Научная статья на тему 'Становление местного самоуправления в Крыму: проблемы конституционализации'

Становление местного самоуправления в Крыму: проблемы конституционализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1269
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНС ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ / BALANCE OF CENTRALIZATION AND DECENTRALIZATION / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / MUNICIPAL DEMOCRACY / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРЫМА / CONSTITUTIONALIZATION OF THE MUNICIPAL DE-VELOPMENT OF THE CRIMEAN PEOPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джагарян Армен Арменович, Джагарян Наталья Владимировна

В статье рассматриваются вопросы конституционного обоснования и обеспечения муниципального развития Крыма в контексте его воссоединением с Россией. Авторы исходят из того, что реализация связанных с этим задач требует решений, направленных не только на адаптацию крымской системы организации власти к условиям российской политико-правовой среды, но и на развитие, совершенствование национальных институтов муниципальной демократии в свете исторических и иных конституционно значимых местных традиций населения Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of local self-government in the Crimea: problems of constitutionalization

In the article the issues of constitutional justification and maintenance of municipal development of the Crimea are considered in the context of its reunification with Russia. The authors suggests that solution the related problems require to provide not only the adaptation of the Crimean’s government organization to the conditions of Russian political and legal sphere, but also the development and improvement of the national institutes of municipal democracy with consideration of historical and other constitutional meaningful local traditions of the Crimean people.

Текст научной работы на тему «Становление местного самоуправления в Крыму: проблемы конституционализации»

11 См., например: Является ли обязательным переоформление ранее возникших прав, которые были зарегистрированы на Украине? URL: http:// gkreg.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608476 (дата обращения: 18.05.2015).

12 URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 19.05.2015).

13 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, Ч. 1, ст. 4203.

15 URL: http://crimea.gov.rU/textdoc/ru/6/act/38z.pdf (дата обращения: 18.05.2015).

16 См., например: Закон Республики Крым от 12 августа 2014 года № 47-ЗРК «Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым». URL: http://crimea.gov.ru/lawmaking-activity/laws (дата обращения: 19.05.2015); Постановление Правительства Севастополя от 28 февраля 2015 г. № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества». URL: http://sevastopol.gov.ru/docs/253/3903/ (дата обращения: 19.05.2015).

17 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18 URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 24.08.2015).

А.А. Джагарян, Н.В. Джагарян

СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КРЫМУ: ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы конституционного обоснования и обеспечения муниципального развития Крыма в контексте его воссоединением с Россией. Авторы исходят из того, что реализация связанных с этим задач требует решений, направленных не только на адаптацию крымской системы организации власти к условиям российской политико-правовой среды, но и на развитие, совершенствование национальных институтов муниципальной демократии в свете исторических и иных конституционно значимых местных традиций населения Крыма. ш

Ключевые слова: баланс централизации и децентрализации, федерализм, местное Т

самоуправление, муниципальная демократия, конституционализация муниципального К

развития населения Крыма п

р

т О

A.A. Dzhagaryan, N.V. Dzhagaryan К

о

THE FORMATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT J

IN THE CRIMEA: PROBLEMS OF CONSTITUTIONALIZATION С

Т Ф

In the article the issues of constitutional justification and maintenance of municipal develop- н

ment of the Crimea are considered in the context of its reunification with Russia. The authors й

suggests that solution the related problems require to provide not only the adaptation of the и

Crimean's government organization to the conditions of Russian political and legal sphere, 1

but also the development and improvement of the national institutes of municipal democracy С

with consideration of historical and other constitutional meaningful local traditions of the й

Crimean people. |

Keywords: balance of centralization and decentralization, federalism, local self-government, е

municipal democracy, constitutionalization of the municipal development of the Crimean people |

Ш

Воссоединение Крыма с Россией формирует новую не только геополитическую, ) но и конституционную реальность, служит импульсом эволюции национальных 1 конституционных принципов и институтов в рамках масштабных процессов

© Джагарян Армен Арменович, 2015

Доктор юридических наук, Советник судьи Конституционного Суда РФ

© Джагарян Наталья Владимировна, 2015

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры муниципального права и природоохранного законодательства (Южный федеральный университет)

