Научная статья на тему 'Становление механизма информационно-психологической войны и "культурной дипломатии" в США в 1946-1956 гг'

Становление механизма информационно-психологической войны и "культурной дипломатии" в США в 1946-1956 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
629
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / USA FOREIGN POLICY / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / COLD WAR / КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / CULTURAL DIPLOMACY / EASTERN EUROPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирошников Сергей Николаевич

Статья посвящена переформатированию аппарата информационно-психологической войны и становлению нового элемента внешнеполитической деятельности США культурной дипломатии в период холодной войны. В статье анализируются внутриполитические и внешнеполитические аспекты продвижения Вашингтоном культурных ценностей за рубежом в свете разворачивающегося жесткого противоборства традиционалистских и модернистских сил внутри США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мирошников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL DIPLOMACY OF THE USA AND EASTERN EUROPE IN 1947-1956

This article is devoted to the reformatting of the US informational-psychological warfare apparatus cultural diplomacy during the cold war. Article analyses inner and foreign policy aspects of the promotion of the Washington's cultural values abroad in the light of the tough competition between traditionalist and modernist forces within USA.

Текст научной работы на тему «Становление механизма информационно-психологической войны и "культурной дипломатии" в США в 1946-1956 гг»

YAK 327.54 ББК 66.4

C.H. МИРОШНИКОВ

S.N. MIROSHNIKOV

СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАУИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ И «КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ» В США В 1946-1956 ГГ.

CULTURAL DIPLOMACY OF THE USA AND EASTERN EUROPE IN 1947-1956

Статья посвящена переформатированию аппарата информационно-психологической войны и становлению нового элемента внешнеполитической деятельности США - культурной дипломатии в период холодной войны. В статье анализируются внутриполитические и внешнеполитические аспекты продвижения Вашингтоном культурных ценностей за рубежом в свете разворачивающегося жесткого противоборства традиционалистских и модернистских сил внутри США.

This article is devoted to the reformatting of the US informational-psychological warfare apparatus - cultural diplomacy during the cold war. Article analyses inner and foreign policy aspects of the promotion of the Washington's cultural values abroad in the light of the tough competition between traditionalist and modernist forces within USA.

Ключевые слова: внешняя политика США, информационно-психологическая война, холодная война, культурная дипломатия.

Key words: USA foreign policy, Cold War, Cultural Diplomacy, Eastern Europe.

Начавшаяся холодная война между США и Советским Союзом привела к резкой активизации всех аспектов государственного механизма внешнего воздействия на неприятеля. Одним из таких направлений государственной политики стала информационно-психологическая борьба с противником, которая с течением времени приобрела все больший вес и в конечном итоге сыграла большую роль в развале социалистического лагеря и крушения СССР.

В 1947 году создается Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США, на которое возлагаются не только функции сбора информации, но и проведения всего комплекса нелегальных информационно-психологических операций за рубежами США. В январе 1948 году конгресс принимает «Акт Смита-Мундта», по которому правительству выделялись средства на проведение всего комплекса информационно-пропагандистских операций за рубежом, включая радиопередачи, проведение выставок, распространение печатной продукции, производство фильмов и обменные программы [1, р. 37]. Еще в 1946 году по предложению сенатора из Арканзаса У. Фулбрайта была принята поправка к закону 1944 года о реализации излишков федеральной собственности, ставшая известной как «Акт Фулбрайта», по которому правительству США выделялись средства для администрирования программ научного обмена между американскими университетами и университетами всего мира [2, р. 132-136]. По мнению Кеннета Осгута, создание ЦРУ и принятие «Акта Смита-Мундта» привело к разделению функций в информационно-психологической войне на нелегальные и официальные [1, р. 37].

Администрация Г. Трумена, признав, что она проигрывает «борьбу за умы» народов Кремлю, начинают уделять информационно-психологическим аспектам противостояния все больше внимания. В конце 1947 года проводиться первое специальное заседание СНБ посвященное вопросам информационно-психологической войны с СССР [1, р. 36]. Изменение ситуации в странах Восточной Европы в 1948-49 годах, «потеря Китая» и испыта-

