Научная статья на тему 'Становление и перспективы развития системы непрерывного педагогического образования в Ярославле'

Становление и перспективы развития системы непрерывного педагогического образования в Ярославле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОПРЯЖЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / СОГЛАСОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН / PEDAGOGICAL INSTITUTION OF HIGHER SCHOOL / PEDAGOGICAL SPECIALIZED SCHOOL / TEACHER TRAINING COLLEGE / PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / THE CONTINUITY / THE CONJUGATED CURRICULUMS / THE COORDINATED PROGRAMS OF DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Новиков Александр Михайлович

Представлен 20-летний опыт создания и функционирования региональной модели непрерывного педагогического образования в Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development Prospects of the System of Continuous Pedagogical Education in Yaroslavl

The 20 years’ experience of creation and functioning of the regional model of continuous pedagogical education in Yaroslavl region is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Становление и перспективы развития системы непрерывного педагогического образования в Ярославле»

CТAHOВЛEHИE и ПЕрСПЕКТиВЫ

развития системы непрерывного педагогического образования в Ярославле

Представлен 20-летний опыт создания и функционирования региональной модели непрерывного педагогического образования в Ярославской области.

Вопросы становления и развития системы непрерывного профессионального образования не раз становились предметом нашего исследования. В статьях, посвященных данной проблематике, мы показывали преимущества тесной кооперации учреждений среднего и высшего профессионального образовании при получении студентами последовательно сначала среднего, а затем высшего профессионального образования [1].

Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году и массовый переход вузов на уровневое образование привносят в обозначенную выше проблему дополнительные возможности и трудности, т.к. системе образования приходится функционировать в особых условиях, вызванных «мировым экономическим кризисом и демографическим "провалом"»[2]. На данном этапе очень важно обеспечить преемственность, сохранить те формы организации научно-образовательного процесса, которые доказали свою эффективность. Одной из таких форм является создание образовательных ассоциаций вокруг крупнейших региональных университетов.

А. " "

М.В. Новиков

Ключевые слова:

педагогический вуз, педагогическое училище, педагогический колледж,

профессиональное образование, непрерывное педагогическое образование, преемственность, сопряженные учебные планы, согласованные программы дисциплин.

Активное взаимодействие Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и учреждений среднего профессионального образования в рамках системы непрерывного обучения началось в 1988 году. Партнерами университета стали Угличское, Рыбинское, Ярославское и Ростовское педагогические училища, чьи выпускники получали преимущественное право поступления в вуз. Длительная совместная работа этих субъектов образования способствовала интеграции учебных планов и программ, общению и совместной научной работе педагогических коллективов, создала почву для дальнейшего расширения сотрудничества, что привело к созданию в 1994 году единого учебно-педагогического комплекса, который включил педагогический университет и четыре педагогических колледжа. В 1998 г. в г. Угличе Ярославской области был создан филиал университета, а в 2002 г. аналогичный филиал открылся в г. Рыбинске. Все это подготовило почву для формирования юридического объединения.

В 2003 г. была создана Ассоциация образовательных учреждений педагогического профиля Ярославской области «Непрерывное педагогическое образование», в число учредителей которой вошли не только колледжи педагогической направленности, но и «Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления». Последующее преобразование Ярославского и Угличского колледжей в индустриально-педагогический и включение в состав Ассоциации в 2006 г. ГОУ СПО «Рыбинский полиграфический колледж» наметило тенденцию на расширение организации за счет непедагогических учебных заведений, что не дало Ассоциации превратиться в замкнутую узкоспециализированную структуру.

Ассоциация переросла масштаб одного субъекта Российской Федерации и способствовала формированию имиджа образовательной системы региона за его пределами. Это позволило преодолеть региональный масштаб и выйти за пределы Ярославской области. В ряды членов Ассоциации вошли: в 2006 г. - Сыктывкарский педагогический колледж № 2 (республика Коми); в 2007 г. - Великоустюгский педагогический колледж (Вологодская обл.), Котласский педагогический колледж (Архангельская обл.), Калязинское и Бежецкое педагогические училища (Тверская обл.), в 2011 г. - Вологодский педагогический колледж. Таким образом, в масштабах Севера европейской части России была осуществлена такая важнейшая функция регионализа-

ции образования, как «обеспечение целостности и самодостаточности сферы педагогического образования для решения совокупности задач концептуально-содержательного, методико-технологического, материально-технического развития образования региона в целом, составляющих его территорий»[3].

Ассоциация создавалась как некоммерческая организация юридических лиц - образовательных, научно-исследовательских и других учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации педагогических кадров, исследованием и разработкой проблем в системе непрерывного педагогического образования в Ярославской области.

