Научная статья на тему 'Становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России'

Становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5713
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крестьянское (фермерское) хозяйство / развитие крестьянского хозяйства в россии / развитие фермерского хозяйства в россии / земельная собственность / земельная реформа / земельный участок / сельское хозяйство

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов А. Г.

В статье рассматривается история развития крестьянского (фермерского) хозяйства в России начиная с 1861 г. и до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of disposition and procedure for granting ground areas of farm households are analysed in the article.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России»

А. Г. Кузнецов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО)

ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

Работа представлена кафедрой гражданского права Кубанского государственного аграрного университета. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор А. А. Молчанов

В статье рассматривается история развития крестьянского (фермерского) хозяйства в России начиная с 1861 г. и до настоящего времени.

The features of disposition and procedure for granting ground areas of farm households are analysed in the article.

Непосредственно крестьянские (фер- сии в результате отмены крепостного пра-мерские) хозяйства стали возникать в Рос- ва в 1861 г. Согласно Манифесту от 19 фев-

1 16

Становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России

раля 1861 г. и Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне получали личную свободу, но собственность на землю сохранялась за помещиком. Крестьяне оставались лишь пользователями тех угодий (наделов), которыми они пользовались ранее. Приобрести землю крестьяне могли только путем выкупа, а до совершения этой сделки они оставались временнообязанными. С 1883 г. временнообязанные отношения были ликвидированы, субъектом собственности в большинстве регионов стала община, в некоторых районах - крестьянский двор1 .

В конце XIX в. в российском гражданском праве отношения общей собственности были еще недостаточно разработаны; совместное владение и пользование имуществом, право на которое принадлежит нескольким лицам сообща, зачастую рассматривалось лишь как ограничение прав домохозяина как собственника, а не как общая собственность всех членов двора2.

В период Столыпинской аграрной реформы был взят курс на «создание крепкого единоличного собственника - надежного оплота государственности»3. Определенное влияние на этот процесс оказал С. Ю. Витте, который много сделал для устранения «недостатков правового устройства крестьян», т. е. для распространения на крестьянство общих норм гражданского (а не обычного) права о личной собственности домохозяина. По мнению С. Ю. Витте, материалы Редакционной Комиссии «не содержат ни одной решительно строчки, которая указывала бы, что составители Положений 19 февраля 1861 г. разумели иное право на подворные участки, как общегражданское»4 .

Крестьяне могли требовать сведения всех находящихся в их пользовании чересполосных полевых участков к одному месту (отруб), усадьба при этом оставалась в деревне. Если же при выходе из общины крестьянин полностью переселялся на обособленный участок, то такое землепользование называлось хутором.

Успеху реформы способствовал продуманный механизм ее финансового обеспечения с помощью ипотечного кредитования создававшихся в процессе реформы крестьянских хозяйств. Для этих целей создавалось специальное государственное кредитное учреждение - Крестьянский поземельный банк. Надельные крестьянские земли могли быть заложены только в этом банке.

Первая мировая война, а затем революция не позволили завершить Столыпинскую реформу, но «и то, что было сделано, не позволяет говорить о провале»5.

Важно обратить внимание на тот факт, что под единым термином «крестьянское хозяйство» в 20-е гг. прошлого столетия существовало несколько разновидностей хозяйств. В зависимости от степени товарности и использования либо неиспользования наемного труда и некоторых других признаков А. В. Чаянов выделял шесть основных социальных типов крестьянских хозяйств, которые он в то же время объединял в две основные группы: капиталистические товарные хозяйства и семейные крестьянские хозяйства6.

Для правового статуса крестьянского хозяйства как до революции, так и в советское время характерна противоречивость, особенно в плане регулирования имущественных отношений. Прежде всего вновь, уже на новом этапе развития, возник вопрос, кто является субъектом права собственности на имущество двора (кроме земли, которая относилась к государственной собственности и предоставлялась лишь в пользование) - колхозный двор как юридическое лицо, двор как особый субъект права либо члены колхозного двора.

