Научная статья на тему 'Становление механизма защиты прав и свобод человека европейским судом по правам человека'

Становление механизма защиты прав и свобод человека европейским судом по правам человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1546
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ПРАВОСУДИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / THE EUROPEAN SYSTEM OF JUSTICE / EUROPEAN CONVENTION FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS / RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонова Александра Евгеньевна

Рассматривается теоретические вопросы, посвященные возникновению Европейского Суда по правам человека как особого судебного контрольного механизма, связанного с реализацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, подчеркивается обоснованность и эффективность существования европейской региональной системы правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation mechanism of protection of the rights and freedoms of man The European Court of Human Rights

The article considers theoretical questions about the emergence of the European Court of human rights as a special judicial oversight mechanism associated with the implementation of the European Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms. Highlights the soundness and efficiency of the existence of a European regional system of justice.

Текст научной работы на тему «Становление механизма защиты прав и свобод человека европейским судом по правам человека»

УДК 341 ББК 67.9

СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ЕВРОПЕЙСКИМ СУДОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВНА СИМОНОВА,

доцент кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: For-Alex.07@mail.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается теоретические вопросы, посвященные возникновению Европейского Суда по правам человека как особого судебного контрольного механизма, связанного с реализацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, подчеркивается обоснованность и эффективность существования европейской региональной системы правосудия.

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, европейская система правосудия, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, права и свободы человека.

Abstract. The article considers theoretical questions about the emergence of the European Court of human rights as a special judicial oversight mechanism associated with the implementation of the European Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms. Highlights the soundness and efficiency of the existence of a European regional system ofjustice.

Keywords: European Court of human rights, the European system of justice, the European Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms, the rights and freedoms of the individual.

Вторая половина XX века, связанная с осмыслением и оценкой итогов и последствий Второй мировой войны была напрямую связана с актуализацией вопросов недопущения впредь массового нарушения и ущемления прав и свобод человека, прежде всего со стороны государства [1, с. 356—374]. Чудовищные жертвы прошедшей войны подняли проблему создания действующего правового и судебного механизма позволявшего отдельному лицу оспаривать те или иные действия государства и его органов в сфере реализации прав и свобод человека. Данные события совпали с объединительными тенденциями на европейском континенте, усилившимися в указанный период. Знаменательным историческим событием, оказавшим безусловное влияние на развитие международных и региональных правовых интеграционных процессов стал Нюрнбергский процесс, заложивший основы сотрудничества государств в сфере отправления правосудия

[3, с. 13]. Среди различного рода направлений сотрудничества представители государств предприняли немалые усилия для создания многих механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека. Одним из них стала международная организация Совет Европы, объединяющая в своем составе 47 государств.

История создания Совета Европы берет свое начало с момента открытия одноименного представительного мероприятия — Конгресса Европы. Это судьбоносное мероприятие состоялось в голландской Гааге с 7 по 10 мая 1948 года. Инициатором созыва данного всеевропейского послевоенного форума выступил Международный комитет движений за европейское единство. Заседания Конгресса проходили в рамках трех секций — Комиссии по политическим вопросам, Комиссии по экономическим вопросам и Комиссии по культурным вопросам. Именно по инициативе указанных комиссий

по политическим и экономическим вопросам было выработано предложение о разработке и скорейшем принятии основополагающего европейского документа — Хартии прав человека, что явилось одним из значимых результатов работы Конгресса. Кроме того, была высказана идея создания специального судебного органа, призванного осуществлять контроль за соблюдением положений данного правового акта. Более того, предполагалось в основу деятельности такого Суда заложить возможность применять необходимые санкции в случае несоблюдения упомянутой Хартии. В ходе работы Конгресса были также принят ряд резолюций, которые свидетельствовали о настойчивом стремлении к более тесному европейскому объединению в форме экономического и политического союза государств, в частности в качестве первого этапа было намечено образовать Европейскую Ассамблею для углубления политической интеграции. Именно тогда в документах впервые прозвучало привычное современное словосочетание — Европейский Союз. В основе его деятельности представлялось объединить европейские государства в строгом соответствии с принципами демократии и признающие нормы Хартии о правах человека, а также гарантирующие их соблюдение на своей территории. И конечно, безусловно, самым главным результатом работы Конгресса стало создание в 1949 году в Лондоне Совета Европы.

Указанная организация, штаб-квартира которой находится в Страсбурге (Франция), продолжает свою работу и по сей день. Согласно Устава Совета Европы, подписанному представителями государств Франции, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Люксембурга, Ирландии, Норвегии, Нидерландов и Швеции, среди целого ряда принципов работы Совета Европы, таких как сотрудничества государств-членов, принципа демократии и свободы, одним из основополагающих является поощрение и защита прав и свобод человека, в том числе прав нового поколения [2, с. 34].

