Научная статья на тему 'Становление академической мобильности в процессе реформ российского образования'

Становление академической мобильности в процессе реформ российского образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / EDUCATIONAL REFORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костина Екатерина Алексеевна

В статье освещается краткая история зарождения и развития академической мобильности преподавателей и студентов в сфере российского профессионального образования. Изучаемый период охватывает временной отрезок, начиная с X века нашей эры и до наших дней. Автор рассматривает академическую мобильность как один из важнейших элементов создаваемой в процессе государственных реформ системы образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of academic mobility in the process of reformation of Russian education

The article highlights the short history of the origin and development of professors and students academic mobility in the sphere of Russian professional education. The study period covers the time interval starting from the 10th century up to the present day. The author considers academic mobility as one of the most important elements of the Russian educational system created in the process of state reforms.

Текст научной работы на тему «Становление академической мобильности в процессе реформ российского образования»

ISSN 1029-3388

Костина Е.А.

СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарождение образования на Руси ученые связывают с реформаторской деятельностью в X веке киевского князя Владимира, в первую очередь, с принятием христианства, которое ускорило процесс развития письменной культуры древнерусского общества.

Появление целостной государственной политики в образовании связано с мерами, предпринятыми Иваном Грозным в XVI веке к развитию школьного обучения в России.

В правление Бориса Годунова в начале XVII века были разработаны планы открытия целого ряда школ, для чего боярам предлагалось приглашать преподавателей из Англии, Германии, Испании и Франции. Детей из знатных семей отправляли за границу для обучения языкам и наукам. Эти идеи поддержали в дальнейшем и первые представители династии Романовых.

В царствование Федора Алексеевича Романова (годы правления 1676 - 1682) прославились западноевропейские инженеры, мастера, художники. Но их опыт и знания царь использовал для обучения россиян, добиваясь, чтобы они превзошли учителей [11].

Прогрессивным изменениям в России в немалой степени способствовала деятельность Петра I (годы правления 1682 - 1725 гг.), одного из самых выдающихся представителей правящей династии Романовых. Петр I осознал огромное значение профессионального образования, так как Россия нуждалась в высококвалифицированных специалистах в различных отраслях производства [1]. Практика привлечения зарубежной профессуры в Россию и обучения студентов в вузах зарубежья была введена Петром I. Трудно переоценить значение создаваемой системы для развития образования в России и для усиления роли российского государства на европейской арене [7].

В 1701 году в Москве, в Сухаревой башне под руководством профессора Форвар-сона из Абердинского университета (Шотландия) открылась первая в стране школа математических и навигационных наук, где изучались математические науки, навигация, астрономия и общеобразовательные дисциплины.

В 1707 году в Москве при военном госпитале была создана хирургическая школа, во главе которой стоял голландский доктор Николай Бидлоо [11].

Множество иностранцев выписывалось в Россию для просвещения россиян, несколько тысяч россиян были отправлены за границу для изучения разных наук. В конце 1696 года был опубликован указ об отправке в другие государства для изучения различных наук 61 человека; с этого момента началась регулярная практика отправки юношества на учебу за границу. Из первых отправленных в количестве 61 человека 39 ехали в Италию, 22 - в Голландию и Англию. Из них 23 отправленных были княжеского рода.

Инструкция для учеников с изложенной программой обучения была составлена Петром I лично. В число обязательных наук включались навигация и кораблестроение. По результатам обучения выдавались специальные дипломы-свидетельства иностранных учителей. Посланный за границу также был обязан:

22

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

1) обучить овладеваемой специальностью прикрепленного солдата или сержанта;

2) нанять на русскую службу двух высококлассных кораблестроителей.

Таким образом, общее число обученных за границей составляло 122 человека. В дальнейшем подобная практика обучения за рубежом стала систематической [5].

Так, в 1716 году приказано было послать в Кенигсберг 40 подьячих в возрасте 15 - 20 лет на обучение под присмотром надзирателя и обучать их там на немецком языке.

В 1724 году 22 ученика морской и артиллерийской школ были отправлены в Швецию для обучения горному делу в рудниках.

