Научная статья на тему 'Становление и развитие системы гимназического образования на Кавказе и ее влияние на этнокультурную среду'

Становление и развитие системы гимназического образования на Кавказе и ее влияние на этнокультурную среду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА КАВКАЗЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТАВРОПОЛЬСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / У.Х.БЕРСЕЙ / К. АТАЖУКИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабатырова Бэла Казбековна

В статье отражены некоторые аспекты становления и развития системы среднего образования на Кавказе в XIX веке. В ней также рассматривается опыт учебных заведений Кавказа по решению этнокультурных проблем и их влияние на этнокультурную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джабатырова Бэла Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы гимназического образования на Кавказе и ее влияние на этнокультурную среду»

УДК 373 (470.6)

ББК 74.20 (235.7)

Д 40

Б.К. Джабатырова

Становление и развитие системы гимназического образования на Кавказе и ее влияние на этнокультурную среду

Аннотация:

В статье отражены некоторые аспекты становления и развития системы среднего образования на Кавказе в XIX веке. В ней также рассматривается опыт учебных заведений Кавказа по решению этнокультурных проблем и их влияние на этнокультурную среду.

Ключевые слова:

Этнокультурная направленность образования, система образования на Кавказе, этническая культура, Ставропольская классическая гимназия, поликультурное образование, У.Х.Берсей, К. Атажукин.

В условиях расширения международного научного и культурного сотрудничества, усиления социальноэкономических и политических реформ складывается новая образовательная ситуация, отличительными чертами которой являются дифференциация организационных структур, содержания образования, их адекватность национальной специфике.

Современное поликультурное образование ориентировано на решение ряда задач:

• глубокое и всестороннее овладение личностью культурой своего народа, этническое воспитание, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

• формирование у молодежи представлений о многообразии культур и воспитание на этой основе позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

• воспитание в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;

• создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов, в мировую культуру.

На наш взгляд, решение проблемы этнокультурной направленности образования невозможно без исторического анализа образовательной практики в вопросах удовлетворения национально-образовательных потребностей.

Социально-экономические преобразования,

сопровождающиеся изменением государственного строя России, особенности утверждения новой

капиталистической формации оказали существенное влияние на характер развития российской школы в XIX в. В этот период ее становление шло по трем основным направлениям: преобразование существовавших заведений (в основном высших и средних); создание школ нового типа (народные школы, средние женские, педагогические и технические заведения); организация школьной системы в национальных регионах страны.

Существенные изменения кавказской школьной системы, имевшие место во второй половине XIX в. и обусловленные происходившими политическими и социально-экономическими реформами в данном регионе,

мы склонны рассматривать в контексте тенденций развития общероссийской системы народного образования.

17 марта 1803 г. был издан высочайший Указ, постановляющий открывать в губернских городах гимназии, а в уездных - училища. Для Кавказа такой шаг был более чем своевременным. На основании этого Указа в г. Ставрополе, административном центре Северного Кавказа, было открыто первое в этом регионе приходское училище, вошедшее в число учебных заведений Казанского учебного округа.

Следует отметить, что многопрофильная система, законодательно оформленная в начале XIX в., реально не была создана, так как была лишена своего фундамента -начальной народной школы.

Постепенно сеть учебных заведений расширялась, но потребовалось еще немало времени, прежде чем правительство перешло от непоследовательных и неэффективных действий в области просвещения к построению устойчивой многоступенчатой, стройной образовательной системы.

Наиболее активно строительство системы гимназического образования происходило в первой половине XIX в. В этот период были открыты 4 гимназии в Тифлисе, Кутаиси, Екатеринодаре и Старополе; 6 прогимназий в Пятигорске, Ериване, Елисаветполе, Т.Х. Шуре, Кутаиси и Тифлисе; а также 3 реальных училища, 5 женских гимназий, 3 женские прогимназии, 2 учительские семинарии и 1 учительский институт. Первая гимназия на Северном Кавказе была открыта в Екатеринодаре в 1820 г., которая просуществовала всего 8 лет. Реальная возможность получения среднего образования у горских народов появилась лишь в 1837 году, после открытия Ставропольской классической гимназии, являвшейся центром просвещения кавказских народов на протяжении более ста лет.

