Научная статья на тему 'Становление системы женского образования в России'

Становление системы женского образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5897
774
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСКРЕСНАЯ ЖЕНСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косетченкова Елена Анатольевна

В статье рассматривается история становления женского гимназического образования, явившегося одной из первоначальных ступеней будущего развития женского профессионального образования. Современный период России ознаменован сменой экономической модели, переходом к рыночной системе хозяйствования, в условиях оторой женщины принимают самое активное участие. Интерес к процессу становления и развития женского профессионального образования в России пореформенного периода определяется необходимостью модернизации образования в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление системы женского образования в России»

УДК 37(091)

КОСЕТЧЕНКОВА Елена Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент Курского филиала Российского государственного торгово-экономического университета. Автор 19 научных публикаций, в т.ч. монографии и учебно-методического пособия

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматривается история становления женского гимназического образования, явившегося одной из первоначальных ступеней будущего развития женского профессионального образования. Современный период России ознаменован сменой экономической модели, переходом к рыночной системе хозяйствования, в условиях которой женщины принимают самое активное участие. Интерес к процессу становления и развития женского профессионального образования в России пореформенного периода определяется необходимостью модернизации образования в современной России.

Женские гимназии, профессиональное женское образование, воскресная женская школа

Международные и внутригосударственные реформы предполагают значительные изменения в российской системе образования, охватывающие цели профессионализации и социализации личности учащихся. Основной задачей учебно-воспитательного процесса становится формирование мобильного, конкурентоспособного рабочего, специалиста, профессионально адаптированного к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Все это требует необходимости гибкого и динамичного функционирования профессионального учебного заведения как целостной педагогической системы, адаптированной к социальным и экономическим, производственным и психологическим факторам современного общества.

Вместе с этим возникла проблема повышения профессионального уровня педагогов, овладения ими системой социальных, экономических, педагогических, культурологических, научно-технических знаний, без чего процесс про-

фессиональной подготовки приобретает ремесленный характер.

Следует отметить, что возникшие изменения обусловлены не только насущными потребностями современного периода, но и всем ходом исторического развития российской школы. Во всем многообразии педагогических проблем особое место занимает женское профессиональное образование, исторический опыт которого имеет большое значение для его возрождения и дальнейшего развития. Особенно это актуально в связи со сложившимися условиями развития экономики, производства, социальных сфер жизни общества, закрытием многих предприятий с преобладанием женского труда, когда безработица среди женщин увеличилась в несколько раз, а оплата женского труда оценивается гораздо меньше мужского.

Природа профессиональной деятельности женщин в условиях личностно-ориентированного образования требует переосмысления структуры и содержания психолого-педагогического

мышления, анализа теоретических концепций и исторического опыта подготовки рабочих и спе-циалистов-профессионалов.

Изучение истории женского профессионального образования в контексте с новыми социально-педагогическими и профессионально-техническими задачами приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность.

Научная новизна вопроса заключается в анализе основных факторов и подходов к формированию женского профессионального образования.

Теоретическая значимость вопроса заключается в разработке обобщенной системной характеристики женского профессионального образования на основе типологии школы (в частности гимназии, низшие женские училища), социально-профессиональной направленности, личности образованной представительницы общества.

Практическая значимость характеризуется возможностью использования материала при разработке учебных программ, технологий и методик обучения, программ профессионального воспитания и формирования личности специ-алиста-профессионала в современных условиях.

Комплексное изучение вопроса позволит не только показать процесс эволюции женского профессионального образования на основе образования гимназического, но и детально воссоздать картину жизни гимназисток.

Дореформенная сословная школа была ориентирована в основном на мальчиков, для девочек образование считалось излишним. По признанию известного представителя официальной педагогики С.И. Миропольского, обучение девочек в начальной школе «совершенно почти не существовало»1. В 1856 году в России насчитывалось всего 8 227 начальных народных школ, в которых числилось 450 002 учащихся, девочек среди них было 36 900, то есть 8,2%. Количество учащихся-мальчиков по отношению к мужскому населению страны составляло 1,3%, девочек по отношению к женскому населению - 0,1%2.

