А.В. Филиппова*
Становление и развитие
административно-правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций в России
Аннотация. Автор статьи исследует тенденцию развития административно-правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций на территории российского государства с конца XIX в. до настоящего времени. Автором выявлены формы и методы административного управления, применяемые в отношении деятельности иностранных коммерческих организаций и составляющие основу их административно-правового режима. На основании проведенного анализа обширного ряда нормативных правовых актов, как действующих, так и утративших силу, с применение исторического и логического методов, автором представлена оригинальная периодизация становления и развития административно-правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций в российском государстве. В рамках представленной периодизации автор выделяет шесть этапов, объединенных в три периода — имперский, советский и современный. Автором выявлена взаимосвязь между тенденцией изменения административных форм и методов управления деятельностью иностранных коммерческих организаций и реализуемой государственной политикой привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Ключевые слова: административное право, государственное управление, иностранные коммерческие организации, иностранные юридические лица, иностранные инвестиции, административные формы, административные методы, развитие правового регулирования, иностранные фирмы, ограничительные меры.
Исторический аспект правового регулирования осуществления иностранными коммерческими организациями деятельности на территории России был рассмотрен лишь немногими современными авторами, и такие исследования посвящены развитию правового регулирования, или иностранных инвестиций, или предпринимательской деятельности иностранных субъектов в целом. При этом следует различать деятельность иностранных инвесторов, которыми на этапах зарождения инвестиционного права выступали в основном отдельные иностранные граждане в силу сепаратных соглашений с иностранными государствами1, предпринимательскую деятельность иностранных субъектов и коммерческую деятельность иностранных организаций на территории российского государства, неизменно сопряженную с использованием находящегося на территории России имущества, участием в капитале совместных предприятий или формированием обособленных подразделений.
С.А Смирнов указывает на то, что с начала 60-х гг. ХК в. в России вообще отсутствовали какие-либо нормативные правовые акты, регулирую-
щие деятельность иностранных компаний, и расценивает это как запрет на ведение предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории Российской империи2.
До 1861 г. характерным является то, что к числу иностранных субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в России, преимущественно относились отдельные иностранные предприниматели — иностранные ремесленники или иностранные купцы3, иностранные подданные или иностранцы4, а не корпоративные образования.
В 1861 г. был принят первый нормативный правовой акт, положивший начало правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций, именуемых иностранными акционерными обществами5. По существу, это
1 См., напр.: Курысь Н.В. Правовое регулирование иностранного инвестирования в промышленность России: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.
2 См.: Смирнов С.А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX — начале ХХ веков: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 89.
3 См.: Торговый устав 1653 года // Полное собрание Законов Российской империи. Т. I. № 1.
4 См.: Устав торговый // Свод Законов Российской империи. 1857. Т. IX.
5 См.: Поткина И.В. Законодательно регулирование предпринимательской деятельности иностранцев в России. 1861-1916 гг. // Иностранное предпринимательство и
© Филиппова А.В., 2015
* Филиппова Анна Владимировна — старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). [[email protected]]
119150, Россия, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7.
было двустороннее соглашение между Россией и Францией, которое уравнивало в гражданских правах иностранные общества и общества, созданные на территории соответствующего государства. В 1863 г. был опубликован Указ «О предоставлении Французским Акционерным (анонимным) обществам и другим, учрежденным во Франции, товариществам права пользоваться в России всеми правами, сообразуясь с Русскими законами»6. На основании этих нормативных правовых актов иностранные акционерные общества впервые официально были признаны субъектами как гражданских, так и административных правоотношений, возникающих на территории России.
В дореформенные десятилетия ХК в. правовое регулирование предпринимательской деятельности иностранных лиц характеризовалось общей ограничительной политикой в отношении иностранных подданных со стороны царского правительства, осуществляемой главным образом по политическим мотивам с целью предотвращения угрозы распространения революционных настроений из Европы7. Однако с начала 60-х гг. ХК в. правовое положение иностранных субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, отличалось от российских лишь некоторыми ограничениями в сфере землевладения и реализации отдельных видов промыслов.
Е.Е. Кабалкина отмечает, ссылаясь на Закон 1863 г., что порядок учреждения акционерных обществ носил разрешительный характер и затрагивал не только российские, но и иностранные организации8.
