Научная статья на тему 'Стандартизация конфликтологии и медиации в образовании'

Стандартизация конфликтологии и медиации в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЯ / МЕДИАЦИЯ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / CONFLICTOLOGY / MEDIATION / SPHERE OF EDUCATION / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певная Е.Ю.

Практики конфликтологии и медиации в образовании выходят на нормативно-правовой уровень. Школьная служба медиации, комиссия по урегулированию споров, профессиональные компетенции образовательных стандартов, цели школьных образовательных стандартов, требуют модернизации и сопряжения профессионального стандарта педагога с требованиями обновленного законодательства и разработки интегрированных магистерских программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practices of conflict resolution and mediation in education reach legal and regulatory framework. Commission on settlement of disputes, mediation services in schools, aims of school educational standards, professional competences of education standards require the modernization and blending of the professional standards for teaching staff with the requirements of the recent laws, and the development of integrated Master's degree programs.

Текст научной работы на тему «Стандартизация конфликтологии и медиации в образовании»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь

According to the ideas of A.A. Leontyev speech activity as the notion doesn't exist. «There is only a system of speech activities, which are fully connected with meaningful actions - theoretical, intellectual or practical» [4]. This point of view is supported by I.A. Zimniya «speech activity represents a process of active, purposeful, mediated by language and caused by a communicative situation, interaction of people» [5]. Based on these ideas, we can make a conclusion, that development of cross-cultural communication skills will be successful in the purposeful and meaningful situations. Its worth mentioning, that joint-activity with the representatives of other nations is on of them.

Taking into account everything that has been mentioned above, we can come to the conclusion that volunteering is one of the actual methods of developing cross-cultural communication skills while teaching foreign languages. The concepts «volunteering», «volunteer», «volunteering activity» appeared in the 20-30s years of the XX century. It’s been widely spread abroad and existed in Russia in various forms (sisters of mercy, pioneers, work of the so called Timur’s teams during the Great Patriotic war.)

Volunteering is an activity which is performed without any payment and aimed at achieving socially important goals, solution of any kind of problems in the society. Volunteering is a positive factor of civil society formation and is widely applied to the upbringing of young generation. Considering cross-cultural communication, we should take into account that it represents equal cultural communication of different nations’s individuals with their own peculiarity and originality. Comparing different cultures the representatives try to figure out universal principals, which are used regardless cultural background. There is a natural development of cross cultural communication skills based on the desire of the students to do something useful for the community. Moreover, feelings of civil responsibility is formed along with acquaintance of students with ethnic and demographic situation in the world. It’s worth mentioning, that the major conditions for forming skills of cross-cultural communication in volunteering is genius interest and motivation, as well as consciousness of personal value of participation in any kind of volunteer activities.

The peculiarity of development cross-cultural communication skills in volunteering is based on the opportunity to integrate upbringing with teaching language skills. It’s also worth mentioning that socially approved activity is the leading type of activity for teenagers. In this regard, using volunteer projects in the course of teaching foreign languages is one of the most important methods of development cross-cultural communication skills.

References

1. T.G.Grushevitskaya, V.D. Popkov, A.P. Sadokhin Bases of cross-cultural communication: The textbook for higher education institutions// under the editorship of A.P. Sadokhin. Moscow: Unity-Dana, 2002. - p. 141

2. O.V. Brezgina Research and training of cross-cultural communication: world and Russian experience// State.Economy.Culture: set of research papers.

3. S.G. Terminasova Language and cross-cultural communication// Moscow:Slovo, 2000. - p.624

4. A.A. Leontyev Theory of speech activity. Moscow, 1971.

5. I.N. Zimnyaya Psychological aspects of training speaking in a foreign language. - Moscow, 1985.

DOI 10.18454/IRJ.2015.41.063 Певная Е.Ю.

Аспирант, Балтийского Федерального университета им. Иммануила Канта, г. Калининград СТАНДАРТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ И МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Практики конфликтологии и медиации в образовании выходят на нормативно-правовой уровень. Школьная служба медиации, комиссия по урегулированию споров, профессиональные компетенции образовательных стандартов, цели школьных образовательных стандартов, требуют модернизации и сопряжения профессионального стандарта педагога с требованиями обновленного законодательства и разработки интегрированных магистерских программ.

