Научная статья на тему 'Становление и развитие профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи'

Становление и развитие профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
272
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРЕБОВАНИЯ / УСЛОВИЯ / КАЧЕСТВО / МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Безина И.А.

В статье автор рассматривает развитие профессионального образования холуйской миниатюрной живописи, сформировавшейся на протяжении двух веков и основанной на художественных традициях древнерусской живописи: выявлены его исторические этапы, проанализированы особенности. Изучение истории профессионального образования в холуйском искусстве помогает понять пути его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Безина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи»

Профессиональное образование в области традиционных художественных промыслов

История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства

Безина И.А., кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе, Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академии), ib091219@mail.ru

Bezina I.A., PhD in pedagogical sciences, Deputy Director for scientific and methodical work, Kholui branch of the Higher School of Folk Arts (academy), ib091219@mail.ru

Становление и развитие профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи The formation and development of professional education in the field of Kholuy lacquer miniature painting

Аннотация. В статье автор рассматривает развитие профессионального образования холуйской миниатюрной живописи, сформировавшейся на протяжении двух веков и основанной на художественных традициях древнерусской живописи: выявлены его исторические этапы, проанализированы особенности. Изучение истории профессионального образования в холуйском искусстве помогает понять пути его дальнейшего развития.

Abstract. In the article, the author examines the historical aspect of the vocational education of Kholuy miniature painting, which was formed over two centuries and based on the artistic traditions of ancient Russian painting. The author identified its historical stages and analyzed features. The study of the history of the vocational education in Kholuy art helps to understand the ways of its further development.

Ключевые слова: обучение, педагог, студент, компетентность, требования, условия, качество, мастерство.

Keywords: training, teacher, student, competence, requirements, conditions, quality, skill.

Традиционное прикладное искусство, являясь важнейшим историческим пластом национальной культуры России, представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в художественную сущность народного искусства, преемственности поколений.

В настоящее время наиболее актуальными в традиционном прикладном искусстве являются вопросы профессионального обучения и воспитания, реализация которых будет служить процветанию отечественной культуры.

4

Подготовка высокопрофессиональных специалистов традиционно -прикладного искусства в области лаковой миниатюры ведётся в Холуйском филиале лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академии).

В основе холуйской миниатюрной живописи - традиции школы древнерусской живописи (иконописи) и народного творчества. Холуй является одним из древнейших иконописных центров. Появление икон относится примерно к XVI веку. Их создание служило основным заработком местных жителей и выполнялись практически в каждой семье. Г.В. Яловенко отмечает: «Сложные профессиональные навыки из рода в род передавались отцами сыновьям, которых с ранних лет приучали владеть кистью, уметь видеть и создавать красоту в художественных произведениях» [3, с. 11].

Качество икон того времени было очень низким. Мастера Холуя, не имея художественного образования, отклонялись от существующих канонов церковной живописи. Поэтому архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Афанасий издал указ: «.. .избрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет острых и к понятию и иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу» [2, с. 6] Живописная мастерская Иеромонаха Павла Казановича выполняла заказы для знатных особ и представителей высшего духовенства. В Троице-Сергиевой лавре будущие иконописцы из села Холуй получали новые знания и умения в области древнерусской живописи. Вернувшись домой, ученики обучали молодых иконописцев профессиональному мастерству древнерусской живописи.

Холуй расположен на берегу некогда судоходной реки Тезы, служившей водным торговым путём, и местные жители имели возможность сбывать свою продукцию на ярмарках, которые проходили в селе пять раз в год. В начале Х1Х века Холуй становится крупным торгово-промышленным селом. Иконописные мастерские создавали до четырех миллионов икон в год.

В середине Х1Х века Холуй становится большим культурным центром, в котором уровень грамотности населения был достаточно высоким. Однако профессионального обучения иконописи не было, а несколько попыток создания художественного учебного заведения оказались неудачными из-за слабого финансирования.