В литературе справедливо отмечалось, что наметившийся в середине 1950-х гг. курс на разумные, демократические преобразования в сельском хозяйстве был скомкан, а провозглашенный в 1955 г. «новый порядок планирования» для колхозов так и не был осуществлен. Индивидуальная инициатива считалась подозрительной,

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

личные подсобные хозяйства после провозглашения Н. С. Хрущевым курса на построение коммунизма резко ограничивались. Перегибы в сельском хозяйстве особенно рельефно проявлялись в попытках ликвидации личных подсобных хозяйств колхозников и сельской интеллигенции. В результате волюнтаристских решений проблемы взаимодействия общественного и личного подсобного хозяйства в колхозах сельскому хозяйству был нанесен значительный ущерб. «Сокращение числа подсобных хозяйств принесло не только большой экономический ущерб стране, лишив ее примерно 30-40% сельскохозяйственной продукции, но и трудно поправимый моральный урон, ибо усложнило воспитание подрастающего поколения в привязанности к сельскохозяйственному производству»7.

В середине 1960-х - начале 1970-х гг. была проведена очередная кодификация земельного и гражданского законодательства. При этом многие ранее действовавшие нормы (об общей совместной собственности членов колхозного двора, об особом порядке наследования, о нормировании земельных участков и др.) были воспроизведены и в новых актах: Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. Земельном кодексе РСФСР 1970 г. и др.

Новый этап формирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства связан с принятием Конституции СССР 1977 г., которая не воспроизвела нормы прежней Конституции о личной собственности колхозного двора. Теперь Основной закон закреплял широкие правовые гарантии для ведения крестьянского хозяйства не только колхозниками, но и рабочими и служащими.

С середины 1970-х гг. начинает складываться благоприятный климат вокруг крестьянских (фермерских) хозяйств. Принимается ряд постановлений, направленных на стимулирование их развития.

Возникший в начале 1980-х гг. интерес к проблеме индивидуальной трудовой деятельности вообще и в сельском хозяйстве в

частности свидетельствовал о том, что существующая система хозяйствования нуждается в значительных изменениях, требует возрождения частной инициативы и личной заинтересованности граждан в результатах своего труда. Примерно в этот же период еще в недрах колхозно-совхозной системы стали возникать и предпосылки современного фермерского хозяйства. В коллективах интенсивного труда, внутрихозяйственных кооперативах, в рамках арендного подряда делались робкие попытки повысить материальную и иную заинтересованность граждан в результатах своего труда и возродить у них, как тогда говорилось, чувство хозяина. Однако все эти новые формы организации производства хотя и давали некоторое повышение производительности труда, но в целом были обречены на провал, поскольку люди, работающие в этих коллективах, не были полностью самостоятельны. Они во многом зависели от других членов данного трудового коллектива, от правления колхоза или администрации совхоза, т. е. от тех общественных хозяйств, в рамках которых развивалась та или иная форма. Уравнительные принципы распределения также сдерживали получение гражданами, стремившимися работать лучше и производительнее, достойного вознаграждения за свой труд.

В литературе появились предложения о необходимости возрождения института фермерства (тогда еще «социалистического фермерства»8).

Крестьянское (фермерское) хозяйство было в начале 1990-х гг. относительно новой, возрождающейся формой организации сельскохозяйственного производства, поэтому в целях правового обеспечения процесса организации и деятельности таких хозяйств 22 ноября 1990 г. был принят специальный Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских)

Особенности распоряжения земельными участками крестьянских (фермерских) хозяйств

хозяйств регулируются кроме ГК РФ, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»9 .

Согласно этим нормативным актам, фермерское хозяйство - это семейное сельскохозяйственное объединение граждан, связанных родством и(или) свойством,

имеющих в общей собственности имущество (в том числе земельный участок) и ведущих совместную хозяйственную деятельность, причем основанную на их личном участии в такой деятельности. Это отличает фермерское хозяйство от иных объединений, которые создаются в различных формах товариществ или акционерных обществ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Земельный вопрос / Под ред. Е. С. Строева. М., 1999. С. 36-37.

2 См., напр.: Пахман С. В. Обычное гражданское право в России. Т. 1. СПб., 1877. С. 33.

3 Зырянов П. Н. Петр Столыпин. Исторический портрет. М., 1992. С. 129-130.

4 Витте С. Ю. Записки по крестьянскому делу. С. 38.

5 Земельный вопрос. С. 75.

6 Чаянов А. В. Избранные труды. М., 1993. С. 275.

7 Степанян Ц. А. Диалектика становления коммунистической формации. М., 1985. С. 160.

8 Райдла Ю. Э. Некоторые проблемы правового обеспечения дальнейшего развития сельскохозяйственного производства. Таллин, 1987. С. 25.

9 СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.