интеграции вновь образованных субъектов в государственно-правовую систему России. Как очень точно подмечено В.Т. Кабышевым и Т.В. Заметиной, «наступила новая эпоха, для которой характерны принципиально иные отношения во всех сферах конституционного строя»1, в частности, в этих условиях «принцип федерализма получает не просто дальнейшее развитие, а совершенно новое качество»2. В конечном счете речь должна идти об осмыслении на современном этапе баланса ценностей централизации и децентрализации в системе российской государственности, необходимости существенного повышения качества управления на основе активизации и расширения обратных связей при устойчивой приверженности принципам верховенства права и демократии.

Важнейшими общегосударственными приоритетами является преодоление тенденции, связанной с концентрацией элементов номенклатурно-бюрократического централизма и своеобразными реминисценциями командно-административной системы, гарантирование — при незыблемости суверенитета и единства государства в политико-правовом, социально-хозяйственном, духовно-культурном измерениях — возможностей широкой территориальной самоорганизации населения. Еще предстоит в должной мере осознать, что каждый субъект РФ и каждое муниципальное образование являются полноправными участниками конституционно-правовой жизни, включая общефедеральные отношения3, наполнить реальным содержанием присущие конституционному строю начала полицентризма, проистекающие из ее федеративной природы и признания самостоятельного в своих полномочиях местного самоуправления и в соответствии с этим обеспечить результативное, не сводимое к формально-плебисцитарным формам, участие граждан в политическом процессе, начиная с базового, муниципального уровня. Раскрепощение человека, поддержка гражданских инициатив, как было подчеркнуто Президентом РФ, — «лучший ответ на внешние ограничения и на наши внутренние проблемы»4. Это требует решений, направленных не только на адаптацию крымской системы организации власти к условиям российской политико-правовой среды, но и на развитие, совершенствование национальных институтов муниципальной демократии как первичной, базовой формы осуществления населением своей власти, ориентированной целями достойной жизни и свободного развития человека по месту жительства5.

Интеграция местного самоуправления Крымского полуострова в муниципально-правовую систему России должна рассматриваться в свете конституционализации общественно-государственного строя этого региона и предполагает последовательное воплощение закрепленных в Конституции РФ ценностей и принципов местного самоуправления в законодательно-нормативном регулировании и правоприменительной практике новых субъектов РФ. При этом важно учитывать, что конституционализация муниципального развития Крыма не может происходить в отрыве от факторов, влияющих на реализацию конституционных установлений в конкретно-историческом контексте. Это касается прежде всего: а) особой значимости конституционного партнерства и координации органов власти разных уровней, поддержания баланса государственных и местных интересов в ходе решения задач по ускоренному социально-экономическому развитию Крыма и созданию условий для его самодостаточности; б) консолидации местных сообществ в регионе как реальных субъектов местного самоуправления и государственно-политической демократии на основе

справедливого и равного представительства интересов основных социальных групп с особым вниманием, которое должно уделяться как сбалансированному развитию городского и сельского самоуправления (имея в виду паритет городского и сельского населения Крыма — 956 и 928 тыс. чел. соответственно), так и гарантированию национального равноправия (при проживании здесь свыше 80 этнических групп); в) укрепления начал субсидиарности в отношениях «Центр-регионы-муниципалитеты» при максимальном учете сложившихся в Крыму традиций политической, муниципальной демократии.

То, что вхождение Крыма в состав России совпало с очередной муниципальной реформой, заметно повысившей регулирующую роль субъектов РФ в муниципальной сфере, создало дополнительные предпосылки формирования отвечающих региональной специфике механизмов осуществления местного самоуправления как институционной основы вовлечения жителей Крымского полуострова в осуществление общенародного суверенитета. Вместе с тем реализованное в акте воссоединения Крыма с Россией правовое и морально-политическое подтверждение фундаментальной ценности права на самоопределение должно получать продолжение и во внутренней политике государственного развития, что предполагает наличие действенных правовых средств публично-территориального самоопределения населения по месту жительства, ориентацию на приоритет прямого демократического участия в местном самоуправлении.

