Научная статья на тему 'Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения'

Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СИТУАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУВОРОВЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганов Игорь Юрьевич, Бондаренко Ирина Николаевна, Моросанова Варвара Ильинична

Целью работы является изучение возрастных различий в уровне развития осознанной саморегуляции учебной деятельности у воспитанников суворовского военного училища и учащихся общеобразовательных школ различных классов обучения. Выполнено сравнение показателей их регуляторного развития и сопоставление регуляторных предикторов академической успеваемости на выборке воспитанников Московского суворовского военного училища (N = 343) и учащихся общеобразовательных школ (N = 554) с 6 по 11 классы обучения по данным опросной методики «Стиль саморегуляции учебной деятельности ССУД-М» В.И. Моросановой. Результаты анализа подтвердили предположение о существовании возрастной и ситуационной специфики развития осознанной саморегуляции у суворовцев. Эмпирически проверено утверждение о том, что условия обучения в военном училище способствуют опережающему развитию у суворовцев осознанной саморегуляции учебной деятельности. В заключение описаны основные закономерности становления осознанной саморегуляции в различных условиях обучения у суворовцев и школьников, а также ресурсный характер выявленных регуляторных предикторов академических достижений. Статья адресована педагогам-психологам образовательных учреждений общего и военного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганов Игорь Юрьевич, Бондаренко Ирина Николаевна, Моросанова Варвара Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEARNING ACTIVITY CONSCIOUS SELF-REGULATION IN DIFFERENT EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

The purpose of the article is to study age differences in the level of conscious self-regulation of learning activity among students of Suvorov Military School and students of secondary schools. Comparison of regulatory features and regulatory predictors of academic achievements was carried out on the sample of Moscow Suvorov Military School students (N=343) and secondary schools students (N=554) from 6 to 11 grades using V.I. Morosanova’s “Style of self-regulation of educational activity-M” questionnaire. The results of the analysis confirmed the hypothesis about age and situational specificity of cadets’ conscious self-regulation. It is discovered that the conditions of training at Suvorov Military School contribute to faster development of cadets’ learning activity conscious self-regulation. In conclusion, we described the main mechanisms of conscious self-regulation formation at the samples of cadets and schoolchildren. The results showed the resource nature of academic achievements regulatory predictors. This article is addressed to teachers and psychologists of educational institutions of secondary and military profiles.

Текст научной работы на тему «Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения»

раздел i. общая психология

УДК 159.923 . 2

Б01: 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23

становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения

Цыганов И.Ю., Бондаренко ИН, Моросанова ВИ.

Психологический институт Российской академии образования, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Российская Федерация Аннотация. Целью работы является изучение возрастных различий в уровне развития осознанной саморегуляции учебной деятельности у воспитанников суворовского военного училища и учащихся общеобразовательных школ различных классов обучения. Выполнено сравнение показателей их регуляторного развития и сопоставление регуляторных предикторов академической успеваемости на выборке воспитанников Московского суворовского военного училища (М = 343) и учащихся общеобразовательных школ (1М = 554) с 6 по 11 классы обучения по данным опросной методики «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М» В.И. Моросановой. Результаты анализа подтвердили предположение о существовании возрастной и ситуационной специфики развития осознанной саморегуляции у суворовцев. Эмпирически проверено утверждение о том, что условия обучения в военном училище способствуют опережающему развитию у суворовцев осознанной саморегуляции учебной деятельности. В заключение описаны основные закономерности становления осознанной саморегуляции в различных условиях обучения у суворовцев и школьников, а также ресурсный характер выявленных регуляторных предикторов академических достижений. Статья адресована педагогам-психологам образовательных учреждений общего и военного профиля.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, возрастные особенности, ситуационная специфика, учебная деятельность, суворовцы.

© СС БУ Цыганов И . Ю. , Бондаренко И . Н. , Моросанова В. И . , 2018 .

development of learning activity conscious self-regulation in different educational environments

I. Tsyganov, I. Bondarenko, V. Morosanova

Psychological Institute of Russian Academy of Education 9, str. 4, Mokhovaya ul, Moscow, 125009, Russia

Abstract. The purpose of the article is to study age differences in the level of conscious self-regulation of learning activity among students of Suvorov Military School and students of secondary schools. Comparison of regulatory features and regulatory predictors of academic achievements was carried out on the sample of Moscow Suvorov Military School students (N=343) and secondary schools students (N=554) from 6 to 11 grades using V.I. Morosanova's "Style of self-regulation of educational activity-M" questionnaire. The results of the analysis confirmed the hypothesis about age and situational specificity of cadets' conscious self-regulation. It is discovered that the conditions of training at Suvorov Military School contribute to faster development of cadets' learning activity conscious self-regulation. In conclusion, we described the main mechanisms of conscious self-regulation formation at the samples of cadets and schoolchildren. The results showed the resource nature of academic achievements regulatory predictors. This article is addressed to teachers and psychologists of educational institutions of secondary and military profiles.

