Научная статья на тему 'Становление корпоративной школы: ответ на вызовы времени'

Становление корпоративной школы: ответ на вызовы времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОРПОРАТИВНАЯ ШКОЛА / ЛИЦЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анянова Ирина Викторовна

В статье уточняются понятия «корпоративное образование», «корпоративное обучение» на современном этапе развития общего образования. Рассматриваются основные принципы корпоративного образования в школе. Также в статье автором, представлены сущностные характеристики модели образовательного процесса корпоративного лицея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анянова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление корпоративной школы: ответ на вызовы времени»

УДК 37.008

Анянова Ирина Викторовна

Заведующая кафедрой педагогики Нижнетагильского филиала Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области», аспирант ИРРО, г. Екатеринбург, заместитель директора по научной работе муниципальное образовательное учреждение лицей, anynova@list.ru, Нижний Тагил

СТАНОВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ШКОЛЫ:

ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Anyanova Irina Victorovna

Head of the pedagogic chair of the Nizhny Tagil affiliated branch of the State educational institution of additional education «The Sverdlovsk region development Institute of regional education»; deputy director (scientific study), lyceum, anynova@list.ru, Nizhniy Tagil

BECOMING OF CORPORATE SCHOOL:

THE ANSWER TO THE TIME CALLS

В «Педагогической энциклопедии», изданной в 60-е годы прошлого века, образование рассматривается как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. При таком подходе традиционная дидактика справляется с обучением (в основном репродуктивными методами), выпуская «человека обученного». Но такое определение образования не отвечает на вопрос о том, какие новые возможности приобретают при этом учащиеся. Можно сказать, что при указанном подходе смысл образования заключается в накоплении «строительного материала». В итоге обучающиеся приобретают некий склад стройматериалов, но при этом нет гарантии, что они смогут что-то построить.

Однако образование вообще слабо поддаётся внешним педагогическим воздействиям - «человек образованный» - результат собственных усилий, то есть самообразования. Еще более сложная задача - становление «человека образованного и продуктивно работающего». Решение новой социальнопедагогической задачи лежит в поле проектирования, создания и эффективного функционирования открытой образовательной среды школы, связанной с производством [4].

Сегодня актуален синтез позитивных идей и практики развития трудовой и продуктивной школы, профильной школы в реальных технико-технологических и социально-экономических условиях современной России с прогностикой возможных сценариев реального повышения эффективности общего среднего образования на перспективу до 2020 г. [2]. Становится очевидным, что в таких условиях многим школам (особенно лицеям и гим-

назиям) необходимо пересмотреть свою позицию и увидеть перспективы дальнейшего развития.

Проблема эта многоплановая, подходы к ее решению требуют научного поиска и апробации новых методологических идей, в том числе в сфере корпоративного образования, особенностью которого является интеграция образовании, науки и промышленности в целях обеспечения инновационного развития корпорации и экономики региона и страны в целом. С этих позиций педагогическим коллективом лицея № 51 г. Нижний Тагил выстраивалась адаптационная модель образовательного процесса в условиях корпоративной школы. При этом главным ориентиром корпоративного обучения является личное образовательное приращение ученика в сфере допрофесси-ональной подготовки, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Мы рассматриваем корпоративное образование, корпоративное обучение в лицее как конкурентное преимущество, позволяющее ему сегодня сохранить не только свою специфичность, но и в дальнейшем качественно отличаться от профильных школ старшей ступени [4].

Понятия «корпоративное образование», «корпоративное обучение» только входят в отечественную педагогику. Под корпоративным образованием мы понимаем совместный, целенаправленный процесс формирования личности выпускника, способной к будущей успешной профессиональной деятельности в данной корпоративной среде. Важно отметить, что осуществление корпоративного образования обеспечивается привлечением соответствующих финансовых, организационных и управленческих ресурсов предприятия или организации.

Содержание понятия «корпоративное обучение» в школе понимается как совместный, целенаправленный процесс опережающей допрофессиональной подготовки выпускника - будущего специалиста корпорации. Корпоративное обучение является важнейшим средством профессионального самоопределения и самореализации обучающихся за счет интеграции образовательных ресурсов школы, Корпоративного университета и промышленной корпорации.

