Научная статья на тему 'Становление и развитие профессионально мобильного специалиста в социокультурном образовательном пространстве вуза как социально-педагогическая проблема'

Становление и развитие профессионально мобильного специалиста в социокультурном образовательном пространстве вуза как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE / PROFESSIONAL MOBILITY / SOCIAL PARTNERSHIP / PATTERNS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

Стремительность современных преобразований в обществе вызывает к жизни спрос на специалистов, которые умеют анализировать постоянно изменяющиеся социально-экономические условия, принимать и осуществлять нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, преодолевать стереотипы в решении вопросов не только производственной, но и личностной сфер, что находит отражение в таком понятии, как мобильность. Подготовка специалистов, готовых и способных откликаться на все изменения, происходящие в обществе, умеющих предвидеть и прогнозировать глубинные изменения в профессиональной деятельности, важнейшая проблема современного профессионального образования. В процессе бучения в вузе проходит адаптация студента к изменившимся условиям получения образования, образовательной среде, к социально-профессиональному окружению, что в свою очередь дает возможность стабильно функционировать в ходе профессиональной подготовки. В образовательном пространстве вуза будущий специалист ищет пути самореализации, включается в процесс собственного профессионального становления, развития. Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки в образовательной среде вуза специалистов, обладающих сформированной готовностью к профессиональной мобильности, свободно и критически мыслящих, готовых к техническим и социальным преобразованиям, способных к инновационной, преобразовательной деятельности, проектированию стратегии собственного профессионально-личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY MOBILE SPECIALIST IN UNIVERSITY SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

Swift changes in the modern society call forth a demand for professionals who know how to analyze constantly changing socio-economic conditions, to adopt and implement non-standard decisions in situations of market competition, to overcome stereotypes in the decision of questions of not only manufacturing, but also of personal spheres; all these abilities are included in the concept of mobility. Training of specialists, well-prepared and capable to respond to all challenges of society, able to anticipate and predict radical changes in professional activity, is the most important problem of the modern professional education. While they are at a higher education establishment, the students adapt to the changing conditions of education, educational environment, socio-professional environment, which, in its turn, ensures stable functioning during training. In the educational space of a higher school the future specialist is looking for self-realization and is included in the process of their own professional formation and development. The importance of the undertaken research is defined by the need of training in the educational environment of the University well-prepared experts possessing professional mobility, critical thinking, and ready to adapt to technical and social changes, capable of innovative, transforming activities, of designing their own professional and personal development.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие профессионально мобильного специалиста в социокультурном образовательном пространстве вуза как социально-педагогическая проблема»

УДК 378.147.88

ББК Ч448.027.64 ГСНТИ 14.31.07 Код ВАК 13.00.08

Фугелова Татьяна Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; 625000, г. Тюмень, пр. 9 мая, д. 5; e-mail: fta2012@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социокультурное образовательное пространство; профессиональная мобильность; социальное партнерство; закономерности развития профессиональной мобильности.

АННОТАЦИЯ. Стремительность современных преобразований в обществе вызывает к жизни спрос на специалистов, которые умеют анализировать постоянно изменяющиеся социально-экономические условия, принимать и осуществлять нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, преодолевать стереотипы в решении вопросов не только производственной, но и личностной сфер, что находит отражение в таком понятии, как мобильность. Подготовка специалистов, готовых и способных откликаться на все изменения, происходящие в обществе, умеющих предвидеть и прогнозировать глубинные изменения в профессиональной деятельности, - важнейшая проблема современного профессионального образования. В процессе бучения в вузе проходит адаптация студента к изменившимся условиям получения образования, образовательной среде, к социально-профессиональному окружению, что в свою очередь дает возможность стабильно функционировать в ходе профессиональной подготовки. В образовательном пространстве вуза будущий специалист ищет пути самореализации, включается в процесс собственного профессионального становления, развития. Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки в образовательной среде вуза специалистов, обладающих сформированной готовностью к профессиональной мобильности, свободно и критически мыслящих, готовых к техническим и социальным преобразованиям, способных к инновационной, преобразовательной деятельности, проектированию стратегии собственного профессионально-личностного развития.