ние Советским Союзом ядерной бомбы привело администрацию Г. Трумена к пересмотру всей стратегии своей внешней политики. В апреле 1950 года Пол Ницце, глава Отдела политического планирования госдепартамента США представил Совету национальной безопасности, наверное, самый известный документ холодной войны СНБ-68. В плане информационно-психологической борьбы СНБ-68 ставил задачу достигнуть максимального эффекта в противоборстве с СССР с военной, дипломатической, экономической и политической точки зрения для усиления позиций США в мире [3]. Пиком усилий демократической администрации в этом направлении явилось начало реализации «Компании правды», провозглашенной Г. Труменом в своей речи перед Обществом редакторов американских газет через четыре дня после появления первой редакции СНБ-68 [4, р. 14]. Главной задачей кампании было активное противодействие распространению коммунизму, путем резкой интенсификации всего комплекса информационно-психологический операций. В госдепартаменте пришли к выводу, что чисто информационное освещение событий уже недостаточно в новых условиях, поэтому необходимо резко наращивать пропагандистский компонент в информационных программах за рубеж [4. р. 16].

Начало военных действий в Корее только усилило намерение администрации Г. Трумена резко активизировать свои усилия в области информационно-психологической войны. Конгресс выделяет на это значительные средства, что приводит к значительному увеличению штата государственных учреждений и служащих, занятых в этой сфере. Понимание необходимости усиления эффективности деятельности всех органов, занятых в информационно-психологической войне проявилось в создании демократической администрацией органа, который координировал все информационно-психологические операции, проводившиеся различными ведомствами. 4 апреля 1951 года появился Совет по стратегическому планированию информационно-психологических операций во главе с Гордоном Греем [1, р. 43].

Ведущие деятели администрации Д. Эйзенхауэра, пришедшей к власти после выборов в ноябре 1952 года, разделяли идею необходимости проведения активной информационно-психологической борьбы против коммунизма. Квинтэссенцией взглядов будущего президента США на место и роль информационно-психологической войны исследователи считают предвыборную речь, произнесенную 8 октября в городе Сан-Франциско. В ней генерал так описывал, что такое информационно-психологическая война и какое место она должна занимать в современной политике государства: «Многие люди считают, что информационно-психологическая война - это только пропаганда, наподобие той, что распространяет «Голос Америки». Безусловно, использование пропаганды посредством передачи идей, письменно или устно, помогает одному народу победить другой. Однако пропаганда лишь малая часть этой войны. Реальная информационно-психологическая война распространяется далеко за пределы официальной пропаганды и включает в себя дипломатию, распространение идей через различные средства коммуникаций, экономическую помощь, торговлю и бартерные обмены, различные контакты между людьми в процессе переписки, путешествий и проведения спортивных мероприятий. Что нам необходимо, так это поставить информационно-психологические операции на такую основу, которая поможет вовлечь в нее всю страну, вписать ее в стратегию национальной безопасности, сочленив все элементы этой стратегии с задачами информационно-психологической войны. Скорее мы будем планировать и эффективно использовать любой способ обращения к людям по всему миру. Это потребует так организовать работу правительства, чтобы каждым своим действием вызывать чувство лояльности у народов мира. Каждое серьезное решение правительства должно планироваться и координироваться таким образом, чтобы производить максимальный эффект в холодной войне» [1, р. 53].

Поэтому совершенно неслучайно через несколько дней после своей инаугурации Д. Эйзенхауэр создает два комитета, главной задачей которых является реорганизация правительства для того, чтобы вопросы информационно-психологической войны стали важнейшим элементом при формировании и проведении политики как всей администрацией в целом, так и отдельными ведомствами в частности. 24 января 1953 года президент создает «Специальный комитет по информационной политике за рубежом», во главе с Уильямом Джексоном. Задача комитета была сформулирована предельно четко: проанализировать деятельность правительственных органов в информационной области за рубежом и соотнести результаты этой деятельности с целями и задачами внешней политики и политики в области национальной безопасности США [5, р. 1795]. А 29 января 1953 года Д. Эйзенхауэр подписывает распоряжение о создании Комитета по реорганизации правительства, во главе с Нельсоном Рокфеллером [5, р. 1691]. Результатом работы данных комитетов была рекомендация о создании единого органа, который занимался информационно-пропагандистской работой за пределами США и координирующего органа, который должен был координировать всю работу правительства через призму достижения результата в информационной войне [6, р. 58-60]. В результате в 1953 году президент США подписал указ о создании Информационного агентства Соединенных Штатов - ЮСИА и Совета по координации деятельности, в который вошли все высшие представители администрации Д. Эйзенхауэра, что придало этому органу огромное влияние.