Общественная деятельность по созданию начальных народных школ развернулась уже в конце 50-х гг. XIX в., задолго до проведения официальных правительственных акций в области начального народного образования. Первым и наиболее ярким проявлением этой деятельности было открытие бесплатных воскресных школ, в организации которых передовая русская интеллигенция видела не только средство распространения грамотности и образования в стране, но и один из путей сближения с народом. В числе самых первых из этих школ была женская воскресная школа, открытая в Петербурге в марте 1859 года М.С. Шпилевской (впоследствии писательницей и видной общественной деятельницей).

В 1860 году в Петербурге насчитывалось уже 14 мужских и 9 женских воскресных школ. Широкое распространение получили эти школы и в других городах России. В общем числе учащихся всех воскресных школ (многие из которых становились ежедневными бесплатными школами) женщины составляли 25%3.

Деятельность воскресных школ была недолгой. В 1862 году правительство запретило эти школы, найдя, что многие из них имеют «противоправительственный» характер. «Кончились воскресные школы, - писал один из крупнейших деятелей русской демократической культуры В. Стасов, - но не погибла их чудная благотворная деятельность... они сошли со сцены, но уже успев посеять много правды, света, здоровых, могучих и добрых понятий. Чуцно было их великое, правдивое стремление. и потому шли к ним люди толпой, с радостью и энтузиазмом»4.

В целом воскресные школы дали мощный толчок развитию общественной инициативы в области народного образования. За короткий период, за семь лет первого демократического подъема в России5 (1856-1863), число начальных народных школ в стране увеличилось более чем вчетверо, количество учащихся в них -в 2,3 раза, учащихся-девочек - в 5 раз, то есть 18,1%6

Первый реальный шаг к серьезному реформированию женского образования был предпринят 5 марта 1856 года, когда последовало вы-

сочайшее повеление: «Приступить к соображениям об устройстве на первый раз в губернских городах женских школ, приближенных по курсу к гимназиям, по мере способов, которые к тому могут представиться»7. Министр народного просвещения А.С. Норов, приступая к выполнению данного повеления, разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором запросил сведения о существующих в стране женских учебных заведениях. Особое внимание, по мнению министра, следует обратить на следующие вопросы: где особенно ощущается потребность в женских училищах; что необходимо преподавать в них; каков должен быть срок обучения; какие административные и хозяйственные основания должны быть приняты при устройстве женских школ. Министр также просил обратить внимание на то, какие потребуются средства на их открытие. В циркуляре также указывалось, что преподавателями будущих женских училищ должны быть учителя мужских гимназий, - как с целью увеличения их содержания, так и для облегчения приискания учителей в новые училища8.

На необходимость распространения в России специальных знаний среди женщин заявляли также выдающиеся педагоги и мыслители. Одним из первых выступлений, провозгласивших необходимость реформы женского образования, явилась знаменитая статья Н.И. Пирогова (1810-1881)9 «Вопросы жизни», опубликованная в журнале «Морской сборник» в июле 1856 года и положившая начало развитию общественно-педагогического движения 60-х гг. О необходимости образования и воспитания женщин впервые во всеуслышание заявил знаменитый врач и педагог. Ученый призывал поднять женское образование на более высокий уровень, вырастить новое поколение женщин, а уже потом решать проблему равенства прав.

Выступление Н.И. Пирогова, получившее большой общественный резонанс, было широко поддержано русской общественностью. Задача реформы женского образования стала неотложной и неоспоримой. Однако неотложность и неоспоримость этой реформы еще не гарантировали успеха. «Никакие уставы, никакие ре-

формы, никакие штаты не сделают ничего в такой практической и вместе с тем духовной области, каково образование народа, - отмечал К.Д. Ушинский, - если не найдутся люди, способные внести в эту область “живительную силу своего могучего. духа”»10.

К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина - чересчур видный член общества», - писал он11. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки, действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь. Действительно, характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти первые годы -ложится прочно, становится второю природою человека. Но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным вниманием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы12.

Свою лепту в развитие женского образования вносили также представители земских учреждений. Так, в записке председателя Курского губернского земского собрания Алексея Александровича Салтыкова-Головкина «О способах женского образования» была выражена уверенность, что в надлежащем будущем «.мы будем иметь утешение видеть, что в каждом нашем уездном городе женское училище составит такую же потребность, как Божий храм и как училище мужское»13.