Учиться за границу зачастую отправляли в принудительном порядке. Обучаемых требовалось подготовить для работы по определенной профессии: моряка, офицера и других специалистов. Об общем развитии человека речи не велось. Всего за эпоху Петра западное образование получили около тысячи российских поданных.

Академия Наук была мечтой и целью Петра I. Но открыта она была в Петербурге уже после смерти Петра I в период правления (1725 - 1727 гг.) Екатерины I (Екатерины Алексеевны, супруги Петра I). Но еще при его жизни, в 1724 году, был разработан и опубликован Устав Академии, из Западной Европы пригласили крупных ученых, заказали оборудование, провели соответствующие мероприятия по организации учебного заведения. Приезжающих академиков принимали с большим вниманием. Среди приглашенных для работы в Российской Академии Наук были математики братья Бернулли, Гольдбах (будущий конференц-секретарь Академии Наук), студент Миллер (будущий историограф) [11].

Позже при Академии в Петербурге открыли первый российский университет и гимназию, где иностранные ученые готовили русских специалистов [4]. В основном из Германии приглашали профессоров, среди которых были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Академическая гимназия включала в себя два отделения: немецкое (младшие классы) и латинское (старшие классы). В связи с тем, что учителями в гимназии были немцы, в младших классах обучение проходило на немецком языке, а в старших - на латинском с помощью немецкого. В академический университет из Германии пригласили не только профессоров, но и восемь студентов, чтобы компенсировать недостаток российских учащихся. Обучались эти студенты за государственный счет.

В 1736 году в годы правления (1730 - 1740) Анны Иоанновны будущий великий ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов был отправлен в Германию для продолжения образования и подготовки к научной деятельности. Впоследствии М.В. Ломоносов и его соратники оказали внимание опыту западно-европейских стран.

В Морском кадетском корпусе в Петербурге математика и морская наука долгое время преподавались на английском языке англичанином, а на начальном этапе основания училища все учителя были англичане, практически не знавшие русский язык.

Пажеский Его Императорского Величества корпус был учрежден в Петербурге в царствование Елизаветы Петровны в 1750 году по плану француза барона Шуди, который и был назначен гофмейстером пажей.

В Московском университете, основанном в 1755 году, лекции читались на французском и латинском языках. В гимназии при Московском университете география и история велись на немецком и французском языках, т.к. преподавателями этих предметов были иностранцы, не знавшие русского языка. Всего в гимназии было 36 преподавателей, из них - 20 иностранцев, 16 русских. Первым директором гимназии был венгр Шадень,

23

ISSN 1029-3388

вторым и третьим - немцы Маттие и Мелльман.

Учитывая изложенное выше, понятна обеспокоенность В.Н. Татищева (1686 - 1750 гг.), русского государственного деятеля, о необходимости подготовки отечественных учителей [6].

Екатерина II (годы правления 1762 - 1796) действовала в духе Петра Великого. Также целью своего царствования она поставила просвещение России и также всеми средствами старалась передать своему народу образованность европейцев, приглашая зарубежных специалистов. Например, с 1782 года в Комиссии об учреждении народных училищ работал известный австрийский педагог Ф.И. Янкович.

Екатерина II продолжила практику обучения юношества за рубежом, причем кое в чем эта практика напоминала нынешнюю: претендовать на обучение и путешествие за счет казны могли лишь лучшие из лучших, например, медалисты петербургского Морского кадетского корпуса.

В Санкт-Петербурге и Москве было довольно много частных школ, содержащихся необразованными иностранцами. В 1780х гг. в Санкт-Петербурге было основано 23 частных пансиона, где преподавали 72 учителя, русских из которых было всего 20 человек. Домашним обучением и воспитанием детей привилегированных сословий занимались также преимущественно приглашенные иностранцы.

С целью подготовки русских учителей в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, через три года от которого отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института. Стажировка молодых ученых в европейских университетах стала неотъемлемой частью подготовки будущих университетских преподавателей [13].

При Александре I (годы правления 1801 - 1825) были открыты Казанский и Харьковский университеты. И снова из-за отсутствия достаточного количеств русских преподавателей латинского и греческого языков пришлось выписывать специалистов из-за рубежа (главным образом, чехов); недостатком их преподавания являлось незнание ими русского языка и русской школы [8].

