Научная статья на тему 'Становление нового социокультурного пространства провинциального Саратова в 1917-1920-х гг'

Становление нового социокультурного пространства провинциального Саратова в 1917-1920-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
323
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL SPACE / ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ENTERTAINMENT ESTABLISHMENTS / ОТДЕЛ ИСКУССТВ / DEPARTMENT OF ARTS / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / NATIONALIZATION / КИНОТЕАТРЫ САРАТОВА / CINEMAS OF SARATOV / ТЕАТР ИМ. К. МАРКСА / K. MARX THEATER / ТЕАТР ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО / CHERNYSHEVSKY THEATRE / ТЕАТР ИМ. Ф. ЭНГЕЛЬСА / F. ENGELS THEATRE / ТЕАТР ИМ. Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА / RIMSKY-KORSAKOV THEATER / ТЕАТР ИМ. В.И. ЛЕНИНА / LENIN THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колозина Ирина Михайловна

В статье исследуются такие аспекты городского социокультурного пространства, как социально ориентированные зрелищные учреждения. Рассматриваются проблемы становления и особенности развития театра и кино Саратова 1917-1920-х гг. Выявляется зависимость функционирования данных учреждений от деятельности городских органов управления культурой и социально-экономической ситуации. Автор акцентирует особое внимание на социально-культурном значении театра и кино в жизни города и их идеологическом влиянии на общество. При этом проводится краткий анализ основных саратовских театров, определена специфика организации работы кинотеатров, проведена социальная стратификация зрителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE NEW SOCIO-CULTURAL SPACE OF PROVINCIAL SARATOV IN THE 1917-1920-S

The article examines such aspects of urban socio-cul-tural space as community-focused entertainment organizations. Formation and development of cinema and theater in Saratov in 1917-1920 is described. The author considers dependence of functioning of these institutions from the activities of the city authorities managing culture and socio-economic situation. The paper focuses on the social and cultural value of the theater and cinema in the life of the city, and their ideological influence on the society. The author gives a brief analysis of the main theaters of Saratov, shows the specificity of organization of the work of cinemas, and considers social stratification of cinema audience.

Текст научной работы на тему «Становление нового социокультурного пространства провинциального Саратова в 1917-1920-х гг»

УДК 94(470.4) Колозина Ирина Михайловна

аспирант кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО САРАТОВА В 1917-1920-Х ГГ.

Kolozina Irina Mikhailovna

PhD student, Social Legal Studies, Education Science and Humanities Department, Saratov State Agricultural University

DEVELOPMENT OF THE NEW SOCIO-CULTURAL SPACE OF PROVINCIAL SARATOV IN THE 1917-1920-S

Аннотация:

В статье исследуются такие аспекты городского социокультурного пространства, как социально ориентированные зрелищные учреждения. Рассматриваются проблемы становления и особенности развития театра и кино Саратова 1917-1920-х гг. Выявляется зависимость функционирования данных учреждений от деятельности городских органов управления культурой и социально-экономической ситуации. Автор акцентирует особое внимание на социально-культурном значении театра и кино в жизни города и их идеологическом влиянии на общество. При этом проводится краткий анализ ос-новных саратовских театров, определена специфика организации работы кинотеатров, проведена социальная стратификация зрителей.

Ключевые слова:

социокультурное пространство, зрелищные учреждения, Отдел искусств, национализация, кинотеатры Саратова, театр им. К. Маркса, театр им. Н.Г. Чернышевского, театр им. Ф. Энгельса, театр им. Н.А. Римского-Корсакова, театр им. В.И. Ленина.

Summary:

The article examines such aspects of urban socio-cultural space as community-focused entertainment organizations. Formation and development of cinema and theater in Saratov in 1917-1920 is described. The author considers dependence of functioning of these institutions from the activities of the city authorities managing culture and socio-economic situation. The paper focuses on the social and cultural value of the theater and cinema in the life of the city, and their ideological influence on the society. The author gives a brief analysis of the main theaters of Saratov, shows the specificity of organization of the work of cinemas, and considers social stratification of cinema audience.

Keywords:

socio-cultural space, entertainment establishments, Department of Arts, nationalization, cinemas of Saratov, K. Marx Theater, Chernyshevsky Theatre, F. Engels Theatre, Rimsky-Korsakov Theater, Lenin Theatre.

