Научная статья на тему 'Становление службы поддержки педагога-воспитателя в условиях гуманистической воспитательной системы в специальной (коррекционной) школе'

Становление службы поддержки педагога-воспитателя в условиях гуманистической воспитательной системы в специальной (коррекционной) школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая воспитательная система / коррекционная школа / педагог-воспитатель

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюнева Н. Л.

В статье представлена системная деятельность образовательного учреждения в области развития кадрового потенциала создание инновационной системной структуры службы поддержки педагога-воспитателя на основе идей гуманистической психологии и педагогики. Исследования проведены в «Специальной (коррекционной) школе-интернате № 22» (Республика Карелия, г. Петрозаводск). Автором при создании службы использованы идеи педагогической поддержки с учетом принципов менеджмента качества в соответствии с требованиями, изложенными в международном стандарте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сюнева Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISO 9000:2005.The experience and lines of activity of the Petrozavodsk state educational institution of the Republic of Karelia ((Special boarding school № 22» and a system of professional and personal support of the teaching staff are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Становление службы поддержки педагога-воспитателя в условиях гуманистической воспитательной системы в специальной (коррекционной) школе»

Н. Л. Сюнева

СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Работа представлена кафедрой педагогики Карельского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. М. Конжиев

В статье представлена системная деятельность образовательного учреждения в области развития кадрового потенциала - создание инновационной системной структуры - службы поддержки педагога-воспитателя на основе идей гуманистической психологии и педагогики. Исследования проведены в «Специальной (коррекцнонной) школе-интернате № 22» (Республика Карелия, г. Петрозаводск). Автором при создании службы использованы идеи педагогической поддержки с

197

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

учетом принципов менеджмента качества в соответствии с треоованиями, изложенными в международном стандарте ISO 9000:2005.

The experience and lines of activity of the Petrozavodsk state educational institution of the Republic of Karelia ((Special boarding school № 22» and a system of professional and personal support of the teaching staff are presented in the article.

Актуальной задачей развития кадрового потенциала специальной (коррекцион-ной) школы в контексте системного подхода к воспитанию мы видим в обеспечении поддержки педагога-воспитателя, функционирующей в соответствии с требованиями к системам менеджмента качества, применительно к образовательному процессу, изложенными в стандартах ISO 9000:2005' и ISO 9001:20001

Создавая в ГОУ РК «Специальная (кор-рекционная) школа-интернат № 22» гуманистическую воспитательную систему, мы столкнулись с проблемой готовности педагога-воспитателя работать в пространстве педагогической поддержки. Ее в полном объеме не решают ни вузы, ни курсы повышения квалификации. Решающей в этом отношении становится идея создания системы профессионального сопровождения педагога непосредственно в школе.

При этом, рассматриваемая система

должна отвечать восьми основным принци-

3

пам менеджмента качества : ориентация на потребителя (т. е. на воспитанника, его родителей), лидерство руководителя учреждения (обеспечивающего единство цели и направления деятельности, осознающего ответственность и важность решаемой задачи), вовлечение в процесс работников всех уровней в учреждении), осуществление процессного и системного подходов к деятельности, стремление к постоянному улучшению, подход к принятию решений на основе анализа данных и информации, осуществление взаимовыгодных отношений с поставщиками (в роли которых также следует рассматривать родителей).

Идеи, принципы и методы педагогической поддержки и профессионального сопровождения педагога, рассмотренные в работах ряда ученых (Е. А. Александровой,

В. А. Болотова, О. С. Газмана, Е. И. Исаева, И. А. Колесниковой, С. Г. Косарецко-го, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Михайловой, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, И. Д. Фрумина и др.) раскрывают специфику педагогической поддержки как принципа организации образовательной системы.

При этом в рассмотренных работах больший акцент уделяется вопросу педагогической поддержки ребенка. На наш взгляд, менее разработанным является вопрос подготовки самих педагогов. Этот тезис согласуется с теоретическими исследо-

4

ваниями целого ряда авторов .

Но здесь открытыми остаются два вопроса. Во-первых: какими средствами обеспечить претворение в жизнь школы данной идеи? Во-вторых: как обеспечить реализацию данной идеи в соответствии с современными международными принципами обеспечения качества образовательного процесса?

Наблюдения и исследования на протяжении десяти лет убедили нас в том, что педагог-воспитатель специального (коррек-ционного) учреждения нуждается в особой поддержке . Существующие подходы и точки зрения ученых на проблему профессионального развития педагога носят или функциональный характер, или посвящены массовым образовательным учреждениям. В них не ставилась как специальная задача создание системной структуры, которую мы понимаем как службу поддержки педагога специальной (коррекционной) школы.

Исследование специфических особенностей и условий профессиональной деятельности педагога-воспитателя специальной (коррекционной) школы выявило, что педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся школы-интерната сопряжено с тем, что большинство из них

Становление службы поддержки педагога-воспитателя в условиях гуманистической..