С 1817 года система образования начала заметно отходить на консервативные позиции. Либеральные университеты были лишены многих академических свобод; практически они были разгромлены. После смерти Александра I и восстания декабристов реакционеры продолжали ослаблять российскую систему образования.

Пришедший к власти Николай I (1825 - 1855) четко осознавал, что бороться с революционными и либеральными идеями необходимо, в первую очередь, в школах и университетах. В результате, в вузах отменили выборность ректоров, проректоров и профессоров: теперь кандидаты на эти должности назначались Министерством народного просвещения. Были резко сокращены поездки профессуры за границу, приостановлен выезд российских абитуриентов в Европу, поднята стоимость обучения, в результате чего количество студентов в России значительно сократилось - высшее образование стало недоступно для всех «простолюдинов».

Тем не менее, в 1827 году академик Егор Иванович Паррот (Георг Фридрих, немец по национальности, работал в России) обосновал необходимость иметь в университетах Российской империи русских профессоров. Он предложил по окончании учебы в вузе всем студентам стажироваться в иностранных университетах для усовершенствования себя в науках избранного ими факультета. Срок командировки устанавливался в три года с ежеквартальным предоставлением отчетов о занятиях. Целью командировки являлась

24

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

подготовка к профессорскому званию по тем наукам, в которых университет особо нуждался. Лица, прошедшие стажировку в зарубежном университете, обязаны были по возвращении проработать в своем вузе не менее 6 лет [14].

В либеральную эпоху Александра II (годы правления 1855 - 1881) среди осуществленных реформ значительное место занимает перестройка российского образования. Одним из либералов среди министров Александра II был Александр Васильевич Головнин, назначенный к управлению Министерством народного просвещения.

Проанализировав ситуацию с качеством подготовки в высшей школе, А.В. Головнин указал на необходимость подготовки «хороших преподавателей» [13, с. 89]. Лучшим средством, по мнению министра народного просвещения, пополнить и совершенствовать профессорский состав была стажировка за границей молодых кандидатов и магистров, отобранных Министерством. А.В. Головнин был уверен, что если в течение трех лет отправлять за границу по 30 молодых ученых в год, то к 1867 году российские университеты пополнятся молодыми профессорами в количестве 90 человек, и эта профессура внесет в университеты новую жизнь, и кафедры, по выбору Министерства, возглавят достойнейшие. Идея А.В. Головнина была одобрена, и в течение 1862 года Министерство народного просвещения отправило за границу не 30, а 46 кандидатов в профессора [13]. Подобные командировки благотворно влияли на развитие науки и высшего образования [12].

Необходимыми мерами министр просвещения также считал:

- приглашение известных иностранных ученых для чтения лекций в российских университетах;

- обучение лучших студентов на педагогических курсах Дерптского университета в Эстонии для подготовки гимназических учителей.

Отметим, что процесс подготовки специалистов в зарубежных вузах был двусторонним, например, в российских учебных заведениях обучались иностранные студенты, в частности, поляки, которые потом «с честью служили ... Престолу и Отечеству» [9].

В результате большевистской революции в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. В этой связи очень сильно пострадала вузовская профессура, т.к. советская власть особенно боялась «дурного» влияния старых, «буржуазных» специалистов на образование. Профессорский состав постоянно подвергался «чистке», все время был под жестким идеологическим контролем, людей высылали, арестовывали по выдуманным обвинениям, убивали (например, поэт Н.С. Гумилев был арестован и расстрелян по сфабрикованному «делу Таганцева» - профессора, выдающегося русского юриста). В 1928 году были вакантны около четверти позиций профессоров и ассистентов высших учебных заведений [7].

С другой стороны, 16 октября 1923 года, П.И. Новгородцев, М.М. Новиков, А.А. Кизеветтер и др. (русские профессора и общественные деятели) официально открыли Русский народный университет (РНУ) при пражском Объединении российских земских и городских деятелей в Чехословакии. В задачи университета входило:

- оказание помощи в получении полноценного высшего образования русским студентам, обучавшимся в чехословацких вузах;

- ознакомление граждан Чехии и Словакии с русской культурой, историей и искусством. Для этого в Праге и в провинции читались лекции, устраивались исторические концерты и литературные вечера.

