Научная статья на тему 'Становление профессионально-педагогического качества учителя как субъекта инновационной деятельности'

Становление профессионально-педагогического качества учителя как субъекта инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
VOCATIONAL-AND-PEDAGOGICAL QUALITY OF THE TEACHER / HUMAN CAPITAL / INNOVATIVE ACTIVITY / MORAL-AND-VALUE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна, Романкова Ирина Васильевна

Поставлена проблема нравственно-ценностных оснований становления и развития профессионально-педагогического качества учителя как субъекта инновационной деятельности, освещаются вопросы роли дополнительного профессионального образования в развитии профессионально-педагогического качества учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional-and-pedagogical quality of the teacher as the subject of innovative activity: the moral-and-value aspect

The problem of moral-and-value bases of development of professional-and-pedagogical quality of the teacher as the subject of innovative activity is raised, issues of the role of additional professional education in the development of teachers’ professional-and-pedagogical quality are highlighted

Текст научной работы на тему «Становление профессионально-педагогического качества учителя как субъекта инновационной деятельности»

О. В. Ковальчук

(Санкт-Петербург), И. В. Романкова

(Всеволожск)

Становление и развитие профессионально-педагогического качества учителя как субъекта инновационной деятельности

Поставлена проблема нравственно-ценностных оснований становления и развития профессионально-педагогического качества учителя как субъекта инновационной деятельности, освещаются вопросы роли дополнительного профессионального образования в развитии профессионально-педагогического качества учителя.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что одним из важнейших преимуществ с точки зрения инновационного развития России является человеческий капитал. Подчеркивается, что ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска - в целом недостаточно развиты по сравнению с их развитием в странах с высокой инновационной активностью [3].

Не умаляя значение данных качеств для современной экономики, жизни, вместе с тем можно полагать, что качество человеческого капитала, качество профессионала (для профессии учителя это имеет особое звучание] во многом определяется нравственной составляющей.

Современная социально-экономическая и культурно-историческая ситуация в России характеризуется многообразием и неопределенностью духовно-нравственных общественных установок, которые предъявляют высокие требования к способности профессионала самостоятельно, осознанно и ответственно осуществлять поиск новых смыслов профессиональной деятельности, самоопределяться в истории, культуре, общественной жизни, профессии, переосмысливать и перестраивать свой личностно-профессиональ-ный опыт.

Кроме того, в российском обществе происходят заметные преобразования, сопровождающиеся сложным процессом смены идеологических ориентиров и утверждением но-

вых ценностей. Инновационные процессы, происходящие в духовной, социально-политической и экономической сферах общества, поставили систему образования перед необходимостью переосмысления его ценностной и социально-культурной значимости. Основная миссия современного образования заключается в том, чтобы помочь человеку выйти из пространства предметов в пространство человеческой деятельности, жизненных смыслов и ценностей (В. П. Зинченко].

Учитель в современных условиях сталкивается с непредсказуемыми образовательными ситуациями, вынужден постоянно принимать решения о приоритетности тех или иных педагогических действий, о перспективности появляющихся новых педагогических технологий, выступать в роли субъекта профессионального выбора [5, с. 3].

Исследования показали, что в инновационную деятельность по совершенствованию образовательных программ, средств, методов и технологий обучения и воспитания вовлечено до 80% педагогических работников. При этом мотивация участия в такой деятельности имеет сложную структуру. Учитывая то обстоятельство, что очень часто определяющей мотивацией инновационной активности педагогических работников выступают внешние, ситуативные, прагматические, карьерные стимулы (необходимость подготовки к аттестации, участие в профессиональном конкурсе, выполнение условий и критериев «эффективного контракта» и т.п.], важно на всех уровнях управления образованием, в системе административного управления и профессионально-общественного самоуправ-

ления обеспечить функционирование ограничительных механизмов, сдержек и противовесов на пути внедрения «разрушающих», деструктивных инноваций.

В целом представляется, что современный этап развития образования в России, все более широкое развертывание инновационных процессов потребуют, причем уже в ближайшей перспективе, выработки не только новых подходов к профессиональному становлению и развитию педагогов, но и концептуального переосмысления систем оценки эффективности и качества профессиональной деятельности учителя, менеджера образования, формирования нового видения модели профессионально-педагогического качества и его роли в инновационном образовании, развитии человеческого капитала.

Это в значительной мере обусловливается переходом общеобразовательной школы на компетентностно-ориентированную модель образовательного процесса, когда его важнейшим элементом становится учитель - педагог, обладающий принципиально новым профессионально-педагогическим качеством, работающий не со знанием - информацией, а с ситуацией, определяющей выбор установок, ценностей, предпочтений.

Именно целостное мировоззрение учителя, выступающее в качестве элемента осмысления педагогического явления, позволяет в адресно направленном обучающем посыле наиболее полно инициализировать и раскрывать эвристический потенциал обучающегося [2, с. 12].

