Научная статья на тему 'Становление краеведения и деятельность Общества изучения Адыгеи в 20-30-е гг. Хх в'

Становление краеведения и деятельность Общества изучения Адыгеи в 20-30-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПАМЯТНИКИ / РАСКОПКИ / ЭКСПЕДИЦИЯ / МУЗЕИ / ФОЛЬКЛОР / АРХИВЫ / ИСТОЧНИКИ / ЭКСПОНАТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теувежева Ирина Рамазановна

Статья посвящена рассмотрению процесса становления краеведения в Адыгее, в частности, появлению и функционированию в 20-30-х гг. ХХ в. Общества по изучению Адыгеи. Является несомненным актуальность изучения данной проблемы. Это одна из первых краеведческих организаций, на базе которой сформировалось и функционировало в дальнейшем музейное дело в Адыгее. Учитывая отсутствие в этот период в автономной области государственных органов охраны, практическая деятельность Общества по сохранению памятников приобретала особый смысл и значение. Оно сумело путем краеведческой пропаганды втянуть в свои ряды массу членов и в результате работы создать в области естественно-исторический, этнографический и археологический музеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление краеведения и деятельность Общества изучения Адыгеи в 20-30-е гг. Хх в»

УДК 908 (470.621) (09)

ББК 79.1 г (2 Рос-Ады)

Т 37

И.Р. Теувежева

Становление краеведения и деятельность Общества изучения Адыгеи в 20-30-е гг. ХХ в.

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению процесса становления краеведения в Адыгее, в частности, появлению и функционированию в 20-30-х гг. ХХ в. Общества по изучению Адыгеи. Является несомненным актуальность изучения данной проблемы. Это одна из первых краеведческих организаций, на базе которой сформировалось и функционировало в дальнейшем музейное дело в Адыгее. Учитывая отсутствие в этот период в автономной области государственных органов охраны, практическая деятельность Общества по сохранению памятников приобретала особый смысл и значение. Оно сумело путем краеведческой пропаганды втянуть в свои ряды массу членов и в результате работы создать в области естественно-исторический, этнографический и археологический музеи.

Ключевые слова:

Охрана, краеведение, памятники, раскопки, экспедиция, музеи, фольклор, архивы, источники, экспонаты.

Важным направлением в культуре любого народа служит развитие краеведения и музеев, которое отражает общественную потребность изучать и хранить культурное наследие, исторические ценности и традиции каждого народа, разрабатывать и уважать свою неповторимую историю. В краеведении глубоко и прочно соединяются наука и культура. По словам академика Д.С.Лихачева, «краеведение - самый массовый вид науки» [1]. Краеведение, являясь массовым и демократическим движением, способствует активизации общественной жизни, росту культуры и самосознания трудящихся, формированию личности, гражданственности, воспитанию подлинного патриотизма. Повсеместное восстановление и развитие краеведения и краеведческих музеев является одной из первоочередных задач культурного развития общества. Выполнение этой задачи предполагает научную разработку истории краеведения и краеведческих музеев отдельных республик, областей.

В возможности обратить свое внимание на изучение своей национальной культуры и быта большую работу проделало Общество по изучению Адыгеи, возникшее в 1924 г., которое ставило целью всестороннее исследование и изучение области, объединение научных работников краеведов и научную разработку материалов. В начале ХХ века в Адыгее практически отсутствовали государственные органы охраны памятников.

Непосредственное влияние на деятельность Общества по охране и изучению памятников истории и культуры оказывали сложившиеся научные традиции кавказоведения. Преемственность в использовании дореволюционных традиций прослеживается в основных направлениях исследований: археологическом, историко-бытовом, этнографическом и

фольклорном изучении Адыгеи.

Свою деятельность по изучению и сохранению памятников Общество изучения Адыгеи вело вместе с Российской Академией материальной культуры, Комитетом по изучению языков и этнических культур народов Северного Кавказа, региональными научными и общественными организациями, институтами, краеведческими обществами. Обществом был установлен контакт с областными органами Советской власти и местным населением. В значительной мере этому способствовало его своеобразное положение. Членами Общества являлись многие работники облисполкома, его отделов и подразделений, практически вся национальная интеллигенция и местные научные силы. Деятельность общества имела ярко выраженную национальную окраску, что делало его популярным. Финансировалось оно за счет местных средств, выделявшихся ему Адыгоблисполкомом, АдыгОНО и Управлением местного хозяйства АЧАО.