Таким образом, был окончательно сформирован механизм, который долгое время, вплоть до конца ХХ века, определял контуры и направленность информационно-пропагандистской работы американского правительства. Однако данный механизм очень долго настраивался. Этому способствовали не только консерватизм самой государственной службы, но и традиционализм и религиозный пуританизм самого американского общества. Наиболее ярко трудности становления новых элементов внешнеполитического воздействия сказались на процессе становления «культурной дипломатии», как важнейшего элемента информационно-психологической войны.

Невозможность силового решения проблемы освобождения стран Восточной Европы и необходимость развертывания информационно-психологической войны против стран социализма, объективно должны были привести администрацию Д. Эйзенхауэра к поискам новых не силовых методов борьбы с «коммунистической угрозой». Тем более что определенный опыт в использовании таких методов уже был наработан в Соединенных Штатах в предвоенный и военный периоды [7].

Затеянная администрацией Д. Эйзенхауэра перестройка всей системы информационно-психологической работы в совокупности с достигшей апогея «эрой маккартизма», на время отодвинули вопросы развития «культурной дипломатии» на второй план. И прежде чем республиканской администрацией были предприняты первые шаги в этом направлении произошло несколько важных изменений как во внутренней политике США, так и в международных отношениях в целом, которые, в свете разворачивающегося информационно-психологического противоборства, приобретали особый смысл.

Во-первых, в докладах американских представителей за рубежом все больше стало появляться сведений о разворачивающейся активности Советского Союза в странах «третьего мира». Одним из важных элементов такой активности были организации советских торговых выставок за рубежом и гастролей советских артистов, которые были встречены в принимающих странах с большим энтузиазмом. Достижения советской промышленности, которые демонстрировались на выставках, создавали образ устремленного в будущее общества, которое вырывалось из нищеты и неравенства и устремилось в «светлое будущее». Гастроли советского балета и симфонических оркестров проходили с громадным успехом и показывали всему миру, что «лучшие образцы искусства создаются и существуют в социалистическом

обществе». Характерным примером такой активности Советского Союза и стран «народной демократии» являются проведение торговой выставке в Банкоке в 1953 году, которая получила первый приз и триумфальные гастроли советского балета и филармонических оркестров [8. р. 113]. Противопоставить этому американцы, по мнению представителей администрации, ничего не могли.

Во-вторых, эффект женевской конференции 1955 года в верхах и начало первой «оттепели» в советско-американских отношениях.

И, наконец, в-третьих, республиканская администрация не могла пойти в 1953 - первой половине 1954 годов на кардинальное изменение методов борьбы с коммунизмом пока не ослабло влияние крайне консервативного крыла республиканской партии и сенатора Дж. Маккарти с одной стороны, и сами представители республиканской администрации, в первую очередь госсекретарь, не убедились в невозможности использовать чисто дипломатические и военные методы борьбы с коммунизмом.

Это время наступило во второй половине 1954 - начале 1955 года. И именно в этот период 27 июля 1954 года Д. Эйзенхауэр запрашивает у конгресса 5 млн долл. для специального президентского фонда, средства которого президент США будет тратить на поддержку американских торговых выставок и организацию гастролей американских деятелей искусств за рубежом [5, р. 1776-1777]. Это решение президент принимает после того как конгресс отказался предоставить администрацию требуемую сумму на финансирование ЮСИА на 1954 год в размере 90 млн долл., выделив лишь 78 млн долл.

18 августа 1954 конгресс выделяет средства на президентский фонд. Для эффективного использования выделенных средств президент создает специальный комитет, который, собственно говоря, и должен был эти средства распределять [5, р. 1791]. В состав комитета, который стал составной частью СКД, вошли госсекретарь, который должен был возглавлять направление, связанное с организацией гастролей деятелей искусств США за рубежом, и министр торговли, который возглавлял направление, связанное с организацией торговых выставок. Кроме того, членами комитета стали министр труда, министр здравоохранения, образования и благосостояния, директор бюджетного бюро. Исполнительным директором фонда был назначен директор ЮСИА [5, р. 1792].