В настоящее время именно духовный уровень определяет нравственную основу деятельности педагога общеобразовательной школы, отраженную в профессиональном стандарте педагога, принятом в 2013 году. Приоритетной задачей является формирование педагогическим сообществом некоего кодекса профессиональной деятельности, который должен быть кратким, четким, простым для исполнения и трудным для искажения смысла высокой ответственности перед гражданами, обществом и государством.

Вместе с тем, как отмечает Л. Ю. Романова и как свидетельствует педагогическая практика, уровень профессионально-нравственного саморазвития у значительной части учителей не соответствует высоким современным требованиям общества и школы, многие учителя показывают слабую направленность

на саморазвитие, а в школе работа по активизации профессионально-нравственного саморазвития учителя носит не столько системный и целенаправленный характер, сколько формальный и эпизодический [4].

Из этого следует, что важнейшей составляющей профессионально-педагогического качества современного учителя становится нравственно-ценностная, определяющая линию его поведения, стратегию профессионального развития. Особенно эти требования актуальны для российского учительства, для которого духовность, нравственные императивы, человечность являются не просто дополнительным профессиональным требованием, а неотъемлемой чертой, если не стержнем личности.

По мнению А. И. Субетто, «русская духовность - это духовное измерение русского человека и русского народа, это его духовный лик перед другими народами мира, это то, что И. А. Ильин назвал «духовным организмом России», это самосознание народа. Русская духовность пронизана космосом, она есть постоянное вопрошание о месте человека во Вселенной, о его предназначении в настоящем и будущем, она есть духовное измерение русской культуры, которая, в свою очередь, отражает все «токи» культурного взаимодействия племен и народов на Земле на протяжении веков и тысячелетий [8, с. 42].

Проблема ценностных ориентаций в образовании, нравственной, гражданской позиции педагога нашла достаточно развернутое отражение в целом ряде научных трудов. Она представлена в трудах известных российских философов, педагогов, психологов, социологов (М. В. Богуславский, В. И. Гинецинский, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, Н. С. Кузнецов, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Н. С. Розов, В. А. Сластенин, П. Г. Щедровицкий и др.].

Развитие профессиональных ценностей педагога представляется как результат выбора им собственной позиции, целей и средств самоопределения в конкретных обстоятельствах профессиональной деятельности. Мера интериоризации педагогами ценностей своего профессионального сообщества напрямую определяет их использование, учет, воплощение в практической работе с детьми, качество и результативность этой работы. С этой точки зрения очень важную миссию выполняет межпоколенный диалог в педагогическом сообществе, общение между опытны-

ми и молодыми учителями, ретрансляция в процессе такого взаимодействия социокультурных и профессиональных норм, ценностей, традиций и опыта педагогов. Многое зависит от качества взаимодействия педагогов в коллективе, степени их включенности в различные виды и формы профессионально развивающей деятельности, освоения как можно более широкого спектра профессиональных ценностей.

В аспекте этой новой роли и статуса образования в ряду социальных институтов совершенно другую интерпретацию приобретают понятия «профессиональное мастерство учителя», «профессионализм учителя». По мнению А. И. Субетто, мастерство есть высший уровень проявления профессионализма личности, высший уровень творчества личности; качества труда и соответственно качества человека, высшее проявление духовности и духа человека, мастерство есть одухотворенный труд. Сводить «мастерство» только к профессионализму, только к высшей форме овладения «техникой» работы, к высшей форме операциональности труда - значит заблуждаться, сужать смысл мастерства до механического смысла [6, с. 10].

Мы присоединяемся к мнению И. А. Колесниковой (2002] о том, что профессионально-педагогическое качество - это интегральная характеристика, позволяющая описать сущностное отличие носителя педагогической профессии от представителей других профессий [1, с. 13].

Нравственными составляющими профессионально-педагогического качества учителя в первую очередь выступают: нравственная идентичность; понимание и определение своей социальной роли, миссии; устойчивое, осознанное, компетентное и ответственное выполнение своих профессиональных обязанностей; высокий уровень усвоения и зрелое проявление групповых и общественных норм профессиональной среды, профессионального взаимодействия; высокий уровень развития рефлексивного сознания; выраженность профессиональных установок, направленных на ценности, имеющих позитивную и гуманистическую направленность по отношению к обучающимся, а также сформиро-ванность профессионально значимых, этических качеств, профессиональных знаний и умений, компетенций, необходимых для успешного осуществления педагогической дея-

тельности; проявление социально активного, нравственно зрелого отношения к себе; стремление к постоянному профессионализму и личностному самосовершенствованию и самореализации.