К середине XIX века система среднего женского образования включала в себя (по данным 1894 г.) следующие основные типы учебных заведений: гимназии министерские и мариинские, институты благородных девиц и епархиальные училища14. Уровень общеобразовательной подготовки министерских и мари-

инских гимназисток, «институток», «епархиалок» был примерно одинаков, хотя в министерских гимназиях он считался повыше. По своим программам женские средние учебные заведения, даже именовавшиеся гимназиями, не были равны мужским, хотя однозвучность именования могла породить такую иллюзию. Тем не менее они не являлись «классическими», поскольку в них не преподавались латинский и древнегреческий языки. И уже одно это обстоятельство снижало их статус в сравнении со статусом мужских гимназий15.

Внутренний строй женских гимназий определялся положением 1870 года16, действовавшим без существенных изменений вплоть до 1917 года.

Женские гимназии состояли из семи основных классов с годичным для каждого класса курсом обучения.

Разрешение девочкам учиться в начальных школах, и некоторое расширение сети женских школ, потребовало подготовки учителей-жен-щин. В связи с этим правительство вынуждено было пойти на разрешение женщинам вести педагогическую работу. В результате в 1864 году организуются дополнительные педагогические классы при столичных и провинциальных женских гимназиях Ведомства учреждений императрицы Марии, а в 1870 году создаются педагогические классы при женских гимназиях Министерства народного просвещения. Тем самым гимназии вскоре стали состоять из семи основных и одного (восьмого) педагогического класса. «Положение о женских гимназиях и прогимназиях народного просвещения» (1870)17 предусматривало выдачу девушкам, окончившим семь классов, аттестата на звание учительницы начальной школы, а окончившим восемь классов - на звание домашней учительницы; получившие медали имели право быть домашними наставницами. В дополнение ко всему в 1874 году было издано специальное «Положение о педагогических классах»18.

Педагогические классы при женских гимназиях и институтах представляли собой своего рода среднее специальное педагогическое образование. В основу подготовки учащихся

здесь была положена разработанная в 1870 году К.Д. Ушинским «Программа педагогики для специальных классов женских учебных заведений»19, что, несомненно, благотворно сказалось на качестве этой подготовки. Значительно более высокий общеобразовательный уровень и основательные теоретические знания по специальности выгодно отличали выпускниц гимназий от воспитанников учительских семинарий. По данной программе увеличивалось количество часов на практические занятия по педагогике. Например, предусматривались: изучение педагогических приемов посредством наблюдений во время присутствия на уроках опытных преподавателей; педагогическая практика (занятия с отстающими и малоподготовленными воспитанниками младших классов).

Выпускные экзамены включали: 1) устные ответы по разработанным вопросам; 2) сочинение на педагогическую тематику; 3) практическую часть: проведение урока с классом по избранной специальности.

Во второй половине XIX века растет число женских средних учебных заведений духовного ведомства - епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения Синода. Назначение этих училищ - воспитывать жен и матерей служителей церкви. Основная их цель состояла в том, чтобы девицам духовного звания дать воспитание, вполне соответствующее их назначению.

Епархиальные училища также готовили учительниц для церковноприходских школ и школ грамот. Учительские кадры Русской церкви служили распространению религиозной идеологии и нравственности, а также миссионерской деятельности.

В женских гимназиях учебный курс включал следующие предметы:

Общеобразовательный курс: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, историю, географию, физику, естествоведение, арифметику и геометрию, чистописание, элементарные сведения о гигиене, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, танцы. В некоторых гимназиях были организованы занятия гимнастикой20.

Класс женской гимназии, г. Бугуруслан. 1908 год

Из числа этих предметов обучение французскому и немецкому языкам, а также танцам могло быть и необязательным для всех учениц. Все зависело от желания. Основной же причиной отказа была денежная недостаточность, так как для бюджетов многих семей

30 рублей в год были серьезной нагрузкой. Они с трудом справлялись с обязательной платой21.

Однако, несмотря на финансовые проблемы, многие семьи все же изыскивали возможности для оплаты изучения дочерьми иностранных языков. Это особо было необходимо тем гимназисткам, которые собирались продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Например, латинский язык был обязательным предметом при поступлении на Высшие женские курсы, в связи с чем все выпускницы женских гимназий вынуждены были досдавать этот предмет.

Специальный курс: начала педагогики, методика начального обучения (данные предметы изучались в дополнительном, педагогическом классе).

