Научная статья на тему 'Становление экономико-математического направления'

Становление экономико-математического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORY OF ECONOMIC SCIENCE / ECONOMIC-MATHEMATICAL METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Антон Леонидович

In the article, on the base of archival materials, principal stages of formation of a new branch of study economic-mathematical calculations (economic cybernetics) are considered. Discussion around founding the department of economic-mathematical calculations (1960) and establishing the additional sixth year courses (1959) is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishing of Mathematical Economics

In the article, on the base of archival materials, principal stages of formation of a new branch of study economic-mathematical calculations (economic cybernetics) are considered. Discussion around founding the department of economic-mathematical calculations (1960) and establishing the additional sixth year courses (1959) is analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление экономико-математического направления»

УДК 330.8 А. Л. Дмитриев

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Создание новой специальности и открытие кафедры экономико-математических расчетов на Экономическом факультете ЛГУ представляет собой славную веху в истории Университета. О некоторых аспектах этого процесса нами уже сделано несколько публикаций [2; 3]. Тем не менее в связи с приближающимся в 2010 г. юбилеем кафедры экономической кибернетики следует обратиться к историческим событиям.

Осенью 1959 г. на Экономическом факультете Ленинградского государственного университета был организован специальный шестой курс. История создания шестого курса — детища Л. В. Канторовича (1912-1986) во многом стала отправной точкой в развитии экономико-математических исследований на Экономическом факультете Университета.

В конце 1957 г. академик В. С. Немчинов (1894-1964) привлек к работе небольшую группу способных выпускников экономических вузов и группу ленинградских математиков, организовав первую в стране Лабораторию по применению статистических и математических методов в экономических исследованиях и планировании при Сибирском отделении АН СССР, позже переведенную в Москву.

В январе 1959 г. президент Академии наук СССР академик А. Н. Несмеянов (18991980) в журнале «Коммунист» отмечал, что в ближайшее время «можно ожидать резкого повышения роли математики в науке, технике, планировании народного хозяйства» [12, с. 61]. Эта же мысль в том же году прозвучала в его докладе на Внеочередном XXI съезде КПСС: экономическая наука должна стать «точной наукой в полном смысле этого слова, широко использовать новейшие средства вычислительной техники, стать прожектором в планировании народного хозяйства» [5, с. 215]. Отсюда можно сделать вывод, что новому направлению в экономике была дана «путевка в жизнь» на самом высоком уровне. Наконец, в апреле 1960 г. в Москве состоялось Научное совещание о применении математических методов в экономических исследованиях, которое было созвано Президиумом АН СССР и проходило под руководством В. С. Немчинова. Перечень секций уже говорит

Антон Леонидович ДМИТРИЕВ — канд. экон. наук, доцент кафедры экономической кибернетики Экономического факультета СПбГУ. В 1993 г. окончил СПбГУЭФ. Канд. экон. наук (1998), доцент (2003). Сфера научных интересов — история отечественной и зарубежной экономической мысли, микроэкономический анализ. Автор более 180 научных и учебно-методических работ.

© А. Л. Дмитриев, 2009

о широком интересе к новой проблематике: математический анализ расширенного воспроизводства, межотраслевой баланс производства и распределения продукции, линейное программирование, применение математических методов в планировании и эксплуатации на транспорте, применение математических методов в технико-экономических расчетах, математическая статистика.

Организация шестого курса, как и открытие на факультете новой специальности «Экономико-математические расчеты», была связана, прежде всего, с тем, что в этот период наблюдается значительный рост интереса к применению математических методов к решению народнохозяйственных задач. Почти одновременно подготовка кадров началась в Московском государственном экономическом институте (позже влившийся в состав Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова), где в декабре 1958 г. на общеэкономическом факультете при активном участии доц. И. Г. Попова началась подготовка специалистов по применению математики в ЭВМ в планировании и экономических исследованиях. В 1970 г. на базе этой специализации был открыт факультет экономической кибернетики [13, с. 95]. В Московском университете такая специализация была открыта в 1960 г., а в 1962 г. была создана кафедра математических методов анализа экономики, которую возглавил В. С. Немчинов и руководил ею в течение всей своей жизни [6, с. 579].

В те годы Экономический факультет Ленинградского университета готовил экономистов по четырем специальностям: «Политическая экономия», «Народнохозяйственное планирование», «Экономика сельского хозяйства», «Статистика». Необходимо, кроме того, отметить, что в этот период курс высшей математики читался студентам первых трех специальностей в очень небольшом объеме, и лишь студентам, специализирующимся по статистике, — в несколько большем. Вообще же математическая подготовка экономистов была крайне слабой. Новые кадры, обучившиеся по современным программам, могли появиться не ранее чем через пять лет.