Адыгея, особенно богатая своими археологическими памятниками, давно привлекала к себе пристальное внимание археологов, но исследована была в этом направлении крайне слабо, охранные работы практически не проводились. Поэтому сохранение археологических памятников стало одним из главных направлений в деятельности Общества. Археологические памятники области никем не инвентаризировались. Курганы подвергались самовольным раскопкам и расхищению. Причем, как правило, грабились наиболее древние и интересные с научной точки зрения. «С особым сожалением приходится, однако, отметить здесь, - писал проф. Ростовцев, подводя итоги раскопок близ аула Ульского, - неудовлетворительность и неполноту обследования, вызванную тем, что курганы, погребения которых были разграблены, не показались достаточно интересными производившему раскопки Н.И. Веселовскому... [2]. Кроме того, курганы, городища и другие археологические памятники разрушались в ходе землеустроительных работ. Несмотря на неоднократные обращения и разъяснения о необходимости сообщать о находках и прекращать работы до прибытия археологов или представителя Общества, руководители хозяйств в большинстве игнорировали эти обращения.

Заслушанное в 1925 г. на заседании Правления Общества сообщение об археологических находках, обнаруженные на реках Афипсе и Убине при производстве мелиоративных работ, было скорее исключением, чем правилом [3]. Отсутствие четких юридических полномочий по охране памятников ослабляло действенность мер, принимавшихся Обществом, направленных против расхищения и уничтожения памятников старины, к привлечению к ответственности виновных. Но, вместе с тем, были примеры, когда местные жители передавали Обществу

изучения Адыгеи предметы бытовой старины, произведения искусства, золотые и серебряные вещи. Только за один лишь 1925 год Обществом были получены: бронзовый грузинский медальон, найденный в Курго-Терновском лесу при рытье канавы; стальная кольчуга, вырытая из кургана; ореховая плеть, употребляемая на скачках во время празднования черкесской свадьбы; модели старинного плуга с черкесскими ярмами, старинной черкесской арбы, разного рода земледельческих орудий(серп, коса и пр.); подставка для чтения Корана - «коранчет»; пара старинных черкесских чувяк-ходулей «пха чуаке» конца 19 века; старинный лемех от черкесского плуга; 2 альбома этнографических снимков; старинная круглая серебряная пороховница черкесской работы с арабской датой 1277 г. мусульманской эры (1858 христианской эры), и с арабско-черкесской именной надписью; черкесская бархатная, вышитая золотой мишурой, вешалка для полотенца и такой же подчасник; старинный металлический «Кумган»; найденная в старой мечети лампа-факел, зажигавшаяся во время богослужения; несколько медных монет, минералов и другие предметы. Наиболее активный собиратель старины Меджид Гатагогу был избран пожизненным действительным членом Общества изучения Адыгеи [4].

Обществом изучения Адыгеи был разработан перспективный план по организации охраны остатков материальной культуры. Среди первоначальных задач предусматривалось проведение учета и принятие мер, предусмотренных специальными декретами и инструкциями по охране памятников на местах. Важное значение имело выявление, научное описание и фотографирование памятников, для чего были разработаны маршруты экспедиций и экскурсий. Планом предусматривалось сосредоточение старинных предметов и снимков с памятников в местном музее. Одним из важнейших мероприятий было составление археологической карты области, без чего и организация и проведение охранных работ представлялись невозможными [5].

Наиболее эффективным направлением в охране и изучении археологических памятников в этот период была экспедиционная работа. Проведение самостоятельных широкомасштабных экспедиций Обществу изучения Адыгеи было не по силам из-за отсутствия достаточных средств и специалистов. Но Общество принимало активное участие в работе экспедиций из других городов, оказывая им моральную и материальную поддержку, содействовало в организационной работе, поддерживало постоянный контакт, направляя для работы в экспедициях своих членов. Часть работ экспедиций проводилась по просьбе Общества и финансировалась им.

На территории Адыгеи вела свою деятельность этнолого-археологическая экспедиция Российской Академии материальной культуры во главе с профессором А.А.Миллером. Работы начались летом 1925 года, а предварительно Правление Общества заслушало сообщение о предстоящей экспедиции и выработало ряд практических мер для поддержания ее деятельности. Общество уделяло большое внимание выполнению экспедиционных работ, этот вопрос периодически рассматривался на заседаниях Правления.