Key words: conscious self-regulation, age peculiarities, situational specifics, learning activity, cadets (Suvorov's military students)

На современном этапе изучения осознанной саморегуляции (СР) учебной деятельности одной из центральных задач является исследование возрастного аспекта её процессов и регуляторно-личностных свойств Прежде всего интерес представляют особенности становления целостной системы СР в подростковом возрасте, являющемся для СР сензитивным периодом . Мы полагаем, что традиционный анализ возрастных изменений осознанной СР и её компонентов должен быть дополнен учётом условий образовательной среды, в которых происходит её становление Полученные нами результаты эмпирически выявили нелинейный характер изменения уровня развития осознанной СР и её стилевых особенностей в различные периоды обучения (в средней и стар-

шей школе) . Эта нелинейность, свойственная возрастному изменению её общего уровня и отдельных характеристик, может быть связана с динамикой учебных целей в разном возрасте и классах обучения [6]. Помимо контекста самой учебной деятельности, учёта требуют мотивационные и личностные факторы как детерминанты осознанного саморегулирования Возрастная специфика взаимосвязи осознанной СР с личностными и мо-тивационными особенностями учащихся средних и старших классов обучения в общеобразовательных школах отражена в работах В . И . Моросановой, Т. Г. Фоминой, М .Л . Ованесбековой [7].

Включение особых условий обучения, определяющих нюансы учебной ситуации, призвано расширить представления о становлении осознанной

СР в средней и старшей школе . Это открывает новые возможности в изучении регуляторных процессов и свойств как некогнитивных предикторов достижения целей активности в различных периодах обучения. В учебной деятельности вопросы выделения единиц анализа ситуаций и их количественной оценки остаются дискутируемыми . Так, в экспериментальных исследованиях саморегуляции, выполненных в зарубежной психологии, сосредоточено внимание на моделировании ситуаций, в которых процессы и индивидуальные особенности СР проявлялись бы наиболее ярко (решение анаграмм (Баумайстер, Вас и др ., 2007), манипуляции обратной связью (Поверли, Бробст, 2003; Фрид, Эронсон, 1995; Швортс и др ., 1991), введение дополнительной деятельности (Баумайстер, Вас, Шмайкл, Нелсен, 2011) . При этом характеристика ситуаций в этих исследованиях носит описательный характер Получены интересные результаты ситуационной обусловленности уровня СР с такими ситуационными факторами школьной среды, как поддерживающая или соревновательная атмосфера в классе, наличие / отсутствие поддержки учителей, система оценивания результатов, представления о своей учебной успешности, вовлечённость, отношение к учебе, чувство контроля и компетентности (Бандура, 1986; Деси, Райан, 1992; Гуденоу, 1992; Скиннер и др . 2008; Аткинсон, 2000; Рейдел и др . 2010) [2, с. 15]. В наших исследованиях, выполненных в русле дифференциально-ре-гуляторного подхода с включением ситуационных факторов обучения, было показано влияние стилевых особенностей СР учащихся на выбор, динамику,

стратегии и успешность достижения цели в экспериментальных ситуациях различной сложности, значимости и наличия / отсутствия обратной связи [3]

Ситуационным фактором в настоящем исследовании выступает специфика учебного учреждения - суворовского военного училища. Отметим особенности обучения в суворовском училище: «закрытый» тип обучения, характеризующийся проживанием учащихся в образовательном учреждении, строгий регламентированный образ жизни, задаваемый уставом, удвоенная нагрузка в виде параллельного общего и начально-военного образования и мн др

Несмотря на то, что психолого-педагогическая служба суворовских училищ существует только с 2011 г., запрос на психологическое сопровождение воспитанников, разработку методик диагностики, выявление спектра трудностей обучения существует давно и чрезвычайно актуален Работа педагогов-психологов по развитию и оценке СР в сфере военного образования носит в основном прикладной и практи-ко-ориентированный характер Это отражается в публикуемых материалах, основное число которых направлено на обмен опытом между специалистами психологического сопровождения учащихся военных училищ Внимание здесь акцентируется в большинстве своём на конкретных физиологических и психоэмоциональных методах, дополненных вербальными упражнениями на развитие регуляторных навыков К примеру, это методики на основе регуляции функциональных состояний (чередование упражнений на мобилизацию и концентрацию / рас-