В 1867 году Министерство народного просвещения решило выделить средства, чтобы открыть в селе Холуй двухклассное приходское училище. С 1868 года в этом первом во Владимирской губернии училище уже велась образовательная деятельность. В программе преподавания закон Божий, русский язык, история, арифметика и церковное пение. С 1869 года в учебный план было введено рисование. На должность учителя рисования был принят уроженец села Холуй Прокопий Тепляков.

Становление профессионального художественного образования в Холуе представленного в таблице 1.

Таблица 1. Этапы становления профессионального художественного образования в Холуе

Этапы Временные Названия учебных заведений

станов рамки

ления

I. 1870-е гг. Холуйская живописная мастерская. Холуйский класс

иконописи при двухклассном министерском училище

II. 1884-1901 гг. Холуйская иконописная школа

III. 1901-1917 гг. Холуйские учебные иконописные мастерские

IV. 1917-1935 гг. Холуйские художественные мастерские, обучавшие

прикладному искусству

V. 1935-1941 гг. Школа бригадного ученичества

VI. 1943-1989 гг. Холуйская художественная профтехшкола.

VII. 1989-2000 гг. Холуйское художественное училище миниатюрной

живописи.

VIII. 2000-2011 гг. Холуйское художественное училище миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова

IX. 2011-2017 гг. Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)»

X. 2017 г. -настоящее Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова ФГБОУ ВО «Высшая школа народных

время искусств (академия)»

I этап художественно-образовательной деятельности в Холуе связан с организацией живописной мастерской (1870 г.) и открытием (1874 г.) иконописного класса при двухклассном училище.

На II этапе в 1884 году по указу Императора Александра III в Холуе было открыто одно их первых иконописных художественных учебных заведений в России. Руководителем и преподавателем Холуйской иконописной школы назначили Николая Николаевича Харламова - выпускника Императорской Академии художеств. Большую помощь в благоустройстве школы и организации учебного процесса оказал попечитель - вице-президент Императорской Академии художеств граф Иван Иванович Толстой. Наглядные пособия, рисунки, гипсовые скульптуры до сих пор служат Холуйскому филиалу ВШНИ. Образцы для копирования Н.Н. Харламов получал от известного художника-живописца В.М. Васнецова.

Н.Н. Харламов старался преодолеть недостатки обучения, расширил план занятий, начал изучение академического рисунка, академической живописи, анатомии человека, византийских и древнерусских образцов живописи, принципов иконографии.

Н.Н. Харламов, возглавив иконописную школу, видел задачу не только в художественном образовании молодых художников, но и в руководстве их первыми шагами. Ученики вместе с ним выполняли работы по иконописи. Николай Николаевич Харламов заложил традиции обучения будущих поколений художников холуйского искусства, используемые и в наше время.

6

На III этапе в 1901 году Холуйская иконописная школа была преобразована в Холуйскую учебную иконописную мастерскую под руководством выпускника Императорской Академии художеств Евгения Алексеевича Зарина. Его подход к обучению основывался на сочетании теории и практики. Ученики мастерской не только получали знания по рисунку, живописи, истории искусств и других учебных дисциплин, но и выполняли большие заказы, совершенствуя профессиональное мастерство, владение приемами иконописи. Также в иконописной мастерской изучали технологию нанесения левкаса, золочения, чеканки. Большая часть учеников после окончания учебной иконописной мастерской работала в селе Холуй.

IV этап - после событий 1917 года бывшие иконописцы ищут применения своему профессиональному художественному мастерству: открывают мастерские по изготовлению и росписи деревянных изделий, сотрудничают с Мстёрской артелью, но это не приносит ни морального удовлетворения, ни дохода. Художники пробуют себя в росписи полотняных ковриков в технике масляной живописи в качестве декоративных предметов украшения стен. Однако некоторые мастера уже на этом этапе стремились к созданию собственного стиля в области лакового искусства: Константин Васильевич Костерин, Сергей Александрович Мокин, Василий Дмитриевич Пузанов-Молёв и Дмитрий Михайлович Добрынин.

