Научная статья на тему 'Становление потребительской кооперации в пореформенной России'

Становление потребительской кооперации в пореформенной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1120
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ / КРИЗИС / COOPERATION / COOPERATION MOVEMENT / COOPERATIVE LAW / CONSUMER SOCIETIES / THE FIRST PERIOD OF DEVELOPMENT / CRISIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Безгина О. А.

Статья посвящена проблеме возникновения и развития потребительской кооперации в пореформенной России. Автор приводит динамику роста числа потребительских кооперативов и проводит анализ причин неудач первого периода их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of consumer cooperation in the post-reform Russia

The article deals with the origin and development of consumer cooperation in the post-reform Russia. The author outlines the growth dynamics of consumer cooperatives and analyzes the reasons for the failure of the first period of their development.

Текст научной работы на тему «Становление потребительской кооперации в пореформенной России»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94(47+57):334.73

СТАНОВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

© о. А. БЕЗГИНА Тольяттинский государственный университет, кафедра истории e-mail: bezgina@tltsu.ru

Безгина О. А. - Становление потребительской кооперации в пореформенной России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 485-487. - Статья посвящена проблеме возникновения и развития потребительской кооперации в пореформенной России. Автор приводит динамику роста числа потребительских кооперативов и проводит анализ причин неудач первого периода их развития.

Ключевые слова: кооперация, кооперативное движение, потребительские общества, кооперативное законодательство, первый период развития, кризис.

Bezgina О. А. - Formation of consumer cooperation in the post-reform Russia // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 485-487. - The article deals with the origin and development of consumer cooperation in the post-reform Russia. The author outlines the growth dynamics of consumer cooperatives and analyzes the reasons for the failure of the first period of their development.

Keywords: cooperation, cooperation movement, cooperative law, consumer societies, the first period of development, crisis.

Кооперативное движение - это уникальное явление социально-экономической истории России, начавшее развиваться в пореформенный период и достигшее к концу 1917 года первого места в мире по количеству организаций. В это время в России активно развивались все виды кооперации: кредитная, сельскохозяйственная и потребительская.

История создания потребительской кооперации в России относится к середине 1860-х годов. Первые потребительские кооперативы возникали как городские общества и действовали в среде чиновничьего сословия, фабрично-заводских и железнодорожных служащих.

инициаторами создания потребительских кооперативов первоначально выступали наиболее активные и образованные люди своего времени, как правило, представители привилегированных слоев. Ориентируясь на опыт западноевропейских стран, в кооперации они видели средство для самостоятельного развития крестьянских хозяйств и привития населению основ экономической культуры.

Одним из первых потребительских кооперативов в стране стало Самарское общество потребителей, образованное в 1868 году [2. С. 3]. Организатором общества был А. Н. Хардин - впоследствии лидер Самарского комитета кадетской партии. Этот факт подтверждает мнение о том, что первые потребительские

общества в России возникали сверху, по инициативе просвещенных людей [5. С.123-126]. Не случайно в народе их называли «дворянскими» или «барскими». Большинство из 250 членов общества Хардина были помещиками, крупными чиновниками, зажиточными людьми.

Отношение населения к первым потребительским обществам было скорее критическим. Так, по поводу потребительского общества А. Н. Хардина газета «Самарский справочный листок» сообщала, что едва ли мог кооператив принести «ощутительную пользу» своим членам, поскольку оно предоставляло скидку не более, чем на 1 копейку. Критиковался кооператив также и за то, что не брал на себя доставку на дом покупок, давал только «мелочную уступку». Тем не менее, известно, что обществом были открыты бакалейногастрономический магазин и чуть позже - мясная лавка. Можно предположить, что открытие магазина было заметным значимым для города событием, поскольку первый магазин в Самаре появился лишь за 15 лет до этого, в 1853 г. [6. С.173]. Сначала деятельность общества развивалась вполне благополучно, но с 1869 г. начались затруднения и в январе 1871 г. оно закрылось.

