Научная статья на тему 'Становление, промежуточные итоги и перспективы развития научной школы «Государственная политика и управление»'

Становление, промежуточные итоги и перспективы развития научной школы «Государственная политика и управление» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ / CIVIL DEFENSE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA / ГОСУДАРСТВО / STATE / МЧС РОССИИ / EMERCOM OF RUSSIA / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / НАУЧНЫЕ КРУЖКИ / ПОЛИТИКА / POLICY / ПУБЛИКАЦИИ / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SITUATIONAL ANALYSIS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / УЧЕБНЫЕ КЕЙСЫ / PUBLICATION / EDUCATIONAL CASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельков Сергей Анатольевич, Микрюков В.О.

В статье анализируются основные результаты деятельности научной школы «Государственная политика и управление», созданной в Академии гражданской защиты МЧС России. Выявлено, что за небольшой для науки период времени представителями научной школы сделаны значительные шаги по развитию теории государственной политики и практики управления. Авторы статьи излагают собственные мысли о перспективах развития научной школы и её пользе для МЧС России и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельков Сергей Анатольевич, Микрюков В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND INTERMEDIATE TOTALS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOL “PUBLIC POLICY AND MANAGEMENT”

It is analyzed the core results of activity of scientific school “public policy and management” established in the Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia. It is revealed that for such a small for the science period the significant steps for development of the theory of public policy and management practice have been taken by the representatives of the School. The authors of this article state their own thoughts of perspectives of development of the scientific school and its advantage for the EMERCOM of Russia and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Становление, промежуточные итоги и перспективы развития научной школы «Государственная политика и управление»»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

УДК 001.891:061.6

C.Ä. Мельков, В.О. Микрюков

СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

В статье анализируются основные результаты деятельности научной школы «Государственная политика и управление», созданной в Академии гражданской защиты МЧС России. Выявлено, что за небольшой для науки период времени представителями научной школы сделаны значительные шаги по развитию теории государственной политики и практики управления. Авторы статьи излагают собственные мысли о перспективах развития научной школы и её пользе для МЧС России и государства.

Ключевые слова: Академия гражданской защиты, государство, МЧС России, научная школа, научные кружки, политика, публикации, ситуационный анализ, студенты, управление, учебные кейсы.

S. Melkov, V. Mikrukov FORMATION AND INTERMEDIATE TOTALS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOL "PUBLIC POLICY AND MANAGEMENT"

It is analyzed the core results of activity of scientific school "public policy and management" established in the Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia. It is revealed that for such a small for the science period the significant steps for development of the theory of public policy and management practice have been taken by the representatives of the School. The authors of this article state their own thoughts of perspectives of development of the scientific school and its advantage for the EMERCOM of Russia and the Russian Federation.

Keywords: Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia, state, EMERCOM of Russia, scientific school, policy, publication, situational analysis, students, management, educational cases.

Научной школой считается оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов [7]. Образование научных школ является хорошей отечественной традицией, следствием особенностей культурно-исторического развития России. Напомним мнение великого российского ученого В.И. Вернадского: «В России начало научной работе было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества... Она создавалась при этом интеллигенцией страны, по личной инициативе или путём образуемых ими организаций. » [8].

Мировое звучание имели научные школы А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы и многих других российский ученых. Они обеспечили подъём, славу и мировой уровень отечественной науки. Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики российских научных школ. Научные школы - это не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях,

сколько неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, научные школы фактически являются значимым элементом гражданского общества.

Именно в плане консолидации труда учёных научные школа представляют особый интерес. Считается, что научные школы являются таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности [9]. Обратим внимание, что в нашей стране ежегодно проводится конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ.

1. Министерство образования и науки РФ объявляет конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации для господдержки ведущих научных школ Российской Федерации. Организатором конкурса является Минобрнауки России.

2. Выделение грантов Президента Российской Федерации для господдержки ведущих отечественных научных школ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских учёных -кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».

3. Ведущей научной школой РФ считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединённых совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своём составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей [10].