В 1958 г. было открыто новое отделение экономико-математических расчетов, которое возглавил доцент И. П. Суслов (1915-1981), заведовавший кафедрой учета и статистики в 1958-1963 гг. [7, с. 111].

Ситуация с преподавательскими кадрами была достаточно сложной — сказался страшный урон, нанесенный Экономическому факультету чистками по так называемому «Ленинградскому делу» в 1949-1950 гг. [14]. В результате этих чисток почти все профессора и большая часть доцентов факультета вместе с деканом В. В. Рейхардтом (1901-1950) были репрессированы (погибли или осуждены на длительные сроки). Это были известные ученые-экономисты, имевшие за плечами большой педагогический опыт и научную репутацию. Они были приглашены на факультет ректором и первым деканом факультета А. А. Вознесенским (1898-1950). Еще в 1960 г. на заседании Ученого совета Экономического факультета с грустью отмечалось, что «недопустимым является то, что факультет не имеет профессоров и докторов наук» [19, л. 61]. Единственным доктором, правда, медицинских наук, был профессор Л. С. Каминский (1889-1962), пришедший в ЛГУ из Военно-медицинской академии.

Выступая на заседании Ученого совета ЛГУ, посвященном 140-летию образования Университета, 23 февраля 1959 г. член-корр. АН СССР А. Д. Александров (1912-1999), в ту пору ректор ЛГУ, особо остановился на перспективах развития Университета: «Если в этом плане рассматривать развитие будущих направлений в нашем университете, то можно говорить о том, что пока что мы являемся свидетелями того, как математические методы начинают все глубже проникать в науки, в которых они раньше казались

совершенно неприложимыми. Мы все знаем, что в настоящее время математика уже преподается почти на всех факультетах — на филологическом (математическая лингвистика) на экономическом (математические методы экономических расчетов)... Может быть, этот процесс приведет к объединению различных направлений, уже наметившихся в университете, в один институт, в Институт кибернетики. Если не ошибаюсь, эта идея о том, что рано или поздно у нас должен появиться такой Институт, принадлежит С. В. Валландеру ((1917-1975), декан математико-механического факультета ЛГУ в 1965-1975 гг. — А. Д.) — может быть, через 10 лет академик Валландер будет директором этого Института, который должен, по-видимому, объединить работы по вычислительной математике, конструкции вычислительных машин, моделированию физиологических процессов на этих машинах и применению кибернетики к физиологии и другим биологическим проблемам, машинному переводу, математическим методам экономических расчетов и применению машин не только для экономических расчетов, но и для других вопросов» [17, л. 15-16]. Отметим, что в конце 1950-х годов проректор ЛГУ С. В. Валландер активно поддерживал Л. В. Канторовича в продвижении идей внедрения оптимального планирования. В письме С. В. Валландера 1957 г., адресованном в Совет Министров СССР, с приложением работ Л. В. Канторовича по проблемам оптимального размещения ресурсов, в частности, говорилось: «Важной причиной неудовлетворительности применяемой методики [планирования] является игнорирование средств современного математического анализа, применение которого необходимо для подлинно научного анализа проблем экономической науки, по самой своей природе имеющих количественный характер. Такое игнорирование выглядит особенно странным и неоправданным, если вспомнить, что К. Маркс в своем экономическом анализе капиталистического общества уделял весьма большое место количественным соотношениям, широко используя математические формулы и расчеты» [10, с. 415]. Объясняя причины игнорирования экономистами математического аппарата, С. В. Валландер отмечал: «Причиной этого является и то, что лишь недавно до конца осознано положение об объективном характере экономических законов, тот факт, что экономисты, за немногим исключением, не владеют математическим анализом, наконец, то обстоятельство, что математические средства широко использовались буржуазными школами политэкономии в своих целях» [10, с. 415].