В последнее время в организации и содержании образования большое значение придается факторам нормирования и стандартизации (образовательные, профессиональные стандарты, памятки, требования, руководства, нормы и нормативы]. Между тем норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, участники образовательного процесса получают ее извне (традиции, моральный кодекс, юридические законы, корпоративная этика поведения педагога и др.]. В силу этого подчинение нормам осуществляется формально, иногда без полного понимания и внутреннего осознания их смысла, целесообразности. Ценность, в отличие от нормы, есть внутренний, лично освоенный субъектом профессиональной педагогической деятельности ориентир и поэтому воспринимается им как собственная духовная позиция, а не как надличностный регулятор поведения. Естественно, в педагогической среде необходимы дополняющие друг друга внешние и внутренние факторы и регуляторы деятельности и поведения.

Нравственное формирование и развитие учителя во многом осуществляются благодаря созданной системе профессионально-педагогического развития в школьном педагогическом коллективе. Можно полагать, что процесс профессионально-нравственного саморазвития педагога в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе внешних (по отношению к учителю] и внутренних (личностных] условий. К первым относятся комфортная психолого-педагогическая атмосфера в педагогическом коллективе, взаимопонимание, взаимопомощь и общая профессиональная культура педагогов. В числе вторых - становление и актуализация всей системы профессионально-нравственных потребностей и овладение способами их удовлетворения, развитие способностей к нравственной рефлексии, профессионально-нравственной и творческой самореализации на основе овладения ценностями культуры во всем ее многообразии [4].

Динамику профессионально-педагогического качества учителя обусловливают ос-

новные противоречия его профессионального становления, противоречия между наличным потенциалом личности и внешними условиями профессиональной деятельности, между внешними и внутренними факторами его профессионального развития, которые на каждой стадии профессиональной карьеры имеют специфический характер.

Широкими возможностями для развития профессионально-педагогического качества учителя располагает система дополнительного профессионального образования. Развитие этого, как уже указывалось выше, стержневого для современного инновационного школьного образования качества возможно в том случае, если образовательная практика на этапе профессиональной переподготовки, повышения квалификации своей ключевой установкой будет иметь не просто формирование новых или обновление существующих компетенций учителя, а установку на раскрытие и расширение поля смыслов профессиональной деятельности, создание потенциала для ускоренного личностного и профессионального развития. В данном случае профессионально-педагогическое качество учителя по отношению к его компетентности выступает как более широкое понятие, в структуре которого компетентность является лишь одной из составляющих.

Возможными направлениями формирования и развития профессионально-педагогического качества учителя в системе дополнительного профессионального образования в данном случае могут являться:

- наращивание квалификационного объема (приобретение новых специализаций, переподготовка);

- увеличение степени полноты структуры компетентности;

- расширение сферы компетентности (карьерное и функциональное продвижение, своеобразная «профессиональная экспансия»];

- освоение культурного опыта различных

субъектов, носителей инновационного профессионально-педагогического опыта];

- самосовершенствование в движении к мастерству как высшему проявлению профессионально-педагогического качества [1, с. 15-19].

Одним из актуальных направлений развития профессионально-педагогического качества учителя в системе дополнительного профессионального образования является также усиление универсальной составляющей, то есть выделение и применение системы инвариантных функций интеллектуальной деятельности (инвариантных по отношению к конкретным направлениям подготовки и специальностям] в качестве инвариантов по отношению к конкретным специальностям, с последующим «погружением» их в контекст соответствующей специальности, направления подготовки в виде соответствующих конкретно-интеллектуальных функций. Это в полной степени соответствует ускоряющимся глобальным процессам интеллектуализации и компьютеризации содержания всех видов деятельности, а также тому очевидному факту, что в результате любой профессиональной и социальной деятельности современного специалиста с высшим образованием преобладающей (если не исключительной] является именно интеллектуальная деятельность.

Таким образом, профессионально-педагогическое качество учителя в современных условиях выступает мощным фактором и определяющим условием эффективности и результативности его индивидуальной и групповой инновационной деятельности. При этом важнейшим компонентом такого качества является нравственно-ценностная составляющая, формирующаяся и развивающаяся под влиянием целого ряда внутрилич-ностных, школьных, внешкольных факторов и условий, включая не в последнюю очередь фактор дополнительного профессионального педагогического образования.

Литература

1. Колесникова И. А. О развитии профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования // Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы : сб. науч. ст. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - С. 12-23.

2. Лобашев В. Д. Смысло-ценностный подход в профессиональном образовании. - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2013. - 216 с.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 года №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

4. Романова Л. Ю. Педагогическое обеспечение профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях общеобразовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Казань, 2011. - 205 с.

5. Саитбаева Э. Р. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала в системе дополнительного педагогического образования: монография. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2005. - 501 с.

6. Субетто А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая. - Тольятти, 1999. - 208 с.

7. Субетто А. И. Социальная Ноосферная квалиметрия в системе Неклассической социологии. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. - 40 с.

8. Субетто А. И. Слово о русском народе и русском человеке: монография / под науч. ред. А. В. Воронцова. - СПб.: Астерион, 2013. - 265 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.