Научная статья на тему 'Стандартизация сайтов, официально публикующих нормативно-правовые акты в интернете'

Стандартизация сайтов, официально публикующих нормативно-правовые акты в интернете Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТ / САЙТ / ИНТЕРНЕТ / ПУБЛИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STANDARD / WEBSITE / THE INTERNET / OFFICIAL PUBLICATION OF LAWS AND REGULATIONS / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочков С. И., Кубанков А. Н.

В статье рассмотрены проблемы официального опубликования документов в интернете. На примере Государственной системы правовой информации обоснована необходимость развития правового регулирования деятельности «электронных» средств массовой информации с учетом стандартизации мер по защите от современных угроз информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION OF OFFICIAL WEB PORTALS THAT PUBLISH LAWS AND REGULATIONS ON THE WEB

The article deals with the problems of official on-line publication. Through the example of the State system of legal information it substantiates the necessity for the development of legal regulations of the work of electronic media with due consideration of protection measures against the modern threats to information security. The article the necessity of elaborating technical regulations concerning the architecture of websites that operate as electronic media.

Текст научной работы на тему «Стандартизация сайтов, официально публикующих нормативно-правовые акты в интернете»

СТАНДАРТИЗАЦИЯ САЙТОВ, ОФИЦИАЛЬНО ПУБЛИКУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ИНТЕРНЕТЕ

Бочков С.И., заместитель Генерального директора, Информационная внедренческая компания ИВК, vss-05@mail.ru Кубанков А.Н., заслуженный работник связи России, д.в.н., профессор, ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия», kan9991@gmail.com

В статье рассмотрены проблемы официального опубликования документов в интернете. На примере Государственной системы правовой информации обоснована необходимость развития правового регулирования деятельности «электронных» средств массовой информации с учетом стандартизации мер по защите от современных угроз информационной безопасности.

Ключевые слова: стандарт, сайт, Интернет, публикация нормативно-правовых актов, информационная безопасность.

STANDARDIZATION OF OFFICIAL WEB PORTALS THAT PUBLISH LAWS AND

REGULATIONS ON THE WEB

Bochkov S., Deputy General Director, Information Innovation Company IVK, Kubankov A., Honored Worker of Communications of Russia, Doctor of Military Sciences, professor, Standartinform, FSUE

The article deals with the problems of official on-line publication. Through the example of the State system of legal information it substantiates the necessity for the development of legal regulations of the work of electronic media with due consideration of protection measures against the modern threats to information security. The article the necessity of elaborating technical regulations concerning the architecture of websites that operate as electronic media.

Keywords: standard, website, the Internet, official publication of laws and regulations, information security.

В п. 4 ст. 29 Конституции России [1] закреплены права человека, на которых строится открытое информационное общество -«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Это право корреспондируется с принципами целого ряда международных правовых актов, а именно:

- Резолюцией 59(1) Генеральной ассамблеи ООН 1946 г.;

- Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Европейской конвенцией о защите прав человека, принятой в Риме 4 ноября 1950 г.

Направленность на обеспечение информационных свобод граждан России закреплена такими документами как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [7] и Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [11]. В основу вышеуказанных нормативно-правовых актов положена идеологема о необходимости создания «открытого государства» для повышения эффективности взаимодействия государственных органов и гражданского общества.

Однако с незапамятных времен известно, что на «информационном поле» противоборство ведется постоянно не только на межгосударственном уровне, но и между различными социальными группами, а также людьми между собой. Ещё Сунь-Цзы в трактате «Искусство войны» писал: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской стороны ... Одержать сотню побед в сражениях -это не предел искусства. Покорить противника без сражения - вот венец искусства».

Впервые понятие «информационных войн» было введено в отчете Томаса Рона «Системы оружия и информационная война», подготовленным для компании Боинг (1976 г.). После распада СССР, как результата «холодной войны» понятия «информационное оружие», «информационные войны», «информационное противоборство» прочно вошли в обиход Минобороны США. В 1996 г. Минобороны США ввело в действие «Доктрину борьбы с системами контроля и управления», а в октябре 1998 г. - «Объединенную доктрину информационных операций».