Основным направлением сотрудничества является согласованная организация образовательного процесса, позволяющая выпускникам колледжей получить высшее образование в университете в сокращенные сроки - за три года. наличие учебно-педагогического комплекса создает вариативную модель образования. Она позволяет студенту выбрать путь освоения образовательной программы, что расширяет возможности получения образования и дальнейшего трудоустройства; с учетом же наличия заочной формы обучения - создает возможность трудоустройства уже в процессе получения образования.

В структуру университета и колледжей входят образовательные учреждения дошкольного, начального и среднего (полного) общего образования: базовые детские дошкольные учреждения, базовые школы, гимназии, лицеи. Ассоциация представляет собой региональную систему непрерывного образования, объединяющую все его ступени - начиная с дошкольного образования и заканчивая докторантурой.

Роль Ассоциации в образовательной системе региона состоит: в участии, выработке и реализации региональной образовательной политики в современных социально-экономических условиях; во взаимодействии с органами власти по вопросам поддержки, развития, защиты интересов образовательных учреждений, являющихся членами Ассоциации; в реформировании единой системы непрерывного педагогического образования всех уровней, послевузовского и дополнительного профессионального образования на основе выработанной региональной программы развития системы педагогического образования и в выполнении государственных и муниципальных заказов, а также заказов учреждений и организаций по проблемам образования.

н.К. Сергеев, справедливо отметил, что эффективное функциони-

рование университетского педагогического комплекса как региональной системы НПО предполагает последовательное сотрудничество его субъектов, объединенных принятой ими концептуальной программой, специальной системой управления, связанной с реализацией условий и механизмов научного, методического, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения, стимулирования, экспертизы качества подготовки специалистов, отвечающих потребностям современной сферы образования [4].

Ключевыми направлениями деятельности Комплекса являются:

1. Реализация программы модернизации педагогического образования РФ, приоритетного национального проекта«Образование» в рамках системы непрерывного профессионального образования Ярославской области.

2. Совершенствование системности нормативного обеспечения деятельности субъектов Ассоциации, позволяющей реализовать в современном правовом пространстве качественную подготовку специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования повышенного уровня и государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

3. Построение моделей образовательной деятельности по уровням и формам подготовки в университетском комплексе, обеспечивающих преемственность уровней специалитет-бакалав-риат с целью создания условий для вертикальной мобильности выпускников.

4. Обновление содержания учебных дисциплин ФГОС СПО и ВПО в связи с актуальностью компетентностного и иных современных подходов.

5. Развитие системы повышения квалификации преподавателей путем использования различных форм и моделей повышения квалификации с учетом потребностей образовательных учреждений.

6. Совершенствование воспитательной среды в учреждениях университетского комплекса с целью формирования субъектной позиции выпускников.

7. Развитие научно-исследовательского сотрудничества кафедр вуза с членами Ассоциации.

8. Создание комплексного учебно-методического сопровождения многоуровнего образования по направлениям подготовки бакалавров с родственными специальностями колледжей.

9. Осуществление практико-ориентированного обучения с целью создания условий студентам для овладения технологией образовательной деятельности и реализации личностного потенциала.

10. Рост научного потенциала кадрового состава субъектов Ассоциации, выражающегося в увеличении количества педагогов учреждений-членов Ассоциации, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, обучающихся в аспирантуре и оформивших соискательство на кафедрах ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.

11. Разработка и организация научно-обоснованных критериев мониторинга и качества подготовки выпускников колледжей и студентов университета на основе управления «процессом становления коллективного субъекта образовательного процесса» [5].

12. Совершенствование внеучебного взаимодействия субъектов Ассоциации в форме интеллектуальных и профессиональных конкурсов и конференций, иных формах работы.

13. Подготовка конкурентоспособных специалистов-педагогов, информированных в предметной области, готовых включаться в инновационные процессы, использовать информационно-коммуникативные технологии, проявлять достаточно высокую степень коммуникативной компетентности в процессе педагогической практики, быть ответственными за результат своего труда.

О высокой эффективности работы Ассоциации в этих направлениях свидетельствуют:

1. Высокий процент трудоустройства выпускников (от 70 до 100 % в зависимости от специальности). Эти цифры говорят о сформированной профессиональной мотивации у выпускников. Учебное заведение оказывает содействие в трудоустройстве выпускников, поддерживая деловые контакты с органами управления образованием муниципальных округов Ярославской, Тверской, Вологодской, Архангельской областей;

2. Высокий уровень интеграции учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности членов

Ассоциации;

3. Авторитет Ассоциации и вуза в преподавательской среде области и региона;

4. Обеспечение постоянного процента абитуриентов для университета, несмотря на демографический спад в стране и в регионе.

