Научная статья на тему 'Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России'

Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3619
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / STANDARDIZATION OF SOCIAL SERVICES / STANDARDS OF SOCIAL SERVICES / QUALITY OF SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинина Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию проблем стандартизации социального обслуживания населения в России на федеральном, региональном и уровне социальных служб. В настоящее время приоритетным направлением деятельности многих организаций и учреждений социальной сферы является повышение качества предоставляемых услуг, процесса социального обслуживания населения, стандартизация объемов, форм, видов услуг, их качества и процесса обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standards organizations as a basis for improving the quality of social services in modern Russia

Article is devoted to the problems of standardization of social services in Russia at the federal, regional and level of social services. Currently, priority for many organizations and social institutions is to improve the quality of services provided, the process of social service, standardization of volumes, shapes and types of services, quality and service process.

Текст научной работы на тему «Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России»

7. Религия. История и современность: учебник для вузов / под ред. Ш. М. Мунчаева. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 264 с.

8. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2007. 432 с.

9. Стурова М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности: учеб. пособие. М.: Тип. Академии управления МВД России, 2004. 76 с.

10. Таевский Д. А. Христианские ереси и секты 1-ХХ1 веков: слов. М.: 1пЬ^а, 2003. 320 с.

11. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. / ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) [и др.]. М.: Большая рос. энцикл., 1995. Т. 2 л-с. 671 с.

УДК 301.085: 392 ББК С55.473

Ю. А. Калинина

Стандарты организаций как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России

Статья посвящена исследованию проблем стандартизации социального обслуживания населения в России на федеральном, региональном и уровне социальных служб. В настоящее время приоритетным направлением деятельности многих организаций и учреждений социальной сферы является повышение качества предоставляемых услуг, процесса социального обслуживания населения, стандартизация объемов, форм, видов услуг, их качества и процесса обслуживания.

Ключевые слова: стандартизация социального обслуживания, стандарты социальных служб, качество социальных услуг.

Y. A. Kalinina

Standards organizations as a basis for improving the quality of social services in modern Russia

Article is devoted to the problems of standardization of social services in Russia at the federal, regional and level of social services. Currently, priority for many organizations and social institutions is to improve the quality of services provided, the process of social service, standardization of volumes, shapes and types of services, quality and service process.

Keywords: standardization of social services, standards of social services, quality of social services.

В настоящее время одной из актуальных проблем социальной сферы является разработка стандартов организаций. Стандартизация объемов, форм, видов услуг и их качества, процесса обслуживания является приоритетным направлением деятельности многих организаций и учреждений социальной сферы, в том числе и социального обслуживания населения.

Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного ис-

пользования в отношении реально существующих или потенциальных задач [5]. Эта деятельность реализуется в Российской Федерации на основании Концепции развития национальной системы стандартизации, где определены ключевые принципы стандартизации [3]:

• добровольность применения стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;

• максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов и др.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики процессов, выполнения работ или оказания услуг.

Деятельность по стандартизации социального обслуживании населения регулируется положениями Федеральных законов (ФЗ) «О техническом регулировании» (2002), «Об основах социального обслуживания населения» (1995), в которых определены категории стандартов, действующих в РФ, их характер и статус. В настоящее время установлены только две категории стандартов: национальный стандарт и стандарт организации. Так, первые являются рекомендациями общероссийского масштаба, а вторые - локальными нормативными актами, обязательными для применения всеми сотрудниками организации, их утвердившей.

В настоящее время в России Фонд системы национальной стандартизации включает 23270 стандартов, из них: стандартов услуг, управления и организации - 504 (2 % от общего числа стандартов) [2]. Деятельность по социальному обслуживанию населения регламентируется пакетом национальных стандартов, который включает 21 действующий, 3 принятых и 4 проекта ГОСТ Р.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995) в статье 6 определено, что социальное обслуживание должно соответствовать стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Пункт 2 этой статьи определяет характер применения стандартов социального обслуживания (добровольный или обязательный) в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, следовательно, каждый субъект РФ вправе определить добровольно либо обязательно на его территории будут соблюдаться положения национальных стандартов социального обслуживания населения.

Недостаточно лишь на добровольной основе применять национальные стандарты социального обслуживания, поскольку это может оказать серьезное влияние на эффек-

тивность социального обслуживания. Исходя из этого, необходимо либо разработать иной механизм применения национальных стандартов, либо утвердить перечень услуг, обязательных для соблюдения требований стандартов и условий договоров.

В настоящее время обязательные для исполнения требования содержат в себе технические регламенты. Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) [4]. На услуги вообще и социальные услуги в частности технические регламенты не разрабатываются.

Представляет интерес тот факт, что ФЗ «О техническом регулировании» не определяет статус территориальноадминистративных стандартов, принятых и действующих на территории многих субъектов РФ. Например, в Алтайском крае -Стандарты качества предоставления государственных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, оказываемых населению Алтайского края за счет средств краевого бюджета (2006); в Респу-

блике Алтай - стандарты социального обслуживания населения Республики Алтай (2009). По-видимому, право на существование и статус территориально-административных стандартов социального обслуживания населения будет определен в ФЗ «О стандартизации», проект которого был разработан в 2008 г. и в настоящее время находится на стадии обсуждения.