Одно из наиболее важных противоречий в условиях становления «корпоративного образования» является противоречие между социальным заказом школе на непрерывное образование и возможностями его реализации. Школа пытается разрешить это противоречие через систему «Школа-ВУЗ» и создание развивающей образовательной среды для учащихся. Но еще во многом содержание и способы реализации такой образовательной программы не отвечают требованиям корпоративного образования. Хотя в реальной практике существуют корпоративные школы как форма сотрудничества между промышленностью, высшим профессиональным образованием и общеобразовательной школой, составная часть корпоративного университета.

При создании модели корпоративной школы нельзя было не учесть, что в Нижнем Тагиле на протяжении многих лет выстраивается система соци-

ального партнерства промышленных предприятий и школ города. Градообразующим предприятием города выступает НПК «Уралвагонзавод», кадровая политика которого связана с инвестициями в образование будущих молодых специалистов («взращивание» такого специалиста со школы), так как навыки непрерывного образования, умение выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи.

Этой позицией обусловлен повышенный интерес промышленной корпорации к инновационным учебным учреждениям. В 2007 г. МОУ Лицей № 51 г. Нижний Тагил стал одним из учредителей Корпоративного университета НПК «Уралвагонзавод». Это и определило актуальность исследования проблемы проектирования и внедрения в образовательное пространство крупного промышленного города специфического общеобразовательного учреждения - городской корпоративный лицей.

Что касается самого термина «корпоративный лицей», то этимологически он сочетает в себе два определения «корпорация» и «лицей». Синтез их, на наш взгляд, представляет собой инновационную образовательную систему открытого типа, осуществляющую углубленную общеобразовательную и допрофессиональную подготовку учащихся с последующим обучением их в ВУЗе (корпоративном университете) для удовлетворения производственных потребностей в высококвалифицированных кадрах, необходимых для успешного функционирования финансово-промышленных составляющих корпорации заказчика.

Основу модели образовательного процесса корпоративного лицея составляет интеграция образовательных ресурсов школы, ВУЗа и промышленного предприятия. В лицее создано деятельностно-развивающее пространство как часть открытой образовательной среды и база формирования личности подростка с учетом его профессиональных интересов. Среда выстраивается с учетом того, что подросток ставится в ситуацию выбора, учится принимать решения в нестандартной ситуации, отвечать за свой выбор в сферах «человек - человек», «человек - техника». Деятельностно-развивающее пространство включает занятия и внутри лицея, и вне его, в том числе обязательные производственные социальные практики на базе учреждений, входящих в ассоциацию Корпоративный университет «Уралвагонзавод», Интернет, дистанционное образование.

При разработке данной модели использовался ряд принципов, позволивший существенно повысить качество образования в лицее и обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.

Принцип региональности определяется существенным различием занятости, рынков труда и образовательных услуг, социальных ожиданий выпускников школы. Инвариантной частью регионального содержания общего среднего образования становится реальное образование, с получением которого выпускник школы может выбрать и получить дальнейшее профессиональное образования именно в этом регионе. Такое образование успешно могут получить 90-95% учащихся, имея ясные представления о роли и месте

математики, физики, химии и других областей знаний в различных видах трудовой деятельности.

Принцип вариативности реализуется в том, что развитая вариативная часть корпоративного образования условно делится на две: лицейское и углубленное реальное в сфере «человек - техника». Выбор типа образования происходит при поступлении в лицей, когда у школьников и их родителей сформировались первичные представления о возможностях, способностях, первых вариантах жизненных и профессиональных планов.

Лицейское образование обслуживает, в первую очередь тех, кто планирует получать высшее образование в университетах, ведущих целенаправленную подготовку научных кадров в сфере естественнонаучного и технического знания. Углубленное реальное образование в лицее обслуживает тех, кто планирует продолжение образования в высших учебных заведениях Корпоративного университета «Уралвагонзавод», осуществляющих целенаправленную подготовку научных кадров для конкретной промышленной корпорации. И для лицейского, и для реального образования все более актуальным становится прикладная направленность обучения.

Принцип системности обязывает не только структурировать учебный материал, но включать системное и деятельностное знакомство с множеством способов освоения одного и того же материала, возможными стилями образовательной деятельности, методами освоения действительности; системность проявляется в организации образовательного пространства - формируется сеть связанных друг с другом учреждений (лицей - Корпоративный университет - УВЗ).

