Научная статья на тему 'Становление и развитие российского религиоведения'

Становление и развитие российского религиоведения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
536
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВЕТСКОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лаврентьева Анна Юрьевна

The history of Russian Religious Studies is based on two social forces, namely, the revolutionary democratic movement and the Russian religious-philosophical thought. The Soviet period also made a certain contribution into the development of Religious Studies. Contemporary Russian state school has difficulties in determining the religious teaching methodology. One should take into account the experience of Western countries in the sphere of morality, culture and education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие российского религиоведения»

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 2-756

ЛАВРЕНТЬЕВА Анна Юрьевна, аспирант кафедры социальной философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор пяти научных публикаций

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Религиоведение, религиозное образование, светскость, религиозность

В российском обществе распространена точка зрения, согласно которой российское религиоведение делает только первые шаги в своем становлении и развитии. Однако достаточно рассмотреть развитие религиозного образования, чтобы понять, что становление и развитие религиоведения в ХХ—ХХ1 в. уходит корнями в историю просвещения России.

С момента крещения Руси просвещение в стране начинает приобретать широкий размах. Между школой и церковью прослеживалась тесная связь. Потому и цель заключалась в приобщении человека к православному христианству. После татаро-монгольского нашествия на Руси постепенно восстанавливается система образования. Школа уже представляет собой государственный и церковный институт, но в феодальный период она оказывается ненужным звеном. Начальные знания получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально через духовное образование (чтение книг Священного Писа-

ния, апокрифов, Житий Святых). Особую роль в распространении просвещения играли монастыри — центры образования. Кроме того, в Х1У—ХУ вв. существовали школы, которые, хотя и носили церковный характер, были общеобразовательными. В средневековье церковь стремится создать регулярную и контролируемую систему церковного обучения. Таким образом, образование на Руси до Петра Первого можно назвать церковно-религиозным. Школа и церковь в это время составляли один институт в широком смысле слова.

Середина ХУ11 в. стала поворотным моментом. Начиная со времени правления Петра Первого, зарождается второй период русской педагогики — государственный. Намечается противостояние церковной и светской власти, выделяется система светских и духовных школ. Во второй половине ХУ111 в. в педагогическую систему проникает процесс секуляризации, происходящий в различных сферах культуры под влиянием фи-

лософии Просвещения. Разрывается связь между церковью и школой, характер образования почти полностью становится светским. В программу обучения духовных учебных заведений вводились как богословские, так и общеобразовательные дисциплины. К концу ХУ111 — началу Х1Х в. кроме богословских наук в духовных училищах должны были преподаваться и общеобразовательные предметы. Реформы 60—70-х гг. Х1Х в. повлекли за собой изменения политики правительства в области народного просвещения вообще и духовного образования в частности.

Изменение учебного процесса и учебных программ в значительной степени приблизило семинарское образование к гимназическому и расширило права семинаристов и выбор места их дальнейшей учебы и службы.

Уже в начале Х1Х в. Закон Божий даже был исключен из курса гимназии. Однако с 30-х гг. Х1Х в. религиозное образование вновь занимает ведущее место в школьной программе. Конец Х1Х в. отмечен двумя противоречивыми тенденциями в отношении религиозного образования: с одной стороны, неприятием последнего и нигилизмом, с другой стороны, восстановлением идеала христианского образования.

Противоречия, наметившиеся в конце

Х1Х в. в отношении религиозного образования, усугубились в начале ХХ в. Несмотря на то, что церковь открывает новые церковноприходские школы, в обществе идут споры о преподавании Закона Божьего в школе. Причиной тому послужил окончательный подрыв Закона Божьего безрелигиозной постановкой других предметов в школах. Кроме этого, в начале ХХ в. в обществе уже получили распространение революционные взгляды. В 1905—1907 гг. забастовками были охвачены даже семинарии и духовные академии.

В период от февраля до октября 1917 г. Временное правительство, принимая ряд постановлений, осуществляет попытки поиска демократического пути взаимодействия госу-

дарства, школы и церкви. Однако вопрос связи государства, школы и религии был решен декретом Советской власти, обозначавшим отделение государств и школы от церкви и прекращение религиозного образования в школе. В советской школе действовала система атеистического воспитания.

История российского религиоведения имеет свои национальные корни. Она основана на двух основных общественных силах — революционно-демократическом движении и русской религиозно-философской мысли. Не будучи еще религиоведением, и та и другая внесли вклад в него: первые — с атеистической стороны, вторые — с богословской.

Развитие религиоведения в Х1Х в. на Западе, появление трудов Г. Гегеля, Л. Фейербаха, М. Мюллера по религии, с которыми знакомилась русская демократическая мысль, повысило интерес к проблеме взаимоотношений науки и религии. Эмоциональность в оценке религии уступает место попыткам научного анализа. Этими вопросами активно занимались народники (П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров), анархисты (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин), Г.В. Плеханов. Таких значительных первых шагов в становлении религиоведения, как труды Г. Гегеля, Л. Фейербаха, М. Мюллера и Э. Ренана, русская религиоведческая мысль создать не смогла.