Для участия в работе экспедиции были прикомандированы члены Общества И.Наврузов и Д.Ашхамаф. 7 августа 1925 года уполномоченным Общества ИНаврузовым был заключен с профессором А.А.Миллером письменный договор, по которому все предметы, добытые в ходе раскопок, после их лабораторного исследования поступали в собственность организуемого Обществом областного музея. Заключение такого договора положило начало практическому сохранению памятников истории и культуры в Адыгее, созданию и накоплению областного музейного фонда.

Как уже сказано выше, заметную роль в изучении и сохранении памятников старины сыграла инициатива Общества по созданию Адыгейского областного историко-этнографического музея. Он должен был стать местом сосредоточения, хранения, изучения и пропаганды памятников истории и культуры. Музею были переданы все полученные старинные предметы. Наряду с этим Обществом были приобретены для музея: пара деревянных ходулей «пха чуаке», которым насчитывается 100 лет; чашки для питья ручной работы; старинное серебряное кольцо «с мухомором» (печатью); серебряный женский черкесский пояс; старинный кремневый

черкесский пистолет с золотой чеканкой в серебряной оправе, другие предметы. Они стали основой будущей этнографической музейной экспозиции и значительно ускорили формирование областного музейного фонда. При поддержке и ходатайстве Общества в 1925 году содержание областного музея было принято на местный бюджет. С этого времени организация музея пошла более быстрыми темпами, что оказало позитивное влияние на состояние дела охраны памятников области [6].

Значительное внимание Общество уделяло разработке и сбережению архивов. Работа эта протекала в тесном контакте с Архивным бюро, созданным при Адыгоблисполкоме в июне 1925 года. Архивы, имевшие отношение к Адыгейской области, находившиеся в разных городах, были мало изучены, а многие совсем не тронуты. Необследованными оставались и местные газеты, журналы, частные письма, воспоминания [7]. Ценные архивные материалы нередко списывались как не представляющие интереса. Отсутствие опыта и системы работы с архивными документами осложняли дело. Архивы имели план сдачи макулатуры, что могло нанести ощутимый удар по сохранности материалов. Все это требовало большой и кропотливой работы по выявлению, собиранию, разбору и изучению архивов. В автономной области не хватало специалистов архивного дела. Проведение таких работ было возможно лишь при ближайшем единении и сотрудничестве краеведа и архивиста, «чтобы краевед-любитель всецело был бы втянут в это дело» [8].

При непосредственном участии Общества был принят перспективный план деятельности по сохранению архивов. Основным направлением плана было изучение архивных фондов в Майкопе, Краснодаре, Тифлисе, Ленинграде, Москве, других городах, снятие копий с наиболее ценных для Адыгеи документов. Важное значение уделялось разработке и изданию архивных материалов. Предусматривались планом и конкретные меры по организации учета и охраны архивных документов [9].

Общество изучения Адыгеи, членами которого были археографы, архивисты и историки, возглавило эту работу, координируя деятельность различных учреждений и организаций области. Им выделялись средства на командировки для ознакомления с архивными фондами, приглашения для работы специалистов для снятия копий с архивных материалов, на их разработку и издание. Вопрос этот не раз обсуждался на заседаниях Правления. На одном из них было заслушано сообщение Д.Ашхамафа. В Москве, куда он был командирован для содействия Н.Ф.Яковлеву в работе по составлению адыгейского алфавита, им был обнаружен в архиве бывшего министра внутренних дел оригинальный материал по истории черкесов 15-го века. Д.Ашхамафу были выделены средства для снятия копий с наиболее ценных архивных документов. Материалы эти были использованы Обществом при составлении истории адыгейского народа. Проделанная Обществом в 1925-1927 гг. работа сыграла значительную роль в сохранении архивов и становлении архивного дела в Адыгее.

Активную деятельность вело Общество по сбору, изучению и сохранению фольклора адыгов. Многие старинные черкесские мелодии, песни, танцы были прекрасно известны другим народам Кавказа и исполнялись ими. Но в целом музыкальный фольклор адыгов оставался малоизученным. В этой работе оно рассчитывало на помощь местных жителей, среди которых были знатоки устного народного творчества. В своем обращении к гражданам области Правление призывало относиться с полным доверием и внимание к членам Общества, разъезжающим по аулам для записи народных сказаний, песен, сказок и других словесных произведений [10]. В 1925-27 гг. Обществом изучения Адыгеи было собрано и напечатано значительное количество таких материалов. При их записи оказали содействие знатоки черкесский старины: Зачерий Брантов, Битлюстан Тлишев, Педис Казанчи, Нану Пчегатлуков, Мустафа Калашаов.