Послереволюционное изменение жизни города было связано с формированием советского социокультурного пространства с позиции революционно-пролетарского отношения к культуре и искусству, которые теперь должны нести коммунистические ценности и идеалы и быть ориентированы на рабоче-крестьянское население. Противоречие между культурным наследием имперской России и социокультурными задачами советской власти заставило большевиков произвести полную трансформацию предметно-внутреннего содержания и семиотико-смыслового значения городского пространства. «Если некоторые формы и могут быть нами приняты, то содержание... является для нас сейчас неприемлемым и неудовлетворительным» [1, с. 7].

В связи с этим целью статьи является анализ процесса становления советского социокультурного пространства провинциального Саратова в постреволюционный период (1917-1920-е гг.), представленного зрелищными учреждениями культуры и искусства (театр и кино). Под социокультурным пространством будем понимать взаимосвязанную совокупность основных культуро-образующих духовных и социальных артефактов в жизни города: ментальной среды, учреждений искусства и культуры, визуально-архитектурных и скульптурных объектов.

В марте 1918 г. при Саратовском губернском Совете народного образования был создан Отдел искусств - местный орган по управлению культурно-художественной жизнью Саратова, которому теперь были «подведомственны все театры, концертные залы, сады (Приволжский и Вакуровский), кинотеатры и музеи» [2]. Одной из задач отдела стала организация правильного, «согласно изменившимся условиям и взглядам коммунистической партии» [3, с. 66], функционирования социально ориентированных зрелищных учреждений.

Уже в мае 1918 г. началась национализация художественно-зрелищных предприятий в Саратове. Руководство и фактический контроль по проведению национализации в городе было поручено Отделу искусств [4], в частности Д.Н. Бассалыго, А.И. Меркулову. В июле 1918 г. Саратовский исполнительный комитет окончательно постановил: «Изъять из частного владения в

г. Саратове: а) все театры, сады со сценами и без таковых...; б) консерваторию, музеи и все учреждения, имеющие отношения к искусству, также изъять из собственности. Все изъятое национализировать» [5].

Национализацию культурных учреждений власть стремилась показать как успешный процесс: «Кинослужащие приветствовали национализацию и просили об увеличении жалования, а владельцы опустили руки» [6]. В официальных документах можно встретить сообщения о том, что работники культуры (например, сотрудники Общедоступного театра) воодушевлено восприняли национализацию: «Ну, что же пришел праздник и на нашу улицу. Надо с честью принимать! Не отказываться же!» [7, с. 73]. В то же время далеко не все говорили о национализации с энтузиазмом и восторженно. Так, в Городском театре был «организован тонкий саботаж» [8]. Не обошлось и без спорных ситуаций: владельцы кинотеатров «Зеркало жизни», «Идеал», оперного театра Очкина были не согласны с решением об изъятии у них частной собственности и требовали возмещения денежных средств, имущества, на что получили отказ от властей.

Важную роль в формировании социокультурного пространства в городе играл театр, в особенности драматический. В первую очередь изменилось его назначение. Теперь «театр воспринимался как средство активного воздействия на общество, средство организации определенного социального поведения и коллективного опыта посредством втягивания масс в единое действие» [9, с. 112]. Развитие театрального дела в Саратове проходило под воздействием социально-политической ситуации: четыре театра были названы в честь вождей пролетариата и революционных деятелей, открытие трех новых театров было приурочено к первой годовщине Революции. Каждый театр нес определенную задачу и имел свою публику.

14 мая 1918 г. в честь 100-летнего юбилея К. Маркса Общедоступному театру было присвоено его имя. В Саратове это был первый советский театр с профессиональным составом, начавший свою работу после национализации. 1 октября 1918 г. бывший театр Очкина, функционировавший затем как драматический театр профсоюза грузчиков «Сергиевский», перешел под полное ведение Отдела искусств и стал театром оперы им. Н.А. Римского-Корсакова. В соответствии с названием театра первым представлением стала опера «Снегурочка». 4 октября 1918 г. благодаря старанию Д.Н. Бассалыго в здании бывшего солдатского театра «Революции», несмотря на множество других вариантов на возможное использование этого здания, открывается первый стационарный, а главное - бесплатный театр для детей им. В.И. Ленина. На его устройство из средств Совета народного образования было отпущено 1 000 руб. [10]. В честь его открытия Д.Н. Бассалыго была отправлена приветственная телеграмма В.И. Ленину. Основная задача театра была определена желанием «дать детям бедняков разумное и красивое развлечение и воспитание, что будет чрезвычайно способствовать их приобщению к нашим коммунистическим идеям» [11]. 7 ноября 1918 г., в годовщину Революции, произошло открытие народного драматического театр им. Ф. Энгельса. Этот театр находился в рабочем районе на горах и имел особое значения для культурного просвещения масс, которые находились сравнительно далеко от центра [12]. 30 октября 1919 г. Общественным собранием по поводу 30-летия со дня смерти Н.Г. Чернышевского было принято решение о присвоении его имени Городскому театру, находившемуся в самом центре города. Это был единственный театр в городе, который в максимальной степени сохранил классический репертуар и стремился нести традиции дореволюционной театральной культуры.