При подготовке спецопераций в Панаме (1988 г.), «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1991 - 1992 г.г.), Югославии (1999 г.) американцами были апробированы основные элементы «информационной войны», когда заранее создавались специально подобранные и проинструктированные группы журналистов и фоторепортеров для «правильного» освещения будущих событий. При этом разрабатывались мероприятия по ограничению доступа в зону боевых действий нежелательных журналистов [14].

Наиболее «удачной» с точки зрения США информационной операцией стала поддержка агрессии Грузии против Южной Осе-

тии в августе 2008 года. Больше года после военного конфликта не только зарубежные СМИ или политические круги Европы, Азии и Африки, но широкие слои населения этих стран было убеждено, агрессия была со стороны России против Грузии. Все это - результат хорошо спланированного информационно-психологического давления как на население подвергшихся агрессии стран, так и мировую общественность.

Вместе с тем в России начали появляться компании, которые предоставляют услуги в области ведения «информационных войн» (см., например, Институт социальных технологий (http:// www.iovpani.spb.ru/), Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий (www.scicomcis.spb.ru) и др.). Таким образом, можно констатировать, что средства массовой информации в XXI веке являются одними из ключевых средств геополитического противоборства. Как отмечает Т. В. Гуржеянц, «организация с помощью средств массовой информации мощных информационных воздействий позволяет формировать у индивидуумов, групп и даже всего общества восприятие событий в желательном направлении» [14, с. 46].

Особенно это становится актуальным с широкомасштабным внедрением Интернета. На сегодняшний день интернет небезопасен. Это отмечено в одобренном 11.11.2013 г. первым комитетом Генеральной ассамблеи ООН российского проекта резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» [18].

Необходимо заметить, что Интернет стоит особняком в ряду средств массовой информации. В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» [4] Интернет - это «иная форма периодического распространения массовой информации». При этом однозначного приравнивания Интернета к средствам массовой информации в данном законе нет.

В середине 1990-х годов в России началась работа по правовой информатизации [6]. За последние годы удалось многое сделать. В настоящее время задача официального опубликования нормативно-правовых документов в Интернете решена, что определено российскими законами [2]. Де-факто государственная система официального опубликования нормативно-правовых документов обеспечивает такие свойства как: аутентичность, достоверность, целостность, своевременность, доступность, надежность, экономичность, приоритетность.

Таким образом, де-факто (потому что система принята в эксплуатацию) существует стандарт на техническую реализацию Интернет-портала в виде конструкторской и эксплуатационной документации и совокупности программно-технических средств, обеспечивающих реализацию вышеперечисленных свойств с учетом защиты информационных ресурсов от компьютерных угроз [17]. Более того, данный информационный ресурс зарегистрирован в

соответствии с регламентом [12] как средство массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53715).

Как было отмечено ряде работ (см., например, [15] и др.), реальными угрозами обществу, в том числе в информационной сфере, являются: «.. .терроризм, промышленный шпионаж, организованная преступность, публичные действия, хаос, политические изменения, конкурентное преимущество, шантаж, реванш, финансовые преступления». В связи с этим необходимо отметить целый ряд существующих противоречий, возникающих в сфере электронных коммуникаций, основными из которых являются следующие.

1. «Официальные» сайты федеральных, региональных и муниципальных органов власти таковыми не являются в связи с тем, что они (за редким исключением) не зарегистрированы в качестве средства массовой информации в Минкомсвязи России.

2. «Официальные» сайты федеральных, региональных и муниципальных органов власти реализованы без учета обеспечения вышеуказанных свойств из-за отсутствия технического стандарта де-юре.

Таким образом, в соответствии с правительственным постановлением [9] «официальные сайты» органов государственной власти не зарегистрированы в качестве базовых государственных информационных ресурсов, впрочем, и как электронные СМИ тоже. Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы [8] был разработан и функционирует Интернет-сайт (адрес - http:// www.duma.gov.ru/), но данный сайт не зарегистрирован в качестве СМИ и, соответственно, не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к официальным изданиям.