Свою нишу в вопросах регулирования процесса социального обслуживания населения, нормирования отдельных видов государственных услуг, определения алгоритма действия специалиста занимают административные регламенты, принятые и действующие на федеральном и регио-

нальном уровнях. Они определяют сроки и последовательность действий (административных процедур); разработаны для повышения качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей этих услуг.

Стандарты организаций необходимы для совершенствования процесса обслуживания, обеспечения качества оказания услуг. Организации самостоятельно устанавливают порядок разработки, утверждения, контроля, реализации и отмены стандартов.

Стандарт организации - это документ, в котором устанавливаются правила осуществления и характеристики процессов производства, оказания услуг. Стандарты организаций могут разрабатываться для следующих типов организаций: благотворительная организация, ассоциация, научная организация, общественная организация, некоммерческая организация, учреждение, предприятие и др. [1; 4].

Организации социального обслуживания, обозначенные в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), среди которых: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания и другие, относятся к таким типам, как «некоммерческая организация», «учреждение», «предприятие».

В 2005 и 2008 гг. в рамках эмпирического исследования «Оценка качества социальных услуг и стандартизация социального обслуживания населения Алтайского края», проводимого кафедрой социальной работы Алтайского государственного университета, было выявлено мнение экспертов о необходимости разработки стандартов организаций. Так, 85 % респондентов отмечают необходимость разработки стандартов организаций.

В стандартах организаций целесообразным представляется разработка требований к: объемам услуг, формам социального обслуживания, видам услуг, порядку и условиям предоставления услуг, качеству услуг, условиям обслуживания, персоналу,

документации, оснащенности учреждений и др.

Организации социального обслуживания разрабатывают и утверждают стандарты организаций на основе ФЗ «О техническом регулировании» (2002) и ГОСТ Р 1.4 - 2004 «Стандарты организаций. Общие положения». В общем случае стандарт организации содержит следующие элементы: титульный лист, предисловие, содержание, введение, нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения (при необходимости) и текст стандарта.

При разработке и утверждении стандартов организаций социального обслуживания представляется важным соблюдение ряда условий, среди которых [1]:

• разработка планов и программ стандартизации организации;

• создание возможностей для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации и потребителей услуг;

• утверждение стандарта приказом руководителя организации за личной подписью в установленном в организации порядке;

• необходимость соблюдения принципа непротиворечивости положениям национальных стандартов;

• отсутствие ограничения срока действия стандартов организации;

• необходимости обязательного соблюдения требований стандарта организации всеми сотрудниками организации с момента введения стандарта в действие.

Организации социального обслуживания заинтересованы в разработке стандартов организаций по нескольким причинам, во-первых, в связи с необходимостью конкретизации положений Национальных стандартов социального обслуживания из-за возможного отсутствия в них специальных, детализированных требований; во-вторых, из-за отсутствия Национальных стандартов социального обслуживания, в которых разработаны требования к социальным услугам для определенных категорий клиентов; в-третьих - возможности учета мнений потребителей социальных услуг, так как при разработке стандартов организаций необ-

ходимо участие всех заинтересованных сторон и др.

К сожалению, в настоящее время существуют проблемы, препятствующие разработке стандартов организаций, среди которых:

• расходы организации (временные, ресурсные), связанные с разработкой стандартов организаций;

• отсутствие системы критериев и показателей оценки результатов на всех стадиях процесса социального обслуживания, качества социальных услуг и т. п. ;

• необходимость обязательного соблюдения положений стандарта всеми сотрудниками организации, утвердившей стандарт и др.

Список литературы

1. ГОСТ Р 1.4 - 2004 Стандарты организаций. Общие положения. Деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в цифрах за 2008 год. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. URL: http:II www.gost.ruIwpsIportalIpages (дата обращения: 08.02.2010).

2. Концепция развития национальной системы стандартизации (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р).

3. Проект Федерального закона «О стандартизации». 2008 г.

4. Руководство ИСО!МЭК 2-2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь».

УДК 301.085: 392 ББК С 55.473

А. А. Кастарная

История становления и развития социального обслуживания в России

Данная статья посвящена вопросу исторического становления и развития системы социального обслуживания в России. Социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю. Автором выделяются основные этапы становления и развития социальной помощи и организации социального обслуживания, а также раскрываются основы современной системы социального обслуживания в России.

Ключевые слова: помощь, социальное обслуживание, система социального обслуживания

A. A. Kastarnaya

History of social service formation and development in Russia

This article is devoted to the question of social service system historical formation and development in Russia. Social treatment is one the forms of constant social protection and has the rich history. The author points the main stages of modern social service system and the development of social help and organization. Also the bases of modern social service system in Russia are revealed.

Keywords: social help, social service, system of social service

Существенной особенностью любого тем, кто не может посредством трудовой

общества, на каком бы этапе развития оно деятельности обеспечить себя, в частности,

ни находилось, является оказание помощи и детям, пожилым людям, инвалидам и дру-

поддержки отдельным группам населения, гим нуждающимся. На протяжении разви-

l5l

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.