Научная статья на тему 'Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России'

Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивногорцева Светлана Юрьевна

Несмотря на то, что устроение первых школ на Руси воспринималось как дело государственное, долгое время специально подготовленного педагогического сословия в нашей стране не было. Это объясняется, с одной стороны, церковным, вплоть до конца XVII в., характером русской школы, для преподавания в которой вполне соответствовала подготовка священнослужителей. Другой объективной причиной была неразвитость педагогики как науки и методик преподавания отдельных предметов как ее составляющих. Государственная подготовка учительского сословия в России зарождается с конца XVIII в., в начале следующего она начинает складываться в систему, претерпевая интенсивное реформирование и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 2 (17). С. 42-48

Становление государственной системы

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в дореволюционной России С. Ю. Дивногорцева

Несмотря на то, что устроение первых школ на Руси воспринималось как дело государственное, долгое время специально подготовленного педагогического сословия в нашей стране не было. Это объясняется, с одной стороны, церковным, вплоть до конца XVII в., характером русской школы, для преподавания в которой вполне соответствовала подготовка священнослужителей. Другой объективной причиной была неразвитость педагогики как науки и методик преподавания отдельных предметов как ее составляющих. Государственная подготовка учительского сословия в России зарождается с конца XVIII в., в начале следующего она начинает складываться в систему, претерпевая интенсивное реформирование и развитие.

История отечественной педагогики начинается со времени Крещения Руси. Получив христианство от греков, Древняя Русь приняла от них и первых учителей, и традиции христианских школ. Созданные «на утверждение веры» училища носили церковный характер и являлись для учеников преддверием храма Божия. Объем обучения в школах вплоть до начала XVII в. состоял в изучении азбуки, псалтири, часослова, письма и пения. Образованию ставилась серьезная воспитательная задача — душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию.

Педагогическое сословие как таковое в это время отсутствовало. Учителей, которые занимались бы только учительством, еще не было. Потребность в создании особого, с надлежащей подготовкой учительского сословия, еще не чувствовалась. Кто наукой владел, тот и мог ее преподавать, руководствуясь практикой личного обучения и вдохновения. А так как все обучение преследовало религиозно-церковные цели, то по естественному порядку священно- и церковнослужители и становились учителями. Их деятельность определялась как «служение», поскольку они призваны Богом и должны постоянно учить. Замещение священнослужительских мест происходило, как правило, по наследству, а потому особой нужды в школах для духовенства не было. Этот факт надолго, вплоть до XVII в., предопределил семейный и домашний характер русского образования. Педагогической подготовки у священников и церковнослужителей не было, да и сами термины «учитель», «педагог» еще не были употребительны.

Интересен такой исторический случай, описанный П. Ф. Каптеревым: в XVII в. в Москву прибыл учитель по профессии, грек Венедикт, и предложил свои услуги, назвав себя учителем. На что ему внушительно отвечали, что таланты даются от Бога, что никто не должен называть себя учителем, а особенно это дерзко и неприлично младшему перед патриархом1.

Сложившаяся изначально в христианстве традиция духовного ученичества переходит и в начавшие появляться у нас школы, главной целью которых было воспитание веры. Митрополит Михаил, помогавший князю Владимиру в устроении первых училищ, дает такой наказ учителям: «праве и благочиннее учити юныя дети, якоже словесем книжного разума; такожде и благонравию и в правде и в любви, и зачалу премудрости, страху Божию, чистоте и смиренномудрию: учити же их не яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, и слатким проучением, и ласковым рассуждением...» Надо сказать, что нет никаких оснований полагать, что в древнерусских школах царила авторитарная система воспитания, связанная с унижением личности ребенка и телесными наказаниями. Профессор С. И. Миропольский пишет, что, скорее всего, подобного рода практика пришла в наши школы позднее и связана, с одной стороны, с огрубением нравов в период ига, а, с другой стороны, с особенностями иезуитских школ, методика организации учебно-воспитательного процесса которых начала распространяться сначала в юго-западной Руси, а потом и повсеместно2. Традиционно в отечественной педагогике в основу деятельности учителя полагалось сознание нравственного долга и ответственности за вверенных ему детей пред Богом и людьми.