Разрешения на учреждение в Российской империи иностранной организации выдавало правительство на основании рассмотрения обязательных к представлению документов о деятельности такой организации. В выданном разрешении правительство утверждало условия деятельности иностранной организации на территории России. Такое описание разрешительного порядка дает Г.Ф. Шершеневич, при этом указывая документы, представляемые иностранной организацией, — устав, утвержденные общими собраниями отчеты об операциях и балансы
заграничные инвестиции в России. М.: РОССПЭН, 1997. С. 19-33; Смирнов С.А. Становление правового регулирования деятельности иностранных акционерных обществ во второй половине XIX в. // Вестник ВолГУ 2005. Сер. 5. Вып. 7. С. 32-42.
6 См.: Грацианский И.И. Собрание ныне действующих торговых трактатов России с иностранными государствами. СПб.: Хромолит. и Тип. В. Грацианского, 1877. С. 282-283.
7 См.: Смирнов С.А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX — начале XX веков: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 15.
8 См.: Кабалкина Е.Е. Развитие российского законода-
тельства об иностранных инвестициях (основные истори-
ческие этапы) // Юрист. 2005. № 5. С. 21-23.
оборотов за последние 5 лет. Давая разрешение, министерство ставит условия деятельности, считаясь с интересами русских граждан9.
В период с начала 1870-х и до конца 1880-х гг. происходило формирование комплекса правовых норм, регламентирующих порядок деятельности иностранных акционерных обществ в России. Эти условия, помимо обязательного получения разрешения русского правительства на ведение деятельности, а также на внесение изменений и дополнений в учредительные документы, устанавливали обязанность иностранного общества вносить залог в Государственный банк в качестве гарантии обеспечения исполнения обязательств общества перед русскими кредиторами; вводился особый разрешительный порядок приобретения недвижимого имущества при условии определения местным губернским начальством необходимости его приобретения и целевого использования. Устанавливалась обязанность создания специального ответственного агентства для управления делами иностранного общества в России, в том числе публикации ежегодных отчетов и балансов по всем операциям общества, а также информации о рассматриваемых общим собранием акционеров вопросах. При этом русское правительство оставляло за собой право в любой момент отозвать выданное ранее разрешение на осуществление деятельности без объявления причин, а также право вводить дополнительные условия, ограничивающие, например, территориальные пределы осуществления деятельности иностранными акционерными обществами в России.
На данном этапе характерным является усиление административных ограничений деятельности иностранных акционерных компаний со стороны правительства, отсутствие единого правового акта, устанавливающего порядок и условия деятельности иностранных компаний в России, условий приостановления и прекращения их деятельности. При относительно небольшом числе иностранных акционерных компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в России, ее правовое регулирование осуществлялось в основном посредством издания индивидуальных актов.
В 1890-х гг. возникла новая тенденция, для которой была характерна постепенная отмена ранее устанавливаемых ограничений в отношении горнопромышленных, а впоследствии и иных иностранных предприятий. Эта тенденция обусловлена сформировавшимся недоверием иностранных компаний к российскому правовому регулированию предпринимательской деятельности, что создало угрозу резкого сокращения доли иностранного капитала в российской экономике.
9 См.: Шершеневич Г.Ф. Торговое право. Т. I: Введение. Торговые деятели. 4-е. изд. СПб.: Изд-во Бр. Башмаковы, 1908. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc1785p/instrum1786/
По мнению С.А. Смирнова, к концу ХК в. правовое положение иностранных подданных в сфере предпринимательской деятельности в России характеризуется почти полной свободой. В отношении иностранных акционерных обществ складывается такое положение, при котором для их деятельности в Российской империи существовали более льготные условия, чем для русских акционерных компаний10.
Тенденция дальнейшего развития правового регулирования предпринимательской деятельности иностранных акционерных обществ характеризуется ослаблением административных барьеров, а также реализацией исключительных льгот в порядке издания индивидуальных актов в отношении конкретной иностранной компании в связи с особым значением их участия в конкретной отрасли российской экономики. Вместе с тем для периода конца ХК — начала ХХ вв. отличительной чертой является четко выраженная позиция правительства по обеспечению обороноспособности и национальных природных ресурсов российского государства, путем запретов на допуск иностранных компаний к территориям Дальнего Востока и осуществление ими деятельности по разведыванию и добыче природных ископаемых.
На протяжении всего советского периода регулирование деятельности иностранных организаций осуществлялось в особом порядке на основании специальных актов правительства или в силу международных договоров, предполагающих достаточно узкую сферу деятельности таких организаций и непрерывный государственный контроль.