К настоящему времени на территории Крымского полуострова приняты масштабные усилия по правовому обеспечению становления местного самоуправления. Различные аспекты его институционализации отражены, прежде всего, в Конституции Республики Крым от 11 апреля 2014 г.6 (гл. 8) и Уставе г. Севасто- е поля от 14 апреля 2014 г.7 (гл. VIII). и

Отраслевую правовую основу местного самоуправления в Республике Крым а составляют следующие законы: от 21 августа 2014 г. «Об основах местного са- о

в

моуправления в Республики Крым»8; от 5 июня 2014 г. «Об установлении границ о

й

муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Респу- а блике Крым»9, «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в | Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов е

депутатов представительных органов муниципальных образований первого со- °

й

зыва в Республике Крым»10, «О выборах депутатов представительных органов р

муниципальных образований в Республике Крым»11; от 16 сентября 2014 г. «О Ч

муниципальной службе в Республике Крым»12, «О Реестре должностей муни- о

ципальной службы в Республике Крым»13, «О типовой форме контракта с ли- К

цом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, м

и об условиях контракта для главы местной администрации муниципального I

района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных ¡§

государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления 00 муниципального района (городского округа) федеральными законами и законами ) Республики Крым»14; от 9 декабря 2014 г. «О порядке присвоения и сохранения 55 классных чинов муниципальных служащих в Республике Крым»15, «Об отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в Республике Крым»16; от 19 января 2015 г. «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым»17.

В г. Севастополе вопросы местного самоуправления урегулированы в следующих законах: от 30 декабря 2014 г. «О местном самоуправлении в городе Сева- 51

стополе»18; от 3 июня 2014 г. «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе»19, «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя»20, «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в городе Севастополе, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований первого созыва в городе Севастополе»21; от 5 августа 2014 г. «О муниципальной службе в городе Севастополе»22.

В территориальную организацию местного самоуправления Крыма входят 289 муниципальных образований, из которых 11 городских округов, 14 муниципальных районов, 4 городских и 250 сельских поселений, а также 10 внутригородских муниципальных образований на территории г. Севастополя. При этом 7 городских округов сформированы из т.н. «матрешек местного самоуправления» в рамках городов республиканского значения (Большая Ялта, Судак, Евпатория, Феодосия, Симферополь, Армянск), где ранее функционировали 39 сельских, поселковых, городских советов и их исполнительные органы. На территории Большой Ялты действовали 2 городских и 7 поселковых советов, ряд из них объединяли несколько населенных пунктов, выполняя функции их местных органов власти.

При оценке формирования и перспектив развития территориальной организации местного самоуправления в Крыму важно принимать во внимание, что цели рациональной организации власти, включая формирование согласованного и непротиворечивого механизма разграничения и реализации компетенции, а управления муниципальной собственностью, равно как само по себе повышение ? формальных показателей бюджетной эффективности, не могут преобладать. Тер-3 риториальная организация местного самоуправления, по смыслу Конституции РФ, не привязана к административно-территориальному устройству субъектов I РФ, а выступает пространственной основой реализации муниципальной власти

1 и права граждан на участие в самостоятельном решении населением вопросов

го

| жизнеобеспечения по месту жительства. Очевидно, территориальные преобразо-

| вания не могут подменять решение насущных финансово-экономических про-

| блем, связанных во многом с особенностями действующего налогово-бюджетного

2 регулирования и соответствующими фискальными, распределительными меха° низмами. Вместе с тем следует признать, что задача эффективного использования I бюджетных ресурсов решается лишь на основе реализации идей народовластия | посредством конституционно-правового регулирования, обеспечивающего демо-о кратическое устройство публичной власти каждого уровня23. Внедрение идеоло-° гии бюджетного детерминизма, обусловливающего существование и функцио-

0

° нирование муниципального образования наличием финансово-экономических

го

3 ресурсов, противоречит природе местного самоуправления и конституционному

1 требованию его государственного гарантирования. Собственность и финансы | согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. № 92-О

не обязательно должны иметься в наличии на момент создания муниципального образования, а должны быть обеспечены после установления этого статуса. Это и понятно: муниципальная власть — функция самоорганизации жителей, которая должна следовать за человеком. Принципиальное значение поэтому имеет соблюдение конституционного императива учета мнения населения при