В Академии гражданской защиты МЧС России. Известно, что в соответствии с новыми требованиями к качеству высшего образования, одним из современных аккредитационных показателей вуза является эффективность работы в нём научных школ. Поэтому более двух лет назад на базе гуманитарного факультета Академии гражданской зашиты МЧС России по инициативе авторов этой статьи и заместителя начальника Академии (проректора) по научной работе кандидата военных наук, доцента В.Г. Полевого была создана научная школа «Государственная политика и управление». За прошедшее время организаторам научной школы удалось сделать немало (об этом подробнее речь пойдет далее). Однако в начале статьи поразмышляем, почему мы посчитали нужным создать именно эту научную школу.

Во-первых, на тот момент наибольшее количество выпускников гуманитарного направления Академии составляли студенты (и слушатели), обучающиеся по специальности, направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Пропорции примерно сохраняются до сих пор: количество выпускников по этой специальности, направлению подготовки превышает количество обучающихся по другим направлениям двух факультетов (гуманитарного и факультета заочного обучения).

Во-вторых, по гуманитарным специальностям, направлениям подготовки магистратура пока существует только по направлению «Государственное и муниципальное управление» (хотя по этому направлению реально производился набор и выпуск только на факультете заочного обучения). Однако есть надежда, что в 2015 году начнётся набор магистрантов-очников на направление «Государственное и муниципальное управление» и будет лицензирована магистратура по направлению «Реклама и связи с общественностью».

В-третьих, мы с первого дня не забывали о желании лицензировать такое направление подготовки, как «Политология» (профиль подготовки «Аналитика в кризисных ситуациях»). Очевидно, на наш взгляд, что в аналитиках нуждается МЧС России. Кроме того, мы планировали в перспективе открыть в Академии диссертационный совет по таким научным направлениям, как 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» и 23.00.06 «Конфликтология». В таком диссертационном совете, полагаем, тоже нуждается МЧС России.

Сегодня нумерация научных специальностей изменена Министерством образования и науки Российской Федерации, она стала более укрупнённой. Поэтому мы продолжаем планировать открытие диссертационного совета по научной специальности 41.00.00 «Политические науки и регионоведение» [1] .

В-четвёртых, с момента создания в Академии гуманитарного факультета нам было понятно, что более одной научной школы факультет не потянет. Поэтому «застрельщиком» её создания должна была выступить кафедра с самым мощным научным потенциалом. Сегодня это кафедра государственного и муниципального управления, на которой работает пять докторов наук (из них три доктора политических наук: Гуськов Ю.В., Кошкин А.П., Мельков С.А.). И ещё на этой кафедре работают 9 кандидатов наук (из них два кандидата политических наук: Забузов О.Н., Перенджиев А.Н.). На этой кафедре обучаются четыре аспиранта и девять соискателей (без освоения программы аспирантуры) учёной степени кандидата философских и политических наук. Кроме того, высок научный уровень гуманитарного факультета в целом. Так, на момент написания статьи (январь 2015 года) на факультете вели педагогическую, научную и методическую деятельность 16 докторов и 48 кандидатов наук, из них 14 педагогов имеют учёное звание «профессор», а звание «доцент» присвоено 35 сотрудникам.

В-пятых, очевидно, что в таком государственном вузе, как наша Академия, именно государственная политика должна стать основным объектом и предметом научного осмысления. При всей банальности такого утверждения, у нас до сих пор нет ощущения, что весь научно -педагогический состав Академии понимает мотивы, которыми руководствовались создатели научной школы «Государственная политика и управление». Об этом свидетельствует периодически возникающие в кулуарах и во время различных научных форумов дискуссии между педагогами.

В-шестых, удалось наладить солидные научные связи с такими ведущими вузами страны, как Московский государственный технический университет им Н.Э. Баумана, Московский государственный областной университет, Военный университет Минобороны РФ, Военно-технический университет Минобороны РФ, Российский государственный социальный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московский государственный институт культуры и др. Сотрудничество с вузами помогло становлению научной школы, а научно-педагогический состав (НПС) и студенты Академии многократно были отмечены на конференциях, семинарах, форумах по гуманитарной проблематике.

В-седьмых, преподаватели гуманитарного факультета накопили значительный опыт продуктивного взаимодействия с такими подразделениями МЧС России, как Управление организации информирования населения, Национальный центр управления в кризисных ситуациях, Центр стратегических исследований гражданской защиты, Департамент гражданской обороны и защиты населения, Департамент административной работы и правовой деятельности, Ногинский спасательный центр, Научно-техническое управление, Главное управление МЧС России по Московской области. Данное взаимодействие позволяет работать в интересах как МЧС России, так и других органов власти и управления. К тому же, как известно, наука без практики «мертва», и, зная это, НПС Академии в рамках данной научной школы полноценно работает не только над теоретическим осмыслением различных политических процессов, но и пытается привлечь теорию к осмыслению практики подготовки и принятия управленческих решений министерства.