Осуществление прямой предпринимательской деятельности иностранными коммерческими организациями было практически исключено на территории советского государства, при этом, как отмечает Е.Е. Кабалкина, на первых этапах существования РСФСР допускалось создание совместных с иностранными юридическими лицами организаций по особому разрешению правительства с целью привлечения иностранного капитала для производства экспортируемой продукции11.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. не содержал правовых норм, регулирующих деятельность иностранных коммерческих организаций. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР», принятое на IV сессии 31.10.1922 г., установило, что иностранные организации могут приобретать права юридического лица лишь с особого разрешения правительства.
Новая экономическая политика оказала влияние и на правовой статус иностранных коммерческих организаций. Процесс привлечения
иностранного капитала через концессии в сфере промышленности отмечается исследователями в качестве характерной черты НЭПа12.
Одним из первых нормативно-правовых актов послереволюционного периода в сфере регулирования коммерческой деятельности иностранных организаций был Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 12.04.1923 г. «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах РСФСР», который утверждал обязанность иностранных фирм получать специальные разрешения на совершение торговых операций в пределах РСФСР и открытие подразделений в порядке, предусмотренном положением о Главном концессионном комитете по заключению Народного комиссариата внешней торговли.
Тем не менее, по сравнению с действующими в предреволюционный период на территории Российской империи порядка 300 иностранных коммерческих организаций13, количество концессий на 01.10.1927 г. составило 73 и, постепенно снижаясь, к 01.10.1929 г. достигло 5614.
Таким образом, период НЭПа в сфере правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций ознаменовался принятием первых правовых актов, определяющих порядок допуска таких организаций к деятельности на территории советского государства. При этом на законодательном уровне не устанавливалось конкретных требований к иностранным организациям, определяющих возможность их деятельности в РСФСР. Вопрос выдачи разрешения на осуществление деятельности находился в компетенции правительства. Такой разрешительный порядок отличался от аналогичного, реализуемого в период Российской империи, тем, что способствовал сокращению числа иностранных субъектов на территории государства и не имел в своей основе каких-либо правовых принципов, обеспечивающих равные условия для публичного признания иностранных организаций в качестве участников советских правоотношений.
В принятом в марте 1931 г. Постановлении СНК СССР «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций на территории Союза ССР»15 получил более полную регламентацию разрешительный порядок, введенный ранее Декре-
10 См.: Смирнов С.А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства... С. 111.
11 См.: Кабалкина Е.Е. Указ. соч.
12 См.: Бернштейн И., Ландау Б., Машкевич В. Правовые условия концессионной деятельности в СССР. М.: Госюр-издат, 1930; Голотик С.И., Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. 2000. № 2. URL: http://www.nivestnik.ru/2000_2/9.shtml; Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М.: Междунар. отношения, 1990.
13 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч.
14 См.: Год работы правительства. Материалы к отчету за 1928/29 г., первый год пятилетки. М., 1930.
15 Постановление СНК СССР от 11.03.1931 г. «О порядке
допущения иностранных фирм к производству торговых
операций на территории Союза ССР» // Собрание законов
СССР. 1931. № 24. Ст. 197.
том ВЦИК 1923 г. Предусматривалось, что перечень необходимых для получения разрешения сведений устанавливается инструкцией Народного комиссариата внешней торговли, закреплялись требования к содержанию самого разрешения, устанавливалась ответственность иностранной организации и ее подразделений по обязательствам, возникшим на территории СССР, основания прекращения торговых операций. Впервые иностранным организациям было предоставлено освобождение от получения разрешения на осуществление деятельности в случае ведения исключительно переговоров и заключения отдельных сделок со всесоюзными объединениями и автономными конторами по внешней торговле при отсутствии характера постоянной торговой деятельности, то есть в отношении деятельности подразделений со статусом, аналогичным современному понятию «представительство». Несмотря на то, что Постановление СНК СССР 1931 г. в качестве оснований прекращения деятельности иностранных организаций предусматривало признание такой деятельности не соответствующей интересам СССР, что фактически не изменило возможность произвольных действий со стороны исполнительных органов власти, закрепление остальных существенных положений ознаменовало новый этап в истории правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций на территории российского государства.
В результате анализа нормативных правовых актов постреволюционного и советского времени нельзя не согласиться с мнением Е.Е. Кабалкиной о том, что с конца 1920-х гг. и вплоть до 1987 г. в СССР преобладало отрицательное отношение к иностранному капиталу и, следовательно, к коммерческой деятельности иностранных организаций, хотя сам СССР выступал в качестве иностранного инвестора за рубежом16.