слабление); овладение мотивационно-эмоциональными приемами регуляции и прослушивание специально-организованных лекций о способах повышения регуляции своего поведения Эти методы позволяют повысить у учащихся способность к регуляции своего функционального состояния, что признаётся профессионально-важным умением в становлении будущего кадрового офицера российской армии [9]. Напротив, решению проблемы развития осознанной СР в условиях довузовского военного образования уделяется недостаточно внимания Изучение и понимание механизмов становления СР в данных специальных условиях обучения актуально и требует детального изучения

Определённый шаг в этом направлении: фиксация (методом срезов) специфических возрастных закономерностей в становлении индивидуальной системы СР учебной деятельности у суворовцев и анализ возникающих различий в сравнении с их сверстниками из общеобразовательных школ

Цель исследования - изучить возрастные различия в степени развития регуляторных процессов и регулятор-но-личностных свойств у воспитанников суворовского военного училища 6-11 классов и учащихся общеобразовательных школ аналогичных классов обучения

Задачи исследования:

1) сравнить суворовцев и их сверстников-школьников по показателям развития осознанной СР учебной деятельности;

2) выявить вклад характеристик осознанной СР учебной деятельности в академические достижения суворовцев и их сверстников-школьников

Гипотезы исследования: 1) существует возрастная специфика в развитии осознанной СР учебной деятельности у суворовцев; 2) регуляторные предикторы академической успеваемости суворовцев и их сверстников-школьников различаются .

Методы исследования . Для измерения показателей осознанной саморегуляции учебной деятельности применен многошкальный опросный метод В . И . Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М» для экспресс-диагностики [2]. Включает 45 утверждений в составе 10 шкал: Планирование, Моделирование, Программирование, Оценивание результатов (регуляторные процессы), Гибкость, Самостоятельность, Надёжность, Ответственность (регу-ляторно-личностные свойства); инте-гративной шкалы - Общий уровень саморегуляции, корректурной шкалы - Социальная желательность

Методы и процедуры математической статистики: однофакторный дисперсионный анализ и методы линейной регрессии (пакет программ математической статистики SPSS 20 . 0 for Windows) .

Выборка исследования: суворовцы Московского суворовского военного училища МО РФ (далее - Мс СВУ): 343 человека (юноши) 6-11 классов обучения в возрасте от 12 до 18 лет; учащиеся общеобразовательных школ: 554 человека 6-11 классов в возрасте 11-18 лет.

Сведения об академической успеваемости: годовые отметки суворовцев и школьников по основным общеобразовательным дисциплинам: русскому языку и математике (алгебре) - обязательным предметам на выпускных экзаменах форм ОГЭ и ЕГЭ .

Результаты исследования

Определены возрастные группы суворовцев на основе последовательного попарного сравнения среднегруппо-вых показателей общего уровня развития осознанной СР учебной деятельности суворовцев с 6 по 11 класс (рис . 1) .

Значимые различия обнаружены между следующими группами: 6-го и 7-го классов (p < 0,018), 9-го и 10-го классов (p < 0,024). Результаты дают основания провести объединение групп 7, 8 и 9 классов, а также 10 и 11 классов . Таким образом, определены 3 возрастные группы суворовцев: 1) 6 класса; 2) 7-9 классов; 3) 10-11 классов . Аналогичным образом для проведения сравнений были объединены учащиеся общеобразовательных школ .

Представляемому в данной статье исследованию предшествовали две работы, направленные на изучение осознанной СР учебной деятельности внутри возрастных групп суворовцев (на выборке воспитанников Мс СВУ всех классов обучения: с 5 по 11). Отметим их основные результаты

Выявлено, что более выраженными регуляторными характеристиками обладают воспитанники 5-го класса (1112 лет), а также 10-11 классов обучения (16-18 лет), а менее других показатели СР выражены у суворовцев 6-го класса обучения (12-13 лет) . Однако именно у этих суворовцев больше всего установлено связей регуляторных особенностей с показателями академической успешности. При этом, несмотря на сниженный уровень регуляции, в младшем подростковом возрасте успешность учащихся детерминирована большим числом процессов и свойств в сравнении со старшим подростковым возрастом, где успешность зависит от отдельных показателей СР [11].