52

проведении муниципально-территориальных преобразований. Если это влечет

упразднение выборных органов, адекватной формой учета мнения является референдум. В свете этих подходов, а также вытекающих из действующего федерального законодательства ориентиров, связанных с переходом к многоуровневой структуре местного самоуправления в крупных городских округах, реализация конкретных мер по преобразованию «матрешек местного самоуправления» в Крыму требует сдержанных оценок. Ситуации, при которых расстояние между конкретным населенным пунктом, входящим в состав вновь образованного городского округа до его административного центра составляет свыше 30 км (например, Ялта-Форос — 38 км, Алушта-Зеленогорье — 65 км), не соответствуют целям развития муниципальной демократии.

Важно обеспечить реальную приближенность к населению и равнодоступность муниципальной власти, возможности жителей самостоятельно определять направления, формы, способы решения актуальных задач. Право на осуществление местного самоуправления, включая институционализацию муниципальной власти, служит не только проявлением социально-политической свободы человека, но и важной гарантией многих других прав и свобод, реализуемых по месту жительства. Альтернатива укрупнению муниципальных образований — развитие межмуниципальных и муниципально-государственных координационно-кооперативных связей, институтов договорного взаимодействия, партнерства. Принцип самостоятельности местного самоуправления не умаляет ценности неимперативных форм сотрудничества между этими уровнями власти (абз. 3 и 5 п. 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. № 32-П).

В этом плане требует распространения и развития закрепленный в уставах е

т

отдельных муниципальных образований Республики Крым подход, предпо- и лагающий отнесение к принципам их уставного строя взаимодействия органов а

местного самоуправления и государственной власти, реализуемого, в частности, о

в

через участие органов местного самоуправления в претворении республиканских о программ, заключение договоров (соглашений), создание координационных, з консультативных, совещательных и иных рабочих органов24. Для совершен- р ствования правовой основы таких отношений могут оказаться востребованы (в е

т.ч. путем закрепления в федеральном праве) известные прежней системе кон- о

й

ституционного регулирования Республики Крым механизмы взаимодействия р

уровней власти, связанные с определением на основе согласованных решений Ч

порядка и условий реализации совместных программ и проектов, коллегиаль- |

ного решения других вопросов, отнесенных к компетенции Республики и мест- К

ного самоуправления (ст. 45 Конституции Автономной Республики Крым25). м

Это актуализирует проблему законодательно-нормативного оформления сфер и

совместного ведения государственной власти и местного самоуправления, имея ¡§

5

в виду как ориентирующие положения Конституции РФ (ч. 2 и 3 ст. 40, ч. 1 и 00 2 ст. 41, ч. 2 и 3 ст. 43), так и пределы использования в системе действующего ^ законодательства перераспределения региональными законами полномочий 55 между субъектами РФ и муниципальными образованиями.

В основе муниципального развития Крыма должно лежать понимание местного самоуправления как социально ориентированного института, призванного обеспечивать решение, прежде всего, социально-экономических задач в интересах и средствами самоорганизации самих жителей. Это должно последовательно отражаться в институтах местного хозяйства, что предполагает необходимость 53

сочетания в нем социально направленных и рыночно-предпринимательских начал. Местное хозяйство, определяя экономическую основу муниципальной демократии, не может исчерпываться муниципальной формой собственности (как сейчас), а должно включать все значимые для местного сообщества объекты независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности. Такому пониманию местного хозяйства соответствуют социальные функции местного самоуправления как субъекта непосредственного жизнеобеспечения населения через управление муниципальной собственностью и организатора обеспечения потребностей местных жителей и социально-экономического развития с участием хозяйствующих субъектов иных форм собственности, расположенных на данной территории. Преемственность в развитии и восприятие в т.ч. федеральным законодателем институтов согласованного взаимодействия в социально-экономической сфере органов местного самоуправления с немуниципальными организациями, в частности, с учетом принципиальных подходов, находивших отражение в ст. 46-47 Конституции Автономной Республики Крым, следует отнести к числу определяющих факторов укрепления ресурсного потенциала местного самоуправления и социализации местного хозяйства.

