Научная статья на тему 'Становление и развитие ценностных ориентации советской молодежи в сфере художественной литературы в 20-х - 40-х годах XX века'

Становление и развитие ценностных ориентации советской молодежи в сфере художественной литературы в 20-х - 40-х годах XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / SOVIET YOUTH / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / FICTION / ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ / RESEARCH OF READERS' INTERESTS / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / IDEOLOGICAL PARADIGM / СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ / SOVIET WRITERS / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / SOCIALIST REALISM / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ / TRANSFORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / VALUE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазурицкая Мария Александровна

В данной статье рассмотрена трансформация культурно-ценностных ориентиров советской молодежи в сфере художественной литературы в 20-х 40-х годах XX века. Ведущие тенденции, характерные для читательских приоритетов молодых людей в рассматриваемый период, выявляются на основании результатов социологических исследований, проводимых в библиотеках СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is considered to the transformation of cultural and valuable landmark in fiction from the 1920-s to the end of 40-s. Main tendencies which are typical for the youth readers' priorities in this period are clarified on basis of sociological polls which were made in the libraries of USSR.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие ценностных ориентации советской молодежи в сфере художественной литературы в 20-х - 40-х годах XX века»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

дого человека обретет по-настоящему ценностное измерение для властных институтов — можно будет снять вопрос актуализации поиска и выбора моделей справедливости, путей ее достижения независимо от социального статуса россиянина.

Примечания

1. Капустин Б. Г. Идеология и политика в посткоммунистической России / Б. Г. Капустин. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

2. Кашников Б. Н. Исторический дискурс российской справедливости / Б. Н. Кашни-ков // Вопросы философии. - 2004. - №2. - С. 29-42.

3. Орлов И. Б. Государство социального гуманизма - от теории к практике / И. Б. Орлов, С. С. Сулакшин, М. В. Виллисов. - М.: Научный эксперт, 2008.

4. Панарин А. С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке / А. С. Панарин. - М.: Логос, 1998.

5. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. - Новосибирск, 1995.

М. А. Мазурицкая

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 20-Х - 40-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

В данной статье рассмотрена трансформация культурно-ценностных ориентиров советской молодежи в сфере художественной литературы в 20-х - 40-х годах ХХ века. Ведущие тенденции, характерные для читательских приоритетов молодых людей в рассматриваемый период, выявляются на основании результатов социологических исследований, проводимых в библиотеках СССР. Ключевые слова: теория и история культуры, советская молодежь, художественная литература, исследование читательских интересов, идеологическая парадигма, советские писатели, социалистический реализм, трансформация ценностных ориентаций, ценностные установки

This article is considered to the transformation of cultural and valuable landmark in fiction from the 1920-s to the end of 40-s. Main tendencies which are typical for the youth readers' priorities in this period are clarified on basis of sociological polls which were made in the libraries of USSR. Keywords: theory and history of culture, soviet youth, fiction, research of readers' interests, ideological paradigm, soviet writers, socialist realism, transformation of valuable orientations, value systems.

Характерной чертой молодого поколения 20-х годов ХХ века являлся революционный романтизм. На формирование ценностных установок молодёжи активное воздействие оказывала художественная культура, рассматриваемая правящей партией в качестве важнейшего средства идеологического воздействия на людей.

Значительное влияние на становление ценностных ориентаций молодежи 20-х годов ХХ века оказывала художественная литература. Доказательством этому являются результаты исследований читательских интересов молодых комсомольцев. Одним из первых таких исследований явилось изучение предпочтений молодых читателей Ленинской библиотеки Костромского губотдела текстильщиков.