Следует отметить, что во время летнего сезона, помимо стационарных театров, работали еще два временных театра: отремонтированные и облагороженные бывшие шантаны Приволжский вокзал и Вакуровский парк. В них играли профессиональные труппы из городских театров, но собиралась самая разная публика.

В 1919-1920 гг. активно шел процесс образования множества малых, специфических, но недолго просуществовавших театров. В основном это были театры комедийного и сатирического жанра, среди них можно отметить: театр лубочной драмы, комедии, сатиры и «Петрушки» (июнь 1919 г.), «Потешный театр» (ноябрь 1921 г.), театр поэтов, артистов, художников, музыкантов и актеров - «Арена ПОЭХМА» (декабрь 1921 г.), театр «Голубятня» (январь 1922 г.), театр эксцентричных представлений - «ТЭП» (август 1922 г.).

В последующем, под влиянием общей ситуации в городе, социально-политических и экономических задач (введение НЭПа) и чрезвычайных ситуаций (пожар в театре им. Римского-Кор-сакова) была проведена реорганизация, а фактически ликвидация ряда профессиональных театров. Следует отметить, что длительное время в Саратове функционировали только два театра: им. К. Маркса и им. Н.Г. Чернышевского. К 1928 г. полностью определилась их специфика: театр им. К. Маркса становится драматическим, а театр Н.Г. Чернышевского - театром оперы и балета.

После революции наблюдалась особая востребованность и активное развитие киноискусства. При этом, по мнению некоторых авторов, кино в Саратове изначально не отводилась значительная роль в формировании культуры города. Так, А.И. Меркулов (зав. кинематографической секцией Отдела искусств) вспоминает, что кинематографы рассматривались в основном с финансовой стороны [13, с. 176], а Е.К. Савельева отмечает, что «драматическую секцию возглавил сам Бассалыго и именно вопросы театров занимали Отдел искусств более всего» [14].

В первое время возникли некоторые сложности в организации работы учреждений кино. Например, среди работников было мало профессионалов, пришлось пригласить на должность киноинструкторов двух бывших хозяев кинотеатров; совсем не было работников-коммунистов [15]. Существовала определенная разобщенность между кинотеатрами, не было единой системы. В 1918 г. управление кинотеатрами было поделено между кинематографической секцией Отдела искусств (центральные кинотеатры «Гранд-Мишель», «Зеркало жизни» и др.) и киносекцией От-нароба (окраинные кинотеатры) [16]. При этом кинотеатры довольно часто ликвидировались и реорганизовывались, открывались новые. Поэтому число кинотеатров постоянно менялось [17; 18].

С введением НЭПа произошла реорганизация кинотеатров. Изменившаяся экономическая ситуация повлияла на форму и статус проведения киносеансов. Часть кинотеатров стали коммерческими, в которых основную публику составляли обеспеченные люди. Для менее состоятельных зрителей (служащих, рабочих, детей) кинокартины стали показывать в городских клубах, в которых были сделаны стационарные киноустановки.

Государственными оставались несколько основных кинотеатров города. Так, в ведении Художественного подотдела Губполитпросвета на 1 апреля 1922 г. было 4 кинотеатра [19], в 1924 г. Художественному тресту Отнароба принадлежало уже 5 кинотеатров [20], а в 1926 г. - всего 3 [21, с. 248]. Активно функционировало Саратовское отделение Совкино [22], в ведомстве которого находилось несколько новых кинотеатров, среди которых «1 -й общедоступный» и «2-й общедоступный», «Великий немой», «Новый идеал». На конец 1925 г. в Саратове работали 10 коммерческих кинотеатров и 16 киноклубов [23].

В послереволюционное время зрелищные предприятия не только выполняли развлекательные функции, но и имели определенные социальные и идеологические задачи. Поэтому репертуар был связан с социально-политической ситуацией, с желанием руководства не допустить недовольство масс властью и с созданием нового культурного человека. Так, в апреле 1918 г. Отделом искусств был опубликован список пьес, разрешенных к постановке. В основном это были произведения отечественной и иностранной классики, соотносящиеся с революционной эпохой, прославляющие рабочих и крестьян, художественно-психологические. А затем вышел запрет на постановку в театре фарсов, комедий, опереток «легкого жанра» и пошлого содержания; а в кинотеатрах - кинокартин, чуждых народу, не имеющих общественной ориентации, антисоветского и пинкертоновского характера [24; 25; 26, с. 2; 27].