Во времена Петровских преобразований учителями в организованных им цифирных школах становились люди служивые, довольно часто воспитанники морской и артиллерийской школ. Согласно царскому указу, предписывалось брать из обеих столиц таких воспитанников, «которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека, для науки молодых ребяток изо всяких чинов людей». Всего из Москвы и Санкт-Петербурга в другие города было направлено 47 человек. Для таких преподавателей впервые определялись нормы содержания: по три алтына и две деньги на день из губернских доходов. А по окончании школы ученик был обязан платить в пользу учителя рубль. Также приглашались во множестве иностранные учителя, духовенство осталось учительствовать в духовных и приходских школах.

Сближение с Западной Европой, начатое Петром, привело к тому, что многие желали обучать детей иностранным языкам и всяким наукам и выписывали иностранных учителей. Большинство из них представляли собой «отребье французского и немецкого общества»3. Во времена Елизаветы их начали привлекать к испытанию в Академии наук, вследствие чего многие бежали. Чему они учили? В контракте, заключенном гр. Александром Головиным в Петербурге 18 июня 1726 г. с Генрихом Жаком Пираром сказано: обучение французскому языку и

1 Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 2004. С. 127—128.

2 Миропольский С. И. Очерки истории церковно-приходской школы: от ее возникновения на Руси до настоящего времени. М., 2006.

3 Мессельер. Записки Мессельера в Русском Архиве. 1874.

хорошим манерам. Интересно одно из обязательств графа, свидетельствующее о нравах тогдашних иностранных учителей: «Ежедневно он (Жак Пирар) будет получать 2 кружки пива и еженедельно бутылку водки».

Екатерине II в этом плане наследство досталось незавидное: религиозноцерковные устои отечественного образования были подорваны, а новые так и не созданы. Назревала необходимость обустройства народного образования. Когда при проведении педагогической реформы при Екатерине II появилась потребность в подготовке учителей для открываемых по всей стране училищах, то правительство обращается к Церкви, поскольку именно она продолжала готовить наиболее образованных по тому времени людей. Кандидатов в педагоги набирали в духовных семинариях и Московской академии и по завершении подготовки их посылали просвещать Россию. Такие наборы производились не один раз.

В ноябре 1779 г. при гимназии Московского университета была учреждена первая в стране учительская семинария, или, как тогда ее называли, бакалаврский институт. Он был единственным в то время педагогическим учебным заведением в России. Его выпускникам присваивали звание бакалавра — первую в стране ученую степень педагогического профиля. Срок обучения в семинарии составлял три года. Приготовление учителей происходило и в главном народном училище. Руководил им православный серб Янкович-де-Мириево, вызванный в 1782 г. Екатериной II для проведения образовательных реформ в Россию. Для навыка в преподавании семинаристы давали уроки в малых народных школах при отсутствии учителей по какой-либо причине. В 1786 г. последовало отделение учительской семинарии от главного народного училища.

Наряду с преподаванием общеобразовательных предметов особое внимание в обеих семинариях уделяли вооружению будущих педагогов методикой, «способом учения». Впервые стали вводиться методики преподавания предметов. В 1783 г. было издано «Руководство учителям народных училищ». Это была переводная книга, но впервые на русском языке здесь был изложен систематический курс педагогики с основами дидактики и методики, как их понимали в то время. В свое время эта книга была вполне поучительная, советы ее были практичны и толковы. «Руководство», как нянька, наставляло дитя-учителя о каждой мелочи, например: при вопрошении учеников не позволять им отвечать на вопросы словами «да» или «нет», а требовать полного ответа; для написания таблиц учитель должен был иметь черную доску, мел и губку и т.п. О творчестве учителя здесь нет и речи, «Руководство» дает советы учителю на каждый возможный случай, его сообразительности оно не доверяет. В этом плане интересен такой совет: если учитель, слушая ответы учеников, сам о вещи полного понятия не имеет, или памяти своей не доверяет, или опасается своей растерянности, то должен иметь в руке учебную книгу и проверять по ней ответы учащихся. Чувствуется, что методическая наука была новым для отечественной школы явлением, а потому в ней все растолковывалось до мелочей.