Существуют две версии организации шестого курса. Согласно воспоминаниям «шес-тикурсницы» М. И. Вирченко, инициатива организации шестого курса принадлежала во многом студентам Экономического факультета. «Когда началось чтение курса лекций для преподавателей и студентов факультета под названием “Экономические расчеты”, — пишет Вирченко, которая к тому времени заканчивала Университет по специальности “Политическая экономия”, — это вызвало у нас и огромный интерес к новому направлению, и сожаление, что наш поезд уже ушел и работа по организации новой специальности (“Экономическая кибернетика”) и по математизации программы обучения на факультете нас уже не касалась. Это заставило нас обратиться к руководству с просьбой оставить часть студентов нашего курса для обучения математическим методам» [4, с. 97]. Эту идею активно поддержал Л. В. Канторович. Благодаря его хлопотам и поддержке ректора ЛГУ А. Д. Александрова удалось организовать такое обучение. По воспоминаниям же преподавателей, читавших лекции на шестом курсе, эта инициатива принадлежала Л. В. Канторовичу.

Свидетельством важной роли Л. В. Канторовича в организации 6-го курса и новой специальности может быть «Докладная записка о специальности математических расчетов на Экономическом факультете ЛГУ», составленная, видимо, в 1959 г. «В результате исследований, - писал Канторович, проводившихся в течение последних 20 лет

как за рубежом, так и еще ранее в Советском Союзе (в частности, в Ленинградском государственном университете), открылись большие возможности применения математических методов в широком круге планово-экономических вопросов от производственного плана на предприятии до народнохозяйственного планирования. Эти новые методы планово-экономического расчета, использующие специальный математический аппарат, нашли и практическую проверку в СССР и в зарубежной практике в таких вопросах, как планирование железнодорожных, морских и воздушных перевозок, рациональный раскрой и экономия материалов, использование комплексного сырья (в частности, нефти), рациональное использование посевной площади, календарное и оперативное планирование, военно-экономическое планирование и т. д. <...>.

Широкое внедрение этих методов возможно только при наличии кадров, имеющих подготовку по соответствующему профилю - математико-экономических расчетов.

Такие специалисты, наряду с общей подготовкой в области экономики, статистики и учета, должны иметь достаточную общематематичекую подготовку, подготовку в области использования современной счетной техники (электронных счетных машин), а также овладеть комплексом специальных дисциплин, связанных с применением математики в экономике: линейное программирование, динамическое программирование, матричный анализ балансовых моделей, исследование операций.

Подготовку этих специалистов и ставит задачей вновь организованная в Ленинградском университете специальность.

Основная область работы экономистов-математиков - это область экономических расчетов в плановых, производственных и проектных организациях, с использованием современных математических средств и техники» [11, с. 84].

Различно отнеслись к этой идее тогдашние деканы Математико-механического факультета профессор Н. Н. Поляхов (1906-1987), возглавлявший факультет в 1954-1965 гг., и Экономического факультета доцент В. А. Воротилов (1918-2006), позже профессор, декан факультета в 1957-1962 гг.

Для организации учебного процесса по новой специальности была создана специальная комиссия под председательством члена-корреспондента АН СССР Ю. В. Линника (1915-1972), впоследствии академика (1964), которая подготовила соответствующее постановление, которое стало предметом обсуждения на заседании Ученого совета ЛГУ

1 июня 1959 г. под председательством А. Д. Александрова. В повестке заседания вопрос был сформулирован следующим образом: «Об основании и развитии в Университете новых специальностей по математико-экономическим расчетам и математической лингвистике». По этому вопросу были заслушаны доклады доцента В. А. Воротилова и профессора Л. Р. Зиндера (1904-1995), а также содоклад С. В. Валландера (Ю. В. Линник отсутствовал на этом заседании). По результатам обсуждения было принято специальное постановление о развитии преподавания как экономико-математических расчетов, так и математической лингвистики.

Отметим, что дискуссия на заседании совета была весьма острой и стенограмма заседания позволяет сегодня восстановить события почти сорокапятилетней давности. В своем докладе В. А. Воротилов отметил, что прошел уже год с того времени, как на Экономическом факультете была создана первая группа по подготовке новой специальности экономико-математических расчетов. «Эта группа готовит экономистов, владеющих применением математических методов и электронно-вычислительной техники для планирования и экономического анализа. Выпускники идут на работу в вычислительные центры, Совнархоз, на предприятия и в плановые органы. О том, что подготовка

специалистов такого профиля является требованием жизни, говорят факты; мы могли бы из выпускников нашего факультета (подобрав соответствующие кандидатуры), создать 6-й курс математической подготовки, из 2Б человек уже 18 человек за год до окончания учебы имеют заявки на места будущей работы» [18, л. 40].