Более точным выражением позиции по отношению к религии второй части русской интеллигенции стала русская религиознофилософская мысль второй половины Х1Х — первой половины ХХ в. Здесь интересна методология, то есть сам подход, сам способ и метод исследования религии. Наибольший вклад в исследовании религии внесли русские философы А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, С.Л. Франк, Б.Г. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский. Кроме того, кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине Х1Х в., обострился на рубеже Х1Х— ХХ столетий. Была предпринята попытка

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России. Над этим трудились епископ Сергий (Страгородский), интеллигенция (Н.О. Лос-ский, Л. Шестов, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Одни из них ближе стоят к богословию (С.Н. Булгаков, А.С. Хомяков, В.В. Зеньков-ский, И.А. Ильин), другие — к науке (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев). Индивидуальные особенности позиций и творчества русских религиозных философов определяют вклад в развитие отечественного религиоведения: элемент эмоциональности, необходимость и объективность научного исследования религии, отрицание запретных тем в исследовании религии, ярко выраженный национальный элемент. Развитие религиозно-философской мысли в России в Х1Х — начале ХХ в. благотворно сказалось на достижении значительных успехов в других сферах религиоведения — истории, археологии, лингвистике.

В конце ХХ в. в Западной Европе в исследовании религиозного сознания сформировалось когнитивное направление. Пионерами подобных исследований еще в начале

ХХ в. были представители отечественной науки, не только Л.С. Выготский и А.Р. Лу-рия, но и забытые И.Г. Франк-Каменецкий, О.М. Фрейденберг, Н. Баранов, М. Альтман, Б.Л. Богалевский.

Отделение церкви от государства, а школы от церкви, введение в образовательный процесс идеологического принципа партийности привело к сужению возможности беспристрастных научных оценок содержания и сущности религии, а значит, объективное и беспристрастное научное исследование религии стало невозможно. Попытки некоторых российских ученых (к примеру, Торчинов) выдать научный атеизм за марксистское религиоведение вызывают сомнения в их правомерности. Не меньше вопросов вызывает и позиция некоторых россий-

ских православных богословов, утверждающих необходимость богословского, церковного религиоведения (к примеру, протоиерей Владимир Федоров)1.

Достижения науки советского периода по исследованию религий мира неотделимы от достижений ее предшественников эпохи самодержавия, тем более что многие выдающиеся ученые, работавшие в России в начале XX в., продолжали исследовательскую деятельность в советский период. Данный этап внес определенный вклад в развитие религиоведческой мысли.

Современная российская государственная школа, совсем недавно отказавшаяся от атеистического воспитания, испытывает на сегодняшний день серьезные трудности в определении методологической позиции по отношению к роли и месту религии в содержании общего образования. На пути к цивилизованным взаимоотношениям религии и государства необходимо, по мнению Д.Н. Пономарева, знание законов, толерантность, принятие принципов свободы совести и вероисповедания2. Вместе с тем следует учитывать и современную потребность общества в знаниях о религии, а также факт использования государственных систем управления в области образования.

Проблемы, возникающие перед мировым обществом (терроризм, наркомания, сексуальная распущенность, беззащитность человека от новых политических, религиозных мировоззрений, исходящих и от государства, и от отдельной личности), отмечались и в предыдущие века. В 1983 г. Джон Данфи писал в журнале «Humanist» о новой роли американских школ в данной борьбе: «Битва за будущее человечества произойдет в учебных классах, и возглавят ее учителя <...>. Эти учителя должны относиться к своим обязанностям столь же ревностно, как пастыри, лишь вместо кафедр у них учительские столы. Классные комнаты должны стать (и не-

пременно станут) аренами конфликтов между старыми и новыми идеями...»3. На педагогов, таким образом, взваливают непомерный труд: они должны бороться со всеми заданными проблемами и быть в ответе за каждый промах. Принимая во внимание опыт западных стран, следует учитывать последствия, переживаемые ими в области нравственности, культуры, образования. Россия, по словам В.А. Васильева, «сегодня <...> стоит на перепутье: идет смена духовно-нравственных ценностей. Ранее провозглашавшиеся ценности, связанные с идеями социальной справедливости, коллективизма, взаимной выручки, вытесняются эгоистически толкуемым индивидуализмом, несущим с собой страсть к безудержному накопительству, отчужденность и безразличие к судьбам других людей4. В связи с этим в

российском пространстве следует уделять особое внимание не только проблеме исследования религии, но и сфере нравственности, культуры в школьном образовании, проявлять заботу о которой должны не только педагоги, но и исследователи всех гуманитарных и социальных наук. Последнее десятилетие знаменуется поиском пути совмещения религиозного образования и светскости государственной школы.

Современное российское религиоведение начинает свое движение и развитие не с нуля: в качестве его основы выступают достижения не только мировой науки, но и отечественного религиоведения. Опираясь на данный фундамент, оно имеет возможность успешно развивать науку о религии, внося свой вклад в развитие религиоведческой мысли всего мира.

Примечания

!См., напр.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 38—39.

2Пономарев Д.И. Школа и церковь: освоим ли парадигму цивилизационных взаимоотношений? // Свеча-2002. Истоки: Север-Центр: сб. материалов междунар. конф. Архангельск, 2002. С. 241.

3Бьюкенен П.Дж. «Смерть Запада». М., 2003. С. 82.

4Васильев В.А. Воспитание добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2. С. 190.

Lavrentyeva Anna

FORMATION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN RELIGIOUS STUDIES

The history of Russian Religious Studies is based on two social forces, namely, the revolutionary democratic movement and the Russian religious-philosophical thought. The Soviet period also made a certain contribution into the development of Religious Studies. Contemporary Russian state school has difficulties in determining the religious teaching methodology. One should take into account the experience of Western countries in the sphere of morality, culture and education.

Рецензент — Теребихин Н.М., член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук, профессор, директор Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.