Если формальная регистрация официальных сайтов может быть осуществлена достаточно быстро (достаточно распоряжений Президента, Правительства Российской Федерации о необходимости регистрации государственных сайтов в качестве СМИ, а также уточнение законодательных актов, регулирующих деятельность региональных и муниципальных органов власти или воли руководителей государственных органов власти), то разработка технического стандарта и создание собственно Интернет-порталов для обеспечения работы электронных СМИ в настоящее время находится вне компетенции существующих органов государственной власти. Научные и организационно-технические решения по построению защищенных Интернет-порталов известны, к сожалению, небольшой группе специалистов участвующих в разработке таких сайтов, как http://pravo.gov.ru/, http://www.kremlin.ru/, http://government.ru/ и др.. В частности, данные решения обеспечивают:

- целостность информации с использованием электронно-цифровой подписи;

- двухфакторную идентификацию при организации доступа легитимным пользователям;

- ведение эталонной базы данных;

- защиту от вирусов и компьютерных атак;

- распределение и контроль полномочий легитимных пользователей;

- устойчивость функционирования для ведения круглосуточной работы серверного оборудования и др.

Регулирование отношений при создании сайтов для органов государственной власти определено Правительством РФ [10] и Приказом Минкомсвязи России [13]. Однако в настоящее время общих требований явно недостаточно. При том, что на сегодняшний день зарегистрировано более 88000 СМИ, задача официального опубликования в Интернете потребует как значительных финансовых затрат на приобретение дорогостоящих программно-технических средств, так наличия высокопрофессиональных специалистов в области информационной безопасности [16].

Таким образом, осознавая реальные угрозы российскому обществу при широком использовании Интернета в качестве средства массовой информации, представляется целесообразным отметить две основных тенденции в регулирования отношений:

с одной стороны, - уточнение ряда нормативно-правовых актов в части обязательной регистрации официальных сайтов органов государственной власти в качестве электронного СМИ;

с другой стороны, - разработка стандартов и технических регламентов по созданию защищенных Интернет-сайтов.

Литература:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) (в ред. 30.12.2008 г.).

2. Федеральный закон от 21.10.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» № 289-ФЗ.

3. Федеральный закон от 25.12.2012 г. «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и статью 9.1 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» № 254-ФЗ.

4. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» № 2124-I (ред. от 05.04.2013 г. с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013 г.).

5. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2013 г. «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» № 88.

6. Программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1995 г.

7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации / Утверждена Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 г. № Пр-212.

8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 3018-ГД.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2012 г. «О базовых государственных информационных ресурсах» № 928.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям» № 424.

11. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р.

12. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций предоставления государственной услуги по регистрации средств массовой информации // Утвержден приказом Мин-комсвязи от 29.12.2011 г. № 362.

13. Требования по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования: утв. приказом Минкомсвязи России от 25.08.2009 № 104.

Научная литература

14. Гуржеянц Т.В., Дербин Е.А., Крылов Г.О., Кубанков А.Н. Информационные операции современности: Учебное пособие. - М.: ВАГШ, 2004. - С. 39-40.

15. Котухов М.М., Калашников А.О., Кубанков А.Н. Информационная безопасность: Учебное пособие. - М.: Физтех, 2009. - 195 с.

16. Кубанков А.Н., Сахнин А.А. Опыт взаимодействия вуза и инновационного предприятия при подготовке специалистов для сферы безопасности радиосвязи // Безопасность информационных технологий, 2012. - № 1. - С. 33-36.

17. Лазарев В.М., Барановский А.Г. Решение задач официального опубликования нормативно-правовых документов в сети Интернет // Правовая информатика, 2013. - № 2.

18. Официальный сайт ООН: http://www.un.org/disarmament/ HomePage/ ODAPublications/Disarmament Study Series/PDF/ DSS_33_Russian.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.