В-восьмых, на базе гуманитарного факультета при поддержке его декана кандидата политических наук, доцента Барковой И.Л. усилиями профессоров Кошкина А.А., Мелькова С.А. и доцента Микрюкова В.О. был создан рецензируемый электронный научный журнал «ГосРег: государственное регулирование общественных отношений» [13]. В этом журнале все, кому не безразлична тематика журнала (а в нём имеется 13 рубрик практически по всем отраслям наук, связанных с государственной политикой и управлением), могут опубликовать научные статьи. 8 октября 2012 года журнал «ГосРег» был зарегистрирован в международном Реестре ISSN (Париж,

Франция), присвоен международный стандартный номер для серийных онлайн-изданий (International Standard Serial Number): ISSN 2305-9125.

Во второй половине 2014 года журнал «ГосРег» стал индексироваться в РИНЦ (информацию о журнале можно найти на сайте РИНЦ [11]), уже выпущено 10 номеров журнала. Также следует отметить хорошие научные связи журнала «ГосРег» с информационно-аналитическим журналом «Политическое образование», где у многих представителей научной школы и у обучаемых заведены собственные блоги, способствующие популяризации информации и знаний о деятельности научной школы у широких слоёв научной общественности [12].

В-девятых, наука в вузе без внедрения её результатов в педагогический процесс бессмысленна. Поняв это, представители научной школы стали публиковать монографии, учебники, учебные пособия и т. п. под единой серией «Государственная политика и управление». Фактически, к началу 2015 года уже выпущено 20 учебно-методических трудов, где представлены результаты научных исследований представителей нашей научной школы.

Среди основных научных трудов в этой серии выделим несколько научных монографий: «Модернизация и реформы государственного управления в России: теоретический анализ», «Информационная политика МЧС России: теория и практика реализации», «Государственная политика в Российской Федерации: динамика перехода от управления к регулированию». Выпущены и активно используются в образовательном процессе такие учебные пособия, как «Основы социологии управления в организациях МЧС России (Гриф МЧС России), «Методы и методология проведения социологических исследований в организациях МЧС России», «Социальное прогнозирование», «Современные технологии прогнозирования и планирования» и др. Все они изданы в серии «Государственная политика и управление». В дальнейшем, мы полагаем, данная серия будет только наращивать как научный, так и учебный потенциал Академии.

В-десятых, особо отметим развитие такого метода, как метод ситуационного анализа (метод кейс-стади). Представителями научной школы «Государственная политика и управление» проведено несколько научных исследований, выпушено 9 учебных пособий (сборников учебных кейсов) по внедрению этого метода в педагогический процесс современного вуза [5]. Обучающиеся Академии не только решают учебные кейсы по самым разным дисциплинам, но и сами их создают, фактически делая зачастую первые самостоятельные шаги в науке. В будущем планируется уменьшить, где это возможно, долю классических нелекционных занятий, увеличив долю занятий с использованием кейсов (более подробно об этом наши взгляды изложены в нескольких публикациях [2]).

На наш взгляд, очень важно, что сегодня в практику научной (а не только учебной) работы Академии прочно вошли создаваемые самими студентами учебные кейсы. Так, в 2014 году на Академическом конкурсе научных студенческих и курсантских научных работ по гуманитарной проблематике первое место заняли работы студенток гуманитарного факультета О. Ярковой и И. Куликовой. Примечательно, что они обе представляли на академический конкурс научных работ учебные кейсы собственной авторской разработки. Специально отметим, что до сих пор в Академии подобной практики ещё не было.

В рамках научной школы «Государственная политика и управление» в Академии ежегодно проводится до 6 факультетских научных конференций, где учёные могут обменяться опытом в исследуемых областях, определить тенденции развития науки в России и мире, передать знания молодым учёным, которые, конечно, тоже не стоят на месте. Представители научной школы «Государственная политика и управление» будут стремиться в будущем не только количественно увеличивать присутствие в научной среде, но и качественно, организуя международные конференции, круглые столы, симпозиумы и др. по проблематике школы.