Таким образом, университет в системе комплекса непрерывного педагогического образования достаточно успешно решает задачу обеспечения целостности и самодостаточности сферы непрерывного педагогического образования региона для более полного удовлетворения "на месте" всех образовательных запросов и потребностей педагогического сообщества [6].

Несмотря на все достижения, Ассоциация «Непрерывное педагогическое образование» столкнулась с целым рядом проблем, вызванных переходом на многоуровневое образование.

1. Наблюдается тенденция сокращения бюджетных мест, выделяемых для поступающих на заочное отделение университета. Это подрывает основную образовательную стратегию Ассоциации - реализация образовательных программ в условиях непрерывного образования для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Вуз обеспечивает подготовку специалистов, получивших среднее профессиональное образование, и способен осуществлять их переподготовку без отрыва от основной деятельности. Поэтому подготовка специалистов по сокращенным программам является экономически целесообразной формой индивидуализации обучения. Система непрерывного обучения дает возможность получить образование лицам из малообеспеченных семей, проживающих в сельских районах области. Кроме того, Ассоциация вовлечена в образовательное пространство городов, районов, оказывает консультационную поддержку учительству района, осуществляет совместные долгосрочные социальные проекты (филологическая школа, спортивные мероприятия, волонтерское движение и т.д.). Снижение бюджетного обеспечения заочной формы обучения уменьшает возможности для получения образования значительной части выпускников колледжей, имеющих высокую профессиональную мотивацию к продолжению обучения. Таким образом, уничтожается одно из преимуществ многоуровневой структуры профессионального образования - свобода

выбора "траектории обучения" и возможность продолжения обучения [7].

2. Переход на бакалавриат привел к увеличению продолжительности обучения по сокращенным совмещенным учебным планам до 3,5-4 лет по заочной форме обучения. В то же время срок обучения по очной форме также сократился до 4-х лет. В результате выпускники педагогических колледжей встают перед альтернативой продолжения обучения и совершенствования по своей специальности: работать и приобретать ценный педагогический опыт или получать высшее образование очно - не всегда по педагогическому профилю. Кроме того, ввиду сокращения бюджетных мест вместе с увеличением продолжительности обучения увеличился и срок его оплаты, что также ударяет по бюджету малообеспеченных студентов.

3. Существует острая необходимость в подведении надежной законодательной базы, которая способствовала бы созданию базовых научно-педагогических центров подготовки учителей, облегчила бы взаимодействие с органами исполнительной власти, и органами управления образованием.

Преодоление трудностей и развитие Ассоциации «Непрерывное педагогическое образование» закрепит ее положение как инновационной научно-исследовательской организации, центра педагогического образования Севера Европейской России, представляющего интересы образовательных учреждений во взаимодействии с властью и обществом, способствующего повышению качества и престижа педагогической профессии.

— Литература —

1. Новиков М.В., Родонова С.Ю. Подготовка научно-педагогических кадров в ассоциации «Непрерывное педагогическое образование» // Совершенствование системы непрерывного профессионального педагогического образования в Ярославской области. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2005. - С.20-29.

2. Новиков М.В., Афанасьев В.В. Региональная модель непрерывного педагогического образования // Славянская педагогическая культура. - 2007. - № 6. - С.102-106.

3. Новиков М.В., Коряковцева О.А. Совершенствование повышения

квалификации научно-педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования // Совершенствование деятельности ассоциации образовательных учреждений в условиях реализации новых образовательных моделей. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2008. - С. 11-12.

4. Новиков М.В., Афанасьев В.В. Региональная модель непрерывного образования // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новый «Шелковый путь» к культуре без границ. -Москва-Ёнгволь (Республика Корея), 2009. - С.345-350.

5. Волгоградский государственный социально-педагогический университет (1931-2011 гг.): Краткая история. - Волгоград, 2011. - С. 152.

6. Сергеев Н. К. Избранные труды по педагогике. - Волгоград, 2011.

- С. 98.

7. Сергеев Н.К. Волгоградский государственный социально-педагогический университет в современных социокультурных условиях (к 80-летию университета) // Известия Волгогр. гос. пед. Университета / Серии «Педагогические науки», «филологические науки», «Социально-экономические науки и искусство». - 2011. - С. 9.

8. Сахарчук Е.И. Создание систем менеджмента качества в педагогических вузах: истоки и актуальное состояние // Непрерывное педагогическое образование. - Волгоград, 2011. - С. 239.

9. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике. - Волгоград, 2011.

- С. 99.

10. Арнаутов В.В. Непрерывное педагогическое образование как стратегический ресурс социально-экономического и общественно-политического развития России // Непрерывное педагогическое образование. - Волгоград, 2011. - С. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.