Исследование регуляторных предикторов академической успешности позволило рассматривать их соотно-симость с характером стоящих перед суворовцами задач обучения на каждом из четырех этапов . Сделаны предположения относительно ресурсной роли выявленных в качестве предикторов академических достижений ре-

Рис. 1. Показатели общего уровня осознанной саморегуляции у суворовцев и школьников 6-11 классов обучения

гуляторных процессов и свойств [10]. Полученные данные использованы в настоящем исследовании

Для выявления закономерностей становления осознанной СР учебной деятельности у суворовцев в настоя-

Примечания: М ** - р < 0,01.

Группа 12-13 лет (6-ой класс обучения) Между учащимися общеобразовательных школ и Мс СВУ наблюдаются значимые различия по выраженности планирования, которое выше у шестиклассников-суворовцев В постановке и удерживании целей

щем исследовании первым произведено сравнение регуляторных показателей в выделенных группах (6-го, 7-9, 10-11 классов) суворовцев и аналогичных группах учащихся общеобразовательных школ (табл 1)

учебной активности при прочих равных суворовцы превосходят сверстников-школьников

Группа 13-16 лет (7-9-ые классы обучения) По результатам анализа получены значимые различия, согласно которым суворовцы отличаются от своих

Таблица 1.

Сравнение возрастных групп учащихся Мс СВУ и общеобразовательных школ по показателям осознанной саморегуляции учебной деятельности

Возрастные группы учащихся Значимо различающиеся показатели по опроснику ССУД-М Суворовцы Школьники

M ± а M ± а

12-13 лет (6-ой класс обучения) Планирование 3,66*±1,16 3,28±1,26

13-16 лет (7-9-ые классы обучения) Планирование 3,64**±1,13 2,90±1,24

Программирование 3,74**±1,34 2,93±1,57

Оценивание результатов 2,40±1,47 2,67*±1,51

Самостоятельность 3,58**±1,12 2,97±1,39

Надежность 3,29*±1,15 3,05±1,32

Ответственность 3,08**±1,58 2,43±1,69

Общий уровень саморегуляции 25,74**±6,19 22,58±6,83

16-18 лет (10-11-ые классы обучения) Планирование 3,62**±0,96 2,88±1,20

Моделирование 3,74*±1,35 3,28±1,40

Программирование 3,88**±1,21 2,54±1,64

Оценивание результатов 2,97*±1,48 2,48±1,43

Гибкость 3,12**±1,37 2,16±1,44

Самостоятельность 3,76**±1,39 2,64±1,46

Надежность 3,79**±1,01 2,83±1,44

Ответственность 3,34**±1,57 1,75±1,51

Общий уровень саморегуляции 28,21**±6,38 20,55±6,77

- среднее значение; а - стандартное отклонение; * - p < 0,05;

сверстников-школьников более высокими показателями общего уровня развития осознанной СР учебной деятельности и большинства её звеньев: планирования, программирования, самостоятельности, надежности и ответственности; схожими оказались показатели моделирования и гибкости; показатель оценивания результатов оказался выше у школьников . У суворовцев в этой возрастной группе большинство регуляторных навыков развито лучше, однако школьники лучше оценивают степень соответствия достигаемых результатов с требованиями обучения

Группа 16-18 лет (10-11-ые классы обучения) . По результатам проведённого анализа было установлено множество статистически достоверных различий Старшеклассники суворовцы существенно превосходят своих сверстников-школьников по уровню показателей всех компонентов (планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов, гибкости, самостоятельности, надёжности, ответственности) и общему развитию осознанной СР учебной деятельности Учебная активность суворовцев в значительной степени отрегулирована лучше, чем у школьников: шире используются различные навыки осознанного регулирования учебной деятельности

Вторым проведено сопоставление регуляторных предикторов академической успешности по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» («Алгебра») для рассматриваемых возрастных групп суворовцев и их сверстников-школьников (табл . 2) .

Группа 12-13 лет (6-ой класс обучения) . Для суворовцев регрес-

сионная модель успешности по русскому языку описывает приблизительно 39% дисперсии. Значимые предикторы: «Моделирование»,

«Программирование», «Надёжность» . В отношении успешности по математике регрессионная модель описывает около 17% дисперсии . Значимыми предикторами стали «Гибкость» и «Надёжность» Надёжность СР вносит основной вклад в успешность обучения суворовцев этой группы, отражая способность поддерживать регуляцию учебной активности, быть целеустремленным и настойчивым в достижении учебных целей в условиях повышенной напряжённости Для школьников значимых регулятор-ных предикторов годовой оценочной успешности обучения по русскому языку и математике не выявлено