Таким образом, в Академии сложилась необходимая методическая, организационная и научная база для системного развития научной школы «Государственная политика и управление». Далее изложим некоторые перспективные направления её дальнейшего развития в стенах нашей Академии.

1. Наработанный в рамках данной научной школы научный багаж будет активно использоваться при лицензировании новых направлений подготовки: «Реклама и связи с общественностью» (магистратура) и «Политология» (бакалавриат). Считаем, что сможем организовать подготовку политологов-аналитиков для МЧС России и других органов гос. власти и местного самоуправления. Дело в том, что основная и стратегическая задача МЧС России заключается в формировании и проведении одного из видов общегосударственной политики, связанной с обеспечением комплексной безопасности всего общества, отдельных социальных групп и граждан. Можем предположить, что в формировании политики не получится обойтись без политологов (об этом свидетельствует разнообразный зарубежный опыт). Почему?

Сегодня в политической сфере, кроме органов государственной власти и местного самоуправления, активно действуют многочисленные негосударственные институты: элитарные слои общества, политические партии, общественные организации, религиозные объединения, союзы предпринимателей, профсоюзы, научные ассоциации, независимые средства массовой информации, представительства международных и региональных организаций, институты семьи и брака.

В нашей стране сегодня нужны политические менеджеры, а их невозможно подготовить только в рамках такого направления подготовки, как «Государственное и муниципальное управление». Политический же менеджмент становится востребованным как особый вид управленческого взаимодействия, отличающийся стремлением одной стороны оказать воздействие на другую, не прибегая к насилию, принуждению, а действуя более гибкими методами и средствами.

В целях повышения эффективности государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС политологи МЧС России могут проводить прикладные исследования. С помощью прикладных исследований происходит уточнение текущих и перспективных целей, определяется эффективность распределения полномочий между различными государственными и общественно-политическими структурами, прогнозируются качественные изменения политической ситуации.

Политологи МЧС России в рамках прикладных исследований смогут определять пути предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижения необходимого обществу консенсуса, наработать для министерства технологии разрешения социальных кризисных ситуаций, повысить эффективность антикризисного управления.

Политологи и «пиарщики» окажут помощь чиновникам МЧС России в ведении переговоров с различными социальными группами. Политологи министерства могли бы разрабатывать модели переговорного процесса и на их основе выработать рекомендации действующим от МЧС России лицам относительно стиля их поведения в социальных ЧС, а пиарщики могли бы поддерживать необходимый уровень взаимодействия с различными группами общественности и, тем самым, повышать имидж министерства. Последний аспект крайне важен, на наш взгляд, и требует более детальной проработки и исследований.

Политологи могут оказывать действенную помощь административному аппарату МЧС России в выработке и принятии социально значимых решений.

Политологи МЧС России в своей деятельности смогут разработать структуру государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и в конечном итоге - разработать Доктрину обеспечения комплексной безопасности в Российской Федерации.

Действенную помощь могут оказать политологи в разработке кадровой политики МЧС

России.

Особо важная роль возлагается на политологов в формировании антикоррупционной политики МЧС России.

2. Учёные гуманитарного и некоторых других факультетов будут последовательно готовить открытие при Академии диссертационного совета по политическим наукам по специальностям

«Политические институты, процессы и технологии» (23.00.02) и «Конфликтология» (23.00.06). Считаем, что научный потенциал нашей Академии вполне позволяет это сделать [3].

3. Электронный научный журнал «ГосРег» планируется включить в Список научных журналов ВАК - перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук [4].

4. Мы продолжим набор аспирантов и соискателей (выполняющих диссертационное исследование без освоения программы аспирантуры) по политическим и философским наукам. Скорее всего, подготовленные нами молодые кандидаты и доктора наук в будущем усилят научно-педагогический состав нашей Академии. Перечислим далее тематику выполняемых на кафедре государственного и муниципального управления диссертационных исследований:

«Социальная адаптация лиц, уволенных с военной службы как политическая проблема (на примере МЧС России)» (политические науки);

«Реформа в России как современный политический институт (на примере МЧС России)» (политические науки);

«Особенности образовательной политики в области безопасности (на примере МЧС России)» (философские науки);

«Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти как политическая проблема» (политические науки);

«Профессиональная ориентация в вузах Российской Федерации как политико-управленческая проблема (на примере МЧС России)» (политические науки);

«Модернизация системы образования в Российской Федерации: политические институты и технологии (на примере вузов МЧС России)» (политические науки);

«Социальные сети, как политический институт в России (на примере МЧС России)» (политические науки);

Социально-философские аспекты безопасности жизнедеятельности современного российского общества» (философские науки);

«Социальный риск: сущность, содержание, пути минимизации (социально-философский анализ)» (философские науки);

«Конституционализм и система российской власти» (юридические науки).