Среди преподавателей университета были известные русские ученые, представи-

25

ISSN 1029-3388

тели гуманитарных и естественных наук: историки А.А. Кизеветтер, А.В. Флоровский, Д.Н. Вергун, И.И. Лаппо, Б.А. Евреинов, П.А. Остроухов, С.Г. Пушкарев, экономисты П.Б. Струве, П.Н. Савицкий, философы С.Н. Булгаков, Н О. Лосский, И.И. Лапшин, литературоведы Е.А. Ляцкий, А.Л. Бем, лингвист С.И. Карцевский, историк искусства Н.Л. Окунев и многие другие.

Обучение в Русском народном университете велось на 5 отделениях:

1) общественных наук (заведующий - профессор Н.С. Тимашев);

2) историко-филологическом (заведующий - профессор А.А. Кизеветтер);

3) естественных и прикладных наук (заведующий - профессор Н.М. Могилянский);

4) по изучению Чехословацкой социалистической республики (заведующий - профессор Ю.И. Поливка);

5) курсов русского и иностранных языков (заведующий - профессор Е.А. Ляцкий).

В Чехии, Моравии, Словакии и Подкарпатской Руси преподавателями РНУ с успехом читались лекции и доклады, велись кружки. Филиалы университета были основаны в разных городах Чехословакии.

В годы мирового экономического кризиса произошло:

- почти полное прекращение субвенций чехословацкого правительства;

- естественное уменьшение притока российских студентов-эмигрантов ввиду закрытия границ СССР.

Данные обстоятельства привели к реорганизации университета. Он был переименован в «Русский свободный университет». Осенью 1933 г. при нем было основано Русское научно-исследовательское объединение (НИО), куда вошло большинство русских ученых, проживающих в Чехословакии и продолжающих активную научную работу.

Главными задачами Русского свободного университета после его преобразования были провозглашены:

- научно-исследовательская деятельность;

- учебно-просветительская работа;

- деятельность, направленная на культурное сближение с чешским и словацким обществом.

Таким образом, в условиях убывания русских слушателей акцент переместился с учебной на научную деятельность, которая признавалась особенно важной.

Работа собственно РСУ теперь все более сосредоточивалась вокруг «семинариев». К 1938 г. состав их определялся следующим образом: экономическая жизнь (профессор Д.Н. Иванцов), геополитика и философия права» (профессор А.Н. Фатеев), история экономического быта (профессор П.А. Остроухов), изучение Ф.М. Достоевского, русский язык и литература (доктор А.Л. Бем), общие вопросы естествознания, этнографии и евгеники (професоор М.М. Новиков), изучение современной России (по каждой области свой руководитель), изучение психоанализа (доктор Н.Ф. Досужков). Кроме того, были организованы кружки по изучению мировой войны (генерал В.В. Чернавин), Подкарпатской Руси (професоор Д.Н. Вергун), современной русской литературы (доктор К.А. Чхеидзе), эстетический (професоор И.И. Лапшин).

РСУ успешно справлялся со всеми направлениями своей деятельности. В научно-исследовательской сфере университет к 1938 году выполнил в основном главные задачи, стоявшие перед ним:

1. Хранение принципов русской свободной науки;

2. Объединение русских ученых, проживающих в Чехословакии и ведущих актив-

26

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

ную научную работу;

3. Печатание научных трудов своих членов и широкое с ними ознакомление иностранных ученых;

4. Взаимное ознакомление членов со своими работами и взаимное содействие и поддержка научной деятельности;

5. Привлечение к научной деятельности новых кадров молодых русских ученых;

6. Организация публичных докладов и съездов русских ученых; делегирование своих членов на международные конгрессы.

В начале 1942 г. по решению руководства Чехословакии прежнее наименование «Русский свободный университет» было заменено на другое - Русская ученая академия в Праге.