В соответствии с государственной доктриной центральное место среди учебных дисциплин во всех учебных заведениях (как мужских, так и женских) занимал Закон Божий. В женской гимназии его изучали на протяжении всего периода обучения, в среднем два урока в неде-

лю. Анализ имеющихся материалов показал, что это был один из самых проблемных предметов в конце XIX - начале XX веков, и это в первую очередь было связано с кризисом веры, который более глубоко затронул именно городское население.

Развитие науки и техники, светского образования, падение авторитета церкви подрывали основы религиозности в российском обществе. Городское население, более читающее, непосредственно связанное с техническими и научными открытиями, на рубеже веков все более скептически относилось к церкви и ее учению о мире.

Тем не менее, несмотря на кардинальные социокультурные изменения в пореформенный период, православная религия, обрядность занимали значительное место в жизни россиян. Так, представительница богатой московской купеческой семьи В.Н. Xарузина писала: « .наша семья была в лице всех ее представителей рели-гиозная»22.

Еще одним объяснением сложившейся ситуации было мнение ученицы 5 класса одной из петербургских гимназий Н. Виноградовой. Она смогла описать свои взгляды в школьном сочинении, о чем другие девушки могли написать только в своем дневнике. «О нынешней учащейся молодежи, в том числе и о воспитанни-

цах гимназий, часто говорят, что она не религиозна и ничего святого не признает. Мне же кажется, что это слишком преувеличенное обвинение. Действительно, если посмотреть, то на первый взгляд можно поразиться, - с каким равнодушием и даже пренебрежением многие нынешние гимназистки относятся к своим религиозным обязанностям. На самом деле в большинстве это “безбожие”, это неверие - напускное, по моде, от легкомысленного доверия к первой попавшейся в руки брошюре или книжке, от желания казаться “современной”, “не отсталой”. Наряду с этими заявлениями в своем “неверии” многие остаются верующи-ми»23. Эти мысли, по-видимому, не так уж и далеки от истины.

Каждый учебный день в гимназии начинался с молитвы. Девочки учили тексты «Святый Боже», «Святому Духу», «Богородице» и другие молитвы.

Столичные педагоги также отмечали сложности изучения Закона Божия: «... большим препятствием при прохождении курса богослужения служит то обстоятельство, что ученицы, редко бывая в церкви, мало знакомы с ним на практике; вследствие этого им приходится с трудом заучивать то, что легко могло быть усвоено при посещении церкви»24. В связи с этим религиозное чувство старались укрепить даже принудительными мерами. Посещение всех церковных служб было обязательно. Ученицы обязаны были в воскресенье и праздничные дни, а также и вечером, накануне этих дней, посещать училищную церковь, а где таковой нет - общественное богослужение25.

Закон Божий становился иногда непреодолимой преградой для учениц и доводил их до отчаяния26. В 1913 году изучение настроений учащейся молодежи показало, что многие учащиеся старших классов отвергают религию или равнодушны к ней из-за обязательного преподавания в гимназиях Закона Божьего.

Включение в учебные планы большинства гимназий специальных предметов профессиональной направленности, в частности педагогики и рукоделия27,свидетельствовало

о том, что развитие женского профессио-

нального образования было связано с их деятельностью.

Жизнь в гимназии не ограничивалась учебными занятиями. Учебное заведение было для девочек таким же способом, каналом включения их во взрослую жизнь общества, как и семья. В его стенах происходила социализация учениц, их социокультурная адаптация. Фактически на это была направлена вся воспитательная работа в женских гимназиях, имеющая главной целью «возведение женщины, матери и воспитательницы на ту высоту умственного уровня, на которой позволительно и желательно видеть женщину во всяком образованном об-ществе»28.

В основу нравственного воспитания также было положено воспитание религиозное, в духе православной церкви.

Конечно, не все внеклассные мероприятия имели официальный характер. В каждой женской гимназии, особенно если ее история насчитывала не одно десятилетие, существовали свои традиции, которые составляли основу школьной жизни. Например, в Курской Мариинской гимназии проводились вечера, посвященные юбилейным датам как общегосударственного характера, так и датам рождения и смерти деятелей науки, литературы, гражданской истории и др. Для каждого вечера вырабатывалась соответствующая программа, состоящая из сольных песен, декламации стихотворений и постановки отрывков из драматических произведений известных писателей29.