(98%), помимо нарушений развития, страдают соматическими заболеваниями, более чем у половины из них зарегистрированы психические отклонения. В этих условиях профессиональная деятельность педагога-воспитателя связана с высоким уровнем

нервно-психического напряжения и не ис-

„6

ключает стрессогенных ситуаций .

Для оценки психофизиологических и социально-психологических показателей здоровья педагогов-воспитателей нами, с учетом современных требований менеджмента качества образовательного процесса, была разработана анкета с использованием таких методик, как «Психологический портрет педагога-воспитателя», «Анализ мотивации деятельности педагогов-воспитателей» и др. Анализ данных анкетирования выявил, что у 100% респондентов отмечается нестабильное психоэмоциональное состояние, 90% из них испытывает эмоциональное и физическое истощение, 55% не удовлетворены собой или окружающими, у 44% педагогов-воспитателей выявлен пониженный эмоциональный тонус, 55% респондентов испытывают повышенную раздражительность, у 77% - отмечается постоянное чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревоги. В целом можно отметить, что у 22% педагогов-воспитателей отмечаются все симптомы синдрома эмоционального выгорания. Исследованием также выявлено, что большинство педагогов-воспитателей недостаточно подготовлены в области целого ряда разделов психологии и педагогики, наиболее востребованных в условиях функционирования новой гуманистической парадигмы образования. Акцентированность на владении специальными знаниями при недостаточном внимании к их антропологическому компоненту сформировало у педагога-воспитателя отношение и к себе, и к детям как к «функции», а не как к человеку(только 19% респондентов определили свой педагогический стиль как гуманистический). В этих условиях мы осознали острую необходимость поиска путей эффективной поддержки персонала.

Анализ полученных данных, отчетов и наблюдений за деятельностью педагогов-воспитателей на протяжении ряда последних лет и совместная рефлексия опыта позволил нам подойти к реализации идеи - созданию системной структуры профессионального сопровождения педагога - Службы поддержки педагога-воспитателя, основанную на принципах педагогической поддержки и менеджмента качества.

На этапе становления службы мы определили основные задачи, которые она должна решать в соответствии с рекомендациями стандарта менеджмента качества ISO 9001:2000 и принципами педагогической поддержки: консолидация педагогического коллектива; развитие гуманистической культуры школы; предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов; сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов; приобщение коллектива к научно-исследовательской по актуальным проблемам школы.

Особое внимание в деятельности созданной Службы поддержки мы уделили процессу построения новых способов деятельности педагога-воспитателя: методикам организации рефлексивных обсуждений; моделированию образовательных ситуаций, различных тренингов, помогающих обретать необходимые знания о себе и недостающие способы «распознавания» проблем; проведению тестовых методик; организации консультаций и развитию «культуры обращения»; методам проектирования; знакомству с литературой по педагогической антропологии,психологии и педагогической поддержке, подготовке докладов; содержанию деятельности творческих микрогрупп.

Создавая условия для профессионального роста, Служба поддержки учреждения вносит разнообразие в текущую педагогическую работу педагогов-воспитателей: предлагает и реализует совместные новые проекты и программы (Программа профессионального роста «Золотой и Серебряный

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

РОСТок», проект «Здоровый образ жизни педагога» и др.), стимулирующие личностное и профессиональное развитие. У педагогов-воспитателей есть возможность участия в семинарах и конференциях, где они встречаются с новыми коллегами (семинар «Не бойся перемен: изменения - путь к успеху», «Семья и школа - общее пространство воспитания», семинар-конференция «Воспитатель XXI» и др.).

Более активно культивируется досуг и другие интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (Женский клуб, совместный досуг и др.). Управленческий персонал школы целенаправленно овладевает техниками предупреждения и снятия

конфликтов и напряжения у педагогов-воспитателей.

Результатом пятилетней деятельности Службы поддержки педагога-воспитателя мы видим реализацию принципа постоянного измерения, анализа и улучшения педагогической деятельности, нравственного климата, атмосферы межличностного взаимодействия всех участников школьного сообщества в сторону гуманизации. Целенаправленная профессиональная поддержка педагогов привела к эффекту возникновения у них потребности в системных связях и обеспечила гуманистическую направленность деятельности всей педагогической системы школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стандарт ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь / М.: Учебный центр Всероссийской организации качества, 2006.

Стандарт ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования / М.: Учебный центр Всероссийской организации качества, 2006.

Стандарт ISO 9000:2005.

Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е.А.и др. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; Науч. ред. Н. Б. Крылова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 3, 8.

Сюнева Н. Л. Реализация гуманистической направленности воспитательной системы специальной (коррекционной) школы // Человек и Вселенная. СПб., 2006. № 2(55). С. 186-189.

Сюнева Н. Л., Чечко Е. Н. Особенности психологического здоровья педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната. Материалы Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке». М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 499.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.