Fugelova Tat'yana Anatol'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY MOBILE SPECIALIST

IN UNIVERSITY SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

KEYWORDS: socio-cultural educational space; professional mobility; social partnership; patterns of development of professional mobility.

ABSTRACT. Swift changes in the modern society call forth a demand for professionals who know how to analyze constantly changing socio-economic conditions, to adopt and implement non-standard decisions in situations of market competition, to overcome stereotypes in the decision of questions of not only manufacturing, but also of personal spheres; all these abilities are included in the concept of mobility. Training of specialists, well-prepared and capable to respond to all challenges of society, able to anticipate and predict radical changes in professional activity, is the most important problem of the modern professional education. While they are at a higher education establishment, the students adapt to the changing conditions of education, educational environment, socio-professional environment, which, in its turn, ensures stable functioning during training. In the educational space of a higher school the future specialist is looking for self-realization and is included in the process of their own professional formation and development. The importance of the undertaken research is defined by the need of training in the educational environment of the University well-prepared experts possessing professional mobility, critical thinking, and ready to adapt to technical and social changes, capable of innovative, transforming activities, of designing their own professional and personal development.

Подготовка специалистов, готовых и способных «откликаться» на все изменения, происходящие в обществе, умеющих предвидеть и прогнозировать глубинные изменения в профессиональной деятельности, - важнейшая проблема современного профессионального образования и в отдельности каждого вуза. Практика работы вузов зафиксировала некоторую разрозненность, эпизодичность в обеспечении развития профессиональной мобильности будущих специалистов, отсутствие

внимания к потенциалу социокультурного образовательного пространства.

Социокультурное образовательное пространство вуза представляет собой интегра-тивный фактор личностного становления будущего специалиста, влияние которого осуществляется через включение последнего в самые разнообразные сферы. Это и есть то пространство совместного творчества, жизнедеятельности студентов, преподавателей, работодателей, структура которого определена спецификой образовательного

© Фугелова Т. А., 2015

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

учреждения при выборе ценностей, способов самореализации, а также раскрытия индивидуальных ресурсов личности.

Используемые в литературе понятия «образовательная среда», «образовательное пространство», «социокультурное пространство» и т. д. в настоящее время по-разному трактуются учеными.

С нашей точки зрения, теоретически проработанным является подход В. И. Сло-бодчикова [14], который под образовательным пространством понимал существующее место в социуме, в котором возникает множество отношений и связей, совершаются по развитию индивида и его социализации специальные виды деятельности. Причем, в данном пространстве собраны различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, которые определяют характер образования в целом.

При этом автор, с одной стороны, видит истоки среды в культуре общества, а с другой, определяет образовательную среду в качестве механизма развития человека. Существующие полюса: предметность культуры и внутренний мир человека - в их взаимодополнении как раз и определяют состав и содержание образовательного пространства [14, с. 16].

Педагоги и психологи (Л. С. Выготский [3], И. Н. Емельянова [4], И. Г. Захарова [5], В. А. Ясвин [15] и др.) отмечают, что образовательная среда является ведущим фактором развития личности. В частности, Л. С. Выготский указывал на значительную роль среды в обучении и развитии личности: «Среда есть источник появления всех характерных для человека свойств личности, ... источником социального развития», которое совершается в реальном процессе [3].

Образовательное пространство современного вуза, на наш взгляд, можно описать с помощью взаимосвязанных компонентов, представляющих собой пространство теоретического содержания образования, практики, научно-исследовательской деятельности, социокультурное и информационно-образовательное пространство.

Социокультурное образовательное пространство вуза представлено ценностями и образцами решения профессиональных задач, что, несомненно, является источником становления и развития будущего специалиста.

Профессиональное становление будущего специалиста в социокультурном образовательном пространстве происходит за счет осмысления им необходимости профессионального развития, за счет актуализации и реализации его ценностных и творческих потенциалов.

Базовой частью образовательного пространства является пространство теоретического образования, включающее в себя систему учебных занятий, которые способствуют реализации в единстве не только обучающей, развивающей, но и воспитывающей функций процесса обучения и тем самым создающих условия для развития личности будущего профессионала.