Устойчивость, эффективное становление и функционирование местного самоуправления связаны с развитием системы муниципальной демократии. Полнота, качество участия людей в решении вопросов местного значения определяют в конечном итоге качество реализации на местном уровне задач социально-экономического развития. Вовлечение людей в местное самоуправление требует наличия действенных правовых средств воздействия на муниципальную дея-а тельность, чтобы связанные с этим правомерные ожидания граждан оправдыва-? лись. Необходимо обеспечивать и поддерживать в людях уверенность, что от них 3 зависит положение дел в их городе, селе, поселке. Законодательное установление на Крымском полуострове как императивной и безальтернативной модели не I избираемого напрямую населением главы муниципального образования (мест-

1 ной администрации) в сочетании с повсеместным делегированным порядком | комплектования представительных органов муниципальных районов можно | обосновать имеющими повышенную значимость в условиях переходного периода | целями административно-политической консолидации. Однако это не способ-

2 ствует достижению должного уровня интенсивности основной (электоральной) ° обратной связи в местном самоуправлении, провоцирует избыточную концен-« трацию и бюрократизацию власти, в т.ч. с учетом партийно-политического фак-| тора. Сочетание единоличного и коллегиального выборного представительства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 порождает коллизию ценностей, связанных с обеспечением восприимчивости

1 представительной системы к интересам местного сообщества и ее стабильностью.

0

° Баланс должен достигаться на основе самостоятельности населения исходя из

го

местной специфики. Нет сомнения, что органы государственной власти Крыма

1 несут повышенную ответственность в сфере гарантирования становления местно-| го самоуправления. Однако регулирование в этой сфере в любом случае должно

быть, насколько возможно, гибким, оставлять местным сообществам простор усмотрения для установления оптимального в конкретных условиях организационного механизма муниципальной власти. Это предполагает, что по общему правилу способы организации местного самоуправления, устанавливаемые на региональном уровне, должны носить альтернативный характер, а исключения 54 из этого правила подлежат оценке на предмет их юридической и социальной обо-

снованности, связанной с соблюдением конституционных критериев ограничения права на осуществление местного самоуправления и наличием объективной специфики общественных отношений по реализации местного самоуправления на конкретной территории.

Важно учитывать также роль местного самоуправления как институционной основы неполитической консолидации населения Крыма, поддержания межнационального диалога и согласия. Сочетание в местном самоуправлении публично-властной и непосредственно-общественной составляющих требует особого внимания к развитию гражданской самоорганизации, включая общественные формы заявления, отстаивания жителями интересов. Лежащий в основе представительной демократии политической плюрализм не сводится к многопартийности26. В условиях местного самоуправления он должен получать реализацию, прежде всего, через структуры организованного гражданского общества (локальные общественные организации, общественные советы и т.п.). Действующее федеральное законодательство позволяет с помощью правотворческих усилий региональных и местных властей обеспечивать инициирование и активизацию форм гражданского взаимодействия, придание общественным формированиям статуса основных коллективных субъектов местного самоуправления. Эти возможности должны быть использованы в Крыму.

Вместе с тем ценность общественного представительства — в его существовании на правах автономии от органов муниципальной власти. Поддерживая ориентиры по созданию в муниципальных образованиях Крыма общественных палат, заданные Указом Главы Республики Крым от 12 января 2015 г. «Об утверждении Типового положения об общественном совете муниципального е образования в Республике Крым»27, нельзя не отметить, что рекомендация по и их формированию «сверху» (главами муниципальных образований и главами а местных администраций) связана с угрозами придания таким структурам о

в

роли формального придатка муниципальной бюрократии. Органы обществен- о

й

ного представительства должны комплектоваться посредством прямой демо- с кратии на вневедомственной, внепартийной основе. При этом представляется | целесообразным создание в муниципальных образованиях Крыма наряду и во е

взаимодействии с общественными палатами, например при главах муниципаль- о

й

ных образований, советов по взаимодействию с религиозными, национально- р

культурными организациями на правах консультативно-совещательных органов Ч

для обеспечения общественного представительства соответствующих общностей, о

в т.ч. находящихся в ситуации меньшинства, их результативной интеграции в К

процесс принятия общезначимых решений. |

Заслуживают внимания как потенциально лучшие практики складываю- I

щиеся в Крыму подходы к регулированию институтов муниципально-правовой ¡§

ш

ответственности, включая, например, детальное закрепление института отзыва 00 в Уставе г. Ялта от 19 ноября 2014 г. с отнесением к его основаниям в т.ч. неис- ^ полнения полномочий депутата, под которое подпадает непосещение заседаний, 5 неучастие в работе комитетов, комиссий (ч. 4.2 ст. 19)28.