Собственно говоря, создание этого фонда стало толчком к активизации культурного аспекта в дипломатии США. 6 июля 1954 года директор ЮСИА Теодор Стрейберт рассылает во все представительства Агентства за рубежом шифрограмму, в которой призывает все отделения Агентства резко усилить работу по развитию долгосрочных культурных связей со странами пребывания и способствовать тому чтобы культурные события способствовали лучшему восприятию США и, соответственно, их политики в данных станах [5, р. 1773-1774]. Кроме этого, директор ЮСИА призвал толковать культурные аспекты внешней политики очень широко не только как обмены классическими образцами или элитной культурой, но и как показ культурного наследия всего американского народа, в том числе и массовой культуры. В этом же письме директор сообщил о создании специального поста советника по культурным вопросам и назначении на него доктора Джозефа Кентера, который ранее работал в Гаване [5, р. 1774].

Специальное упоминание о широком толковании понятия «культурная дипломатия» Т. Стрейбертом являлось ярким показателем тех споров, которые продолжались в американском обществе о том, что и как должно представлять американскую культуру за рубежом при поддержке государства. В отличие от более широкого толкования, высказанного Т. Стрейбехтом, более консервативные элементы в администрации предлагали сосредоточить внимание на классических образцах американской культуры. Так представитель США при ООН Г. Лодж, в письме к госсекретарю США высказался за то, чтобы на выставках были представлены «лучшие образцы американ-

ской культуры, чтобы там не было вульгарности». «Я бы не стал включать в программу даже джазовых музыкантов, акробатов и что-то вроде Фреда Уоринга»1, - писал Г. Лодж [5, р. 1775].

Конкретная задача по отбору артистов, составления концертных программ, не ложилась на плечи госдепартамента. Ведомство Дж.Ф. Даллеса осуществляла только финансовую, логистическую поддержку и общее руководство. Основная часть работы была передана, основанному еще в 1935 году законом конгресса США, Американскому национальному театру и академии (АНТА), который был расположен в Нью-Йорке. При нем был создан специальный комитет, который специально занимался отбором кандидатов на получение грантов госдепартамента на зарубежные гастроли в области музыки, танцев и театральных постановок [9, р. 41]. Комитет советников, состоял из частных лиц, которые считались специалистами в своей сфере деятельности. Так «Панель музыкальных советников» (ПМС) состояла из музыкальных критиков - Джея Харрисона из Нью-Йорк Херальд Трибьюн и Олина Даунса из Нью-Йорк Таймс, правда уже в отставке, представителей библиотек - Спрег Смит из Нью-Йоркской публичной библиотеки и Харольд Спивак из Библиотеки Конгресса, президента национального музыкального совета Эдвина Хьюза и трех американских композиторов, которые по мнению исследователя работы данной Панели Эмили Ансари, оказали огромное влияние на работу данного комитета - Ховард Хансон, Верджил Томсон и Уильям Шуман [9, р. 42].

В общем размере, который выделял президентский фонд АНТА, Комитет и ПМС распоряжались 2,5 миллионами долл. или около 65% всего бюджета [9, р. 42].

Работа комитета советников была достаточно противоречивой и фактически отражала все противоречия американского общества 50 годов - еще традиционно-пуританского, но в котором уже зрели новые идеалы и отношение к жизни, вызванное началом научно-технической революции, которая несла изменения в положение практически всех слоев американского общества. Кроме того, влияние маккартизма и разгорающееся противоборство с Советским Союзом заставляли комитет обосновывать свой выбор в контексте борьбы с мировым коммунизмом. Естественно на выбор исполнителей и репертуара артистов, отправляющихся на гастроли, влияли и личные предпочтения членов комитета.

В чем же проявлялась эта противоречивость? Во-первых, в выборе самих исполнителей. По мнению уже упоминавшийся исследовательницы Эмили Ансари, представители ПМС оказались в очень сложной ситуации. С одной стороны, им нужно было показывать миру американское искусство, которое должно быть, как минимум не хуже, а лучше европейского и тем более советского. С другой стороны, наиболее видные представители «высокого» американского искусства, представляли левые взгляды еще с тридцатых годов, что привело в эпоху разгоревшейся «холодной войны» к определенной компрометации самой классической музыки в американском истеблишменте. Поэтому представители ПМС, будучи в большинстве своем представителями школы классической музыки, попытались использовать представившуюся возможность для реабилитации классической музыки как в самих США, так и для пропаганды американских образцов классической музыки за рубежом [9, р. 49]. Большую роль в выборе и оправдании выбора панелистами артистов и репертуара для гастролей за рубежом играло представление о том, что «истинным» искусством считалась только классическая музыка. В представлениях пенелистов, та страна, которая не создает«классику» с полным

1 Фред Уоринг известный американский исполнитель 20-60 гг. популярных песен, телевизионный и радиоведущий, создатель коллектива, в котором одним из первых использовались электроинструменты. Иногда его называли «человек, который научил Америку петь».