В годы второй мировой войны научно-педагогическая и культурно-просветительная деятельность Русской ученой академии в Праге уже не могла претендовать на свободный и независимый характер, опираясь на принципы, провозглашенные при создании университета; она все более подчинялась требованиям политической ситуации [10].

Трудно и непросто развивалась высшая школа Советского Союза в годы довоенных пятилеток на местах. Но был и положительный опыт. Одним из крупнейших вузов страны был Саратовский государственный университет, основанный в 1909 году. В 1920х годах коллегия Главпрофобра (Главное управление профессионального образования) неоднократно рассматривала вопрос о работе Саратовского университета. Главпрофобр отмечал большие успеха университета, особо подчеркивая плодотворную научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского коллектива и необходимость предоставления ученым командировок с целью ознакомления с достижениями ученых в других городах и странах [2].

В 1950-х годах Советским Союзом была запущена программа обмена, по которой юношество направлялось за зарубежными дипломами. В то время когда многие будущие чиновники из стран Организации варшавского договора (ОВД) и других государств -союзников Советского Союза (от Анголы и Кубы до КНДР и Вьетнама) получали образование в СССР, советские студенты выезжали в Китай, Венгрию, Польшу, Болгарию и так далее, причем неизменно за счет принимающей стороны. В гораздо меньшем объеме распространялась эта практика и на капиталистические страны, в том числе США.

Начиная с 1988 года обучать и переобучать кадры в западных «школах бизнеса» стали гораздо активнее, получив на выходе как новых специалистов, знакомых с тонкостями рыночной экономики, так и «невозвращенцев». Чтобы снизить количество «невозвращенцев» и вовсе пресечь практику обучения за счет государства, от которой государству не достается ничего, новая схема предполагает заключение с соискателем специального контракта. Если выпускник примет решение не возвращаться в Россию, то должен будет выплатить сумму, в два раза превышающую потраченные на него средства. Указ, из которого все это следует, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 28 декабря 2013 года «в целях сохранения и приумножения научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров» Российской Федерации [3].

Академическая мобильность преподавателей и студентов учреждений высшего профессионального образования является сегодня одним из ключевых показателей качества обучения и профессиональной подготовки выпускников вузов. Кроме того, академическая мобильность - одно из основных условий интеграции российского высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство.

27

ISSN 1029-3388

Литература

1. Ващенко А.А., Шилина Е.В., Развитие и реформирование образования в России. X - XIX вв.: Монография. Волгоград: ПринТерра, 2006. 240 с.

2. Демидова Е.И., Исторический опыт и проблемы реформирования советской высшей школы. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006. 144 с.

3.Запускается программа обучения россиян за границей // http://last24.info/ read/2014/01/20/3/3126

4. История педагогики (краткий конспект) // http://www.mylect.ru/pedagog/pedagogik-history/492-short-history-pedagogik.html?start=14

5. История Российского образования // http://www.educationsystems.info/item1667.

html

6. Каптерев П.Ф., История русской педагогики. Петроград: Книжный склад «Земля», 1915.768 c.

7. Леонтьев А.А., История образования в России от древней Руси до конца ХХ века // http://www.ateismy.net/mdex.php?option=com_content&view=artide&id=459:2010-12-17-16-53-33&catid=36:history&Itemid=111

8.Образовательные реформы // http://www.newreferat.com/ref-16712-1.html

9. Представление министра народного просвещения в Комитет министров 16 марта 1865 г. об отмене ограничения в приеме воспитанников польского происхождения в учебные заведения Министерства народного просвещения. СПб., 1865. С. 2, 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Русский свободный университет в Праге // http://www.runivers.ru/doc/ d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=150935

11. Сайгушев Н.Я., Реформы образования в России: исторический аспект: учеб. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2012. 124 с.

12. Соболева Е.В., Организация науки в пореформенной России. Л., 1983. С. 221, 224.

13. Стафёрова Е.Л., А.В. Головнин и либеральные реформы в просвещении (первая половина 1860 гг.): научная монография. М.: «Канон+» ЗЩЩИ «Реабилитация», 2007. 512 с.

14.Цапко Ж.Б., Зарождение института академической мобильности в Российской империи // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. N° 2. С. 222-226.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.