Вскоре после своего создания Совет Европы вплотную занялся вопросом об учреждении специализированного правозащитного судебного органа известного нам как Европейский Суд по правам человека. Тем не менее, решение вопроса о его соз-

дании проходило далеко не в простых условиях. На конференции старших должностных лиц состоявшихся в 1950 году мнения о целесообразности данной структуры разделились между представителями Франции, Бельгии, Италии и Испании выступавшими за учреждение суда и противниками такого решения в лице Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Греции и Турции. Дискуссии шли относительно объема полномочий будущего судебного органа, его юрисдикции. В конечном итоге было принято компромиссное решение оставлявшее за каждым государством право на принятие юрисдикции, а следовательно обязательств по исполнению решений суда, роль которого становилась опциональной. С момента своего учреждения Европейский Суд по правам человека безусловно превратился в знаковое явление, чему способствовало ряд факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего Европейский Суд представлял собой наднациональный институт, что для мирового сообщества первой половины XX века, исповедующего классическую модель суверенитета, выглядело еще достаточно непривычным. Европейский континент, не говоря о мире в целом только начинал реализовывать различные интеграционные модели, предполагающие совершенно иную форму принятия решений, в том числе механизм судебного контроля. Вторым важным элементом повлиявшим на становление Европейского Суда явилось провозглашение концепции прав человека как определяющей в деятельности государственных и общественных институтов [4]. В частности, широкое распространение стал получать институт уполномоченных по правам человека (омбудсменов), зародившиеся в североевропейских странах [5, с. 45]. Справедливости ради стоит отметить, что со временем данная концепция, безусловно испытывающая на себе влияние политических практик европейского сообщества, к сожалению, будет совершенно некритично использоваться исключительно с политическими целями, однако ее значение и для формирования современной, в первую очередь европейской системы ценностей и влияние на значительное количество государств мира колоссально. Наконец Европейский Суд сегодня является своеобразным правовым и социально-культурным феноменом выступая для многих олицетворением своеобразной высшей

№ 3 / 2017

Вестник экономической безопасности

65

степени справедливого судебного разбирательства, особенно присущей многим государствам подвергшимся общественно-политической трансформации в конце 80-х начале 90-х годов, объективной слабости внутригосударственного судопроизводства, но и тем не менее высокому авторитету судебного разбирательства как оптимальной формы восстановления справедливости и нарушенных прав человека.

Вместе с тем Европейский Суд по правам человека несмотря на важность своего предназначения, является именно производным исполнительным механизмом по гарантированной реализации прав человека, закрепленных в важнейшем европейском акте — Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее ЕКПЧ). Подписание ЕКПЧ всеми членами Совета Европы состоялось в Риме 4 ноября 1950 года. Такое событие стало правовой основой создания ЕСПЧ, поскольку несмотря на важность своего предназначения, тем не менее Суд стал производным исполнительным механизмом по гарантированной реализации прав человека. После того как 3 сентября 1953 года Люксембург ратифицировал Конвенцию, она вступила в силу. Характеризуя ЕКПЧ, необходимо отметить, что указанный акт является едва ли не единственным международным документом в области защиты прав человека, имеющим контрольный механизм (ст. 19 ЕКПЧ).

Важно отметить, что первое решение по существу, Европейский Суд вынес в 1961 году (первым решением по существу в пользу заявителя в 1968 году явилось дело Неймайстер против Австрии (Neumeister v. Avstria): Постановление Европейского Суда по правам человека от 27 июня 1968 года (жалоба N 1936/63).

Таким образом, региональный европейский институт защиты прав человека получил мощное развитие, закрепляя и воплощая универсальные международно-правовые институты прав человека и их реализации, в виде положений об основных правах человека, как особой ценности и о позитивной обязанности государства по их соблюдению. С момента создания Европейской Конвенции до настоящего времени контрольный механизм претерпел длительную эволюцию от активного участия государств в судебных разбирательствах, до

поистине независимого контрольного механизма. Ряд исследователей придерживаются мнения, что именно с момента создания ЕКПЧ и ее контрольного механизма, завершился процесс создания такой важной и фундаментальной отрасли международного права, как международное право прав человека [6, с. 6].

Литература

1. Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международное гуманитарное право // Международное право. Учебник. М.: Инфра-М, 2014.

2. Коннов В.А., Грачева М.А. Вспомогательные репродуктивные технологии в свете гарантий права на уважение частной жизни (анализ российского законодательства и практик и Европейского Суда по правам человека) // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 3.

3. Симонова А.Е. Значение Нюрнбергского Международного трибунала в борьбе против применения биологического оружия и угрозы его распространения: исторические и правовые аспекты // Публичное и частное право. № 4, МПСИ, 2011.

4. Грицаев С.А. Образ милиции (полиции) в гражданском обществе и деятельность Европейского Суда по права человека // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. Выпуск 4. Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2007. С. 83—87.

5. Симонова А.Е. Некоторые вопросы и тенденции развития института уполномоченного по правам человека на современном этапе // Правоохранительная и правозащитная деятельность в России и за рубежом на современном этапе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции / Гл. ред. А.А. Галушкин; М.: Мо-синформбюро; Рязань: Издательство «Концепция», 2013.

6. Чертов А.А. Европейский Суд по правам человека и развитие международного права прав человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.