основанием может считаться «культурной пустыней». Это было важно в свете борьбы с СССР, который считался родиной многих признанных мировым сообществом авторов произведений классического искусства.

Однако если в самих США произведения американских авторов классической музыки еще встречали понимание, то исполнение этих произведений за рубежом вызывало серьезное сопротивление организаторов концертов, так как она не пользовалась популярностью у слушателей. Кроме этого, представители американских посольств за рубежом, комментируя выступления американских артистов, практически в один голос говорили о необходимости больший упор делать не на классическую музыку, которая ассоциируется в Европе с европейской, в том числе русской и советской классической музыкой, а на те достижения американской культуры, которые пользуются популярностью в Европе - представителей джаза, блюза, рок-н-рола [9, р. 45].

Тем не менее несмотря на такое положение вещей представители ПМС на протяжении пятидесятых годов с завидным упорством отправляли на зарубежные гастроли по большей части именно представителей американского классического искусства. Так, до 1958 года доля классических музыкантов, отобранных ПМС для гастролей за рубежом и спонсируемых государственным департаментом, была выше 80% от всего числа гастролируемых музыкантов, а в последующие четыре года эта цифра опустилась до 70% [9, р. 44].

Важным аспектом «культурной дипломатии» было появление в сетке передач официального рупора американского правительства за рубежом радиостанции «Голос Америки» музыкальных программ и передач рассказывающих о культуре США. В мае 1954 году директором Голоса Америки» был назначен первый президент «Ассоциации радиовещательных компаний» Джон Попил, с которым Т. Стрейберт работал одно время на коммерческом радио. Именно с его именем связаны наиболее существенные изменения в тематике передач радиостанции и появление в сетке вещания передачи, ставшей на долгое время визитной карточкой радиостанции, - «Музыка в США». Музыкальная передача, «Джаз клуб», существовала короткое время в 1952 году на «Голосе Америки». Ее вел Леонард Физер. Однако она не смогла продержаться в сетке радиовещания долго в первую очередь в связи с набиравшей силу критикой «Голоса Америки» со стороны Конгресса США. Джон Поппил, понимал законы, по которым работает радио,- необходимость постоянно бороться за слушателя, привлекая его чем-то новым, необыкновенным, модным. Кроме этого передачи должны быть нацелены на определенную категорию слушателей: молодежь, к примеру, легче откликается на все новое и, особенно, модное. Тягу к модному трудно заглушить даже в тоталитарном государстве. В этом Д. Поппл нашел понимание не только у директора ЮСИА, но и нового помощника президента по вопросам «холодной войны» Нельсона Рокфеллера, который сменил Чарльза Джексона на этом посту в марте 1954 года [10, р. 345].

Во многом успех передачи «Музыка в США» обязана своему бессменному ведущему Уильяму Коноверу, который смог удержать эту программу в сетке радиовещания более тридцати лет [8, р. 107]. У. Коновер, радиожурналист из Буффало, предложил свое видение передачи о музыке США, которая должна была транслироваться на скандинавские страны на английском языке с возможностью достигнуть территорию СССР. Впервые передача «Музыка США» вышла в эфир 5 января 1955 года и с этого момента она постепенно стала превращаться в своего рода символ «Голоса Америки». Во много этому способствовала манера, с которой Уильям Коновер, прокуренным голосом, рассказывал о музыке и музыкантах, не примешивая в это политику. Уже через год после своего первого выхода в эфир в адрес передачи приходило до тысячи писем в месяц, что для того времени было фантастической цифрой. Поэтому, руководство радиостанции в 1956 году приняло решение транслировать ее на весь мир [8, р. 107]. В 1955 году аудитория передачи оценивалась в 30 млн слушателей, а через десять лет возросла до 100 млн в 80 стра-