Ключевые слова: конфликтология, медиация, сфера образования, стандартизация.

Pevnaya E.J.

Postgraduate student of Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad STANDARDIZATION OF CONFLICT RESOLUTION AND MEDIATION IN EDUCATION

Abstract

The practices of conflict resolution and mediation in education reach legal and regulatory framework. Commission on settlement of disputes, mediation services in schools, aims of school educational standards, professional competences of education standards require the modernization and blending of the professional standards for teaching staff with the requirements of the recent laws, and the development of integrated Master's degree programs.

Keywords: conflictology, mediation, sphere of education, standardization.

Каким образом представлены и регламентируются в современных нормативно-правовых документах проблемы медиации и конфликтологии в сфере образования?

На федеральном уровне, представленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», мы можем рассмотреть все необходимые аспекты для урегулирования конфликтов.

1. На примере статьи 45 «О защите прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, для защиты своих прав вышеупомянутые представители имеют право:

2) обратиться в комиссию по урегулированию споров, конфликтов интересов между участниками образовательных отношений.

2. Создание комиссии по урегулированию разногласий по вопросам реализации права.

43

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь

3. Созданная комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений представлена родителями (законными представителями), несовершеннолетними и совершеннолетними обучающимися, а так же работниками различных образовательных организаций.

6. Все аспекты, связанные с решениями комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, регулируются локальным нормативным актом, учитывающим мнение всех вышеупомянутых сторон» [4].

Положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» действуют с 1 января 2014 года. Очевидна государственная потребность на конфликтологию и медиацию. Законодательно требуются компетенции, способствующие реализации данных положений от руководителей и педагогов образовательных учреждений

Государственной программа «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в разделе 5. «Создание системы обеспечения прав и интересов и защиты детей и дружественному к ребенку правосудия» в перечне наименований направлений деятельности определяет направление «Организация школьных служб примирения, способствующее разрешению конфликтов, профилактике различных правонарушений детей и подростков, а так же улучшению отношений в образовательном учреждении» [3]. Письмо Минобрнауки России №ВК-844/07 от 18.11.2013 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» конкретизирует организационные положения. Согласно данному документу, работники сферы образования должны иметь соответствующую квалификацию, позволяющую применять процедуру медиации [1].

Государственный заказ на конфликтологию выражен образовательными результатами личностного, социального и познавательного развития учащихся ФГОС начального, основного общего и образования в старшей школе.

ФГОС начального общего образования предполагает «9) развитие способности сотрудничества, взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, а так же умение избегать появление конфликтных ситуаций и находить выходы из них»; метапредметных результатов - «13) конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, учитывая интересы всех сторон » [8].

ФГОС основного общего образования устанавливает в качестве метапредметных результатов «9) организацию индивидуальной и групповой работы, сотрудничества и совместной деятельность в процессе образования со сверстниками и учителями» [9].

ФГОС среднего (полного) общего образования в качестве метапредметного результата предполагает «2) способность продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности» [10].

Суммируя конфликтологический аспект в портрете современного школьника, отметим, что к периоду окончания средней школы молодые люди должны овладеть умениями профилактики и разрешения конфликтов со всеми участниками учебного взаимодействия, включая взрослых, на основе учета интересов сторон и согласования позиций.

Способен ли современный педагог обеспечить формирование конфликтной компетенции школьника? Объективным ответом на вопрос заключается в профессиональном стандарте педагога.

Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва, деятельность педагога представлена как совокупность трудовых функций и соответствующих им необходимых знаний и умения.

Конфликтологический аспект в качестве требования для всех групп педагогов указан только в воспитательной функции как необходимое умение «помогать детям, защищать интересы и достоинство обучающихся, оказавшихся в конфликтной ситуации»; для учителя основной и средней школы - как необходимое умение «обладать способностью диагностировать причины конфликтных ситуаций, реализовывать их профилактику и разрешение»[2]. При этом названные трудовые действия и необходимые умения не предусматривают никаких необходимых специальных знаний в области конфликтологии. Выбор конфликтной ситуации в качестве объекта трудовых действий и умений педагога нельзя считать продуктивным, так как это явление в теории конфликтологии имеет субъективный статус и часто на практике никак не объективируется.