Тогда между представителями двух факультетов — Экономического и Механикоматематического — разгорелся непростой спор: на каком факультете организовывать подготовку новых специалистов? Математики настаивали на том, чтобы специальность была открыта на их факультете, а экономисты — на их. В. А. Воротилов аргументировал необходимость открытия новой специальности именно на Экономическом факультете следующим образом: «Математики вырабатывают общие принципы (линейное программирование), которые можно применять не только в экономике, но и в других сферах. Задача же экономистов заключается в том, чтобы эти методы, разработанные математиками, довести до экономики и внедрить в производство» [18, л. 64].

В дискуссии принял участие и академик В. И. Смирнов (1887-1974), который отметил: «Я хотел внести одно новое предложение. Я сам лично слушал доклад Л. В. Канторовича. Я констатирую, что все вышло из математики... Мое предложение сводится к следующему: предложить математическому факультету организовать с будущего года такую специальность для создания группы студентов-математиков, которые были бы знакомы с экономическими проблемами и писали бы на эти темы дипломные работы. Преподавать математику на незнакомом факультете — вещь вообще безнадежная. Я много преподавал на физическом факультете, знаю физику и мы готовили математиков, которые могли бы преподавать на физическом факультете» [18, л. 71].

Настороженно отнесся к идее организации шестого курса на Экономическом факультете и декан Математико-механического факультета Н. Н. Поляхов: «Я хотел сделать еще одно замечание — речь идет о 6-м курсе. Хорошо, что студенты, окончившие экономический факультет, проучившись Б лет, получат специализацию. Но этот 6-й год обучения поверг меня в некоторое уныние в части плана. Представьте себе, на 6-й год дается что-то порядка 600-800 часов. Туда включается все, что связано с современной математикой (линейное программирование, счетные машины и т. д.). Если меня, человека, окончившего давно математический факультет и занимающегося почти 30 лет механикой, пихнуть (простите за такое выражение) на 6-й год обучения, я испытывал бы затруднения. Я не понимаю, как можно серьезно верить в то, что студент, окончивший экономический факультет, способен за 720 часов освоить все, что имеется в программе» [18, л. Б6].

Острая дискуссия на совете развернулась и по поводу открытия новой кафедры экономико-математических расчетов. Весьма четкую позицию занял С. В. Валландер: «Экономисты утверждают, что условия для открытия кафедры созрели. Декан В. А. Во-ротилов сформулировал более определенно: он заявил, что условия для открытия кафедры созданы. Это точка зрения В. А. Воротилова, а не комиссии. Комиссия считает, что условия для открытия полнокровной кафедры, которая могла бы быть укомплектована преподавателями, на экономическом факультете не созрели. Но тем не менее комиссия согласна с тем, чтобы просить открыть кафедру, чтобы, имея в составе кафедры высококвалифицированный персонал, лаборантов, научных сотрудников, оживить работу в этом направлении и действовать далее таким образом, чтобы в ближайшее время выбрать заведующего и очень осторожно комплектовать преподавательский состав» [18, л. Б1]. В. А. Воротиловым была даже предложена кандидатура на должность заведующего новой кафедрой — профессора В. В. Новожилова (1892-1970). Но, по мнению С. В. Валландера, «комиссия этой кандидатуры не обсуждала и оставался открытым вопрос о заведующем

S1

кафедрой математической экономики (именно под таким названием комиссия видела новую кафедру — А. Д.). Но для В. А. Воротилова этот вопрос не остался открытым, он начал переговоры с профессором Новожиловым, а комиссия считает, что экономисты одни не должны делать ни одного шага в этом направлении, зачислять каждого преподавателя следует по представлению двух деканов и по личному усмотрению ректора, чтобы не подобрать негодных преподавателей» [18, л. 51]. Опасения С. В. Валландера выглядели по тем временам вполне уместными: доверить чтение математических дисциплин непроверенным людям на факультете, где математике почти не уделялось внимания, было слишком рискованным шагом.

Определенные замечания комиссии были высказаны в адрес учебного плана шестого курса и программы новой специальности. В целом согласившись с ними, в конце обсуждения В. А. Воротилов заключил: «Что касается программ, то это надо принять к сведению. В разработке программ принимали участие такие крупные математики, как Л. В. Канторович и Н. Н. Воробьев ((1925-1995), научный сотрудник ЛОМИ АН СССР — А. Д.). Если этого недостаточно, мы незамедлительно примем меры» [18, л. 69].

Выступавший в прениях И. П. Суслов согласился с тем, что учебный план по шестому курсу подготовлен плохо, заметив следующее: «...но мы не составляли его, этот план составил в основном Леонид Витальевич, потому что в математические дисциплины мы не вмешиваемся, из каких соображений он это сделал — я не знаю» [18, л. 58].