Как отмечает А.В. Мицкевич, в некоторых случаях в силу международных соглашений и коллизионных норм международного частного права субъектами гражданских правоотношений, складывающихся на основе действия советского права, могут оказаться иностранные фирмы17.
В теории административного права советского периода иностранные юридические лица не упоминались в числе субъектов административных правоотношений. Так, Ц.А. Ямпольская в диссертации, специально посвященной вопросу о субъектах советского административного права, указывает, что «в административном праве ясно обозначаются три основные группы субъектов: органы государства и их агенты, общественные организации и их органы и советские граждане»18.
Г.И. Петров в качестве субъектов советского административного права выделял физических лиц и законные организации, в число которых входили государственные организации, представляющие собой органы государственной власти, государственные учреждения и предприятия и общественные организации19.
Нормы Постановления СНК СССР «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций на территории Союза ССР» 1931 г. просуществовали до принятия 23.05.1977 г. Постановления Совета Министров СССР «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций»20. С этого момента впервые в качестве особых субъектов правоотношений на территории СССР признавались представительства иностранных организаций; значительно расширился круг органов государственной власти, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на ведение деятельности представительств иностранных организаций, причем в основу построения такой системы был положен отраслевой принцип. Представительства могли осуществлять деятельность в целях реализации межправительственных соглашений о сотрудничестве в различных сферах, расширения обмена информацией, обеспечения выполнения коммерческих и иных сделок. Постановление детализировало требования к содержанию заявлений о предоставлении разрешений, обязанности главы представительства в отношении органов исполнительной власти. Изменения затронули основания прекращения деятельности иностранных представительств, которые можно подразделить на две группы: истечение срока действия нормативных документов и нарушение представительством условий деятельности. Таким образом, исключалась ранее действующая норма, позволяющая органами государственной власти отменять ранее выданные разрешения без наличия объективных оснований.
В 1986 г. после XXVII съезда КПСС в стране была провозглашена новая инвестиционная политика и было положено начало правовому регулированию иностранных инвестиций21.
Особое значение в истории правового регулирования деятельности иностранных организаций получило Постановление Совета Министров СССР от 02.12.1988 № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных обществен-
16 См.: Кабалкина Е.Е. Указ. соч.
17 См.: Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962. С. 40.
18 Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1958. С. 10.
19 См.: Петров Г.И. Сущность советского административного права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. С. 68.
20 Постановление Совета Министров СССР от 23.05.1977 № 427 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» (утратило силу) // Собрание постановлений СССР. 1977. № 16. Ст. 95.
21 См.: Кабалкина Е.Е. Указ. соч.
ных предприятий, объединений и организаций», в котором впервые были введены диспозитивные нормы об определении доли участия иностранных организаций в капитале совместных предприятий, что фактически исключило государственное регулирование и контроль над объемами инвестиционных вложений иностранных субъектов. Постановление также предоставило право иностранным гражданам занимать высшие должности в системе органов управления совместными предприятиями. В развитие положений постановления 1988 г. Советом Министров СССР в 1989 г. было приято новое постановление22, новеллой которого стало введение в отношении представительств иностранных организаций понятия аккредитации как административно-правового метода регулирования их деятельности23. Формально постановление 1989 г. действует по настоящее время.
С конца 1990 г. иностранные организации получили право создавать на территории СССР юридические лица с исключительно иностранным капиталом24, таким образом, возникла новая организационно-правовая форма деятельности иностранных коммерческих организаций.
Принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР»25 установил обширный перечень организационно-правовых форм инвестиционной деятельности иностранных организаций, среди которых впервые предусматривалась возможность создания филиалов иностранных организаций на территории РСФСР, получил закрепление на законодательном уровне статус предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, наиболее широко определен объект иностранного инвестирования, впервые законодательно определены гарантии прав иностранных инвесторов.
С 1995 г. в силу принятой ч. 1 ГК РФ26 иностранные юридические лица впервые получили признание в качестве субъектов гражданского права, действующих на принципах равенства с иными участниками гражданских правоотношений (ст. 2).
Можно сделать вывод о том, что в конце 1980-х гг. начался новый этап в правовом регулирова-
22 Постановление Совета Министров СССР от 30.11.1989 № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» (с изм. и доп.) // Собрание постановлений СССР. 1989. № 1. Ст. 8.
23 См. подробнее: Филиппова А.В. Система органов государственной власти, осуществляющих аккредитацию подразделений иностранных коммерческих организаций в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 3. С. 49-54.
24 Указ Президента СССР от 26.10.1990 № УП-942 «Об иностранных инвестициях СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 27. Ст. 132.