Группа 13-16 лет (7-9-ые классы обучения) Регрессионная модель успешности суворовцев по Русскому языку описывает примерно 8% дисперсии (р < 0,004) . Значимые предикторы: «Планирование», «Оценивание результатов», «Самостоятельность» «Регрессионная модель», описывающая успешность по математике, объясняет приблизительно 11% дисперсии (р < 0,000), а значимыми предикторами выступают «Оценивание результатов» и «Планирование» Несмотря на невысокий процент объяснённой дисперсии, полученное уравнение суммарно подчёркивает важность умения ставить перед собой цели, проявлять настойчивость в стремлении к ним, адекватно оценивать промежуточные и конечные результаты учебной активности, действовать самостоятельно в освоении учебного материала Отметим повторяемость с достаточно высокими «весами» регуляторных

процессов, направленных на цель и ре- ности по двум разным по учебному со-зультат в качестве предикторов успеш- держанию предметам .

Таблица 2 .

Регрессионные модели зависимых переменных «Русский язык» (оценка по русскому языку) и «Математика» (оценка по алгебре) для возрастных групп учащихся Мс СВУ и

общеобразовательных школ

Возрастные группы учащихся Учебные предметы Скоррект. R2 Значимые по вкладу в академическую успеваемость показатели по опроснику ССУД-М Величина вклада (ß) и уровень значимости (p)

ß Р

12-13 лет(6-ой класс обучения) Суворовцы Русский язык 0,391 Моделирование 0,320 0,033

Программирование 0,291 0,012

Надежность 0,318 0,008

Математика 0,168 Гибкость 0,274 0,028

Надежность 0,250 0,045

Школьники Русский язык - - - -

Математика - - - -

13-16 лет (7-9-ые классы обучения) Суворовцы Русский язык 0,080 Планирование 0,189 0,038

Оценивание результатов 0,209 0,027

Самостоятельность 0,200 0,014

Математика 0,111 Оценивание результатов 0,304 0,000

Планирование 0,158 0,026

Школьники Русский язык 0,045 Гибкость 0,134 0,030

Моделирование 0,127 0,040

Математика 0,096 Оценивание результатов 0,271 0,000

Самостоятельность 0,126 0,018

16-18 лет (10-11-ые классы обучения) Суворовцы Русский язык 0,112 Программирование 0,314 0,025

Самостоятельность -0,339 0,016

Математика - - - -

Школьники Русский язык 0,038 Планирование 0,215 0,018

Математика - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания: метод регрессии - шаговый отбор; основные сокращения:

Я2 - коэффициент детерминации, в - стандартизованный коэффициент регрессии;

р - значимость предикторов .

Для школьников той же возрастной группы (13-16 лет, 7-9 классы обучения) получены: регрессионная модель успешности обучения русскому языку, описывающая 4,5% объясненной дис-

персии, с регуляторными предикторами «Гибкость» и «Моделирование»; а также регрессионная модель успешности по математике, описывающая ~ 10% объясненной дисперсии, с регуляторными

предикторами «Оценивание результатов» и «Самостоятельность» В средних классах применение школьниками регу-ляторных навыков, по-видимому, более специфично в отношении конкретного учебного предмета. Так, результаты в обучении русскому языку, в частности, обеспечиваются ориентацией в значимых условиях учебной ситуации и оперативным переключением между учебными задачами посредством гибкости в учебных действиях В обучении математике успеваемость зависит от проявления самостоятельной активности, прежде всего в адекватной и своевременной проверке промежуточных и итоговых результатов выполненных действий

Группа 16-18 лет (10-11-ые классы обучения) . Для суворовцев старших годов обучения регрессионная модель успешности обучения русскому языку описывает чуть более 11% дисперсии Предикторами явились «Программирование учебных действий» с положительным вкладом и «Самостоятельность» - с отрицательным В отношении успешности по математике значимых предикторов не выявлено Таким образом, при обучении русскому языку на «первый план» выходит умение определять чёткий порядок действий, а самостоятельная работа с учебным материалом способствует успеваемости, только если соответствует основной цели - подготовке к выпускным экзаменам. Это если и допускает проявление инициативности (в этом значении также рассматривается используемый показатель «Самостоятельность»), то только в определённых, установленных обстоятельствами учебной ситуации рамках [10, с 606]

Для аналогичной возрастной группы (16-18 лет; 10-11-е классы) учащихся общеобразовательных школ результаты оказались схожими в отношении не выявления значимых регуляторных предикторов годовых академических показателей по математике Регрессионная модель успешности обучения русскому языку описывает ~ 4% объяснённой дисперсии, а регуляторным предиктором явилось «Планирование» Тем самым для школьников результат обучения русскому языку в регуляторном плане определяется верной постановкой и удержанием цели учебной активности, осмыслением учебной задачи и правильным расставлением приоритетов для достижения цели