Возможным вариантом преодоления рассогласования профессионального стандарта педагога с государственным заказом в области конфликтологии для образования является реализация образовательных стандартов высшего образования.

Каким образом представлена конфликтологическая тематика в ФГОС высшего образования по педагогическим направлениям подготовки, так называемого «третьего поколения»?

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [5] и 44:03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) [6] отсутствуют положения, направленные на управление конфликтами и реализацию медиации.

Частично проблема конфликтологического образования педагогов решается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата).

В разделе «IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» сформулирована одна контекстная профессиональная задача в социально-педагогической деятельности: определение конфликтных

ситуаций, проблем и отклонений в поведении, определение и развитие интересов обучающихся;

организация посредничества между социальными институтами и обучающимися», причем посредничество не применяется к урегулированию споров или процедуре медиации».

Соответственно профессиональной задаче в разделе «V. Требования к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» сформулирована профессионально-прикладная социально-педагогическая компетенция:

способность к выявлению трудностей, интересов, проблем, отклонений в поведении и конфликтных ситуаций обучающихся (ПКСП-2)» [7].

44

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь

Для специалистов-конфликтологов очевидно, что при таком подходе к проектированию содержания профессиональных компетенций и, следовательно, содержания высшего образования педагогов реализовать государственный и социальный заказ в области конфликтологии и медиации не представляется возможным.

Решением противоречия может стать разработка программ вариативной части стандартов и магистерских программ, интегрирующих профессиональные компетенции педагога и конфликтолога, таких как «Педагогическая конфликтология», «Медиация в сфере образования». Количество разрешенных конфликтов в комиссии по урегулированию споров и школьной службе примирения должно стать в ряд показателей эффективности деятельности образовательных учреждений и должно быть включено в показатели регионального мониторинга качества образования.

Литература

1. Письмо Минобрнауки России №ВК-844/07 от 18.11.2013 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». URL: ЬИр://минобрнауки.рф/документы/3820 (дата обращения 09.05.2015).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения 09.05.2015).

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы" Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz31Ic1dw9Y (дата обращения 09.05.2015).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 09.05.2014).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения

09.05.2015) .

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) (уровень бакалавриата). URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения 09.05.2015).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения

09.05.2015) .

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения 09.05.2015).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4099 (дата обращения 09.05.2015).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://standart.edu.m/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 09.05.2015).

References

1. Pis'mo Minobrnauki Rossii №VK-844/07 ot 18.11.2013 «O napravlenii metodicheskix rekomendacij po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii». [Letter of the Russian Ministry №VK-844/07 dated 11.18.2013 "On the direction of the guidelines for the organization of school mediation services"]. Available at: http: //minobrnauki.rf/dokumenty/3820 (accessed 05 May 2015).

2. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n g. Moskva "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from October 18, 2013 N 544n Moscow "On approval of the professional standard" Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (educator, teacher)"]. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (accessed 05 May 2015).

3. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761 "O Nacional'noj strategii dejstvij v interesax detej na 2012 - 2017 gody" Sistema GARANT [The Presidential Decree of June 1, 2012 N 761 "On the National Strategy of Action for Children for 2012 -2017" System GARANT]. Available at: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz31Ic1dw9Y (accessed 05 May 2015).

4. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law of December 29, 2012 №273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Available at:

http: //minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (date of treatment 05.09.2014).

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) [The federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 Teacher education (undergraduate level)]. Available at: http://regulation.gov.ru (accessed 05 May 2015).

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami obrazovaniya) (uroven' bakalavriata) [The Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.05 Teacher education (two educational profiles) (undergraduate level)]. Available at: http://regulation.gov.ru (accessed 05 May 2015).

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psixologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) [The federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.02 Psycho-pedagogical education (undergraduate level)]. Available at: http://regulation.gov.ru (accessed 05 May 2015).

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovaniya [The Federal state educational standard of primary education]. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (accessed 05 May 2015).

45

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovaniya [The Federal state educational standard of general education]. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4099 (accessed 05 May 2015).