25 Закон РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.
26 Гражданский кодекс РФ(ч. 1) от 30.11.1994 № 51-Ф3 (в ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
нии деятельности иностранных коммерческих организаций, для которого характерно расширение возможностей иностранных организаций для осуществления коммерческой деятельности на территории российского государства, развитие программы иностранного инвестирования, признание иностранных коммерческих организаций в качестве равных участников правоотношений, наряду с российскими лицами.
В результате проведенного исследования можно выделить следующую периодизацию становления и развития правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций в России:
1) имперский период:
- первый этап (1861—1870 гг.) — возникновение института правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций, появление первых правовых актов в форме соглашений с отдельными иностранными государствами при отсутствии соответствующих национальных правовых норм, признание права иностранных организаций осуществлять деятельность на территории Российской империи без каких-либо специальных ограничений;
- второй этап (1870—1890 гг.) — возрастание роли административно-правовых методов регулирования, установление разрешительного порядка и формирование комплекса условий деятельности иностранных коммерческих организаций, постепенное усиление государственного контроля деятельности иностранных организаций на отдельных территориях и в отраслях, имеющих стратегическое значение, вплоть до применения метода запретов;
- третий этап (1890—1917 гг.) — ослабление административных барьеров, введение льготного порядка деятельности иностранных коммерческих организаций, аналогичного режиму наибольшего благоприятствования;
2) советский период:
- первый этап (1922—1930 гг.) — иностранные организации официально не признавались субъектами правоотношений на территории СССР, отсутствие системности правового регулирования, правовые нормы допускали исключительные случаи совершения торговых операций иностранными организациями на основании специальных разрешений;
- второй этап (1931—1988 гг.) — развитие правовой регламентации разрешительного порядка деятельности иностранных организаций, определение условий деятельности представительств как особых подразделений иностранных организаций и оснований их деятельности без получения разрешений;
3) современный период (1989 г. — по настоящее время) — правовое признание иностранных организаций в качестве субъектов правоотношений, расширение организаци-
онно-правовых форм и видов деятельности, введение института аккредитации подразделений иностранных организаций на территории России, развитие законодательства, направленного на привлечение иностранных инвестиций.
Коммерческая деятельность иностранных субъектов на протяжении всей истории российского государства являлась особым предметом правового регулирования. Развитие правовых норм, устанавливающих правовой статус иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, происходило неравномерно и, с точки зрения государственного управления, со-
Библиография:
провожалось попеременным усилением или ослаблением ограничительных мер, применяемых к иностранным субъектам на территории России. Правовое положение иностранных коммерческих организаций выступало особым инструментом в достижении баланса между обеспечением государственной безопасности, защитой ее целостности, предотвращением негативного влияния иностранных государств на осуществляемую российским государством политику и реализацией экономических интересов России, развитием отдельных отраслей российской экономики, привлечением иностранного капитала, внедрением передовых технологий в производственные процессы.
1. Бернштейн И., Ландау Б., Машкевич В. Правовые условия концессионной деятельности в СССР. М.: Госю-риздат, 1930. 173 с.
2. Голотик С.И., Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество || Новый исторический вестник. 2000. № 2. URL: http:||www.nivestnik.ru|2000_2|9.shtml
3. Грацианский И.И. Собрание ныне действующих торговых трактатов России с иностранными государствами. СПб.: Хромолит. и Тип. В. Грацианского, 1877. 283 с.
4. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М.: Междунар. отношения, 1990. 168 с.
5. Кабалкина Е.Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях (основные исторические этапы) || Юрист. 2005. № 5. С. 21-23.
6. Курысь Н.В. Правовое регулирование иностранного инвестирования в промышленность России: историко-правовой аспект: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. 26 с.
7. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962. 212 с.
8. Петров Г.И. Сущность советского административного права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. 548 с.
9. Поткина И.В. Законодательно регулирование предпринимательской деятельности иностранцев в России. 1861— 1916 гг. || Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России. М.: РОССПЭН, 1997. С. 19—33.
10. Смирнов С.А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX — начале ХХ веков: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 164 с.
11. Смирнов С.А. Становление правового регулирования деятельности иностранных акционерных обществ во второй половине XIX века || Вестник ВолГУ. 2005. Сер. 5. Вып. 7. С. 32—42.
12. Филиппова А.В. Система органов государственной власти, осуществляющих аккредитацию подразделений иностранных коммерческих организаций в России || Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 3. С. 49—54.