Внеклассные мероприятия имели огромное воспитательное значение. Они способствовали формированию у учащихся эмоциональных и эстетических основ становления гражданственности, развивали творческую самодеятельность школьников, их сотрудничество со взрослыми.

Вечера проводили и для развлечения, один-два раза в полугодие. Иногда проводили платные вечера с танцами для каких-либо благотворительных целей30.

Одним из самых любимых вечеров во всех школах была рождественская елка. Воспитанницы наряжали елку, готовили своими силами праздничную программу, украшали зал гирлян-

дами, разноцветными флажками, самодельными игрушками.

Обращал на себя внимание тот факт, что педагоги стремились развивать в воспитанницах чувства сопереживания и солидарности. Так, например, ученицы Курской Мариинской женской гимназии во время Русско-японской войны «выразили желание сделать пожертвования для облегчения страданий больных и раненых воинов. Педагогическим советом было разрешено классным дамам принимать пожертвования учениц по подписным листам и передавать их обществу Красного Креста совместно с отчислением из жалования служащих гимназии»31.

Количество женских средних учебных заведений с каждым годом увеличивалось32. Среди них преобладали школы с дополнительным преподаванием домоводства и рукоделия. Так, в 1905 году из 290 учениц на отдельные школы приходилось следующее количество учащихся: рукоделия - 75, кройки и шитья - 72, кулинарии - 81, счетоводства - 19, школы мод - 15, домоводства - 23, технического черчения - 533.

Почти все ученицы вспоминали приход в гимназию как одно из главных событий своей

жизни: «Какое радостное волнение испытываешь, когда первый раз входишь в гимназию, чувствуешь какой-то почтительный трепет перед наукой и преподавателями»34.

Средняя женская школа играла огромную роль в формировании духовного мира, жизненных ценностей девушек, имевших возможность получить не только среднее образование, но и специальное профессиональное.

Таким образом, женская профессиональная школа вышла из реформ 1860-х годов, оформившись в достаточно стройную систему, отдельные компоненты которой в определенной мере дополняли друг друга. В этой системе отчетливо выделялись два сектора, впервые появившиеся в российском образовании: общественно-государственный сектор, представленный министерскими гимназиями и епархиальными училищами, и государственный - учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. Динамика развития первого сектора была опережающей, и именно этот сектор, в особенности министерские гимназии и прогимназии, в конечном итоге определял лицо женского профессионального образования в России.

Таблица 1

Учебная нагрузка в средних женских учебных заведениях России (1855-1874 гг.)

Учебные предметы Женские учебные заведения

Г имназии МНП, 1874 Гимназии ВУИМ, 1863 Институты ВУИМ, 1855 Епархиальные училища, 1868

Закон Божий 14 17 18 21

I. Гуманитарные предметы 97 101 108 42

Русский язык, церковнославянский язык, словесность 23 25 18 21

Французский язык 26 28 27 -

Немецкий язык 26 23 27 -

История 12 11 18 9

Г еография 10 14 18 12

II. Естественноматематические предметы 33 33 18 25

Математика 23 15 9 18

Окончание таблицы 1

Женские учебные заведения

Учебные предметы Г имназии МНП, 1874 Г имназии ВУИМ, 1863 Институты ВУИМ, 1855 Епархиальные училища, 1868

Естественная 10 18 9 7

история

Физика 10 18 9 7

III. Географические предметы 20 23 27 10

Чистописание 6 9 27 10

Рисование 14 14 27 -

IV. Прочие предметы 11 36 15 10

Педагогика 2 4 - 2

Пение - 14 - 8

Рукоделие 9 13 - -

Т анцы - 5 - -

Общее число недельных уроков 175 210 171 108

Срок обучения 7 7 6 6

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост средних женских учебных заведений

Учебное заведение 1858 1864 1874 1884 1894 1904 1914

Полные средние женские школы 30 133 196 245 256 453 1096

Г имназии МНП 3 37 75 109 118 246 503

* * Г имназии ВУИМ 4 14 32 30 32 31 34

Женские институты 23 27 29 29 26 32 32

Епархиальные училища - - 28 40 51 62 75

Частные гимназии - 55 32 37 29 82 452

Неполные средние женские гимназии 6 87 154 209 182 190 251

Прогимназии 2 75 135 201 168 153 174

Училища духовного ведомства 4 12 10 8 13 13 11

Частные гимназии - - - - 1 24 66

ВСЕГО: 72 440 691 608 875 1296 2694

Примечания. * - Министерство народного просвещения; ** - гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии.

