоге способствует «восхождению» подростка на более высокий уровень гуманитарного развития. После этого воспитательный потенциал среды исчерпывается и возникает необходимость перехода к другому этапу реализации воспитательного потенциала культурно-образовательной среды в становлении социальной компетентности подростка.
В этой логике будут обоснованы этапы реализации воспитательного потенциала культурнообразовательной среды общеобразовательной организации в становлении социальной компетентности подростка.
Методика организации культурно-образовательной среды становления социальной компетентности в общеобразовательной организации на каждом этапе реализации ее воспитательного потенциала включает в себя определенную последовательность педагогических действий: 1) диагностику уровней гуманитарного развития подростка; 2) проектирование средообразующих компонентов гуманитарной, целостной, диалогичной, культуро-со-образной (К.В. Зелинский), направленной на единство процессов саморазвития и социализации подростка культурно-образовательной среды общеобразовательной организации; 3) преобразование (направленность на воздействие спроектированных средообразовательных компонентов на гуманитарное развитие подростка); 4) рефлексию (оценивание действий субъектов среды, личностных изменений и изменений, которые произошли в самой культурно-образовательной среде).
Ведущей идеей гуманитарно-целостной концепции становления социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации является обоснование целостного процесса гуманитарного развития подростка, который представляет собой «восхождение» подростка к целостности социальной компетентности в целостной, динамичной, культуро-со-образной, гуманитарной, направленной на единство процессов саморазвития и социализации подростка культурно-образовательной среде общеобразовательной организации.
литература
1. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2001.
2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.
3. Зелинский К.Д. Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2011.
4. Кузибецкий А.Н. Социокоммуникативная компетентность - ключевая характеристика гуманитарно ориентированного управленца-профессио-нала // Res paedagogica. 2006. № 1. С. 22-36.
5. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра нед. наук : 13.00.01. М., 1997.
6. Осмоловская H. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе // Нар. образование. 2006. № 5. С. 77-79.
7. Слободчиков В.К Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 2000.
8. Фастова E.H. Социальная компетентность подростка: функции и компоненты // №в. Волгогр. гос. нед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2009. № 1(35).
С. 96-101.
9. Фастова E.H. Потенциал культурно-образовательной среды общеобразовательного учреждения в становлении социальной компетентности подростка // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2013. № 4 (24). С. 110117. URL : http://grani.vspu.ru.
10. Фастова E.H. Становление социальной компетентности подростка в проектной деятельности: дис. ... канд. нед. наук. Волгоград, 2010.
* * *
1. Boryitko N.M. Teoriya i praktika stanovleniya professionalnoy pozitsii pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya: dis. ... dok. ped. nauk. Volgograd, 2001.
2. Ilin V.S. Formirovanie lichnosti shkolnika (tselostnyiy protsess). M.: Pedagogika, 1984.
3. Zelinskiy K.D. Nravstvennoe vospitanie mladshih shkolnikov na zanyatiyah s pravoslavno-kulturnyim komponentom soderzhaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Volgograd, 2011.
4. Kuzibetskiy A.N. Sotsiokommunikativnaya kompetentnost - klyuchevaya harakteristika gumani-tarno orientirovannogo upravlentsa - professionala // Res paedagogica. 2006. № 1. S. 22-36.
5. Manuylov Yu.S. Sredovoy podhod v vospitanii: dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. M., 1997.
6. Osmolovskaya I. Klyuchevyie kompetentsii i otbor soderzhaniya obrazovaniya v shkole // Nar. obrazovanie. 2006. № 5. S. 77-79.
7. Slobodchikov V.I. Osnovyi psihologicheskoy antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: razvitie sub'ektivnoy realnosti v ontogeneze: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Shkola-Press, 2000.
8. Fastova E.I. Sotsialnaya kompetentnost podrostka: funktsii i komponentyi // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2009. № 1(35). S. 96-101.
9. Fastova E.I. Potentsial kulturno-obrazovatelnoy sredyi obscheobrazovatelnogo uchrezhdeniya v stanovlenii sotsialnoy kompetentnosti podrostka // Grani poznaniya: elektr. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2013. №4 (24). S. 110-117. URL : http:// grani.vspu.ru.
известия вгпу
10. Fastova E.I. Stanovlenie sotsialnoy kompe-tentnosti podrostka v proektnoy deyatelnosti: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2010.
Establishment of teenager’s social competence in the cultural and educational environment of a general educational institution: concept model
There is represented the model of the holistic conception of establishment of teenager’s social competence in the cultural and educational environment of a general educational institution where there are revealed the conceptual and technological foundations of the mediate management of the process of teenager’s social competence establishment, which depends on the various experiences of the environment potential use in implementation of the educational goals.
Key words: teenager’s social competence, teenager’s humanitarian development, cultural and educational environment of a general educational institution, potential of cultural and educational environment of a general educational institution in implementation of educational goals.
Е.Н. СИТНИКОВА (Волгоград)
факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка
Дано научное определение субкультурной грамотности современного подростка, выделены уровни ее сформированности. На основе монографических характеристик для каждого уровня определены факторы и условия становления исследуемого качества, выявлены инвариантные факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка.
Ключевые слова: субкультура, подростки, субкультурная грамотность, условие, фактор.
Современную социальную ситуацию развития подростка обусловливают такие ранее не исследованные факторы развития образа Я, как ценностно-нормативная неопределенность современного мира, необходимость
принятия ответственных решений, сопряженных со стрессами, неуверенностью, утратой традиционных форм поддержки семьи и школы, а также усиливающееся влияние киберпространства и поиск значимых Других в различных субкультурах [5]. Ученые отмечают, что в подростковом возрасте наблюдается «синдром отчуждения или замещения ценностей образования и воспитания субкультурными ценностями и установками», что воспринимается родителями и педагогами не как стремление обрести самостоятельность, а как повод для усиления контроля [4]. Происходит это в силу того, что педагоги и родители не владеют информацией о разновидностях субкультурных течений, их содержательном наполнении, способах педагогического взаимодействия с участниками и, как следствие, заведомо негативно воспринимают любые проявления активности участников субкультурных групп [3]. Традиционная модель отечественного образования представляет собой на данный момент простую трансляцию монокультуры, что затрудняет личностное самоопределение подростка, поиск своего Я в современном мире и обществе. Это обусловлено снижением эффективности воспитательных воздействий на ребенка, формализацией процесса взаимодействия школы и семьи, нежеланием педагогов менять сложившиеся стереотипы [2]. В результате школа и семья не могут взять на себя ответственную роль тактичного проводника и советника в области истинных и ложных культурных ценностей, поскольку в современной педагогической науке не разработаны характеристики субкультурной грамотности современного подростка как социально-педагогической цели взаимодействия семьи и школы в контексте разработки научно-методического сопровождения реализации развивающего потенциала ФГоС общего образования.
Исходя из анализа исследований данной проблемы (П.С. Гуревич, Н.Г. Багдасарян, Г.Ю. Беляев, И.К. Кучмаева, В.Т. Лисовский, Л.В. Мосиенко, А.В. Мудрик, Л.П. Макарова, В.В. Сафонова, С.А. Нечаев, Т.Б. Щипань-ская и др.) и собственных выводов, под субкультурной грамотностью современного подростка мы понимаем интегративное личностное качество, характеризующееся системной культурологической и социологической информацией, ценностным отношением субъекта к современным культурным явлениям, ак-
© Ситникова Е.Н., 2013