Студенты-адыгейцы, обучавшиеся в столичных вузах в первой половине 1925 г. стали инициаторами собирания черкесских народных песен. Для изучения фольклорного материала был приглашен композитор В.Мессман. Он написал два музыкальных произведения, использовав черкесские мотивы. Одно из них - «Черкесский траурный марш» - было исполнено во время похорон Н.Нариманова. Наркомпрос и Главнаука РСФСР,

заинтересовавшись написанной музыкой и придавая проведению этих работ большое значение, командировали в Адыгейскую автономную область музыкально-этнографическую экспедицию во главе с В.Мессманом. Экспедиция прибыла в Краснодар в начале июня 1925 года. Ей была отведена часть здания Адыгейской Опытно-показательной школы. Общество оказывало материальную и организационную помощь в работе экспедиции. К ней был прикомандирован член Правления Общества И.Цей. Для проведения научно-исследовательской работы Обществом были приглашены из аулов народные черкесские певцы и музыканты. Изучение музыкального фольклора дало богатый материал. К сожалению, дальнейшее исследование В.Массмана было прервано из-за нехватки материальных средств для продолжения работ. Собранный музыкально-этнографический материал был увезен В.Мессманом в Москву, несмотря на настойчивые попытки Общества получить по одному экземпляру копий этих записей [11]. В 1926 г. усилиями Правления эти материалы удалось получить.

Важным источником в собирании элементов музыкальной культуры адыгов явился материал одного из студентов -адыгов, аспиранта из Ленинграда Ш.Кубова, одновременно работавшего у академика Н.Я.Мара, о нахождении черкесских музыкальных нот, изданных в 1818 году в Бельгии. К сожалению, по имеющимся документам не удалось проследить их дальнейшую судьбу. Общество изучения Адыгеи принимало все мер для сохранения таких материалов. Так, Обществом были приобретены в магазине Сарантади очень редкие и ценные пластинки с черкесскими напевами [12].

Работа Общества по охране памятников старины заключалась не только в сохранении материальных памятников истории и культуры, но и приобретала нетрадиционные формы. Например, охрана и изучение языка адыгов, что имело особое значение. По инициативе Общества в Адыгею была направлена экспедиция во главе с Председателем Комитета по изучению этнических культур и языков народов Северного Кавказа Н.Ф.Яковлевым. Доклад о ходе работ экспедиции Н.Ф. Яковлева был заслушан на совместном заседании Правления Общества и представителей учреждений АЧАО. Было высказано пожелание, чтобы в первую очередь была составлена практическая грамматика черкесского языка.

Одной из функциональных задач Общества было изучение и пропаганда национальной истории. Большое значение придавалось исследованию письменных литературных источников. Одним из активных собирателей таких источников был И.А.Наврузов, производивший выписки из старинных трудов. На одном из заседаний Правления в 1925 г. он выступил с докладом «Известия иностранцев о черкесах с древнейших времен до 1800 года» [13]. И.Нав-рузовым были изучены и переработаны произведения 64 зарубежных и отечественных авторов, собран интереснейший материал, на основе которого в 1926 г. им были написаны «Краткий очерк истории Бжедугского народа», библиографическая статья «Легендарный Кизбич», описаны старинные обычаи адыгов» [14].

Ряд заседаний Правления с участием представителей облисполкома был посвящен заслушиванию труда известного черкесского ученого Мета «История Черкесов», переведенного членом Общества С.Натхо с турецкого языка на черкесский [15]. Собиранием и разработкой литературных материалов по истории Адыгеи занимались также С.Сиюхов, проф. А.Н.Грен из Ростова-на-Дону и другие.

В 1926 году Правлением был обсужден вопрос об организации редакционно-издательской комиссии Общества для изучения и сохранения ценных литературных памятников по истории Черкесии и расширению его издательской деятельности. В этом направлении Общество изучения Адыгеи достигло особенно заметных успехов. Были переизданы материалы, которые и сегодня являются библиографической редкостью. В течение 1925-1927 гг. Обществом были переведены и изданы: сочинения Белля «Дневник пребывания в Черкесии в годы 1837, 38 и 39»; Н.Дубровина «Черкесы» (Адыгее); Я.Абрамова «Кавказские горцы»; М.Пейсонеля «Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 гг.»; Л.Я. Люлье «Черкесия - историко-этнографические статьи»; Фонвиля «Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864 гг.». Подготовлены к печати «Воспоминания кавказского офицера» Ф.Торнау и этнографический очерк черкесского народа «Сталь» [16].