5. Учёные, работающие в составе научной школы «Государственная политика и управление», продолжат участвовать в конкурсах на получение грантов на научные разработки. Нас, конечно, в первую очередь интересуют исследования эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В том числе, мы самым активным образом планируем использовать Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы». Думается, не случайно, в рамках этой ФЦП отмечается возможность «реализации комплексных проектов, включающих разработку моделей для решения задач федеральной образовательной политики на уровне образовательных организаций, муниципалитетов, регионов, апробацию этих моделей и их распространение на все образовательные организации, муниципалитеты и регионы» [6].

В этом документе также отмечено, что «из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования» [6]. Полагаем, что именно такие кадры для системы образования мы сможем готовить, в том числе, в рамках научной школы «Государственная политика и управление».

6. Планируется усилить научную составляющую образовательного процесса, продолжая искать оптимальные механизмы этой взаимосвязи. В качестве дискуссии предлагаем изучение большинства гуманитарных учебных дисциплин заканчивать конференциями. Считаем также, что

нужно чаще и постоянно проводить диспуты, различные «бои» (политбои, например), дискуссии, мастер-классы, кружки, викторины и т. д.

8. Не исключено, что Академии и МЧС России понадобится открытие новых направлений подготовки. Сегодня министерство, по нашему мнению, точно испытывает потребность в психологах, социологах-практиках и журналистах, специализирующихся на действиях в кризисных ситуациях.

Таким образом, становление научной школы «Государственная политика и управление» в Академии гражданской защиты МЧС России фактически состоялось. Основными акторами её развития являются педагоги-учёные, аспиранты и магистры, а также ищущие студенты-бакалавры.

Мы считаем, что развитие этой научной школы будет поддержано руководством Академии и министерства, поскольку в её эффективной работе все заинтересованы. Но для этого учёным и обучаемым нашей Академии есть смысл действовать в интересах этого федерального органа исполнительной власти.

Организационной основой развития научной школы «Государственная политика и управление» стал гуманитарный факультет и кафедры этого факультета. В рамках гуманитарного факультета постепенно соединяются образовательный и научный процессы с методической работой. Полагаем, что наша научная школа развиваться будет.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки (Минобрнауки) Российской Федерации от 02.09.2014 № 1192 «Об установлении соответствия Номенклатуре специальностей научных работников направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

2. http://www.lawinrussia.ru/node/286268 (дата обращения: 10.01.2015).

3. ВАК 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/p23-00-02.html (дата обращения: 11.01.2015).

4. Список научных журналов ВАК Минобрнауки России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dissertation-info.ru/index.php/2012-08-16-13-32-07.html (дата обращения: 11.01.2015).

5. Забузов О.Н., Мельков С.А., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Информационная политика государства». Химки: АГЗ МЧС России, 2014. 124 с.; Микрюков В.О. Сборник кейсов по дисциплинам кафедры «Реклама и связи с общественностью». Ч. 1. Социология. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. 95 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2015).

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %Б0 %... %00 %ВВ %00 %В0 (дата обращения: 13.01.2015).

8. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 65.

9. http://mosgu.ru/nauchnaya/school/ (дата обращения: 13.01.2015).

10. Совет по грантам Президента РФ для государственной поддержки российских молодых ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ РФ // http://grants.extech.ru/show_news.php?id=75 (дата обращения: 13.01.2015).

11. http://elibrary.ru/title_about.asp?id=51563 (дата обращения: 13.01.2015).

12. http://www.lawinrussia.ru (дата обращения: 13.01.2015).

13. http://gosreg.amchs.ru (дата обращения: 13.01.2015).

Рецензент: доктор политических наук, профессор Кошкин А.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.