В конце заседания А. Д. Александров так подвел итог обсуждения: «Мне представляется, что появление таких специальностей в университете — это чрезвычайно важная вещь, которая знаменует собой новую эпоху в жизни университета. Ректор Московского университета спрашивал меня недавно, сохраняются ли до сих пор непроходимые рвы и стены между факультетами — и я ему с гордостью ответил: нет, вот у нас есть такая действенная связь между математиками и экономистами, между математиками и лингвистами. Таким образом, университет из собрания несвязанных между собой факультетов превращается в организацию, где факультеты начинают взаимодействовать друг с другом. Это имеет для нашей науки очень большое значение и открывает для нас блестящее будущее. В этом смысле усилия всех участников этого дела заслуживают самой высокой оценки» [18, л. 66].

В принятом советом постановлении подчеркивалось, что Ученый совет «отмечает своевременность и актуальность развития этого направления. На Экономическом факультете в течение текущего учебного года в развитие нового направления проделана значительная работа, а именно: учебный процесс на вновь открытом отделении экономико-математических расчетов идет удовлетворительно. Отделение имеет учебный план. Лекционные курсы обеспечены преподавательским составом; на факультете функционирует математический семинар преподавателей.

В учебный план всех отделений факультета дополнительно включены дисциплины математического цикла — линейная алгебра, линейное программирование, электронносчетная техника, применение математических методов и электронно-счетной техники для планирования и экономического анализа.

Учитывая настоятельную потребность в специалистах нового профиля, факультет организует для обучения в будущем учебном году группу математической подготовки экономистов, оканчивающих университет в текущем году (6-й курс).

На факультете организована лаборатория экономико-математических расчетов, а также организован и функционирует студенческий кружок по применению математических методов в экономических расчетах» [18, л. 1].

В постановлении Ученого совета ЛГУ, в частности, отмечалось: «.2. Предложить декану экономического факультета и декану математико-механического факультета обеспечить преподавательский состав курсов на отделении экономико-математических расчетов наиболее квалифицированными преподавателями. 4. Рекомендовать при чтении курса истории экономических учений на отделении экономико-математических расчетов уделять больше внимания зарубежным экономическим теориям, связанным с использованием высшей математики. 10. Просить ректорат возбудить ходатайство перед МВО СССР об учреждении штатов кафедры экономико-математических расчетов на экономическом факультете с будущего учебного года. Комплектование кафедры осуществить из числа лиц, проявивших способности к успешной работе в области новой специальности с ведома лично ректора и при обязательном согласовании каждой кандидатуры с руководством как экономического, так и математико-механического факультетов. Считать целесообразным предусмотреть прием по новой специальности в текущем учебном году» [18, л. 16-17].

Первым шагом было создание в 1959 г. лаборатории экономико-математических расчетов (позже — методов). Ее возглавил В. И. Котелкин. О первых годах ее деятельности говорится в статье зав. лабораторией В. П. Бахраха [1]. На заседании совета факультета 29 августа 1959 г. В. И. Котелкин объяснял, что задача лаборатории, во-первых, состоит в том, чтобы овладеть циклом математических дисциплин, применяемых в экономике. В этом плане она — часть работы ленинградских математиков, возглавляемых Л. В. Канторовичем. Во-вторых, задача лаборатории — разработка вопросов применения математики в экономике и отыскание пути составления оптимального плана [19, л. 2]. (Лаборатория просуществовала на факультете до 1991 г., а затем была ликвидирована в связи с новыми экономическими условиями. Ее история и анализ выполнявшихся работ — дело будущего исследования.)

В докладе В. А. Воротилова «О задачах факультета в новом году» на заседании Ученого совета Экономического факультета 29 августа 1959 г. отмечалось, что «для пропаганды нового направления необходимо организовать лекторий по применению математики в экономике», кроме этого, подчеркивалось: «.надо теоретически обосновать возможность применения математики в экономике, обосновать предмет, обособиться от буржуазной эконометрики.» [17, л. 2].