13. Шершеневич Г.Ф. Торговое право. Т. I: Введение. Торговые деятели. 4-е. изд. СПб.: Изд-во Бр. Башмаковы, 1908. 516 с.
14. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1958. 38 с.
References (transliteration):
1. Bernshtejn I., Landau B., Mashkevich V Pravovye uslovija koncessionnoj dejatel'nosti v SSSR. M.: Gosjurizdat, 1930. 173 s.
2. Golotik S.I., Danilin A.B., Evseeva E.N., Karpenko S.V. Sovetskaja Rossija v 20-e gg.: NJeP, vlast' bol'shevikov i obsh-hestvo || Novyj istoricheskij vestnik. 2000. № 2. URL: http:|/www.nivestnik.ru|2000_2|9.shtml
3. Gracianskij I.I. Sobranie nyne dejstvujushhih torgovyh traktatov Rossii s inostrannymi gosudarstvami. SPb.: Hromolit. i Tip. V. Gracianskogo, 1877. 283 s.
4. Dongarov A.G. Inostrannyj kapital v Rossii i SSSR. M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1990. 168 s.
5. Kabalkina E.E. Razvitie rossijskogo zakonodatel'stva ob inostrannyh investicijah (osnovnye istoricheskie jetapy) || Jurist. 2005. № 5. S. 21—23.
6. Kurys' N.V. Pravovoe regulirovanie inostrannogo investirovanija v promyshlennost' Rossii: istoriko-pravovoj aspekt: avtoref. dis.. kand. jurid. nauk. Stavropol', 2000. 26 s.
7. Mickevich A.V. Sub'ekty sovetskogo prava. M.: Gosjurizdat, 1962. 212 s.
8. Petrov G.I. Sushhnost' sovetskogo administrativnogo prava. L.: Izd-vo LGU, 1959. 548 s.
9. Potkina I.V. Zakonodatel'no regulirovanie predprinimatel'skoj dejatel'nosti inostrancev v Rossii. 1861-1916 gg.|| In-ostrannoe predprinimatel'stvo i zagranichnye investicii v Rossii. M.: ROSSPJeN, 1997. S. 19—33.
10. Smirnov S.A. Pravovoe regulirovanie inostrannogo predprinimatel'stva v Rossii vo vtoroj polovine XIX — nachale XX vekov: dis. ... kand. jurid. nauk. Volgograd, 2002. 164 s.
11. Smirnov S.A. Stanovlenie pravovogo regulirovanija dejatel'nosti inostrannyh akcionernyh obshhestv vo vtoroj polovine XIX veka || Vestnik VolGU. 2005. Ser. 5. Vyp. 7. S. 32—42.
12. Filippova A.V. Sistema organov gosudarstvennoj vlasti, osushhestvljajushhih akkreditaciju podrazdelenij inostrannyh kommercheskih organizacij v Rossii || Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2013. № 3. S. 49—54.
13. Shershenevich G.F. Torgovoe pravo. T I: Vvedenie. Torgovye dejateli. 4-e. izd. SPb.: Izd-vo Br. Bashmakovy, 1908. 516 s.
14. Jampol'skaja C.A. Sub'ekty sovetskogo administrativnogo prava: avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 1958. 38 s.
Материал поступил в редакцию 15 ноября 2014 г.
Formation and development of administrative legal regulation of the activities of foreign commercial organizations in Russia
FILIPPOVA, Anna Vladimirovna — senior lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law of
the Moscow State University of Economics, Statistics and Information Studies.
119150, Russia, Moskva,ul. Nezhinskaya, 7.
Review. The author of the article studies the tendency in the development of administrative legal regulation of the activities of the foreign commercial organizations in the territory of the Russian state since late XIX century till currently. The author discovers forms and methods of administrative management, which are used towards the activities of the foreign commercial organizations, forming the fundamentals for the administrative legal regime. Based upon the analysis of the wide range of normative legal acts (both those in force, and those already abolished) with the use of historical and logical methods, the author provides an original periodization of formation and development of administrative legal regulation of the activities of foreign commercial organizations in the Russian state. Within the provided periodization the author establishes six stages, which are united into three periods: Imperial, Soviet, and modern. The author established the mutual connection between the tendency for the changes in the administrative forms and methods of management for foreign commercial organizations and the state policy, which is being implemented in order to attract foreign investments into the economy of the state. Keywords: administrative law, state administration, foreign commercial organizations, foreign legal entities, foreign investments, administrative forms, administrative methods, development of legal regulation, foreign firms, limiting measures.