Учительская семинария просуществовала около 18 лет, приготовила около 400 учителей для народных училищ, но потребности в учителях полностью не удовлетворила. Закрыта она была в 1801 г., так как по уставу народных училищ в каждом главном народном училище должны были «приготовляться к долж-

ностям учительским желающие быть в таковых училищах учителями» (параграф 10). При этом училищная комиссия высказала довольно интересное в свете современных образовательных реформ соображение, что «следует надеяться, когда учение с просвещением распространятся, тогда являться будут... способные люди со стороны, обучившиеся на своем иждивении». Дело заведования училищами было поручено комиссиям общественного призрения и губернаторам, имевшим много других дел и совершенно некомпетентных в педагогике. Очевидно, что дело подготовки педагогических кадров оставалось еще второстепенным и неважным. Ошибкой и Петра I, и Екатерины II было фактическое отстранение духовенства от участия в народном просвещении. Те, кто хотел заниматься учительством, должны были сначала изучить новый метод в главном народном училище и получить установленное свидетельство.

В екатерининских школах даже начала вероучения преподавались не священниками, а светскими учителями, и соответствующие учебники были написаны не духовными лицами, а Янковичем, и только просмотрены и одобрены митрополитом Новгородским. Тем не менее, в XVIII в. многие выпускники духовных семинарий, присланные епархиальным начальством, становились учителями городских народных училищ. Трудно судить об их призвании к педагогическому делу, ведь положение учителя было незавидным, по сути, учитель закрепощался в своей должности. Сделавшись однажды учителем, он должен был прослужить в этой должности, если он преподавал в низших классах, не менее 36 лет, а в высших — не менее 23 лет. Переходить на другую службу учителям, получившим образование за казенный счет, воспрещалось.

Система высшего педагогического образования возникает в период правления Александра I. В 1803 г. на базе Петербургской учительской семинарии был создан Петербургский учительский институт, с 1816 г. преобразованный в Главный педагогический институт. С 1804 г. при Дерптском, Харьковском, Казанском университетах стали создаваться педагогические (учительские) институты, готовящие преподавателей для гимназий и других учебных заведений. За три года обучения учительский институт давал специальную подготовку по одной из школьных дисциплин и педагогическое образование. Подготовка учителей, таким образом, начинала приобретать систематизированный и научный характер.

В 1851 г. система специального педагогического образования дополнилась кафедрой педагогики Московского университета, которую возглавил профессор С. П. Шевырев (1806—1864) — человек глубоко православного мировоззрения, считавший основным делом воспитания «духовное возвышение», «внутреннюю работу человека над собой».

После отмены крепостного права и проведения ряда реформ была создана система светских начальных учебных заведений. Со временем их стали брать на свое содержание земства, одновременно занимаясь и подготовкой учителей. При земствах стали возникать учительские школы и учительские семинарии. В 1870 г. вышло «Положение об учительских семинариях», которое зафиксировало трехлетний срок обучения в них. Программа обучения включала Закон Божий, русский язык и словесность, историю, математические науки, естествознание,

а из специальных предметов — педагогику и методику начального обучения. При учительских семинариях открывали «опытные классы», где будущие учителя проходили педагогическую практику. Также значительное развитие в XIX в. получили различные краткосрочные курсы уездного и даже губернского масштаба.

Сторонником расширения сети педагогических учебных заведений выступал К. Д. Ушинский, аргументируя свою позицию недостатком хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. В 1861 г. в журнале министерства народного просвещения им была опубликована статья «Проект учительской семинарии». В ней педагог отстаивал мысль о том, что краткие курсы, индивидуальная подготовка никак не могут заменить собой специальных заведений, призванных готовить юношей и девушек к работе учителя начальной школы. В это время К. Д. Ушинский создает двухгодичный педагогический класс в Смольном институте, принимает активное участие в его работе. Его проект учительской семинарии был позднее осуществлен передовыми земствами.

Условия для ускоренного развития педагогического образования были созданы либеральными реформами 60-70-х гг. XIX в. Постепенно стабилизировались два типа учебных учительских заведений: институты и семинарии. В мае 1872 г. было принято решение об учреждении семи институтов «для приготовления учителей в городские училища». Это были закрытые заведения с трехлетним сроком обучения. В них принимали «молодых людей всех званий и состояний не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности». Женщин не брали. Учительские институты выпускали педагогов широкого профиля, которые были обязаны преподавать два-три и более предмета в городских, уездных, высших начальных училищах. Выпускники, находившиеся на казенном обеспечении, должны были проработать по распределению в школе не менее шести лет.