Первоначально преподавание на 6-м курсе должно было быть организовано несколько иначе. Об этом свидетельствуют варианты учебного плана, опубликованные в сборнике и предоставленные преподавателем шестого курса Л. И. Горьковым из его личного архива. В записке А. Д. Александрова на имя начальника главного управления университетов, экономических и юридических вузов М. А. Прокофьева от 26 февраля 1959 г. говорится: «Ленинградский ордена Ленина Государственный университет имени А. А. Жданова просит разрешить организацию в Ленинградском университете в 1959/60 учебном году курсов повышения математической подготовки экономистов (выделено нами. — А. Д.) в количестве 20-25 человек. Группу предполагается организовать на экономическом факультете из лиц, оканчивающих в текущем учебном году этот факультет (статистиков, политэкономов, плановиков и экономистов сельского хозяйства). Обучающихся в группе предлагается обеспечивать на общих основаниях общежитием и стипендией как студентов 5-го курса, по окончании они получат дополнительно к диплому справку о прохождении соответствующих математических дисциплин. Организация названной группы вызывается возникающими потребностями (которые в дальнейшем, безусловно, будут быстро возрастать) в экономистах, владеющих математикой, для работ в научных учреждениях и отраслях народного хозяйства. Окончивших группу предполагается направить

для работы в лаборатории научно-исследовательских институтов (например, в Лабораторию по применению статистических и математических методов в экономике Сибирского отделения АН СССР), в госбанки, совнархозы и крупнейшие предприятия.

Учебный план для названной группы предполагается следующий:

Из 34 рабочих недель выделяется для практики в счетно-вычислительном центре Университета 6 недель. В течение 28 недель будут прочитаны следующие дисциплины:

1. „Математический анализ“ — 120 часов, читает доц. Сафронова Г. П.

2. „Линейная алгебра и аналитическая геометрия“ — 140 часов, читает доц. Боровский.

3. „Теория вероятностей и математическая статистика" — 80 часов, читает доц. Петров В. В.

4. „Линейное программирование“ — 60 часов, читает доц. Рубинштейн Г. Ш.

5. „Электронная счетная техника“ — 50 часов, читает доц. Балуев А. Н.

6. „Исследование операций и введение в теорию игр“ — 60 часов, читает доц. Воробьев Н. Н.

7. „Динамическое программирование“ — 60 часов, читает доц. Воробьев Н. Н.

8. „Применение математических методов и электронных машин в планировании и экономическом анализе“ — 100 часов, читает член-корр. АН СССР, проф. Канторович Л. В.

9. Спецкурс — „Ценообразование в СССР“ — 70 часов, читает д-р экон. наук Павлов П. М.

10. Спецкурс — „Экономические модели“ — 60 часов, читает член-корр. АН СССР, проф. Канторович Л. В.» [11, с. 84-85].

Другой вариант плана (сохранившийся в личном архиве Л. И. Горькова) несколько отличался набором дисциплин и преподавателей:

1. «Математический анализ» — 120 часов — Сафронова Г. П.

2. «Линейная алгебра и аналитическая геометрия» — 140 часов.

3. «Теория вероятностей и математическая статистика» — 80 часов — Петров В. В.

4. «Линейное программирование» — 80 часов — Рубинштейн Г. Ш.

5. «Электронная счетная техника» — 50 часов — Балуев А. Н.

6. «Исследование операций и введение в теорию игр» — Воробьев Н. Н.

7. «Динамическое программирование» — 60 часов — Воробьев Н. Н.

8. «Применение математических методов и электронных машин в планировании и экономическом анализе» — 100 часов — член-корр. АН СССР, проф. Канторович Л. В.

9. «Ценообразование в СССР» — 20 часов — доц. Цапкин Н. В.

10. «Экономические модели» — 30 часов.

11. Спецкурс — «Применение математических методов в экономике сельского хозяйства» — 12 часов — Сыроежин И. М.

12. Производственная практика — 4 недели — член-корр. АН СССР, проф. Канторович Л. В., Рубинштейн Г. Ш., Воробьев Н. Н.

13. Задачи на массовое обслуживание — 10 часов — Воробьев Н. Н.

Итого 762 часов

Однако окончательный вариант подготовки на 6-м курсе был иным — из него исчезли все чисто экономические дисциплины.

Все преподаватели 6-го курса были с Математико-механического факультета. В. А. Зал-галлер читал курс «Аналитическая геометрия и линейная алгебра», «Математический

анализ» преподавал Я. Л. Игнатович (1919-1977), курс «Теория вероятностей» — И. А. Ибрагимов (позже академик РАН (1997)), «Линейное программирование» — Г. Ш. Рубинштейн (1923-2004), семинары вели Л. И. Горьков и А. А. Корбут. Курс «Электронно-счетная техника» читал М. К. Гавурин (1911-1992), «Динамическое программирование» — И. В. Романовский. Сам Л. В. Канторович читал курс «Применение математических методов в экономике», который был построен на основе своей недавно вышедшей книги «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов» [8].

