Научная статья на тему 'Становление государственно-частного партнерства в России'

Становление государственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леськова Е.Н., Черная И.П.

Рассматривается теоретическая концепция механизма государственночастного партнерства, исследуются вопросы консолидации усилий вла­сти и бизнеса для его реализации в России как метода стабилизации национальной экономики. Раскрываются ряд проблем в становлении го­сударственно-частного партнерства и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление государственно-частного партнерства в России»

Для решения этих проблем фермерским хозяйствам и малым сельскохозяйственным предприятиям следует кооперироваться, что позволит значительно увеличить материальные, технические и финансовые средства, оказывать взаимное содействие друг другу, увеличить объемы производства в тех или иных направлениях АПК, а также оказывать друг другу консультационные услуги, обмениваться опытом на безвозмездной основе и представлять общие интересы в органах государственной и муниципальной власти.

Список литературы:

1. Ремезков А. Государственное регулирование аграрного сектора экономики // Аграрная политика: проблемы и решения. Журнал АПК: экономика, управление. - 2006.

2. Земельный вопрос Республики Адыгея [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.khashiraa.ru.

3. Буздалов И. Крупные и мелкие хозяйства агробизнеса // Аграрная политика: проблемы и решения. Журнал АПК: экономика, управление. -2006.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

© Леськова E.H.*, Черная И.П.4

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Рассматривается теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства, исследуются вопросы консолидации усилий власти и бизнеса для его реализации в России - как метода стабилизации национальной экономики. Раскрываются ряд проблем в становлении государственно-частного партнерства и возможные пути их решения.

14 декабря 2009 года, на совещании Правительства Российской Федерации: «Государственно-частное партнерство - основа посткризисного развития регионов», премьер-министр В.В. Путин отметил: «Государственно-частное партнерство - эффективный способ решения задач развития национально экономики. Такие инструменты сформированы и работают во многих странах мира. Россия не должна быть исключением. Ис-

* Аспирант кафедры Менеджмента.

* Проректор по учебной работе, заведующий кафедрой Менеджмента, доктор экономических наук, доцент.

пользование государственно-частного партнерства позволяет увязать в единое целое ресурсы и возможности государства, регионов, бизнеса, снизить риски участников проекта, распределить их зоны ответственности, согласовать интересы» [1].

В выступлении Премьер-министра отмечается сложность и амбициозность выбранного пути развития экономики страны, а также делается акцент на необходимость консолидации усилий государства, бизнеса и общества для его реализации. В ходе процесса своей институционализации это взаимодействие стало носить характер партнерства государства и частных предпринимателей.

Государственно-частное партнерство - это совокупность форм средне-и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Развернутое определение механизма государственно-частного партнерства предлагает В.Г. Варнавский. Он считает, что в современном понимании государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности [2].

В экономической трактовке государственно-частное партнерство сравнивается с косвенной приватизацией. Речь идет о перераспределении полномочий между государством и бизнесом в стратегических отраслях, которые не могут быть приватизированы, но для которых у государства отсутствуют средства на развитие. К таким отраслям относятся жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, транспорт, благоустройство населенных пунктов, объекты культурного наследия. Важными условиями эффективности государственно-частного партнерства при этом являются степень участия бизнеса в реализуемом проекте и сохранение за государством существенной степени хозяйственной активности и некоторых пра-вомочий собственности. В противном случае реализация механизмов партнерства государства и бизнеса может привести к частичной или полной приватизации бизнесом объектов партнерства.

Применение механизма государственно-частного партнерства нацелено на обеспечение возможности осуществления общественно значимых проектов в наиболее короткие сроки, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования. Данный механизм предоставляет возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях и сократить государственные риски за счет распределения их ме^ду частным партнером и властью.

В современной экономике, в силу разных причин, на долю государственной собственности приходится значительная часть производственного капитала страны. Актуальной остается задача повышения эффективности его использования. Одним из действенных современных способом повы-

шения эффективности использования государственной собственности служит установление партнерских отношений государства и частного сектора. Развитие механизмов и форм таких партнерских отношений не предполагает передачу частным компаниям прав собственности в полном объеме. Вместе с тем переход государства к партнерским отношениям с частным бизнесом, затрагивающим государственную собственность, означает частичную передачу государством некоторых, определенных законодательством и договором прав на эту собственность. В экономической науке это явление получило название «расщепление прав собственности». Содержание партнерских отношений частного бизнеса и государства реализуется в форме концессий, лизинга, совместных предприятий, договорной системы, кооперации, соглашений о разделе продукции.

Прежде всего, государственно-частное партнерство представляет собой реальную альтернативу методам бюджетного финансирования. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов: с одной стороны государства - в форме его собственности, с другой - бизнеса - в виде применения современных, частнопредпринимательских методов хозяйствования, менеджмента, а также привлечения инвестиций и внедрения инноваций. В результате удается повысить эффективность использования государственной собственности [3].

Главным положительным моментом реализации механизма государственно-частного партнерства для бизнеса является компенсация затрат и разделение рисков, что достигается посредством использования разнообразных публичных прерогатив в виде инструментов бюджета, публичной собственности, законодательных установлений.