V этап. В 1935 году в селе Холуй была организована школа бригадного ученичества с четырёхгодичным сроком обучения. Руководителем назначен выпускник Холуйской иконописной школы и Казанского художественного училища П.Н. Киселёв. Обучение было направлено на выполнение копий с работ мастеров русского и мирового искусства в масляной технике живописи.

На VI этапе в 1943 году открывается художественная профессионально-техническая школа подготовки художников-миниатюристов. Главная цель обучения - подготовка квалифицированных мастеров лаковой миниатюры, которые были бы способны утвердить преимущество миниатюрной росписи на папье-маше перед росписью ковриков. Срок обучения четыре года. На учебу будущих художников принимали без экзаменов.

Первыми преподавателями Холуйской художественной профессионально-технической школы были основоположники холуйской лаковой миниатюрной живописи: С.А. Мокин, В.Д. Пузанов-Молёв и К.В. Костерин. Они своими работами в области лаков способствовали профессиональной ориентации обучающихся.

Первый выпуск профессионально-технической школы состоялся в 1947 году и поистине считался «золотым». Среди выпускников были: Н.И. Бабурин, Н.Н. Денисов, Б.И. Киселёв, В.А. Фомин, Б.В. Тихонравов, А.М. Костерин, А.А. Каморин и другие. Молодые мастера занимались и миниатюрной живописью на папье-маше и росписью ковриков.

Позднее, в 1960-1970-е годы происходит смена преподавательского состава. На место основоположников пришли художники, благодаря которым был найден оригинальный стиль холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Это, прежде всего, Заслуженный художник России В.А. Белов, народный художник России Б.И. Киселёв, народный художник России Н.И. Бабурин, Заслуженный художник России Н.Н. Денисов. В этот период в центре внимания - подготовка мастеров-исполнителей лаковой миниатюрной живописи высокой квалификации.

На VII этапе в 1989 году Холуйская художественная профтехшкола была преобразована в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи. В это время вводится пятый год обучения, что позволяет больше времени уделить обучению миниатюрной живописи. Поток абитуриентов на специальность художник-мастер холуйской миниатюрной живописи составлял 4-6 человек на место.

В Холуйскую профессионально-техническую школу пришли работать молодые творческие преподаватели. Сегодня это уже Заслуженный художник России П.А. Митяшин, Заслуженный художник России В.А. Ёлкин.

На VIII этапе Холуйскому художественному училищу миниатюрной живописи присвоено имя академика живописи Николая Николаевича Харламова [1, с. 24]. В связи с возрождением традиций древнерусской живописи в учебный процесс была введена дисциплина «Иконопись». С этого периода началось изучение «харламовской» школы иконописи.

На ГХ этапе в 2011 году Холуйское художественное училище имени Н.Н. Харламова было преобразовано в Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)». С 2011 года выпускники Холуйского филиала ВШНИ, закончившие программу среднего профессионального образования, имели возможность поступать на обучение по программе высшего образования по профилю подготовки «холуйская миниатюрная живопись», обучаться в системе непрерывного профессионального, совершенствуя и формируя новые профессиональные знания, формируя общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС и современными требованиями системы образования, а также рынка труда.

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2017 года № 1255 на Х этапе Высшая школа народных искусств (институт) повысила свой статус и стала академией, соответственно и Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова стал филиалом академии. Создание Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академии) имеет большое значение для возрождения, сохранения и развития холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Литература

1. Каморин А.А. Лаковая миниатюра Холуй: шедевры народного искусства / А.А. Каморин. - М.: Интербук-бизнес, 2001. - 152 с.

2. Кукулиев У.А. Есть такое село... (Очерки об искусстве села Холуй) / У.А. Кукулиев, В.В. Стариков. - Ярославль, 1973. - 144 с.

3. Яловенко Г.В. Русские художественные лаки / Г.В. Яловенко. - М.: КОИЗ, 1959. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.