Однако такие институты не давали выпускникам ни высшего образования, ни права поступления в университет. Педагогическая общественность прозвала их «плебейскими университетами». Лишь после 1905-1907 гг. они стали открытыми учебными заведениями, число слушателей значительно увеличилось, среди них появились народные учителя, окончившие учительские семинарии, выпускники городских, позже и высших начальных училищ. С течением времени институты стали давать хорошую педагогическую подготовку: по психологии, педагогике, истории педагогики, методике учебного предмета. Большое внимание уделялось педагогической практике. К 1917 г. в России было уже 58 учительских институтов, в которых занимались примерно четыре тысячи человек.

И все же преобладающим типом заведений по подготовке преподавателей стали учительские семинарии. Согласно положению 1870 г. они «имели целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах». Семинарии в основном комплектовали из детей зажиточных крестьян, сельского духовенства и чиновников. Воспитанники жили в специальных интернатах. Принимали людей не моложе 16 лет. Вначале срок

обучения составлял три года, потом был увеличен до четырех, а в отдельных заведениях — даже до пяти лет. Однако семинария, как и учительский институт, не давала права на поступление в вуз.

Главное внимание в семинариях уделяли не общеобразовательным предметам, а технике «учительского ремесла», то есть методике. Среди других дисциплин студентам преподавали закон Божий, педагогику, геометрию, землемерие, русский и церковнославянский языки, русскую историю, географию, чистописание, пение и ремесло.

Значительный вклад в подготовку учителей в России со временем стали вносить женские учебные заведения. Институты благородных девиц, педагогические классы в училищах и гимназиях, женские епархиальные училища существенно пополняли ряды преподавателей начальной школы и домашних учительниц. В 60-70-х гг. XIX в. были открыты высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом средних учебных заведений для девочек и младших классов средних школ для мальчиков. Широкую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Санкт-Петербурге, Фребелевский институт в Киеве и др. Кроме того, при некоторых высших начальных училищах и прогимназиях имелись двухгодичные педагогические курсы. Для церковно-приходских школ учителей готовили церковноучительские школы, а также второклассные учительские школы.

Однако сеть педагогических учебных заведений в России и в конце XIX — начале XX вв. была недостаточной. Поэтому большинство преподавателей по-прежнему не имели специального педагогического образования. В 1880 г., например, 5245 человек получили образование в учительских семинариях, 18 497 — в духовных семинариях и женских епархиальных училищах, в уездных и городских училищах, гимназиях, прогимназиях и других заведениях, а 2065, то есть каждый десятый преподаватель, имели лишь домашнее образование и получали учительское звание после сдачи специальных экзаменов.

Начало XX в. ознаменовалось еще одной особенностью в системе подготовки российских учителей: рождением неправительственных педагогических заведений. Среди них — земские семинарии, а также созданная в 1907 г. в Санкт-Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, высшие педагогические заведения П. Лесгафта, Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, основанный в 1911 г. в Москве, и ряд других. Все они готовили кадры для средней и начальной школы, в том числе учили педагогике тех, кто уже имел высшее образование.

В целом же к марту 1917 г. в стране насчитывалось около 300 гимназий и прогимназий, более 350 женских училищ, 58 институтов, 192 учительские семинарии и ряд других заведений, которые выпускали учителей для образовательных учреждений различного типа, составляя основу российской педагогической школы.

Ключевые слова: история образования, отечественное образование, учебные заведения, подготовка учителей, церковный характер преподавания.

State Educational System Formation in Pre-Revolutionary Russia

S. Y. Divnogortseva

In spite of the fact that schools were considered a state matter in early Russia, there has not been a specially trained teachers estate in our country for a long time. This can be explained, on the one hand, by the ecclesiastical nature of the Russian school, where priests served as quite qualified teachers. Another reason was underdevelopment of academic pedagogy and teaching methods of particular disciplines. Late eighteenth century witnessed the birth of teachers training in Russia, in the early nineteenth century it became a thoroughly reformed and developed system.

Keywords: history of education, Russian education, schools, teachers training, ecclesiastical nature of teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.