нах [11, р. 14]. Передача выходила в эфир шесть раз в неделю и была разделена на две части. Первая часть «Час джаза» была посвящена американскому джазу и стала сразу же популярна у слушателей. Вторая часть была посвящена остальным направлениям американской музыки и со временем стала даже более популярна чем первая часть, особенно когда автор стал рассказывать о новых стилях в музыке, особенно о набирающем популярность у молодых слушателях рок-н-ролле. Собственно говоря, У. Коновер предложил не только новый жанр передачи, но и новый способ взаимоотношения между радиожурналистом и радиостанцией: он до конца своего сотрудничества с «Голосом Америки» не был штатным сотрудником радиостанции, а заключал с ней контракт на продажу ей своей программы. В первый год своей работы он получал пятьдесят долларов за передачу [8, р. 107]. Такое сотрудничество позволяло с одной стороны избежать журналисту давление со стороны администрации на политику, которой придерживался радиожурналист в своей программе, а с другой, позволяло руководству радиостанции легко снять с эфира программу, которая либо потеряла популярность, либо противоречит той линии, которую придерживается в данный момент радиостанция.

Выбор джаза в качестве главного элемента для рассказа слушателям радио о музыке США был выбран тоже не случайно. Джаз в конце сороковых -начале пятидесятых, фактически, становился визитной карточкой США. Превосходство Советского Союза и стран Европы в классическом искусстве: опере, балете, симфонической музыке - было настолько подавляющим, что США часто считали «культурной пустыней». Распространение джазовой музыки в Европе было положено американскими чернокожими музыкантами, которые остались после первой мировой войны в Европе, чтобы не возвращаться на родину с ее расовой сегрегацией. Набрав популярность в «старом свете» в межвоенный период, джаз стал популярным и любимым именно как американская музыка. В этот период по Европе гастролировали известные американские джазовые коллективы. Наиболее удачным было турне Луи Армстронга в 1932 году, сделавшего его всемирно известным музыкантом [11, р. 10]. После Второй мировой войны в Западной Европе с большим успехом прошли туры американских джазовых исполнителей. После триумфального турне Армстронга в 1955 году стокгольмский обозреватель «Нью Йорк Таймс» писал, что «совершенно не понятно почему американское правительство тратит громадные деньги на пропаганду, лучше бы оно спонсировала поездку в Европу побольше джазовых коллективов» [11, р. 9]. Джаз в начале пятидесятых годов окончательно стал визитной карточкой искусства США в Европе и во всем мире.

Воздействие «Музыки США» на аудиторию за «железным занавесом» было громадным, оно настолько превосходило все остальные передачи «Голоса Америки», что в некоторых восточноевропейских странах сама радиостанция стала ассоциироваться с именем Уиллиса Коновера и его передачей [4, р. 17]. Джаз очень быстро стал популярным среди «золотой молодежи» как в Советском Союзе, так и в странах Восточной Европы. Молодежь слушала не только музыку, но и перенимала образ мышления, который создавал джаз. У. Конновер так описывал воздействие этой музыки на человека: «Джаз - это музыкальная параллель американской политической и социальной системы. Мы выработали законы и границы, которые мы согласились выполнять и придерживаться, но мы свободны делать то, что мы хотим в этих установленных пределах. То же самое в джазе - музыканты соглашаются придерживаться ключевых вещей - мелодии, темпа и длительности. Внутри этих ограничений музыканты свободны играть все что они хотят. Так и у тех людей в других странах, которые слышат это качество в джазе, он стимулирует стремление к такой же свободе в их собственной жизни» [8, р. 107].

Не случайно именно в пятидесятые года в Москве и других крупных городах Советского Союза появляются «стиляги», молодые люди, обычно из числа «золотой молодежи», которые не только слушают «Музыку США» по

«Голосу Америки» и музыкальные передачи Би Би Си из Лондона, но и перенимают стиль одежды и образ жизни, который пропагандировался на этих радиостанциях. Именно в это время в сленг попадают слова, которые тесно связаны с США - «Бродвей» - для обозначения центральной улицы города; «чувак» http://ru.wikipedia.org/wiki (вариант от: Человек Уважающий Высокую Американскую Культуру) - «свой» человек, «хилять» - ходить, прогуливаться, «шузы» от английского shoes - ботинки, «фазер» от английского father - отец, «жлоб» - представитель «серой массы», «дринкать» от английского drink - выпивать. «тусовать» от английского toseat - посиделки, сборище.