В театрах и кинотеатрах активно проводилась агитационно-пропагандистская работа. «Перед началом сеансов в кинотеатрах в определенные дни читались лекции о классовой борьбе, о происхождении религии... В дни лекций вход в кинотеатры был бесплатный. По воскресеньям для детей демонстрировались научные и учебные фильмы. Вход был бесплатный»; в театрах продавалась «партийная литература, газеты, портреты деятелей социализма и революции»; а в кинотеатре «Заря Свободы» и некоторых других была организована бесплатная читальня с книгами «большей частью политического характера» [28; 29, с. 2; 30, с. 2].

Социальная направленность театров и кинотеатров выражалась в предоставлении возможности их бесплатного посещения, особенно в дни советских праздников, наименее обеспеченным людям: детям приютов, раненым и больным красноармейцам. Для школьников довольно часто бесплатно демонстрировались «картины научного характера, географические видовые феерии и художественно-фантастические» [31]. Проводились денежные сборы и оплачивались специальные налоги на развитие культурно-просветительных учреждений, на помощь голодающим и военнопленным [32; 33, с. 12].

Развитие зрелищных предприятий Саратова соответствовало ситуации по стране в целом. Деятельность социально ориентированных учреждений культуры и искусства Саратова 19171920-х гг. можно соотнести с происходившими общегосударственными изменениями, поэтому в задачи данных учреждений входили формирование культурно-художественной стороны жизни города, выработка социокультурных ориентиров и утверждение в сознании горожан и крестьян новых ценностей.

Ссылки:

1. Художественные известия. 1918. № 14.

2. ГАСО (Гос. арх. Саратов. обл.). Ф. Р-494. Оп. 1. Д. 15. Л. 21.

3. Бассалыго Д.Н. Обзор деятельности Саратовского отдела искусств // Годовщина социалистической революции в Саратове. Саратов, 1918. С. 65-76.

4. ГАСО. Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 47. Л. 9.

5. Там же. Д. 136. Л. 102.

6. Там же. Ф. Р-329. Оп. 1. Д. 1. Л. 10 об. - 11.

7. Савельева Е.К. Деятельность Саратовского отдела искусств по реорганизации театрального дела в Саратове в 1918-1919 гг. // Саратовский Государственный музей им. А.Н. Радищева. Материалы и сообщения. Саратов, 1992. Вып. 6. С. 70-85.

8. ГАСО. Ф. Р-329. Оп. 1. Д. 1. Л. 10 об. - 11.

9. Шалаева Н.В. Формирование образа советской власти в культурных практиках 1917-1920-х гг. Саратов, 2013.

10. ГАСО. Ф. Р-329. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.

11. ГАСО. Ф. Р-494. Оп. 1. Д. 2. Л. 1 об.

12. Бассалыго Д.Н. Указ. соч. С. 68.

13. Меркулов А.И. Первые шаги советской власти на культурном фронте // За власть советов. Саратов, 1957.

14. Савельева Е.К. Указ. соч. С. 71

15. Бассалыго Д.Н. Указ. соч. С. 70.

16. Меркулов А.И. Указ. соч. С. 176.

17. ГАСО. Ф. Р-494. Оп. 1. Д. 32. Л. 62-64.

18. ГАНИСО (Гос. арх. новейшей истории Саратов. обл.). Ф. 605. Оп. 1. Д. 205. Л. 2.

19. ГАСО. Ф. Р-329. Оп. 1. Д. 211. Л. 37.

20. ГАСО. Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 1077. Л. 285.

21. Культурное строительство в Саратовском Поволжье: Документы и материалы. Саратов, 1985. Ч. 1.

22. Там же. С. 270.

23. Там же. С. 241.

24. ГАСО. Ф. Р-494. Оп. 1. Д. 32. Л. 70.

25. Савельева Е.К. Указ. соч. С. 78.

26. Художественные известия. 1918. № 4.

27. Меркулов А.И. Указ. соч. С. 176.

28. Там же.

29. Художественные известия. 1918. № 6.

30. Там же. 1919. № 19.

31. ГАСО. Ф. Р-494. Оп. 1. Д. 39. Л. 1-14.

32. ГАНИСО. Ф. 22. Оп. 2. Д. 2. Л. 123.

33. Художественные известия. 1919. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.