Отношение к партнерству государства и предпринимательских структур неоднозначно. Позитивные аспекты партнерства власти и бизнеса омрачает ряд негативных факторов, которые могут стать препятствием поступательной реализации стратегических ориентиров развития государства. Ряд ученых высказывают мнение, что в этом инструменте кооперации заключается ключ к экономическому прорыву, другие высказывают опасение по поводу того, что правовая недоработанность данного процесса может привести к очередному растрачиванию бюджетных средств при помощи коммерческих структур [4].

В социально-политическом аспекте выражается обеспокоенность тем, что результаты государственно-частного партнерства могут стать очередной вехой «перераспределения» государственных предприятий, а это, в свою очередь, приведет к резкому повышению оплаты за социальные услуги для населения. Варнавский В.Г. отмечает: «В развитых странах с их мощной институциональной базой партнерских отношений государственно-частное партнерство часто используется для реализации преимущественно частного

интереса. Подобные негативные проявления и искажения сути партнерских отношений приводят к появлению деформаций в экономической политике, нарушению условий конкуренции, росту недоверия к самому феномену партнерских отношений ме^ду государством и частным сектором. На практике эти явления часто принимают форму коррупции. В результате определенное, а подчас и большое число проектов приходится прекращать досрочно или существенно пересматривать положения уже заключенных контрактов».

В свою очередь, предпринимательские единицы опасаются усиления роли государства и его вторжения в сферу свободы конкуренции и перераспределения ресурсов. В этой связи часто высказываются мнения о том, что государство, овладев капиталом и новыми технологиями, используя административный ресурс, может стать довлеющим звеном в механизме взаимодействия. Кроме того, государство может увеличить ставки налоговых платежей и пошлин, что, соответственно, отразится на интересах предпринимательства.

Подобное понимание экономической сути государственно-частного партнерства позволяет говорить о политико-правовом дуализме государственно-частного партнерства, который проявляется в необходимости достижения баланса политической и правовой составляющей для достижения целей, поставленных перед государственно-частным партнерством. Между тем дисбаланс интересов власти и бизнеса способен стать реальным препятствием на пути стратегического развития страны [5].

Мы считаем, первым шагом в решении данной дилеммы должно стать объявление принципа государственно-частного партнерства на политическом уровне. Это имеет важнейшее политическое, экономическое и даже психологическое значение. Государство на самом высшем уровне должно признать, во-первых, что оно готово к сотрудничеству в форме партнерства. Во-вторых, оно признает партнерство эффективной экономической формой, снимая тем самым все споры ме^ду различными экономическими школами и признавая правоту выбранной парадигмы. В-третьих, государство должно четко определить сферы государственно-частного партнерства и цели, которые оно преследует в рамках реализации этих проектов. Последнее, но не менее важное: закрепить вышеперечисленные положения на нормативно-правовом, или даже законодательном уровнях (в форме конкретных целей и принципов).

Далее требуется создание обширной законодательной базы государственно-частного партнерства на федеральном уровне. Эта база закладывает правовые основы партнерства, особенно правовой статус бизнеса в этом альянсе.

Следующим шагом должно стать соответствующее выстраивание административного аппарата, готового реализовать государственные цели в условиях партнерства с бизнесом. Таким образом, достигается согласование интересов государства и бизнеса на макроуровне.

Для достижения баланса интересов в рамках конкретного проекта универсальной формой будет являться договор. Договоры различных форм (концессионные, арендные, подрядные) должны выстраиваться на основе

четко описанных законодательных положений. Заключение такого договора дает бизнесу законодательно определенный статус, а, следовательно -судебную защиту.

В России имеется масштабный потенциал для развития форм государственно-частного партнерства, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов. Таким образом, не остается сомнений, что грамотно продуманная политика государства способна создать необходимую экономическую среду для развития взаимовыгодных отношений власти и бизнеса, для смешанных инвестиций частного и государственного капитала. Государство, не подавляя рыночных тенденций, способно выступить в качестве сильного института, заботящегося о развитии жизнеобеспечивающих сфер экономики и социальной среды.

Список литературы:

1. Путин В.В. Выступление на совещании Правительства Российской Федерации: «Государственно-частное партнерство - основа посткризисного развития регионов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pre-mier.gov.ru/visits/ru/6131/events/5002.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, В.А. Королев. - М.: Изд. дом. Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010.

3. Силиверстов С.Н. Государственно-частное партнерство в инновационных системах. - М.: Издательство ЛКИ, 2008.

4. Михеев О.Л. Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партерства. - М.: Анкил, 2008.

5. Максимов В.В. Государственно-частное партнерство. - М.: Аль пина Паблишерз, 2010.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ТРАКТОВКУ ТЕРМИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ»

© Никитинская Е.Б.*, Шерихова И.Е.*

Нижегородский коммерческий институт, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся трактовки термина «организация» и связанного с ним понятийного аппарата. Авторы анализируют использование данного термина в трех основных аспектах: с точки зрения процесса, системы и состояния. В статье показана актуальность и распространенность использования понятия «организация» применительно к современным экономическим условиям.

* Преподаватель кафедры Прикладной информатики.

* Старший преподаватель кафедры Прикладной информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.