Принцип продуктивности учебной и внеучебной деятельности предполагает доминирование самостоятельной проектной деятельности учащихся в корпоративном образовании. Проектирование как метод организации практической деятельности создает условия для осознания учащимся роли знаний в практике, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и деятельностные тактики.

Принцип непрерывности позволяет обеспечить условия для ответственного подтверждения значимости образовательного выбора для дальнейшего профессионального развития и самообразования.

Содержание корпоративного образования развивается по трем организационным направлениям, которые можно вариативными образовательными маршрутами:

1. Соединение обучения с производительным трудом.

Условия соединения школьного (лицейского и реального) образования с производительным трудом обсуждаются в мировой педагогике уже более полутора веков и не только обсуждаются, но отчасти реализуются в ряде стран. Соединение обучения с производительным трудом - сложный и многосторонний процесс взаимосвязи изучения основ наук, политехнического

образования, профессиональной подготовки и практики на реальных производственных местах. Принцип связи теории с практикой в новых условиях требует конкретизации. Повышение интеллектуального содержания труда инженерно-технических работников заставляет пересмотреть соотношение теории и практики, менять технологию трудового обучения, шире вводить методы продуктивного образования.

В образовательном процессе корпоративного лицея внедряется технология профессиональных проб. Профессиональная проба - профиспытание или профпроверка, моделирующие элементы конкретного вида реального образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющие завершенный вид, способствующие не только обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии, но и осуществлению первых шагов в этой профессии.

В данном случае профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности лицеиста. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности, где учащийся в условиях конкретного производства, в реальных производственных ситуациях ставит и решает общие образовательные или частные учебные проблемы.

2. Взаимодействие лицея с социальными партнерами для обеспечения учебно-производственной практики учащихся.

Обучение в корпоративном лицее разнообразно и вариативно. В образовательном пространстве формируется сеть, взаимосвязанных друг с другом учреждений, что обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности образующихся и их будущих работодателей. Образовательная программа корпоративного лицея включает три модуля обучения: «Школа юных изобретателей» (5-7 классы); «Предпрофильная инженерная школа» (8-9 классы); «Вечерний технический университет» (10-11 классы). Образовательный процесс организован не только в лицее, но и в научно-экспериментальных лабораториях НПК «Уралвагонзавод». Сопровождение лицеиста в этой школе осуществляют тьюторы (преподаватели Корпоративного университета, ведущие специалисты УВЗ, учителя МОУ Лицей).

Соединение обучения с производительным трудом оказывается эффективным, когда оно расширяет производственный опыт и образовательные интересы школьника, помогает становлению его профессиональной мобильности, а в дальнейшем - профессиональной успешности.

3. Политехническая направленность преподавания школьных предметов.

При разработке и реализации модели корпоративного лицея педагогический коллектив исходил из необходимости учёта особенностей социального заказа, иерархии предпочтений учащихся, их родителей и буду-

щего работодателя, а также нового, более широкого понимания принципа политехнизма.

Политехническая направленность преподавания физики, математики, химии, биологии и других предметов должна учитывать характер производительного труда учащихся, «работать» на него. Политехническое образование Н. В. Гришко, П. С. Лернер характеризуют как «вскрытие учителем (преподавателем, мастером) и освоение учащимися в учебной и трудовой деятельности общих научно-технических, организационно-экономических основ эффективного хозяйствования и овладение на этой базе орудиями труда, соответствующими уровню производства и перспективам его развития» [3].

Основная идея корпоративного лицея заключалась в проектировании открытой образовательной среды, которая могла бы, используя ресурсы социума (города, региона), максимально полно ориентироваться на индивидуальные запросы, интересы, потребности подростка в сфере его профессионального самоопределения и самореализации.

Такой подход позволяет рассматривать городской корпоративный лицей, как фундамент, основание в системе корпоративного образования - новой, зарождающейся в России, образовательной корпоративной среды, как системы непрерывного фирменного профессионального образования.

Библиографический список

1. Дьяконов, С. Д. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития [Текст] / С. Д. Дьяконов // Высшее образование в России. - 2006. - № 11.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

3. Крылова, Н. Б. Образовательная деятельность [Текст] / Н. Б. Крылова // Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования». - 2006. -№ 4 (38). С. 100-117.

4. «Наша новая школа»: проект (Текст). - М.: 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.