Обсуждение результатов

Для возрастной группы суворовцев 12-13 лет (6-го класса) выявлена в целом схожая со школьниками картина выраженности регуляторных особенностей Установленные значимые различия по планированию учебных целей предстают закономерным результатом: строго-регламентированный образ жизни суворовского военного училища, с одной стороны, подразумевает «внешнюю» определённость многих целей (цели задаются педагогами и воспитателями), с другой стороны, воспитательный процесс поощряет активность учащихся, способствуя развитию регуляторного звена «Планирование», отвечающего также за принятие, удерживание и достижение поставленных целей Надёжность СР - устойчиво повторяющийся предиктор в отношении результатов обучения различным предметам, выполняет функцию ведущего

Vjsy

ресурса академической успешности суворовцев со стороны регуляции Полученный результат подтверждает результаты выполненных ранее исследований, в которых показано, что надёжность СР способствует достижению и, главное, поддержанию высоких результатов в обучении, а её выраженность, как правило, характеризует гармоничный профиль СР высокого уровня [4; 5; 8]. Кроме того, результаты соотносятся с теоретико-практическими представлениями в работе Н . В . Копыловой и Ю . А. Анцибор [1], согласно которым задача адаптации суворовца к условиям обучения в училище сохраняет свою центральную позицию и в психолого-педагогическом сопровождении 6-го класса Но акцент помощи суворовцу смещается с привыкания к учебной ситуации на развитие умения достигать поставленные цели с максимальными результатами В отличие от суворовцев, у их сверстников из общеобразовательной школы не удалось обнаружить выраженных регуляторных предикторов академических достижений. В качестве одной из возможных причин отметим, что условия их обучения в шестом классе по сравнению с пятым не претерпевают существенных изменений, позволяя действовать в учебных ситуациях схожим образом

Обучение возрастной группы 13-16 лет (7-9 классов) приходится на подростковый возраст - сензитивный период для личностного развития Активное и неравномерное развитие получают регуляторные процессы и личностные свойства Суворовцы опережают сверстников из общеобразовательных школ по уровню развития осознанной СР На основе ранее полу-

ченных нашим коллективом результатов [12] выявлены данные о том, что саморегуляция в этом возрасте активно направлена как на обеспечение успеваемости, так и на развитие таких личностных свойств, как добросовестность, открытость и доброжелательность (по методике Big 5) .

Интересно отметить, что среди предикторов успеваемости и по математике, и по русскому языку у суворовцев ведущую роль играют «Планирование» и «Оценивание результатов» . У школьников выявленные регуляторные предикторы более «специализированы»: успешность по русскому языку обеспечивают процесс «Моделирования» и регуляторное свойство «Гибкости» . В успешности по математике ведущую роль играет процесс «Оценивания результатов» и регуляторное свойство «Самостоятельности» .

В старших 10-11 классах (16-18 лет) индивидуальная система саморегуляции «сворачивается» [12]. Анализ структурных моделей для 10-11 классов показал, что система регуляторных предикторов, дифференцированная и усложнённая в 9-м классе, в 10-11 классах становится «свернутой», т е ведущими становятся только те процессы и свойства, которые вносят реальный вклад в успеваемость по конкретному предмету. Более того, вклад СР из непосредственного становится опосредованным и влияет на успеваемость через мотивацию достижения Тем самым учащиеся в этот возрастной период используют только те ресурсы, которые приводят к максимальным результатам. Аналогичные результаты получены в настоящем исследовании Так, не выявлены значимые предикторы успеваемости по математике ни для школьников, ни для суворовцев

Напротив, на материале успешности обучения по русскому языку мы получили данные о её регуляторных предикторах Для суворовцев ими стали самостоятельность в достижении целей и программирование учебных действий Для их сверстников-школьников значимый вклад в успеваемость по русскому языку вносит планирование учебных целей В различии этих предикторов, возможно, кроется возрастная специфика регуляторных предикторов старших суворовцев: школьники, ориентируясь на постановку и удержание целей, опираются на отдельные регуляторные ресурсы, ведущие к максимальным результатам, а суворовцы, как мы полагаем, ориентируются на выработанные программы действий как универсальные ресурсы таких достижений

Результаты исследования показали, что становление системы осознанной СР у суворовцев происходит раньше и на более высоком уровне . Ведущую роль в этом процессе играют особенности режима обучения и специфика стоящих перед обучающимися учебных и воспитательных задач