Конечно увлечение джазом и появление стиляг среди светской молодежи нельзя напрямую связывать с появлением программы «Музыка США» на «Голосе Америки», большую роль сыграло и то что огромное количество советских солдат и офицеров побывало за границей в ходе Второй мировой войны и с ними прибыло в СССР огромное количество трофеев, в том числе заграничной одежды и виниловых пластинок, из которых многие были с джазовыми композициями, которые были популярным в Европе в межвоенный период. Однако совершенно очевидно, что «Час джаза» способствовал популяризации джаза среди советской молодежи, будучи практически единственным источником получения информации о нем [12]. Подобное или даже большее влияние эта музыкальная передача оказала на Польшу. Показательным в этом отношении явился визит Уиллиса Коновера в Польшу в 1959 году, когда его уже встречали как «мессию» [8, р. 108].

Однако в самих Соединенных Штатах ситуация в отношении джаза была значительно более сложной. Во-первых, подавляющее большинство джазовых американцев были чернокожими, что, в стране, в которой существовала расовая сегрегация, представляло определенные трудности для официальной поддержки джазовых музыкантов. Во-вторых, в госдепартаменте с большим трудом пробивало себе дорогу представление о том, что в термоядерный век борьба за «умы и сердца» людей во всем мире требует совершенно новых нестандартных подходов, в корне отличных от методов классической дипломатии, к которым питал такой пиетет государственный секретарь Дж. Даллес.

В пятидесятые годы ХХ века культурная дипломатия только проходила этап становления и многие элементы данного аспекта внешней политики государства проходили период апробации и адаптации. Само понимание того, для чего и как необходимо развивать «культурную дипломатию» пробивало дорогу с трудом, особенно это касалось политики в отношении социалистических стран. Администрации было очень трудно доказать конгрессу и американскому обществу для чего нужно тратить деньги американских налогоплательщиков, посылая в страны социализма ведущих американских артистов, организуя выставки, увеличивая сегмент музыкальных и культурологических программ на радио, особенно когда такое понимание противоречило всему жизненному опыту большинства деятелей госдепартамента и особенно госсекретаря США.

Литература

1. Osgood, K. Total Cold War: Eisenhower's Secret Propaganda Battle at Home and Abroad [Text] / К. Osgood. - Lawrence, 2006. - 506 p.

2. Woods, R.B. Fulbright: A Biography [Text] / R.B. Woods. - N. Y., 1995. - 711 p.

3. American Cold War Strategy: Interpreting NSC 68 [Text] / Ernest R. May, ed., -Boston, 1993. - 228 p.

4. Hixson, W.L. Parting the Curtain: Propaganda, Culture and the Cold War 19451961 [Text] / W.L. Hixson. - N. Y., 1998. - 283 p.

5. Foreign Relation of the United States. 1952-1954 [Text] / Vol. II, National Security Affairs. Pt. 2. - Wash., 1984. - 1928 p.

6. Мирошников, С.Н. Перестройка администрацией Д. Эйзенхауэра механизма проведения информационно-психологической борьбы со странами социалистического лагеря [Текст] / С.Н. Мирошников // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - № 4. - С. 56-626.

7. Gisela, C., Nelson A. Rockefeller's Office of Inter-American Affairs (1940-1946) and Record Group 229 [Text] / С. Gisela, А. Nelson. Cramer Gisela, Prutsch Ursula // Hispanic American Historical Review. - 2006. - Vol. 86. - № 4. - 785806. Prutsch U.

8. Cull, N.J. The Cold War and the United States Information Agency: American Propaganda and Public Diplomacy, 1945-1989 [Text] / Nicholas J. Cull. - Cambridge : Cambridge University Press, 2008. - 560 p.

9. Ansari Emily Abrams. Shaping the Policies of Cold War Musical Diplomacy: An Epistemic Community of American Composers [Text] / Ansari Emily Abrams // Diplomatic History. - 2012. - Vol. 36. - No. 1. - PP. 41-52.

10. Saunders Frances Stonor. The Cultural Cold War: the CIA and the World of Arts and Letters [Text] / Saunders Frances Stonor. - N. Y. : The New Press, 2000. -509 p.

11. Penny, M. Von Eschen. Satchmo Blows Up the World: Jazz Ambassadors Play the Cold War [Text] / M. Penny. - Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 2004. - 329 p.

12. Козлов, А. «Козел на саксе» [Текст] / А. Козлов. - М. : Вагриус, 1998. - 445 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.