Научная статья на тему 'Становление и развитие института несостоятельности в России'

Становление и развитие института несостоятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие института несостоятельности в России»

крепить на весь период производства целевого количества продукции. • Производство и непрерывный контроль затрат в процессе производства. Технический уровень и организация производства должны позволять непрерывно контролировать текущий уровень затрат на производство нового продукта, иначе все усилия системы Target Costing будут совершенно напрасными. Контроль и постоянная борьба за снижение затрат в процессе производства настолько важны, что в японском операционном управленческом учете существует специальная, глубоко разработанная система для решения этих задач - Kaizen Costing.

Особенностью Kaizen является то, что в совершенствование производственных процессов вовлечены не только инженерные подразделения, но и все сотрудники предприятия без исключений.

Наличие в производственных подразделениях системы Kaizen позволяет японским управленцам спокойно относиться к незначительному (3-5%) превышению дрифтинг-затрат над допустимыми при установлении целевых затрат. Целевые затраты в этом случае устанавливаются на уровне допустимых: менеджеры уверены, что в процессе производства система Kaizen «дотянет» затраты до необходимого уровня. Тем самым экономятся огромные средства на сокращении цикла разработки изделия и объемов проектных работ [3].

Основу системы Kaizen составляют организационные мероприятия, вовлекающие менеджеров всех уровней, инженеров, техников и рабочих в процесс непрерывного поиска улучшений и повышения эффективности прямо на своих рабочих местах.

Kaizen Costing может функционировать только на тех предприятиях, на которых система учета затрат позволяет оперативно получать текущие результаты.

К сожалению, для большинства отечественных предприятий это будет существенным ограничивающим фактором в применении данной методики. Начинать в любом случае придется с создания эффективной системы учета затрат.

На каждом предприятии алгоритм Target Costing имеет особенности, на которые в основном влияют следующие факторы:

• интенсивность конкуренции в целевом сегменте рынка;

• природа покупателей в этом сегменте;

• стратегия компании в области развития своих товаров;

• характеристики продукта;

• стратегия компании в области взаимоотношений с поставщиками.

Ключом к успешному внедрению Target Costing и его последующему активному использованию является постоянный мониторинг результатов. Результаты мониторинга обычно оформляются в виде специи-альных управленческих отчетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерижев М.К Развитие методов управления затратами, учета и калькулирования себестоимости // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №6.

2. Кочетков В. Управление затратами - японский опытуспеха// Город печатников. 2005. № 40-41.

3. Редченко К. Маленькими шагами к большому успеху : кайзен-костинг // Интернет-издание «GAAP», www. gaap. ru/ biblio/mngac c/foreign

4. Редченко К Японский след в стратегическом управлении затратами: таргет-костинг//Интернет-из-дание «GAAP», www.gaap.ru/biblio/mngacc/foreign

5. Троян И. Алгоритмы Target Costing// Финансовый директор. 2005. №11.

Е.В. ДЕМЯХИНА, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ТИУиЭ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям значительно возросла роль института банкротства, т.к. без применения конкурсного права невозможно справедливое распределение средств должника.

Под конкурсным правом подразумевают систему норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), т.е. отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.

В развитии российского конкурсного права можно выделить три этапа. Первый - дореволюционное конкурсное право; второй - конкурсное право советского периода (существовавшее только в период нэпа); третий - современное конкурсное право (с 1992 г.)

Дореволюционное конкурсное право. Конкурсный процесс существовал и развивался в России с древ -нейших времен. Первые свидетельства об этом можно обнаружить в своде законов «Русская правда», составленном во времена княжения киевского князя Ярослава Мудрого (около 978 - 1054 гг.), одном из

древнейших памятников российского правоведения, дошедших до наших времен, где содержатся ясные и подробные постановления, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса. Законодательно устанавливалась очередность в удовлетворении требований кредиторов. Так, первоочередному удовлетворению подлежали требования князя, затем - иностранных купцов и лишь потом - требования соотечественников. Способом получения денег служила продажа должника на «торгу». Различались также злонамеренная (виновная) несостоятельность, под чем понималась растрата купцом вверенных ему средств, либо утрата товаров из-за пьянства и легкомысленного поведения, а также несчастная (невиновная) несостоятельность, наступившая в случае пожара, стихийного бедствия, т.е. возникшая не по вине должника [3].

Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном Уложении 1649 г. Оно практически повторяет то, что было заложено в «Русской правде». Изменения были небольшие: при распределении имущества должника устанавливались преимущества иностранцев перед русскими кредиторами и государственной казны перед подданными.

Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.

В России того времени при отсутствии конкурсных уставов сложились основные элементы института банкротства. Споры решали особые суды (коммерц-колле-гии, городовые магистраты, главный магистрат, сенат); действовали кураторы, в обязанности которых входили создание конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных средств между кредиторами; проводились общие собрания кредиторов; претензии кредиторов, оставшихся неудовлетворенными, погашались по окончании конкурса.

К 1740 г. было составлен) несколько проектов Устава о банкротах, один из которых - Проект президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г., во многом просто копировал западноевропейское законодательство.

Основные положения этого Устава сводились к следующему:

• обратная сила действия;

• применение только к субъектам, ведущим торговую деятельность (неторговой несостоятельности не существовало);

• использование критерия неоплатности;

• принятие двух видов несостоятельности - несчастной и злостной (неосторожное банкротство отождествлялось со злостным);

• в качестве последствия могла применяться смертная казнь.

В Уставе 1740 г. определялась очередность удовлетворения требований кредиторов, в соответствии с которой существовало пять классов:

1) долги казне, церкви, школе;

2) расходы, связанные с конкурсом, и плата служителям должника на текущий год;

3) долги по векселям, сохранившим силу вексельного права;

4) долги сиротам и кредиторам, права которых обеспечены залогом, не находящимся в их владении;

5) остальные требования, включая долги по векселям, потерявшим силу вексельного права, комиссионным сделкам, когда самих вещей, отданных в комиссию, не сохранилось, и др. [2, 5].

В 1800 г. с учетом национальных особенностей и состояния российской экономики принимается новый закон - Устав о банкротах. Но и он не отвечал необходимым требованиям и институциональной среде того времени. Его пришлось отменять и дорабатывать. Только в 1832 г. в России появляется приемлемый и адекватный действительности закон - Устав о торговой несостоятельности, который с небольшими поправками применялся до Октябрьской революции [2].

Конкурсное право советского периода. После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период нэпа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата. 28 ноября 1927 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». Согласно этому Декрету дела рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок - один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего, государственные учреждения взяли на себя исполнение этих функций. Законодательство периода нэпа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат. По мере свертывания нэпа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности и развитием плановых начал в экономике.

В советский период процедура банкротства как способ прекращения предпринимательской деятельности практически не применялась. В начале 1960-х гг. нормы о банкротстве были исключены из законодательства.

Современное конкурсное право (с 1992г.). Экономические отношения начального этапа перехода нашей страны к рынку характеризовались сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации. Россия вставала на путь рыночных реформ, не имея никакой законодательной базы по вопросам несостоятельности (банкротства) и полностью утеряв соответствующие традиции. Первая попытка возродить конкурсное право была предпринята 14 июня 1992 г., когда вышел Указ Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к

ним специальных процедур». Однако этот Указ почти не применялся на практике, т.к. имел серьезные юридические неточности [1, 6]

19 ноября 1992 г. был принят первый Закон РФ №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Но существовавшие на практике проблемы не были решены ни этим Законом, ни последующим - от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, хотя общий положительный эффект от их принятия был ощутимым.

«Пробельностъ» этих законов послужила причиной принятия многочисленных подзаконных актов. К моменту принятия Закона 1998 г. в области несостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.

Закон воспринял традиционное деление несостоятельности на торговую и неторговую. Под несостоятельностью предприятия Закон понимал неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Основания для возбуждения производства по делу о несостоятельности заключались в приостановлении текущих платежей го оплате товаров (работ, услуг); просрочке задолженности более чем на три месяца; превышении суммы задолженности 500 минимальных размеров оплаты труда Закон содержал в себе много неточностей, в том числе, не вполне оправданным было употребление термина «обеспечение» как синонима термина «уплата».

В соответствии с Законом выплаты из конкурсной массы (имущества должника, имеющегося на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе конкурсного производства) делились на внеочередные (расходы, связанные с производством конкурса, с продолжением функционирования предприятия), привилегированные (расходы по удовлетворению требований привилегированных кредиторов) и очередные.

Для признания должника банкротом было необходимо доказать его неоплатность, т. е. недостаточность всего имущества для удовлетворения требований кредиторов. Принцип неоплатности иначе называют принципом структуры баланса, принцип неплатежеспособности -критерием потока денежных средств.