Результаты этого исследования были обобщены Ф. Каратыгиным и опубликованы в журнале «Коммунистическое просвещение» (см.: 3). После анализа читательских абонементов молодых комсомольцев удалось установить, что самыми читаемыми авторами являются Дж. Лондон, Л. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. М. Горький, А. П. Чехов, Э. Золя, А. А. Серафимович. По мнению Ф. Каратыгина, популярность у молодых комсомольцев произведений представителей отечественной и зарубежной классической литературы свидетельствует о том, что «основного перемещения интересов читателя-комсомольца в сторону нового писателя еще не чувствуется» (6, с. 55). Однако уже спустя несколько лет читательские приоритеты молодых комсомольцев сместились в сторону творчества советских писателей, о чем свидетельствуют данные проведенного в 1928 году социологического исследования. Анкетирование на предмет литературных пристрастий комсомольской молодежи (в количестве 408 человек) от 18-ти до 23-х лет проводилось в ряде московских библиотек. Учёные изучали читательские предпочтения молодого поколения на основании анализа их читательских формуляров. Было установлено, что художественную литературу читают абсолютно все молодые читатели, при этом произведения советских писателей составили большую часть (40,6%) от общего числа прочитанной литературы. Проанализировав количество книговыдач, исследователи пришли к выводу, что наибольшим спросом у молодых людей пользуются такие произведения, как «Разгром» А. А. Фадеева, «Ташкент - город хлебный» А. С. Неверова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев» Д. А. Фурманова, а также стихи С. А Есенина. Последний факт был воспринят крайне негативно, так как к концу 1920-х годов творчество С. А. Есенина было объявлено упадническим и враждебным духу эпохи. Не менее отрицательно был оценен имеющийся у некоторых молодых читателей интерес к произведениям М. М. Зощенко: «Мы ... считаем, что Зощенко больше зубоскалит, чем высмеивает язвы нашего быта, его рассказы смахивают на анекдоты. Но молодежь не замечает плохих сторон Зощенко» (2, с. 378). Произведения русской классической литературы, по результатам исследования, составили 22,5% от числа названных книг, при этом наиболее популярными авторами у молодежи 1920-х годов стали Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. В сферу читательских интересов молодых комсомольцев вошли и произведения зарубежных писателей, составившие 40,3% от общего количества прочитанных книг. Самые читаемые из зарубежных писателей - Дж. Лондон, С. Энтон, К. Ол, В. Гюго, Э. Золя. Наиболее читаемые произведения - «Сердца трех», «Мартин Идеен» Дж. Лондона, а также «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что главной составляющей читательских предпочтений молодых людей в конце 1920-х годов стала ориентированность на творчество современных им советских писателей. Существующий у молодых людей интерес к отечественной классической литературе является прямым доказательством того, что произведения русской классики, воплощающие в себе национальные духовно-нравственные ценности, сохраняют свою значимость для людей независимо от исторической эпохи и социально-политической ситуации. Читательские пристрастия далеко не всегда вписывались в существующую идеологическую парадигму. Об этом, в частности, свидетельствует популярность у молодых читателей осуждаемых советской властью российских писателей С. А. Есенина, М. Зощенко и др.

В начале 30-х годов ХХ века с окончательным утверждением единоличной власти И.В. Сталина в СССР стало складываться тоталитарное государство с же-

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

стким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей. Идеологический прессинг непосредственным образом отразился на советской культуре. Во всех ее сферах в 1930-е годы был утвержден метод социалистического реализма, при котором требовалось «правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии» (5, с. 21-22). При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны была сочетаться с задачей идейного воспитания граждан в духе социализма. Подобная тенденция отчетливо проявилась и в советской литературе. Главным героев литературных произведений становится человек, безгранично преданный советской власти, готовый пожертвовать всем ради ее идеалов и считавший государственные интересы наивысшей ценностью. Яркий образ такого человека представлен в романе Н. А. Островского «Как закалялась сталь». Павел Корчагин стал примером для подражания многим представителям молодого поколения.

В первой половине 30-х годов ХХ века исследования читательских интересов советских граждан были продолжены, хотя в целом в сталинскую эпоху изучение общественного мнения, в том числе и предпочтений в чтении, не поощрялось. В контексте рассматриваемой проблемы заслуживает внимания статья Д. А. Ле-каренко и В. А. Невского, опубликованная в 1935 году в журнале «Красный библиотекарь» (см.: 5). В ней проанализированы результаты проведенного в сентябре 1934 года обследования молодых читателей московских библиотек. Среди опрошенных молодых людей 37,4% составили молодые комсомольцы, 3,6% - члены партии, 59% — беспартийные. При анализе читательских предпочтений комсомольская и партийная молодежь как обладающая более правильными ориентирами в сфере чтения противопоставляется беспартийной. Так, авторы отмечают, что читательские предпочтения комсомольцев более мотивированные и конкретные, в то время как чтение беспартийной молодежи часто носит стихийный и беспорядочный характер. В данном противопоставлении отразилось характерное для советского времени и, в особенности для сталинской эпохи, восприятие людей с точки зрения их классовой принадлежности. Самыми активно спрашиваемыми молодыми читателями произведениями художественной литературы стали «Человек меняет кожу» Б. Ясинского, «Петр I» А.Н. Толстого, рассказы М. Горького и «Поднятая целина» М. И. Шолохова. Сравнивая сведения о данном периоде с результатами аналогичного исследования, проведенного в предшествующее десятилетие, мы можем отметить следующие тенденции: большая по сравнению с читательскими предпочтениями 20-х годов ХХ века ориентированность читателей на советскую литературу; некоторое ослабление интереса к русской классической литературе; значительное падение спроса читателей на произведения зарубежных авторов; преобладание среди любимых книг произведений современников, посвященных актуальным в сталинскую эпоху темам: индустриализации, коллективизации и прославлению сильной личности.