Велась работа по собиранию и возвращению памятников, которые по различным причинам оказались за пределами Адыгеи. В этой деятельности Обществу помогли установившиеся связи с краеведческими организациями и различными учреждениями страны. Ему были переданы многие исторические реликвии, произведения искусства, памятники старины: старое знамя шапсугского народа; шапка Хаджи Берзеча, предводителя черкесов; гипсовая статуэтка (черкес в шлеме); фигурка черкеса в полном вооружении на коне; картина художника Рубо «Взятие черкесами Михайловского укрепления 11-го марта 1840 года», и другие [17]. Все они поступили на хранение в Адыгейский историко-этнографический музей. Через члена Правления И.Наврузова Обществом также были получены материалы по истории адыгов: от Центрального Архива Грузинской республики - 31 том разных сочинений, от Грузинского Общества истории и этнографии - 15 томов, от Кавказского Отдела Русского Географического Общества - 26 томов [18].

Проводя работы по возвращению памятников старины, Общество координировало усилия различных организаций и учреждений автономной области. Оно неоднократно выступало инициатором различных коллективных обращений. Так, в 1926 г. Общество изучения Адыгеи, Адыгейский историко-этнографический музей, Адыгейский облисполком ходатайствовали перед Главнаукой РСФСР о передаче из Кубанского, Геленджикского, Новороссийского и других музеев экспонатов, относящихся к истории и быту адыгов, в Адыгейский областной историко-этнографический музей. Однако в то время это вопрос решить не удалось [19]. Несмотря на имевшие место неудачи, эта работа Общества была полезной и результативной, многие памятники старины были возвращены. После 1927 года по причинам, изучение которых еще предстоит, Общество изучения Адыгейской автономной области практически прекратило свою работу.

Осознание истории приводит к мысли о необходимости изучения опыта 20-30-х гг. по использованию общественных инициатив в развитии культуры. В этом плане значение деятельности Общества по изучению Адыгеи является, несомненно, важным. Являясь учреждением оригинальным и своеобразным, ставя и решая наряду с научными задачи практические, Общество изучения Адыгейской автономной области внесло большой вклад в дело выявления, исследования и сохранения памятников истории и культуры. Многие возникшие в первые годы Советской власти общественные организации, утраченные позже, в том числе и Общество изучения Адыгейской автономной области, могли бы при гибком взаимодействии с государственными органами дать более важные результаты и, в известной степени, предотвратить негативные монополии государственных органов в сфере охраны историко-культурного наследия.

Примечания:

1. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Тезисы доклада на 1 Всесоюзной научнопрактической конференции по историческому краеведению. Полтава, 1988. С.93

2. Советская Адыгея. 1925. Вып.1. С.128, 130.

3. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1925 г. Краснодар, 1926. - С.4.

4. Там же. С.6-7.

5. Охрана и изучение памятников искусства и старины в Адыгее // Вопросы краеведения в Адыгейско-Черкесской автономной области. Вып.У. Краснодар, 1926. - С.47.

6. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1926 г. Краснодар, 1926. - С.4.

7. Работа по разработке и изучению местных архивов // Вопросы краеведения в Адыгейско-Черкесской автономной области. Вып. V. Краснодар, 1926. - С.43.

8. Там же.

9. Там же.

10. ГАРА, ф. Р-21,оп.1, д.13, л.31.

11. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1925 год. - Краснодар, 1926. - С.6.

12. Охрана и изучение памятников искусства и старины в Адыгее // Вопросы краеведения в Адыгейско-Черкесской автономной области. Вып. V. Краснодар, 1926. - С.49

13. Там же.

14. Дубровин А. Черкесы (Адыгее). Краснодар. Издательство Общества изучения ААО, 1927 г. С.45

15. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1926. - Краснодар, 1927. - С.6-7.

16. Культура и быт адыгов. Изд-во АНИИ, 1973 г. С.14.

17. Там же.

18. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1926. - Краснодар, 1927. - С.6-7.

19. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1925 год. - Краснодар, 1926. - С.8.

20. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной области за 1926 год. - Краснодар, 1927. - С.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.