Самарский кооперативный деятель начала ХХ в. И. М. Гринштейн считал, что общество закрылось из-за убытков в торговле [2. С. 3]. Скорее всего, это была не единственная причина. Тем более что закрытие по-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

требительских обществ в эти годы стало типичным явлением для России. За 1865-1870 гг. утверждено 73 устава потребительских обществ, из которых к концу названного периода действовало только 10 [5. С. 125]. и лишь 5 из них дожили до 50-летнего юбилея потребительской кооперации в 1915 г. [1. Л. 2 Об.]. 1870-е годы охарактеризовались массовым закрытием потребительских кооперативов. За десятилетие было зарегистрировано только 44 устава, а к 1880 г. действовало всего 29 обществ [5. С. 125].

Среди основных причин кризиса в развитии потребительской кооперации следует назвать несовершенство уставов, недостаток средств; трудности с собиранием паев и в целом, равнодушное, незаинтересованное отношение членов к своему обществу. Справедливым будет говорить об общем явлении бесхозяйственного ведения дел и бесконтрольности в обществах.

Определенную роль в этом сыграло и обозначившееся в 1870-80-е годы отрицательное отношение властей к потребительским обществам, в которых стали видеть проявление социалистических учений, стремившихся уничтожить капитал и собственность. Вплоть до 1897 г. для открытия потребительского общества требовалось разрешение министра внутренних дел, в связи с чем процедура утверждения уставов была бесконечно длительной.

Однако среди главных причин неудач первого этапа в развитии потребительской кооперации исследователи выделяют социальные. историк русской кооперации А. В. Меркулов отмечал, что почвой для потребительской кооперации являлись растущая дороговизна жизни и развитие «алчного посредничества» [4. С. 5].

кооперация - порождение экономической необходимости, только при наличии значительного контингента людей, реально заинтересованных в возможном удешевлении жизни, появляются условия для развития потребительской кооперации. В Самаре, также как и в большинстве русских городов последней трети Х1Х в. не существовало еще условий для широкого развития кооперации, не выделился еще и слой людей, реально заинтересованный в возможном удешевлении жизни.

Предоставленные своим разрозненным усилиям, не имея объединяющего центра, кооперативные общества не смогли самостоятельно преодолеть трудности и выжить. Однако уже в этот начальный период развития потребительской кооперации начинает осознаваться необходимость установления постоянного и тесного взаимодействия. С инициативой выступило Харьковское общество потребителей, предложившее созвать съезд потребительских обществ в начале 1871 года, разрешение на проведение которого получено не было. неудачей закончилось и издание в 1870 г. журнала «Русское потребительское общество», которое, не имея под собой никакой почвы, оборвалось на пятом номере [1. Л. 2].

В период закрытия самостоятельных независимых городских потребительских кооперативов, ши-

рокое развитие получили фабрично-заводские общества. Открывались эти кооперативы по инициативе администрации фабрик или заводов, представители которой вместе с крупными служащими состояли главными пайщиками обществ. как правило, прибыль в подобных кооперативах распределялась по капиталу, так что они становились весьма выгодным способом помещения свободных денег. Характерной чертой фабрично-заводских обществ было то, что они торговали в рабочей среде, но не в интересах рабочих. никакого проявления самодеятельности рабочих в них не было. как правило, рабочие кооперативы, отпускали товары членам-пайщикам в кредит за счет заработной платы под гарантию заводоуправления. В результате рабочие попадали в кабальную зависимость от хозяев, находясь постоянно в долгу перед кооперативом, и не могли свободно уходить с предприятия. Бывали случаи, когда владельцы промышленных предприятий использовали кооперативы против рабочих, которые выступали с требованиями об улучшении своих условий труда и быта. В такие моменты кооперативы прекращали им отпуск товаров в кредит и сокращали торговлю [6, с.19]. В 1870-е годы в стране существовало 44 потребительских общества, из которых 29 были фабрично-заводскими, то есть зависимыми [1. Л. 3].