Структура теоретического образования прописана в ФГОС ВПО. Содержание теоретического образования включает в себя несколько циклов: гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественно-научный; профессиональный. Гуманитарный цикл способствует развитию гуманистически ориентированной личности будущего профессионала, а также вносит конкретный вклад в его социально-личностно-профес-сиональное развитие; естественно-научный цикл создает условия для реализации возможности увидеть целостную картину мира; профессиональный цикл направлен на овладение студентами не только целей, содержания, но и форм, способов, технологий профессиональной деятельности.

Мы придерживаемся позиции Л. Н. Ле-сохиной о том, что богатыми возможностями для становления профессионала обладают дисциплины гуманитарного цикла, особенно для формирования смыслов, ценностных ориентаций личности, миротворческого стиля мышления, более мягких профессиональных позиций [6, с. 71]. Л. Н. Лесохина утверждает, что ценностное знание пронизывает все гуманитарное образование и входит в образовательный процесс путем присвоения человеком традиционной культуры.

Дисциплины гуманитарного цикла влияют на развитие гуманистически ориентированной личности будущего профессионала, на формирование адекватной «Я-кон-цепции», актуализацию достижений студентов (потребность в самостоятельной познавательной деятельности, профессиональном совершенствовании, творческой саморегуляции и т. д.).

Дисциплины естественно-научного цикла также обладают огромным потенциалом для профессионального развития, профессиональной мобильности будущего специалиста, поскольку дают ему возможность увидеть единую картину мира, а также понять существенные взаимосвязи не только между субъектами, но и объектами этой системы, создают условия для развития целостных представлений.

Преподавание дисциплин профессионального цикла осуществляется на основе принципа деятельностного подхода. Опираясь на исследования А. В. Брушлинского

[2], А. Н. Леонтьева [8], В. И. Слободчикова [14], рассматривающих деятельность в качестве системы принципов, правил и приемов, нами разрабатывалась модель подготовки профессионально мобильного специалиста, основанная на интеграции всех дисциплин и видов деятельности студентов с позиций их будущей профессии.

Система проблемных ситуаций дает возможность развернуть содержание образования в динамике, интегрировать знания всех научных дисциплин для решения проблемных ситуаций, смоделировать не только целостное предметное, но и социально-психологическое содержание будущей профессиональной деятельности. И в этой ситуации аккумулируется весь потенциал будущего специалиста, начиная от его индивидуального представления и заканчивая непосредственно социально-профессиональной активностью [12]. Данный подход создает условия не только для социально -личностно-профессионального становления, развития будущего специалиста, но и для формирования целостного образа профессии, профессиональной деятельности.

Пространство практического образования представляет собой систему практик, посредством которых осуществляется соци-ально-личностно-профессиональное развитие будущего специалиста, а также овладение им профессиональными компетенциями. Чем раньше студент попадает в условия реального, а не «вымышленного» производства, чем активнее включается в практику, тем раньше он формируется не только как личность, но и профессионал [9].

Ряд психологов (И. Ю. Алексашина [1], Л. Н. Лесохина [6]) считают, что в период практики для студента наиболее актуальным становится процесс рефлексии, связанный с обращением к достоинствам и недостаткам его деятельности, что создает условия для формирования представления о себе как профессионале.

Формирование профессиональных образов-идеалов наиболее эффективно осуществляется в совместной творческой деятельности с мастерами, посредством личного общения с ними. Формирование целостного представления о будущей профессиональной деятельности способствует развитию критичности к себе и деятельности, делает студента активным субъектом в своем профессиональном развитии.

Пространство научно-исследовательской деятельности создает условия для совместной творческой деятельности преподавателей и студентов. Данная работа связана с поиском и решением профессиональных проблем, обменом культурными ценностями, а также формированием про-

фессионального мышления. На основе продуктивного эвристически-поискового мышления студент подтверждает гипотезу, тем самым мотивируя свое поведение, становясь «пусковым механизмом» для дальнейших поисков, открытий.

Для современного университета характерен культ знаний, ориентация на реальную практику, высокий профессионализм, разносторонность интересов преподавателей. Преподавателями культивируется ценность знаний. Многие из них занимаются не только преподаванием, наукой, но и практикой.