В годы Великой Отечественной войны возросла роль молодежи на различных участках работы страны. Несмотря на тяжесть военного времени молодежь «как и подавляющее большинство советского народа ... была проникнута верой в будущее, спаяна крепкой дружбой и взаимовыручкой, готовностью жертвовать собой ради своих товарищей и интересов Родины» (1, с. 34). Подобные ориентиры формировались во многом благодаря художественной культуре и, в частности, советской литературе. Основная задача последней в период Великой Отечественной войны заключалась в том, чтобы передать величие подвига народа, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Большую

любовь читателей завоевали такие произведения, как поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», роман М. А. Шолохова «Они сражались за Родину», стихотворения К. Симонова, О. Бергольц, очерки И. Эренбурга, повесть Э. Казакевича «Звезда» и другие произведения.

В литературных произведениях первых послевоенных лет центральной темой стала тема памяти о прошедшей войне, героизме и мужестве защитников Родины. Эта тема нашла отражение в ценностном сознании молодежи. Ярким примером тому можно считать результаты анкетирования молодых читателей, проведенные в 1948 году Московским библиотечным кабинетом управления культурой и отраженные в статье П. Гурова. В рамках анкетирования молодым людям был задан вопрос: «Какую книгу из современной советской художественной литературы вы любите?», ответ на который дали 780 человек. Любимыми произведениями советских авторов молодые люди назвали «Молодую гвардию» А. А. Фадеева (390 чел.), «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (170 чел.), «Повесть о настоящем человека» Б. П. Полевого (108 чел.) «Два капитана» В. А. Каверина (77 чел.) (1). Молодых людей прежде всего восхищала сила духа героев произведений, не покидающая их даже в самых безвыходных ситуациях.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что с первых лет существования Советской власти до начала 1950-х годов произошла серьезная трансформация ценностных ориентаций советской молодежи в сфере художественной литературы. В 1920-е годы молодежь стремилась узнать как можно больше не только о своей стране, но и о других странах, ей был присущ революционный романтизм и некоторая независимость в суждениях. Однако уже в следующее десятилетие, в связи с утверждением тоталитаризма, молодое поколение начинает ориентироваться практически только на советскую культуру, деля мир на «своих» и «чужих» и чувствуя себя окруженным многочисленными внешними и внутренними врагами. Великая Отечественная война, в которой молодое поколение принимало самое непосредственное участие, существенно изменила ценностные установки молодых людей, заставив их задуматься о значимости общечеловеческих ценностей. В послевоенные годы данная тенденция нашла отражение в интересе молодежи к литературным произведениям военной тематики, посвященным судьбе на войне и подвигу отдельно взятой личности.

Примечания

1. Гуров П. Что читают молодые читатели московских библиотек из советской художественной литературы / П. Гуров // Библиотекарь. - 1948. - № 8.

2. История русской культуры 1Х-ХХ вв.: [пособие для вузов] / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева и др.; под ред. Л. В. Кошман. - 4-е изд., испр. - М. : Дрофа, 2003.

3. Каратыгин Ф. Об изучении читательских интересов (Что читают рабочие-комсомольцы) / Ф. Каратыгин // Коммунистическое просвещение. - 1925. - № 3-4.

4. Козлов Н. Д. Официальное и обыденное сознание в годы Великой Отечественной войны: монография / Н. Д. Козлов, М. М. Довжинец; Комитет общего и профессионального образования Ленингр. обл., ГОУ ВПО Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Книге-сеп. фил. - СПб.: Адлер Эго, 2008.

5. Аекаренко Д. Читательский спрос рабочей молодежи / Д. Лекаренко, В. А. Невский // Красный библиотекарь. - 1935. - № 6. - С. 21-22.

6. Что читает рабочая молодежь (по материалам выборочного обследования московских рабочих библиотек) / Издание МПСС «Труд и книга». - М., 1930.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.