Цели и задачи, стоящие перед средними учебными заведениями Империи определялись Уставом гимназий и прогимназий 1828 г.: «1) приготовить к слушанию университетских лекций и 2) доставить способы приличного воспитания». Однако специфика организации народного образования на Северном Кавказе, заключавшаяся в кадровой проблеме обусловила введение некоторых дополнений к Уставу. Сторонники

региональной политики управления, являвшейся приоритетной на Кавказе в первой половине XIX в., помимо основных целей стоящих перед средними учебными заведениями, выделяли дополнительную. Кавказские гимназии были призваны готовить своих воспитанников к педагогической деятельности в уездных и приходских училищах, а также в начальных классах средних учебных заведений. Так, в Положении 1848 г. определялась троякая цель деятельности гимназий, входивших в Кавказский учебный округ: « 1) образовать молодых людей для государственной службы в Кавказском и Закавказском крае; 2) снабдить теми или иными сведениями тех из учеников, которые по окончании гимназического курса пожелают продолжить обучение в университетах; 3) доставить тем, которые не посвящают себя служебному поприщу, познания, нужные в их будущем звании».

Указанное Положение о Кавказском учебном округе устанавливало и новую структуру гимназий, утвержденную для средних учебных заведений России лишь в 1871 г. По Положению структурными компонентами гимназий Кавказа являлись 8 классов: один подготовительный или приходской, два уездных и пять собственно гимназических.

Как мы отмечали ранее, одной из специфических особенностей кавказских учебных заведений был полиэтнический состав учащихся, детерминировавший постановку дополнительных целей их деятельности. Помимо образовательных и воспитательных задач перед преподавателями гимназий стояла проблема интеграции учащихся-горцев в российскую и мировую культуру, содействия их этнической самоидентификации.

Этническая культура проявляется во всех сферах жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, в фольклоре, верованиях. Важнейшую роль в формировании этнокультуры играет язык, являющийся главным этноидентифицирующим фактором. В кавказской школе изучение языков коренных народов

являлась важнейшим средством решения этнокультурных задач, стоявших перед образовательными учреждениями, сохранения самобытности горских народов.

Особое значение изучению национальных языков Северного Кавказа придавалось в Ставропольской гимназии. Ретроспективный подход позволяет отметить неоценимый вклад преподавателя гимназии У.Х. Берсея в создание национальной письменности. Вопрос изучения родного языка был основополагающим и в просветительской деятельности выпускников гимназии. Так, К. Атажукин отмечал, что «...родной язык должен способствовать быстрейшему распространению грамотности» будучи связующим звеном в процессе приобщения горцев к российской культуре. Включение воспитанников гимназии в родную этнокультурную традицию открывало доступ и к познанию мировых культурных ценностей.

По инициативе попечителя К.П. Яновского в Кавказском учебном округе особое внимание уделялось изучению этнографии горских народов. Преподаватели и учащиеся Ставропольской гимназии собирали фольклорный материал, сведения об истории края, археологии, лингвистике. Результаты исследовательской работы публиковались в «Сборнике сведений о Кавказе», являющимся сегодня ценным источником информации об истории и культуре народов Северного Кавказа.

Таким образом, влияние образовательных учреждений на этнокультурную среду следует рассматривать в контексте оптимизации взаимодействия этнических культур кавказских народов. В этом процессе отчетливо просматривались следующие основные тенденции: усвоение элементов культуры,

способствующей интенсивным интеграционным

процессам, взаимному обогащению,

взаимопроникновению; взаимодействие,

сопровождающееся непременным усилением этнического самосознания и этнической самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.