Социокультурное образовательное пространство включает в себя систему внеучеб-ной, культурно-образовательной, досуговой деятельности студентов (А. В. Мудрик [8], В. А. Сластенин [13]). Не случайно в свое время В. А. Сластенин подчеркивал, что в воспитательном процессе особое место принадлежит внеаудиторной, внеучебной работе студентов, осуществляемой в единстве с учебным процессом и служащей целям повышения уровня профессиональной подготовки будущего инженера [13].

Взаимодействие преподавателя и студента является важнейшим условием профессионального развития, становления профессиональной мобильности будущего специалиста. В педагогическом взаимодействии транслируются не только ценностные, но и эмоциональные и когнитивные характеристики личности, ее модели поведения.

Организацию свободного времени студента можно рассматривать как эффективное условие формирования его «Я-концеп-ции», поскольку способствует формированию представлений о своих возможностях.

Опора на принцип непрерывности образования дает возможность усовершенствовать формы получения формального образования. В профессиональной педагогике проблема сопряжения жизненных сил каждого человека имеет первостепенное значение. Это дает возможность обратиться к такой форме как социальное партнерство, которое проявляется в согласовании интересов вуза и потенциальных партнеров в лице работодателей, лидеров бизнеса, науки, которые способны к конструктивному диалогу по вопросам корректировки учебных планов, организации и содержанию научно-исследовательской подготовки студентов университете. Развитие социального партнерства в его различных формах является важной составной частью процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Информационно-образовательное пространство, основанное на включении в образовательное пространство информационных и коммуникационных технологий, создает условия не только для личностного, но и для профессионального развития студента. Ученые (В. В. Рубцов [11] , Н. А. Познина [10] и др.) отмечают, что такая среда создает условия для быстрого реагирования на изменившуюся ситуацию. Да и современные студенты в целях экономии времени для получения необходимой информации активно используют ресурсы Интернет. При грамотно организованном обучении работе с интернет-источниками, у студентов развивается со временем критическое мышление, что является дополнительным резервом для оказания воздействия на становление и развитие профессиональной мобильности будущего специалиста.

Помимо интернет-источников в информационно-образовательное пространство входят не только библиотеки и читальные залы, но и методические кабинеты, которые оснащены современной компьютерной и множительной техникой.

В ходе работы были выявлены закономерности развития профессиональной мобильности будущего специалиста в социокультурном образовательном пространстве вуза, которые определяют особенности и содержание его педагогического обеспечения:

- закономерность взаимообусловленности: движущей силой развития профессиональной мобильности будущего специалиста в социокультурном образовательном пространстве вуза является преодоление все возрастающего противоречия между возрастающими социально-профессиональными потребностями субъекта и его реальными возможностями в реализации образа профессионального будущего;

- закономерность постоянного изменения: развитие профессиональной мобильности будущего специалиста зависит от его включенности в продуктивное решение усложняющихся задач в зоне ближайшего профессионального развития личности;

- закономерность эффективности: эффективность развития профессиональной мобильности будущего специалиста зависит от насыщенности образовательной среды

ситуациями, разрешение которых обеспечивает достижение значимых социально-профессиональных целей;

- успешность развития профессиональной мобильности будущего специалиста в социокультурном образовательном пространстве вуза обусловлена профессиональной культурой, его активных усилий, направленных на самосозидательную деятельность, способностью осуществлять смыслопоисковую (на основе рефлексии) и проектную (благодаря осознанию себя как субъекта деятельности) функции при педагогической поддержке со стороны преподавателя;

- закономерность результата: результат развития профессиональной мобильности будущего специалиста определяется освоением профессиональных компетенцией и зависит от самостоятельной осуществленно-сти всех этапов деятельности, связанных с решением актуальных социальных проблем, которые имеют личностную значимость.

Таким образом, социокультурное образовательное пространство вуза является основой развития профессиональной мобильности при следующих условиях:

- наличия возможностей для реализации механизма «пробы сил»;

- развития у будущего специалиста компетенций планирования и своего профессионального развития с опорой на гармонизацию не только внутренних (стремлений, ценностных ориентаций, способностей и возможностей), но и внешних факторов (изменения в профессии, на рынке труда);

- связи предлагаемой социокультурной образовательной средой деятельности с реальными жизненными и профессиональными проблемами, решение которых запускает механизмы «со-знания», «со-участия», «со-творчества», побуждающих к совместному творчеству и инновациям;

- создания в социокультурной образовательной среде ценностно-ориентационно-го единства между участниками образовательного процесса за счет включения в выполнение профессионально ориентированных проектов, стимулирующих творческое, созидательное начало, наиболее отвечающее критериям профессиональной мобильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексашина И. Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997.

2. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2002. №6. С. 5.

3. Выготский Л. С. Психология. М. : Апрель-пресс; ЭКСМО-пресс, 2000.

4. Емельянова И. Н. Воспитательная функция в процессе развития системы классического университетского образования : дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2008.

5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие. М. : Академия, 2003.

6. Лесохина Л. Н. Образование в структуре человеческой деятельности : дис. ... д-ра пед. наук, СПб., 1991.

7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1993.

8. Мудрик А. В. Социализация - поле системных изменений // Вопросы воспитания. 2014. №4. С. 49-51.

9. Овсянникова В. В. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал. 2007. №25. С. 40-46.

10. Познина Н. А. О проблеме формирования профессиональных представлений студентов инженерных специальностей / / Известию ЮФУ. Технические науки. 2013. №10 (147). С. 255-259.

11. Рубцов В. В. Социальное взаимодействие и обучение в контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности / / Мир психологии. 2006. №3. С. 59-72.

12. Семенова Е. А. Формирование профессионального самосознания студентов // Сибирский психологический журнал. 2014. №51. С. 40-52.

13. Сластенин В. А. Болонское соглашение: курс на интеграцию // Педагогическое образование и наука. 2011. №8. С. 4-7.

14. Слободчиков В. И. Образование как всеобщая форма развития человека // Психология обучения. 2012. №1. С. 4-21.

15. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №4. С. 79-88.

REFERENCES

1. Aleksashina I. Yu. Teoretiko-metodologicheskie osnovy osvoeniya uchitelem idey gumanizatsii ob-razovaniya v protsesse povysheniya ego kvalifikatsii : dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1997.

2. Brushlinskiy A. V. Deyatel'nost' sub"ekta kak edinstvo teorii i praktiki / / Psikhologicheskiy zhurnal. 2002. №6. S. 5.

3. Vygotskiy L. S. Psikhologiya. M. : Aprel'-press; EKSMO-press, 2000.

4. Emel'yanova I. N. Vospitatel'naya funktsiya v protsesse razvitiya sistemy klassicheskogo universi-tetskogo obrazovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk. Tyumen', 2008.

5. Zakharova I. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii : ucheb. posobie. M. : Akademiya, 2003.

6. Lesokhina L. N. Obrazovanie v strukture chelovecheskoy deyatel'nosti : dis. ... d-ra ped. nauk, SPb., 1991.

7. Leont'ev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya : v 2 t. T. 2. M. : Pedagogika, 1993.

8. Mudrik A. V. Sotsializatsiya - pole sistemnykh izmeneniy / / Voprosy vospitaniya. 2014. №4. S. 49-51.

9. Ovsyannikova V. V. Kognitivnye strategii raspoznavaniya emotsional'nykh sostoyaniy // Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2007. №25. S. 40-46.

10. Poznina N. A. O probleme formirovaniya professional'nykh predstavleniy studentov inzhener-nykh spetsial'nostey // Izvestiyu YuFU. Tekhnicheskie nauki. 2013. №10 (147). S. 255-259.

11. Rubtsov V. V. Sotsial'noe vzaimodeystvie i obuchenie v kontekste kul'turno-istoricheskoy psikho-logii i teorii deyatel'nosti // Mir psikhologii. 2006. №3. S. 59-72.

12. Semenova E. A. Formirovanie professional'nogo samosoznaniya studentov // Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2014. №51. S. 40-52.

13. Slastenin V. A. Bolonskoe soglashenie: kurs na integratsiyu / / Pedagogicheskoe obrazovanie i nau-ka.

2011. №8. S. 4-7.

14. Slobodchikov V. I. Obrazovanie kak vseobshchaya forma razvitiya cheloveka / / Psikhologiya obucheniya.

2012. №1. S. 4-21.

15. Yasvin V. A. Psikhologicheskoe modelirovanie obrazovatel'nykh sred / / Psikhologicheskiy zhurnal. 2000. T. 21. №4. S. 79-88.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. Н. Емельянова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.