Выводы

Установлены закономерности становления осознанной СР у суворовцев . Эмпирически подтверждено, что условия обучения в военном училище способствуют опережающему развитию процессов и свойств осознанной СР

Возрастная специфика СР суворовцев состоит в следующем: в группе шестиклассников (12-13 лет) отмечается более высокий уровень планирования учебных целей - основополагающего для всей регуляторной системы процесса В возрастной группе 7, 8, 9-ти-классников выявлен повышенный

уровень СР и её компонентов, по многим из которых суворовцы опережают школьников В возрастной группе 10, 11-тиклассников уровень всех компонентов СР существенно превышает аналогичные показатели сверстников из общеобразовательных школ

Выявлена возрастная специфика регу-ляторной детерминации академических достижений у суворовцев . Если у сверстников из общеобразовательных школ формируются прежде всего специальные ресурсы: предикторы успеваемости по различным предметам существенно различаются, - то у суворовцев наблюдается иная специфика Показано, что условия обучения в военном училище способствуют становлению прежде всего универсальных ресурсов достижения учебных целей, влияние которых распространяется на успеваемость по всем предметам Этим может быть характеризована также ситуационная специфика осознанной СР у суворовцев

Так, у шестиклассников успеваемость детерминирована регуляторно-личностным свойством «Надёжности», обеспечивающим стабильность в получении высоких результатов В группе 7, 8, 9-тиклассников основными предикторами выступили «Планирование» и «Оценивание результатов» . Академические результаты в 10-х и 11-х классах зависят от универсального ресурса, которым становится процесс «Программирования», т е применение сложившихся и наработанных в процессе обучения программ учебных действий, надежно приводящих к достижению учебных целей

Статья поступила в редакцию 10.10.2018 г.

БЛАГОДАРНОСТИ / ACKNOWLEDGMENTS

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 16-06-00562 «Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности во взаимосвязи с академической мотивацией, личностными особенностями учащихся и результатами их обучения» / The study was conducted with the financial support of RFBR, project № 16-06-00562 «Age differences in conscious self-regulation of learning activities in relation to the academic motivation, personal characteristics of students and the results of their training»

1. Копылова Н . В. , Анцибор Ю. А. Особенности психологического сопровождения воспитанников суворовских военных училищ в период адаптации к учебной деятельности: статья // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология . 2015 . № 3. С . 75-85.

2. Моросанова В . И. , Бондаренко И . Н . Диагностика саморегуляции человека. М . , 2015 . 304 с

3 Моросанова В И , Бондаренко И Н Общая способность к саморегуляции: операцио-нализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития: статья // Вопросы психологии. 2016 . № 2. С. 109-123.

4. Моросанова В . И. , Филиппова Е . В . , Фомина Т.Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 4-17.

5 Моросанова В И , Фомина Т Г Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016 . № 2.

6 Моросанова В И , Фомина Т Г , Ованесбекова М Л Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв ред А.Л . Журавлёв, В. А. Кольцова. М. , 2017. С. 510-516 .

7. Моросанова В . И. , Фомина Т.Г. , Ованесбекова М.Л . Возрастная специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10 . № 3.

8 . Моросанова В . И. , Фомина Т.Г. , Цыганов И .Ю . Осознанная саморегуляция и отноше-

ние к учению в достижении учебных целей. М. ; СПб . , 2017. 380 с.

9 . Хабибулин Р.Г. , Хабибулина Н . В. Обучение курсантов навыкам саморегуляции как

одна из основных задач по профессионально-психологическому сопровождению в ходе образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015 . Т. 9 . № 5-1-2. С. 62-68.

10 Цыганов И Ю , Бондаренко И Н Возрастные различия регуляторных предикторов академических достижений учащихся суворовского училища // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв . ред . А.Л. Журавлёв, В .А. Кольцова. М. , 2017. С. 599-606.

11 Цыганов И Ю , Ованесбекова М Л , Фомина Т Г , Моросанова В И Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с академической успешностью у учащихся суворовского училища // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016 . № 4. С. 113-117.

ЛИТЕРАТУРА

С. 124-135.

С. 34-45.

12. Morosanova V. , Bondarenko I . , Fomina T. , Burmistrova-Savenkova A. Self-regulation, personality factors, academic motivation, math achievement in middle and senior school [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social & Behavioral Science, 2018 . URL: https://dx. doi. org/10,15405/epsbs. 2018.07. 53 (дата обращения: 03.09. 2018).