Для продолжения обучения были отобраны студенты, окончившие полный курс Экономического факультета. Эти студенты уже закончили пятилетнее обучение и получили дипломы. Таких было 25 человек. К ним добавились прикомандированные из Москвы, из других вузов Ленинграда, были два гражданина Чехословакии. Всего же выпускников курса насчитывалось 38 человек. Среди москвичей — будущие академики АН СССР А. И. Анчишкин (1933-1987) и С. С. Шаталин (1934-1997). В числе занимающихся на шестом курсе были и преподаватели вузов города — двери были открыты для всех желающих.

Занятия проходили очень интенсивно: шесть дней в неделю по 6-8 часов ежедневно. Студенты выполняли домашние задания, а обучение завершилось производственной практикой. Группа студентов проходила практику в Ленинградском высшем инженерно-морском училище им. С. О. Макарова, решая задачу по составлению оптимального плана расстановки пассажирских судов по линиям морского пароходства. Другая группа работала в содружестве со специалистами ЦНИИ морского флота, решая похожую задачу. Еще одна группа занималась составлением оптимального плана тракторных работ по материалам колхоза им. Первого мая Гатчинского района Ленинградской области. Четвертая группа изучала возможности улучшения использования производственных мощностей в цехе Завода резинотехнических изделий [9, с. 166-167].

В октябре 1959 г. Ученый совет факультета принял решение о проведении большой межвузовской научной конференции по применению математики в экономике, в оргкомитет которой вошли В. В. Новожилов, И. В. Котов, И. М. Сыроежин, Л. С. Каминский, А. А. Корбут [19, л. 9].

17 марта 1960 г. на заседании Ученого совета Экономического факультета обсуждался вопрос об открытии кафедры экономико-математических расчетов. Было решено организовать кафедру в следующем составе: канд. экон. наук И. В. Котов (1920-2000), канд. физ.-мат. наук Л. М. Абрамов (1931-1995), И. М. Сыроежин (1933-1983) [19. Л. 43]. Через шесть лет коллектив кафедры, кроме И. В. Котова, Л. М. Абрамова, И. М. Сыроежина, включал Н. Н. Воробьева (1925-1995), К. А. Горькову, И. М. Давыдову, Б. И. Кузина (1936-2008), С. М. Микулинскую, Л. П. Мясникову, Т. Н. Первозванскую, Б. Г. Серебрякова (1935-1970), Г. В. Шалабина.

Для того чтобы составить представление о первых шагах подготовки экономистов-математиков, приведем учебный план специальности «Экономико-математические расчеты» (копия плана сохранилась в личном архиве Л. И. Горькова и любезно им предоставлена):

1. Диалектический и исторический материализм (140 часов).

2. История КПСС (224).

3. Политическая экономия (300).

4. История экономических учений (72).

5. Экономика промышленности и транспорта (100).

6. Экономика сельского хозяйства (60).

7. Организация и планирование машиностроительных предприятий (140).

8. Планирование народного хозяйства (120).

9. Общая теория статистики (100).

10. Экономическая статистика (100).

11. Бухгалтерский учет и анализ (100).

12. Технология важнейших отраслей промышленности (100).

13. Иностранный язык (360).

14. Физическое воспитание (136).

15. Математический анализ (300).

16. Аналитическая геометрия и линейная алгебра (200).

17. Элементарная счетная техника (70).

18. Теория вероятностей и математическая статистика (120).

19. Введение в современный анализ (80).

20. Линейное программирование (80).

21. Электронная счетная техника (70).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Динамическое программирование (90).

23. Исследование операций и введение в теорию игр (90).

24. Применение математических методов и электр. машин в планировании и экономическом анализе (100).

25. Спецкурсы и спецсеминары по выбору (370).

Подводя итого учебного года, на заседании Ученого совета факультета 2 июня 1960 г.