Примечания

1 Миропольский С.И. Школа и государство. Обязательность обучения в России. СПб, 1883. С. 117.

2 Расчеты проведены по статистическим таблицам Российской империи за 1856 год. СПб, 1858. С. 203, 206, 216-217.

3 ЛихачеваЕ.И. Материалы для истории женского образования в России. 1856-1880. СПб, 1901. С. 396.

4 Стасов В. Надежда Васильевна Стасова: воспоминания и очерки. СПб, 1899. С. 115-116.

5 ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. М., 1985. Т. 22. С. 456.

6 Расчеты проверены по Статистическому временнику Российской империи. СПб, 1866. С. 62.

7 Сборник постановлений по МНП. СПб, 1864-1867. Т. 3. С. 231.

8 Там же.

9 См.: ПироговН.И. Сочинения. Т. 1. Киев, 1914; см. подробнее: ГеселевичА.М. Н.И. Пирогов. М., 1969; он же. Летопись жизни Н.И. Пирогова. М., 1976; Геселевич А.М., Смирнов Е.И. Н.И. Пирогов: научно-биографический очерк. М., 1955.

10 УшинскийК.Д. Собр. соч. М.; Л. АПН РСФСР 1948. Т. 3. С. 85.

11 Ведомство учреждений императрицы Марии (1797-1897) / сост. Е.С. Шумигорский. СПб, 1897.

12 Чернышов В.И. К.Д. Ушинский и реформы Смольного и Александровского институтов: кратк. биогр. очерк // Вопросы истории русской педагогики: тр. / АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М., 1951. С. 63-157. Изв. АПН РСФСР: вып. 33.

13 Сборник постановлений Курского губернского земского собрания, проектов и предложений: губернской управы, комиссий и губернских гласных по вопросам народного образования с 1866 по 1879 гг. Курск, 1879. С. 3.

14 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХІХ-ХХ вв. М., 1991. С. 109.

15 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в. М., 1976. С. 136.

16 Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 1. Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения. Издание 1893 г.

17 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб, 1871. Т. 4. С. 540.

18 Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. XLIX. 1874. СПб., 1876.

19ДжуринскийА.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ педвузов. М., 1999. С. 292.

20 Передовая // Женское образование. 1891. N° 1. С. 108-109.

21 Балдин К.Е. Начало начал: очерки истории школы N° 30 г. Иваново. Иваново, 2003. С. 43.

22ХарузинаВ.Н. Прошлое. Воспоминания детских и отроческих лет. М., 1999. С. 106.

23 Радин Е.П. Душевное настроение современной учащейся молодежи по данным Петербургской общестуденческой анкеты 1912 г. СПб, 1913. С. 21.

24 Женская гимназия М.Н. Стоюниной в 1888-1889 учебном году // Женское образование. 1889. № 6-7. С. 18.

25 Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования. М., 1961. С. 48.

26 Гордон Г. Самоубийства в средней школе // Образование. 1909. № 3. С. 24.

27 Рослякова А.И. Развитие женского профессионального образования в истории санкт-петербургской школы (со второй половины ХУШ по начало XX века): дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2002. С. 135.

28ХристофороваН.В. Женские гимназии в России // Педагогика. 1998. № 4. С. 83-88.

29 ТанковА.А. Исторический очерк Курской Мариинской гимназии. Курск, 1911. С. 89.

30 Там же. С. 159.

31 Там же. С. 147.

32 Источники: РГИА. Ф. 733. Оп. 154. Д. 309. Л. 40, 40 об.; 53; РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. 1906. Д. 515. Л. 11 об.; Труды Первого Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в С.-Петербурге. СПб., 1914. Т. 1. С. 32.

33 ГАРФ. Ф. 1152. Оп. 12. Д. 118. Л. 8.

34 Первые шаги: сборник учениц 5 класса женской гимназии М.Г Брюхоненко. М., 1908. С. 33.

Kosetchenkova Elena ESTABLISHING FEMALE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

The article considers the history of female gymnasium education as one of the initial stages of female professional education future development. Russia of the contemporary period is characterized by the economic model change, by the transition to the market system of management with women taking a very active part in the process. Interest to the process of establishing and developing female professional education in Russia in the period of reforming is defined by the necessity of education modernization in modern Russia.

Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.