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в редакции 1992 г. критерием несостоятельности устанавливает неоплатность, т. е. организация признавалась несостоятельной лишь в том случае, если общая стоимость задолженности превышала стоимость имущества. Практика применения закона показала, что путем изменения объемов дебиторской и кредиторской задолженности, переоценкой активов, можно было длительное время по отчетности показывать свою оплатнос тъ.

Установив критерием несостоятельности неоплатность, Закон не разработал систему критериев признания структуры баланса неудовлетворительной Лишь спустя полтора года в постановлении Правительства РФ от 20 мая 1995 г. № 498 были определены коэффициен-

ты, на основе анализа которых можно было сделать вывод, платежеспособен ли должник, не исполняющий требований кредиторов. Закон о несостоятельности 1998 г. изменил критерий несостоятельности -им стала платежеспособность.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в основном был направлен на решение задач защиты интересов кредиторов. Процедура банкротства была настолько упрощена, что каждому предприятию, имевшему просроченную на три месяца задолженность в мизерном размере - 50 тыс. руб., угрожала ликвидация. В результате Закон №6-ФЗ из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многие платежеспособные предприятия. Нередко кредиторы проявляли заинтересованность не в погашении задолженности должниками, осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении имущественными комплексами, распоряжении денежными потоками.

Вступление в силу нового (третьего по счету) Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - важное событие в экономической жизни страны. Реализация его положений позволит решать более широкий и значимый круг задач [4]:

- по оздоровлению экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

- защите интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;

- восстановлению финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам. Законом 2002 г. предусмотрена ответственность

за необоснованное признание требований кредиторов, изменен и порядок судебного разбирательства по делу. Функции надзора за деятельностью арбитражных управляющих, как и право предлагать кандидатов на эту должность, переданы саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, вве-лось обязательное страхование ответственности арбитражных управляющих. Однако и Закон 2002 г. не лишен недостатков и утверждать, что теперь не будет заказных банкротств вполне благополучных предприятий в интересах отдельных лиц, нельзя. Но то, что наиболее существенные просчеты прежнего законодательства устранены, - непреложный факт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банк В.Р., Банк C.B., Солоненко A.A. Бухгалтерский учет и аудит в условиях банкротства. M.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

2. Гаврилова В.Е. Банкротство в России. Вопросы истории, теории и практики. М.: Теис, 2003.

3. Карелин A.B. Исторические особенности развития института банкротства //Внешнеэкономический бюллетень. 2003. №3.

4. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон №127-ФЗ от 26 октября 2002г. //Российская газета. 2002. № 209-210. 2 ноября.

5. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Статут, 1999.

6. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Книжный мир, 2006.

Ф.П. ПРОЙДАКОВ, аспирант кафедры экономики и финансов ТИУиЭ

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Конкуренция - отличительная характеристика рынка, представляющая собой состязательный процесс, участниками которого могут быть предприятия, организации, что в совокупности создает конкурентную среду.

Рынок является организованной структурой, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены товаров и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения и формируют определенную конкурентную среду.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. сопсиггеге - сталкиваться, состязаться). Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

«Конкуренция (позднелат. сопсигепйа, от сопсиггеге - сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция - существующая черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика,

наука, спорт и др.)» [1]. Такое толкование термина «конкуренция», подходящее для всех видов деятельности человека, предлагает Большой Энциклопедический Словарь. Более специализированное определение, подходящее для дальнейшего рассмотрения, содержится в Большом экономическом словаре -«состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья» [2].

Одним из первых ученых, сформулировавшим понятие конкуренции, стал А. Смит, который рас -сматривал её как соперничество, повышающее цены (при сокращении предложения) и уменьшающее цены (при избытке предложения) [4]. В трактовке конкуренции, данной Смитом, подразумевается наличие и других элементов, характеризующих состязательность участников торговых отношений. В итоге А.Смит определяет пять условий конкуренции:

- конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

- число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

- экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;

- должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием;

- нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

Комментируя обозначенные условия, необходимо указать на следующие аспекты, которые дополняют характеристики конкуренции.

Во-первых, экономические единицы должны иметь приемлемые знания об условиях использования их ресурсов в различных отраслях промышленности. Это возможно лишь в тех занятиях, которые хорошо известны и давно установились на данной экономической территории (в регионе). Однако необходимая информация обычно носит массовый и доступный характер и лишь изредка может составлять коммерческую тайну. Это может как осложнять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.