В 1880-е гг. развитие потребительской кооперации в России сохраняло в основном названные черты «эпохи кооперативного безвременья» [1. Л. 3]. Число вновь открываемых обществ возрастало, но по-прежнему незначительно преобладали фабричнозаводские общества. После учреждения Устава транспортной потребительской кооперации в 1893 г. возникало значительное количество железнодорожных кооперативов. Если в 1890 г. на железных дорогах и речных путях России действовало 8 потребительских обществ, то в 1900 - 32, объединявших около 45 тыс. членов. По своей сути они, в общем и целом напоминали фабрично-заводские общества. Так же главенствующая роль в них принадлежала администрации и крупным служащим.

В 1897 г. в целом по стране было зарегистрировано 307 потребительских обществ. из них 99 городских, 91 фабрично-заводских, 56 сельских, 25 железнодорожных, 28 офицерских, 13 чиновничьих [1. Л. 3

Об.]. В целом в начале 1890-х гг. во внутренней жизни потребительской кооперации было мало изменений. Хотя обращает на себя внимание, что наряду с оживлением городской кооперации, появляются сельские общества, число которых довольно быстро росло. Отмечается также тенденция к возрастающим отчислениям из прибыли на общественные цели, в отдельных кооперативах возникают собственные производственные предприятия.

Таким образом, потребительская кооперация начала развиваться в городах. Специфически русской чертой являлся тот факт, что членами первых Организаторами и членами первых потребительских обществ были отнюдь не простолюдины. Первые кооперативные общества в России организовывались по инициативе дворянства и интеллигенции, первоначально под-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

давшихся модной идее кооперирования, но впоследствии зачастую не сумевших профессионально организовать работу кооперативов. В основном, это были общества привилегированных классов. Представители несостоятельных слоев являлись, как правило, лишь покупателями. Этот факт как специфическую черту развития отечественной кооперации отмечал еще известный исследователь кооперативного движения М. Л. Хейсин [7]. недолговечность существования первых потребительских кооперативов была обусловлена отсутствием слоя людей, реально заинтересованных в ее развитии. Рабочего класса и интеллигенции не было, а та купеческая и мещанская масса, населявшая большинство российских городов, не могла представлять собой активной основы для деятельности потребительских обществ. на Западе кооперация возникала как средство борьбы с бедностью у нас же, как некий социальный эксперимент и даже так называемые рабочие кооперативы не выполняли своей изначальной задачи.

Вместе с тем период становления потребительской кооперации стал временем большой организационной и подготовительной работы первого эшелона кооперативных деятелей. Они привнесли на русскую почву и развили кооперативные идеи, обратили внимание государственных органов к проблеме развития кооперативных организаций среди различных слоев населения. Следствием этой деятельности стало начало нового витка в развитии потребительской кооперации, ознаменованного созывом в 1896 г. Нижегородского съезда потребительных обществ и создания специального центра

потребительской кооперации - «Постоянной комиссии по делам потребительных обществ» при Петроградском отделении комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. Наиболее важными результатами деятельности Нижегородского съезда было создание в 1898 г. Московского союза потребительных обществ и выработка проекта «нормального» устава потребительных обществ. Все эти мероприятия способствовали активному развитию потребительской кооперации в начале ХХ века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Саратовской области (ГАСа-рО) Ф. Р-402. Оп. 2. Д.4.

2. Гринштейн И. М. Первенец Самарской кооперации. Самара, 1920.

3. Гутман Г. В., Чукин Н. И., Калмыков В. В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

4. Меркулов А. В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. М., 1917.

5. Подробно о первых потребительских обществах см.: Файн Л.Е. Российская кооперация: историкотеоретический очерк. 1861-1930. Иваново, 2002.

6. Тагирова Н. Ф. Рынок Поволжья (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв.). М.: Московский общественный научный фонд «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.

7. Хейсин М. Л. Исторический очерк кооперации в России. Пг., 1917.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.