Муниципальное развитие Крыма на сегодняшний день сталкивается с серьезными и вполне объяснимыми практическими проблемами, включая, прежде всего, особенно острый, в сравнении с иными регионами, дефицит квалифицированных кадров, в частности методологов муниципально-правовой политики. Очевидно, это требует принятия специальных, дополнительных мер по укре- 55

плению кадрового потенциала местного самоуправления Крыма со стороны федеральной власти (в т.ч. в порядке реализации государственных программ), а также активизации межрегиональных и межмуниципальных контактов. Необходимо формирование регулярных площадок научно-экспертного обсуждения проблем развития местного самоуправления на Крымском полуострове, включая создание специализированных Интернет-ресурсов.

При всех трудностях муниципальное развитие Крыма может демонстрировать высокую динамику, стать своеобразной точкой обновления и роста национальной модели муниципальной демократии.

1 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: размышления конституционалистов (часть I) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1. С. 130.

2 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя — восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2. С. 59.

3 Подробнее об этом см.: Бондарь Н.С. Ростовская область как субъект конституционно-правовой жизни Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра. Ростов н/Д, 2014.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. 2014. 5 дек.

5 См.: Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционная ценность муниципальной демократии в России. Ростов н/Д, 2012.

6 См.: Крымские известия. 2014. 12 апр.

7 См.: Севастопольские известия. 2014. 23 апр. ш 8 См.: Крымские известия. 2014. 28 авг.

Я 9 См.: Крымские известия. 2014. 11 июня.

и? 10 См.: Крымские известия. 2014. 11 июня.

~ 11 См.: Крымские известия. 2014. 7 июня.

ü 12 См.: Крымские известия. 2014. 18 сент.

1 13 См.: Крымские известия. 2014. 18 сент. ч: 14 См.: Крымские известия. 2014. 18 сент.

го

го 15 См.: Крымские известия. 2014. 17 дек.

§ 16 См.: Крымские известия. 2014. 16 дек.

ш

J 17 См.: Крымские известия. 2015. 24 янв.

4

о. 18 См.: Севастопольские известия. 2014. 31 дек.

2

л 19 См.: Севастопольские известия. 2014. 4 июня.

0

1 20 См.: Севастопольские известия. 2014. 4 июня.

:

5 21 См.: Севастопольские известия. 2014. 4 июня.

и

Ц 22 См.: Севастопольские известия. 2014. 9 авг.

2 23 См.: Сергеев А.А. О разграничении предметов регулирования муниципального права и бюджетного | права // Административное и муниципальное право. 2008. № 4. С. 17.

° 24 См. ст. 7 Устава городского округа Джанкой от 10 ноября 2014 г. URL: http://evp.rk.gov.ru/rus/index.

го

S" htm (дата обращения: 22.09.2015); ст. 14 Устава городского округа Евпатория от 7 ноября 2014 г. URL:

1 http://dzhankoy.rk.gov.ru/rus/index.htm (дата обращения: 22.09.2015).

£ 25 URL: http://www.rada.crimea.ua/bases-of-activity/konstituciya-ARK/glava09#IV (дата обращения:

22.09.2015).

26 См.: Авакьян С.А. Российский конституционализм: несколько тезисов о неотложных задачах // Юридический мир. 2015. № 2; С. 25-26; Джагарян Н.В. Конституционное правосудие как фактор формирования и развития конституционно-правовой концепции представительной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 52-53.

27 URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_238133.pdf (дата обращения: 22.09.2015).

56 28 URL: http://yalta.rk.gov.ru/rus/file/ustav_MO__Yalta.pdf (дата обращения: 22.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.