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovaniya [The federal state educational standard of secondary (complete) general education]. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (accessed 05 May 2015).

DOI 10.18454/IRJ.2015.41.156 Петров П.А.

Кандидат технических наук, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (Горный университет) ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Рассматриваются особенности подготовки специалистов технических направлений в России, актуальные на современном этапе экономики России. Отмечена проблема отсутствия в наше время тесных контактов предприятий с высшими учебными заведениями. Приведены возможные меры решения данного вопроса и сохранения положительных сторон советского образования.

Ключевые слова: образование, магистратура, вуз-предприятие.

Petrov P.A.

PhD in Engineering, National Mineral Resources University (Mining University)

ISSUES OF TRAINING AND EMPLOYMENT OF TECHNICAL EXPERTS AT THE PRESENT STAGE

OF THE RUSSIAN ECONOMY

Abstract

The issues of training specialists of technical areas in Russia, that are relevant at the present stage of Russian economy. The problem of the lack close contacts of companies with higher education institutions is marked. Discusses possible solutions to address this issue and preserve the positive qualities of Soviet education.

Keywords: education, masters program, university-enterprise.

В Советском Союзе ключевой особенностью подготовки специалистов высшей квалификации технических областей знаний было обучение, объединяющее взаимодействие высших учебных заведений с работодателями. Аналогичный опыт образования присутствует также в зарубежных странах: в Англии такая система называется «Сэндвич», в США - кооперированная [1]. В соответствии с данными моделями обучения, работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением.

Изменением количества обучающихся, при объективной оценке, можно было регулировать требования производства в трудовых ресурсах. Выпускники вузов знали, что им будут обязательно предоставляться рабочие места по распределению, что давало возможность удовлетворять спрос предприятий в высококвалифицированных кадрах, а выпускникам реализовать и развивать приобретенные знания на предприятии.

В связи с распадом советского устройства установившаяся система взаимоотношений между вузом, предприятием и государством перестала функционировать. В настоящее время, вместо обязательного распределения выпускников на предприятия, в вузах стали функционировать центры помощи в трудоустройстве студентов, которые, оказались не эффективны вследствие низкого правового статуса и недостаточной активности [2].

Тенденция населения на работу в «офисе», запрет старшего поколения следовать примеру родителей-заводчан и промышленников с одновременной коммерциализацией и доступностью бюрократического образования в вузах, привела к переизбытку квалифицированных менеджеров, экономистов, юристов, работающих металлургами, горняками, шахтерами и т.д.

В 50-80-х годах получение рабочей специальности велось в профессиональных технических учреждениях и техникумах. Вузами научно-исследовательскими институтами подготавливались специалисты с высшим образованием для предприятий. Такое разделение способствовало разумному, а также экономически бережливому подходу в подготовке требуемой рабочей силы в зависимости от экономического уровня регионов страны.

Необходимость создания заводов-втузов была обусловлена рядом причин, одной из которых была недовольство руководителей отраслей экономики и крупных предприятий длительным процессом адаптации выпускников очной формы обучения к заводским условиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В СССР завод-втуз, организуется на базе крупного промышленного предприятия в целях подготовки инженеров среди работников данного и других близких по специфике производства предприятий. Обучение студентов происходит как с отрывом до 5 месяцев в течение учебного года, так и без отрыва от производства с чередованием этих форм обучения месяцам, семестрам. Особенностью учебного процесса является сочетание в равных долях теоретических занятий с работой по специальности на производственной площадке предприятия в течение всего срока обучения, составляющего 5,5 - 6 лет. Выпускники защищают дипломный проект и получают диплом высшего образования единого образца.

Прямое взаимодействие учебное заведения с предприятием давало возможность регулировать необходимое количество студентов и, следовательно, иметь высокую эффективность вложения денежных средств на подготовку специалистов. Взаимодействие системы высшего образования и обязательного распределения выпускников обеспечивало предприятия требуемыми специалистами. В то же время у выпускников появлялась возможность быстрого трудоустройства и самореализации после окончания учебного заведения. Наряду с трудоустройством, за счет предприятия, молодой специалист был обеспечен жизненно необходимыми благами.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.