и. о. заведующего кафедрой И. В. Котов отмечал, что в прошлом учебном году «все основные курсы и специальные курсы на отделении экономико-математических расчетов проводили совместители, сейчас этого быть не может. Для обеспечения учебного процесса в будущем учебном году пришлось самим взяться за это дело и поручить подготовку курсов по математике членам кафедры и лаборатории» [19, л. 62]. Выступивший на этом заседании В. В. Новожилов подчеркивал, что было бы лучше всем, если бы занятия по математике проводились не только математиками, но и экономистами — это позволит быстрее освоить методы. Кроме того, Новожилов настаивал на том, что преподаватели должны обязательно проводить вторую половину дня в лаборатории, занимаясь научными исследованиями [19, л. 62]. На этом заседании Д. К. Трифонов (1904-1982) усомнился в необходимости выделять кафедру в самостоятельное подразделение, отдельно от лаборатории. В ответ на это возражение Котовым было сказано, что речь идет о двух самостоятельных подразделениях с разными задачами [19, л. 63].

Почти сразу сотрудники новой кафедры стали активно использовать передовой зарубежный опыт, чему способствовали поездки в США И. М. Сыроежина, Б. Г. Серебрякова, Г. В. Шалабина. Так, например, в сентябре 1964 г. на кафедре обсуждался доклад И. М. Сыроежина «Преподавание экономико-математических дисциплин в вузах США» по результатам его поездки в 1963-1964 гг. и было принято решение о продолжении контактов с учеными США! [16, л. 3].

Выпускники 6-го курса регулярно проводили памятные встречи, последняя из которых состоялась 25 сентября 1985 г. и была посвящена 25-летию со дня его окончания. И это не случайно — 6-й курс дал путевки в жизнь многим. На этой встрече присутствовал и уже смертельно больной Л. В. Канторович — визит его был одним из последних в наш город [15].

Еще раз подчеркнем, что именно благодаря большой энергии и энтузиазму Л. В. Канторовича был получен совершенно новый опыт, оказавший значительное воздействие на развитие экономической науки и в Ленинграде (Петербурге), и во всей стране.

Прошло уже 50 лет с того времени, когда впервые в стране было открыто новое отделение экономико-математических расчетов. Благодаря этому был осуществлен серьезный прорыв в подготовке выпускников, вооруженных современными методами анализа. Кроме того, это дало возможность легально проникать в советскую экономическую науку математическому инструментарию и неоклассическим концепциям моделирования производства и потребления.

1. Бахрах В. П. Современные математические методы в хозяйственной практике // Вестник Ленингр. ун-та. 1961. № 11. Вып. 2. С. 157-159.

2. Бухвалов А. В., Дмитриев А. Л. Институциональные аспекты формирования экономико-математического направления в Петербурге // Российская и европейская экономическая мысль: опыт Санкт-Петербурга. 2006. СПб., 2007. С. 318-349.

3. Бухвалов А. В., Дмитриев А. Л. Л. В. Канторович и шестой курс экономического факультета ЛГУ в 1959 году в русле становления экономической науки в России // Петербургская академия наук в истории академий мира: Материалы международной конференции 28 июня - 4 июля 1999 г. СПб., 1999. Т. 4. С. 208-224.

4. Вирченко М. И. Начиная с VI курса // ЭКО. 1987. № 1. С. 97-101.

5. Внеочередной XXI съезд КПСС: Стенографический отчет. М., 1959. Т. 2. 615 с.

6. Всемирная история экономической мысли. М., 1997. Т. 1. Ч. 1. 784 с.

7. История преподавания и развития статистики в Петербургском—Ленинградском университете (18191971 гг.) / Под ред. И. В. Сиповской, И. П. Суслова. Л., 1972. 140 с.

8. Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М., 1959. 344 с.

9. Котов И. В., Котелкин В. И. Математические методы в планировании и организации производства // Вестн. Ленингр. ун-та. 1960. № 17. Вып. 3. С. 166-167.

10. Леонид Витальевич Канторович: человек и ученый. Новосибирск, 2002. Т. 1. 543 с.

11. Леонид Витальевич Канторович: человек и ученый. Новосибирск, 2004. Т. 2. 614 с.

12. Несмеянов А. Н. Наука и строительство коммунизма // Коммунист. 1959. № 1. С. 53-69 .

13. Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова. Век во благо России. 1907-2007. М., 2007. 199 с.

14. Сидоровский Л. Где же совесть, профессор? // «Ленинградское дело». Л., 1990. С. 386-399.

15. Шалабин Г. В. Юбилейная конференция в ЛГУ // Экономика и математические методы. 1986. Т. 22. Вып. 3. С. 560-562.

16. Центральный государственный архив С.-Петербурга (ЦГА СПб.). Ф. 7240. Оп. 15. Д. 924.

17. ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 15. Д. 2326.

18. ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 15. Д. 2330.

19. ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 15. Д. 2823.

Статья поступила в редакцию 25 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.