1. Kopylova N. V. , Antsibor YU. A. [Features of psychological support for pupils of Suvorov military colleges in the period of adaptation to educational activity: article]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology], 2015, no. 3, pp. 75-85.

2. Morosanova V. I . , Bondarenko I. N. Diagnostika samoregulyatsii cheloveka [Diagnostics of self-regulation of the person], Moscow, 2015. 304 p.

3. Morosanova V. I . , Bondarenko I . N . [The overall ability for self-regulation: operationalization of the phenomenon and experimental approach to the diagnosis of development: article]. In: Voprosypsikhologii [Questions of psychology], 2016, no. 2, pp. 109-123.

4 . Morosanova V. I . , Filippova E . V. , Fomina T. G . [Personal and regulatory predictors of success

and reliability of the actions of students in a situation of exam]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14 . Psychology], 2014, no. 4, pp. 4-17.

5 . Morosanova V. I . , Fomina T. G. [Conscious self-regulation in the system of psychological

predictors of achieving the educational goals]. In: Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2016, no . 2, pp . 124-135.

6 . Morosanova V. I . , Fomina T. G. , Ovanesbekova M. L. [Age differences of conscious self-

regulation of learning activities]. In: Zhuravlev A . L. , Koltsova V. A . , eds . Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoi psikhologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya [Fundamental and applied researches of modern psychology: results and prospects] Moscow, 2017, pp. 510-516 . 7. Morosanova V. I . , Fomina T. G. , Ovanesbekova M . L. [Age specificity of the relationship of conscious self-regulation, academic motivation and students' personal characteristics]. In: Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya [Theoretical and experimental psychology], 2017, vol. 10, no. 3, pp. 34-45.

8 . Morosanova V. I . , Fomina T. G. , Tsyganov I.Yu. Osoznannaya samoregulyatsiya i otnoshenie

k ucheniyu v dostizhenii uchebnykh tselei [Conscious self-regulation and attitude towards teaching in achieving educational objectives], Moscow, St. Petersburg, 2017. 380 p.

9 . Khabibulin R. G. , Khabibulina N.V. [Teaching students the skills of self-regulation as one

of the basic tasks of professional psychological support during the educational process]. In: Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk [Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences], 2015, vol. 9, no. 5-1-2, pp. 62-68.

10 . Tsyganov I .Yu. , Bondarenko I. N. [Age differences in regulatory predictors of academic

achievement of pupils of Suvorov military school] In: Zhuravlev A L , Koltsova V A , eds Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoi psikhologii: rezul'taty i perspektivy razvitiya [Fundamental and applied researches of modern psychology: results and prospects]. Moscow, 2017, pp. 599-606. 11. Tsyganov I . Yu . , Ovanesbekova M . L. , Fomina T. G . , Morosanova V. I . [Age peculiarities of self-regulation of learning activities and their relationship with academic performance in pupils of Suvorov military school]. In: Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2016, no . 4, pp. 113-117.

REFERENCES

12. Morosanova V. , Bondarenko I . , Fomina T. , Burmistrova-Savenkova A. Self-regulation, personality factors, academic motivation, math achievement in middle and senior school . In: The European Proceedings of Social & Behavioral Science, 2018. Availabl at: https://dx. doi. org/10,15405/epsbs. 2018.07. 53 (accessed: 03. 09.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Цыганов Игорь Юрьевич - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО; e-mail: i4321@mail.ru;

Бондаренко Ирина Николаевна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО; e-mail: pondi@inbox. ru;

Моросанова Варвара Ильинична - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО; e-mail: morosanova@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Igor Yu. Tcyganov - Ph. D. , Senior Researcher, Laboratory of Psychology of Self-regulation, Psychological Institute of the Russian Academy of Education (Moscow); e-mail: i4321@mail.ru;

Irina N. Bondarenko - Ph . D. , Leading researcher, Laboratory of Psychology of Self-regulation, Psychological Institute of the Russian Academy of Education (Moscow); e-mail: pondi@inbox.ru;

Varvara. I. Morosanova - Doctor of Psychology, professor, corresponding member of the Russian Academy of Education, Head of laboratory, Laboratory of Psychology of Self-regulation, Psychological Institute of the Russian Academy of Education (Moscow); e-mail: morosanova@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Цыганов И . Ю . , Бондаренко И . Н . , Моросанова В . И. Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2018 . № 4. С. 10-23.

DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23

FOR CITATION

Tsyganov I. , Bondarenko I. , Morosanova V. Development of learning activity conscious self-regulation in different educational environments . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, 2018, no. 4, pp. 10-23. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.